От пулемётов
Содержание:
Интересные факты
Что касается катастроф с данным вертолетом, то они имели место. Среди самых резонансных событий отмечают следующие случаи:
- 19 декабря 2009 года – авария под Воркутой. Судно совершило экстренную посадку в тундре. Воздушный корабль принадлежал авиационной . На борту находилось 25 человек, учитывая членов экипажа. Один пассажир впоследствии скончался от травм, несовместимых с жизнью, другой получил тяжкие увечья.
- Вскоре после этого вертолёт Ми-171 военных сил Азербайджана упал в море рядом с городом Баку. Погибли трое членов экипажа.
- В июле 2014 года случилась катастрофа во Вьетнаме (г. Ханой). На борту судна находился 21 парашютист. В результате аварии погибло 16 человек.
- В китайской провинции Сычуань пострадало пять человек после аварии вертолета Ми-171, который разбился 22 июля 2014 года.
- Рядом с белградским аэропортом (Сербия) потерпел аварию летательный аппарат рассматриваемой марки, который транспортировал больного ребенка. Также на борту были медработники и члены экипажа. Предположительно, причиной катастрофы стали плохие погодные условия. Случилось это в марте 2020 года.
- 19.10.2016 года произошла еще одна авария. Военный вертолет МИ-171, конструкция которого является вполне надежной, но несовершенной, упал в Ферганской области. Погибли девять человек (члены экипажа и военные десантники). Авария произошла из-за неблагоприятных погодных условий.
Боевое применение
Своё основное применение практически все выпущенные авиапушки нашли на истребителях. Впервые 20 мм ШВАК установили на И-16, экспериментальный образец, сегодня известный как тип 12. Эта попытка была неудачной из-за размещения.
В дальнейшем их устанавливали в консоли И-16 тип 17 и тип 28. Эти модификации самолётов высоко ценились летчиками. Достаточно сказать, что именно на таком И-16 ас Краснознамённого Северного флота Сафонов Б.Ф. одержал несколько побед.
Синхронные варианты нашли себе применение на Ла-5 и Ла-7, кроме этого их устанавливали на МиГ-3 34 серии. Турельные варианты пушек предназначались для вооружения тяжёлых бомбардировщиков, в первую очередь это были установки Пе-8(ТБ-7), впоследствии авиапушки ставили и на Ер-2.
Крыльевые пушки ставили на Ил-2, но ввиду не совсем удачного их размещения частыми были заклинивания, впоследствии ШВАК заменили на более мощные ВЯ-23.
Интересная история произошла в 1942 году. Пришедшие по ленд-лизу «Харрикейны» отличались большим весом, вялыми разгонными характеристика и «мощным» вооружение из 8, а то и 12 пулемётов Виккерс винтовочного калибра, установленных в крылья.
Для того чтобы их нормально использовать было принято решение перевооружить их, для этого в плоскости самолётов установили пару ШВАК и ШКАС, под крылом смонтировали РОФС-82, в таком виде «Харрикейны» неплохо показали себя как эрзац-штурмовики.
Использование автоматической пушки в танках себя не оправдало, ШВАК, получившую название ТНШ устанавливали в танки Т-60, но слабые снаряды и плохая баллистика поставили крест на этой затее. В дальнейшем лёгкие танки вооружали 45 мм пушкой 20К, как более приемлемой для борьбы с техникой и пехотой противника.
История создания
Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было неясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения
Разработка и производство
12,7х108мм ШВАК
Разработка 12,7-мм ШВАК проводилась в ответ на постановление правительства СССР от 9 февраля 1931 года, предписывающее отечественным производителям производить авиационный пулемет под патрон 12,7 × 108 мм, который был введен за несколько лет до этого для пулемета ДК. . Тульский конструктор С.В. Владимиров ответил на звонок, выпустив в основном увеличенную версию ШКАС со стволом длиной 1246 мм и общей длиной 1726 мм. Первый опытный образец был готов к испытаниям 28 мая 1932 года. Процесс испытаний был довольно затянут, но номинально 12,7-мм ШВАК был принят на вооружение в 1934 году.
Серийное производство официально началось в 1935 году на заводе ИНЗ-2 в Коврове , но вскоре производство сильно отстало от графика, поскольку ствольная коробка ШВАК была довольно сложной в изготовлении. По советским данным, из 410 12,7-мм ШВАК, запланированных к выпуску в 1935 году, только 86 были построены; для версии танка планировалось 40, но в том же году было поставлено только 6. В отчете западной разведки 1952 года указывается, что только «несколько» ШВАК были произведены калибром 12,7 мм.
Еще одна проблема , затрудняя принятие пистолета было то , что 12,7 мм ШВАК кончались не используя 12,7 × 108мм Rimless картридж , используемый DK пулеметом, а, потому что это был адаптация ШКАС механизм, он требует своей собственной окантовкой Корпуса диаметром 12,7 мм. Производство 12,7-мм боеприпасов с закраиной прекратилось в 1939 году, когда было решено, что Березинский УБ предпочтительнее, поскольку он может делиться боеприпасами с ДШК.
Чертеж гильзы ШВАК МГ 12,7х108Р. |
20 × 99ммР ШВАК
20-мм ШВАК был разработан где-то между 1935 и 1936 годами, а серийное производство началось в 1936 году. Через несколько месяцев производство версии 12,7 мм было прекращено. Как и его предшественники, 20-мм ШВАК представлял собой газовую пушку с ленточным питанием за счет разрушающихся звеньев боеприпасов.
В зависимости от предполагаемой установки на ШВАК для танкового варианта (общая длина орудия 2122 мм; масса 44,5 кг) была нанесена маркировка «МП», для крыльевого варианта (общая длина 1679 мм; 40 кг) — «КП», ТП »для гибких опор (длина 1726 мм; 42 кг) и« СП »для синхронных установок.
Система питания «птичья клетка» в 20-мм ШВАК была усовершенствованной версией ШКАС. Он мог вмещать 11 патронов и работал еще более плавно. Как и в случае с ШКАС, цель кормовой клетки состояла в постепенном отсоединении патронов от звена, избегая любого перекоса ленты. В Бертье — типа регулятора газ имел четыре отверстия (3,5, 4, 4,5 и 6 мм) , позволяя при разных скоростях огня должны быть выбраны. Самым существенным конструктивным отличием от ШКАС было то, что в ШВАК газовый баллон был перемещен под ствол, что придало ему более компактную сборку.
Конец ствола имел резьбу, и эта резьба использовалась для навинчивания взрывозащитной трубы, длина которой зависела от требований к установке:
В отчете западной разведки 1952 года о 20-мм ШВАКе говорилось: «По мощности орудие очень легкое и чрезвычайно компактное» и что оно «имеет дальность действия, сравнимую с нашей , хотя их версия с коротким стволом на 16 фунтов легче. «. Однако на американских заводах он считался «относительно сложным в производстве», потому что он был построен из относительно мягких частей (не подвергавшихся термообработке), которые затем шлифовали. Этот выбор материалов, как предполагалось, был мотивирован желанием позволить деталям «деформироваться и изгибаться задолго до разрушения», обеспечивая более безопасную работу при высокой скорострельности, но имея компромисс в виде более короткого общего срока службы оружия.
В советских архивах указывается, что 20-мм ШВАК производился в больших количествах во время Великой Отечественной войны:
- 1942 г. — 34 601 шт. Произведено
- 1943 год — 26 499
- 1944 год — 25633
- 1945 г. — 13 433 чел.
- 1946 г. — 754 г.
После войны на смену ШВАК пришел Березин Б-20 , имевший аналогичные характеристики, но значительно меньший по весу.
Description
The ShVAK (Russian: ШВАК: Шпитальный-Владимиров Авиационный Крупнокалиберный, Shpitalnyi-Vladimirov Aviatsionnyi Krupnokalibernyi, Shpitalny-Vladimirov large-calibre for aircraft) is a 20 mm autocannon which could be mounted on aircraft, either in the wings, the fuselage or in turrets. There are 3 variants of the ShVAK, ‘standard’ ShVAK, ‘early’ ShVAK (which lacks API and FI bullets), and the ShVAKs which is a standard ShVAK synchronised and regulated to fire through a propeller arc without destroying the propeller. The synchronised ShVAK has a lower rate of fire compared to the other versions.
The turreted ShVAK has the same characteristics as the standard wing or fuselage mounted ShVAK cannons.
Vehicles equipped with this weapon
Vehicles equipped with ‘early’ ShVAK |
---|
␗I-16 type 17 · I-16 type 27 · I-16 type 28 · I-153P |
Vehicles equipped with ‘standard’ ShVAK or turreted ShVAK | |
---|---|
Fighters | |
Hurricane | ▂Hurricane Mk IIB |
ITP | ITP (M-1) |
LaGG-3 | LaGG-3-4 · LaGG-3-8 · LaGG-3-11 · LaGG-3-23 · LaGG-3-35 · LaGG-3-66 |
Yak-1 | Yak-1 · Yak-1B · ▀Yak-1B |
Yak-3 | Yak-3 · ▄Yak-3 |
Yak-7 | Yak-7B |
Yak-9 | Yak-9 · Yak-9B · Golovachev’s Yak-9M · Yak-9U |
Twin-engine fighters | I-29 |
Jet fighters | BI |
Strike aircraft | IL-2 (1941) · IL-2 M-82 · Pe-3bis · TIS MA · Yak-2 KABB |
Bombers | |
Pe-8 | Pe-8 (Defensive) |
Tu-2 | Tu-2 · Tu-2S · Tu-2S-44 · ␗Tu-2S-44 · Tu-2S-59 |
Yer-2 | Yer-2 (ACh-30B) (e) (Defensive) · Yer-2 (ACh-30B) (l) (Defensive) |
Motor torpedo boats | G-5 (ShVAK) |
Vehicles equipped with synchronised ShVAK | |
---|---|
I-185 | I-185 (M-71) · I-185 (M-82) |
I-225 | I-225 |
La-5 | La-5 · La-5F · La-5FN · ▀La-5FN |
La-7 | La-7 · Dolgushin’s La-7 |
MiG-3 | MiG-3-34 |
Установки
Три самолета Поликарпов И-16 , выпущенные в январе 1939 года, были вооружены винтовой синхронизацией 12,7-мм ШВАК; этой короткой серии было присвоено обозначение И-16 Тип 16. Три истребителя успешно прошли заводские испытания и были доставлены в ВВС для боевых испытаний. На отмененном Яценко И-28 также планировалось использовать 12,7-мм ШВАК в синхронизированной паре, но несколько опытных образцов, которые летали летом 1939 года, сделали это без вооружения, потому что синхронизатор для их двигателя не был разработан.
20-мм ШВАК устанавливался в крыло, в носу или синхронно на истребителях: Поликарпов И-153 П и И-16 , МиГ-3 Микояна-Гуревича , Яковлев Як-1 , Як-3 , Як-7 и Як-9 , ЛаГГ-3 , Лавочкин Ла-5 и Ла-7 , ночной истребитель Петляков Пе-3 и советский доработанный самолет Hawker Hurricane . Он также устанавливался на крыло бомбардировщика Туполев Ту-2, а некоторые штурмовые варианты бомбардировщика Петляков Пе-2 также имели стационарную опору. Некоторые ранние версии штурмовика Ильюшин Ил-2 также несли его, но на нем был заменен 23-мм штурмовиком Волков-Ярцев ВЯ-23 . Гибкая установка ШВАК использовалась в бомбардировщиках Петляков Пе-8 и Ермолаев Ер-2 .
Вариант танка устанавливался на лёгкие танки Т-38 и Т-60 .
Авиация ШВАК (пушка) — Боекомплект
Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК
Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение гильзы после выстрела начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были еще прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.
20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 г. МГ-3 был заменен взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но все же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.
В 1938 г. взрыватель был заменен более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолетов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки, что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.
Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах, за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом.
Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 г.
Снаряды 20×99 мм R
Советская номенклатура снарядов | Американская номенклатура снарядов | Масса пули | Дульная скорость | Описание |
ОЗ | HEI | 96.0 | 770 | с головным взрывателем , 2.8 г. взрывчатого вещества + 3.3 г. зажигательного |
ОЗТ | HEI-T | 96.5 | 770 | с головным взрывателем , 2.8 g взрывчатого вещества + 3.3 g зажигательного, трассер |
ОФ | HE-Frag. | 91.0 | 790 | с головным взрывателем , 6.7 g HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками |
ОФЗ | HEI-Frag. | 91.0 | 790 | с головным взрывателем, 0.8 г. взрывчатого вещества + 3.8 г. зажигательного, с полуготовыми осколками |
БЗ | API-HC | 96.0 | 750 | твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2.5 г. зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке |
БЗ | API-HC | 99.0 | 750 | как предыдущий, но с кованым стальным носом |
БЗ | API | 96.0 | 750 | сплошной стальной снаряд с кованым носом |
БЗТ | API-T | 96.0 | 750 | как предыдущий, но с трассёром в основной полости |
ПУ | TP | 96.0 | 770 | гремучая смесь в взрывчатой оболочке |
ПУТ | TP-T | 96.5 | 770 | цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости |
ШВАК (пулемёт) | ШКАС >>> |
Авиация по странам Авиамоделизм Авиапочта Авиасалоны Авиасимуляторы Авиационная инфраструктура | Авиационная медицина Авиационная метеорология Авиационно-космические системы Авиационные документы Авиационные научные учреждения Авиационные происшествия | Авиационные профессии Авиационные работы Авиационные СМИ Авиационные термины Авиационные учебные заведения Авиационный спорт |
Историческая справка
Трех пушечный Ла-7
Пушка Б-20 была создана М.Е.Березиным путем переделки своего 12,7-мм пулемета УБ под патрон 20-мм ШВАКа для конкурса. Б-20 была принята на вооружение постановлением ГКО № 6681 «О принятии на вооружение ВВС Красной Армии облегчённой авиационной автоматической пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции т. Березина» от 10 октября 1944 года. Известно, что с марта 1945 до конца войны было выпущено 368 «трёхпушечных» Ла-7, все на заводе № 381. Но уже после установки выяснилось, что пушка не удовлетворяет требованиям надежности. На испытаниях в НИИ ВВС осенью 1945 года пушка из трёх «трёхточечных» самолётов Ла-7 (на каждом по три Б-20), принимавших участие в испытаниях, ни на одном не удалось достичь требуемого показателя в 5000 снарядов, отстрелянных с одного самолёта без отказов – в среднем этот показатель составил 3200 снарядов с самолёта. По данным Широкорада за весь период войны было выпущено 9515 экземпляров Б-20, а за все время 15352 экземпляра. По воспоминаниям Новикова, основным производителем пушек был Ковровский завод № 2 им. Киркижа, который во время войны выпустил около 9 тысяч пушек. По данным же А. С. Яковлева, только за время войны было изготовлено аж 32 тысячи пушек.
Модификации пушки:
- Б-20М – мотор-пушка (для установки в развале блока цилиндров).
- Б-20С – вариант с синхронизатором (для стрельбы через воздушный винт).
- Крыльевой вариант пушки, но данных о ней нет (не подтверждено).
- Б-20Т-Э – использовалась в составе ААУ (Авиационная артиллерийская установка) ВУ-9 на серийных Ил-10 с августа 1945.
- Б-20Э (электрифицированная) – использовалась в качестве оборонительного вооружения на стратегическом бомбардировщике Ту-4.
- В 1951 году на заводе № 23 выпускались бомбардировщики Ту-2С с пушками Б-20ЭН. В следующем году эти пушки устанавливались на штурмовики Ил-10М в составе авиационной артустановки ВУ-9М – модификации ВУ-9 с электроприводом.
ДРОБОВИКИ И ГАУБИЦЫ
Первые попытки вооружить летательные аппараты орудиями были предприняты ещё до Первой мировой войны. На дирижабли фирмы «Цеппелин» устанавливалось две или четыре 75-мм пушки. Существовал к июлю 1914 года и пушечный самолёт — российский «Илья Муромец». Одна из первых модификаций четырёхмоторного бомбардировщика Сикорского вооружалась 37-мм траншейной пушкой Гочкиса, двумя «Максимами», ещё двумя ручными пулемётами и парой пистолетов Маузера.
Вторая попытка установить на аэроплан орудие была предпринята во Франции в 1916 году. Три сотни истребителей SPAD S.VII были вооружены той же самой легендарной траншейной пушечкой (по массе и габаритам близкой к пулемёту). «Гочкис» располагался в развале цилиндров мотора, стрелял через ось винта и перезаряжался пилотом вручную.
ГАНШИПЫ: НЕБЕСНЫЕ ЛИНКОРЫ | ||
Lockheed AC-130 задумывался как самолёт для поддержки пехотных соединений, соответственно, его тяжёлое вооружение не предназначено для воздушных боёв. Тем не менее, построенный в 1967 году гигант можно назвать продолжателем «авиапушечных» традиций первой половины XX века. На модификации AC-130 устанавливались различные орудия. Модификация AC-130H имеет на борту две 20-мм авиапушки M61 «Вулкан», 40-мм пушку Bofors L60 и могучее 105-мм орудие М102. Более современный вариант АС-130U вооружён вместо «Вулкана» 25-мм автоматической скорострельной авиационной пушкой GAU-12/U. Пушка 105 mm Howitzer M102 уникальна в первую очередь тем, что это гаубица, и изначально для установки на самолёт она никак не рассчитывалась. Впрочем, больших проблем её адаптация не вызвала: на современных AC-130 стоят компьютерные системы наведения, которые позволяют с завидной точностью отстреливать движущиеся цели, причём не только на земле, но даже в воздухе. |
В условиях воздушного боя маневрирующую в трёх измерениях цель, как правило, невозможно обстреливать дольше секунды. За это время авиационный пулемёт того времени успевал сделать всего десяток выстрелов, а «Гочкисс», естественно, бил всего единожды — но зато картечью, выпуская разом 16 пуль, каждая из которых обладала значительно лучшим поражающим действием, чем пулемётная. Против аэростата или дирижабля мог быть применён разрывной снаряд.
Огневая мощь «Муромцев» навела российских стратегов на мысль использовать медлительный самолёт в качестве истребителя аэростатов и дирижаблей. Пушка, способная одним ударом пробить в обшивке цеппелина внушительную дыру, оказывалась очень кстати. |
Английский истребитель Sopwith 2F.1 Camel вооружался противодирижабельными зажигательными ракетами-гарпунами. |
Результат испытаний пушечных «Спадов» на поле боя оказался противоречивым. Знаменитый французский ас Рене Фонк сбил в одном бою шесть самолётов (этот рекорд, кстати, побили только во Вторую мировую войну) всего одиннадцатью выстрелами из «Гочкиса». Но менее опытные лётчики успеха чаще всего не добивались. Стреляя очередью, пилот имел возможность корректировать огонь, внося поправки в прицел, и хоть одна пуля да настигала врага. А вот перезаряжаемая вручную пушка такой коррекции не допускала, и направление выстрела требовалось определить с первой попытки.
В боях воздушных и наземных
Свою роль в воздушных боях и ШКАС, и ШВАК сыграли. Полковник запаса Н. И. Филиппов, служивший в 171-м Тульском авиационном истребительном полку, вспоминал: «В начале войны наши истребители уступали в скорости немецким, но все равно благодаря более высокой маневренности самой машины и главное – высокой скорострельности ШКАСов мы достойно сражались с противником… Конечно, 7,62-мм патрон был слабоват – тут ничего не скажешь, но сам пулемет сработан туляками отлично. А вот ШВАКи – и пулемет, и пушка, особенно пушка – при такой же надежности, как и ШКАС, имели и более мощный патрон… Из них я сбил большинство своих противников».
И для ШВАКов, и для ШКАСов в 30-е годы планировалась также «наземная» карьера. Так, в Туле были разработаны мотоциклетная и автомобильная установки ШКАС, оставшиеся опытными. В 1940-м заводу № 66 заказали опытную партию пулеметных станков Соколова «с универсальной головкой для наземной стрельбы из пулемета ШКАС». Это скорее всего была попытка «утилизации» авиапулеметов нормального калибра, которые вскоре должны были заменить крупнокалиберные – скажем, на 1941 год план заказов ШКАСов составлял всего 3500 штук. Для 20-мм ШВАКов в Коврове на заводе № 2 в 1935 году изготовили «универсальные» зенитно-противотанковые треножные установки. Но работа эта не дала удовлетворительного результата, тем более что 20-мм патрон ШВАК был слабоват для «противотанкового». Зато в первый период Великой Отечественной войны ШВАК нашла применение как танковая пушка. Задание на доработку пушки для установки на легкие танки Наркомат вооружения выдал уже 5 июля 1941 года. Работу выполнил А. Э. Нудельман в ОКБ-16, доводилась пушка в ОКБ-15 Шпитального. 5 декабря 1941 года «ШВАК-танковая», выполненная на основе крыльевой ШВАК, принята на вооружение. Она получила обозначение ТНШ («танковая Нудельмана – Шпитального»), ставилась на танки Т-60, Т-40С, Т-38.
Тогда же авиационные пулеметы нашли применение в системе ПВО. 8 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «О пулеметах для ПВО города Москвы»: «1. Разрешить НКАП взять из своих запасов на самолетных заводах 150 пулеметов БТ и БК и 250 пулеметов ШКАС и оборудовать их для охраны 10 авиационных заводов от воздушного нападения по указанию ПВО. 2. Обязать ВВС – т. Жигарева немедленно доставить в Москву (на самолетах) 1000 шт. пулеметов в распоряжение ПВО г. Москвы. 3. Обязать НКАП – т. Шахурина выделить из своих запасов 100 шт. пулеметов БК и 250 шт. пулеметов ШКАС и передать их в распоряжение ПВО г. Москвы». Зенитные установки под 7,62-мм пулеметы ШКАС и 12,7-мм УБ с кольцевыми прицелами были за неделю разработаны Можаровским, Веневидовым и Афанасьевым. В том же 1941 году ШВАК на тумбовых установках использованы как зенитное вооружение бронепоезда «Ковровский большевик».
ШВАК 12.7 мм авиационный пулемёт
ШВАК 12.7 мм авиационный пулемёт (в расшифровке по буквам читается Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный) — первый авиационный пулемёт крупного калибра, спроектированный в СССР к 1931 году советским оружейником С. В. Владимировым. Хотя данный образец авиационного крупнокалиберного вооружения был первой системой принятой на вооружение ВВС СССР под официальным названием 12,7-мм авиационный пулемёт калибра 12.7 мм системы Шпитального и Владимирова, увековечив имена своих создателей, он применялся и на других устройствах, вплоть до тачанок на конной тяге..
Шпитальный Борис Гавриилович История создания пулеметаШВАК стала зарождаться в связи с развитием вооружения для военной авиации в конце 1920-х годов и напрямую связана с временем когда увеличение скорости, дальности полёта самолётов и веса носимой полезной нагрузки, возникла острая необходимость в новом более мощном вооружении. Зимой 1931 года вышло очередное постановление советского правительства о обязательной разработке абсолютно нового авиационного пулемёта, адаптированного под калибр 12,7 мм стандартного патрона 12,7-мм армейского пулемёта ДК (расшифровка Дегтярёв крупнокалиберный).
Семен Владимиров.
Заказанный пулемёт был быстро спроектирован С. В. Владимировым, опытным конструктором пулемётного КБП, находящегося в Туле на принципе устройства 7,62 мм пулемёта ШКАС. Данный опытный пулемёт был представлен государственной комиссии на испытания в начале лета 1932 года, которые показали отличные результаты. В дальнейшем новый образец авиационного вооружения был принят к серийному производству, который был был начат в начале 1935 года.
Принцип действия и особенности конструкции работы автоматики полностью основывались на применении силы энергии пороховых газов выстрела, отводимых из канала ствола через специальное отверстие. Запирание ствола осуществлялось перекосом затвора. В общем, принцип работы, основные детали конструкции, подобны работе автоматики пулемёта ШКАС. Можно сказать это получился его крупнокалиберная версия, учиттывая то, что во время создания ШВАКа Владимиров подверг часть деталей существенной переработке и модернизации.
Питание боеприпасами 12,7-мм пулемёта ШВАК производилось специально модернизированными под него патронами размерами 12,7×108R, отличавшихся от штатных патронов к пулемёту ДК обязательным наличием на гильзе специальной выступающей закраины, что было очень кстати из-за особой системы экстракции патронов из ленты: с помощью специального винтового паза расположенного на ствольной коробке, в который попадали фланцы гильз. Номенклатура патронов и типы пуль у патронов к новому пулемету абсолютно совпадали с боеприпасами с ДК. Обычные пули пробивали с легкостью броню толщиной не менее 20 мм на расстоянии до 350 м, а патроны с пулями бронебойно-зажигательно-трассирующими — били ее на дальности дальности до 300 м и имели очень высокую дальность горения трассера до полутора километров.
После всех испытаний и проверок пулемёт ШВАК выпускался в четырёх вариантах: турельном, крыльевом, синхронном (для ведения огня через винт самолёта) и новом на то время моторном месте, когда стрельба велась внутри оси винта самолётов с одним мотором.<Пулемёт ШВАК оказался очень эффективным видом вооружения благодаря своей исключительной надёжности, унаследованной от от своего старшего брата ШКАСа, и крупному калибру применяемых боеприпасов. Патрон номенклатуры 12,7×108R показал отличную бронепробиваемость и прекрасное зажигательное действие. Стоит признать — эффективность разрывных пуль была признана слабой, что и привело в дальнейшем к созданию 20-миллиметровой пушки ШВАК.
Сама конструкция и сборка пулемёта также не была полностью избавлена от недостатков. Чрезвычайно сильная сложность устройства некоторых узлов, особенно механизма подачи и извлечения стреляной гильзы, создавала серьезные проблемы при обслуживании. Данный факт кроме того, усложнил его производство. .
Особенно заметна была трудоёмкость сборки и изготовления механизма питания и ствольной коробки. В целой серии неполадок доступ к указанным механизмам был практически невозможен — в отдельных, особо сложных случаях, для устранения задержек при ведения огня требовалась разборка пулемёта частичная или полная, которую невозможно сделать во время полёта. Также этот пулемет применялся в наземных боях, он оснащался треногой или мог вести огонь со станка или на колесном ходу, использовался как зенитный пулемет.