Рыцарство
Содержание:
- Новинки моды, выкованные из стали
- Турниры были смертельно опасны
- Защитник Царства Небесного
- Структура Тевтонского ордена
- Битва при Монс-ан-Певеле 1304 года
- Аттила
- Орден госпитальеров (Мальтийский)
- Меч
- Турниры — это изысканные светские мероприятия Средневековья
- Жак де Моле (1244-1314)
- Тристан
- Источники
- Раннее Средневековье. Интересные факты
- Эдуард Черный принц (1330-1376)
- Обряд посвящения[]
- Орден Святого Лазаря
- Немного истории
Новинки моды, выкованные из стали
Веяниям моды следовали и при выборе доспехов, которые должны были быть не только надёжной защитой их владельца, но и показателем его статуса. Любопытно отметить, что выковывались они в соответствии с бытовавшей в тот период модой на парадные костюмы. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с коллекциями защитного вооружения, представленными в крупнейших музеях мира.
Например, в «Рыцарском зале» Эрмитажа представлено немало доспехов, своим видом напоминающих наряды придворных щёголей, о чём, обычно, упоминают музейные экскурсоводы. Кроме того, многие образцы оружия той эпохи являются настоящими произведениями декоративного искусства, что также служило поддержанию престижа их владельцев. Кстати, вес комплекта доспехов и сопутствующего вооружения достигал 80 кг, следовательно, рыцарь должен был иметь хорошую физическую подготовку.
Турниры были смертельно опасны
Даже когда турниры только появились и на них сражались боевым оружием в боевых доспехах, участники должны были избегать сильных, ранящих ударов. Потери среди турнирных бойцов, безусловно, были. В горячке боя сложно уследить за соблюдением правил.
Особенно травмоопасными оказывались массовые бои, которые могли продолжаться довольно долго. Ожесточение участников постепенно нарастало, что и приводило к жертвам.
В целом опасность турниров сильно преувеличена. И вероятно, именно потому, что в числе жертв состязаний были известные исторические фигуры, о гибели которых рассказывали и столетия спустя.
Защитник Царства Небесного
Баллиану Ибелину удалось избежать плена и вернуться в Иерусалим. После этого к городу подошли войска Салах ад-Дина. Началась осада, а Балиан возглавил гарнизон. На тот момент в Иерусалиме осталось всего четырнадцать рыцарей. Чтобы поднять боевой дух, барон Ибелин собрал горожан и приказал всем оруженосцам стать на колени и посвятил их всех в рыцари. Имена рыцарей Средневековья, список которых увеличился до шестидесяти, навсегда вошли в историю. Следующие шесть дней сарацины штурмовали город, но безуспешно. Несмотря на подавляющее большинство, им не удалось взять город, христиане смогли сдать его на выгодных для себя условиях. Всем желающим было предоставлено право покинуть город. Гроб Господень остался под личной охраной Салах ад-Дина.
Структура Тевтонского ордена
Провинции (комтурии) ордена находились на территории Ливонии, Апулии, Тевтонии, Австрии, Пруссии, Армении и Романии. В хрониках упоминается семь крупных провинций, но имелись и более мелкие владения.
Каждая должность и титул в ордене были выборными. Даже глава ордена Великий Гроссмайстер избирался и был обязан совещаться с 5 гроссгебитерами (Великими Повелителями). Каждый из этих 5 постоянных советников отвечал за определенное направление в ордене:
- Великий комтур (правая рука главы ордена и его интендант).
- Верховный маршал.
- Верховный госпитальер (управлял всеми больницами организации).
- Квартирмейстер.
- Казначей.
Управление определенной провинцией осуществлял Ланд-комтур. Он также обязан был совещаться, но уже с капитулом. Даже командир гарнизона крепости (кастелян) принимал то или иное решение с оглядкой на мнение находившихся под его началом воинов.
Если верить летописям, то рыцари-тевтонцы не отличались дисциплиной. У тех же тамплиеров порядки были куда жестче. Тем не менее на первых порах организация довольно эффективно справлялась с поставленными перед ней задачами.
Битва при Монс-ан-Певеле 1304 года
Сражение при Арке не смогло поставить точку в противостоянии фламандцев и французов, поэтому следующая партия была лишь вопросом времени. Стороны активно наращивали войска и сошлись в противостоянии в августе 1304 г. Численность сторон оценивается как равная – около 13 000 французов (3000 всадников и 10 000 пехотинцев) и 12 000 – 15 000 фламандцев , хотя безусловно у короля был явный перевес в рыцарях. Бой начался традиционно перестрелкой арбалетчиков, после чего к строю фламандцев выдвинулись рыцари и…
И снова французы останавливаются напротив плотного пехотного строя, не пытаясь в него бросаться. Ситуация снова патовая, бидауты (легкая пехота французов) обстреливают строй фламандцев издалека, а сами фландрийцы сбиваясь в небольшие отряды по 10-40 человек сами (!) нападают на рыцарей, покидая строй. Таким образом, обе стороны несут потери. Из тупика стороны стараются выйти, начав переговоры, но они срываются (фламандцы заподозрили французов в подготовке к нападению) и фламандцы переходят в атаку. Французские силы отброшены к лагерю, да так что фландрийская пехота пробивается к королю Филлипу IV, один бодрый фламандский воин бьет годендагом по лошади монарха и та в испуге скачет к рыцарям, которые наблюдают за судьбой своего властителя с безопасного расстояния. В конечном счете, Филиппу удается организовать сопротивление и далее сведения хроник расходятся, Гентские анналы говорят, что французы отступили, остальные источники, что отошли фландрийцы – это, вероятно, ближе к истине. Как бы то ни было, потери с обеих сторон были значительные (около 1000 человек вероятно) и для французов битва при Монс-ан-Певеле была такой же Пирровой победой, что сражение при Арке для фламандцев.
Прорисовка фрески с Гентского алтаря Verbruggen (1998)
Переломить ситуацию французы смогли в 1328 году в битве при Касселе, однако, она демонстрирует заметно иной подход. Французская пехота теперь держит фронт фламандцев, пока рыцари бьют по флангам. Но даже эта битва показывает традиционный тупик – фламандцы, оказавшись в окружении, строятся «короной», а французы, потеряв несколько лошадей, снова отказываются от атаки, открывают свой строй, чтобы фландрийцы смогли отступить. Как и в предыдущих битвах, никто не торопится «вытаптывать» или «сметать» с поля плотный пехотный строй. Интересно, что согласно Фландрской хронике, рыцари прямо отказались от атаки на коне, видя плотный строй пехоты :
Забегая вперед, здесь стоит отметить, что французы находились под сильным общественным давлением, так отступивших рыцарей после разгрома при Куртрэ (1302), а также сбежавших при Монс-а-Певеле (1304) и Пуатье (1356) открыто обвиняли в государственной измене.
Сейчас посмотрим, что происходило в битвах с другими участниками.
Аттила
Повелитель гуннов жил ещё раньше Роланда — в начале пятого века. Незадолго до этого гунны пришли в Европу из Азии, вели кочевой образ жизни и не уставали удивляться европейским нравам (а конкретно Восточной и Западной Римским империям). Римляне казались горячему Аттиле изнеженными и развращёнными, прямо-таки созданными, чтобы им навалять. И Аттила навалял.
Вождём он был провозглашён на паях с братом Бледой. Поначалу у братьев наметилось дивное взаимопонимание, которое выразилось в том, что Бледа не мешал Аттиле. Аттила обрадовался и начал с того, что явился к византийскому императору Феодосию с известием, что отныне тот будет платить ему 700 фунтов золота в год.
— Это ещё с чего? — удивился просвещённый император.
— Слышь, чо непонятно, в натуре? — на неплохой латыни объяснил Аттила. — Это за то, что я буду других гасить, а тебя не буду. Пока.
— Ах, ну да, — капитулировал перед напором аргументов Феодосий. — Знатный вы всё-таки ритор.
Заключив таким образом договор с Византией, Аттила начал уестествлять соседние варварские племена — акациров, бургундов, тевтонов, славян. Несмотря на соглашение с Феодосием, всё же не удержался и напал на Византию, отжав у неё примерно Сербию, однако Феодосию удалось договориться, чтобы дальше всё-таки гунны не шли.
Бледа сидел дома, пил, ел, толстел и оказывался совершенно непригоден к любой полезной работе. Аттила огорчился и убил его.
— Как-то невежливо так с родственниками поступать, — начали судачить византийцы.
— Невежливо? Щас вам будет вежливо, — пообещал Аттила и отправился во второй поход на Византию.
Аттила только внешне был отбитым наглухо грубоватым варваром. То есть он мог быть таким — а мог внезапно перевоплотиться в интеллигентного правителя в римской одежде, разговаривающего на прекрасной латыни.
Но чаще всего Аттила предпочитал, чтобы его видели Страшным Букой — безумным варваром, которого интересует в жизни только кровь врагов.
В общем, на этот раз Аттила остановился только в Греции. Феодосий уже прикидывал, как будет бежать из Константинополя, но снова удалось договориться — побеждённая империя обещала выплачивать дань.
Потом Аттила разбил галлов, захватил Италию — и не взял Рим только из-за эпидемий и голода. Умер он уже в довольно пожилом возрасте, то ли от разрыва кровеносного сосуда, то ли будучи заколотым собственной женой Ильдико — франкской принцессой, мстившей ему за свой народ (франков Аттила тоже уестествил). Оставил по себе у всех добрых христиан славу дикого варвара, Бича Божьего и реально наказания за грехи…
Правда, викинги, например, считали иначе. Для них даже Аттила был не слишком-то отбитым…
Орден госпитальеров (Мальтийский)
Орден госпитальеров – больше известен как Мальтийский орден. Также известен как Орден Святого Иоанна. Изначально он объединял монахов, которые при этом еще и являлись воинами — рыцарями. Орден госпитальеров был основан во время первого крестового похода в 1099 году. Символом членов ордена является белый восьмиконечный крест. По многим источникам это самый первый рыцарский орден, хотя по году основания Орден Святого Лазаря старше на 1 год.
Орден был основан в Святой Земле (в Палестине) изначально как госпиталь для уставших и раненых пилигримов и обычных светских рыцарей. Но в результате более чем успешных результатов Первого крестового похода он превратился в могущественную боевую организацию, крепко спаянную железной дисциплиной, подкрепленной правом на долю в добыче.
Страховка от COVID-19
Смыслом существования Ордена Святого Иоанна стала защита Святой Земли и борьба с мусульманами. Шло время, позиции христиан на Ближнем Востоке слабели, завоеванные королевства гибли одно за другим, но иоанниты держались. Отступали перед превосходящими силами противника — но держались.
После окончательного поражения крестоносцев на Ближнем Востоке госпитальеры передислоцировались на Кипр. Затем — на Родос. Потом на Мальту, которая и стала их домом на несколько столетий. Все это время рыцари-иоанниты были сущим проклятием для турецких кораблей и вечной костью в горле у султанов Блистательной порты.
Половина награбленного у турок шла в казну Ордена, а вторая — в казну Папского престола, чему Папы, надо думать, были несказанно рады.
Госпитальеров выгнал с Мальты не кто другой, как Наполеон. Рыцари, лишившиеся дома, флота, армии и всех источников дохода, разбрелись по белу свету. Довольно большую группу госпитальеров-мальтийцев принял в Петербурге знаменитый император-романтик Павел Первый, за что был удостоен звания великого магистра ордена (!), хотя не являлся католиком. Папский престол это назначение, кстати, так и не признал.
В настоящее время орден святого Иоанна вновь вернулся на Мальту, хотя больше не правит ею. Капитулы ордена расположены во многих европейских государствах, хотя большей частью — такой вот казус судьбы — уже являются протестантскими.
Похожая публикация: Война Алой и Белой Розы
Иоанниты нашего времени вернулись к своим изначальным занятиям — благотворительности, организации и обустройстве больниц, и т.п., умело совмещая все это с зарабатыванием денег. Опыт тысячелетий-то не пропьешь.
Меч
Меч, воспетый в легендах о рыцарях, имел такую форму не столько из-за удобства ведения боя, сколько из-за того, что напоминал католический крест. Это имело огромное значение для рыцарей (вы уже знаете, что основные рыцарские ордена были созданы под влиянием Крестовых походов), которые также наносили изображение креста на свои доспехи и повседневную одежду.
Перевёрнутый меч в некоторых случаях использовался, как распятие, а рыцарь с обнажённым мечом должен был нести слово Божье в захваченных землях. Часть рыцарского кодекса заключалась в том, чтобы вести сражения за церковь и Бога, поэтому основная конструкция меча оставалась неизменной на протяжении веков.
Кстати, рекомендуем посмотреть на thebiggest.ru интересную статью про 10 видов смертоносного средневекового оружия.
9
Турниры — это изысканные светские мероприятия Средневековья
Да, представители знати участвовали в турнирах, особенно если их проводил король или герцог.
Но рыцарские состязания стали столь популярными, что их мог устроить даже мелкий феодал. В этом случае на арене встречались меньше десятка его друзей и родственников, а посмотреть на это действо собирались крестьяне и обитатели ближайших замков.
Да и рыцарские оруженосцы порой происходили из самых низов. И отличались буйным, неуправляемым поведением. Например, в 1288 году несколько оруженосцев во время праздника, сопровождавшего турнир, напились, переоделись в монашеские рясы и шутки ради подожгли город. Так что очень скоро на рыцарские состязания запретили вход с оружием всем, кроме непосредственных участников. Власти опасались, что толпа, разгорячённая свободно продающимся алкоголем и спортивным азартом, возьмётся за мечи и ножи.
Турнир всегда нёс на себе отпечаток времени. От жестоких забав раннего Средневековья до придворных развлечений Ренессанса. Он всегда следовал вкусам эпохи, успешно дожив до наших дней в виде фестивалей исторической реконструкции.
Жак де Моле (1244-1314)
Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.
Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.
Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.
13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.
Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.
Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.
Тристан
Персонаж популярной кельтской легенды о возвышенности любви. Имя рыцаря в переводе означает «грустный».
Тристан отправился в путешествие за девушкой Изольдой, на которой хотел жениться его король Марк. Рыцарь спас ее от дракона.
Молодые люди влюбились друг в друга, но Изольде пришлось выйти замуж за короля Марка. Недоброжелатели рыцаря рассказали Марку о связи Тристана с его женой. Правитель был в гневе, но вскоре простил их.
Он отправил Тристана искать свое счастье в других странах. Тот погиб во время поединка. Изольда приехала к возлюбленному и умерла рядом от горя. Король Марк приказал похоронить молодых вместе на берегу океана.
Источники
Как и бенедиктинцы и другие монашеские ордена во времена Средневековья Европы , буддийские монахи стали хранителями и хранителями литературных традиций Кореи, документируя письменную историю Кореи и ее наследие от периода Силла до конца династии Корё . Корейские буддийские монахи также разработали и использовали первые в истории подвижные металлические печатные машины — примерно за 500 лет до Гутенберга — для печати древних буддийских текстов. Буддийские монахи также занимались делопроизводством, хранением и распределением еды, а также имели возможность осуществлять власть, оказывая влияние на королевский двор Корё.
Раннее Средневековье. Интересные факты
Раннее Средневековье – это период с 6 по 10 века. Второе название этого этапа – «поздняя античность», говорящее о связи с эпохой античности. То время позднее стали называть просто «темные века».
Интересный факт: период Средневековья ознаменовался приходом в Западную Европу германских племен, в первую очередь готов и вандалов, не знавших городов, европейской культуры. Многие из них были языческими племенами. Города пришли в упадок, многие были разграблены, местные жители обратились в бегство. Торговля пошла на спад: перевозить товары и торговать стало опасно. В это время началось расширение Франкского государства, достигшего наибольшей силы при Карле Великом (768-814). Карл Великий задумал создать новую Римскую империю.
Интересный факт: в империи Карла Великого не было столицы. Он вместе со своим двором разъезжал от одного поместья к другому. В государстве начали развиваться феодальные отношения. Свободные люди насильственно превращались в подневольных. Усилилась власть крупных феодалов, живших в своих замках, они стали полновластными хозяевами своих земель. А после падения Каролингской империи земли и вовсе были поделены между лордами и князьями, что еще больше укрепило власть феодалов.
Эдуард Черный принц (1330-1376)
Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.
Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья — при Кресси и при Пуатье.
За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.
8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.
Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».
Обряд посвящения[]
Уже во временаТацитавручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания обозначало его совершеннолетие. Оружие вручал кто-нибудь из вождей племени, либо отец, либо родич молодого человека.Карл Великийв 791 г. торжественно опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика, а Людовик, в 838 г. — своего 15-летнего сына Карла. Этот немецкий обычай лег в основу средневекового посвящения в рыцари, как члены воинского клана. Посвящение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс».
Рыцарем на протяжении долгого времени мог стать каждый. Сначала рыцарство д
«Посвящение в рыцари», Эдмунд Блер Лейтон (1853—1922)
авалось, по немецкой традиции, в 12, 15, 19 лет, однако в XIII столетии заметно желание отодвинуть его до совершеннолетия, то-есть до 21-го года. Каждый рыцарь мог посвящать в рыцари, но чаще это делали родственники посвящаемого, сеньоры, короли и императоры стремились оставить это право за собой.
В XI—XII ст. к немецкому обычаю вручения оружия присоединился обряд подвязывания золотых шпор, надевания кольчуги и каски, принятия ванны перед одеванием. Сolée, или удар ладонью по шее, вошел в употребление позднее. Он был для рыцаря проверкой смирения и распространялся с севера. Некоторые исследователи связывают его с Римским актом освобождения (для несвободного всадника принятие в рыцари было фактически освобождением). Это единственный удар за всю жизнь рыцаря, который он мог получить, не возвращая. Ближе к концу обряда рыцарь вскакивал, не касаясь стремен, на коня, скакал галопом и ударом копья поражал манекены, установленные на столбах. Иногда сами рыцари обращались за освящением оружия к церкви, таким образом стали проникать в обряд христианские обычаи.
Однако вначале церемония посвящения носила светский характер. Тем не менее, влияние церкви на военное сословие было ощутимым, вначале через присягу на верность, потом через присягу Земному или Божественному свету, наконец — через обряд освящения оружия перед вручением его воину при достижении зрелости. «Верность» включает исполнение христианского долга служить Богу, защищать церковь, вдов, сирот, обязательство придерживаться справедливости и т. д.
Так церковь включила посвящение в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Посвящение чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Возник обычай «ночной стражи»: перед посвящением, вечером, посвящаемый должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был не спать и молиться. На рассвете ночная стража заканчивалась, и церковь наполнялась людьми. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь вселяла мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Потом проводилась светская часть: опоясывание мечем, «удар», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал рыцаря.
Орден Святого Лазаря
Возник в Палестине. Поначалу это cообщество представляло из себя больницу для посетителей. В её покои, принимали рыцарей болевших лепрой. Позднее, она превратилась в мощный, военизированный боевой орден. В нём присутствовала греческая идеология, которая отвечала за духовные решения. Cимволикой Лазаря являлся зелёный крест на белом фоне. Такое изображение наносилось на гербах и на одежде из светлой материи. В самом начале исторического периода, орден Лазаря не был признан церковным руководством и считался неофициально существующим.
«Cвятой Лазарь» принимал участие в военных действиях против мусульман, в Иерусалиме. Это был период Третьего крестового похода в 1187 году. А в 1244 году орден Лазаря проиграл битву в Форбии, которая произошла 17 октября. Такое поражение, закончилось изгнанием рыцарей из Палестины. Орден был перенесён во Францию, где начал заниматься медицинским ремеслом.
В 1517 году произошло объединение сообщества с орденами Святого Маврикия. Несмотря на это, орден Лазаря, всё равно продолжил своё существование.
Немного истории
Рассказы, дошедшие до современников из тех «тёмных времён», конечно, сильно упрощены, зачастую приукрашены и мало имеют общего с реальной жизнью. Рыцари, элита феодальной знати, наиболее романтизированы, легенды о них весьма популярны, но, к сожалению, вымысла в них больше, чем правды.
Феодальная раздробленность
Начало Средних веков отличалось особой жестокостью, постоянными войнами и ужасающей нищетой населения. Это был мир, где каждый феодал вынужден был с оружием в руках защищать свой замок и прилегающие к нему земли от набегов, а заодно и нападать порой на соседа с целью улучшить собственное благосостояние.
Постигая военное искусство с юных лет, землевладельцы становились боевыми профессионалами, каких принято называть рыцарями. Право сильного ставилось во главу угла, грубая сила и решительное её применение были лучшими качествами воина, о рыцарской чести и морали в первое время речи не было.
Развитие феодализма и создание армий
С развитием земледелия и ремёсел некоторые феодалы богатели, усиливали влияние в своём регионе и объединяли вокруг себя более скромные землевладения. Возникли первые государства — монархии. Владельцы присоединённых земель приносили присягу королю и обязались служить в его армии, приводя в неё вслед за собой собственные отряды лучников и пеших воинов из числа своих слуг.
Крестовые походы и рыцарские ордены
В XI веке европейцы, стремясь доказать превосходство своей религии, начали эру Крестовых походов против «неверных» нехристианских стран. Эти времена можно считать наивысшей точкой развития рыцарского служения. Под покровительством католической церкви повсеместно создавались рыцарские ордены — организации, которые имели много общего с монашескими орденами и в плане устройства, и в плане послушания. Наиболее крупными и известными были орден Тамплиеров, Тевтонский орден, Ливонский орден, Орден Алькантара и другие.
Изменения в конце эпохи
Многие рыцарские ордены накопили немалые богатства за счёт награбленных трофеев, а также благодаря торговле, порой ростовщичеству, и всегда жестокой эксплуатации зависимых крестьян своих землевладений. Поэтому рыцари на исходе Средних веков имели серьёзное политическое влияние в собственных государствах.
Но с ростом благосостояния и усиления власти военная составляющая жизни и служения рыцарства постепенно утрачивала значимость. Богатые феодалы платили королю откупные за право не являться на службу лично. Деньги шли на создание армии из наёмников, так стал формироваться новый класс профессиональных военных.