Атомный подводный крейсер 971 «щука-б» скрытный охотник

Модификации и дальнейшее развитие проекта

Значительно изменилась и силовая установка, которую питает реактор модели ОК-650Б3. Изменения были настолько очевидны, что новая атомная многоцелевая подводная лодка в зарубежных СМИ сразу была окрещена Improved Akula. По тому же проекту должны были построить еще четыре субмарины, но в итоге на верфях были заложены и созданы только две из них. Первая из них, К-335 «Гепард», вообще была построена по спецпроекту 971М, который предусматривал использование в конструкции новейших достижений радиоэлектронной промышленности.

Эта лодка вообще стала для западных военных моряков известна как Akula II, так как ее отличия от базового проекта были разительны. Вторая достроенная субмарина, она же К-152 «Нерпа», также создавалась по особому проекту 971И, изначально предназначаясь для передачи в аренду ВМС Индии. В основном «Нерпа» отличается от своих «собратьев» максимально упрощенной радиоэлектронной начинкой, в которой нет секретных комплектующих.

Набор:

Длина модели составляет 314,5 мм.
Модель в исполнении китайцев имеет ряд недостатков, некоторые из которых весьма серьезные и исправить их не получится. Попробую обозначить некоторые из них:

  • неверные обводы рубки;
  • рубка смещена относительно корпуса в корму;
  • слишком тонкие КГР;
  • неверное членение верхнего пера ВР на малый и большой (перевернут вверх ногами).
  • неверные по форме и расположению шпигаты;
  • слишком узкая рубочная дверь в носовой стенке рубки;
  • неверные крышки волнорезных щитов ТА в легком корпусе.

А вот имитация водозаборников системы охлаждения ГК турбины мне понравилась. Очень толково сделаны. Другие геометрические размеры модели не проверял, сказать ничего не могу.

Кому интересна более точная модель лодки, то следует обратить свое внимание на модель Северодвинских коллег от Polar Bear. Модель там тоже не без сюрпризов, но более точная, правда, и более дорогая.
Я решил собрать эту китайскую поделку, и посмотреть что за «буратино» получится!

Модификации

971У (Akula II).

Удлиненный на 4 м корпус позволил разместить дополнительную радиоэлектронику, оборудование для активного подавления шума и вибраций от силовой установки. На 2 лодках этой модификации (К-157 «Вепрь» и К-259 «Самара») установлены также новые ядерные реакторы.

971И

. Экспортная версия, на которую устанавливается несекретное радиоэлектронное оснащение. В этой модификации строится «Нерпа» и еще одна — пока безымянная — субмарина для ВМС дружественной Индии.

971 (Akula III).

По этой модификации создана единственная подлодка — К-335 «Гепард», служащая на Северном флоте. Малошумность ее намного превосходит все аналоги и уже полностью соответствует лодкам 4-го поколения. Чтобы представить уровень ее скрытности, стоит рассказать один случай.

В 1996 г. проходили флотские учения НАТО, и корабли альянса как раз завершили операцию по обнаружению условного противника. И в этот момент подала голос российская подлодка: у одного из членов экипажа случился перитонит, и помочь ему корабельные медики не могли. Британский корабль взял его на борт и на вертолете переправил в госпиталь — для матроса все обошлось благополучно. Чего нельзя сказать о флоте НАТО, у которого буквально под носом преспокойно действовала незамеченная подводная лодка.

О случаях аппендицита в море…

В конце февраля все того же 1996 года и вовсе произошел анекдотический случай. Тогда как раз проводились масштабные учения флота НАТО. Ордер противолодочных кораблей только-только успел выйти на связь с командованием и доложить об отсутствии субмарин потенциального противника по курсу следования конвоя… Через несколько минут с английскими кораблями связался командир российской подводной лодки. А вскоре перед ошалевшими британскими моряками всплыла и сама «виновница торжества».

Экипаж сообщил, что один из моряков находится в тяжелом состоянии из-за лопнувшего аппендицита. В условиях подлодки успех операции не гарантировался, а потому капитан принял беспрецедентное решение о связи с зарубежными коллегами. Больного быстро погрузили на английский вертолет и отправили в госпиталь. Что чувствовали в этот момент британские моряки, только что отчитавшиеся об отсутствии вражеских подлодок, сложно представить. Что еще интереснее, они не смогли тогда засечь лодку проекта 971 старой серии! С тех пор проект 971 «Акула» пользуется глубоким уважением у ВМФ Великобритании.

Современное положение дел

В настоящее время все субмарины этой серии находятся в строю, служат в составе Тихоокеанского и Северного флотов. Упомянутая выше «Нерпа» находится на службе в ВМФ Индии и, по условиям контракта, пробудет там до 2018 года. Возможно, что после этого индусы предпочтут продлить контракт, так как ими высоко оцениваются боевые качества российской субмарины.

Сегодня, когда флот начинает постепенно восстанавливаться после 90-х годов, уже идут разговоры о том, что атомные подводные лодки пятого поколения должны базироваться именно на разработках проекта 971, так как суда этой серии успели неоднократно доказать свою перспективность. Сами же «Щуки» соответствуют по своим параметрам субмаринам четвертого поколения. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что они неоднократно обманывали гидроакустическую систему обнаружения SOSUS, которая в свое время создавала немало проблем советским морякам.

Как создавались новые АПЛ «Щуки» проекта 971

Следует отметить, что идея создать подводный корабль, способный эффективно бороться на море с подлодками вероятного противника появилась сразу после вступления в строй американского флота АПЛ типа «Лос-Анджелес». Имеющиеся в распоряжении советского флота подводные корабли мало подходили для поиска кораблей противника в глубинах мирового океана. Основным недостатком советских АПЛ второго поколения являлась большая шумность подводного хода. Особенно это отразилось на боеспособности советских АПЛ, которые больше не могли на равных соперничать с подлодками 3-го поколения, появившиеся в иностранных флотах.

Проект 971 стал продолжением практической реализации строительства титановых атомных ударных подводных лодок проекта 945. Основная цель проекта заключалась в расширении масштабов строительства более дешевых многоцелевых подводных кораблей. За основу нового проекта были взяты основные узлы и агрегаты подлодок 945 проекта. Вместо титанового корпуса новые АПЛ должны были иметь стальные корпуса аналогичной формы, схожие тактико-технические данные, включая автономность и дальность хода. По скорости, глубине погружения и вооружению субмарины проекта 971 должны были иметь схожие параметры. Особый акцент в проекте 971 делался на существенное понижение шумности движения лодки. Этот фактор должен был сыграть ключевую роль в последующей эксплуатации подлодок нового класса.

Субмарина проекта 971 получила шифр «Щука-Б», тем самым повторяя славную боевую историю «щук», средних подводных лодок времен Второй Мировой войны. Проектная документация предусматривала строительство многоцелевых субмарин 3-го поколения большой серией, которые должны были заменить на флоте устаревшие лодки типа «Щуки» проекта 671. Техническое задание на новую «Щуку» появилось еще летом 1976 года. Спустя год новая подлодка получила свои очертания усилиями СКБ-143 «Малахит». Это конструкторское бюро уже имело опыт постройки океанских субмарин, поэтому «горьковский проект» не пришлось подгонять под новые заводские условия.

История создания

Решение о разработке массовой серии многоцелевых подводных лодок третьего поколения было принято в июле 1976 года. Проектированием лодки занималось СКБ-143 «Малахит». До 1997 года работами руководил главный конструктор Г. Н. Чернышёв, после его смерти — Ю. И. Фарафонтов. Техническое задание было оставлено таким же, как у проекта 945 «Барракуда», работы ЦКБ «Лазурит», и проектирование велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось выполнять не из титана, а из маломагнитной стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно советское предприятие, «Севмаш», а также Горьковское предприятие «Красное Сормово» мощностей которого было явно недостаточно для строительства крупной серии в достаточно короткие сроки. В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 года технический проект был утверждён, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.

Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась в Комсомольске-на-Амуре, что вызвано возросшим уровнем производства и технического потенциала дальневосточных верфей.

В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко (практически в два раза) снижало шумность подводных лодок. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате, США ввели экономические санкции против компании.

Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался, и лодки, построенные по изменённым проектам, получили на западе кодовые названия «Improved Akula» (рус. «Улучшенная Акула»), проект 971М соответствует обозначению «Akula-II». Последнюю из построенных лодок, К-335 «Гепард», воплощение последних технических достижений, на Западе называют «Akula-III».

Конструктивные особенности атомных субмарин проекта 971

АПЛ проекта 971 изначально строились как истребители вражеских подводных ракетоносцев, поэтому на кораблях устанавливалось мощное вооружение. По боевому потенциалу современные «Щуки» значительно превосходи все отечественные аналоги и во много были сильнее иностранных боевых субмарин аналогичного класса.

https://youtube.com/watch?v=hqfcWJAAOT4

Вместе с подлодками типа «Барракуда» новые ударные атомные подлодки должны были составить костяк военно-морского флота СССР для противодействия ударным группировкам ВМС потенциального противника на Северном и Восточном фланге. Используя свои высокие тактико-технические характеристики, скрытность и большую автономность, новые «Щуки» могли с успехом использоваться для проведения специальных операций на всей акватории Мирового океана.

Основные конструктивные особенности атомоходов проекта 971 заключались в полной автоматизации основных технологических и боевых процессов. Все управление кораблем было сосредоточено в едином главном командном пункте. Система автоматизации процессами и управлением корабля позволила существенно сократить экипаж на «Щуках» проекта 971. Боевой корабль обслуживало 73 матроса и офицера, что почти в два раза меньше чем на основной многоцелевой атомной подлодке ВМС США типа «Лос-Анджелес». Повысились на новых кораблях и условия обитания личного состава, улучшились бытовые условия для экипажа, находящегося в море продолжительное время.

Одним из новаторских решений, применимым в конструкции корабля, можно назвать организацию системы спасения экипажа корабля в экстренных ситуациях. Лодки типа «Щука-Б» оборудовались всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж (73 человека).

https://youtube.com/watch?v=bL8kPxFfWdc

Корпус и силовая установка атомной подводной лодки «Щука»

Первый атомоход проекта 971 типа «Щука-Б» относился к двухкорпусным кораблям. Основной прочный корпус у корабля стальной, выполненный из высокопрочной стали. Корпус лодки был поделен на отсеки с таким расчетом, чтобы все боевые посты и основные узлы управления судном размещались в отдельных изолированных зонах. Внутренняя часть лодки имела каркасную, наборную конструкцию с переходами и палубами. За счет двухкаскадной амортизации каждого блока удалось добиться существенного уменьшения производственных шумов и уменьшить акустический сигнал, издаваемый рабочими механизмами и экипажем. Каждый блок в корабле изолировался от прочного корпуса пневматическими амортизаторами, создавая второй уровень виброизоляции.

К примеру, на подводной лодке Северного флота К-317 «Пантера» впервые были опробованы резиновые амортизаторы и силиконовые прокладки на основных работающих механизмах. В результате шум работающего паротурбинной установки атомного реактора и электродвигателей снизился на 30-40%.

На всех последующих судах, спускаемых со стапелей «Севмаша» устанавливались детали и механизм, сделанные из синтетических материалов. Показатели шума, производимого субмаринами Северного флота проекта 971, и сегодня остаются самыми низкими.

В процессе строительства лодок была применена технология блочной сборки основных конструкций корабля. Монтаж оборудования теперь осуществлялся не в стесненных условиях корпуса лодки, а непосредственно на стендах в заводских цехах. По завершению сборки блок устанавливался в корпус корабля, после чего подключался к основным коммуникациям лодки. Новшества, вносимые в проект, наличие спасательной камеры для экипажа и корпус, сделанный из высокопрочной стали привели к увеличению водоизмещения корабля до 8 тыс. тонн.

Двигательная установка и система энергообеспечения корабля базировалась на работе одного атомного реактора ОК-650Б, который сообщался с четырьмя парогенераторами. В качестве резервного энергоблока на лодке была установлена одновальная паровая турбина, которая имела полный резервный комплект механизации всех процессов. Общая мощность силовой установки составляет 50 тыс. л.с. В результате атомоход мог развивать надводную скорость в 11 узлов, а под водой, не менее 33 узлов.

Резервная энергетическая установка представляла собой два дизельных двигателя ДГ-300, которые обеспечивали электроснабжение и ход корабля в экстренных ситуациях. Запас дизельного топлива было рассчитан на 10 суточное плавание на резервных двигателях.

Значимость «Щук» для отечественного кораблестроения


Смотреть галерею

Как мы и говорили, эти субмарины стали первым самостоятельным проектом верфей Дальнего Востока, которые впервые получили государственный заказ такой сложности и важности. Лодка К-284, ставшая флагманом серии, была заложена в 1980 году и уже через четыре года поступила на вооружение флота

Во время постройки в конструкцию оперативно вносились мелкие исправления, которые были штатно использованы при создании всех последующих субмарин.

Уже в процессе первых испытаний моряки и члены Министерства обороны были в восторге от того, насколько малошумной оказалась подводная лодка. Эти показатели были настолько хороши, что позволили с полной уверенностью говорить о выходе советского кораблестроения на принципиально новый уровень. С этим оказались вполне согласны западные военные советники, которые признали «Щуки» оружием нового класса и присвоили им шифр Akula.

Благодаря своим особенностям подводные лодки проекта 971 могут преодолевать глубокоэшелонированную противолодочную оборону, оборудованную стандартными средствами акустического обнаружения. Учитывая мощное вооружение, субмарина вполне может постоять за себя даже в случае своего обнаружения.

Даже в зоне господства противника тихие и незаметные АПЛ проекта 971 могут наносить врагу чувствительные потери, вплоть до обстрела прибрежных целей средствами ядерного уничтожения. «Щукам» вполне по плечу надводные и подводные корабли, а также уничтожение стратегически важных командных центров, пусть даже расположенных на значительном удалении от прибрежной зоны.

Окраска:

Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалями Tamiya, Gunze Mr. Color. Особо рассказывать нечего: сначала WL, затем подводная часть и, наконец, надводная.
Декали использовал из набора. Подложка у декалей тонкая, они хорошо позиционируются и привариваются спецжидкостями, я пользовался Tamiya Mark fit Strong, результатом доволен. Но китайцы допустили пару неприятных промахов. Во-первых, марки углубления отпечатаны на один борт, во-вторых, т.н. «решетки» излишне толстые.
Итак, коллеги модель перед Вами – приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!

Размеры субмарины и экипаж

Надводное водоизмещение корабля составляет 8140 тонн, подводное – 10 500 тонн. Максимальная длина корпуса составляет 110,3 м, ширина не превышает 13,6 м. Среднестатистическая осадка в надводном положении приближается к десяти метрам.

За счет того что в конструкции лодки массово применены различные решения по комплексной автоматизации управления ей, экипаж удалось сократить до 73 человек в сравнении с американскими 143 членами экипажа (на «Лос-Анжелесе»). Если сравнивать новые «Щуки» с предыдущими разновидностями этого семейства, то были значительно улучшены условия жизни и работы экипажа. За счет сокращения численности последнего также появилась возможность расположить людей в двух наиболее защищенных отсеках (жилых).

На море и на суше

После завершения всех работ «Тигр» прослужит на флоте не менее пяти лет, считает военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— Для своего времени такие многоцелевые лодки были, наверное, лучшими — они превосходили аналогичные американские класса «Лос-Анджелес», — рассказал специалист «Известиям». — Они до сих пор остаются одними из самых бесшумных. Их разрабатывали для противолодочных операций по защите прибрежных вод и действий против коммуникаций противника. По этой причине субмарины оснастили эффективным противолодочным вооружением и противокорабельными ракетами «Гранат». Они имеют по четыре 650-мм и 533-мм торпедных аппарата, с помощью которых ведут стрельбу.

В ходе эксплуатации «Щуки-Б» зарекомендовали себя как надежные корабли, способные решать широкий круг боевых задач, резюмировал эксперт.

Новое вооружение — ракеты «Калибр» — серьезно расширит возможности лодок этого проекта, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— Обновленные субмарины станут смертельно опасны для эскадр и авианесущих группировок противника, — заявил эксперт «Известиям». — Один их залп может поразить сразу несколько целей. Причем сделать это можно на расстоянии предельной дальности действия ракет. Для атаки необходимо получить координаты вражеских объектов от разведывательных спутников, беспилотников, самолетов или кораблей.

Обновлять данные надо раз в полчаса или час, чтобы не потерять эскадру противника из виду, отметил адмирал. Попав в район, указанный разведчиками, «Калибры» с помощью головок целенаведения сами найдут и уничтожат врага.

«Калибры» в исполнении для подлодок могут вооружать проникающей фугасной боевой частью массой до 450 кг, дальность стрельбы — около 1500 км.

Морская версия «Калибра» прошла боевое крещение, зарекомендовав себя как сверхточное и безотказное оружие

Важно и то, что с их помощью можно наносить разящие удары по наземным объектам, что было продемонстрировано в Сирии. Теперь «Щуки» смогут эффективно поддерживать действия наших Сухопутных войск или десантных сил

Современное состояние

К-157 «Вепрь», май 2003 года

К-335 «Гепард», октябрь 2009 года

Все достроенные лодки проекта, кроме трёх, находились в строю до начала 2000-х годов и входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов, с базированием на губе Ягельная (ныне г. Гаджиево) (СФ) и в посёлке Рыбачий (ТОФ). По состоянию на август 2020 года из десяти подлодок боеспособными являются четыре подлодки 971 проекта; три — на СФ и одна — на ТОФ, остальные шесть — в ремонте и модернизации.

Головная лодка проекта, К-284 «Акула», была исключена из боевого состава флота и по крайней мере с 1996 года находится на отстое на базе ТОФ в бухте Павловского. К-480 «Ак Барс» была выведена из боевого состава флота в 1998 году и находилась на долговременном хранении в губе Ягельная. В 2007 году К-480 была отбуксирована на СРЗ Звёздочка для разделки на металл. Недостроенные конструкции лодок «Севмаша» К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь» были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Две из четырёх недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа» достроена и 23 января 2012 года официально сдана в лизинг ВМС Индии за $650 млн сроком на 10 лет. Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя «Chakra». Ранее это имя носила советская АПЛ К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки, служившие на первой «Чакре», заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов. Условия контракта с Индией предусматривают также достройку и передачу в аренду индийской стороне четвёртой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %.

Над тремя лодками: «Волк», «Тигр» и «Леопард» шефствуют районы Нижнего Новгорода.

В 2014 году началась глубокая модернизация АПЛ проекта 971 под РК «Калибр» с продлением сроков службы. Всего запланировано модернизировать шесть лодок, четыре из них находятся на судоремонтном заводе «Звёздочка»: К-328 «Леопард», К-461 «Волк» для Северного флота и К-391 «Братск» и К-295 «Самара» для Тихоокеанского флота, К-154 «Тигр» для СФ ремонтируется на СРЗ «Нерпа», а АПЛ К-157 «Вепрь» уже отремонтирована на СРЗ «Нерпа» и 5 августа 2020 года вошла в строй.

ВМФ получит четыре новых атомохода до конца 2020 года

Главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов поделился с планами ввода в боевой состав флотов новейших подлодок и создания перспективных субмарин.

Адмирал подтвердил, что головная лодка проекта 955А “Князь Владимир”, госиспытания которой успешно завершились в ноябре, будет передана ВМФ в нынешнем году. Помимо нее ожидается поступление на флот еще трех стратегических субмарин – многоцелевого атомного подводного крейсера “Казань”, а также подлодок “Князь Олег” и “Новосибирск”. Первую планируют вооружить крылатыми ракетами “Оникс” и “Калибр”. А “княжескую” серию оснастят межконтинентальными баллистическими ракетами “Булава”.

Вооружение кораблей и навигационное оборудование

Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм. Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону. Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.

С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью. АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием. Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».

Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию. Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю. Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.

На Тихом океане в строю продолжают оставаться только одна лодка К-419 «Кузбасс». Самая поздняя лодка К-152 «Нерпа» ввиду недостаточного финансирования была в январе 2012 года передана ВМС Индии в аренду.

Примечания

  1. Смотрите К-152 «Нерпа»
  2. . www.malachite-spb.ru. Дата обращения 28 апреля 2020.
  3. Фёдоров, Вячеслав . Военная библиотека Фёдорова (2000-2008). Дата обращения 13 марта 2008.
  4. Михайлов, Андрей  . Роспром. Федеральное агентство по промышленности. 21.06.2004 (ПРАВДА.Ру, 16.06.2004). Дата обращения 13 марта 2008.
  5. Ю. В. Апальков «Подводные лодки» т.1 ч.2, «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2002
  6. Мясников, Виктор . nvo.ng.ru (07.07.2006). Дата обращения 14 марта 2008.
  7. . www.malachite-spb.ru. Дата обращения 28 апреля 2020.
  8. . militaryrussia.ru. Дата обращения 4 января 2020.
  9. ВОЕННЫЙ ПОРТАЛ . snariad.ru (2007). Дата обращения 16 марта 2008.
  10. ↑ . milrus.com / Подводные лодки России. Иван Иванов (2005-2007). Дата обращения 16 марта 2008.
  11. . Сайт «Герои страны».
  12. Первыми это продемонстрировали подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука». Смотрите . lenta.ru. Илья Крамник (08.09.2006). Дата обращения 16 марта 2008.
  13. [www.vlasti.net/news/25817 Порвут ли русские «Щуки» американские сети? Чей подводный флот сегодня сильнее, vlasti.net, 17.10.2008]
  14. Submarina.Ru  (недоступная ссылка). submarine.id.ru (2000-2008). Дата обращения 16 марта 2008.
  15. Polmar, Norman  (англ.). Military Affairs in Congress – 1997. Federal Association of Scientists (1997). Дата обращения 16 марта 2008.
  16. . shipbuilding.ru. Портал машиностроения (5 июля 2006 года). Дата обращения 10 марта 2008.
  17.  (недоступная ссылка). Красная звезда. rosprom.gov.ru (20.03.2006). Дата обращения 14 марта 2008.
  18. . kazan.kp.ru. Дата обращения 3 июня 2011.
  19. ↑ . lenta.ru (23 января 2012). Дата обращения 23 января 2012.
  20. Тельманов, Денис . Известия (27 октября 2011). Дата обращения 28 октября 2011.
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 марта 2008.
  22. ФГУП «Рособоронэкспорт» по информации Интерфакс-АВН . vpk.name (5 сентября ). Дата обращения 10 марта 2008.
  23. Николаев, А. С. (). Дата обращения 10 марта 2008.

Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»

Водоизмещение, т:— надводное ……………………………………………………………….8 140— подводное ……………………………………………………………… 10 500Длина наибольшая, м ……………………………………………………….. 110.3Ширина корпуса наибольшая, м ………………………………………………… 13,6Осадка средняя, м …………………………………………………………… 9,68Архитектурно-конструктивный тип ………………двухкорпусныйГлубина погружения, м:— рабочая……………………………………………………………………. 480— предельная…………………………………………………………………. 600Автономность по запасам провизии, сут…………………………………………….100Экипаж, чел…………………………………………………………………….73Энергетическая установка:Главные механизмы.— тип………………………………………………………………………….АЭУ— ППУ:- марка………………………………………………………..ОК-9ВМ или ОК-650М.01— количество х тип ЯР………………………………………………………..1 х ВВР— тепловая мощность ЯР, МВт……………………………………………………190- ПТУ:— тип………………………………………………………………….блочная — количество х мощность ГТЗА, л. с …………………………………………1 х 50 000— количество х мощность АТГ, кВт…………………………………………….2 х 3 200- количество х тип движителей ……………………………….. 1 х малошумный ВФШРезервные источники энергии и средства движения— количество х мощность ДГ, кВт……………………………………………1 х 800— аккумуляторная установка:— тип АБ…………………………………………………………свинцово-кислотная— количество х тип РСД ……………………………………………..2 х ВПК— привод ВПК х мощность, кВт……………………………………………..ЭД х 300Скорость хода наибольшая, уз:- надводная………………………………………………………………..10— подводная………………………………………………………………..33Вооружение:Ракетное:— тип ракетного комплекса………………………………………………….«Гранат»- тип КРСН………………………………………………………………РК-55— вид старта………………………………………………..подводный, из 533-мм ТА— тип ПЗРК……………………………………………………………. «Стрела-ЗМ»— количество контейнеров для хранения ЗР…………………………………3— боекомплект ЗР……………………………………………………………….18Торпедное.- количество х калибр ТА, мм……………………………………………4 х 650— боезапас (тип) торпед…………………………………..12 (торпеды 65-76 или ПЛУР…………………………………………………………..86Р и 88Р ПАРК «Ветер»)— количество х калибр ТА, мм …………………………………………..4 х 533- боезапас (тип) торпед и ПЛУР….28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал»)— система подготовки ТА ………………………………………… «Гринда»Радиоэлектронное:— БИУС ………………………………………………………..«Омнибус»— НК……………………………………………………………..«Симфония»— КСС……………………………………………………………..«Молния-МЦ»— система СС…………………………………………………..«Цунами-БМ»- ГАК……………………………….«Скат-3» (МГК-540)- РЛК……………………………….«Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59)- тк…………………………………МТК-110— перископ ТК…………………«Сигнал-3»— командирский перископ……………….. «Лебедь-11» или «Лебедь-21»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector