Классификация кораблей

Возвращение к классике

По моему мнению, стоит отказаться от терминов «фрегат» и «корвет» как не отражающих существо кораблей современного флота и вернуться к прежней системе. Крейсеры должны остаться основным классом тяжелых боевых кораблей. К нему стоит отнести корабли, которые в силу размеров и стоимости, соответственно ударного потенциала, нуждаются в охранении меньшими и существенно более дешевыми. Если говорить о водоизмещении – от 10 тысяч до 15 тысяч тонн. Более крупные – тяжелые крейсеры. При этом они могли бы оставаться как специализированными кораблями, например ракетно-артиллерийскими или противолодочными, так и универсальными. К последним логично отнести наш будущий «Лидер». Целесообразно выделить класс легких крейсеров, водоизмещение которых ограничивается шестью – девятью тоннами. Корабли проекта 22350м вполне подходят под такое наименование исходя из размеров и вооружения. Да и другие корабли нашего флота, доставшиеся в наследство от СССР и попадающие в этот диапазон, также вписываются в класс легких крейсеров.

Определение «ракетный» сегодня не имеет смысла, так как нет боевых кораблей основных классов, которые не имели бы ракетного оружия.

Эсминцы, чтобы сохранить за ними статус универсальных рабочих лошадок современных флотов, стоит ограничить водоизмещением 3500–5000 тонн. В таких пределах можно создать корабль с требуемой для действий в океанской зоне мореходностью и дальностью хода при приличном вооружении и сравнительно малой стоимости. Они могли бы стать основным классом эскортных кораблей при крейсерах в составе эскадр. Например, корабль проекта 22350 вполне соответствует классу «эсминцы».

Диапазон водоизмещений от двух тысяч до трех тысяч тонн можно отвести (по традиции отечественного флота и существу решаемых задач) для класса сторожевых кораблей 2-го ранга, которые могли бы стать основой сил прибрежной зоны и решать задачи эскорта конвоев и десантных отрядов. Сюда, в частности, относятся корабли проекта 20380.

Для меньшего водоизмещения целесообразно оставить существующую классификацию, включающую два основных класса: малые противолодочные и малые ракетные корабли.

Ожидаю, что мои предложения вызовут волну критики. Наверное, это будет справедливо, поскольку газетный формат не позволяет изложить все основания для предлагаемой классификации. Тем более что статья должна быть ориентирована на широкий круг читателей, не всегда знакомых с теорией. Цель – поставить проблему классификации корабельного состава ВМФ России и, оставаясь на конструктивной позиции, предложить вариант решения, пусть и спорный.

Константин Сивков,заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук

Примечания

  1. Парусная оснастка корабля с тремя и более мачтами, несущими прямое парусное вооружение.
  2. Главное управление по заготовке, переработке и сбыту вторичных черных металлов при Совете Народных Комиссаров СССР
  3. Рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте.
  4. Косой четыреугольный парус, ставящийся на бизань-мачте
  5. Добавочное рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта вперёд и вверх
  6. Рангоутное дерево, подвешенное вертикально под внешним ноком бушприта
  7. Отводы у нока бушприта для утлегарь- и бом-утлегарь-бакштагов.
  8. Металлические полосы, стержни или цепи, проходящие снаружи борта парусного судна и прочно скреплённые с набором и обшивкой
  9. Элементы рангоута парусного судна, представляющие собой тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки дополнительных парусов — лиселей.

Эволюция

Первые паровые боевые корабли

Первым небольшим судном, которое можно считать паровым военным кораблем, был Demologos , который был спущен на воду в 1815 году для ВМС США . С начала 1820-х годов британский флот начал строительство ряда небольших паровых военных кораблей, включая вооруженные буксиры HMS  Comet и HMS  Monkey , а к 1830-м годам военно-морские силы Америки, России и Франции экспериментировали с боевыми кораблями с паровой тягой. Греческий военный шлюп Kartería (Καρτερία; по- гречески «Настойчивость») был первым паровым военным кораблем, который использовался в боевых действиях в истории. Он был построен в 1825 году на английской верфи для революционного греческого флота во время войны за независимость Греции по приказу капитана Франка Абни Гастингса , бывшего офицера Королевского флота, который добровольно предложил свои услуги греческому флоту.

Классификация фрегатов

Фрегат и корвет были «кораблями». Для того чтобы судно называлось «кораблем», оно должно было иметь полный такелаж, т. Е. Квадратные оснастки на трех мачтах. Если бы на бизань-мачте была только продольная установка , это не был бы корабль. Суда классифицировались как линейные корабли, фрегаты и корветы.

Верхний предел для корабля, который по-прежнему считался фрегатом, заключался в том, что у него была только одна крытая орудийная палуба. Если у корабля было две крытые орудийные палубы, это был уже не фрегат, а линейный корабль. Непонятное обстоятельство возникло, когда в начале девятнадцатого века полубак и четвертьдекы большинства больших кораблей были соединены и образовали полную верхнюю палубу. Эти корабли продолжали быть фрегатами, например, HMS Constance (1846 г.) .

Нижний предел для корабля, который все еще может считаться фрегатом, заключался в том, что его орудийная палуба была прикрыта. Если на корабле была только одна открытая орудийная палуба, это считалось корветной постройкой. Если у корабля была единственная крытая орудийная палуба, то это был как минимум фрегат.

Обычно фрегатом командовал капитан, а корветом — лейтенант.

Ракетные крейсеры — возрождение в новом качестве

Воцарившееся на морях после Второй мировой войны всевластие авианосцев чуть было не положило конец существованию не только линкоров, но и крейсеров. Вообще, корабли всех классов со ствольной артиллерией потеряли всякую ценность для военных. К середине 1974 г. в составе ВМС стран НАТО находилось всего 14 крейсеров — ничтожное количество по сравнению почти с 300 крейсерами, состоявшими на вооружении по всему миру в 1914 г.

Американский ракетный крейсер «Лейк Эри» типа «Тикондерога»

Появление ракетного оружия, можно сказать, спасло существование крейсеров. В 1962 г. появился советский ракетный крейсер 1-го ранга «Грозный» проекта 58. Мощность его двигателей составляла 90 000 л. с., скорость хода достигала 34,5 узла. Корабль водоизмещением 5400 т оснащался новейшим ракетным противокорабельным комплексом П-35, четырьмя 76-мм пушками и шестью 533-мм торпедными аппаратами. Всего было построено 4 корабля этого проекта.

Неотъемлемой частью крейсеров стали радиолокаторы и боевые информационные посты. Новейшая боевая информационно-управляющая система «Иджис», разработанная для американских эсминцев и крейсеров, объединяет все боевые и технические средства корабля и сама управляет их ресурсами. Такая система впервые была установлена на американских ракетных крейсерах типа «Тикондерога». Эти корабли водоизмещением 9800 т вооружены двумя 127-мм артустановками, а также двумя 6-ствольными зенитными установками «Фаланкс» калибра 20 мм и двумя автоматическими установками «Бушмастер» калибра 25 мм. Имеется также 8 пусковых установок ракет «Гарпун», пусковая система на 122 ячейки для ракет «Томагавк» и 2 трехтрубных 324-мм торпедных аппарата. Всего было построено 27 крейсеров типа «Тикондерога».

25-мм автоматическая установка на палубе американского крейсера

Наиболее мощными кораблями своего класса являются российские атомные ракетные крейсеры проекта 1144 (шифр «Орлан») водоизмещением 26 000 т. Закладка головного корабля «Киров» состоялась в 1974 г. До 1991 г. удалось построить еще два таких корабля — «Фрунзе» и «Калинин» (позже переименован в «Петра Великого»). Атомная энергетическая установка этих кораблей мощностью 140 000 л. с. обеспечивает скорость хода до 31 узла при неограниченной дальности плавания. Основу вооружения составляют 20 крылатых противокорабельных ракет комплекса «Гранит», 90 зенитных ракет комплекса С-300 «Форт», 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм (боезапас 20 торпед или противолодочных ракет «Водопад»), 3 вертолета Ка-27.

Атомный крейсер «Пётр Великий» российского ВМФ

Советский ракетный крейсер «Варяг» проекта 58

Поделиться ссылкой

Русский эсминец «Горшков» значительно превосходит американский «Горизонт»

Наиболее мощные (броненосные, а затем линейные) крейсера могли также участовать в линейном бою вместе с линкорами. Крейсеры – гораздо более разнообразный класс кораблей, чем эсминцы. Со временем классы крейсеров и эсминцев постепенно сближались. Российский крейсер/эсминец – это ударный корабль такого же водоизмещения, оснащённый сверхзвуковыми противокорабельными ракетами.

По интегральному показателю соответствия боевой эффективности корабля его предназначению российский «Горшков» превосходит натовский «Горизонт» почти на 41 процент. В противники целесообразно выбрать корабль из состава ВМС НАТО, адекватный по предназначению, составу вооружения и характеристикам, желательно новейшей постройки. Комплекс ударного вооружения представлен 16 единицами ПКР «Оникс», размещенных в двух универсальных комплексах вертикального пуска 3С14У1. Таким образом, фрегат рассматривается как многоцелевой, способный решать задачи уничтожения надводных кораблей противника и разрушения его инфраструктуры на берегу. Совершенно понятно, что фрегаты значительно уступают по боевым возможностям крейсерам и эсминцам, которые будут составлять основу КУГ и кораблей охранения авианосцев. 16-ракетный залп обеспечивает вывод из строя или уничтожение кораблей типовой КПУГ или КУГ с вероятностью 0,76–0,8. Горизонт» превосходит наш корабль по энергетической дальности ГАК. Но существенно уступает в оружии для решения задачи.

Не рассматриваю вопрос о необходимости 36-узловой скорости или дооснащения эсминца тремя сотнями крылатых ракет (чтоб его УВП сравнялись по массе с башнями артиллерийского крейсера). Крейсеры эпохи Второй мировой имели в 1,5-2 раза меньший по высоте борт, но у кого хватит смелости обвинить их в низкой боеспособности? Например автор категорически утверждает о «недогрузе» современных кораблей, однако вариант о «перегрузе» кораблей прошлого даже не воспринимается. Сразу вспоминается пример из 30-х годов. Европейских и американских судостроителей всегда удивляло, почему при том же, а зачастую и меньшем водоизмещении японские ЭМ имели более мощное вооружение. При этом совершенно не учитывая, что дальность стрельбы крейсером «Максим Горький» не соизмерим с дальностью действия оружия эсминца. Насколько можно выжать из современных — более менее — представлений о конструкции/оснащении/вооружении перспективного корабля дальней морской зоны — уже оно есть, Замволт. И они не имеют даже такой минимальной броневой защиты, как у Арли Берк. А ведь, выражаясь словами автора, оборудование фрегатов тоже очень дорогостоящее. Его основная мысль — зачем все эти развитые системы ПВО и прорва непонятного оборудования, когда можно закрыть корабль бронепоясом и бронепалубой?

В годы Второй мировой войны (в Англии) — небольшой тихоходный эсминец (1000 т и менее) , предназначенный для проводки конвоев. Со временем миноносцы стали достаточно мореходными (то есть большими) и быстроходными, чтобы действовать в составе эскадры. Например, лучший современный эсминец, американский «Бёрк» , хорошо справляется с ПВО и ПЛО, с остальным послабее.

Тут то и началась путаница, ведь Фрегатами во флотах европейских держав (членов НАТО, что немаловажно) именовались корабли, классифицируемые в США как эскортные эсминцы. И над кораблями проекта 1135, классифицируемых, в США тех лет, как Эскортные Эсминцы, пришлось задуматься

Калифорния» всегда обозначалась как CGN — атомный ракетный крейсер. Уважаемый коллега, первоначальное обозначение «Калифорнии» и «Вирджинии» DLGN, что всегда переводилось в СССР как Фрегат УРО Атомный. Ноксы» же имели обозначение DE (эсминец эскортный), сменившееся на FF, а вот «Перри» строились уже как Фрегаты УРО (FFG) в соответствии с новой классификацией.

Легкие крейсера для стесненных районов – шнявы

Интересно, что некоторые флоты строили малые парус­ные корабли, которые прак­тически не встречались во флотах других государств. Так, Дания, Швеция, а вслед за ними и Россия в XVII—XVIII вв. строили шнявы — малые 12-18-пушечные, двух­ реже трехмачтовые с бригским вооружением быстроходные корабли, предназначенные для разведки, ближнего крейсерства, транспортных и посыльных целей, а также для борьбы с каперами и действий против корабельного и гребного флота в шхерах. Обладая малой гадкой и великолепной маневренностью, в русском флоте времен Северной войны 1700-1721 гг. шнявы зарекомендовали себя как поистине универсальные корабли, хотя первоначально, и бриги, создавались в качестве торговых судов. Шнявы, как правило, имели две мачты с прямым парусным вооружением, бушприт, стаксель и кливер. Зачастую ставилась третья, так называемая шняв-мачта, расположенная непосредственно за грот-мачтой.

Типичный английский 24-пушечный бриг рубежа XVII—XIX вв.

На ней поднимался трисель, именно это обстоятельство послужило причиной того, что в разных справочниках шнявы фигурируют и как двух-, и как трехмачтовые корабли. При этом часто забывается, что шняв-мачта была не обязатель­ной и ее установка зависела от предпочтения конкретного ко­мандира корабля, ведь трисель на шняве можно было поднять и по-другому — просто зацепить специальным тросом (джек-шагом), к которому кольцами присоединялась нижняя часть паруса (шкаторина). В среднем шнявы имели водо­измещение до 150 т и экипаж в 80 человек. Корпус длиной 25-30 м при ширине 6-8 м об­ладал малой осадкой — до 3 м или чуть больше.

Рекомендуется к прочтению: Современные крейсера

Поскольку шнявы имели весьма полные обводы и развитую кормовую часть, была возможность довольно легко менять распо­ложение грузов и тем самым влиять на осадку — в узкостях и шхерах бесценное свойство. При этом корабль оставался достаточно мощно вооружен­ным и комфортным для лиц начальствующего состава. Это обстоятельство, а также воз­можность легко устанавливать шняв-мачту или массивный кормовой флагшток, на кото­ром, как правило, поднимали большие по площади штандар­ты, послужило причиной попу­лярности данного типа корабля у адмиралов и монархов. Так, при Петре I шнява с названием «Мункер» (в переводе с гол­ландского — «мое сердце») строилась и для Азовского флота, и для молодого Бал­тийского, оставаясь при этом любимым кораблем русского самодержца-реформатора. Следует отметить, что в обоих случаях это были 14-пушечные корабли, построенные, скорее всего, по одному проекту.

Американская бригантина «Уильям Дж. Ирвин» Построена в 1881 г. Г. Денни. XIX в.

Того, что простая двухмачтовая шнява сможет стать почти идеальным для балтийского театра легким крейсером и, что более важно, абсолютно уни­версальным военным парусным кораблем, видимо, не ожидали даже ее создатели и почитате­ли. Но куда большей неожидан­ностью для них стало свертывание программы строительства этих уникальных кораблей почти сразу же после смерти Петра Великого

Причин оказалось две: его преемники флот не жаловали и не стремились развивать его в том темпе и в таком количестве, как в эпоху Петра. Ну а когда властители наконец-то обратили свои взоры на флот, выяснилось, что разно­образные бригантины, а затем и чистые бриги да корветы функции шняв выполняют порой куда лучше. И этот класс прекратил свое существование в молодом русском флоте, хотя до конца знаменитого «ман­жетного» века их еще строила некогда могучая Швеция.

Возможно вам будет интересно: Драккары викингов

Исторически необоснованный шаг

Начну с того, что ещё 30 лет назад в Советском военно-морском флоте вообще никаких фрегатов и корветов не водилось. Просто потому, что это была вражеская классификация кораблей, принятая в странах НАТО, до которой нашим морякам не было ровно никакого дела. Потому что у нас была своя с крейсерами, эсминцами, сторожевыми, большими и малыми противолодочными кораблями.

Не было никаких «фрегато-корветов» и в Российском императорском флоте. Во всяком случае, после его расставания с эпохой парусников. Вот официальная классификация боевых кораблей флота Российской империи, разработанная в канун Первой мировой войны:

«При составлении судостроительных программ 1911 и 1912 гг. Морской Генеральный штаб разработал также новую классификацию, утверждённую в июне 1915 г.: линейные корабли, линейные крейсеры, крейсеры, эскадренные миноносцы, миноносцы, подводные лодки, заградители, тральщики, канонерские лодки, речные канонерские лодки, учебные суда, транспорты,посыльные суда, яхты, гидрографические суда, портовые и крепостные суда,блокшивы.

Но после того как в 1991 году в очередной раз развалили страну, нашлось очень много желающих держать равнение на якобы «передовой во всех отношениях» Запад. Причём не в смысле поддержания мощного флота, большую часть которого вполне успешно распродали за гроши на иголки, а только в его переклассификации на натовский манер. Вот оттуда и «есть пошла» нынешняя «вестернизированная» систематизация основной части современных надводных кораблей ВМФ РФ.

Итогом этой вроде бы невинной словесной эквилибристики стало отнюдь небезобидное преуменьшение боевых возможностей российского флота. Который стал выглядеть как-то уж совсем бледно, особенно почти без эсминцев, которые всегда считались его основой.

Без картошки фри, но с «Калибрами»

Российскому надводному флоту предназначенному, прежде всего, для защиты территории собственной страны и побережья стран-союзников, с опорой на их береговые базы (как в Сирии, например), такие океанские габариты в большинстве случаев просто без надобности. Ну и спрашивается — для чего тогда «попу гармонь»?

Вот и сходят с наших стапелей поджарые «корветы» водоизмещением 2.000 тонн, то есть полноценные эскадренные миноносцы по-старому. Стройные «фрегаты» — под 5-6 тысяч тонн, а это уже скорее даже не эсминцы, а вполне себе лёгкие крейсеры времён незабвенного Валентина Пикуля. А также малые ракетные корабли (МРК), которые своим тоннажем под 1.000 тонн вполне тянут на миноносцы и даже эсминцы военного времени.

И это притом, что все эти корабли без единого исключения, равные по своим габаритам прежним эсминцам, а подчас даже лёгким крейсерам, несут на своём борту такой запас огневой мощи, что их даже сравнивать с предшественниками одноклассниками нельзя.

Построенные корабли

Название Место постройки Заложен Спущен на воду Введен в строй Судьба
«Генерал-Адмирал» Русское общество механических и горных заводов (С-Петербург) 15 ноября 1870 года 26 сентября 1873 года 8 сентября 1875 года В 1906 году переквалифицирован в учебный корабль. 12 октября 1909 года ввиду физического и морального износа переквалифицирован в минный заградитель и переименован в «Нарову».
«Герцог Эдинбургский» Русское Балтийское жел.-дор. и механич. общество (С-Петербург) 15 сентября 1870 года 29 августа 1875 года 1877 год В 1906 году переквалифицирован в учебный корабль. 12 октября 1909 года ввиду физического и морального износа переквалифицирован в минный заградитель и переименован в «Онегу».

Не по росту, весу и жиру!

Между тем эта позаимствованная в натовском зарубежье классификация, кстати, очень полюбившаяся пронатовской Украине, у которой даже кораблей приличных нет, только «наводит тень на плетень». Потому что изначально для её введения в российском флоте не было никакой рациональной основы.

Объясню почему. В период Второй мировой войны водоизмещение корабля, имевшего классификацию лёгкий крейсер, составляло примерно 7-8 тысяч тонн. Типичным представителем этого класса был, например, советский крейсер «Киров».

В настоящее время практически таким же тоннажем обладают так называемые большие противолодочные корабли — уникальный класс, придуманный в ВМФ СССР и которого нет больше нигде в мире.

Надо ли кого-нибудь убеждать в том, что боевая мощь этих двух одинаковых по весовой категории кораблей намного выше у современного «Адмирала Пантелеева»? Так почему же он тогда всего лишь БПК, а не лёгкий крейсер?

Ещё менее вразумительное понижение в классе мы наблюдаем в других подразделениях корабельного состава нынешнего ВМФ РФ.

А в эпоху парусного флота корветом и вовсе называли трёхмачтовый военный корабль, используемый в основном для разведывательной и посыльной службы.

Музейные корабли

ARA  Uruguay , аргентинский корвет 1874 года, был кораблем-музеем в Буэнос-Айресе с 1967 года.

  • ARA  Uruguay , 1874 г., паровая и парусная барка , Буэнос-Айрес, Аргентина.
  • HMAS  Castlemaine , 1941 Bathurst -класса корвет, Уильямстаун, Виктория, Австралия
  • Imperial Marinheiro 1955 Imperial Marinheiro -класса корвет, Порто Velho, Бразилия
  • Solimões , 1955 Imperial Marinheiro -класса корвет, Белем, Пара, Бразилия
  • HMCS  Sackville , 1941 корвет класса Flower, Галифакс, Новая Шотландия, Канада
  • HMAS  Whyalla , корвет класса Bathurst 1941 года , Уайалла, Южная Австралия, Австралия
  • Karjala , 1968 Турунмаа -класса корвета, Турку, Финляндия
  • Хиддензе , 1984ракетный корвет типа Тарантул , Фолл-Ривер, Массачусетс, США
  • HTMS  Maeklong в провинции Самутпракан , Таиланд .
  • РОКС Пхохан (PCC-756), А POHANG -класса корвет в Пхохан , Южная Корея .
  • RFS Тамбовский комсомолец , корвет класса Тарантул в Кронштадте , Россия .
  • Немецкий корвет Hans Beimler , корвет  типа Tarantul 1986 года в Пенемюнде , Германия .

История создания

Предпосылки к созданию

После создания в России прибрежного оборонительного флота, уже в марте 1864 года было принято решение начать строительство на отечественных верфях и из своих материалов следующего поколения броненосных кораблей, отличавшихся большей боевой мощью и повышенной мореходностью, предназначенных к океанским плаваниям. Эти корабли хорошо подходили для атаки крепостей и эскадренного боя. В то же время успешные действия рейдеров южан во время Гражданской войны в США убедительно показали, какой вред неприятельской торговле могут нанести действия одиночных крейсеров. Однако крейсерские силы русского флота находились в неудовлетворительном состоянии. К тому же ни один из крейсеров не имел защиты жизненно важных частей на случай встречи с кораблями неприятеля, а также с большими коммерческими пароходами, которые могут быть вооружены сильными орудиями. При этом надо учитывать, что наиболее вероятный на то время противник России — Англия, полностью зависела от поставок сырья и продовольствия из своих многочисленных колоний и обладала чрезвычайно протяженными, а потому легкоуязвимыми морскими коммуникациями. В связи с этим, приоритетной задачей стала постройка корабля, который должен был «быть крейсером в полном смысле этого слова и наносить вред неприятельской торговле», а для этого обладать максимально возможной скоростью, высокой мореходностью и автономностью. При этом мощную энергетическую установку, увеличенные запасы угля, броню по поясу и тяжелые орудия требовалось разместить в пределах минимально возможного водоизмещения.

Проектирование

Идея создания броненосного крейсера прозвучала в 1867 году в Отчете по морскому ведомству великого князя Константина Николаевича:

Поприще деятельности броненосных судов расширяется и в настоящее время настойчиво преследуется цель создать тип броненосного крейсера

70-пушечный винтовой фрегат «Генерал-Адмирал»

В руководстве морского ведомства полагали, что для борьбы с английскими крейсерами русский крейсер должен обладать броневым прикрытием по ватерлинии. В 1868 году, вернувшийся из заграничной командировки адмирал А.А. Попов представил проект переделки деревянного 70-пушечного парусно-винтового фрегата «Генерал-Адмирал». По его поручению корабельный инженер подполковник Свистковский составил проект замены существующей на фрегате гладкоствольной артиллерии нарезной калибром 203 и 229 мм. Кроме того, планировалось заменить механизмы, снабдить фрегат броневым поясом по ватерлинии и уменьшить экипаж. Однако выяснилось, что в этом варианте стоимость работ будет слишком высока. В то же время на рассмотрение Кораблестроительного отделения Морского технического комитета (МТК) был предложен проект броненосного крейсера капитана 2-го ранга Н.В. Копытова (сам проект он разработал раньше — в 1867 году). Водоизмещение крейсера по его проекту — 7718 т, корпус целиком из железа, по ватерлинии броневой пояс шириной не более 7 футов (2,13 м), вооружение — двенадцать 229-мм орудий, скорость — 14,48 узла при мощности энергетической установки 7200 л.с, большой запас угля (1800 т). Кроме того, для повышения автономности крейсер имел полный рангоут. Таран не предусматривался и вместо гребных винтов предлагалось установить водометные движители. После рассмотрения проекта Копытова решили построить новый фрегат (с металлическим корпусом) и оставить ему прежнее название. В приказе управляющему Морским министерством Н.К. Краббе от 14 июня 1869 года, государь-император высочайше повелел:

…состоящий же в Балтийском флоте фрегат «Генерал-Адмирал» исключить из списка судов флота, по неблагонадежности дальнейшей службы, а вместо него построить корвет, наименовав оный «Генерал-Адмирал» с употреблением годного с фрегата леса на имеющий строиться корвет «Генерал-Адмирал»

Однако, МТК рассмотрев проект Копытова, все же не утвердил его для практической реализации, ввиду ряда недоработок и высокой стоимости корабля водоизмещением почти 8000 т. Тем не менее, ряд предложений затем был реализован. Составление чертежа предложенного к постройке железного корвета было поручено адмиралу А.А. Попову. Корабль решено было строить на отечественном заводе целиком из материалов, произведенных в России.

В ноябре 1869 года, после передачи чертежей командиру Санкт-Петербургского порта, Морское министерство внесло в Кораблестроительное отделение МТК, предложение:

…корвет «Александр Невский», который предложено строить на суммы сметы 1870 г., строился бы по одним чертежам с корветом «Генерал-Адмирал», так как оба этих судна предназначались для одной цели

Фрегаты эпохи паровых двигателей

Колёсный 11-пушечный пароходофрегат Черноморского флота России «Владимир». 1850 год

паровых машинморештиляБронированиеавтономностькорпус

По мере появления все более быстроходных и крупных торговых судов с паровыми машинами парусно-паровые фрегаты перестали стали соответствовать основным требованиям по скорости хода, защищенности и вооруженности. Появление корабельной брони и башенных орудийных установок стали предпосылками для возникновения новых классов кораблей. Линейные фрегаты стали получать бронированные корпуса, а орудия размещались в башенных установках на единственной палубе. Так возник класс броненосцев. Более легкие и скоростные корабли с цельнометаллическими корпусами и паровыми машинами в качестве основного движителя, выполняющие тот же круг задач по разрушению морских коммуникаций, что и фрегаты, стали называть крейсерами (нидерл. тот, кто пересекает). Таким образом появление крейсеров, в том числе рейдеров и скаутов, во второй половине XIX века стало причиной прекращения постройки и использования фрегатов.

Определение

Фрегат
– военный корабль среднего водоизмещения, выполняющий задачи оборонительного и ударного характера. В парусном флоте он был трехмачтовым, с парусным оснащением и орудийной палубой (двумя орудийными палубами) судном. Во время военных операций фрегаты, как правило, не участвовали в линейных боевых действиях, а выступали в качестве самостоятельных боевых единиц или флагманов эскадр. По размеру фрегаты были меньше линейных кораблей.

Фрегат

Корвет
также относится к военным кораблям. Он имеет свои технические характеристики, оборудование и назначение. Будучи парусником, корвет имел схожее с фрегатом парусное вооружение.

По самому большому счёту

И если пересчитать современный российский ВМФ не по натовской, а по более понятной и удобной традиционной классификации, то мы получим совсем другую картину, чем та, которую рисует нам не в меру ориентированный на Запад «новорусский» менталитет.

Конечно, мне могут возразить, что и понятие «эскадренный миноносец» нынче сильно устарело. И действительно, те времена, когда основным оснащением эсминцев было минно-торпедное вооружение, давно канули в вечность.

Однако этот класс кораблей всё равно остаётся историческим достоянием отечественного флота, а верность военно-морским традициям следует поощрять. И, во-вторых и в-главных, эсминец, по самой своей природе — универсальный боевой корабль среднего класса, был есть и будет основой российского ВМФ. И присваивать этому самому массовому классу боевых единиц множество других классификаций, разделяя весьма сходные по функционалу и назначению боевые корабли импортными обозначениями типа «фрегат» и «корвет», значит вносить лишнюю путаницу.

Эти различия не столь существенны, чтобы выделяться в отдельный класс, но вполне достаточны для сохранения, уже в рамках общего класса «эсминец», проверенных временем и оправдавших себя «видовых» наименований. Таких, например, как «большой противолодочный корабль», или «сторожевой корабль». И в то же время, БПК и СКР должны иметь некий международный и одновременно наш собственный понятийный эквивалент для лучшего понимания того, чем мы располагаем. А это именно «эсминец».

mil.ru
Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Таким образом, представителями класса «эскадренный миноносец» в современном российском ВМФ могу считаться корабли следующих подклассов и проектов:

  • большие противолодочные корабли, проект 1155 («Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Левченко», «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков»); проект 11551 («Адмирал Чабаненко»);
  • эскадренные миноносцы дальней морской зоны, проект 956 («Адмирал Ушаков», «Быстрый», «Настойчивый»); проект 22350 («Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко»); проект 1135 («Ладный»); проект 1135М («Пытливый»); проект 11356 («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»); проект 01090 («Сметливый»); проект 11540 («Неустрашимый», «Ярослав Мудрый»);
  • эскадренные миноносцы ближней морской зоны/сторожевые корабли/МРК, проект 20380 («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий»,      «Стойкий», «Совершенный», «Громкий»); проект 20385 («Гремящий»); проект 11661К («Татарстан», «Дагестан»); проект 22160 («Василий Быков»,  «Дмитрий Рогачев»); проект 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия»); проект 22800 («Мытищи», «Советск», «Одинцово» и «Козельск»). 

Как корабль назовёшь…

Речь пойдёт об основе основ русской военно-морской словесности — классификации кораблей отечественного флота.

Принятая ныне в ВМФ РФ классификация чем-то напоминает слоёный торт. Причём каждый слой приготовлен по отдельному, не связанному с другими, рецепту. Что-то пришло из нашей собственной давней истории, кое-что осталось в память от славного Советского флота, а самое свежее наслоение имеет явное импортное происхождение.

Вся эта стилистическая и понятийная многослойность наверняка интересна историкам и филологам. Но боюсь, что всех остальных она только напрягает и путает.

В итоге дошло уже до того, что кораблей традиционного класса «эсминец» в нашем ВМФ почти не осталось. И на этом основании иные военные эксперты даже твердят, что у России флот слабый, что все кораблики, дескать, слишком мелкие, всё больше фрегаты да корветы, кои не идут ни в какое сравнение с американскими крейсерами и эсминцами.

В заключение

Можно говорить о том, что наконец найдено единственно мудрое решение и что корветы проекта 20386 станут той самой палочкой-выручалочкой, которая приведет отечественный ВМФ в надлежащий вид. Сегодня российский ВМФ остро нуждается в судах данного класса. Все зависит от того, насколько будет быстро вестись строительство серии.

В перспективе корветы данного проекта могут стать твердой опорой для российского флота. Анализ последних событий в Восточном Средиземноморье говорит в пользу того, что почти любые оперативно-тактические задачи могут решать боевые корабли меньшего водоизмещения. Наличие ударного ракетного вооружения делает современные малые боевые суда эффективным инструментом военного присутствия. Крупная серия судов подобного типа, учитывая невысокую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения флота новыми боевыми единицами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector