Х-29л, авиационная ракета класса «воздух-поверхность»

«Модернизационный ресурс не исчерпан»

Ключевыми достоинствами ракеты являются весьма скромные массогабаритные характеристики, повышенная дальность, высокая манёвренность и мощная боевая часть. Даже небольшой корабль (водоизмещением около 500 тонн) способен нести до 16 ракет.

Длина корабельной и береговой версий Х-35 составляет 4,4 м; диаметр корпуса — 42 см; размах крыла — 1,3 м; стартовый вес — 670 кг; дальность — до 260—280 км; масса осколочно-фугасной боевой части — 145 кг. Авиационные модификации Х-35 отличаются уменьшенной длиной (3,8 м) и массой (550—650 кг).

  • Х-35У на левом поддвигательном пилоне истребителя Су-35С

Выдающиеся боевые характеристики ракеты были достигнуты благодаря экономичному малогабаритному турбореактивному двигателю и специальному пороховому ускорителю. Инновационная силовая установка придаёт боеприпасу мощный стартовый импульс и позволяет совершать длительный полёт с малым расходом топлива.

Высокая точность и помехозащищённость ракеты обеспечиваются за счёт применения активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения (ГСН) АРГС-35 разработки ОАО НПП «Радар-ММС» (Санкт-Петербург). Она осуществляет захват цели на дальности 20—50 км.

«Головка самонаведения исключает использование радиолокационных станций. Ракета самостоятельно движется к цели и осуществляет необходимые манёвры. Точность поражения составляет несколько метров. Правда, ГСН захватывает цель на финальном участке полёта, а после старта ракета использует инерциальную систему управления и средства спутниковой навигации», — отметил Кнутов.

В настоящее время различные модификации Х-35 входят в арсенал российских фрегатов, корветов, малых ракетных кораблей, катеров, боевых самолётов (МиГ-29, Су-30, Су-35,), вертолётов (Ка-27 и Ка-28) и береговых комплексов «Бал». За рубежом Х-35 приняты на вооружение ВМС Индии, Алжира, Вьетнама, Венесуэлы, Туркмении. Копии российской ракеты использует флот КНДР и Мьянмы.

Также по теме


Русский «Викинг»: какими преимуществами обладает новейший зенитный ракетный комплекс «Бук-М3»

Войска Центрального военного округа получат партию зенитных ракетных комплексов (ЗРК) средней дальности «Бук-М3» уже в 2019 году. Об…

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский сообщил, что создание Х-35 стало серьёзным успехом оборонной промышленности. На сегодняшний день ракеты ОКБ «Звезда» обеспечивают надёжное сдерживание военно-морских сил потенциального противника. При этом подмосковные инженеры по заказу Минобороны РФ работают над модернизацией Х-35. 

«Х-35 — современное и весьма грозное ударное вооружение, которое полностью отвечает текущим задачам. Ракета завоевала популярность в войсках, в том числе из-за неприхотливости в эксплуатации. Например, она может длительное время находиться в транспортно-пусковом контейнере. Сегодня Х-35 продолжает совершенствоваться. Улучшенные варианты будут обладать большей дальностью и меньшей заметностью», — сообщил Мураховский.

Несколько иной точки зрения придерживается Юрий Кнутов. Как прогнозирует эксперт, широкое распространение крылатых ракет «Калибр» и грядущее появление гиперзвукового комплекса «Циркон» могут привести к постепенному вытеснению корабельных версий Х-35 в ВМФ.

«При всех своих достоинствах Х-35 уступает по дальности «Калибру» и не может сравниться с «Цирконом», который станет, наверное, самым грозным неядерным оружием ВМФ. Скорее всего, эта ракета останется на вооружении катеров и морской авиации, а также будет активно продвигаться на экспорт — её модернизационный ресурс ещё не исчерпан», — резюмировал Кнутов.

Ракета самонаведения

Ракету создавали для поражения целей на земле и на воде: железобетонных сооружений, железнодорожных мостов, складов, бетонированных укрытий, военных кораблей. Сначала разработкой модели занималось конструкторское бюро «Молния», инженеры которого сделали большую часть работы. Позже бюро перестало участвовать в проекте по причине большого количества заказов по космическим программам. Завершением разработок и дальнейшим пуском серийного производства занималось МКБ «Вымпел».

Х-29Т имеет встроенную телевизионную технологию самостоятельного наведения под названием «Тубус-2». Инновационная для своего времени пассивная самонаводящаяся система отличается полной автономностью. После пуска ракеты боевой самолет может спокойно улетать из зоны активных действий. Установка самонаведения оснащается закрепленной видеокамерой с функцией отслеживания цели и программного блока, который обозначает и запоминает цель, а также передает команды системе слежения и ракетным рулям.

Создание

17 июня 1958 года, по Постановлению Совета министров Советского Союза, были начаты работы по созданию авиационно-ракетной комплекса К-22, для его дальнейшей установки на сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. Главным элементом системы стала крылатая ракета Х-22 «Буря». За разработку комплекса взялся дубненский филиал ОКБ-155. Ракета создавалась в двух версиях: для поражения отдельных кораблей (радиолокационно-контрастные точки) и авианосных ордеров или конвоев (площадные цели). Система наведения была разработана в КБ-1 ГКРЭ сразу в трех вариантах: с активной РГСН (радиолокационной головкой самонаведения), с пассивной РГСН и с автономным счислителем пути ПСИ.

Х-29Т в действии

Обнаружение стратегической цели может осуществляться как с использованием бортового компьютера самолета, так и самим летчиком визуально. Когда нужный объект найден и попадает на прицел, военный задает целеуказание телевизионной системе ракеты, а затем картинка цели фиксируется на мониторе телевизионного датчика в кабине. Дополнительно нужный объект может обособляться камерой среди общего изображения и увеличиваться на экране.

https://youtube.com/watch?v=sUhUNSv62Z4

Это кадры из игры Arma 3 и ракета другая, но принцип действия данного типа ракет иллюстрирует идеально.

Летчик удерживает захват, фиксируя прицельную рамку на нужном объекте, до момента приближения на расстояние разрешенного пуска. После чего производится ракетный выстрел. Наводка осуществляется по непосредственному внешнему виду посредством телевизионной камеры, но можно использовать и контраст света и тени, что позволяет выполнить атаку скрытых целей  в яркий солнечный день. Процесс поиска может осуществляться системой наведения самостоятельно, но человеку все равно необходимо подтверждать цель для последующего пуска боеприпаса.

Расстояние применения Х-29Т зависит от технической возможности захвата и удержания нужного объекта системой самонаведения, его размеров, высоты полета и погодных условий. Самая большая дальность пуска ракеты этого класса зафиксирована расстоянием 13 км. Телевизионная самонаводящаяся технология новой ракеты улучшила характеристики точности поражения. Однако такой класс вооружения можно использовать только днем и лучше в хорошую погоду без тумана и атмосферной дымки.

Крылья и оперение

Крыло треугольной формы со стреловидность в 75°, по передней кромке имеет сверхзвуковой симметричный профиль, относительная толщина которого составляет 2 %. Достаточный уровень прочности и жесткости крыла, при его малой строительной высоте (у корня всего 9 см), обеспечивается за счет использования многолонжеронной конструкции и толстостенной обшивки. Площадь каждой из консолей составляет 2,24 м3.

Цельноповоротные консоли оперения имеют относительную толщину 4,5 % и отвечают за управление ракетой по курсу, крену и тангажу. Под фюзеляжем имеется также нижний киль, устанавливаемый для повышения путевой устойчивости ракеты Х-22. В нем размещаются некоторые антенны оборудования. Изначально, нижний киль делали съемным и крепили к ракете после ее подвешивания на самолет-носитель. Позже, для удобства транспортировки его оснастили шарнирным креплением, благодаря которому вовремя полета киль складывается в правую сторону. Это позволило уменьшить транспортировочную высоту ракеты до 1,8 м.

Примечания и ссылки

  1. ↑ и (in) , Tactical Missiles Corporation (по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  2. ↑ and (en) Михал А. Фисер, , «Ситуационная осведомленность» (доступ 7 сентября 2008 г. ) , написанный бывшим пилотом Польский Су-24.
  3. (in) Годовой отчет Tactical Missiles Corporation ,2010 г., стр.  92.
  4. и (о) Рособоронэкспорт, Рособоронэкспорт отдел военно — воздушных сил и средства массовой информации и PR — служба , стр.  122.
  5. (в) , Энциклопедия Проберта (проверено 5 сентября 2008 г. ) .
  6. ↑ и (en) Норман Фридман, ,1997 г.(по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) ,стр.  236-237.
  7. ↑ и (в) , Deagel.com (по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  8. и , Fighter Tactics Academy , (по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  9. ↑ и (в) , электрооптические системы Джейн ,4 сентября 2008 г.(по состоянию на 6 февраля 2009 г. ) .
  10. ↑ and (ru) , оружие Джейн, запускаемое с воздуха ,6 августа 2008 г..
  11. (in) Халед Бен Алева, в блоге Oryx ,18 августа 2014 г.(по состоянию на 20 августа 2014 г. ) .
  12. (ru) Билл, Китай испытал новую ракету класса «воздух-воздух»; Тайвань, вероятно, получит модернизированное вооружение ,1 — го июля 2002, A1.
  13. (in) Ричард Д. Фишер-младший, Китая , американо-китайская комиссия по обзору экономики и безопасности.январь 2004 г.(по состоянию на 20 августа 2014 г. ) ,стр.  4.2C.
  14. (in) Стефано Д’Урсо, Сунчон , на The Avionist ,14 апреля 2020 г.(по состоянию на 18 апреля 2020 г. ) .
  15. (ru) , geo-army.ge,28 июня 2010 г.(по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  16. (in) , GlobalSecurity.org ,11 июля 2011 г.(по состоянию на 12 сентября 2013 г. ) .
  17. (in) ,2011 г..

Дальность и точность

Х-101/Х-102 — это новая крылатая ракета воздушного базирования, которая создавалась специалистами машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» (Дубна) для замены советских ракет Х-55. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года.

Также по теме


«Ракетоносец будущего»: какие задачи сможет выполнять бомбардировщик нового поколения

Разработка российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса…

Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной (осколочно-фугасной) боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте. Х-102 — ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны.

Длина ракеты составляет 7,45—7,6 м, масса — 2,2—2,4 т, размах крыла — 4,4 м, диаметр корпуса — 0,75 м, вес боевой части — 400 кг. Х-101/Х-102 запускается на высоте до 6 км, но основную часть пути летит на высоте 30—70 м, маневрируя и огибая рельеф местности.

Особенность ракеты заключается в малозаметности, которая достигается за счёт специальной аэродинамической конструкции и использования радиопоглощающих материалов. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) Х-101/Х-102 оценивается в 0,01 кв. м (аналогична самолётам-«невидимкам»). По словам Кнутова, в сочетании с современным комплексом РЭБ, средствами оптической и тепловой защиты российская ракета становится практически неуязвимой.

«Радиолокационным средствам будет очень сложно обнаружить такую цель. Наиболее реальный способ перехватить ракету — это визуальное обнаружение специально приспособленными для этого истребителями. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — чрезвычайно трудоёмкая задача», — отметил Кнутов.

Главные достоинства Х-101/Х-102 заключаются в невероятной дальности. В октябре 2016 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что ракета может гарантированно поражать цели на расстоянии до 4,5 тыс. км. В ряде отечественных и западных СМИ утверждается, что максимальная дальность российской ракеты составляет от 5 до 10 тыс. км.

«Реальные тактико-технические характеристики Х-101/Х-102 не раскрываются. Это секретная информация. Однако очевидно, что наша ракета — это стратегическое оружие, позволяющее самолёту совершать пуск за пределами зоны действия ПВО противника», — сказал Кнутов.

  • Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС
  • РИА Новости

Ещё одно достоинство ракеты — её высокая точность. По информации источников газеты «Известия», Х-101 с обычной боевой частью может отклоняться от цели менее чем на 10 м при дальности пуска до 10 тыс. км. Согласно данным британского аналитического агентства Jane’s Information Group, отклонение Х-101 не превышает 20 м, а Х-102 — 100 м.

На российской ракете установлен малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с тягой порядка 360 кг. После пуска силовая установка выдвигается из нижней части фюзеляжа. Максимальная продолжительность полёта Х-101/Х-102 не превышает десяти часов, а скорость — 970 км/ч.

Российская ракета оборудована инерциальной системой наведения. В процессе полёта она использует бортовую цифровую вычислительную машину с коррекцией по цифровым картам и оптико-электронный высотомер (передаёт изображение местности). Помимо этого, Х-101/Х-102 «ориентируется» по координатам российской навигационной системы ГЛОНАСС. На конечном этапе ракету направляет оптическая или радиолокационная корреляционная головка самонаведения (ГСН).

Версии

  • Х-29Л ( Изделие 63 , «  Кедж-А  » ): Полуактивное лазерное наведение. Дальность от 8 до 10  км  ;
  • Х-29МЛ  : Улучшенная версия Х-29Л  ;
  • Х-29Т ( Изделие 64 , «  Кедж-Б  » ) — вариант с телеуправлением , оснащенный автоматическим оптическим наведением на замечательный объект, на который летчик указывает из своей кабины;
  • Х-29ТЭ  : разработка «дальнобойной» (30  км ) версии Х-29Т . Минимальная дальность полета — 3  км, высота пуска — от 200 до 10 000  м  ;
  • Х-29MP  : версия оснащена руководство 3 е  поколение. Оснащенный активным радаром, он становится оружием «  выстрелил и забыл  » . Он оснащен большой боевой нагрузкой в ​​250  кг и имеет дальность полета 12  км  ;
  • Х-29Д  : вариант Х-29ТЭ «выстрелил и забыл» с использованием инфракрасного наведения.

Проблема с заправкой

Крылатая ракета Х-22 заняла в отечественной ракетной технике и авиации особое место. Ее главными достоинствами стали: высокий срок службы (в 2020 году ракета отметила свое 50-летие) и универсальность применения. В отличие от аналогов, которые работают на единственном типе самолетов, Х-22 вооружала сразу три самолета: Ту-22К, Ту-22М и Ту-95К-22.

Есть у ракеты и существенный недостаток, от которого не получилось в полной мере избавиться даже за 50 лет, – низкая эксплуатационная пригодность, связанная с использованием жидкостного двигателя. Токсичность и едкость компонентов топливной смеси делают проблематичным обеспечение боеготовности ракет. Длительное хранение в заправленном виде оказалось невозможным из-за низкой коррозионной стойкости конструкции. И даже использование ингибиторов – замедлителей коррозии, не решает проблему.

Наиболее эффективной мерой для борьбы с коррозионными процессами стало внедрение ампульной заправки с помощью специального оборудования. Этот метод предполагает закачивание окислителя из герметичных емкостей в топливный бак под давлением, без контакта с внешней средой. Заправка производится непосредственно перед стрельбой. Хранение снаряженных ракет недопустимо. Техники-ракетчики, осуществляющие заправку, должны надевать специальный защитный костюм поверх шерстяного, толстые резиновые перчатки и сапоги-бахилы из толстого материала. Кроме того, они в обязательном порядке должны надевать изолирующий противогаз. Процесс заправки происходит при включенном газоанализаторе, регистрирующем утечки.

В частях стараются избегать операции заправки ракет по причине ее трудоемкости, поэтому учебные полеты на бомбардировщиках часто осуществляются с незаправленными ракетами. В полном объеме их готовят лишь перед выполнением зачетных пусков, которые производятся на учебных сборах 1-2 раза в год. Пуск такого оружия является крайне ответственной задачей, поэтому к нему допускаются только подготовленные экипажи, которые имеют богатый опыт.

Характеристики

Х-29 (или 9M721 в своем внутреннем обозначении) является ракета воздуха-земли предназначена для поражения крупных целей и инфраструктур на поле боя, такие как здания, промышленные комплексы, склады или мосты. Имея дальность действия от 10 до 30  км и мощную боевую нагрузку в 320  кг , он также может использоваться против кораблей массой 10 000 тонн, укрепленных ангаров или бетонных взлетно-посадочных полос.

Базовая аэродинамическая компоновка Х-29 аналогичен из Р-60 (НАТО: AA-8 «тли» ), что отражает Molnia в наследие в ракетах воздух-воздух .

Чтобы иметь возможность выполнять большое количество задач, он оснащен широким спектром головок самонаведения, такими как , , или . Это , как правило , осуществляется с помощью тактических истребителей, таких как Су-24 , Су-30 и Микоян-Гуревич МиГ-29 или «T» и «ТМ» версии этого Су-25 , придавая ей широкие возможности для атаки «  стоять-офф  » (Дистанционные атаки).

Головка с лазерным наведением исходит от ракеты Х-25 (НАТО: AS-10 «Карен» ), а головка с телеуправлением — от Х-59 (НАТО: AS-13 «Kingbolt» ), причем обе они подключены к большому груз. военный.

История эксплуатации

Х-29 поступил на вооружение советских ВВС в 1980 году и с тех пор широко экспортируется.

Х-29Л использовались самолетами Су-34 и Су-24 в ходе российского военного вмешательства в сирийскую гражданскую войну в 2015 году .

2014 ливийский конфликт

Ливийский Су-24 переносимых Х-29Ts поставляется в больших количествах Муаммар Каддафи «s Джамахирии были использованы исламистскими группировками против проправительственных сил вокруг Триполи во время текущей гражданской войны низкого уровня (они были изъяты из Ghardabiya Air Base депо) . Их использование, однако, было в роли неуправляемого типа земля-земля, запускаемых с модифицированных грузовиков, с удаленными килями и элеронами спереди и сзади для несколько более стабильной траектории полета.

Материалы

При разработке ракеты Х-22, первостепенным условием было сохранение ее работоспособности при высоких температурах. Дело в том, что при полете на близких к максимальным скоростях, поверхности ракеты нагреваются до 420 °С. Таким образом, использование алюминиевых сплавов, которые широко применяются в ракето- и авиастроении, но «держат» лишь 130 °С, было невозможным. Конструкторам пришлось отказаться и от многих других материалов, подверженных потере структуры и прочности с нагревом. В результате в качестве основных материалов были выбраны нержавеющие стали и титан. Для изготовления крупногабаритных элементов широко использовалась сварка.

Силовые элементы фюзеляжа, крыла и оперения были стальными, а обшивка и некоторые узлы, поверженные перегреву, производились из титанового сплава. Теплозащитные кожухи и экраны также выполняются из титана. Для внутренней теплоизоляции использовались специальные маты. Внутренние элементы каркаса под оборудование, а также балки и рамы для крепления аппаратуры выполняются методом крупногабаритного литья из легких магниевых сплавов.

При создании стеклотекстолитовых радиопрозрачных обтекателей головки самонаведения, конструкторы столкнулись с рядом трудностей, связанных с необходимостью поддержания их стабильных характеристик при температурах до 400 °С. В результате обтекатели стали делать из термостойких клеев, радиопрозрачного материала, кварцевых тканей и минеральных волокон.

«Оригинальное оружие»

Эскизный образец Х-35 был подготовлен в 1983 году. Советские инженеры должны были создать универсальную крылатую ракету для поражения морских целей. Помимо корабельного варианта планировалось наладить выпуск модификаций для оснащения истребителей, бомбардировщиков, вертолётов и береговых комплексов.

«Идея заключалась в том, чтобы создать высокоэффективное средство поражения кораблей противника, которое при минимальных изменениях могло бы использоваться кораблями, авиацией и береговыми системами. Внешне Х-35 напоминала американский «Гарпун». Скорее всего, отечественные специалисты позаимствовали его отдельные элементы, однако в целом Х-35 — это полностью оригинальное оружие», — пояснил Кнутов.

Также по теме


Серьёзная угроза для эсминцев: как Россия выстраивает эшелонированную береговую оборону

Тихоокеанский флот России получил береговые ракетные комплексы «Бал», сообщила пресс-служба Минобороны РФ. Технику доставили морским…

Первый испытательный пуск прототипа Х-35 состоялся 5 ноября 1985 года в Крыму на полигоне 31-го испытательного центра Минобороны СССР. Ракета покинула транспортно-пусковое устройство, пролетела 50 метров и упала в море. Испытания ракеты продолжались всю вторую половину 1980-х годов. Прежде всего инженеры проверяли работу двигателя и автоматики.

Впервые опытный образец Х-35 был представлен широкой публике в 1992 году в Жуковском на международной выставке «МосАэроШоу» (сейчас — МАКС). Демонстрация ракеты была во многом вынужденным шагом — ОКБ «Звезда» рассчитывало заключить экспортные контракты из-за отсутствия государственного финансирования после распада СССР.

Наибольший интерес Х-35 вызвала у Индии. В 1994 году предприятие заключило с Нью-Дели контракт на поставку корабельного комплекса «Уран-Э». Сотрудничество с Индией позволило «Звезде» сохранить квалифицированные кадры и продолжить разработку боеприпаса. В 1992—1997 годы был проведён второй этап лётно-конструкторских испытаний. Пуски осуществлялись с ракетного катера Р-44 Черноморского флота.

С советских времён в кооперации по созданию Х-35 участвовали украинские предприятия. В 1993 году правительства РФ и Украины договорились продолжить опытно-конструкторские работы по боеприпасу. До 2001 года испытания ракеты проходили в Крыму (до 2014 года Крым был в составе Украины), а затем исключительно на российских полигонах. На вооружение ВМФ Х-35 была принята в 2004 году.

  • Запуск противокарабельной крылатой ракеты береговым ракетным комплексом «Бал»
  • РИА Новости

«При разработке Х-35 отечественные специалисты решали множество новых задач. Но основная причина, по которой затянулось создание ракеты, заключается в отсутствии необходимого финансирования со стороны государства. Надо отдать должное коллективу ОКБ «Звезда», который в 1990-е годы трудился над проектом, осознавая его большое значение для нужд ВМФ. Как только улучшилась экономическая ситуация, Минобороны вложило необходимую сумму в доработку Х-35», — рассказал Кнутов.

Как полагает эксперт, единственной ошибкой «Звезды» стало сотрудничество с украинскими подрядчиками. Пользуясь плодами кооперации, в 2018 году киевское КБ «Луч» спроектировало ракету «Нептун». Однако, по словам Кнутова, украинское предприятие использовало технологии времён СССР и 1990-х годов. В настоящее время на вооружении РФ находятся более совершенные версии Х-35.

Выстрел

После отцепки крылатой ракеты Х-22 от самолета компоненты топлива самовоспламеняются. В этот момент начинается разгон ракеты и набор высоты. Характер траектории полета зависит от выбранной заранее программы. Когда ракета достигает заданной скорости, силовая установка переключается на маршевый режим работы.

При атаке точечной цели головка самонаведения отслеживает цель в двух плоскостях и выдает автопилоту управляющие сигналы. Когда в процессе сопровождения вертикальный угол достигает заданной величины, подается сигнал на перевод ракеты в режим пикирования на цель под горизонтальным углом 30°. Во время пикирования управление производится по сигналам, поступающим от системы самонаведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Крейсер средних размеров самолет-носитель обнаруживает на расстоянии до 340 км, а захват и сопровождение производятся с расстояния до 270 км.

При атаке площадных целей самолет-носитель определяет координаты цели с помощью радиолокационной системы и прочих средств навигации. Бортовое оборудование ракеты излучает в направлении противника электромагнитные волны и непрерывно определяет вектор истинной скорости, принимая их в отраженном виде от «бегущих» участков земли. Этот показатель автоматически интегрируется по времени, после чего непрерывно производится определение дальности от ракеты до цели и удерживается курс, заданный с борта самолета.

Операторы

Карта с операторами Х-29 синим цветом с бывшими операторами красным

Текущие операторы

  • Россия : ВВС России
  • Индия : ВВС Индии на своих Су-30МКИ и ВМС Индии на своих МиГ-29К .
  • Алжир : ВВС Алжира
  • Беларусь : ВВС Беларуси на модернизированных БМ МиГ-29 .
  • Болгария : ВВС Болгарии на своих Су-22 М4, которые были сняты с вооружения в 2004 году и теперь используются только для разведки. В настоящее время используется на Су-25.
  • Грузия : ВВС Грузии на Су-25 КМ Scorpion
  • Индонезия : ВВС Индонезии эксплуатируют Х-29ТЭ на Су-30МК2
  • Иран : ВВС Исламской Республики Иран на Су-24 Fencer
  • Северная Корея
  • Ливия : исламистские ополчения
  • Малайзия : Королевские ВВС Малайзии используют Су-30МКМ
  • Китайская Народная Республика : ВВС Народно-освободительной армии — в 2002 году получили 2000 самолетов Х-29Т для использования на своих Су-27СК, Су-27УБК, Су-30МКК, Шэньянских J-11 и, возможно, их JH-7 («камбала») и Q-5 («Фантан»).
  • Польша : ВВС Польши на Су-22 М4.
  • Сирия : Сирийские ВВС
  • Украина : ВВС Украины
  • Перу : ВВС Перу на Су-25
  • Венесуэла : ВВС Венесуэлы на Су-30
  • Вьетнам : ВВС Вьетнама на Су-30 МК2В
  • Йемен : ВВС Йемена

Бывшие операторы

  • Чехословакия : чехословацкие ВВС — переданы государствам-преемникам
  • Восточная Германия : ВВС Восточной Германии
  • Германия : прекращено после воссоединения Германии
  • Венгрия : ВВС Венгрии на Су-22 М3
  • Ирак : ВВС Ирака — все в отставке
  • Ливийская Арабская Джамахирия : ВВС Ливии — Остались без пусковых платформ после того, как Су-24 были уничтожены в гражданской войне и последующей бомбардировке НАТО . Захвачен повстанцами и ополченцами.
  • Словакия : ВВС Словакии — Су-22М4
  • Советский Союз : советские военно-воздушные силы — переданы государствам-преемникам

Пользователи

Выпускников

  • Чехословакия  : возвращена государствам-преемникам;
  • Восточная Германия  ;
  • Венгрия  : На Су-22М3  ;.
  • Ирак : все сняты с вооружения;
  • Словакия  : Су-22М4  ;
  • Советский Союз  : возвращен государствам-преемникам.

Текущий

  • Алжир  : Х-29 на своих Су-24М2, Су-30СМ2, МиГ-29М / М2
  • Беларусь  : Омодернизированных МиГ-29БМ .
  • Болгария  : На Су-22М4 , которые были сняты с вооружения в 2004 году и сейчас используются только как разведывательные самолеты. В настоящее время используется на Су-25 .
  • Китай  : В 2002 году APL получила 2000 экземпляров Х-29Тдля использования на своих Су-27СК , Су-27УБК , Су-30МКК , Shenyang J-11 и, вероятно, их JH-7 Flounder и Q-5 Fantan .
  • Северная Корея  : Су-25, первое публичное фото в апреле 2020 года.
  • Грузия  : На Су-25КМ » Скорпион» .
  • Индия  : О последних Су-30МКИ и МиГ-29К .
  • Индонезия  : На Су-30МК2 .
  • Иран  : На своем Су-24 «Фехтовальщик» .
  • Малайзия  : На Су-30МКМ .
  • Ливия  : закуплено в конце 1980-х годов для своих Су-24, последний был уничтожен во время военной интервенции 2011 года в Ливии .
  • Польша  : На Су-22М4 .
  • Россия
  • Сирия
  • Украина
  • Перу  : На Су-25 .
  • Венесуэла  : На Су-30 .
  • Вьетнам  : На Су-30МК2В .
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector