Обзор rinoceronte

Обозначения

На бортах рассматриваемой техники наносились не танковые трехзначные номера от A до F, а расширенные обозначения, вплоть до литер G и O. Обычно метки ставились на лобовую часть и кормовые бронелисты рубок. Если касаться расшифровки обозначений, можно отметить следующее:

  • №1 –первая рота.
  • №5 – пятый взвод.
  • №8 – восьмая машина.

Однако такие обозначения на боевые артиллерийские самоходки наносились крайне редко.

Во второй половине военных действий дивизионные эмблемы на бронетехнику фашистов наносились в отдельных случаях. Чаще всего экипажи собственноручно оставляли своеобразные метки, относящиеся к именам жен, детей и других родственников.

Финал войны

Выпуск этих САУ фактически был прекращён в феврале 1945 года, к тому времени в частях Панцерваффе всё ещё оставалась 141 машина. Несмотря на то, что в последние месяцы своего существования вооружённые силы Германии активно уничтожались с воздуха, к 10 апреля в строю всё ещё было 85 «роликов». Поскольку они применялись и на Западном и на Восточном фронте, констатировать, когда был выбит последний из них, не представляется возможным.

Оценивая проект в целом должен отметить весьма удачное сочетание высокотехнологичного шасси с установленным на него мощным дальнобойным орудием, что определяло эту самоходку как весьма опасного противника для любой бронетехники СССР или западных союзников.

В руках грамотных операторов она наносила серьёзный урон врагам Рейха, и лишь их тотальное превосходство в воздухе на заключительном этапе войны стало причиной того, что они далеко не всегда могли реализовать свой потенциал. Тем не менее, приходится констатировать, что, пожалуй, это была одна из лучших САУ конца ВМВ.

Изобретение [ править ]

Упавший из M5 Stuart легкого танка , оснащенный Кюлен стилем «резаком» (августа 1944, Ahuillé , Франция)

До начала операции «Кобра» (американское наступление во время кампании в Нормандии ) были разработаны решения о том, как танки могут эффективно поддерживать наступление в этой местности. Бульдозеры или танки, модифицированные под бульдозерный отвал, использовались для создания зазоров в живых изгородях. Некоторые живые изгороди были настолько толстыми, что инженерам сначала пришлось проделать яму в берегу, которую позже бульдозер расчистил и расширил. Этот длительный процесс замедлил продвижение наступления союзников и усугублялся проблемой бросающихся в глаза бульдозеров и бульдозерных танков, по которым немецкие артиллеристы нацелены на то, чтобы лишить союзников возможности прорваться. В течение июля различные американские подразделения создали «бесчисленное количество» изобретений, чтобы быстро провести танки через живые изгороди, не обнажая слабую броню днища. К 5 июля действовал кусторез, разработанный 79-й пехотной дивизией , а несколько дней спустя XIX корпус продемонстрировал набор зубцов, которые изначально были разработаны для создания отверстий для размещения взрывчатки. Сила этих зубцов была в состоянии поднять и удалить часть живой изгороди, достаточной для того, чтобы танк смог протолкнуться на другую сторону. Подразделения V корпуса также изобрели устройства, получившие название «кусторезы» и «гриндозеры».

Американский танк M4 Sherman с модификациями для преодоления изгороди.

Изобретение хедж-нарушение устройства , как правило , приписывают к Curtis Г. Кюлен , сержантом в 2 — й танковой дивизии «с 102 — е кавалерийской разведки Squadron . Однако военный историк Макс Гастингс отмечает, что Кулина вдохновил « деревенский житель Теннесси по имени Робертс» , который во время дискуссии о том, как преодолеть бокаж, сказал: «Почему бы нам не достать зубья пилы и не надеть их на перед резервуаром и прорезать живую изгородь? » Вместо того, чтобы присоединиться к смеху, сопровождавшему это замечание, Кулин осознал потенциал идеи. Опытный образец бивневидного узла был создан путем сварки стального лома (из разрушенного «Чешские ёжики») к передней части резервуара, чтобы создать нож для живой изгороди. Зубцы помогли предотвратить обнажение уязвимой нижней части резервуара, когда он пробил дыру в стене живой изгороди. 14 июля генерал-лейтенант Омар Брэдли осмотрел резервуар и «с трепетом наблюдал, как взорвалась изгородь … чтобы освободить место для прорывающегося сквозь нее Шермана ». По словам Гастингса, Кулин, «честный человек», попытался отдать должное Робертсу. , но об этом забыли в рекламе, окружающей изобретение. Гастингс заключает: « стал национальным героем американского типа» .

Американский официальный историк кампании Мартин Блюменсон отмечает, что Брэдли, впечатленный, приказал производить устройство в больших количествах. Первоначально это было сделано с использованием стали, спасенной от тысяч препятствий, таких как чешские ежи , которые немцы поставили на французских пляжах во время строительства Атлантического вала . Брэдли также отправил полковника Джона Медариса (из отдела боеприпасов ) обратно в Соединенное Королевство для модификации танков перед отправкой во Францию ​​и организовал доставку дополнительного оборудования для дуговой сварки и бригад во Францию ​​по воздуху.

Было изготовлено около 500 сборок, названных американцами «устройством Culin Rhino» или «резаком для живой изгороди Culin». Эти устройства использовались для модификации почти трех четвертей танков M4 Sherman и Stuart 2-й бронетанковой дивизии США и истребителей танков M10 в рамках подготовки к операции «Кобра». Британские королевские инженеры-электрики и механики (REME) назвали эти устройства «зубцами» и изготовили 24 из бывших немецких береговых защитных сооружений, но после этого зубцы были произведены в Соединенном Королевстве. К августу было доставлено 600 зубцов Mark I, которые должны были быть установлены на Sherman V.. Еще 1000 зубцов Mark II были произведены для установки на Shermans и M10, и 500 зубцов Mark III были изготовлены для бака Cromwell . Считалось, что танки « Черчилль» не нуждались в зубце, но, тем не менее, некоторые из них были им оснащены.

Вооружение

Рисунок танка «Гибельный клинок» из журнала Imperial Armour

Гибельный клинок (англ. Baneblade) — сверхтяжёлый танк, состоящий на вооружении Имперской гвардии. Помимо настольных игр Warhammer 40,000 и Epic (англ.), танк фигурирует в качестве доступных игроку боевых единиц в компьютерном варгейме Warhammer Epic 40,000: Final Liberation, а также в играх Warhammer 40,000: Dawn of War — Winter Assault, Warhammer 40,000: Dawn of War — Dark Crusade и Warhammer 40,000: Dawn of War — Soulstorm. В вымышленной вселенной танк представлен как многоцелевая машина, способная эффективно бороться с пехотой, легкобронированными и тяжелобронированными целями, укреплениями и низколетящими воздушными целями. На базе шасси танка производится большое количество машин различного назначения, а на основе конструкции и отдельных узлов — некоторые полностью новые разработки аналогичного класса.

Бронетранспортёр «Носорог» (англ. Rhino) — многоцелевая модульная машина, используется по всему Империуму, но наиболее распространена как транспорт Космического десанта. Шасси машины является базой для множества образцов военной техники Империума. Бронетранспортёр «Носорог» стал маскотом и одной из центральных фигур рекламной кампании издательства THQ по продвижению компьютерной игры Warhammer 40,000: Dawn of War II. Издательством был развёрнут и реализован проект по созданию на базе экземпляра британского бронетранспортёра FV432 полномасштабного ходового макета «Носорога», который был продемонстрирован широкой публике 14 сентября 2008 года на выставке Games Workshop Games Day 2008; позднее также была отдельно продемонстрирована сопоставимая с базовой машиной проходимость макета.

Танк «Леман Русс», в других переводах также известный как Леман Расс, — самый тиражируемый танк военных сил Империума, названный в честь примарха шестого легиона космического десанта, Космических Волков. Танк отличался мощной бронёй (особенно на лобовой части корпуса), высокой огневой мощью, а также довольно высокой мобильностью. Танк очень устойчив, прочен, надёжен и неприхотлив (двигатели Леман Русса были способны работать практически на любом топливе). На базе конструкции этого танка создана целая серия боевых машин.

Танк «Тифон» — тяжёлый осадный танк, использовавшийся космодесантом в годы Великого крестового похода и Ереси Хоруса. Был назван в честь древнегреческого великана, сына Геи и Тартара, имевшего сто голов драконов, тело человека и змеями вместо ног. Был спроектирован механикумами Марса совместно с Пертурабо, примархом четвёртого легиона космодесанта, Железных Воинов. Среди Железных Воинов «Тифон» и получил наибольшую популярность. Представлял из себя гусеничное осадное орудие, оснащённое пушкой «Молот ужаса», огромная огневая мощь которой легко могла разрушать даже самые прочные крепостные стены. После Ереси Хоруса технология создания «Тифонов», вероятно, была утеряна.

Разработка Веспе

Прототип изготовили специалисты — он предполагал достаточно серьёзную перекомпоновку «двойки». Двигатель, 140-сильный HL 62 TR, разгонявший машину до 40 км/ч был перенесён в центральную часть, дабы освободить место в корме для установки боевой рубки. Замечу, что при полной заправке двух баков суммарным объёмом до 170 литров он обеспечивал дальность хода в 200 километров по шоссе.

Ходовая часть лишилась одного поддерживающего катка, место мехвода, ввиду необходимости разместить элементы трансмиссии, пришлось сдвинуть вперёд – для этого в наклонной лобовой броне была создана небольшая надстройка. Также должен отметить, что на машинах поздних выпусков был на 220 миллиметров удлинён корпус, что увеличило вес этого варианта САУ до 11,5 тонн.


Wespe рубка

В означенной легко бронированной рубке, имевший откидной кормовой лист, что облегчало погрузку БК (32 раздельных выстрела), устанавливалась 105-миллиметровая гаубица IFH 18/2 L/28, имевшая углы вертикального наведения от -5° до +42° и горизонтального ±17°. Кроме орудия САУ комплектовалась пулемётом MG-17; радиооборудование было представлено приёмно-передающей радиостанцией Fu-5.

К сожалению, нередко эстеты от «брони» не обращают внимания на вспомогательные машины, которые обеспечивают её работу – дабы «исправить» сию «несправедливость» хочу обратить ваше внимание на то, что для обслуживания самоходки на базе Pz. II был создан и погрузчик боеприпасов для неё, который отличался только отсутствием ствола – «Mun Schel» мог транспортировать до 90 выстрелов

Нужна «быстрая» гаубица!

Вообще должен заметить, что по штату каждую панцер-дивизию поддерживал моторизованный гаубичный полк, имевший в своём составе 24 ствола калибра 105 миллиметров, буксируемых мощными тягачами. Поскольку в Польше боевые действия не носили характера «гонки со временем», эта артиллерия была вполне эффективна, иное дело Французская кампания, когда Панцерваффе выполнили бросок на сотни километров.


САУ Wespe она же ОСА

Разумеется, при этом буксируемая артиллерия безнадёжно отстала от частей первой линии таранивших оборону врага, что стало причиной больших потерь и поставило вопрос о создании самоходной гаубичной артиллерии, но быстрый разгром Франции обусловил то, что его тогда «спустили на тормозах».

Однако вскоре началась Восточная кампания, вновь актуализировавшая тему самоходных гаубиц. Это было обусловлено тем, что немцы здесь столкнулись с превосходящей гаубичной артиллерией РККА в основном использовавшей стволы калибра пять дюймов, превосходившие германские четырёхдюймовки по ряду характеристик, таким образом, маневренность артиллерийских установок становилась немаловажным качеством.

Ну а, кроме того, как и во Франции, стремительное наступление 1941 года вновь стало причиной отставания буксируемой артиллерии от передовых частей.


Модель Веспе

Сначала командование Панцерваффе пыталось решить проблему «на коленке» используя трофейную технику для создания требуемых машин едва ли не кустарным способом. Самый рельефный пример – САУ «Geschutzwagen» I, созданная на базе лёгкого танка, однако необходимость иметь самоходные гаубицы в большом количестве обусловила возникновение в 1942 году проекта «Веспе», для нужд которого было решено задействовать устаревшие танки Pz. II.

Тактика игры на ПТ-САУ Nashorn

Чтобы понять как наиболее эффективно и правильно играть на данной машине, стоит вспомнить о ее главных плюсах и минусах. Как вы уже знаете, у нас отсутствует броня и в запасе мало ХП, но зато есть отличное ДПМное орудие с высокой точностью.

Учитывая все это, на Nashorn тактика ведения боя проста как пять копеек, мы наиболее комфортно чувствуем себя на второй или даже третьей линии. Самым правильным вариантом будет стать в кустах, активировать «рога» и маскировочную сеть и вести огонь по засвету союзников.

Главной премудростью в таких случаях является умение правильно занять позицию, чтобы растительность была густая, оставались пути к отступлению, сюда проблематично было накинуть арте, и возможность для настрела была хорошей (последнее для Nashorn World of Tanks важнее всего).

В остальном следует всегда беречь свой запас прочности, не подпускать к себе противника и не задерживаться слишком долго на одном месте, анализируя мини-карту и периодически переезжая

Благодаря выбранному оборудованию Nashorn танк WoT даже может сам себе светить и у нас практически всегда будет право первого выстрела, что немаловажно

Ограничения в разработке

Рассматриваемая гаубица разрабатывалась параллельно другому проекту под названием «Веспа». Конструкторы уже на начальном этапе столкнулись с ограничениями в выбранной конструкционной схеме. Основным минусом рассматриваемого шасси стало ожидаемое и известное проблемное место, касающееся ранних конверсионных проектов. Оно заключалось в довольно ограниченном запасе боеприпасов. На САУ «Хуммель» он составил всего 18 снарядов. Поэтому почти четверть обновленных установок строили по типу бронетранспортера для перевозки зарядов. Зато появилась возможность переоборудования таких экземпляров в боевую машину без посещения мастерской или ангара.

Поставка легких и тяжелых самоходок в строевые подразделения началась в первой половине 1943 года. Имеющиеся сомнения, касавшиеся несостоятельности «промежуточного решения», развеялись после успешного использования подобной техники в сражениях батарей танковых дивизионов. Их части получили прекрасную артиллерийскую поддержку. Последующее ухудшение военной позиции Вермахта послужило поводом для отказа от дальнейших разработок подобных проектов. Построено было всего несколько прототипов боевых самоходок данной конфигурации.

На службе полсотни лет

Справа на надгусеничной полке танка можно заметить ящики с винтовками Carcano Moschetto M38. При разработке этой винтовки конструктор Сальваторе Каркано ориентировался на лучшие иностранные образцы того времени: Mauser M1889 и Mannlicher M.90.

Новое оружие проходило испытания в элитных подразделениях итальянской армии: полках берсальеров и горных стрелков. Винтовка использовалась различными армейскими формированиями и партизанами с 1891 по 1945 год.

Опасный трофей

В World of Tanks Progetto M35 mod. 46 — настоящий охотник! Точное орудие и высокая мобильность позволяют ему быстро выслеживать и уничтожать добычу. Об этих навыках говорит третья составляющая 3D-стиля — охота. По нескольким деталям можно определить, что владелец этого танка готов бросить вызов даже самому непредсказуемому хищнику.

Во-первых, это череп африканского буйвола, самого опасного из трофеев «Большой африканской пятёрки»! Буйвол склонен нападать первым, не дожидаясь выстрела, а будучи раненым он атакует во всех случаях без исключения. Поэтому нередки были случаи, когда охотники погибали.

САУ Nashorn: немецкий «Носорог»

Sd.Kfz. 164 Nashorn (“Насхорн”, нем. “Носорог”) — это продолжение немецкой идеи самоходных установок с открытой рубкой, которые предназначались для уничтожения вражеских танков из засад и замаскированных позиций. В этот раз инженеры создали унифицированный самоходный лафет, созданный на базе танков “Панцеркампфваген” III и IV, снабдив его легкобронированной рубкой. Главным достоинством этой самоходной установки стала знаменитая пушка Pak43 калибра 88 мм, которая могла уничтожить любой танк СССР и союзников того времени. Гитлер машину одобрил, однако после запуска в массовое производство отдельным приказом переименовал самоходку — изначально она носила обозначение Hornisse (“Шершень”). Возможно, потому что один “шершень” в немецкой армии уже был — тяжёлый истребитель Me.410 (отлично знакомый всем пилотам War Thunder), а вот “носорога” пока не было. “Шершень”/ “Носорог” успел повоевать на Восточном и Западном фронте, а также в Италии, и производился практически до конца войны. “Насхорн” — значимый представитель линейки САУ Германии с открытой рубкой. Самоходный лафет “Насхорна” создавался инженерами , он же впоследствии стал основой для самоходного орудия “Хуммель”. Шасси построили с использованием узлов и агрегатов серийных модификаций средних танков “Панцеркампфваген” III и IV, причём самыми заметными отличиями от шасси “Панцеров” стали увеличенная длина корпуса и расположение двигателя почти по центру самоходки, для того чтобы скорректировать центр тяжести машины с учётом расположения пушки. На модели хорошо заметно, что решётка радиатора теперь находится по центру корпуса.Обитаемое отделение открытой рубки проектировалось на трёх членов экипажа. В рубке разместился и боекомплект “Насхорна” — 40 снарядов.88-мм орудие Pak43 — одно из лучших в истории Второй мировой. Игроки War Thunder знают эту пушку по другим моделям бронетехники Германии — танкам “Тигр” II, САУ “Ягдпантер” и “Фердинанд”. Это невероятно точное, дальнобойное и сокрушительное орудие способно уничтожить любого противника на своём ранге, причём большинство их них — даже “в лоб”. Настоящая снайперская винтовка среди танковых пушек!

В игре “Насхорн” появится на III ранге в линейке исследования Германии. Слабое бронирование рубки потребует вдумчивого выбора позиции и контроля за ситуацией на поле боя — любой залетевший в рубку снаряд или очередь из авиационных пушек почти гарантированно нанесёт критические повреждения или даже уничтожит самоходку. Однако в утешение за “картонную” броню выдаётся великолепная пушка Pak43, доступная танкам и тяжёлым САУ только на IV ранге. Любой встреченный противник может быть уничтожен без труда, чаще всего одним выстрелом. Встречайте немецкого “Носорога” в обновлении War Thunder 1.57. Увидимся на поле боя!

Из насекомого в млекопитающее

В качестве лирического отступления должен поведать вам, что на момент своего появления САУ именовалась «Хорнис» — «Шершень». Идея «перекрестить» её принадлежит лично фюреру, повелевшему именовать её «Носорогом» ещё осенью 1943 года, однако и год спустя в официальных документах всё ещё встречалось прежнее название. Чем это было вызвано истории осталось неизвестным: то ли «Насхорн» звучит внушительнее нежели «Хорнис», то ли Гитлер с истинно немецкой педантичностью возжелал идентифицировать с млекопитающими хищниками всю новейшую германскую технику, но как бы там ни было, путаница продолжается до сих пор.

Тактико-технические характеристики StuG III Ausf G

— Компоновочная схема: Моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления посередине.- Годы разработки: 1937 г.- Годы производства: 1940—1945 гг.- Годы эксплуатации: 1940—1950 гг.- Количество выпущенных, шт.: 10500 машин

— Экипаж: 4 человека

Вес StuG III Ausf G

— Боевая масса, т: 23,4 т

Габаритные размеры StuG III Ausf G

— Длина корпуса, мм: 6770 мм- Длина с пушкой вперёд, мм: 6770 мм- Ширина, мм: 2950 мм- Высота, мм: 2160 мм- Клиренс, мм: 385 мм

Бронирование StuG III Ausf G

— Тип брони: Стальная катаная и литая броня.- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 25+30 / 85°- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 50+30 / 21—52°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 30 / 75°- Борт корпуса, мм/град.: 30 / 0°- Корма корпуса (верх), мм/град.: 30 / 30°- Корма корпуса (середина), мм/град.: 30 / 10°- Корма корпуса (низ), мм/град.: 30 / 65°- Днище, мм: 19 мм- Крыша корпуса, мм: 16 / 78—87°- Лоб рубки, мм/град.: 50+30 / 9°- Маска орудия, мм/град.: 50+30 / 5°- Борт рубки, мм/град.: 30 / 0° + 8 / 30°- Корма рубки, мм/град.: 30 / 30°- Крыша рубки, мм/град.10 / 78—90°

Вооружение StuG III Ausf G

— Калибр и марка пушки: Stuk 40 L/48 калибра 75 мм- Тип пушки: Нарезная- Длина ствола, калибров: 48- Боекомплект пушки: 54 снаряда- Углы ВН, град.: −10…+20°- Углы ГН, град.: ±12°- Прицелы: Перископические прицелы SfI ZF 1а и RbIF 36- Пулемёты: 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм

Двигатель StuG III Ausf G

— Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения- Мощность двигателя, л. с.: 300 л.с.

Скорость StuG III Ausf G

— Скорость по шоссе, км/ч: 38 км/ч- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 38 км/ч

— Запас хода по шоссе, км: 155 км- Запас хода по пересечённой местности, км: 155 км

— Удельная мощность, л. с./т: 12,8- Тип подвески: Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,94

— Преодолеваемый подъём, град.: 30°- Преодолеваемая стенка, м: 0,6 м- Преодолеваемый ров, м: 2,3 м- Преодолеваемый брод, м: 0,8 м

Промежуточное решение

В 1941 году немецкое командование вооруженными силами дало задание на выпуск самоходной гаубицы нескольким компаниям. Среди них:

  • «Рейнметалл».
  • «Крупп».
  • «Даймлер-Бенц».
  • «Шкода».

При этом производители выразили сильное возмущение по причине критично сжатых сроков. В итоге проблема решилась появлением так называемого «промежуточного решения». Вермахт требовал разработать и создать всего два вида техники – артиллерийские установки, оснащаемые 105-миллиметровой пушкой и гаубицей, калибром 150 мм.

Предварительное наименование связано с тем, что в дальнейшем планировалось изготовление кардинально иных самоходок, производимых не из танков и остатков других машин, а являющихся полноценными единицами, способными выполнять поставленные задачи. Однако требовалось максимальное внедрение имеющихся и разрабатываемых технологий. При этом конструкторы должны были уложиться в минимальные сроки и удешевить продукцию.

Танк-носорог

Первый представитель этой троицы выглядит наиболее логичным. Сетуя, что танк, идущий на таран противника, сам получает повреждения от удара, автомеханик А. И. Кудрявцев в феврале 1942 года предлагал создать специальный танк-таран. «Новым в конструкции этого танка будет следующее: 1) Корпус; 2) жалюзи для защиты воздухопроводов; 3) опорные катки для передвижения танка на опорных катках по ж. д. рельсам», — писал он.

В годы Великой Отечественной командование относилось к тарану неодобрительно. Вместе с тем некоторые изобретатели того времени всерьёз думали о танках, специально предназначенных для осуществления таранов

Корпус машины должен был оснащаться выступающей носовой частью, служащей для тарана. Кудрявцев подчёркивал, что её необходимо сделать из литой стали. Ходовая часть танка защищалась бронированными экранами. Кроме того, вдоль его бортов под углом располагались цельнолитые стальные рёбра (в документе — «кильсоны»), служащие для усиления корпуса и в качестве дополнительной защиты.

Предложенные изобретателем жалюзи представляли собой два обычных гофрированных бронелиста, между которыми шёл бы воздух. Пункт о передвижении по железной дороге Кудрявцев не раскрыл: «Чертежи ходовой части (т. е. опорные катки для передвижения танка по ж. д. рельсам при переброске танка на дальние расстояния) мною не выполнены… А потому я их и не описываю». Кудрявцев предусмотрел и вооружение своего детища: наряду с 155-мм гаубицей он указывал 76-мм пушку и три пулемёта.

Параметры танка-тарана были таковы: при массе в 100 тонн он достигал бы 9 метров в длину, ширина и высота — втрое меньше. Бронирование составляло 50 мм по кругу, за исключением лба с ударным наконечником. Двигатель в 2000 л/с обеспечивал машине скорость до 35 км/ч. Экипаж состоял из семи человек.

От многих других изобретательских фантазий этот проект отличала сравнительная умеренность автора. Не желая изобретать новую боевую машину целиком, он писал: «Остальные агрегаты и детали танка: двигатели, трансмиссия и др., мною предполагаются использовать из имеющихся в производстве».

САУ Насхорн (Носорог). Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

88-мм противотанковая и противовоздушная пушка РаК 43 была одним из лучших многоцелевых орудий во время Второй мировой войны, однако мобильность не принадлежала к числу ее достоинств. Между тем война на обширных территориях Советского Союза требовала от артиллерии максимальной подвижности. Первым успешным опытом сделать «восемьдесят восьмую» самодвижущейся стала истребительно-противотанковая САУ SdKfz 164, или «Панцерягер» (охотник на танки) IV, созданный на базе шасси PzKpfw IV. Она рассматривалась как «временная мера» перед появлением специализированных истребительно-противотанковых самоходок, однако выпускалась почти до самого окончания войны.

88-мм тяжелая противотанковая САУ «Хорниссе» (Шершень) с собственным именем «Пума» (Puma). Принадлежит 519-му танкоистребительному дивизиону. Белоруссия, район Витебска. С 27 января 1944 года «Хорниссе» стали обозначаться «Насхорн» (Носорог). Проволочная обвязка для крепления элементов маскировки на корпусе с лета осталась.

Называвшаяся неофициально «Насхорн» (носорог), а официально «Хорниссе» (шершень), она оснащалась новой слабо бронированной рубкой, где размещался экипаж из четырех человек. Для увеличения пространства боевого отделения силовую установку передвинули из кормовой в носовую часть корпуса. Толщина его лобового броневого листа не превышала 30 мм, а орудийную прислугу защищала и вовсе тонкая, 10-мм броня. Из-за своей высоты «Насхорну» было трудно маскироваться, однако дальнобойная пушка позволяла ему вести бой на более значительной дистанции, чем другим «панцерягерам». Производившаяся с февраля 1943 г., САУ успела к летнему наступлению. «Насхорны» поставлялись в отдельные истребительно-противотанковые подразделения, выполнявшие роль «пожарных команд», которые командование бросало с одного участка фронта на другой — туда, где прорывались советские танки. Был всего один заказ на 500 единиц данного изделия, и производственники освоили его практически в полном объеме, выпустив 494 «Насхорна» к марту 1945 г., когда немецкая промышленность была полностью реорганизована в тщетной попытке предотвратить неизбежный конец гитлеровского рейха.На базе того же шасси была создана САУ «Гуммель» (шмель), вооруженная 150-мм гаубицей.

Фото из рубки САУ Насхорн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector