Танк «тигр i»

Модификации и машины на базе “Tiger”

  Pz. 6 “Tiger” Ausf. H Улучшенная версия серийной модели. Поставили более мощный движок и провели ряд мелких исправлений
  Pz.VI Ausf E(F) Предназначался для войны в тропиках. Обладал “тигровым” камуфляжем и улучшенными фильтрами
  Sd.Kfz. 267/268 Командирские варианты. Оснащались улучшенными радиостанциями FuG-7/8
  Sturmpanzer VI Штурмтигр” – переделка линейной машины в осадное орудие. Снабжался неподвижной рубкой, в которую устанавливалось 380-мм орудие (Реактивный бомбомет). Переделке подвергались поврежденные в боях “Тигры”
  Бергетигр Ремонтно-эвакуационная машина, на базе линейного “Тигра”. Создавались в полевых условиях

Историческая справка

Основная статья: История Tiger I

Tiger в чистом поле.

Прототип фирмы Хеншель получил обозначение VK4501 (H). Фердинанд Порше, более известный в то время новаторскими работами в области автомобилестроения (в том числе спортивного), попытался перенести свой подход в новую область. На его прототипе были реализованы такие решения, как высокоэффективные продольные торсионы в системе подвески и электротрансмиссия. Однако по сравнению с прототипом фирмы «Хеншель» машина Ф. Порше была конструктивно сложнее и требовала больше дефицитных материалов, в частности меди (использовалась в генераторах, необходимых для электротрансмиссии).

Прототип доктора Ф. Порше проходил испытания под обозначением VK4501 (P). Зная об отношении к нему фюрера и не сомневаясь в победе своего детища, Ф. Порше, не дожидаясь решения комиссии, распорядился о запуске в производство ходовой части под свой новый танк без испытаний, со сроком начала поставок фирмой Nibelungenwerk в июле 1942 года. Однако, при показе на Куммерсдорфском полигоне был выбран танк фирмы Хеншель, ввиду большей надёжности ходовой части и лучшей проходимости по пересечённой местности, отчасти — из-за меньших финансовых затрат. Башня же была позаимствована у танка Порше, т. к. башни, заказанные для танка фирмы Хеншель были в процессе доработок или находились в стадии прототипов. Кроме того, под вышеуказанную боевую машину проектировались башни с орудием KWK L/70 7,5 cm., калибр которого (75 мм) в 1942 году уже не удовлетворял потребностям Вермахта. В результате этот гибрид с шасси фирмы «Хеншель и сын» и башней Порше прославился на весь мир под обозначением Pz VI «Tiger» Ausf E, а «Тигры» Порше были произведены в количестве 5 машин, однако из изготовленных 90 шасси было создано тяжелое штурмовое орудие, получившее имя своего «отца», Ф. Порше — «Фердинанд».

На танке «Tiger I» воевали Немецкие танкисты-асы (120 и более побед):

Курт Книспель (Kurt Knispel-503й тяжёлый танковый батальон) — 168 уничтоженных танков;

Мартин Шройф (Martin Schroif-102й тяжёлый танковый батальон СС) — 161 уничтоженный танк;

Отто Кариус (Otto Carius-502-й тяжёлый танковый батальон) — более 150 уничтоженных танков,

Ганс Бёльтер (Johannes (Hans) Bölter-502-й тяжёлый танковый батальон) — более 139 уничтоженных танков);

Михаэль Виттман (Michael Wittmann-101-й тяжёлый танковый батальон СС) — 138 уничтоженных танков;

Уша Оберхабер (Uscha Oberhaber-102-й тяжёлый танковый батальон СС) — 127 уничтоженный танк;

Как играть на Tiger 1

Сразу же стоит отметить гордость легендарного немца – его 88 мм орудие, которое способно наносить 240 ед. разового урона. Урон не самый большой, но высокая скорость перезарядки указывает на высокий ДПМ. Бронепробития базовым снарядом 203 мм вполне достаточно для противостояния 7-м и 8-м уровням, но против 9-к иногда придётся заряжать премиум снаряды. Точность пушки довольно хорошая, большое время сведения компенсируется маленьким разбросом. Стабилизация орудия в движении рекордная для 7-го уровня, что и делает пушку немца самой комфортной на уровне. Бронирован танк только в башне, а значит, высокий корпус придётся всегда прятать. Лучше всего конечно занимать позиции на рельефной местности, но в открытой местности, как правило, работает вражеская артиллерия, поэтому запас прочности будет постоянно под угрозой. В городе Тигр 1 будет защищён от артиллеристских снарядов, но там нужно будет использовать все особенности орудия и переигрывать соперника скорострельным и точным орудием. Оптимальные довороты будут увеличивать шансы на рикошет или непробитие, но не стоит на это полагаться. Лучше всего находить насыпи или груды мусора, которые будут прикрывать корпус. В топе можно играть в атакующем стиле и проходить вражеские позиции, но вот внизу списка, лучше придерживаться тыла бронированных союзников и пользоваться своей скорострельностью и точностью, например гуслить врага, когда он на перезарядке, тем самым помогать союзникам.

Углы вертикальной наводки -7 градусов позволят играть от башни за невысокими пригорками. Стоит отметить огромный запас прочности немца 1500 ед. Такие характеристики у большинства тяжёлых танков 8-го уровня. Тигр 1 позволит в некоторых случаях обмениваться снарядами, имея привилегию в ДПМ. Бронепробития будет хватать для всех уровней, но сильно бронированные тяжёлые танки придётся пробивать премиум-снарядами.

Радиус обзора немца 380 м позволит засвечивать многих противников на карте, причем, если улучшить его при помощи умений «радиоперехват» и «орлиный глаз», а также установить оборудование «просветлённая оптика», тяжёлый немецкий танк станет рекордсменом на 7-м уровне и вполне сможет заменить лёгкий танк, проводя эффективную разведку.

Вот к недостаткам немца можно отнести его динамику. Максимальная скорость 40 км/ч неплохой показатель для тяжёлого класса техники, но с удельной мощностью 12 л.с./т немец будет набирать скорость медленно. Причём на возвышенностях будут сложности. Улучшить это можно при помощи умения механика-водителя «король бездорожья». С такой динамикой необходимо заранее предполагать наибольшее скопление тяжёлой техники противника на карте и сразу же занимать самые удобные позиции. Если у врага есть артиллерия, тогда рекомендуется скрываться за зданиями, играя бортами и доворотами.

В общем, Тигр 1 имеет комфортное орудие, которое будет наносить урон практически всем врагам, причём с высокой скорострельностью в единоборствах, немец будет всегда брать верх. Точность позволит выцеливать самые уязвимые места, а стабилизация орудия предоставит комфортные позиционные перестрелки. Динамика Тигра не самая лучшая, но это всё-таки тяжёлый бронированный танк, поэтому его место будет на флангах, где нужно сдерживать атаки противника и блокировать проезды к базе. Запас прочности позволит долго жить на поле боя и обмениваться уроном.

Эксплуатация

Танк Тигр выпускался с 1942 по 1944 годы и был введен в эксплуатацию в середине 1942 года, когда 502-й танковый батальон доставили в окрестности Ленинградской области. Начав атаку, великолепно армированные, но тяжелые и неповоротливые Тигры застряли в болотистой почве. У неприспособленных к таким условиям танков, которые тут же эвакуировали на ремонт, в болотах выходили из строя коробки передач и глохли двигатели.

В середине сентября вернувшиеся с ремонта танки вновь предприняли попытку атаки, но были обстреляны советскими войсками и опять увязли в болотах, после чего их вновь эвакуировали.

Несмотря на не самое удачное начало, Тигр, тем не менее, в ходе сражений зарекомендовал себя как сокрушительное боевое оружие: с 12 по 17 февраля 1943 года Тигры вывели из строя и уничтожили 31 советский танк, а общее число трофеев в Ленинградской области составило 160 единиц.

Мощные и тяжелые, Тигры все же не являлись неуязвимыми — танки регулярно выходили из строя из-за поломок двигателя и все так же застревали в болотах.

К июню 1943 года штабу удалось довести количество Тигров до изначально запланированных руководством 14 единиц — до этого танки ломались, буксировались на ремонт и возвращались обратно, некоторые были утеряны в ходе сражений. Необходимого количества удалось достичь, когда из Германии было прислано еще 7 танков.

В марте 1943 года в битве под Харьковом Тигры за считанные минуты уничтожили 12 танков Т-34, и еще 8 подбив при преследовании. 88-миллиметровый снаряд Тигра был такой силы, что у Т-34 просто отрывало башню, не оставляя шанса не то что на победу, но и хоть на какое-то сопротивление.

Отдельной темы заслуживает участие Тигров в крупнейшей в истории танковой битве — Битве на Курской дуге. В жестокой и кровопролитной операции «Цитадель» потери 503-го и 505-го немецких танковых батальонов составили лишь 4 единицы!

Всего в период Второй мировой войны было выпущено 1354 Тигра, затраты на производство которого в два раза превосходили затраты на производство любого другого танка того времени. Это, отчасти, объясняет причину незначительных показателей экспорта Тигра за рубеж — его производство попросту не покрывало нужды самого Вермахта.

История создания танка «Тигр»

Танк «Тигр-1»

Первые разработки по созданию тяжелых танков в Германии относят к 1937 году. Исследованиям отводилась второстепенная роль, поскольку необходимости в машинах для прорыва не было. В данном контексте проекты носили теоретический или испытательный характер.

В 1939-41 г.г. Эрвин Адерс предпринял практические шаги по конструированию танков прорыва. Были собраны первые прототипы с использованием компонентов от PzKpfw IV. Данные образцы не позиционировались как тяжелые машины — их вес не должен был превышать 30 тонн, а толщина брони составила менее 50 мм.

Нападение на СССР показало слабость PzKpfw IV. По мере преодоления сложной обстановки первых месяцев и укрепления обороны советские войска все эффективнее противостояли танковым наступлениям и немецким штурмам.

Тигр 1

Техническое задание на разработку тяжелого танка поступило сразу в две фирмы — «Хеншель» и «Порше». Обе компании представили свои образцы ко дню рождения Гитлера в апреле 1942. Предпочтение было отдано разработкам Хеншеля.

В своем проекте Эрвин Адерс использовал традиционные разработки германского танкостроения, применяемые при конструировании PzKpfw IV. Подобное решение снижало производственную сложность новых танков. Также впервые для танков применялось шахматное расположение опорных катков.

Однако проект Тигр 1 «Хеншеля» фактически не имел башни, ее прототип находился на доработке. При этом предполагалось использовать орудие KwK 42 L/70 с калибром 75 мм, которое в 1942 уже не отвечало поставленным задачам. В данном контексте решено было позаимствовать башню у проекта «Порше». Именно данный гибрид двух фирм и стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 Tiger. В СССР он известен как танк Тигр, Т-6, Т-VI.

Тигр 2

«Королевский тигр»

Задание на разработку танка с усиленным бронированием поступило в «Хеншель» и «Порше» уже в августе 1942. Акцент делался на угловом расположении листов по аналогии с Т-34, а также на более мощном орудии KwK 43 L/71 калибром 88 мм.

Проект «Хеншель» оказался более удачным и на этот раз. Прототип «Порше» отклонили в основном из-за сложной электрической трансмиссии. Последняя требовала большое количество меди и других материалов, которые у Германии были в дефиците.

Контракт на новый танк с «Хеншель» подписали в начале 1943. Однако Эрвину Адерсу предложили доработать проект и внести в него ряд конструктивных решений от параллельной разработки «Пантеры-II». Данный аспект затянул конструирование нового танка еще на несколько месяцев. Первый прототип собрали лишь в октябре 1943.

Новый проект стал известен как Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Королевский тигр», «Тигр-II», Тигр 2. С учетом того, что «Порше» начал производство башен для своих танков до того, как его проект был отклонен, первые 50 «Королевских тигров» получили его башни. На последующие модели устанавливались башни Адерса с упрощенной компоновкой и увеличенной лобовой броней.

Вооружение

Сохранившийся экземпляр на выставке

Вооружение «Тигра» состояло из орудия и двух пулеметов — курсового и башенного, спаренного с орудием. Позднее появились мортирки, позволяющие создавать дымовую завесу или поражать ближайшую пехоту осколочными гранатами.

Пушка

Основное орудие танка — нарезная пушка KwK 36 L/56 калибром 88 мм. Длина ствола составляла 56 калибров. Благодаря гидроприводу пушка могла вести обстрел по полной окружности в горизонтальной плоскости. В вертикальной диапазон наведения варьировался от -8 до +15 градусов.

Дальность поражения составляла 4 км, с появлением нового монокулярного прицела TZF 9b — 5 км. Боекомплект состоял из 92-94 снарядов. С 1945 этот показатель увеличен до 120 боеприпасов.

Пулеметы

«Тигры» имели два, реже три пулемета MG-34. На поздних моделях применялись его модификации — 34/40, 34/S, 34-41. Стрельба из курсового пулемета велась радистом, из спаренного — наводчиком. Дальность поражения — до 1200 м, общий боекомплект — 4500 патронов.

Дымовые гранатометы

В качестве гранатометов использовались противопехотные мортирки S-типа. помимо создания дымовых завес стреляли осколочными гранатами на высоту 5-7 метров. Взрыв на такой высоте поражал окружающую танк пехоту.

Броня

Конструкция тигра была весьма типичной для своего времени. Интересно, что его бронелисты были расположены преимущественно под прямым углом, в отличии от Пантеры, имевшей хороший наклон брони. Лобовая деталь имела 100 миллиметров в тощину и была установлена практически вертикально, под наклоном 80 градусов, в неё был установлен курсовой пулемет и прибор видения для механика-водителя. Выше был расположен горизонтальный лист брони толщиной 63 миллиметра, под углом 10 градусов. Нижняя лобовая делать имела толщину 100 миллиметров и обратный наклон в 66 градусов. Они соединялись между себя популярным в Германии способом «Ласточкин хвост». Стык башни и корпуса был открыт и являлся одним из самых уязвимых мест Тигра. На поле боя много машин вышло из боя, получив клин башни одним попаданием или даже осколками. Позже было добавлено специальное бронекольцо для защиты. Крыша корпуса имела 30 миллиметров. Боковое бронирование составляло 80 миллиметров без наклона.

В чем заключалась мощь Тигра?

Часто «Тигр» называют лучшим тяжелым танком в истории. Он действительно способен навести страх на противника, ведь его преимущества превосходили имевшиеся отрицательные качества. Специалисты отмечают мощное вооружение Pz.Kpfw. VI Ausf. H1, надежную бронезащиту, что в совокупности с опытом экипажа боевой машины представляло собой грозную силу. Командир танка Т-34 Николай Дубровин охарактеризовал встречу с «Тигром» следующими словами:

«Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он наводил ужас всего одним своим видом. Мне приходилось встретиться с ним на расстоянии нескольких сотен метров. Мы встретились лоб в лоб, и дважды наш снаряд отскочил от его брони. Дальше выстрелил он – у нас двое погибших, а меня лишь чудом вышвырнуло из танка»

«Тигр» выигрывал на поле боя за счет своей феноменальной скорострельности: когда советские танкисты тратили вплоть до 20 секунд на подготовку к выстрелу, немцам требовалось всего 8-10 секунд для этой же работы. Это позволяло им скорректировать наводку и успеть сделать более точный второй выстрел. «Тигр» отличался и лучшей подвижностью: его способность быстрей выходить на выгодную боевую позицию давало ощутимое превосходство в танковой схватке. К тому же Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 мчался со скоростью 20-25 км/ч по пересеченной местности, когда, к примеру, ИС-2 передвигался со скоростью всего 15 км/ч

Но здесь важно подчеркнуть, что воспользоваться всеми превосходствами немецкой боевой машины на поле сражений мог разве что опытный экипаж. Когда тяжелым танком управлял экипаж без опыта, фактически всего его достоинства сводились на нет

Одним из главных недостатком «Тигра» являлась высокая стоимость его производства. Чтобы произвести один экземпляр боевой машины, требовалось порядка 800 000 рейхсмарок, что в два раза дороже любого танка тех времён. Плюс практически абсолютная неремонтопригодность на поле боя, например, в случае повреждения снарядом трансмиссии, накладывала дополнительный отпечаток на финансовых затратах. Советские боевые машины обходились гораздо дешевле, поэтому тот же ИС-2 произвели в несколько раз больше.

Танк Тигр

Танк Тигр

Танк Тигр

Останки PzKpfw. VI «Тигр» №142 из 501-го танкового батальона

Корпус

Крышка двигательного отсека имела решетку на своей поверхности для вентиляции, выхлопные трубы были установлены сзади на расположенной под небольшим наклоном практически вертикальной бронеплите. Сам двигатель был накрыт 82 миллиметровой плитой под углом 8 градусов. Экипаж состоял из 5 человек, а именно командира, водителя, наводчика, заряжающего и радиста. Водитель находился в передней левой части корпуса, радист в левой. Трансмиссия, проходящая по середине, разделяла боевое отделение на две части. Каждый член экипажа имел свой персональный люк на крыше корпуса перед башней. Водитель имел привор видения прямо перед собой, а радист имел курсовой пулемет калибра 7,92 MG34 с интегрированной системой видения.

Устройство и конструкция боевого агрегата

Устройство танка

«Тигр» имеет стандартную компоновочную схему — управление и трансмиссия в передней части, боевое отделение в средней и мотор в задней. Устройство танка «Тигр» отличалось хорошей эргономикой, обеспечивая надежность и простоту управления и ведения боя.

Передний отсек

Отделение управление предназначалось для механика-водителя и стрелка-радиста. К элементам управления относят рулевое колесо, выполненное как у автомобиля, педали газа, сцепления и тормоза. Справа перед сиденьем имеется рычаг переключения передач и стояночный тормоз. Еще один такой же дополнительно был слева. За сиденьем аварийные рычаги управления.

Для внутреннего общения применялись ларингофоны и головные телефоны, подключенные к танковому переговорному устройству. Уязвимость данной системы дополнялась экспериментальными световыми сигналами, позволяющими командиру давать механику-водителю простые команды.

Средняя часть машины

Боевое отделение включало остальную часть экипажа, приборы наблюдения и наведения, боекомплект. Здесь располагались места командира, наводчика и заряжающего. Также имелся спаренный с орудием пулемет.

Слева от орудия располагался оптический прицел. Сначала это был бинокулярный TZF-9a фирмы Цейсс с 2,5-кратным увеличением. С апреля 1944 применялись монокулярные TZF-9b с диапазоном увеличения в 2,5-5 раз. Шкала прицеливания для орудия варьировалась в диапазоне 100-4000 м, для пулемета — от нуля до 1200 м.

Кормовая часть

В задней части танка располагался моторный отсек и топливные баки. Для защиты экипажа в случае подрыва последних между кормовой частью и боевым отделением имелась броневая перегородка.

Корпус и башня

Установка орудия калибра 88 мм определила конструктивные особенности корпуса «Тигра». Впервые ширина немецкого танка имела разные значения. Нижняя часть стала базовой, верхняя расширена спонсонами для установки нужного погона башни под предписанное орудие.

Почти все броневые листы корпуса стыкуются под углом, близкому к прямому. Лобовая броня имеет наклон в 80 градусов, на ней располагается курсовой пулемет и наблюдательный прибор механика-водителя. Верхний лист расположен почти горизонтально, нижний — под углом 66 градусов. Все листы соединены стыками по методу «ласточкин хвост».

Башня танка расположена почти по центру с незначительным смещением к корме. В крыше имеется два люка и вентиляционное отверстие, закрываемое бронеколпаком с горизонтальными щелями. На поздних моделях появился перископ для заряжающего, а также мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на небольших дистанциях.

Броня и пушка

Отличительной чертой Тигра являлось мощное бронирование. Массивный лоб получил катаные листы толщиной 100, 80 и 63 мм, которые собирали коробчатый агрегат. Корма отличалась толщиной в 80 мм, а борта соответственно 80 и 63 мм. Главным орудием Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 являлась танковая пушка KwK 36 L/56 88-мм нарезным стволом. Танковая пушка получила полуавтоматический клиновый затвор, электрической системой воспламенения. С целью поражения танков KwK 36 могла работать на разных снарядах: ряд кумулятивных и два кинетических. Кумулятивные обеспечивали пробитие 100-110 мм гомогенной брони. Однако наибольшей эффективностью отличался снаряд с вольфрамовым сердечником, гарантированно пробивавший 200-мм броню с полукилометрового расстояния и 179-мм броню с дистанции 1 километр.

Конструкция

Танк выполнен по классической схеме, имел экипаж из 5 человек и вес 57 тонн. Компоновка узлов распределялась следующим образом:

  • в передней части места для механика-водителя и стрелка, смещенные влево и вправо соответственно, а также элементы трансмиссии, пулемет и органы управления танков;
  • в центральной части располагались стеллажи под боекомплект, радиостанция. Сверху корпуса монтировалась башня, в которой размещались командир танка, наводчик и заряжающий, а также средства для наблюдения за местностью и казенная часть орудия. На каждом танке обязательно монтировалась рация FuG-5;
  • в корме устанавливался двигатель, топливный бак, элементы выхлопа и радиаторы для охлаждения.

Конструкция танка «Тигр»

Башня танка

Башня танка располагалась по центру корпуса на пагоне. Она была сварная. Передний бронелист приваривался к детали, формировавшей борта и корму. Крыша также крепилась сваркой. Для нужды экипажа были предусмотрены люки для загрузки в машину.

Предусматривалась установка вентилятора, выдувающего и боевого отделения пороховые газы. По бортам монтировались щели для наблюдения. В поздних модификациях появилась установка для отстрела дымовых или осколочных гранат.

Конструкция танка «Тигр»

В передней части башни устанавливалось нарезное орудие KwK 36, калибром 88-мм. Обслуживали его наводчик и заряжающий. Прицеливание осуществлялось через бинокулярный, а в 1944 году — монокулярный прицел, с оптикой от фирмы “Цейсс”. Располагался слева от пушки и имел постоянную кратность в 2,5. Орудие могло пробивать броню советских Т-34 на расстоянии в 2 км.

Снаряды – унитарные. Имелись калиберные, осколочно-фугасный и подкалиберные варианты. У последних показатель пробития приближался к 150 – 160 мм. В качестве оружия для подавления живой силы противника предназначались пулеметы 7,92-мм MG-34.

Силовая установка и трансмиссия

Двигатель бензиновый карбюраторный с 12-ю цилиндрами. Производитель – компания Maybach. Большая часть танков оснащалась версией HL230, мощностью 700 л/с. Полная загрузка топливом составляла 530 литров. Отдельно подавалась мощность от движка на приводы башни.

В случае возгорания срабатывала система автоматического пожаротушения. На крайний случай имелся ручной огнетушитель. А вообще, в случае возгорания экипаж часто покидал боевую машину.

12-цилиндровый V-образный двигатель Майбах HL-210 Р-30.

Для предотвращения перегрева двигателя предусматривался радиатор с водяным охлаждением и 4-мя вентиляторами. Коробка передач полуавтоматическая, с 12 передачами. Через нее подавалась мощность на трансмиссию, расположенную в передней части танка.

Ходовая часть

Подвеска представляла собой расположенные в “шахматном” порядке катки. По 8 катков на каждый борт, расположенных в 4 ряда. Для смягчения ходя использовались индивидуальные торсионы. Подобная система повышала плавность ходя, но имела ряд недостатков.

Если ломался каток, расположенный в центре, то приходилось долго разбирать половину ходовой, чтобы заменить.

Надежности не добавляла высокая чувствительность к заледенению.

Партизаны, а зачастую просто дети, по ночам поливали водой катки “Тигров”. После такой процедуры немцам приходилось долго и упорно их размораживать, иначе боевая машина просто не могла сдвинуться с места.

Торсионная подвеска

Гусеницы широкие, металлические, с большими просветами. Проходимость танка была хорошей. Существовало два типа гусениц: боевые и транспортные. Транспортные применялись при погрузке Т-6 на ж/д платформу для транспортировки.

Броня танка «Тигр».

Толщина брони «Тигра» по тем временам была весьма впечатляющей. Наиболее опасные участки — вертикальные и близкие к вертикали участки брони были толщиной в 80-100 мм. Нижний лист корпуса, который закрывали катки танка, имел толщину в 60 мм, но сами катки большого диаметра давали неплохую защиту. Наиболее опасное место — лоб башни дополнительно было защищено литой орудийной маской.  Опыт боевых действий говорит сам за себя. Корпус танка «Тигр» на момент его появления был, фактически не пробиваем для наиболее распространенных артиллерийских систем антигитлеровской коалиции.

Горизонтальное бронирование танка «Тигр» выглядело менее впечатляющим, но все равно составляло двадцать пять миллиметров и в целом отвечало своему назначению. Впрочем, существовали отдельные случаи, когда танки подбивались даже легкими танками и бронеавтомобилями, когда им представлялась возможность стрелять сверху вниз, либо с близкой дистанции в корму. Однако эти победы не носили систематический характер. Уязвимости кормой части «Тигра» добавляло открытое расположение воздушных фильтров, выхлопных труб и прочего оборудования.  

Слабость горизонтального бронирования танка «Тигр» стала особенно неприютной в связи с увеличением числа самолетов штурмовой авиации и легких бомбардировщиков, в особенности в 1944-45 гг. Ответом на это было утолщение до 40-45 мм брони башни «Тигра», но без утолщения бронирования крыши МТО, такую меру следует признать лишь половинчатой.

Первый бой и закат

Под конец лета 1942 года в Ленобласти выгрузился танковый батальон, в составе которого были и Тигры. Уже во время первых реальных испытаний появились проблемы: у двух боевых машин недолго прослужила трансмиссия, в третьем танке внезапно возгорелся моторный отсек из-за перегрева. Ремонтировали танки целый месяц, после чего их вновь отправили вместе со второй ударной армией Волховского фронта. Большая часть машин была задействована именно на Восточном фронте, где Гитлер планировал летнюю компанию 1943 года с участием новейших боевых машин. Наибольшее число Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 зафиксировали в ходе операции «Цитадель», которая развернулась 5 июня 1943 года. В ней приняли участие одновременно 45 экземпляров тяжелого танка. Согласно данным Германии, в ходе этой операции немецкая сторона потеряла всего три танка.

Можно сказать, что именно на Восточном фронте для Тигров были оптимальные условия для демонстрации своих сильных качеств. А вот проявить себя в полной мере на Западном фронте грозной боевой машине Гитлера не удалось. Во многом это связано с характером местности и союзнической авиацией, имевшее превосходство в воздушном пространстве. Это привело к тому, что на Восточном фронте в 1944 году Гитлер сосредоточил 317 экземпляров тяжелого танка, когда на Западном их было всего 84. Уже к 1945 году из произведенных в общей сложности 1354 Pz.Kpfw. VI Ausf. H1 в строю находились только 322 машины. Наступал закат эпохи одного из самых коварных и опасных «хищников» на полях боя Второй мировой войны.

Преимущества и недостатки танка Тигр

Положительные качества

  • бронирование не потеряло актуальности даже на поздних этапах войны. Считается, что Тигр один из самых безопасных для экипажей танков;
  • благодаря своим размера, боевое отделение машины было просторным. В нем с комфортом размещались все члены экипажа;
  • 8,8-см орудие редко не могло пробить вражеские танки. Пожалуй, только лобовая деталь корпуса ИС-2 могла с близких дистанций выдержать калиберный снаряд пушки Т-6;
  • отличные средства визуального наблюдения. Оптика “Цейсс” имела высокое качество, а сама фирма существует до сих пор.

Недостатки танка Тигр

  • несмотря на тех.характеристики танка Тигр и установку 700-сильного двигателя подвижность машины оставалась на низком уровне. Впрочем, это не мешало оперативно перебрасывать бронетехнику по всей линии фронта;
  • самый главный недостаток Pz. 6 – это высокая себестоимость и сложность производства. Ряд историков считает, что серийное производство этого танка было ошибкой;
  • сложность конструкции и большой вес танка Тигр-1 зачастую вынуждал оставлять подбитые машины на поле боя. Впрочем, немцам удавалось иногда оттаскивать их с помощью эвакуационных машин.

Боеприпасы

Важной составляющей успешной охоты является правильный выбор патронов. Прежде всего надо помнить о том, что патрон 7,62×53 не предназначен для стрельбы по крупному зверю

Патрон 7,62×53, будучи одним из старейших ныне действующих боеприпасов в мире, изначально проектировался для поражения живой силы противника, т.е. людей, а не животных с массой 150-300 кг и более. Да и конструкция пули предусматривала дальность и точность выстрела, но не останавливающее действие. За минувшие 100 лет было создано множество модификаций патрона 7,62×53, в том числе и охотничьих, но энергия пули у них на дистанциях 100-300 м тем не менее остается в пределах 190-300 кгс*м, что не позволяет эффективно отстреливать животных массой более 250-300 кг. Поэтому не приходится удивляться сообщению Ю. Пономарева (1997) о том, что на трех охотах при стрельбе по корпусу крупного лося после трех-пяти попаданий без поражения жизненно важных органов получено 100% сквозных пробитий, после чего добирать зверя приходилось на удалении 800-1500 м.

Для стрельбы из Тигра можно применять все типы патрона 7,62×53. Практика показывает недостаточную эффективность выпускаемых промышленностью полуоболочечных пуль (с выступающим в головной части пули свинцовым сердечником) и боевых 7,62-мм патронов с пулей со стальным сердечником (ЛПС). Более приемлемы для охоты боевые патроны с тяжелой пулей («Д» — носик пули окрашен в желтый цвет) и снайперский (пуля ПС, маркировка на пачке — «Снайперские»). При попадании в цель на дальностях до 100 м эти пули фрагментируются, как правило, на две части — головную и хвостовую по месту накатки на пульной оболочке и наносят тяжелейшие ранения. По сообщению Ю.Пономарева (1997), даже при стрельбе по трехпудовым подсвинкам сквозных пробоин не было, а крупного лося удавалось добыть даже при попадании в заднее бедро без повреждения кости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector