Секреты японского флота

Содержание

  • 1 История 1.1 Формирование Японского императорского флота
  • 1.2 Названия кораблей японского императорского фота 1.2.1 Тяжелые крейсера
  • 1.2.2 Лёгкие крейсера
  • 1.2.3 Авианосцы
  • 1.2.4 Торпедоносцы
  • 1.2.5 Миноносцы
  • 1.2.6 Подводные лодки
  • 1.2.7 Эскортные корабли
  • 1.2.8 Минно-тральные корабли
  • 1.2.9 Остальные классы

2 Описание кораблей Императорского флота Японии

  • 2.1 Японские эсминцы и их вооружение

2.2 Японские авианосцы и их вооружение
3 Военные события с участием флота

  • 3.1 Борьба в пределах Азии

3.2 Русско-японская война и последующие годы
3.3 Первая мировая война и межвоенный период
3.4 Вторая мировая война
4 Судьба Японского Императорского флота
5 Флаги Японского Императорского флота

Вооружение

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Артиллерийское вооружение состояло из восьми спаренных 10 cm/65 зенитных орудий Type 98. Установки имели электрогидравлический привод и располагались на боковых спонсонах, по четыре с каждого борта ниже уровня полетной палубы. Орудийный расчет составлял 11 человек, средняя скорострельность 15 выстрелов в минуту. Также в состав ПВО корабля входили 22 трехствольных установки 25 mm/60 зенитных автоматов Type 96 Model 1. Автоматы имели скорострельность 110-120 выстрелов в минуту и максимальный диапазон до 3 км.

100-мм зенитная пушка Тип 98

25-мм зенитный автомат тип 96

Канонерские лодки

Канонерские лодки (20)
Класс Картина Тип Корабли Смещение Примечание
Японская канонерка Сага Речная канонерка Сага 793 Улучшение Удзи (1903)
Hashidate-класс Канонерская лодка Хашидатэ Удзи 1 009
Японская канонерская лодка Атака Речная канонерка Атака 880
Фусими-класс Речная канонерка Фусими Сумида 356
Лусон-класс Речная канонерка Карацу 509 Спасено от крушения в США.
USS  Wake  (ПР-3) Речная канонерка Татара 360 Единственный корабль США, сданный японцам во время Второй мировой войны
Азио-класс Канонерская лодка Окицу 625 Спасено с итальянского затонувшего корабля.
Класс насекомых Речная канонерка Suma 635 Спасено с британской затонувшей лодки.
Атами-класс Речная канонерка Атами Футами 249
Сета-класс Речная канонерка Сета Катата Хира Хозу 343
Японская канонерская лодка Котака Речная канонерка Котака 57 год Упрощенная канонерская лодка класса Атами для работы на мелководье (осадка 0,64 м)
Японская канонерская лодка Тоба Речная канонерка Тоба 220
Козакура-класс Речная канонерка Козакура Ширауме 30
Сёкай Мару-класс Канонерская лодка Сёкай Мару Эйкай Мару Официальное обозначение — мощные буксиры, однако буксирных средств они не имели. Фактически это были канонерские лодки и корабли сопровождения.

Энергетическая установка и ходовые качества

Четыре турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 160000 л.с. и включавшие каждый в состав турбины высокого давления, среднего давления с турбиной крейсерского хода и турбину низкого давления, располагались в четырех машинных отделениях. Между двумя носовыми и двумя кормовыми машинными отделениями были установлены восемь нефтяных паровых водотрубных котлов системы «Канпон Ро-Го» большая версия, каждый в отдельном котельном отделении. Все дымоходы сводились в общую дымовую трубу. Четырехвальный движитель авианосца должен был обеспечивать ему максимальную скорость 33 узла.

Большие планы

Очевидно, что с таким достаточно ограниченным объемом предполагаемых работ «Идзумо» станет скорее первой ласточкой, и 100 самолетов F-35, включая несколько десятков F-35B, которые Япония приобретет в дополнение к 42-м уже заказанным F-35A обычного взлета и посадки, предназначены не только для этого корабля, особенно с учетом возможного дальнейшего увеличения объема закупок.

Это количество избыточно, даже если предполагать переоборудование в авианосцы всех четырех имеющихся вертолетоносных эсминцев: суммарная численность необходимых для них F-35B не превысит 40 единиц с учетом того, что корабли типа «Хюга» не смогут нести больше 4–6 самолетов этого типа.

Можно предположить, что F-35B также может использоваться на островных аэродромах, например, там, где не хватит места для размещения полос под машины обычного взлета и посадки, а воздушное прикрытие необходимо для противостояния Китаю — скажем, в районе спорных островов Сенкаку (Дяоюйдао). Однако ряд специалистов полагает, что с наибольшей вероятностью стоит ждать строительства новых авианесущих кораблей для японского флота.

авианосцы

Японский реактивный истребитель F-35

Фото: TASS/AP/Eugene Hoshiko

Какими они могут быть? Возможно, отчасти ответ на этот вопрос дают британские авианосцы типа «Куин Элизабет», способные нести до 24 истребителей F-35B и и 14 вертолетов одновременно. Следует иметь в виду, что для в 70 тыс. тонн водоизмещением эта численность авиагруппы явно недостаточна — что вызвано избыточной площадью командных кубриков. Предполагается, что «Куин Элизабет» сможет нести до батальона морской пехоты, соединяя таким образом роль авианосца и десантного корабля.

Японская судостроительная промышленность теоретически позволяет строительство кораблей любых размеров — при желании до 100 тыс. тонн и более, вопрос заключается только в осмысленности и финансировании подобного проекта. Оставаясь в рамках реальности, можно предположить, что, скорее всего, перспективный авианосец японского флота уложится в рамки водоизмещения 40–50 тыс. тонн, при этом по численности авиагруппы он не будет уступать британскому проекту в силу меньшей ориентированности на десантные задачи. Два–четыре таких корабля технически могут быть построены в течение 10–15 лет, позволив японскому военно-морскому руководству создать в составе флота уже не эскортные, а ударные группы.

Вертолетонесущие эсминцы

Морские силы самообороны Японии (так называется структура, которую дальше для краткости мы будем именовать японским флотом) сегодня по своему потенциалу уже превосходят большинство флотов Европы. По числу находящихся в составе флота крупных боевых кораблей (водоизмещением более 5000 тонн) Япония сегодня уступает только США и КНР, располагая четырьмя вертолетоносцами (вертолетонесущими эсминцами по японской классификации), тремя большими десантными кораблями и 28 эсминцами различных типов, без учета меньших по размерам кораблей.

Вместе с тем ударный потенциал этой группировки до настоящего времени был не слишком велик: в основном японский флот готовился к выполнению вспомогательных задач в рамках операций ВМС США, имея ограниченные противокорабельные возможности и фактически не имея возможностей поражения береговых целей. Эта ситуация в обозримом будущем может измениться.

Начиная с 2011 года в Японии построены четыре корабля, официально классифицированных как «вертолетонесущие эсминцы»: два корабля типа «Хюга» полным водоизмещением 19 тыс. тонн и два — типа «Идзумо», полным водоизмещением 27 тыс. тонн. Фактически и те, и другие представляют собой быстроходные противолодочные корабли, использующиеся в качестве лидеров эскортных групп, предназначенных для усиления противолодочной обороны американских авианосных соединений при действии в западной части Тихого океана.

авианосцы

Японский вертолетонесущий эсминец «Идзумо»

Фото: commons.wikimedia.org/Japan Maritime Self-Defense Force/Kaijō Jieitai

Авианосные возможности этих кораблей не слишком велики, как и у других кораблей подобного водоизмещения. Так, состав авиагруппы мирного времени на вертолетоносцах типа «Хюга» включает четыре вертолета — три американских SH-60 и один более крупный MCH-101 — модернизированный под задачи ПЛО вариант европейского AW101. Максимальная численность авиагруппы оценивается в 18 вертолетов. Корабли типа «Идзумо» по штату мирного времени несут до девяти вертолетов, в том числе семь противолодочных и два поисково-спасательных, а максимальная численность авиагруппы составляет 28 вертолетов.

Собственно, «Идзумо» станет первым японским кораблем послевоенной постройки, который должен получить помимо вертолетов боевые самолеты. Предполагается, что он сможет нести до 12 истребителей F-35B, число вертолетов в этом случае сократится до четырех–шести машин — размещение и обслуживание истребителей потребует большего внутреннего объема, что сократит общую численность группы.

Корабль должен встать на переоборудование в 2019 году, предполагается, что уже в 2020-м он вернется в строй. Объем переделок, судя по сроку, не будет слишком большим — скорее всего, речь пойдет об усилении самолетоподъемника, теплозащите полетной палубы и собственно оборудовании для управления полетами и обслуживания F-35B.

Из линкора в авианосцы

На завершающем этапе войны авианосные силы японского Императорского флота практически были исчерпаны (только в сражении у атолла Мидуэй он потерял 4 авианосца). В то же время уже ни у кого не вызывало сомнения, что именно палубная авиация становится главенствующей силой в войне на океане. Осознание этого привело к кардинальному изменению судьбы третьего корабля из серии типа «Ямото». Из запланированного линкора он, наречённый теперь «Синано», был перестроен в огромный авианосец. Учитывая самые радикальные изменения при этом всей конструкции огромного корабля, строительство сильно затянулось. Всё же 5 октября 1944 года новый авианосец был подготовлен к спуску на воду. Но «Синано» стал неудачником с самого момента рождения. При подготовке к его спуску на воду ворота сухого дока, в котором он строился, неожиданно сорвало, и хлынувшая в док волна ударила корабль о стены дока. Спуск пришлось отложить на три недели. Но, так или иначе, «Синано» стал самым большим в мире авианосцем. Этот рекорд числился за ним вплоть до 1960 года, когда в море вышел первый американский атомный авианосец «Интерпрайс». Но дожить до встречи с ним японскому гиганту было не суждено.

Японские наступления (1941–42)

Битва за Гонконг, 8 декабря 1941 г., Центр. Британский Гонконг под налетом японской авиации

Карта японского наступления с 1937 по 1942 год.

Императорский флот Японии совершил внезапное нападение на Перл-Харбор, Оаху, территория Гавайев, в воскресенье утром, 7 декабря 1941 года. Тихоокеанский флот ВМС Соединенных Штатов и его обороняющие ВВС и военно-морские силы понесли значительные потери. Основная цель атаки состояла в том, чтобы вывести Соединенные Штаты из строя на достаточно долгое время, чтобы Япония смогла создать давно запланированную империю в Юго-Восточной Азии и защитные буферные зоны. Однако, как опасался адмирал Ямамото, атака не нанесла серьезного ущерба ВМС США с такими приоритетными целями, как три цели Тихоокеанского флота

авианосцы в море и жизненно важные береговые сооружения, разрушение которых могло бы нанести ущерб флоту, не принимались во внимание. Из более серьезных последствий, общественность США сочла нападение варварским и предательским актом и сплотилась против Японской империи

Соединенные Штаты вошли в Европейский театр и Тихоокеанский театр в полную силу. Четыре дня спустя Адольф Гитлер из Германия, и Бенито Муссолини из Италия объявил войну США, объединив отдельные конфликты. После нападения на Перл-Харбор японцы начали наступление на союзные войска в Восточной и Юго-Восточной Азии с одновременным наступлением на Британский Гонконг, Британская Малайя и Филиппины.

Карта Кентербери в Новой Зеландии, подготовленная японскими военными после нападения на Перл-Харбор.

Юго-Восточная Азия

Кампании в Юго-Восточной Азии предшествовали годы пропагандистской и шпионской деятельности, проводимой в этом регионе Японской империей. Японцы поддержали свое видение Сфера совместного процветания в Большой Азии, и Азия для азиатов народам Юго-Восточной Азии, которые жили под властью Европы в течение нескольких поколений. В результате многие жители некоторых колоний (особенно Индонезии) фактически встали на сторону японских захватчиков по антиколониальным причинам. Тем не менее этнический китаец, которые были свидетелями последствий японской оккупации на своей родине, не встали на сторону японцев.

Японские войска маршируют по улицам Лабуан, Борнео 14 января 1942 г.

Гонконг сдался к японцам 25 декабря. Малая японцы сокрушили армию союзников, состоявшую из британцев, индийцев, Австралийский и малайский силы. Японцы быстро смогли продвинуться вниз по Малайский полуостров, вынудив союзные войска отступить в сторону Сингапура. У союзников не было прикрытия с воздуха и танков; у японцев господство в воздухе. В затопление HMS принц Уэльский и HMS Отпор 10 декабря 1941 г. это привело к тому, что восточное побережье Малайи подверглось высадке японцев и лишилось британской военно-морской мощи в этом районе. К концу января 1942 года последние силы союзников пересекли пролив Джохор и вошли в Сингапур. В Филиппины, японцы подтолкнули объединенные филиппино-американские силы к Полуостров Батаан а позже остров Коррегидор. К январю 1942 г. Генерал Дуглас Макартур и президент Мануэль Л. Кесон мы вынужден бежать перед лицом японского наступления. Это стало одним из самых страшных поражений, понесенных американцами, в результате чего более 70 000 американских и филиппинских военнопленных оставались под стражей японцев.

Битва за Сингапур, Февраль 1942 года. Победоносный марш японских войск через центр города. (Фото из Имперского военного музея)

15 февраля 1942 г. Сингапуриз-за подавляющего превосходства японских войск и тактики окружения, попал к японцам, вызывая самый большой сдаваться британских военнослужащих в истории. Приблизительно 80 000 индийских, австралийских и британских солдат были взяты в военнопленные, присоединившись к 50 000, взятым в Японское вторжение в Малайю (современный день Малайзия). Многие позже использовались как принудительный труд строительство Бирма Железная дорога, сайт печально известного Мост через реку Квай. Сразу после вторжения в Британскую Малайю японские военные провели чистка китайского населения в Малайе и Сингапуре.

Затем японцы захватили ключевые нефтедобывающие зоны Борнео, Центральная Ява, Маланг, Cepu, Суматра, и Голландская Новая Гвинея последнего Голландская Ост-Индия, победив Голландские войска. Однако саботаж союзников не позволил японцам восстановить добычу нефти до довоенного пика. Затем японцы укрепили свои линии снабжения, захватив ключевые острова Тихий океан, включая Гуадалканал.

О подводной авианесущей субмарине

По мнению военных экспертов, авианесущие судна, выпускаемые в Соединенных Штатах и Великобритании, использовали более совершенное вооружение. Кроме того, техническое состояние кораблей было лучше, чем в императорских кораблях. Однако в создании своих авианосцев, Япония могла удивить подходом к проектированию военной техники. Например, это государство располагало подводным флотом. В каждом японском подводном авианосце могло транспортироваться несколько гидросамолетов. Перевозились они в разобранном виде. Если требовалось произвести взлет, то самолет, используя специальные полозья, выкатывали наружу, собирали, а затем посредством катапульты подымали в воздух. По мнению специалистов, японский подводный авианосец не использовался в крупных битвах, однако он был довольно эффективен, если нужно выполнить какую-либо сопутствующую задачу. Например, в 1942 году японцами были запланированы масштабные лесные пожары в штате Орегон. Для этой цели подводный авианосец Японии I-25 приблизился к берегу Соединенных Штатов, а затем выпустил находящийся внутри гидросамолет Yokosuka E14Y. Пролетая над лесами, пилот произвел сброс двух 76-килограммовых зажигательных бомб. В силу невыясненных причин ожидаемого эффекта не произошло, но появление над Америкой японского самолета серьезно напугало военное командование и руководство страны. Как утверждают специалисты, подобный случай, когда война могла зацепить непосредственно саму Америку, был единичным. О том, какие использовались японские подводные лодки-авианосцы, далее.

Рекомендации

Библиография

  • Банхем, Тони (2009). Мы там пострадаем: в тюрьме защитники Гонконга, 1942–45 . Гонконг: Издательство Гонконгского университета. ISBN   978-9622099609 .
  • Блэр, Клей (2001). Тихая победа: подводная война США против Японии . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN   978-1-55750-217-9 .
  • Франк, Ричард Б. (1999). Крушение: Конец Японской Императорской Империи . Нью-Йорк: Книги Пингвинов. ISBN   978-0-14-100146-3 .
  • Джангреко, DM (2009). Ад за расплату: операция «Крушение и вторжение в Японию», 1945–47 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN   978-1-59114-316-1 .
  • Хоббс, Дэвид (2011). Британский Тихоокеанский флот: самая мощная ударная сила Королевского флота . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN   978-1-59114-044-3 .
  • Хойт, Эдвин П. (1982). Замыкая круг: Война в Тихом океане: 1945 год . Нью-Йорк: Компания Ван Ностранд Рейнхольд. ISBN   978-0-442-24751-5 .
  • Морисон, Сэмюэл Элиот (1960). Победа на Тихом океане . История военно-морских операций США во Второй мировой войне. Том четырнадцатый. Шампейн, Иллинойс: Университет Иллинойса Press. ISBN   978-0-252-07065-5 .
  • Поттер, Е.Б. (1985). . Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN   978-0-87021-146-1 .
  • Королевский флот (1995). Война с Японией: Том VI. Продвижение к Японии . Лондон: HMSO. ISBN   978-0-11-772821-9 .
  • Смит, Питер С. (1994). Целевая группа 57 . Манчестер: Crécy Books. ISBN   978-0-947554-45-3 .
  • Стурма, Майкл (2011). Поверхность и уничтожение: Война подводных орудий в Тихом океане . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки. ISBN   978-0-8131-2999-0 .
  • Уитли, MJ (1998). Линкоры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: оружие и доспехи. ISBN   978-1-85409-386-8 .
  • Уиллмотт, HP (2002). Морской бой . Лондон: Cassell Military. ISBN   978-0-304-35810-6 .
  • Райт, Мэтью (2003). Тихоокеанская война: Новая Зеландия и Япония 1941–45 . Окленд: Рид. ISBN   978-0-7900-0908-7 .
  • Залога, Стивен Дж. (2010). Обороны Японии 1945 . Крепость. Оксфорд: Osprey Publishing. ISBN   978-1-84603-687-3 .

Описание конструкции

Корпус

Корпус авианосца IJN Zuikaku вобрал в себя все лучшее от японских авианосцев более ранней постройки. На гидродинамических испытаниях проведенные в опытном бассейне Технического института ВМС в Токио, авианосец получил небольшой бульб , предназначенный для уменьшения гидродинамического сопротивления.

Для обеспечения приемлемой мореходности конструкторы предусмотрели высокий надводный борт, надводную носовую часть клиперного типа и большой развал носовых шпангоутов, а для снижения бортовой качки установили крупные скуловые кили шириной 1,8 м. и длиной 87 метров. Для повышения управляемости на IJN Zuikaku установили два рулевых пера на расстоянии 13,5 м друг от друга.

Бронирование

Схема противоторпедной защиты

Бронирование корпуса среди своих одноклассников являлось самым лучшим. Оно могло защитить силовой набор корабля, его артиллерийские погреба и цистерны с авиационным топливом от воздействия артиллерийских снарядов и торпед противника, прикрывало 2/3 длины корпуса.

Корма и нос корабля оставались незащищенными. На этот счет было предусмотрено универсальное строение цитадели, даже при затоплении ее отсеков, ее объем остающийся над ватерлинией, обеспечивал плавучесть и предотвращение опрокидывания корабля.

Вертикальный броневой пояс имел бронирование в 215 мм. Ниже ватерлинии переходил в наклонную противоторпедную переборку толщиной 75 мм. Между поясом и наружной обшивкой было пространство в 3 м, в котором располагались отсеки, заполненные водой или топливом. С внутренней стороны брони также размещались дополнительные отсеки с водой.
Горизонтальная броневая палуба была выполнена из стали толщиной в 170 мм. Она замыкала цитадель. Остальные палубы изготавливались из стали толщиной 16 мм. Настил верхней и нижней палуб изготавливался из стальных листов толщиной 11 мм. Бронирование над главными механизмами и вооружением, а также цистернами с авиационным топливом доходило до 25 мм.

Энергетическая установка и ходовые качества

Схематический вид авианосца IJN Zuikaku

Энергетическая установка авианосца состояла из 8 паровых котлов типа Kanpon, аналогичные по своей конструкции к британским котлам типа Yarrow. Располагалась в восьми отдельных водонепроницаемых отсеках.

Котлы под нечетными номерами устанавливали в котельных отделениях по левому борту, под четными — по правому. Котлы работали на мазуте, вырабатывая перегретый пар, который подавался на четыре турбозубчатых агрегата типа Kanpon с температурой 350 °C. За котельными отделениями располагалось машинное, разделенное на четыре водонепроницаемых отсека. В МО располагались турбины.

Каждый турбозубчатый агрегат приводил во вращение свой гребной вал диаметром 600 мм, на котором крепился трёхлопастный гребной винт диаметром 5 метров. Энергетическая установка по документам должна была выдавать мощность 160000 л.с. и максимальную скорость — 34 узла. Но на испытаниях установка показала лучшие результаты, мощность достигала до 164900 л.с. при скорости хода в 34,2 узла.

В экономическом режиме при скорости 18 узлов авианосец проходил расстояния в 9700 миль, а при скорости в 30 узлов дальность плавания сокращалась более чем в два раза, до 4200 миль.

Вспомогательное оборудование

Самолеты подавались на полетную палубу 3 уравновешенными подъемниками с электроприводами.

Оба яруса ангара имели по 6 раздвижных огнеупорных жалюзи с водяными системами охлаждения, принудительную систему вентиляции, станции пенного и химического тушения пожаров.

Экипаж и обитаемость

Экипаж авианосца составлял 1690 человек. В ходе боевых действия команда корабля увеличивалась до 1850 человек. Увеличение было обусловлено в обслуживании дополнительного оборудования и вооружения. А после гибели в битве у атолла Мидуэй флагманских кораблей 1-й авианосной дивизии статус авианосца изменился и его экипаж пополнился штабными офицерами.

Состав экипажа авианосца IJN Zuikaku на август 1942 года:

  • лётный персонал, пилоты — 146 человек (из них 34 офицера);
  • персонал для обслуживания взлётно-посадочных операций, авиамеханики — 627 человек (из них 22 офицера);
  • экипаж авианосца — 1077 человек (из них 65 офицеров).

Крейсеры

Защищенные крейсеры

  • бывшие китайские крейсера в качестве призов Первой китайско-японской войны

    Сайен (1895–1904)

Идзуми

  • Идзуми (1884–1912)
  • Нанива класс

    • Нанива (1885–1912)
    • Такатихо (1885–1914)
  • Унеби (1886–1887)
  • Яэяма (1890–1911)
  • Тиёда (1891–1927)
  • Тисима (1892–1892)

Ицукусима

  • Мацусима класс

    • Ицукусима (1891–1926)
    • Мацусима (1892–1908)
    • Хашидатэ (1894–1927)
  • Акицусима (1894–1927)
  • Ёшино (1893–1904)
  • Suma класс

    • Сума (1896–1923)
    • Акаси (1899–1928)

Акаши

  • Такасаго (1898–1904)
  • Касаги класс

    • Касаги (1898–1916)
    • Титосэ (1898–1928)
  • Нийтака класс

    • Нийтака (1904–1923)
    • Цусима (1904–1936)
  • Отова (1904–1917)
  • Тон (1910–1931)

Чикума

  • Чикума класс

    • Чикума (1912–1931)
    • Хирадо (1912–1940)
    • Яхаги (1912–1940)
  • бывшие русские крейсеры в качестве призов Русско-японской войны
    • Цугару (1901, бывший русский Паллада , 1908–1921)
    • Соя (1901, бывший русский варяг , 1907–1916)
    • Сузуя (1901, бывший русский Новик , 1906–1913)

Легкие крейсера

Тенрю

  • Тенрю класс

    • Тэнрю (1919–1942)
    • Тацута (1919–1944)

Китаками

  • Кума класс

    • Кума (1920–1944)
    • Тама (1921–1944)
    • Китаками (1921–1945)
    • Ōi (1921–1944)
    • Кисо (1921–1944)
  • бывшие немецкие крейсера как приз Первой мировой войны

    Y (1909, бывший немец Аугсбург , 1920–1922)

Абукума

  • Нагара класс

    • Нагара (1922–1944)
    • Isuzu (1923–1945)
    • Юра (1923–1942)
    • Натори (1922–1944)
    • Кину (1922–1944)
    • Абукума (1925–1944)
  • Сендай класс

    • Сендай (1924–1943)
    • Джинцу (1925–1943)
    • Нака (1925–1944)
  • Юбари (1923–1944)
  • бывшие крейсеры Китайской Республики в качестве призов Второй китайско-японской войны
    • Иошима (1931, бывший Нинг Хай) (1937–1944)
    • Ясосима (1935, бывший Пинг Хай) (1937–1944)

Кашии

  • Катори класс

    • Катори (1940–1944)
    • Кашима (1940–1945)
    • Кашии (1941–1945)
    • Кашивара (не завершено)

Агано

  • Агано класс

    • Агано (1942–1944)
    • Яхаги (1943–1945)
    • Ноширо (1943–1944)
    • Сакава (1944–1945)
  • Ōyodo class

    • Yodo (1943–1945)
    • Ниёдо (не завершено)

Броненосные крейсеры

Токива

  • Асама класс

    • Асама (1899–1945)
    • Токива (1899–1945)
  • Идзумо класс

    • Идзумо (1900–1945)
    • Иватэ (1901–1945)

Якумо

  • Якумо (1900–1946)
  • Адзума (1900–1944)
  • Касуга класс

    • Касуга (1904–1945) экс-аргентин Бернардино Ривадавия
    • Ниссин (1904–1936) экс-аргентин Мариано Морено
  • бывшие российские броненосные крейсеры как призы Русско-японской войны

    Асо (1903, бывший русский баян , 1908–1931)

Линейные крейсеры

Цукуба

  • Цукуба класс

    • Цукуба (1907–1917)
    • Икома (1908–1923)
  • Ибуки класс

    • Ибуки (1909–1923)
    • Курама (1911–1923)
  • Класс Kongō (линейные крейсеры, преобразованные в «быстрые линкоры» в 1920-х годах)

    • Конго (1913–1945)
    • Хиеи (1914–1942)
    • Харуна (1915–1945)
    • Киришима (1915–1942)
  • Амаги класс

    • Амаги (не завершен)
    • Акаги (преобразован в авианосец)
    • Атаго (не завершено)
    • Такао (не завершено)

Тяжелые крейсера

Како

  • Фурутака класс

    • Фурутака (1926–1942)
    • Како (1926–1942)
  • Класс Аоба

    • Аоба (1927–1945)
    • Кинугаса (1927–1942)

Хагуро

  • Myōk класс

    • Мёко (1929–1946)
    • Начи (1928–1944)
    • Ашигара (1928–1945)
    • Хагуро (1929–1945)

майя

  • Такао класс

    • Такао (1932–1945)
    • Майя (1932–1944)
    • Атаго (1932–1944)
    • Чокаи (1932–1944)

Могами

  • Класс Могами

    • Могами (1935–1944)
    • Микума (1935–1942)
    • Сузуя (1937–1944)
    • Кумано (1937–1944)
  • Тональный класс

    • Тон (1938–1945)
    • Чикума (1939–1944)
  • Ибуки класс

    • Ибуки (1943, преобразован в авианосец)
    • № 301 (погашен в 1942 г.)

Ранние современные военные корабли

Парусные военные корабли в западном стиле

Шохей Мару (1854 г.)

Канрин Мару (1855)

  • Shohei Maru (1854 г.) — первый в Японии после уединения парусный военный корабль западного типа.
  • Хоу-Оу Мару (1854)
  • Асахи Мару (1856)

Паровые боевые корабли

  • Канко Мару (1855 г.), первый военный паровой корабль Японии.
  • Канрин Мару (1855) — первый в Японии винтовой паровой военный корабль.
  • Чоё (1858)
  • Кайё Мару (1866)
  • Kaiten
  • Банрю
  • Чогей
  • Синсоку
  • Микахо
  • Ёшун ( я: 陽春 丸)
  • Касуга
  • Тиёдагата (1863 г.), первый в Японии паровой военный корабль отечественного производства.
  • Хирю ( я: 飛龍 丸)
  • Тейбо
  • Рюдзё (1864)

    Японская канонерская лодка Unyo .

  • Unyo
  • Нисшин
  • Такао ( я: 第二 回 天)
  • Мошун

Корветы и канонерские лодки

  • Kongō класс

    • Конго (1877)
    • Хиеи (1877)
  • Амаги
  • Цукуши
  • Каймон
  • Тенрю
  • Кацураги класс

    • Кацураги
    • Ямато
    • Мусаси
  • Хэйен (1882 г., бывший китаец, в плену 1895 г.) — бронированная канонерская лодка.
  • Класс майя

    • майя
    • Акаги
    • Атаго
    • Chkai
  • Осима
  • Банджо
  • Удзи

Классификация

Структура званий Императорского Флота и Морских Сил Самообороны, как и других стран, схожи между собой — нижние строчки занимают матросы и старшины, затем идут офицеры: мичманы, младшие и старшие офицеры и адмиралы. Но при этом в Морских Силах Самообороны деление на ранги присутствует не только у капитанов, но и лейтенантов — младших офицеров.
Также в первой половине ХХ-го века существовали так называемые «Офицеры специальной службы» — мичманы, которые позже были произведены в офицеры. Отличия заключалось, в основном, в отдельных знаках различия, которые представляли собой комбинацию знаков обоих уровней видов званий — использовались мичманская символика под нарукавными знаками и узкий галун наравне со значками цветка вишни.

В Императорском Флоте Японии звания адмиралов совпадали с применяемыми в других странах, но в Морских Силах Самообороны звания контр- и вице-адмирала отсутствуют — имеется звание «Младший адмирал».

«Мусаси» — последний линкор империи

Судьба «Мусаси» оказалась во многом схожа с судьбой его старшего брата. Не успел он выйти в море 29 марта 1943 года, как был атакован ПЛ и получил торпеду в носовую оконечность. Правда, после ремонта в июне того же года «Мусаси» немного повоевал у берегов Филиппин, но особых успехов не достиг. К осени 1944 года дела Японии на всех фронтах стремительно ухудшались. И тогда было принято решение дать «последний и решительный бой» на море. В соответствии с разработанным планом Се-Го («Победа») в собранную в один мощный кулак группировку вошло 5 линкоров, включая «Мусаси», плюс к этому 12 крейсеров и 15 эсминцев. Вся эта армада должна была предотвратить высадку американцев на Филиппины. 22 октября эскадра вышла в море. Уже на следующий день она подверглась атаке подводных лодок, в результате которой погибли 2 крейсера, а 24 октября начались массированные атаки американской палубной авиации — торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Естественно, самой привлекательной целью для них был «Мусаси». За первые 3 часа боя он получил попадания трёх торпед и нескольких бомб. Приняв через пробоины многие тонны воды, корабль зарывался носом и терял скорость. Борьба за живучесть линкора продолжалась 15 часов, после чего атаки американцев возобновились с удвоенной силой. В общей сложности в «Мусаси» попало от 11 до 19 торпед и порядка 15 авиабомб. Понимая безнадёжность положения линкора, командующий эскадрой приказал ему выброситься на ближайший берег. Но было поздно — «Мусаси» перевернулся и затонул, унеся в пучину более 1000 моряков, в том числе своего командира контр-адмирала Иногути. Американцы потеряли в этом бою 18 самолётов.

I-400

В результате неудачного бомбардирования американской базы «Перл Харбор» и последующих крупных поражениях в морских битвах японское командование пришло к выводу, что Императорскому флоту нужно новое оружие, которое бы смогло изменить ход войны. Для этой цели нужны эффект неожиданности и мощная поражающая сила. Перед японскими конструкторами была поставлена задача создать подлодку, способную транспортировать в неразобранном виде не менее трех самолетов. Также новое плавсредство должно комплектоваться артиллерией и торпедами, пребывать под водой не меньше 90 суток. Воплотить все эти запросы удалось в подлодке I-400.

Данная субмарина с водоизмещением 6500 т., длиной – 122 м. и шириной – 7 м., способна была погрузиться на 100-метровую глубину. В автономном режиме авианосец мог пребывать в течение 90 дней. Судно двигалось с максимальной скоростью в 18 морских узлов. Экипаж состоял из 144 человек. Вооружение представлено одним 140-миллиметровым артиллерийским орудием, торпедами в количестве 20 штук и четырьмя орудиями ЗАУ калибра 25 мм. I-400 оборудовали 34-метровым ангаром, диаметр которого составлял 4 м. Для подлодки специально спроектировали «Аичи М6А Сейран».

С помощью одного такого самолета могли транспортироваться две 250-килограммовые бомбы или же одна весом 800 кг. Основная боевая задача этого самолета заключалась в бомбардировке военных объектов стратегического значения США. Основными целями должны были стать Панамский канал и Нью-Йорк. Весь упор японцы делали на эффект неожиданности. Однако в 1945 году военное командование Японии посчитало, что забрасывать с воздуха на американские территории бомбы и цистерны с крысами, переносящие смертельные болезни, нецелесообразно. Было решено 17 августа атаковать авианосцы США, которые находились возле атоллов Трук. Предстоящая операция уже получила название «Хикари», но состояться ей было уже не суждено. 15 августа Япония капитулировала, а экипажу гигантского судна I-400 был отдан приказ уничтожить вооружение и возвратиться домой. Командование субмарин застрелилось, а самолетную группу и все имеющиеся торпеды экипаж выбросил в воду. Три подлодки были доставлены в Перл Харбор, где ими занялись американские ученые. В следующем году сделать это пожелали ученые из Советского Союза. Однако американцы запрос проигнорировали, а японские авианосцы-подлодки расстреляли торпедами и потопили в районе остров на Гавайях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector