«сырая и дорогая машина»: как пентагон скрывает недостатки самолёта пятого поколения f-35
Содержание:
- Первое боевое применение
- Новый F-35. Модернизация истребителя до F-35A, F-35B, A-35Cs.
- «Компенсировать потери от провала»
- Динамика стоимости 35 долларов в рублях за месяц
- Системные проблемы
- Предназначенный для борьбы
- Описание
- F 35 против СУ 35
- Трансформация GE
- Конкурент F-35
- Денежные единицы
- Промежуточные итоги программы, оценка стоимости
Первое боевое применение
Ещё на этапе испытаний если не подозрительно, то довольно наигранно выглядело полное одобрение Израилем всех параметров и возможностей F-35. В Армии обороны Израиля самолёту присвоили имя “адир” – “могучий”. 22 мая 2018 года Амикам Норкин, выступая на конференции командующих ВВС, заявил, что израильские ВВС впервые использовали F-35 в боевой обстановке. Свои слова Норкин проиллюстрировал фотографией самолёта, летящего над ливанской столицей Бейрутом. При этом Норкин не сообщил, что в данном случае считается боевым применением, ведь общепринято, что для истребителя боевое применение – это столкновение с самолётами противника.Ситуация с F-35, таким образом, напоминает ситуацию с поставкой новых самолётов в ВВС РККА перед Великой Отечественной Войной. Самолёты новых типов поставлялись в войска с большими недочётами в надежде на постепенную доводку. Американцам и их союзникам ничьё вероломное нападение не грозит, но поработать и потратиться на F-35 им ещё придётся. Благо, платить им нужно будет не жизнями лётчиков.
Рейтинг: (голосов: 12, средний: 3.75 из 5)
Сохранить себе эту страницу:
Новый F-35. Модернизация истребителя до F-35A, F-35B, A-35Cs.
Тактический истребитель F-35 Cs возобновил испытательные полеты, после перерыва вызванного аварийными ситуациями происшедшими в ходе испытаний проводимых на авианосце США «Нимиц». Возобновлена программа полетов, проходящая под контролем ВМС США для нового поколения истребителей.
Ведется отработка взлетов и посадок с палубы авианосца с возможностью достичь максимального результата работы всех систем и безаварийной эксплуатации авиатехники и служб авианосца.
Программа создания нового истребителя 5-го поколения стоимостью около 400 млрд. долларов была приостановлена после возгорания двигателя компании Pratt & Whitney установленного на F-35. По причине неполадок с системами двигателя, был отложен дебют F-35 в Великобритании на ежегодной авиационной выставке, график испытательных полетов был сорван с отставанием на 45 дней. Осложнения с двигателями F-35, обострили конкурентную борьбу за закупку истребителей ВМС США. Некоторые эксперты высказываются за закупку для ВМС США в качестве палубного истребителя с базированием на авианосцах, истребителя Boeing F/A-18E/Fs.
ВВС США планируют подготовить группу самолетов, состоящую из 12-24 самолетов к августу 2016 года, полностью готовую к выполнению тактических задач.
Компания Lockheed Martin предлагает для реализации самолет F-35, со скидкой для международных партнеров, готовых принять участие в финансировании проекта. В планах компании реализовать 750 самолетов, в том числе 612 единиц в страны: Великобританию, Италию, Австралию, Норвегию, Нидерланды, Данию, Турцию, Канаду, Японию, Израиль и Южную Корею. Предварительная цена на истребитель F-35 составляет 80-85 млн. долларов с началом основных поставок в 2019 году.
Lockheed Martin F-35 Lightning 2 это модельный ряд одноместных истребителей, оснащенных 1 двигателем, предназначенных для всепогодных полетов и выполнения различных тактических задач. Самолет относится к моделям 5-го поколения и способен выполнять функции штурмовика, разведчика систем ПВО противника и сбора данных о ведении боевых действий.
Разрабатываются три основных модели:
-
F-35A, со стандартным взлетом и посадкой (CTOL);
-
F-35B, с коротким взлетом и посадкой (СА);
-
A-35Cs боевой самолет на базе Catobar (CF).
Самолет был спроектирован и построен компанией Lockheed Martin, при активном участии Northrop Grumman, Pratt & Whitney и BAE Systems.
Первый полет был совершен 15 декабря 2006 года. Министерство обороны планирует приобрести 2443 самолета F-35 для обеспечения ВВС США, Корпуса морской пехоты и ВМС США. Программа перевооружения вооруженных сил США рассчитана до 2037 года.
F-35 разрабатывался по программе JSF для замены в Вооруженных силах США моделей F-16, A-10, F/A-18 и AV-8B тактических истребителей.
ВМС США намерено купить 480 F-35Cs, Корпус морской пехоты США в общей сложности 80 единиц F-35Cs.
«Компенсировать потери от провала»
Продвижение американского самолёта F-35 на европейском рынке наталкивается на сопротивление ведущих держав региона, считает военный эксперт Юрий Кнутов. Как полагает аналитик, Франция и Германия осознают, что покупка американского самолёта фактически означает «похороны» собственной авиастроительной промышленности.
Также по теме
«Дефицит мотивации»: с какими проблемами сталкивается Германия при модернизации армии
В Германии снова заговорили о низком уровне технического оснащения вооружённых сил страны. Согласно статистике, приведённой…
Эксперт обратил внимание, что союзников США настораживает огромное количество технических проблем F-35, на решение которых уйдёт 5—10 лет. В целом, как считает Кнутов, Lockheed Martin разработал дорогую и «достаточно сырую» машину
По его словам, на фоне F-35 модернизированные истребители четвёртого поколения являются более надёжными и эффективными самолётами.
Заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» заслуженный лётчик РФ Владимир Попов придерживается несколько иной точки зрения. По его словам, Германия может отказаться покупать F-35 прежде всего из прагматичных соображений. В комментарии RT он отметил, что Берлин при выборе замены Tornado руководствуется принципом цена — качество.
«Немцы очень аккуратно относятся к любым расходам. Скорее всего, ключевую роль в исключении F-35 из конкурса сыграли экономические причины. Европейские самолёты стоят дешевле американских и отличаются весьма хорошими характеристиками. Тот же Tornado можно модернизировать до уровня 4+, и он сможет достаточно долго служить ВВС ФРГ. Зачем же тогда выкачивать деньги из собственной экономики и отдавать их американцам?» — пояснил Попов.
Кроме того, эксперт отметил, что переход на F-35 будет сопровождаться грандиозными организационными переменами в ВВС Германии и, как следствие, обернётся дополнительными расходами. В частности, ФРГ придётся провести переподготовку лётного и инженерно-технического составов, а также модернизацию инфраструктуры для эксплуатации американского самолёта.
«Переход на новое поколение техники всегда неизбежно влечёт системные перемены. Например, F-22 и F-35 имеют специальное радиопоглощающее покрытие. Их нельзя оставлять на аэродроме под открытым небом, как самолёты четвёртого поколения. Таким образом, необходимо строить новые ангары, вложить средства в обновление ремонтно-технической базы, чтобы иметь возможность нормально эксплуатировать эти самолёты», — подчеркнул Попов.
При разработке F-35 США предполагали, что Европа станет одним из основных рынков сбыта самолёта. Однако ситуация с продажами истребителя далека от идеальной даже в Великобритании, которая является наиболее близким союзником Вашингтона.
- Техническое обслуживание F-35
- AFP
По информации The Telegraph, в военном бюджете Соединённого Королевства не хватает средств на приобретение F-35. Размер финансовой дыры в военном бюджете страны составляет £7 млрд. В общей сложности Лондон планировал закупить около 138 американских самолётов. На текущий момент Lockheed Martin выполняет контракт на поставку 48 единиц стоимостью £9,1 млрд до 2025 года.
Кнутов предполагает, что сопротивление европейцев покупке F-35 вызвано не только финансовыми причинами. По его словам, «изюминка» экспорта американского самолёта заключается в том, что иностранный потребитель лишён возможности использовать его по своему усмотрению.
Динамика стоимости 35 долларов в рублях за месяц
Дата | День недели | 35.00$ | Разница спредыдущим днём | Разница в % |
---|---|---|---|---|
27.08.2021 | Пятница | 2 589.68 ₽ | +1.55 | +0.06% |
28.08.2021 | Суббота | 2 589.53 ₽ | -0.15 | 0.01% |
29.08.2021 | Воскресенье | 2 589.53 ₽ | 0% | |
30.08.2021 | Понедельник | 2 589.53 ₽ | 0% | |
31.08.2021 | Вторник | 2 575.10 ₽ | -14.43 | 0.56% |
01.09.2021 | Среда | 2 564.73 ₽ | -10.37 | 0.4% |
02.09.2021 | Четверг | 2 561.69 ₽ | -3.04 | 0.12% |
03.09.2021 | Пятница | 2 549.72 ₽ | -11.97 | 0.47% |
04.09.2021 | Суббота | 2 549.91 ₽ | +0.19 | +0.01% |
05.09.2021 | Воскресенье | 2 549.91 ₽ | 0% | |
06.09.2021 | Понедельник | 2 549.91 ₽ | 0% | |
07.09.2021 | Вторник | 2 553.38 ₽ | +3.48 | +0.14% |
08.09.2021 | Среда | 2 561.68 ₽ | +8.30 | +0.32% |
09.09.2021 | Четверг | 2 570.47 ₽ | +8.79 | +0.34% |
10.09.2021 | Пятница | 2 559.52 ₽ | -10.96 | 0.43% |
11.09.2021 | Суббота | 2 546.60 ₽ | -12.92 | 0.51% |
12.09.2021 | Воскресенье | 2 546.60 ₽ | 0% | |
13.09.2021 | Понедельник | 2 546.60 ₽ | 0% | |
14.09.2021 | Вторник | 2 557.94 ₽ | +11.34 | +0.44% |
15.09.2021 | Среда | 2 545.10 ₽ | -12.85 | 0.5% |
16.09.2021 | Четверг | 2 549.82 ₽ | +4.72 | +0.19% |
17.09.2021 | Пятница | 2 535.15 ₽ | -14.67 | 0.58% |
18.09.2021 | Суббота | 2 539.61 ₽ | +4.46 | +0.18% |
19.09.2021 | Воскресенье | 2 539.61 ₽ | 0% | |
20.09.2021 | Понедельник | 2 539.61 ₽ | 0% | |
21.09.2021 | Вторник | 2 566.60 ₽ | +27.00 | +1.05% |
22.09.2021 | Среда | 2 562.23 ₽ | -4.37 | 0.17% |
23.09.2021 | Четверг | 2 550.82 ₽ | -11.41 | 0.45% |
24.09.2021 | Пятница | 2 545.36 ₽ | -5.46 | 0.21% |
25.09.2021 | Суббота | 2 555.28 ₽ | +9.93 | +0.39% |
26.09.2021 | Воскресенье | 2 555.28 ₽ | 0% |
По данным Центробанка РФ, в течение прошедшего месяца курс доллара в рублях вырос на 0.98 ₽ ( девяносто восемь копеек).
30 дней назад курс 35.00 долларов к рублям был равен 2 589.68 ₽ (две тысячи пятьсот восемьдесят девять рублей шестьдесят восемь копеек).
За последнюю неделю цена обмена 35.00 долларов упала на 15.68 ₽ и составляет на сегодняшний день 2 555.28 RUB (две тысячи пятьсот пятьдесят пять рублей двадцать восемь копеек).
Системные проблемы
По состоянию на январь 2018 года у самолёта было выявлено 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжёлой травме, профессиональным заболеваниям), а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем).
Как выяснила POGO, занимающиеся тестированием F-35 службы добросовестно выполняют свою работу в целях «улучшения окончательного инженерного проектирования». Однако чиновники Пентагона исправляют отчётность, занижая количество недостатков первой и второй категории.
Также по теме
«Только национальные интересы»: почему Италия отказалась от закупок американских истребителей F-35
Италия решила отказаться от покупки американских истребителей пятого поколения F-35. Такое заявление сделала глава оборонного…
«Копия протокола заседания Совета по изучению недостатков F-35 от 4 июня 2018 года, полученного POGO, свидетельствует о том, что Совет перевёл 19 недостатков первой категории в менее серьёзную вторую категорию. При этом категория десяти дефектов была занижена без утверждения плана их исправления», — говорится в расследовании организации.
Одним из критических недостатков, которые отказался исправлять Пентагон, является неисправность аварийной системы. При катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознавания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля, то есть диспетчеры не получают информацию о ЧП.
Также военные проигнорировали проблему с одноразовым хвостовым крючком, который выпускается в случае отказа тормозной системы. Но наиболее серьёзный дефект обнаружился в системе управления вооружением. Пилоты F-35 не могут подтвердить координаты наземной цели. Как отмечают эксперты, подобная проблема уменьшает эффективность и точность бомбометания. В реальных боевых условиях это может привести к удару по своим войскам или мирному населению.
В июне 2018 года агентство Bloomberg со ссылкой на документы Пентагона сообщило, что 180 недостатков F-35 не будут устранены в краткосрочной перспективе. В доработке нуждаются цифровая аппаратура, помещённая в шлем пилота, бортовые комплексы и множество элементов конструкции, прочность которых вызывает сомнения у специалистов.
По информации издания, F-35 оказался крайне уязвим перед ударом молнии. Причина в том, что планер самолёта выполнен в основном из композитных материалов, а не металлических сплавов, как у машин предыдущего поколения. Кроме того, на истребителе с перебоями работает система генерации инертных газов, которая поддерживает низкий уровень кислорода в топливных баках. Полёт в грозоопасных зонах F-35 может привести к взрыву топлива.
- Истребитель F-35B Lightning II в полёте
- Reuters
Эксперты POGO полагают, что каждый отдельный недостаток не препятствует эксплуатации самолёта. Однако в совокупности дефекты могут повлиять на безопасность полётов и «значительно увеличивают вероятность того, что воздушное судно не сможет выполнить требуемую миссию».
В западных СМИ можно встретить нарекания, связанные с манёвренностью F-35. Несмотря на преимущество по боевой нагрузке и тяговооружённости, машина оказалась слабо приспособлена к воздушной дуэли, уступая по эффективности истребителям F-16.
Предназначенный для борьбы
Як-141 был предназначен для перехвата воздушных целей, ведения ближнего боя, нанесения ударов по наземным и надводным целям. Самолет мог эксплуатироваться на взлетно-посадочных площадках ограниченных размеров и в корабельных условиях. Як-141 взлетал вертикально с коротким разбегом с помощью подъемных двигателей и поворотом сопла маршевого двигателя на 65° по мере роста тяги и ускорения движения самолета, с «точечным» взлетом, когда длина разбега не превышает пяти метров, а сопло также отклоняется, но уже при полной тяге на форсаже до начала разбега.
Интересно отметить, что планер самолета уже тогда состоял на 26% из композитных материалов, включая углепластиковые поверхности хвостового оперения, закрылки, носки и наплывы крыла. Остальная конструкция в основном была выполнена из алюминиево-литиевого сплава. Силовая установка была комбинированная и аналогична СУ Як-38. Она состояла из подъемно-маршевого двигателя Р-79 генерального конструктора В. Кобченко и двух подъемных РД генерального конструктора А. Новикова.
Летчиком-испытателем этого самолета стал А. Синицын, шеф-пилот фирмы, заместитель главного конструктора по летным испытаниям. Первый полет нового Яка состоялся в начале марта 1987-го. Спустя три года он взлетел и сел вертикально.
Описание
F-35 относится к истребителям пятого поколения, при его создании активно использовался опыт, полученный при создании F-22 Raptor. Следует отметить, что F-35 оснащен даже более продвинутой авионикой, чем «Раптор». БРЭО истребителя, несомненно, является наиболее сильной стороной этой боевой платформы. В состав радиоэлектронного комплекса F-35 входят:
Многофункциональная РЛС с активной фазированной антенной решёткой второго поколения AN/APG-81, которая одинаково эффективно может обнаруживать цели как на земле, так и в воздухе.Электронно-оптическая система AN/AAQ-37, в состав которой входит шесть инфракрасных сенсоров, расположенных на разных сторонах фюзеляжа. Она позволяет определять пуски баллистических ракет на расстоянии в 1300 км, обеспечивает навигацию при пилотировании как в дневное, так и в ночное время, предупреждает пилота о ракетной атаке, определяет месторасположение зенитных орудий, находит воздушные цели и сопровождает их.Пассивная разнонаправленная инфракрасная камера CCD-TV с высоким разрешением, которая может проводить целеуказание на значительных дистанциях, находить вражеские объекты на земле и в воздухе. Она же предупреждает летчика об облучении самолета лучом лазера.Система установки индивидуальных помех AN/ASQ-239.Система целеуказания и индикации, которая интегрирована в шлем пилота и позволяет ему управлять машиной с помощью движения головы и глаз. Шлем летчика F-35 вообще можно назвать уникальным: он позволяет пилоту видеть буквально сквозь кабину. Такая способность обеспечивается большим количеством видеодатчиков, расположенных на фюзеляже машины. Также в шлем вмонтированы системы, которые с помощью выведения изображений и звука информируют пилота об условиях полета.В кабине установлен широкоформатный сенсорный дисплей PCD, на котором отображается информация, связанная с полетом и функционированием систем истребителя. Также на него выводятся места дислокации вражеских систем ПВО и возможные маршруты их обхода.Система голосового распознания, с помощью которой летчик может управлять некоторыми системами F-35.Истребитель оснащен целым рядом передовых систем прицеливания и связи. В их число входит комплекс обмена данными Link 16, который часто именуется «небесным интернетом».
В конструкции самолета широко использованы композитные материалы и новейшие технологии. F-35 выполнен по технологии «стелс», разработчики не раз заявляли, что его заметность на экранах радаров даже меньше, чем у F-22. Для уменьшения ЭПР вооружение самолета находится во внутренних отсеках, хотя оно может быть размещено и на внешних узлах подвески. Форма истребителя также способствует уменьшению его заметности на экранах радаров.
Следует отметить, что грузовой отсек модификации F-35В меньше, чем на F-35А и F-35С из-за размещения вентиляторной установки.
Модификации истребителя А и С оснащены двигателями Pratt & Whitney F135, который можно назвать дальнейшим развитием F119, установленным на «Рапторе». На модификации с укороченным взлетом стоит F-35B, в разработке которого принимала участие британская компания Rolls-Royce Defence. Изначально перед разработчиками истребителя не ставилась задача обеспечить возможность сверхзвукового крейсерского полета, однако руководство Lockheed Martin утверждает, что F-35 способен лететь на скорости 1,2 Маха примерно 240 км.
Интересна конструкция силовой установки модификации F-35В. За кабиной пилота у нее установлен вентилятор, который связан жесткой передачей с двигателем, сверху и снизу закрыт створками. Во время зависания вентилятор начинает работать, а сопло двигателя отклоняется вниз почти под прямым углом (95°). Управление истребителем по рысканию и крену осуществляется с помощью дополнительных сопел. Взлет и посадка полностью контролируется бортовым компьютером, что здорово упрощает жизнь летчику.
Следует отметить, что F-35B может взлетать и вертикально, правда при небольшой боевой нагрузке и неполных баках.
На F-35 использовано электрогидростатические приводы рулевых поверхностей, что позволило полностью отказаться от общесамолетной гидравлической системы и значительно уменьшить массу истребителя.
F-35 может использовать широкую номенклатуру вооружения. Все три модификации самолета вооружены автоматической 25-мм пушкой GAU-22/A, которая расположена над левым воздухозаборником. Ее боекомплект составляет 180 снарядов.
F 35 против СУ 35
F-35 «Lightning II» (Молния) – невидимые истребители-бомбардировщики 5-го поколения в 3 вариантах:
- наземные (CTOL) F-35A, идут на экспорт союзникам НАТО;
- с вертикальным взлётом и посадкой(STOVL) F-35B;
- палубные (CV) F-35C.
Lockheed Martin умеют потрясать воображение – они произвели истребитель-вертолёт с вертикальной посадкой и взлётом!
Модификации отличаются габаритами (палубный самый большой, но всё же меньше Су-35) и лётными характеристиками, однако назначение всех трёх – обстрелять землю после того, как воздух расчистят тяжёлые истребители (например «Рапторы» F-22). Ракеты воздух-воздух (до 180 км дальности) и 25-мм авиапушка у «Молнии Второй» есть (у F-35B и С – в отдельном подвесном контейнере), но это оружие не основное.
Ближнего боя в воздухе F-35 будет избегать всеми силами:
- Сама концепция «невидимки» предполагает дальний бой (первый увидел – первый послал ракету);
- В задачи бомбардировщика не входит сражаться со сверхманёвренными истребителями.
По количеству вооружения и скоростным параметрам он тоже не рассчитан на догфайт. Внутренних подвесок – 4, внешних – 6, но они сильно снижают стеллс (ЭПР предположительно 0,005 м2*). А ставка сделана всё-таки на невидимость, а не на сверхманёвренность или суперскорость:
- лететь на сверхзвуке (1,2 Маха) без форсажа F-35 может только 150-240 км (по разным данным) – у двигателя небольшая производительность;
- крейсерская скорость – 850 км/ч;
- максимальная скорость – 1,6 Маха (1930 км/ч);
- дальность – 2500 км;
- высота – 18 км.
Точных параметров невидимости F-35 нет, зато есть критика – австралийские ВВС очень недовольны качеством стелс-покрытия
Если сравнивать бомбардировщик с истребителем, все вышеперечисленные характеристики проигрывают Су-35. А вот что у «Молнии» выше всяких похвал – так это радиолокационная станция AN/APG-81 с активной фазированной антенной решёткой:
- обзор – 360о;
- дальность обнаружения целей с ЭПР=1м2 – 250-400 км;
- ночная навигация;
- всеракурсная пассивная инфракрасная камера (не излучает волны, а только поглощает, не выдавая себя).
С её помощью F-35 вовремя заметит Су-35 и сориентируется в ситуации, оставаясь невидимым. Если успеет, закончит боевую задачу и улетит, пока цел. Если наготове ракета, сблизится до 180 км и попробует сбить противника, а сам попробует увеличить расстояние (вдруг ракета не достигнет цели…). И при любом раскладе будет избегать сближения – по оценкам австралийских экспертов, вероятность победы в схватке с Су-35 – 28%.
F-35 выглядит на радарах как маленькая железная муха, а Су-35 – как груда металлолома
Трансформация GE
Второй пример – это General Electric, производитель ядерных боеголовок, атомных реакторов, электровозов, томографов, ветряков, лампочек и всевозможных турбин – авиационных и энергетических. Это многоотраслевая компания, в которой работают 283 тыс. человек в 175 странах мира. В 2000 г. GE была крупнейшей компанией мира с капитализацией 594 млрд долларов. В 2015 году она создала подразделение GE Digital со штатом 30 тыс. сотрудников. GE Digital предлагает клиентам, среди которых Роснефть и Газпром, 25 пакетов программных продуктов и услуг по цифровой трансформации производства. Годовая выручка компании оценивается в 2 млрд долларов. Разумеется, General Electric и сама активно использует компетенции своей «дочки», став одним из мировых лидеров по внедрению цифровых инноваций.
Но надо же было такому случиться, что этот процесс совпал с глубочайшим кризисом в истории символа американской технологической мощи, основанного самим Эдисоном. С начала 2017 по 2019 год стоимость ее акций снизилась на 70,3%. В августе 2019 года GE стоила всего 69,9 млрд. Вот такая получилась «цифровая трансформация».
Докладчик рассказал, что основная причина этих проблем состоит в том, что руководством были упущены вопросы бизнеса корпорации. В результате главный конкурент – компания Siemens – обошла GE в производстве газотурбинных энергетических установок. Увлекшись цифровизацией, GE не уделяла должного внимания собственно качеству изделий. Из-за брака продажи упали, и цена акций компании снизилась с 30 долларов до 7.
В самом деле, в 2018 году из-за поломки лопаток была на два месяца остановлена газовая турбина на электростанции в Техасе. Выяснилось, что ремонта требует и 18 других турбин этого типа по всему миру. Все это, разумеется, не способствовало успеху бизнеса. Но еще большие проблемы начались в 2019 году, когда компанию обвинили в фальсификации отчетов на 38 млрд долларов. Начиная с 1980-х годов, все большую роль в бизнесе GE стали играть ее подразделения по страхованию, инвестициям, лизингу и т.д. Дошло до того, что в рейтинге крупнейших компаний США Fortune 500 GE стали обозначать не как производственную, а как финансовую компанию. Именно эта деятельность привела к накоплению многолетних убытков, которые пришлось по возможности незаметно от акционеров «списывать».
Докладчик подчеркнул, что сами по себе цифровые технологии в проблемах GE не виноваты. Наверное, это так. Но с не меньшим основанием можно утверждать, что и цена F-35 снижается вовсе не благодаря внедрению проекции пошаговых инструкций на планер и прочим цифровым новшествам.
Холдинг НИКС – это сеть из более чем 100 магазинов цифровой техники по всей России; это инжиниринговый центр по проектированию высокотехнологичных производств «Проектмашприбор», на 75% принадлежащий компании НИКС и на 25% – Госкорпорации «Ростех»; это нанотехнологическая лаборатория, в стенах которой разработаны и изготовлены сканирующие туннельные микроскопы, исследуется квантовый электронный транспорт в металлических наноструктурах, ведутся работы по квантовым вычислениям; это агропромышленный комплекс «Тюринский» площадью 19 800 га в Тульской области, который по производительности труда сопоставим с немецкими фермерскими хозяйствами.
Конкурент F-35
В зарубежных СМИ нередко можно встретить мнение о неудовлетворительном техническом состоянии люфтваффе со ссылкой на ежегодный отчёт Минобороны ФРГ. Так, в декабре 2016 года французский военно-аналитический бюллетень TTU (Très Très Urgent) сообщил, что из 216 истребителей Tornado и Eurofighter в воздух могут подняться 69 машин.
В июне 2018 года глава штаба ВВС ФРГ генерал-лейтенант Инго Герхартц, выступая перед парламентариями и промышленниками, заявил, что люфтваффе нуждается в срочной модернизации. По его словам, огромное количество боевых самолётов находятся в непригодном для эксплуатации состоянии по причине отсутствия запчастей и средств на их приобретение.
Также по теме
«Французам ничего другого не остаётся»: как Париж модернизирует истребитель Dassault Rafale
Минобороны Франции заключило контракт с компанией Dassault Aviation на модернизацию парка истребителей Rafale. Об этом сообщает…
Как сообщил в мае 2018 года журнал Der Spiegel, согласно отчёту Минобороны ФРГ, из 128 истребителей Eurofighter в боеспособном состоянии находятся только 39 машин. Помимо этого, издание рассказало, что элементы оборудования этих истребителей, необходимые для обнаружения противника в воздушном пространстве, в силу ряда технических причин выходят из строя и замены им не предвидится. Это сокращает число готовых к боевым вылетам самолётов. Источники журнала утверждают, что для эксплуатации пригодны около десяти машин.
Большие проблемы Германия испытывает с эксплуатацией парка Tornado. В марте 2018 года Reuters и Der Spiegel со ссылкой на доклад Минобороны ФРГ заявили, что немецкие истребители, выполняющие полёты в прибалтийских странах, в скором времени перестанут использоваться в миссиях НАТО.
Основная причина заключается в том, что самолёты люфтваффе не оснащены шифраторами для защищённой передачи данных. Таким образом, важная для альянса информация может быть перехвачена третьими государствами. Отмечается, что патрулирующие небо над Прибалтикой Tornado были приняты на вооружение в 1981 году и сейчас нуждаются в срочной модернизации.
Владимир Попов считает логичным желание немцев заменить Tornado на Eurofighter Typhoon, чтобы обновить парк боевой авиации. В то же время эксперт отметил, что европейский истребитель нуждается в существенной доработке. В материалах Deutsche Welle говорится, что Eurofighter получился слишком дорогой и сложной в эксплуатации машиной. Стоимость одного истребителя составляет около $100 млн.
- Истребитель Eurofighter Typhoon ВВС Германии
- Reuters
«Выбор у Германии невелик. Судя по всему, немцам придётся доводить до ума и модернизировать нынешний парк строевых самолётов. Покупать менее дорогие F/A-18 бундесверу однозначно не стоит. Во-первых, это не новый самолёт. Во-вторых, существует большая вероятность, что американцы продадут Германии бывшие в употреблении машины, которые находились на хранении, а потом прошли капитальный ремонт и модернизацию», — подчеркнул Попов.
Юрий Кнутов напомнил, что Германия возлагает немало надежд на успех совместного с французами проекта «боевой воздушной системы будущего» (Future Combat Air System, FCAS). Берлин и Париж рассчитывают разработать самолёт нового поколения, способный поражать все виды целей. Работы по многофункциональному истребителю планируется завершить к 2035—2040 годам.
«На мой взгляд, FCAS при реализации столкнётся с множеством объективных технических проблем. Но гораздо важнее, что этот проект является очередным конкурентом F-35, а это автоматически означает огромное сопротивление со стороны США», — отметил Кнутов.
Денежные единицы
Стоимость двух первых предсерийных образцов многоцелевого истребителя 5-го поколения Lockheed Martin F-35A Lightning II в 2007 г. составляла 221,2 млн долларов без двигателя. Критики самой дорогой в истории человечества оружейной программы справедливо называли эту цифру ужасающей.
Для сравнения: в 2019 году Минобороны РФ подписало контракт на закупку более грузоподъемных (боевая нагрузка 16 т против 8,2 т у F-35A), быстрых (2,45 М против 1,6 М), высотных (20 км против 15 км), дальнобойных (4300 км против 2800 км) истребителей пятого поколения Су-57. Стоимость контракта, по данным бывшего журналиста «Коммерсанта» и бывшего советника «Роскосмоса», а ныне чешского шпиона Ивана Сафронова, составляла 170 млрд руб. за 76 самолетов, что давало в 2019 г. 34,4 млн долларов за штуку. С двигателем. Даже с двумя.
Как утверждает докладчик, в качестве основного инструмента удешевления серийного производства F-35 руководство Lockheed Martin выбрало цифровые технологии. Реорганизация корпоративной архитектуры началась в 2014 году. Основная сложность состояла в увязке информационных технологий с производственными. Это делалось с помощью таких инструментов, как оптическое проецирование пошаговых рабочих инструкций на конструкцию F-35 (см. фото ниже), точные твердотельные 3D-модели для разработки оснастки, промышленный интернет вещей, автоматическое сверление, бесконтактная метрология и т.д. Сложность состояла не собственно в тотальном внедрении цифровых технологий везде и всюду, а в нахождении правильного баланса, чтобы цифровизация проводилась не ради цифровизации, а для решения реальных проблем с реальным эффектом. Это потребовало многолетнего тщательного анализа, позволившего в конце концов создать эффективную систему управления производственными операциями.
По словам докладчика, благодаря внедрению цифровых технологий в рамках программы выпуска истребителя пятого поколения F-35 за последние пять лет доля ручного труда на производстве сократилась на 75%, его цена снизилась почти на 70% по сравнению с первым лотом, а с 2015 года время производства одного самолета сократилось на 20%. Стоимость модификации F-35A в 2020 году составила 77,9 млн долларов (14-й лот).
На первый взгляд, цифры впечатляют. Однако стоит заметить, что уже к 2014 году, то есть до начала цифровой трансформации компании, стоимость F-35A (без двигателя) снизилась до 94,5 млн долларов (8-й лот), то есть упала на 58%. (Цена двигателя F-135 в варианте для F-35A в 2016 г. составляла 13,3 млн долларов). Очевидно, что уменьшение цены на 70% по сравнению с первым лотом достигнуто не только за счет цифровизации. Легко предположить, что главной причиной столь драматического снижения стал переход от штучной сборки к массовому производству.
Масштабы программы F-35 в самом деле впечатляют. По данным докладчика, Lockheed Martin по состоянию на 1 июля 2020 г. поставил Вооруженным силам США и иностранным заказчикам 535 F-35. Всего же Пентагон намерен закупить 2456 самолетов, на производстве которых прямо и косвенно занято только в США 254 тыс. человек и 1800 поставщиков, не говоря о зарубежной кооперации (еще около 100 поставщиков). Общие затраты на программу превысят 1,5 трлн долларов, включая стоимость разработки в размере 58 млрд долларов, более 428 млрд долларов на закупки самолетов и 1,2 трлн затрат на содержание данного самолетного парка до 2070 г. Порядка 770 самолетов заказали ближайшие союзники США. Сколько F-35 в будущем купят другие страны, можно только гадать.
В одном только 2020 году Lockheed Martin планирует поставить заказчикам 141 самолет этого типа. И темп его производства будет расти до 2023 года. При столь массовом выпуске цена изделия должна снижаться. Не исключено, что без дорогостоящей цифровой трансформации она снизилась бы еще больше.
Впрочем, надо заметить, что цифровизация производства Lockheed Martin стратегически направлена не столько на решение проблем текущих проектов, сколько на получение качественно новых возможностей в будущем. К примеру, компания объявила о планах создания гибкого цифрового производства, которое позволит на одном и том же оборудовании выпускать беспилотные авиационные комплексы различных размеров и аэродинамических компоновок. Одно и то же предприятие сможет одновременно выпускать легкие, средние и тяжелые беспилотники. Причем производство того или иного типа ЛА будет возобновляться по требованию заказчика, например, для срочного восполнения потерь. Словом, цифровые технологии позволяют добиться многого. Вопрос лишь в том, насколько гибкое производство будет экономически целесообразно в сравнении со специализированным.
Промежуточные итоги программы, оценка стоимости
В конце февраля 2018 года вице-адмирал Мэт Уинтер, директор отдела минобороны США по реализации программы разработки и закупки F-35, сообщил журналистам, что из поставленных американским ВВС и странам-партнерам 280 самолетов только 51% могут совершать полеты. Уинтер отметил, что на многих машинах выявились проблемы с двигателями, системами жизнеобеспечения пилотов и с программным обеспечением. Напряженной оставалась и ситуация с запасными деталями, которые производитель поставлял с задержками.
года Lockheed Martin отчиталась о поставке 300-го экземпляра F-35 (в 2017 году были поставлены 66 единиц — на 40% больше, чем в 2016 году). Из общего числа поставленных самолетов на вариант F-35A пришлось 197 единиц, 75 единиц — на вариант F-35B, 28 единиц — вариант F-35С. По данным производителя, суммарный налет этого флота превысил 140 тыс. летных часов. Всего за 2018 год производитель планирует передать заказчику 91 самолет (таким образом, общее число поставленных машин составит 357).
Вооруженные силы США намерены приобрести в общей сложности 2 тыс. 443 экземпляра F-35. Всего на разработку самолета было затрачено свыше $46 млрд, а в целом, согласно прогнозам, реализация программы обойдется США в более чем в $1,5 трлн: $406,5 млрд пойдут на закупку самолетов и еще около $1,1 трлн — на эксплуатацию, техобслуживание, модернизацию и ремонт. Эксперты называют F-35 самой дорогостоящей системой вооружений в истории.
Закупочная стоимость единицы F-35A в 2018 году составляет около $100 млн. К 2020 году ее планируется снизить до $80 млн. В 2023 году Lockheed Martin намерена нарастить выпуск до 160 самолетов в год.
Ожидается, что истребители-бомбардировщики этого типа будут состоять на вооружении по крайней мере до 2070 года.