Танк т-72
Содержание:
- Немного истории
- Usage in battles
- Особенности конструкции
- Автомат заряжания для 57-мм пушки БМПТ-72А
- Положительные моменты
- General info
- Особенности моделиорования Т-72
- Модификации Т-72
- Основные цели и задачи
- Достоинства и недостатки
- Основное вооружение
- Применение в боевых условиях
- Вооружение
- Параметры технического плана
- Двигатель ОБТ Т-90 “Владимир”
- Notes[]
- References[]
- Подвижность
- Предназначение и система защиты
Немного истории
Причиной создания Т-72 стало затянувшееся внедрение Т-64 — нового основного танка Советской Армии. Машина оснащалась оригинальным дизельным двигателем 5ТДФ со встречным движением поршней, для сборки которого было развернуто особое производство в Харькове. Однако потенциал завода обеспечивал выпуск машин только в мирное время, любое увеличение производства машин приводило к дефициту силовых установок.
В качестве альтернативы стала рассматриваться версия танка с более простым дизелем В-45, который был освоен промышленностью. Танк предполагалось выпускать на заводе в Нижнем Тагиле.
Первые наработки КБ Морозова по оснащению танков Т-64 дизелем В-45 относятся к 1961 году. В результате к 1967 году были построены три машины под обозначением «объект 436», которые прошли комплекс интенсивных испытаний. После этого двигатель и трансмиссию поставили на модернизированный танк Т-64А.
Так на свет появился «объект 438», который испытывался в 1967-68 гг. На основе Приказа министра оборонной промышленности была собрана партия машин «объект 439», которые немного отличались от предшественников. Испытания показали идентичность характеристик машин с дизелями В-45 и 5ТДФ.
Одной из причин называют конкуренцию между танкостроителями из разных КБ. На Урале решили создать новую машину, основанную на узлах собственного «объекта 167», дополненного автоматом заряжания. Но часть решений по корпусу и башне было заимствовано у Т-64, хотя детали были невзаимозаменяемыми. Полученная машина получила обозначение «объект 172М», который и стал тем самым Т-72, получившим приставку «Урал».
В 1973 году «Уралвагонзавод» собрал первую серийную партию танков из 30 экземпляров, а в следующем году началось полноценное производство. Запуск в серию Т-72 стал возможен благодаря маршалу Гречко, который активно пролоббировал интересны «Уралвагонзавода». Параллельное производство Т-64А и Т-72, машин одного уровня и назначения, имевших крайне низкую степень унификации, является нонсенсом для советской военной техники.
Это интересно: Теория развитого социализма
Usage in battles
The T-72A play-style is near identical to the T-64A (and also subsequent Soviet MBTs). One of the key differences between the two vehicles is the T-72A’s stronger armour. The quartz core composed turret will also bounce many shots and can even eat up some of the strongest ATGMs. In terms of armament, the T-72A boasts the very powerful and accurate 2A46M that Soviet high-rank tankers will quickly become familiar and fall in love with. Make sure to research the 3BM15 sabot rounds as soon as you can (after Parts and FPE of course), as the stock round has mediocre penetration for a sabot.
Enemies worth noting:
- XM-1 (Chrysler)/(GM): Avoid attempting combat with the 3BK18M HEATFS shells, despite their having thin composite armour
- AMX-30B2/AMX-30B2 BRENUS: DM23/33 have enough armour penetration to penetrate T-72 driver frontal plates, though all shells are effective against them in return.
- Leopard 2K: Turret mantlet is resistant to 3BK18M.
- AMX-40: Turret mantlet and lower frontal plate are highly resistant to 3BK18M.
- Strv 103: Depending on the hull angling, HEAT-FS rounds such as the 3BK18M might ricochet. APFSDS is recommended to be used when facing it frontally.
Pros and cons
Pros:
- Mounts the same powerful 125 mm 2A46 gun as on the T-64 and T-80 (though an earlier version)
- Low profile, small target compared to other countries’ main battle tanks
- Early unlocked laser rangefinder makes sniping long distances easier
- Has both smoke grenade launchers and ESS
- Due to thick frontal armour and correct angling, able to deflect most rounds from counterpart tanks of other countries
- Very accurate gun due to the high muzzle velocity of the APFSDS rounds, very effective long-range sniper
- Autoloader continues working even if fighting a fire or replacing a crew member, ready to use upon the fire being extinguished or the gunner having been replaced
Cons:
- Ammo carousel means your first stage rounds all are centred below the turret, can be easily detonated through a hit to the hull
- Very slow reverse speed and traverse speed, a problem in situations where you cannot back away from an attacking enemy
- 3-man crew makes tank able to be knocked out easier, once one crew member is knocked out, you have to be very careful not to get hit again
- Gun depression inadequate for most hull-down situations, e.g. sniping from a hill or down a valley
- Driver’s port is still a weakness
- Poor top speed
- Inferior optics with only one 8x zoom level
- 1st APFSDS modification is inferior to most contemporary rounds and 3BM22 is a Rank IV modification
- Its 2A46 125 mm gun is an early type; the stock ammunition is lacklustre and it cannot fire ATGMs like the T-64B, T-80B, and T-80U
- Glacis armour is not reliable until the add-on armour plate is unlocked (a tier IV modification)
Особенности конструкции
Танк Т-72 выполнен по классической советской схеме с разделением внутриброневого пространства на три части: отсек управления, боевое отделение и МТО (моторно-трансмиссионный). В передней части машины, за основной броней располагается место механика-водителя и органы управления движением.
Всего членов экипажа 3. Остальные размещены в боевом отделении в центре танка. Это командир и наводчик. В корме установлена силовая установка и элементы трансмиссии.
Т-72 вид сбоку
Там же расположен автомат заряжания орудия на 22 снаряда. В отличие от Т-64, устройство танка Т-72 не привязано к башке и не нужно разбирать часть боеукладки, чтобы добраться до отсека управления. После выстрела происходит очистка внутреннего пространства от пороховых газов, путем вытяжки вентилятором наружу.
В башне имеется люк для сброса поддона стреляной гильзы, которая сгорает во время залпа. Если в карусели АЗ закончатся снаряды, возможна зарядка пушки в ручном режиме. Эту функцию исполняет командир.
Средняя скорострельность составляет 6-8 выстрелов в минуту.
Башня приводится в действие гидравлическим и ручным приводом. В верхней левой части расположен основной люк для погрузки и выгрузки экипажа. На передней части устанавливается фонарь. Внутри башни имеются приборы наблюдения, включая прицелы, обзорные устройства, приборы ночного видения. В последних модификациях начали появляться тепловизоры. Для стабилизации используется двухплоскостной стабилизатор.
Объект 172М1 Вид сбоку и сверху
Автомат заряжания для 57-мм пушки БМПТ-72А
Рис.11. Автомат заряжания БМПТ-72А
На рисунке 11 представлен один из возможных вариантов автомата заряжания для 57-мм выстрелов. Одним из главных ограничений при моделировании автомата заряжания является высота боевого отделения Т-72 (если посмотреть на фотографии ПТ-76Б с БМ «Буревестник» – его башня выше стандартной башни ПТ-76 с 76-мм пушкой), так как казенная часть пушки С-60 довольно габаритная и необходимо предусмотреть ее нормальное опускание вниз при максимальном угле возвышения пушки. Синим цветом показан ориентатор выстрелов – он жестко закреплен в башне и обеспечивает транспортировку выстрела к пушке в любом ее вертикальном положении. Учитывая увеличенное количество операций заряжания пушки, ее скорострельность, предположительно, снизится до 100 выстрелов в минуту.
Положительные моменты
Ради объективности стоит отметить и плюсы рассматриваемой боевой машины:
- В общей комплектации остался прицел ТПД-К1, который оснастили защитой от лазерной атаки. Это позволяет при повреждении одного наводящего узла воспользоваться его аналогом.
- За местом наводчика смонтировали крайне необходимые приборы (датчики температуры, направления ветра, скорости воздушного потока).
- Возможность установки дополнительного вооружения, включая самые современные снаряды.
- Более мощный силовой агрегат.
Основной боевой танк Т-72 проигрывает модернизированному «собрату» по многим параметрам, однако и обновленный экземпляр показал себя не в лучшем свете.
General info
Survivability and armour
ERA
Effective action against the cumulative ammunition
Composite armour
Balanced protection against all types of ammunition
Smoke grenades
Creation of a smoke screen in front of the vehicle
ESS
Creation of a smoke screen in the direction of movement of the vehicle
Armourfront / side / back
Hull135 / 85 / 45
Turret140 / 110 / 65
Crew3 people
Visibility75 %
The T-72B is an up-armoured and up-gunned version of the T-72A, although this still does not protect the «weak spots» that most Soviet tanks have (weak lower front plate, driver optics etc.). The T-72B has more armour on the upper plate of the hull, that provides around 500 mm to 900 mm of effective armour protection.
Armour | Front (Slope angle) | Sides | Rear | Roof |
---|---|---|---|---|
Hull | 60 mm (60°) | 80 mm Top
20 mm Bottom |
40 mm | 20 — 30 mm |
Turret | Variable thickness armour Turret front
220-600 mm Gun mantlet |
240 — 118 mm | 60 — 115 mm | 45 mm |
Cupola | 100 mm (variable angles) | 100 mm | 100 mm | 40 mm |
Mobility
Speedforward / back
AB67 / 5 km/h
RB and SB60 / 5 km/h
Number of gears7 forward
1 back
Weight44.5 t
Engine power
AB1 603 hp
RB and SB840 hp
Power-to-weight ratio
AB36.0 hp/t
RB and SB18.9 hp/t
Game Mode | Max Speed (km/h) | Weight (tons) | Engine power (horsepower) | Power-to-weight ratio (hp/ton) | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Forward | Reverse | Stock | Upgraded | Stock | Upgraded | ||
Arcade | 67 | 5 | 44.5 | 1,302 | 1603 | 29.26 | 36.02 |
Realistic | 60 | 5 | 743 | 840 | 16.7 | 18.88 |
The T-72B is a slow and sluggish tank which has poor acceleration and handling. It has really poor reverse speed as well as hull traverse. However, it has a powerful engine which makes it capable of pulling and pushing enemy tanks as well as moving through rough terrain with ease. It does not have enough horsepower to climb over steep elevations. Speed-wise, it has a decent top speed (~60-70 km/h) which it can reach under specific situations.
Modifications and economy
Repair costBasic → Reference
AB2 300 → 3 631
RB3 000 → 4 736
SB5 330 → 8 416
Total cost of modifications243 300
405 000
Talisman cost2 700
Crew training210 000
Experts740 000
Aces2 100
Research Aces1 010 000
Reward for battleAB / RB / SB
90 / 130 / 250 %
226 / 226 / 226 %
Modifications
Mobility | Protection | Firepower | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
Особенности моделиорования Т-72
Башня танка литая, сложной конфигурации. На ее крыше имеются люки и лючки для приборсз наблюдения и прицеливания, антенны и механизма выброса несгораемых поддонов гильз, входа и выхода экипажа. Снаружи на башню привариааются кронштейны для крепления трубы и ящиков ОПВТ, для фар и прожекторов — осветителей прицелов, скобы для крепления танкового брезента и четыре крюка для демонтажа башни. На вращающемся погоне командирской башенки установлен крупнокалиберный зенитный пулемет НСВ. Спаренный пулемет ПКТ расположен в овальной амбразуре справа от пушки. Маска пушки уплотняется специальным водонепроницаемым материалом. На ее ствол надет теплоизоляционный кожух, исключающий влияние температурного изгиба канала ствола на точность стрельбы. В отличие от всех других современных советских танков, иа Т-72 в походном положении пушка стопорится не по оси машины, а развернутой иа левый борт. Это вызвано тем, что место мехаиика-водитепя размещено по центру машины и ствол пушки не позволил бы ему сидеть в положении «по-походному».
Корпус танка сварной, из катаных бронелистов. Днище корпуса корытообразной формы, с продольными и поперечными выштамповкемн для увеличения жесткости. На переднем ниж( ем лобовом листе по оси корпуса имеется выштамповка для размещения педалей и тяг управления. На верхнем лобовом листе приварены кронштейны «крыльев». укладки троса, крепления грязеот-боиных досок и ограждения фар. В нижней части листа прикреплены буксирные крюки, а в верхней — прибор наблюдения мехаинка-водителя, перед которым приварены защитные броневые планки. Крышка корпуса в кормовой части имеет съемные броневые листы для доступа н двигателю и агрегатам силовой передачи. На кормовом листе корпуса располагаются кронштейны крепления бочек, бревен дпя самовытаскиваикя, запасных траков и буксирные крюки. В середине листа выполнен пюк дпя доступа к вентилятору системы охлаждения.
Ходовая часть Т-72 состоит из двенадцати опорных катков, шести поддерживающих, двух направляющих и двух ведущих. Гусеницы имеют по 96 траков. Подвеска тайка торсионная, в связи с чем опорные катки левого борта смещены вперед относительно правого на 110 мм. На подвесках 1, 2 и 6-го опорных катков установлены гидроамортизаторы н упоры балансиров. Направляющие, опорные н ведущие катки литые, двухдискосые. Опорные катки снабжены резиновыми бандажами. Поддерживающие катки однодисковые, с внутренней амортизацией, установлены иа коротких осях. Сзади ведущих копес на бортах корпуса болтами крепятся очистители гусениц, предохраняющие от повреждения над-гусеничные попки. Ходовая часть закрывается резиновыми фальшбортами. На левом фальшборте под выхлопными патрубками закреплен металлический экран.
Модель танка окрашивается в защитный цвет. Бандажи опорных катков черные. Дульный срез пушки, буксирный трос и гусеничные цепи цвета некрашеного металла. Запасные траки черные (под битумный лак). Приборы наблюдения имитируются кусочками оргстекла. Осветитель прицела и прожектор командира закрыты щитками защитного цвета. Левая головная фара имеет светомаскировочную насадку. Трехзначные номера и опознавательные знаки белого цвета, наносятся на передних скулах башни.
1 — амортизатор, 2 прицел-дальномер, 3 — ночной прицел, 4 — фара командирского прибора наблюдения, 5 — — командирская башенка, 6—-труба ОПВТ, , и мтный пулемет, 8 — задняя фара, 9 — фальшборт, 10 — бочки с запасом топлива, 11 — бревно для самовытаскивания, 12 — цок механика-водителя, 13 — наружное топливные баки, 14 — лючок ОПВТ, 15 — люк наводчика, 16 — люк для выбросов поддонов гильз, 17— Ящик укладки ОПВТ, 18 — ящики ЗИП, 19 — спаренный пулемет, 20 — осветитель и иного придела, 21 — прибор наблюдения механика-водителя, 22 — фары головною света, 23 — кронштейны крепления бочек, 24 — кронштейны крепления бревна 25 — задний фонарь, 26 — запасные траки, 27 — очиститель гусеницы. На виде Б бочки с запасом топлива и бревно для самовытаскивания условно не показаны.
Модификации Т-72
Т-72 выпускался во множестве модификаций, причем не только в СССР, но и в других странах. Стоит отдельно упомянуть только некоторые из них.
Советские модификации
В СССР был создан целый ряд опытных модификаций этого танка, в основном с другими орудиями и различным дополнительным оборудованием. Большинство их них так и остались опытными танками, и на вооружение приняты не были. Однако было и несколько серийных модификаций:
- Т-72К – командирский вариант с дополнительной навигационной аппаратурой, радиостанцией и автономными питанием;
- Т-72А – основная модернизация после 1979 с лазерным прицелом и другими технологическими нововведениями;
- Т-72АК – командирский Т-72А;
- Т-72М – вариант Т-72А на экспорт с броневой башней, системой коллективной защиты и особой комплектацией боеприпасов;
- Т-72Б – модернизированный Т-72А с комплексом управляемого вооружения, динамической защитой «Контакт», двигателем В-84;
- Т-72БА – вариант Т-72Б с несколькими серьезными модификациями, ставший результатом капитального ремонта нескольких Т-72;
- Т-72Б2 «Рогатка» – более точный танк с силовой защитой и множеством камер для дополнительной точности наведения.
- Т-72Б3 – модернизация танка, направленная на повышение его боевых качеств и приближение к уровню Т-90
Иностранные модификации
- Т-72АГ – украинский экспортный вариант танка;
- Т-72-120 – украинская модернизация, экспортировавшаяся в страны НАТО;
- Т-72KZ – казахстанско-израильская модернизация;
- Т-72KZ «Шыгыз» – совместная модернизация Казахстана, Украины и Израиля, впервые выпущенная в 2012 году;
- Т-72 Т 21 – совместная словацко-французская модификация с французской башней Т 21;
Также несколько модернизаций было выпущено в Израиле и ряде других стран.
Применение в бою
Т-72 активно применялся во многих вооруженных конфликтах, например в:
- Ирано-иракской войне;
- Ливанской войне;
- Чадско-ливийском конфликте;
- Миротворческой миссии на Шри-Ланке и миротворческой операции ООН в Сомали;
- Войне в заливе;
- Чеченских войнах;
- Гражданской войне в Таджикистане;
- Иракской войне;
- Войне в Южной Осетии;
- С 2014 и до сих пор Т-72 участвуют в вооруженном конфликте на востоке Украины.
Память о танке
Т-72 пока достаточно активно применяется в современных конфликтах, так что на памятниках он представлен мало. Его можно увидеть на постаменте в Нижнем Тагиле, в месте производства, а также в целом ряде музеев по всему миру:
- В Танковом музее Бовингтона;
- В музее в Кубинке;
- В музее истории Т-34;
- В музее Израильских танковых войск;
- В Техническом музее в Тольятти;
- В Техническом музее Вадима Задорожного;
- В танковом музее Верхней Пышмы;
- В немецком танковом музее.
Танку Т-72 посвящена целая серия игр, которые танк и называются «Т-72» и являются танковыми симуляторами.
Основные цели и задачи
Т-72 относится к средним танкам. Основной акцент таких машин делался на скорости и хорошей ударной мощи, позволяющей развивать наступление и преодолевать слабо укрепленные линии. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.
Ключевая особенность данного типа техники — универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет потенциал применения танка. Он может использоваться в масштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие отряды или преодолевать укрепленные линии обороны.
Отдельных боевых задач или специализации для таких машин не выделяют. Они определяются фронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно данный аспект и считается ключевым преимуществом основного боевого танка.
Достоинства и недостатки
Страны-операторы Т-72 и его модификаций, красным отмечены бывшие эксплуатанты
Основное преимущество Т-72 — его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.
Другое преимущество танка — хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.
Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.
Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.
Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя
Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.
https://youtube.com/watch?v=va8Uj_Z4bDg
Основное вооружение
Основное орудие Т-72 — гладкоствольная пушка калибром 125 мм. В дополнение к ней используются два пулемета — НСВТ (Никитина-Соколова-Волкова танковый) «Утес» 12,7 мм и ПКТ (пулемет Калашникова Танковый) 7,62 мм. Первый применяется в качестве зенитного вооружения, может направляться только вручную при открытом люке. ПКТ спарен с пушкой.
Гладкоствольная пушка 125 мм
На Т-72 применяется гладкоствольная пушка Д-81ТМ с индексом 2А26М. Длина ствола составляет 48 калибров. В горизонтальной плоскости танк способен вести огонь по всей окружности. Вертикальный диапазон наведения варьируется от –6°13′ до +13°47′.
Дальность стрельбы и боекомплект
Дальность стрельбы орудия Т-72 рассчитана на 9,4 км. Боекомплект танка составляет 39 снарядов. Из них 22 подаются с автоматической перезарядкой, остальные заряжаются вручную командиром.
Применение в боевых условиях
С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификации активно применялся своими операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С применением данного танка выделяет следующие операции:
- Ирано-Иракская война 1980-88 гг;
- Ливанская война 1982 г;
- Чадско-Ливийский конфликт 1987-90 гг;
- Война в заливе 1990-91 гг;
- Августовский путч 1991 в СССР;
- Нагорно-Карабахский конфликт 1991-94 гг;
- Боснийская война 1992-95 гг;
- Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
- Чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 гг;
- Конфликт в Косово 1998-99 гг;
- Иракская война 2003 г;
- операция в Беслане 2004 г;
- Война в Южной Осетии 2008 г;
- Гражданская война в Ливии 2011 г;
- Пограничный конфликт в Судане 2012 г.
Т-72 использовались также в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и в Сомали. Данные танки до настоящего времени применяются в Сирии с 2011 года, а также в конфликте на востоке Украины с 2014 г.
Вооружение
Главное орудие представляло собой 125 миллиметровую гладкоствольную пушку Д-81ТМ (2А46), имеющую специальную конструкцию, позволяющую менять ствол прямо в полевых условиях, не демонтируя само орудие. Боекомплект размещался в разных местах. В автомате заряжания карусельного типа, находилось 22 снаряда, а оставшиеся 23 снаряда были уложены в немеханизированных боеукладках корпуса и башни.
Дополнительное вооружение состояло из двух пулемётов разного калибра. 7,62 миллиметровый пулемёт ПКТ с боекомплектом 2000 патронов был спарен с пушкой, а зенитный 12,7 миллиметровый пулемёт НСВТ находился на крыше башни и имел боекомплект в 300 патронов.
Позже были добавлены дымовые гранатомёты на борта башни, для самостоятельного создания дымовых завес.
Параметры технического плана
Боевая машина Т-72Б3, характеристики которой превосходят по многим аспектам предшественника, обладает следующими основными показателями:
- состав экипажа – три человека (командир, механик и стрелок);
- масса в боевом состоянии – сорок шесть тонн;
- основная пушка (калибр/марка) – 125 мм/2А45-6М5;
- мощность силовой установки составляет 840 лошадиных сил;
- длина корпуса (с пушкой и без) – 9,53/6,86 м;
- запас хода – не менее пятисот километров;
- высота машины – 2,22 м;
- просвет дорожный – 49 сантиметров.
Также стоит отметить, что агрегат Т-72Б3, скорость которого по максимуму составляет до семидесяти километров в час, оборудован новейшими системами прицеливания, радиосвязи и пожаротушения.
Двигатель ОБТ Т-90 “Владимир”
Т-90 ранних модификаций оснащены V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным многотопливным дизельным двигателеммодели В-84МС жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и приводным центробежным нагнетателем. В-84МС развивает максимальную мощность в 840 л.с. при 2000 об/мин.
На Т-90 поздних выпусков, Т-90А,С устанавливается двигатель модели В-92С2, представляющий собой модернизированный В-84 и отличающийся от него установкой турбокомпрессора и улучшенной конструкцией, что позволило повысить развиваемую двигателем мощность до 1000 л.с. при 2000 об/мин.
На новой модификации танка Т-90М установлен форсированный V-образный двигатель под индексом В-92С2Ф (он же В-93) мощностью 1130 л.с. Также прорабатывается вариант установки нового Х-образного дизеля В-99 (развитие серии 2В) мощностью 1200-1400 л. с.
Технические характеристики двигателей для ОБТ Т-90
Характеристика | Двигатель | |
Модель двигателя | В-92С2 | В-92С2Ф (В-93) |
Тип двигателя | 4-х тактный, Ѵ-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом | |
Система смесеобразования | Непосредственный впрыск топлива | |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 736 (1000) | 831 (1130) |
Запас по крутящему моменту, % | 25 | |
Частота вращения, с-1 (об/мин) | 33,3 (2000) | |
Диаметр цилиндра, мм | 150 | |
Ход поршня, главный (прицепной), мм | 180(186,7) | |
Рабочий объем, л | 38,88 | |
Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч), (минимальный) | 212 (156) | 215(158) |
Ресурс, час | 1200 | 1000 |
Масса, кг | 1020 | 1100 |
Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) | 0,72 (0,98) | 0,78 (1,07) |
Максимальный крутящий момент, Н.м (кг.м) | 3920 (400) | 4521(461) |
Минимальная температура холодного пуска | -20°С | |
Рабочая температура окружающего воздуха | от – 50 °С до +50 °С | |
Относительная влажность воздуха | 98% при 20 °С | |
Высота над уровнем моря, м | до 3000 |
Notes[]
- «Venezuela could order T-72 tanks from Russia». RIA Novosti. 2009-08-06. http://en.rian.ru/mlitary_news/20090806/155743859.html. Retrieved 2009-08-06.
- ↑ Chris Foss. «Jane’s Armour and Artillery 2005-2006». Jane’s Information Group. p. 101. ISBN 0-7106-2686-X.
- ↑ «Gary’s Combat Vehicle Reference Guide»
- http://www.otvaga2004.narod.ru/publ_w7_2010/0063_172.htm
- ↑ «War Technology»
- «Czolgi Swiata» (World’s Tanks or Tanks Of The World) magazine issue 20
- ↑ T-72 : Strona 2 (in Polish), Pancerni.net
- ↑ «JED The Military Equipment Directory»(registration required)[dead link]
- T-72 : Strona 3 (in Polish), Pancerni.net
- http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/TiVOut0809/GruzPz08/GruzPz08001.htm
- Foss 2005, p. 85.
- MBT-EX / Tank-Ex / Karna globalsecurity.org
- Perret 1987, p. 121.
- «Official physique requirements for servicemen (Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан)». http://base.garant.ru/12130085/.
- Zaloga 1993, p. 9
- Warford, James M. (1999). «Soviet-Russian Tank Turret Armor: The Cold War Shell-Game». ARMOR magazine.
- ↑ Zaloga 1993, p. 10
- Zaloga, Steven J. (2009). T-80 Standard Tank: The Soviet Army’s Last Armored Champion. p. 19.
- T-72 Main Battle Tank 1974-93 by Steven Zaloga ISBN 978-1-85532-338-4
- T-72 Ural vs M1 Abrams by Steven J. Zaloga ISBN 978-1-84603-407-7 Osprey Publishing 10/08/2009, p. 27
- ↑ http://btvt.narod.ru/5/rogatka/rogatka.htm
- http://fofanov.armor.kiev.ua/Tanks/index_r.html
- ↑ Ilyin and Nikolski 1997
- Day Two, 9 June
- Fire in the Hills: Iranian and Iraqi Battles of Autumn 1982 By Tom Cooper & Farzad Bishop,2003
- «Vse tanki SSSR. Samaya polnaya enciklopedia», Michail Baryatincky, 2004, pp.274(Russian:»Все танки СССР. Самая полная энциклопедия», Михаил Барятинский, 2004, стр.274)
- Забытая война: ирано-иракский конфликт
- Танки Иракской армии
- Interview — Iranian Tank Commander,McCaul ED, Apr-2004, Military History Vol. 21 No. 1
- «Saddam’s Generals: Perspectives of the Iran-Iraq War», Youssef Aboul-Enein
- «Briefing, Battle of 73 Easting». The Middle East Institute
- Osborn, Kris. «Iraq Plans To Buy 2,000 Tanks». Defense News, 12 January 2009.
- «Americas — Russia lends Chavez $2bn for arms». Al Jazeera English. 2009-09-14. http://english.aljazeera.net/news/americas/2009/09/200991493243497426.html. Retrieved 2010-07-30.
- «Llegaron mas tanque y artilleria». Notitarde. 2011-05-26. http://www.notitarde.com/notitarde/plantillas/nota.aspx?idart=1332768&idcat=9841&tipo=2.
- «Venezuela to Buy More Russian T-72 Tanks». Ria Novosti. 2013-06-27. http://en.rian.ru/mlitary_news/20120627/174272417.html.
- http://tech.sina.com.cn/d/2004-11-19/1551462152.shtml
- «Sierra Leone, 1990-2002». Acig.org. http://www.acig.org/artman/publish/printer_462.shtml. Retrieved 2010-07-30.
- «Танки в боях за Грозный» Part 1. // «Фронтовая иллюстрация» №9 2007. Part 2. //»Фронтовая иллюстрация» №1 2008, V, Belogrud
References[]
- Foss, Christopher F. (2005). «Jane’s Armour and Artillery 2005-2006». Jane’s. ISBN 978-0-7106-2686-8.
- Hunnicutt, R. P. (1984). «Patton: A History of the American Main Battle Tank». Presidio Press. ISBN 0-89141-230-1.
- Ilyin, Vladimir; Nikolski, Mikhail (1997). «Sovremennye tanki v boiu» (in Russian). Modern Tanks in Battle.
- Karpenko, A.V. (1996). «Obozrenie otechestvennoĭ bronetankovoĭ tekhniki, 1905-1995 gg.» (in Russian). Nevskij Bastion. OCLC .
- Leizin, Uri (2004). «Two myths of one battle: Syrian T-72’s in 1982 Lebanon war» (in Russian). http://www.waronline.org/IDF/Articles/t72-myth/index.html.
- Perret, Bryan (1987). «Soviet Armour Since 1945». London: Blandford Press. ISBN 0-7137-1735-1.
- Sewell, Stephen ‘Cookie’ (1998). «Why Three Tanks?». Fort Knox, KY: US Army Armor Center.. ISSN 0004-2420. https://www.knox.army.mil/center/ArmorMag/backissues/1990s/1998/ja98/4sewell98.pdf.
- Ustyantsev, Sergej Viktorovich; Kolmakov, Dmitrij Gennadevich. «Boyeviye mashiny Uralvagonzavoda. Tank T-72».
- Zaloga, Steven J (1993). «T-72 Main Battle Tank 1974-93». Osprey. ISBN 1-85532-338-9.
Подвижность
Проходимость танк находилась на высоком уровне. По пересеченной местности максимальная скорость Т-72 — 30 км/ч. Ходовая часть напоминает аналогичную на Т-62. На ней имеются 3 поддерживающих катка и 6 опорный, по каждому борту. Ведущее и направляющее колесо находится в задней части. Сама подвеска индивидуальная, торсионная.
Интересное дополнение — наличие прибора для самоокапывания.
Используя это устройство, экипаж способен вырыть траншею за 30 минут. Размешался прибор на НЛД, что придавало большую защищенность.
Ходовая часть «Урала»
Изначально на Т-72 устанавливался двигатель В-46, мощностью 780 л/с. Движок являлся прямым развитием знаменитого В-2, впервые примененного на Т-34. Имеет 12 цилиндров и V-образную форму.
Способен работать от дизеля, керосина и бензина.
В поздних модификациях, в устройство танка Т-72 внедрили более совершенные силовые агрегаты. Топливная система состоит из 4 внутренних баков и 5 наружных. Один внутренний бак находится в кормовой части боевого отделения, остальные — вокруг мехвода. Объем — 705 л. Такая компоновка является фирменной чертой советской танковой школы.
Внешние баки интегрированы в правую надгусеничную полку. Объем — 495 литров. В дополнение при долгих марш-бросках на танк устанавливают дополнительные баки. Их подвешивают на корме. В зависимости от размера это 400—500 литров.
Трансмиссия состоит из:
- мультипликатора, по которому передается момент на коробку передач;
- пары коробок передач, каждая подсоединена к фрикционам по бортам танка, что дает возможность управлять машиной;
- планетарных передач.
Предназначение и система защиты
Т-72Б3 предназначен для выполнения различных боевых операций. Среди них:
- ликвидация бронированной техники противника;
- уничтожение личного вражеского состава;
- разрушение различного типа укреплений и огневых точек;
- сопровождение и поддержка сухопутных войск при наступлении и в обороне.
Поставленную боевую задачу машина может выполнять в любое время суток, независимо от погодных условий.
Тип брони рассматриваемой модификации обеспечивает надежную защиту экипажа. Корпус и башня изготовлены из комплексной катаной стали, в состоянии противостоять большинству бронебойных и подкалиберных снарядов, а также любым видам бронебойных пуль.
От кумулятивного поражения танк защищает специальный комплекс «Контакт-5». На башне имеется восемь гранатометов «Туча», а также может монтироваться система «Штора», защищающая от противотанковых ракет лазерного наведения.