Ту-95 (ту-20)

Технические и летные характеристики

Бомбардировщик Ту 95 строился более чем в двадцати модификациях. Их основные параметры зачастую были довольно близкими, поэтому есть смысл привести характеристики лишь нескольких основных вариантов:

Ту-95 Ту-95КМ Ту-95РЦ Ту-95МС
Взлётный вес(максимальный) 172 тонны 182 тонны 182 тонны 185 тонн
Вес пустого самолета 83,1 тонны 90 тонн 85,5 тонны 98,5 тонны
Нормальный вес боевой нагрузки 5 тонн 11,6 тонн отсутствует 7,8 тонны
Максимальный вес боевой нагрузки 12 тонн 11,8 тонн отсутствует 20,8 тонны
Запас горючего 80,73 тонны До 80 тонн неизвестно 87 тонн
Длина самолета 46,17 м 46,8 м 46,9 м 49,09 м
Размах крыла 50,04 м 50,04 м 50,04 м 50,04 м
Мощность силовой установки 4х12 000 л.с. 4х15 000 л.с. 4х15 000 л.с. 4х15 000 л.с.
Крейсерская скорость 750 км/ч 750 км/ч 680-770 км/ч 700 км/ч
Максимальная скорость 890 км/ч 860 км/ч 910 км/ч 830 км/ч
Потолок 11 800 м 11 600 м 10 300 м 10 500 м
Практическая дальность 12 100 км 11 000 км 13 460 км 10 500 км

Модификации

Рисунок 4. Сброс Царь-бомбы. Самолёт, находящийся в 39 км от эпицентра, уцелел и сел на трёх двигателях

За многолетнюю историю производства Ту-95 создано множество разновидностей, некоторые из которых даже никогда не поднимались в воздух. Из наиболее известных представителей семейства советско-российских стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев можно назвать те, модели которых будут представлены в следующей таблице.

Таблица 2. Модификации Ту-95
Маркировка модели Краткая характеристика, отличие Возможная боевая нагрузка
95 Производилась с 1954 по 1957 гг. на основе второго опытного экземпляра. Собрано 30 единиц 12 т сбрасываемых бомб
95А Стратегический бомбардировщик, предназначенный для транспортировки и сброса атомного оружия с увеличенными топливными баками 12 т сбрасываемых бомб
95В Модернизированный, использовавшийся только для сброса Царь-бомбы Атомная Царь-бомба, весом 26,5 т
95М Выпускался с 1957 по 1958 гг., построено 18 единиц. Первая модель, на которую стали устанавливать куйбышевские двигатели 12 т сбрасываемых бомб
95 КМ Производились до 1980 г., построено и создано посредством переделывания почти 50 бомбардировщиков, получивших обновлённую авионику 12 т сбрасываемых бомб
95МС Одна из наиболее модернизированных моделей, активно использующаяся и сегодня 12 т сбрасываемых бомб и 16 крылатых ракет Х-101
95К-22 Образец, послуживший прототипом для создание серии МС 12 т сбрасываемых бомб и дополнительно имевших 3 крылатые ракеты Х-22

Боевые испытания крылатых ракет Х-101 прошли в 2017 г. Несколько ракетоносцев, дислоцирующихся в Энгельсе Саратовской области, нанесли сокрушительный авиаудар по позициям террористов, относящихся к запрещённой организации «Исламское государство» в Сирии.

Нужно подчеркнуть, что некоторые модели Ту-95 использовались не по прямому предназначению, в качестве стратегического бомбардировщика, но и для других целей. Так за историю производства создано несколько единичных экземпляров, применяющихся в ВС:

  • Ту-95РЦ — самолёт разведчик, использующийся ВМФ РФ для указания на цели противника.
  • Ту-95У — учебная версия, 2 единицы переоборудованы под фоторазведку.
  • Ту-114 — пассажирский, находящийся в эксплуатации «Аэрофлота».
  • Ту-116 — пассажирский, для транспортировки первых лиц страны.
  • Ту-119 — самолёт-лаборатория.
  • Ту-126 — авиационный комплекс радиообнаружения и наведения.
  • Ту-142 — противолодочный самолёт.

Варианты

Ту-95К22 Медведь-Г с массивным обтекателем авионики для наведения ракет Х-22

Ту-95 выполняет облет самолета Ил-78 и двух МиГ-29, имитирующих дозаправку в воздухе, на Параде Победы в Москве 9 мая 2008 г.

Ту-95РЦ Медведь Д (дверь номер 17) советской морской авиации в полете в мае 1983 года.

Туполев Ту-95ЛЛ

Ту-95/1
Первый опытный образец Кузнецова с турбовинтовыми двигателями 2ТВ-2Ф.
Ту-95/2
Второй опытный образец оснащен турбовинтовыми двигателями Кузнецова НК-12.
Ту-95
Базовый вариант дальнего стратегического бомбардировщика и единственная модель самолета никогда не оснащалась носовой заправочной станцией. В НАТО известен как Bear-A.
Ту-95К
Экспериментальный вариант для десантирования реактивного самолета МиГ-19 СМ-20.
Ту-95К22
Модернизация старых бомбардировщиков Bear, переоборудованных для установки на ракету « Радуга Х-22 » и оснащенных современной авионикой. В НАТО известен как Bear-G.
Ту-95К / Ту-95КД
Предназначен для установки ракеты класса «воздух-поверхность» Х-20 . Самолеты Ту-95КД первыми оснастили носовыми зондами. В НАТО известен как Bear-B.
Ту-95КМ
Доработанные и модернизированные версии Ту-95К, наиболее известные своими усовершенствованными системами разведки. Они, в свою очередь, были преобразованы в конфигурацию Bear-G. В НАТО известен как Bear-C.
Ту-95ЛАЛ
Проект экспериментального атомного самолета.
Ту-95М
Модификация серийного Ту-95 с двигателями НК-12М. 19 построено.
Ту-95М-55
Ракетоносец.
Ту-95МР
«Медведь-А», модифицированный для фоторазведки и произведенный для советской морской авиации . В НАТО известен как Bear-E.
Ту-95МС / Ту-95МС6 / Ту-95МС16
Совершенно новая платформа крылатого ракетоносца на базе планера Ту-142 . Этот вариант стал стартовой платформой крылатой ракеты « Радуга Х-55 и запущен в серийное производство в 1981 году. В НАТО он был известен как «Медведь-Н», а в 1980-х годах в США некоторое время упоминался как Ту-142. стало известно его истинное название. В настоящее время модернизируется под крылатые ракеты-невидимки . По состоянию на апрель 2019 года модернизирован 21 самолет. В 2019-2020 годах флот пополнился 10 модернизированными самолетами Ту-95МС.

Ту-95МС6
Способен нести шесть крылатых ракет Х-55, Х-55СМ или Х-555 на поворотной пусковой установке в отсеке вооружения самолета. 32 были построены.
Ту-95МС16
Оснащен четырьмя подкрыльевыми пилонами в дополнение к роторной пусковой установке в фюзеляже, обеспечивая максимальную загрузку 16 Х-55 или 14 Х-55СМ. 56 построено.
Ту-95МСМ
Модернизация бомбардировщиков «Ту-95МС16», оснащенная новой РЛС «Новелла-НВ1.021», системой отображения информации СОИ-021, комплексом ПВО «Метеор-НМ2» и модернизированными турбовинтовыми двигателями . Первый рейс запланирован на конец 2019 года.
Ту-95Н
Экспериментальный вариант для сбрасывания самолета с ПВРД РС.
Ту-95РЦ
Вариант базовой конфигурации Bear-A, переработанный для морской разведки и целеуказания, а также электронной разведки для службы в советской морской авиации . В НАТО известен как Bear-D.
Ту-95У
Вариант обучения, модифицированный из уцелевших Bear-As, но теперь все они сняты с производства. В НАТО известен как Bear-T.
Ту-95В
Специальный самолет-носитель для испытания самого большого термоядерного оружия, когда-либо созданного, « Царь-бомба» .
Ту-96
Прототип дальнего межконтинентального высотного стратегического бомбардировщика, рассчитанный на набор высоты до 16 000–17 000 м (52 000–56 000 футов). Это был высотный вариант самолета Туполев Ту-95 с высотными турбореактивными двигателями ТВ-16 и новым крылом увеличенной площади. Заводские испытания самолета проводились с маловысотными двигателями ТВ-12 в 1955–1956 гг.

Производные Ту-95

Ту-114
Авиалайнер Ту-95.
Ту-116
Ту-95 оснащался пассажирскими кабинами в качестве временной остановки, а Ту-114 находился в стадии разработки. 2 были преобразованы.
Ту-126
AEW&C, производная от Ту-114, сама производная от Ту-95.
Ту-142
Дериват Ту-95 для морской разведки / противолодочной борьбы. В НАТО известен как Bear-F.

Существовало несколько других модификаций базового планера Ту-95 / Ту-142, но они в значительной степени не были признаны западной разведкой или так и не достигли оперативного статуса в советских вооруженных силах.

Экстренная эвакуация

Одной из характерных черт ТУ-95МС было то, что экипаж не имел возможности катапультироваться в случае необходимости. Заводом не было предусмотрено специальных кресел, что являлось, скорее, недостатком, нежели сильной стороной.

Тем не менее для экстренной эвакуации был предусмотрен специальный люк, который располагался в нише шасси, попасть в него можно было непосредственно из передней гермокабины. Экипаж, находившийся в задней гермокабине, мог эвакуироваться через входной люк. Помимо этого, на борту были спасательные шлюпки на случай экстренного приземления на воду. В целом же кабина ТУ-95МС имела только один большой недостаток — отсутствие кресел для катапультации экипажа.

Охотник за авианосцами

В долгой и славной истории самолета есть совершенно фантастические эпизоды. В 60-е годы британский истребитель Lightning попытался перехватить Ту-95 над Северным морем. Однако маневрировал британец так неудачно, что разбился, не причинив никакого вреда предполагаемой жертве. В начале 70-х над Атлантикой три истребителя ВВС США F-4 Phantom II были подняты с авианосца на перехват морского разведчика Ту-95МР. При попытке пройти над советским самолетом один из F-4 врезался ему в крыло и упал в море. Наш разведчик выполнил боевую задачу и вернулся на свой аэродром.

Уникальные кадры: первую посадку Су-27К на авианосец показали на видео

Одним из излюбленных занятий экипажей Ту-95 была охота за авианосцами США. Их координаты передавали с берега, километров за 200 самолеты снижались до 100 метров, подходили к американцам незамеченные и с грохотом проходили над летной палубой, демонстрируя ошарашенным американцам дружеские жесты. Этот трюк был повторен в 2008 году в Японском море – прилетевший из-под Хабаровска “Медведь” дважды прошел на высоте 600 метров над авианосцем Nimitz, сымитировав бомбардировку. Поднятые на перехват американские истребители помешать ему не смогли.

Вооружение

Рисунок 2. Бомбардировщик с крылатыми ракетами

По имеющейся бомбовой нагрузке Ту-95 существенно уступает американским конкурентам. Масса боекомплекта, который он может принять на свой борт, всего 12 000 кг. Точная характеристика зависит от модификации этого военного самолёта. Так, одни модели комплектовались крылатыми ракетами, другие — предназначались для транспортировки самой мощной на планете ядерной царь-бомбы весом 26,5 т. Хотя после испытательного взрыва, произошедшего 30 октября 1961 г., самолёт больше не взлетал, факт остаётся фактом.

Единственное, что объединяло технические характеристики моделей Ту-95 относительно вооружения — это вместительность фюзеляжного отсека. В него помещалось 12 т авиационных бомб свободного падения.

Для обеспечения собственной безопасности Ту-95 имели 23-мм авиационные пушки

Вооружение


Крылатая ракета Х-55. Долгое время была главным оружием Ту-95МС

Ту 95 МС — дальний бомбардировщик, способный перевозить более 20 тонн полезной нагрузки во внутреннем отсеке и на внешней подвеске. Первоначально основу комплекса вооружения составляли свободнопадающие авиабомбы калибром до 9000 кг, с обычной или ядерной боевой частью. Затем самолет приспособили для применения крылатой ракеты Х-20, которая была очень «габаритной» и тяжелой.

Использующиеся в настоящее время бомбардировщики Ту-95МС вооружаются обычно шестью крылатыми ракетами Х-55 (Х-555), расположенными во внутреннем отсеке на специальной «барабанной» установке. После установки четырех балочных подкрыльевых держателей, боекомплект можно довести до 16 ракет.

В варианте Ту-95МСМ самолет может быть оснащен двадцатью двумя ракетами Х-101(102) – шесть во внутреннем отсеке и 16 – на внешней подвеске.

Оборонительное вооружение бомбардировщика первоначально состояло из трех стрелковых установок, в каждой из которых размещалось по две пушки АМ-23. В дальнейшем была сохранена только кормовая установка. На некоторых Ту-95МС, АМ-23 заменили на двуствольные пушки ГШ-23.


Противокорабельная ракета Х-22. Разрабатывалась для Ту-22М, но могла применяться и с Ту-95

Ту-95 «Медведь» (стратегический бомбардировщик)

Восьмиместный цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с четырьмя ТВД, расположенными в крыльях и трёхстоечным убираемым шасси. Стратегический бомбардировщик.

Создан в ОКБ-156, руководимом А.Н. Туполевым. Прототип совершил первый вылет 12 ноября 1952 г., поднимал экипаж лётчика-испытателя А.Д.Перелёта. Серийное производство началось в 1955 г. на Куйбышевском авиазаводе (в настоящее время – Самарский авиазавод) и продолжается по сей день. Объём выпуска превысил 500 машин.

В начале 50-х годов в ОКБ А. Н. Туполева начались работы по созданию стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета. В 1952 г. состоялся первый полет нового самолета, получившего обозначение Ту-95. В 1956 г. Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации. Особенностью новой машины явилось применение стреловидного крыла и главное, впервые в практике мирового самолетостроения для самолетов такого класса, установкой турбовинтовых двигателей. Новые двигатели НК-12М были созданы в ОКБ Н.Д. Кузнецова. ТВД были снабжены дифференциальными редукторами, вращающими два соосных винта в противоположные стороны. Расход топлива новых двигателей составлял всего 0.207 кг/(л.с.*ч). Ресурс нового ТВД оказался в 10 раз больше, чем у любого другого современного двигателя применяемого на бомбардировщиках, в том числе и зарубежных. В ответ на перевооружение американцами своих стратегических бомбардировщиков В-52 «Стратофортрес» крылатыми ракетами ALCM, в СССР в 1981 г. принимается на вооружение новая модификация бомбардировщика – Ту-95МС. Ту-95МС предназначен для поражения крылатыми ракетами важных стационарных объектов днем и ночью в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара. В отличии от Ту-95 модернизированная машина имеет новое крыло с более скоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, теперь он может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование. В состав последнего включены две бортовые ЭВМ. Модернизируются бортовые средства РЭБ. Главные изменения касаются ударного вооружения. В бомбоотсеке устанавливается барабанная пусковая установка, снаряженная 6-ю крылатыми ракетами РКВ-15Б с дальностью стрельбы 2500 км. Строительство Ту-95МС было развернуто на Самарском авиазаводе. Базировались Ту-95, помимо СССР, на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного шара. К началу 90-х годов все Ту-95 с зарубежных баз были выведены. Помимо ударных стратегических самолетов на базе Ту-95 были созданы самолеты радиолокационного дозора и наведения АКРЛДН Ту-126, оснащенные радиотехническим комплексом «ЛИАНА». Ту-126 предназначался для обнаружения воздушных целей, начиная со средних высот.

Ту-95 был принят на вооружение в сентябре 1957 г. Различные модификации самолёта состояли на вооружении Дальней авиации и ВМС вплоть до распада СССР. После этого события Ту-95 оказались в распоряжении ВВС России и Украины. В Украине самолёты применения не нашли и находятся в консервации. Ведутся переговоры о передаче их в обмен на запчасти для самолётов фронтовой авиации и вертолётов.

В настоящее время Ту-95МС является основой воздушных стратегических сил России.

Видео-материал по теме:

Источники информации:

Особенности компоновки и конструкции

  • Выбранная конструкторами ОКБ Туполева аэродинамическая компоновка обеспечивала самолету высокие аэродинамические характеристики, особенно на высоких скоростях полета.
  • Улучшенные летно-технические характеристики самолета достигаются за счет большого удлинения крыла, которое соответствует выбору угла его стреловидности, а также набору профилей вдоль его размаха.
  • Силовая установка ракетоносца Ту-95МС включает в себя четыре турбовинтовых двигателя НК-12МП с соосными четырехлопостными винтами АВ-60К.
  • Запасы топлива хранятся в 8 герметичных отсеках кессонной части крыла и еще в 3-х мягких баках, расположенных в задней части фюзеляжа и центроплане.
  • Заправка топливом – централизованная, также на самолете имеется штанга топливоприемника, которая позволяет осуществлять дозаправку бомбардировщика непосредственно в воздухе.

Ту-95 строился серийно с 1955 года, тогда же он начал поступать на вооружение частей дальней авиации СССР. Совместно с «мясищевскими» М-4 и 3М, стратегический бомбардировщик Ту-95 на протяжении нескольких лет до момента постановки на боевое дежурство первых межконтинентальных ракетных комплексов советского производства оставался основной сдерживающей силой в ядерном противостоянии между Вашингтоном и Москвой.

Самолет выпускался в различных вариантах:

  • бомбардировщика Ту-95,
  • ракетоносца – Ту-95К,
  • стратегического разведчика Ту-95МР и самолета разведки и целеуказания для ВМФ СССР – Ту-95РЦ.

В конце 1960-х годов после глубокой модернизации конструкции самолета Ту-95 был создан дальний самолет противолодочной обороны Ту-142, который в 1970-80-е годы прошел очень сложный путь дальнейшего развития и модернизации. На вооружении Авиации ВМФ России, а также ВМС Индии продолжают находиться несколько десятков самолётов Ту-142М (Ту-142МК), Ту-142М3 и Ту-142МЭ.

Семейство Ту-142 является глубокой целевой модификацией Ту-95 с целью получения дальнего противолодочного самолёта, способного эффективно бороться в системе противолодочной обороны ВМФ с современными подводными лодками, как дизель-электрическими, так и атомными.

Противолодочный самолёт Ту-142М3.Первый опытный самолёт Ту-142 совершил первый полёт 18 июня 1968 года. После серии испытаний и доводок самолёт был запущен в серийное производство в Куйбышеве, а затем в Таганроге и поступил на вооружение Авиации ВМФ. В 70-е годы был испытан и передан в серийное производство улучшенный вариант комплекса — Ту-142М (Ту-142МК), на его базе для Индии выпускался экспортный вариант Ту-142МЭ и как дальнейшее развитие Ту-142М — Ту-142М3 с улучшенной системой противолодочного вооружения.

На основе Ту-142М в конце 1970-х и начале 1980-х годов КБ Туполева спроектировало стратегический ракетоносец – носитель крылатых ракет большой дальности – Ту-95МС.

По данным на 2017 год на вооружении ВКС России находится:

  • 48 стратегических бомбардировщиков в версии Ту-95МС
  • 12 стратегов в версии Ту-95МСМ.

О конструкции в подробностях

Наиболее интересным является конструктивная часть самолета, так как именно здесь четко просматривается гениальная инженерная мысль конструкторов того времени. ТУ-95МС имел цельнометаллический корпус и стреловидные крылья, в которых располагалось 4 винтовых (турбированных) двигателя

Стоит обратить внимание и на полностью электрический обогрев носков крыла, стабилизатора и киля

Так же тщательно было проработано шасси. Оно имело трехстоечную конструкцию, которая была наиболее эффективной, хоть и не самой простой и дешевой в производстве. Так, передняя стойка тормозами не оснащалась и имела одно колесо. Основные стойки оснащались колесами с тормозами и убирались в гондолы, а передняя в фюзеляж.

Достоинства и недостатки бомбардировщика

Несмотря на свой немалый «возраст», Ту-95 и сегодня вполне успешно справляется со своими основными задачами.


Пара Ту-95МС на воздушном патрулировании

Самолет обладает следующими преимуществами:

  1. Большая дальность и продолжительность полёта. Благодаря этой характеристике обеспечивается не только нанесение ядерных ударов по территории США с последующим возвращением на аэродром, но и возможность длительного патрулирования в нейтральном воздушном пространстве в полной боевой готовности;
  2. Экономичность двигателей. Ту-95 расходует примерно вдвое меньше топлива, чем его американский аналог — бомбардировщик B-52;
  3. Надёжность конструкции и связанная с ней безопасность полетов. Из примерно трёхсот пятидесяти произведенных Ту-95 потеряно было около 30 машин, в то время как из 740 B-52 разбилось по разным причинам не меньше 140 самолетов;
  4. Сохраняющийся потенциал модернизации. Ту-95 неоднократно переделывался и перевооружался в прошлом, поэтому нет никаких причин, которые могли бы помешать такому обновлению и в будущем.

Разумеется, идеальным самолётом этот бомбардировщик не является: есть у него и недостатки. Прежде всего, он уступает американскому B-52 по таким критериям, как грузоподъемность (наиболее существенно), скорость и практическая дальность. Кроме того, Ту-95 является очень шумным самолетом: рев его двигателей слышен даже акустикам подводных лодок. Еще один неприятный недостаток – фактическое отсутствие туалета на борту (примечательно, что такой же особенностью обладает и B-52).

В целом все эти минусы, за исключением самого последнего, не выглядят особенно существенными. В частности, дальность полёта может быть заметно увеличена при помощи дозаправки в воздухе, а грузоподъемности вполне хватает для размещения весьма внушительного арсенала.

Основные недостатки бомбардировщика

Ключевой особенностью двигателей ТУ-95МС была их большая мощность, но имели эти моторы и свои минусы. К примеру, используемое масло было на минеральной основе и не предполагало эксплуатацию при пониженных температурах. Так, при отметке на градуснике ниже 0 винты становились колом, следовательно, запуск агрегата был невозможен.

Для решения этой проблемы применялись различного рода тепловые пушки, теплоизолирующие чехлы. Чтобы масло не замерзло, двигатели запускали каждые два часа. Спустя некоторое время было разработано масло МН-7.5У с температурой замерзания -25 градусов по Цельсию.

Практически не представляется возможным заменить мотор НК-12 на более современный, так как для этого требуется огромное количество переделок, а также высокая квалификация персонала. В конце концов, это финансово невыгодно.

Как дает возможность понять расположенная выше ТУ-95МС схема, расположение экипажа в гермокабине имело и свои минусы. В частности – сухость и масляная пыль в воздухе, неудобные сиденья и туалет. Все это приводило к преждевременной усталости экипажа при длительных перелетах. Также, как было отмечено выше, на самолете не было и нет устройств для катапультации во время падения.

История создания Ту-95

Разработчик  ОКБ Туполева
Первый полет  1956
Единиц произведено (1955-1992)  более 500

Ту-95(классификация НАТО: Bear) — советский турбовинтовой стратегический бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева в 1950-х годах.

В начале 1950-х годов международная политическая обстановка требовала скорейшего усиления стратегической составляющей ВВС СССР.

Генеральный конструктор Андрей Николаевич Туполев (1888-1972 гг.). А.Н. Туполев стоял у истоков создания самолета Ту-95 и принимал активное участие как руководитель ОКБ в его развитии и совершенствовании.

История создания стратегического авиационного комплекса Ту-95МС, вооруженного крылатыми ракетами большой дальности, берет свое начало в конце 40-х годов XX века, когда ОКБ А.Н. Туполева работало над созданием стратегического авиационного носителя ядерного, а в перспективе и термоядерного оружия, способного достигнуть территории США с баз. расположенных на территории СССР, преодолеть систему ПВО Северной Америки, сбросить свой смертоносный груз и благополучно вернуться назад.

Первым шагом на пути создания подобного стратегического носителя стал стратегический четырехмоторный бомбардировщик «85», который был построен в двух опытных экземплярах, успешно прошедших заводские испытания и подтвердивших возможность создания нашей авиапромышленностью стратегического самолета, способного достигнуть США.

За окном стоял 1951 год, в США полным ходом шли работы по межконтинентальному стратегическому реактивному бомбардировщику В-52, скорость которого должна была быть в районе 1000 км/ч. Этими машинами американцы собирались заменить в своих ВВС стратегические поршневые бомбардировщики В-36, летно-тактические характеристики которых превосходили данные, полученные на испытаниях самолета «85».

  • Начавшаяся война в Корее показала бесперспективность дальнейшего развития бомбардировщиков с поршневыми силовыми установками. Опять СССР мог оказаться в положении догоняющего, необходимо было срочно создавать стратегический самолет-носитель, отвечающий современным требованиям.
  • Сроки были крайне жесткие: новый самолет должен был поступить в ВВС не позднее 1954 года, именно на этот год Сталин и его окружение предполагали начало полномасштабного ядерного конфликта с США.
  • К работе по созданию нового самолета подключаются два ОКБ: вновь сформированное ОКБ В.М.Мясищева и ОКБ А.Н.Туполева.

В начале 1950-х годов международная политическая обстановка требовала скорейшего усиления стратегической составляющей ВВС СССР.

В 1951 году правительство СССР дает поручение ОКБ Туполева приступить к проектированию нового дальнего бомбардировщика, способного выполнять поставленные министерством обороны задачи. Сразу же началось определение облика и эскизное проектирование нового самолета.

Руководитель работ по самолету Ту-95 и его модификациям Николай Ильич Базенков (1901-1973 гг.).

На авиационном заводе № 156 (Москва) было заложено строительство двух экземпляров самолёта «95». К 20 сентября 1952 года один из этих самолётов в разобранном виде был перевезён на аэродром города Жуковский, собран и передан на заводские испытания. Месяц спустя этот самолет совершил первый полет. Испытания проводились успешно вплоть до 17 полета, когда, из-за аварии одного из двигателей самолет разбился не долетев до аэродрома.

  • К предварительной проработке принимается проект самолета с четырьмя ТРД типа АМ-3(РД-3), способный на скорости 900-1000 км/ч доставить 5000 кг бомбовой нагрузки к цели на территории США (практическая дальность полета не менее 1 3000 км). В процессе предварительного проектирования кроме этих двигателей рассматривалась вся гамма имевшихся и проектировавшихся отечественных мощных ТРД и ТВД.
  • ОКБ В.М. Мясищева сделало ставку на новые мощные отечественные ТРД АМ-3, подготовив проект ВМ-25 (будущий М-4).
  • В ОКБ А.Н. Туполева и ЦАГИ последовательно во второй половине 40-х годов проводились исследования облика будущего стратегического бомбардировщика. Вынужденная временная ставка на стратегические машины с поршневыми двигателями с появлением в конце 40-х годов реальных проработок по отечественным мощным и сравнительно экономичным ТРД и ТВД сменилась исследованиями по самолетам с силовыми установками на базе этих двигателей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector