Cамоходная гаубица м109 paladin
Содержание:
- Описание конструкции САУ М109 «Палладин»
- M109A6 Paladin artillery system operation
- Player Recommendations[edit | edit source]
- Боевое применение
- Двигатель и трансмиссия
- Минусы модели
- Конструкция
- Дизайн
- Успенский собор
- Программа FCS MGV
- Задействованные структуры
- При каких степенях варикоцеле в армию не возьмут?
- Paladin PIM armament
- M109A6 armament
- M109A7 orders and deliveries
- Дальность стрельбы модернизированного САУ M109A7 Paladin достигнет 70 км
- История создания САУ М109 «Палладин»
- NATO’s universal mobile howitzer
- NATO’s universal mobile howitzer
- Модификации
Описание конструкции САУ М109 «Палладин»
САУ М109А6 «Паладин» имеет вращающуюся башню и гусеничное шасси. Кевларовый подбой боевого отделения обеспечивает дополнительную защиту экипажа от осколков брони и снарядов.
Экипаж — четыре человека: механик-водитель, наводчик, командир и заряжающий.
Основное оружие самоходки — 155-мм гаубица М284, она установлена на станке М182. Орудие может стрелять обычными снарядами на дистанцию 24 км, а активно-реактивными – на 30 км.
Заряжание орудия производится гидравлической автоматической системой, темп стрельбы составляет восемь выстрелов в минуту. Дополнительно на башне установлен пулемет 12,7-мм пулемет М2.
Самоходная установка оборудована цифровой системой управления огнем и баллистическим цифровым вычислителем. Все это позволяет уверенно и точно поражать цели. Наводчик также может использовать оптическую систему наведения. Есть система навигации и определения собственного месторасположения.
После получения задания САУ выходит на позицию, переводит ствол в боевое положение и открывает огонь. Затем она немедленно покидает позицию, что значительно уменьшает вероятность поражения самоходки ответным огнем. Для подготовки к стрельбе «Паладину» нужно всего лишь 60 секунд.
На М109А6 установлен дизельный двигатель DDEC 8V71T с мощностью 440 л. с. и коробка передач ATD-XTG-411-4.
Запас хода – 342 км.
M109A6 Paladin artillery system operation
The Paladin artillery system is operated by a crew of four, a commander, a driver, a gunner and a loader.
“Paladin is able to operate independently with no external technical assistance.”
The crew are able to receive mission data via a secure voice and digital communications system, compute the firing data, automatically unlock the cannon from the travel lock, point the cannon and fire, and move to a new location without external technical assistance. The M109A6 Paladin fires the first round from the move within 60 seconds. The ‘shoot and scoot’ capability protects the crew from counter-battery fire.
Paladin was used in support of Operation Iraqi Freedom in March / April 2003 and in the continuing operations in Iraq, including Operation Al Fajr in Fallujah in November 2004.
BAE Systems Land and Armaments supplied 219 modification kits for US Army Paladins, which enable the use of the modular artillery charge system (MACS) and the 155mm precision-guided extended-range XM92 Excalibur projectile being developed by Raytheon and Bofors Defense of Sweden (a BAE Systems subsidiary). Deliveries began in 2005.
Player Recommendations[edit | edit source]
As a self-propelled gun, the Paladin is best used as a support vehicle for helping the team progress by removing heavily armored targets such as MBTs from the battle. Teamwork is needed for those both working with and playing an SPG. Teammates should be asked to call out targets if they are in trouble, and front-line vehicles should be supported in the battle.
Consedit | edit source
- Poor aiming time
- Relatively inaccurate
Upgrade Suggestionsedit | edit source
Improved Fire Control Systems and Improved Ready Racks will increase effective damage output. Upgrading to the DDEC LHR Diesel Engine will expedite movement between firing locations. Other upgrades such as Spall Liner, Improved Shock Absorbers and Upgraded Exhaust Smoke are less important and can be disregarded until later.
- Commander: Freja Højbjerg, for improvements to aim speed and overall accuracy
- Driver: Smooth Ride, Off-Road Driving
- Gunner: Sharpshooter, Do the Twist
- Loader: Rapid Fire, Explosive Shells
Боевое применение
Кладбище американских M109 в Ираке
Применялись Израилем и Ливией в ходе Октябрьской войны 1973 года. 6 октября 3 израильских САУ M109 были уничтожены огнём сирийских танков. Есть информация что три ливийских M-109 были захвачены израильтянами в конце войны. Одна из захваченных израильских самоходок демонстрировалась на выставке трофейной техники в Каире.
В ходе ирано-иракской войны неизвестное количество иранских САУ M109 было захвачено иракцами. В одной только операции «Сорок Звёзд» было захвачено 13 исправных иранских M109.
В ходе неудавшейся обороны Кувейта в 1990 году 16 из имеющихся 18 M109A1B были захвачены Ираком.
В июле 1991 года 7 американских САУ M109 было уничтожено во время пожара на базе Кэмп Доха в Кувейте.
В ходе авиаударов НАТО по Ливии в 2011 году некоторое количество ливийских самоходок M109 было уничтожено.
Эффективность против легкобронированной техники
Точных данных по эффективности 155-мм снарядов против БМП нет, однако можно основываться на тактико-технических характеристиках снарядов и легкобронированной техники а также на применении аналогичных орудий в других странах (152-мм российский снаряд). Также важен факт что САУ предназначено для уничтожения танков, бронирование которых значительно больше даже на крыше корпуса и башни, не говоря уже о лобовой части. Разрыв снаряда М109 «Паладин», в нескольких метрах от БМП-1 или БМП-2 приводит к тяжелым повреждениям, вплоть до уничтожения. Урон достигается, в первую очередь, за счёт пробивания корпуса БМП крупными осколками. Прямое попадание ведет к полному уничтожению машины с отрывом башни и пожаром внутри остатков корпуса. Аналогичные по мощности 152-мм снаряды советского и российского производства наносят почти такой же урон легкобронированной технике. В боевых действиях на Востоке Украины были случаи уничтожения БМП тяжелой артиллерией калибра 122-мм и 152-мм.
Двигатель и трансмиссия
Характеристики Suzuki M109R просто отличные, что позволяет мотоциклу достичь высокой скорости примерно до 225 километров в час. Мощность при этом равна 125 лошадиных сил. Байк может совершенно спокойно разогнаться до 100 километров за очень короткое время — всего 3,9 секунд.
Двигатель сам по себе очень мощный и снабжен охлаждением, что позволяет мотоциклу неизменно работать при максимальной нагрузке.
Топливо расходуется не совсем экономно, поэтому объема бака в 19,5 л хватит для того, чтобы проехать только 300 километров.
Коробка скоростей у мотоцикла пятиступенчатая и с продолжительными передачами. Передача осуществлена при помощи кардана, который отлично превозносит все параметры этого байка.
Минусы модели
Как и везде, существуют некоторые недостатки, поэтому с ними также нужно ознакомиться.
- мотоцикл слишком тяжелый;
- неэкономично расходуется топливо;
- при ударе мотоцикла могут пострадать детали из пластика;
- не совсем надежное сцепление;
- передняя вилка не обладает силой.
Несмотря на недостатки, мотоцикл очень популярен и достоин самых лучших отзывов. Стоит отметить, что на рынках многих стран первое место принадлежит именно этой модели. Он смог покорить сердца мотоциклистов своей выносливостью и быстрой ездой
Ведь самое важное для мотолюбителей – это скорость и безопасность, о которой позаботились производители Suzuki M109R
К тому же, модель отвечает многим требованиям и в целом прекрасно подходит людям, которые приобрели большой опыт в езде на таком транспортном средстве. Конечно, мотоциклисты, имеющие недостаточно практики, тоже смогут приобрести необходимые навыки и почувствовать ритм быстрой езды этого замечательного байка, но на это нужно определенное количество времени.
Конструкция
Корпус и вращающаяся башня самоходки М109 – из противопульной брони, выполненной на основе алюминиевых сплавов. Толщина листов – 32мм. Подвеска торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Моторно-трансмиссионное отделение находится в носовой части, смещено к правому борту.
Коробка передач «Аллисон» XTG-411 – гидромеханическая, четырёхступенчатая. Отделение управления с рабочим местом механика-водителя – у левого борта. В корме САУ расположено боевое отделение.
Первоначально М109 вооружали гаубицей М123 с относительно небольшой длиной ствола – 23 калибра. Внешне такие самоходки можно было опознать по очень короткому эжектору сразу за дульным тормозом. Боекомплект насчитывал 28 выстрелов раздельного картузного заряжания, нормальная скорострельность – всего выстрел в минуту, максимальная – до четырёх выстрелов в минуту.
Гаубицу наводили на цель при помощи чётырёхкратного оптического прицела и артиллерийской панорамы, для ведения огня с закрытых позиций также использовался квадрант. Максимальная дальность стрельбы из гаубицы составляла 14,6 км.
В экипаж М109 входили 6 человек – командир, механик-водитель, наводчик и его ассистент, а также два номера расчёта.
Дизайн
M109 был разработан подразделением наземных систем компании United Defense LP (ныне BAE Systems Land and Armaments ).
Вооружение
Открытый затвор гаубицы М109А5
- Основные: орудие M126 (или M126A1) 155-мм гаубица (M109), 155-мм гаубица M185 (A1 / A2 / A3 / A4) или 155-мм гаубица M284 (A5 / A6)
- Вспомогательные: пулемет M2 калибра .50 (12,7 мм) , 40-мм автоматический гранатомет Mk 19 Mod 3 , 7,62-мм пулемет M60 , пулемет M240 или пулемет L4
Гиперскоростной снаряд (HVP)
В январе 2016 года армия США провела испытания сверхскоростных снарядов, первоначально разработанных для использования электромагнитными рельсотронами ВМС США, и обнаружила, что они значительно увеличивают дальность стрельбы. Армия рассматривает возможность использования M109 Paladin для стрельбы из HVP для защиты от баллистических ракет , так как традиционные ракетные перехватчики дороги, а противоракетная оборона, используемая для точечной обороны, будет использовать артиллерию с гораздо более низкой стоимостью раунда. HVP может стрелять из обычной пушки на расстояние до 50 морских миль (58 миль; 93 км). Он весит 68 фунтов (31 кг) с летным корпусом 46 фунтов (21 кг), содержащим его наведение и боеголовку — менее мощный, но более маневренный для поражения небольших высокоскоростных целей. Для того, чтобы Паладин мог эффективно стрелять HVP, потребуются модификации, возможно, включая другое топливо для достижения более высоких скоростей, автоматизированные системы перезарядки, чтобы стрелять достаточно быстро, чтобы отразить залповые запуски, увеличенный срок службы ствола и новую систему управления огнем и сенсорную систему. Во время испытаний усовершенствованной системы управления боем (ПРО) ВВС 3 сентября 2020 года HVP, выпущенный из гаубицы Army Paladin, успешно перехватил беспилотник- мишень BQM-167, имитирующий крылатую ракету .
Успенский собор
Слухи о том, что Успенский собор во Владимире был построен на деньги тамплиеров, муссируются в околонаучной литературе давно. Основываются они на предположении о том, что Андрей Боголюбский участвовал во втором крестовом походе.
Достоверных сведений об этом нет, но раз их нет, то (по логике историков-ревизионистов) логично предположить, что что-то здесь нечисто, что-то скрывают. Предположение о близких отношениях владимирского князя и императора Фридриха основывается на одном упоминании в трудах Василия Татищева.
Историк писал, что германский император будто бы прислал к князю Андрею Боголюбскому неких мастеров для строительства Успенского собора: «Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго, с которым Андрей в дружбе был». Вот, собственно, и все «доказательства» того, что Успенский собор был построен с помощью тамплиеров.
Гипотеза эта не может быть состоятельной уже хотя бы по той причине, что в годы строительства собора тамплиеры были далеко не так богаты, как о них принято думать: орден только, что называется, «набирал обороты», а то, что при его строительстве были задействованы «гастарбайтеры» Фридриха, не такая редкая практика.
Программа FCS MGV
Следующая попытка создания новой самоходки была предпринята в рамках печально известной программы Future Combat Systems (FCS). Программа предусматривала разработку большого количества новых образцов техники разного назначения, пригодных для постановки на вооружение в обозримом будущем. В 2009 г. FCS остановили ввиду отсутствия реальных перспектив. Закрытие программы привело к отказу от нескольких новых проектов техники, в т.ч. 155-мм самоходной гаубицы.
Одна из опытных САУ XM1203
Одним из представителей нового семейства техники должна была стать САУ XM1203 NLOS Cannon. Предлагалось построить среднюю по массе авиатранспортабельную самоходку с орудием калибра 155 мм. Для ускорения разработки и получения максимальных характеристик планировалось широко использовать наработки по теме Crusader. Получившийся образец должен был оснащаться различной автоматикой и получать современную СУО.
В 2008 г. компания BAE Systems завершила разработку машины XM1203 и построила первый опытный образец. В течение нескольких месяцев после этого из сборочного цеха вышли еще несколько таких машин. Всего в испытаниях задействовали восемь самоходок-прототипов.
В ходе тестовых стрельб XM1203 подтвердили способность использования различных 155-мм снарядов и показали высокую надежность автоматики заряжания и управления огнем. Основные характеристики соответствовали заявленным, но требовались доводка и совершенствование конструкции. В средней перспективе САУ могла поступить на вооружение.
Однако в 2009 г. проект NLOS Cannon закрыли вместе со всей программой FCS. Общая программа создания техники оказалась слишком сложной и дорогой. Разработка перспективной САУ тоже не отличалась простотой и малой стоимостью. В итоге было принято решение остановить проектирование всех новых образцов.
Несмотря на все успехи, под сокращение попала и самоходка XM1203. Ненужные опытные машины отправили на хранение и на разборку. Место основной САУ армии США на неопределенное время осталось за M109A6 Paladin. Вскоре после закрытия программы FCS появился заказ на проведение очередной модернизации M109. Ее результатом стала нынешняя самоходная гаубица M109A7.
Задействованные структуры
В производстве M109 были задействованы следующие подрядчики:
- Частный сектор
Корпус, шасси, двигатель, моторно-трансмиссионная группа, сборочные узлы, запчасти, инженерно-техническое обслуживание — General Motors Corp., Индианаполис, Индиана;
-
- Разработка и испытания — Defense Systems Division, Уоррен, Мичиган;
- Корпус и шасси — Cadillac Motor Car Division, Кливленд, Огайо;
- Двигатель 8V71T — , Детройт, Мичиган;
- Моторно-трансмиссионная группа XTG-411-2A — Allison Engine Division, Индианаполис, Индиана;
- Корпус, шасси и башня — Chrysler Corp., Cleveland Army Tank-Automotive Plant, Кливленд, Огайо;
- Корпус, шасси и башня (усовершенствованные) — FMC Corp. → , Санта-Клара, Калифорния;
-
- Корпус и башня — Ground Systems Division, Сан-Хосе, Калифорния;
- Шасси — BMY Combat Systems Division, Йорк, Пенсильвания;
- Сборка — Paladin Production Division, Леттеркенни, Пенсильвания;
- Приборы — Honeywell Inc., Сент-Питерсберг, Флорида;
- Электроника — Sechan Electronics, Inc., Литиц, Пенсильвания;
- Средства связи — , Идайна, Миннесота;
- Гидравлический досылатель и запасные части механизма заряжания — Bauer Ordnance Co., Уоррен, Мичиган;
- Обрезиненные танковые траки — Goodyear Tire & Rubber Co., Акрон, Огайо; , Кливленд, Огайо
- Государственный сектор
- Орудие M185 — Уотервлитский арсенал, Уотервлит, Нью-Йорк;
- Станок M178 — Рок-Айлендский арсенал, Рок-Айленд, Иллинойс;
- Станок M127 — , Уотертаун, Массачусетс;
- Сборка (совместно с частным подрядчиком) — , Леттеркенни, Пенсильвания.
При каких степенях варикоцеле в армию не возьмут?
Военная служба с варикоцеле во многом зависит от степени заболевания.
- I степень — варикоз вен выявляется только пальпаторно при натуживании больного в вертикальном положении тела;
- II степень — визуально определяются расширенные вены, размеры и консистенция яичка не изменены;
- III степень — выраженная дилатация вен гроздевидного сплетения, уменьшение яичка и изменение его консистенции (канатик опускается ниже нижнего полюса атрофированного яичка, имеются постоянный болевой синдром, нарушение сперматогенеза, нарушается половая функция, протеинурия, гематурия).
Вопрос, берут ли в армию с варикоцеле, остается открытым. При первой степени заболевания призывник может рассчитывать на то, что скоро войдет в армейский строй и будет нести службу в армии. При наличии варикоцеле первой степени служба в армии не должна привести к ухудшению состояния, поэтому не считается противопоказанием.
Paladin PIM armament
The Paladin M109A7 artillery system is armed with a 155mm M284 cannon with an M182A1 gun mount and an automated loader. The 155mm artillery system can fire at a sustained rate of one round a minute whereas the maximum rate of fire is four rounds a minute. The system has a range of 22km with standard projectiles and 30km with rocket-assisted projectiles.
The Paladin self-propelled howitzer can also be equipped with fire precision munitions, including the Excalibur and the precision guidance kit.
“The self-propelled howitzer can also be equipped with fire precision munitions including the Excalibur and the precision guidance kit.”
M109A6 armament
The 39-calibre 155mm M284 cannon, which is fitted with an M182 gun mount, has a range of 24km using unassisted rounds or 30km using assisted rounds. The projectile loading can be carried out using the full-stroke hydraulic system or a semi-automatic loading system.
The M109A6 Paladin achieves a maximum firing rate of up to eight rounds a minute, or three rounds in 15 seconds, and a sustained firing rate of one round every three minutes. The gun is operated with an automatic fire control system with ballistic computer, fitted with an optical backup.
The vehicle’s inertial positioning and navigation system is integrated with the automatic fire control system.
A 12.7mm M2 machine gun is mounted on the right hand side of the turret.
US Army Paladins are being fitted with the Modular Artillery Charge Systems (MACS) to fire the Raytheon / Bofors XM982 Excalibur GPS / inertial navigation-guided extended-range 155mm projectiles. Excalibur has a maximum range of 40km and accuracy of better than 10m. First production rounds of Excalibur were delivered in September 2006.
Excalibur successfully completed a limited user test in March 2007. It was first fielded in Iraq in May 2007 and in Afghanistan in February 2008. The new Paladin digital fire control system (PDFCS) is also being fitted and storage capacity for ten Excalibur projectiles.
M109A7 orders and deliveries
The PIM prototype was unveiled in October 2007. BAE Systems was awarded the design and development contract for the Paladin PIM in May 2008.
The US Army plans to acquire 580 vehicle sets. Each set includes M109A7 Paladin SPH, along with the battlefield companion the M992A3 Carrier Ammunition Tracked (CAT).
BAE Systems received a one-year base contract from the US Army for M109A7 in October 2013. The company secured the first of the two optional year-long contracts, for producing additional 18 sets, in October 2014. The second $245.3m optional contract, for the production of an additional 30 sets, was awarded in October 2015.
In December 2017, the company received the third and the final contract, worth $413.7m, which marked the completion of the low-rate initial production (LRIP) and start of the full-rate production phase.
The company has the option to provide 60 sets a year for approximately three years during full-rate production. The US Army placed a $249m contract for 60 sets in December 2019.
Дальность стрельбы модернизированного САУ M109A7 Paladin достигнет 70 км
Министерство обороны США и компания BAE Systems заключили контракт на сумму в 45 миллионов долларов. По его условиям, в течение трёх лет производитель поставит первую партию компонентов для увеличения дальности стрельбы ствольной артиллерии (ERCA, Increment 1 Prototype).
Опытный образец САУ с новой башней и пушкой с длиной ствола в 58 калибров на испытаниях. Фото: thedrive.com
Речь идёт о комплекте для модернизации парка 155-мм САУ M109A7 Paladin. Первый этап комплекта ERCA включает два компонента – новый активно-реактивный снаряд XM1113 и модернизированное орудие XM907 с длиной ствола в 58 калибров (вместо имеющихся 39). С ним дальность стрельбы новым снарядом с метательным зарядом XM645 может достичь 70 километров. Также модернизированные «Паладины» получат новую систему связи, которая сможет работать в условиях отсутствия сигнала GPS, и полностью автоматизированную боеукладку.
Первый этап разработки осуществляется в сотрудничестве со специалистами Командования по развитию боевых возможностей (CCDC). В ходе работ САУ M109A7 пройдут капитальный ремонт и получат 58-калиберный ствол (длина – 9,1 метра) и новую казенную часть орудия. Представители BAE подчёркивают, что текущая модернизация позволит вдвое увеличить точность и дальность огня, используя ресурс имеющегося шасси. Параллельно, на модернизированных машинах будет испытана система PGK-AJ (Комплект точного наведения с возможностью защиты от помех), включающая навигационный блок и станцию наведения на основе активной фазированной активной решётки.
Демонстрация новых компонентов САУ. Автоматизированная боеукладка, которая привела к увеличению габаритов башни, может обеспечить скорострельность в 8-10 выстрелов в минуту Фото: secretprojects.co.uk
На данный момент специалисты BAE Systems занимаются подготовкой первой партии M109A7 для переоборудования. Работы над машинами будут проходить в исследовательской организации Пикатинни Арсенал.
Гаубица M109 поступила на вооружение армии США в 1963 году, а первым конфликтом с её участием стала Вьетнамская война. 36-тонная машина собрана из катаных листов алюминиевой брони, толщиной в 32 мм, что обуславливает защиту от стрелкового оружия. В 2012 году САУ прошла последнюю, на данный момент, масштабную модернизацию. M109A7 получила орудие с длиной ствола в 39 калибров, 675-сильный двигатель, цифровую СУО и полуавтоматическую систему заряжания. На вооружении армии США числится более 900 подобных машин, большинство из которых находятся на хранении.
Выстрел из опытной САУ с новым орудием
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Теги: Сухопутная техника BAE Systems Paladin Саудовская Аравия США
Предыдущая статья Спрятаться от заторов. Компания Илона Маска закончила рыть туннели в Лас-Вегасе
Следующая статья Истребитель F-35. «Мы всё должны делать в США»
Предоставлено SendPulse
Нравится 0
История создания САУ М109 «Палладин»
В начале 50-х годов прошлого столетия предприятия американского ВПК имели серьезный опыт в производстве самоходных артиллерийских орудий. В тот период основными самоходными установками армии США были 155-мм САУ М44 и 105-мм САУ М52, созданные на базе танка М41.
Однако усиление напряженности между НАТО и Варшавским договором, увеличение числа региональных конфликтов и твердая уверенность в том, что в будущей войне точно не обойдется без ядерного оружия, заставили военное руководство США санкционировать разработку нового САУ.
Старые машины не устраивали по многим причинам: угол обстрела у них был ограничен, машины обладали небольшим запасом хода, они имели значительную массу, что затрудняло их транспортировку воздухом.
В 1952 году началась разработка новой машины – Т195, оснащенной 110-мм орудием. Немного позднее на основе этой машины решили создать и 156-мм гаубицу. В 1956 году было принято решение считать стандартом для НАТО калибр 155 мм, именно под такое орудие и продолжилась разработка самоходки. В 1959 году был готов первый прототип Т196, его отправили на испытания.
В 1961 году началось изготовление опытной партии самоходок, а в 1963 году был подписан контракт на начало серийного производства машин. В том же году самоходка начала поступать в войска и получила нынешний индекс – М109.
Первоначально М109 выпускались на заводе компании Cadillac Motor Car Division, с 1970 года производство было перенесено компании Bowen McLaughlin-York (United Defense).
Удивительная долговечность машины в первую очередь обусловлена большим модернизационным потенциалом, который изначально был заложен в ней. Всего было изготовлено более десяти модификаций этой самоходки.
NATO’s universal mobile howitzer
The M109 was, is and will be probably for years still, the most prolific self-propelled howitzer outside the Soviet Union. Although its first drawings and specifications dates back from 1959, it was upgraded to such extent that it is still today in service, upgraded time and again and integrating the best technologies each era had to offer. It was sold to about 40 countries worldwide, including several NATO’s members. Its best equivalent in popularity was the Soviet 2S1-2S3 family. It also left a durable imprint on the genre, a standard upon which other SPHs were compared in the Western bloc. A veteran of Vietnam, it saw action in the Yom Kippur War, Iran-Iraq war, the gulf war and invasion of Iraq until 2014.
NATO’s universal mobile howitzer
The M109 was, is and will be probably for years still, the most prolific self-propelled howitzer outside the Soviet Union. Although its first drawings and specifications dates back from 1959, it was upgraded to such extent that it is still today in service, upgraded time and again and integrating the best technologies each era had to offer. It was sold to about 40 countries worldwide, including several NATO’s members. Its best equivalent in popularity was the Soviet 2S1-2S3 family. It also left a durable imprint on the genre, a standard upon which other SPHs were compared in the Western bloc. A veteran of Vietnam, it saw action in the Yom Kippur War, Iran-Iraq war, the gulf war and invasion of Iraq until 2014.
Hello dear reader! This article is in need of some care and attention and may contain errors or inaccuracies. If you spot anything out of place, please let us know! |
Модификации
M109A2 на бывшей бельгийской авиабазе Брассат (Brasschaat).
Внутри башни М109А7 во время стрельбы. Торунь, Польша. 15 мая 2019 года.
Прототип М109А7.
-
M109A1
M109A1 Hoveizeh — иранские M109A1.
— поступила на вооружение в 1973 году. Отличается увеличенной длиной ствола, усовершенствованными приводами наведения и усиленной подвеской. Возможно применение кассетных снарядов с донным газогенератором M864.
- M109A2 — поступила на вооружение в 1979 году. Изменена конструкция досылателя и противооткатных устройств. Боекомплект увеличен на 8 выстрелов.
-
M109A3 — модернизированный вариант M109A1. Заменён орудийный станок. Оборудована системой удаления воздуха из топливной системы, усовершенствованной приборной панелью механика-водителя, системами контроля состояния боеукладки, торсионных валов, тормоза отката и накатника. Максимальная дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом увеличена до 18 км, активно-реактивным — до 24 км.
- M109A3G — модернизированный вариант, разработанный в ФРГ в 1983 году и производившийся с 1985 года. Отличается новым орудием со стволом от буксируемой гаубицы FH70 Rheinmetall, более совершенными противооткатными устройствами, новым клиновым затвором и введённым в боекомплект усиленным боевым зарядом (что позволило увеличить дальность стрельбы с 14,6 до 18 км и скорострельность — с 4 до 6 выстрелов в минуту). За счёт изменённой укладки боеприпасов количество выстрелов было увеличено с 28 до 34. Также на боевой машине были установлены новые, западногерманские прицелы и приборы наблюдения, средства связи, гусеницы, 7,62-мм зенитный пулемёт MG.3 и дымовые гранатомёты.
- M109A3GN — модернизированный вариант, разработанный в 1988 году и произведённый в 1988—1990 для M109, состоявших на вооружении армии Норвегии. Установлены новые стволы производства компании «Рейнметалл», что позволило увеличить дальность стрельбы. Заказ общей стоимостью 118 млн норвежских крон выполнен компанией «NFT».
- M109A4 — установлена система защиты от оружия массового поражения. Усовершенствованы механизмы горизонтального наведения орудия, внесены изменения в силовую установку.
- M109A5 — установлено новое орудие M284 (длина ствола 39 клб) на орудийном станке M182. Максимальная дальность стрельбы увеличена до 30 км. По требованию заказчика могут устанавливаться система GPS и автоматизированная система управления огнём.
- M109A6 Paladin — модификация разработана в рамках программы HIP, производство начато в 1990 году. Принята на вооружение в 1992 году. Установлена новая башня с улучшенной броневой защитой и внутренней обшивкой из кевлара. Орудие — M284 на станке M182A1. Оборудована новой радиостанцией, автоматизированной системой управления огнём (программно реализована на языке программирования приложений высокой надёжности Ada, среда разработки Aonix Object Ada, объединяет ИНС, датчики оружия, высоты и цифровую криптостойкую систему передачи данных, основанную на быстрой перестройке частоты, для противодействия РЭБ противника — СУО шлет на КП батареи (FDC — fire direction center) или батальона точные данные местоположения и высоты), бортовым баллистическим вычислителем и навигационной системой, обеспечивающими автоматическое наведение орудия, приёмником космической радионавигационной системой NAVSTAR. Все это позволяет вести огонь с короткой остановки (уже через 30 сек — с равной точностью предыдущим выстрелам). Это же позволяет применять тактику парной (а не батарейной) стрельбы, которая повышает выживаемость при контрбатарейной борьбе или атаке с воздуха. Были улучшены внутренние отсеки хранения выстрелов и амуниции (повышена их безопасность и емкость — с 36 до 39 выстрелов).
- М109А7 (бывший M109A6 PIM) 2012 год — модернизированный вариант M109A6 «Паладин». Модернизированная САУ оснащена цифровой системой управления огнём и усовершенствованной полуавтоматической системой заряжания. Также гидравлические системы управления орудия были заменены на электрический привод, что позволило увеличить боекомплект. Орудие представляет собой 155-мм M284 на станке M182A1. В САУ установлен автомат заряжания. Базовое шасси было заменено на улучшенное с элементами подвески и трансмиссией HMPT-800 от M2 «Брэдли». Масса выросла до 36 288 кг, при возможности наращивания до 50 т (при необходимости навешивания дополнительной брони). Вместо дизельного двигателя «Детройт Дизель» мощностью 440 л. с. на САУ установлен двигатель БМП M2 «Брэдли» («Камминс» V903 мощностью 675 л. с.). САУ обладает компьютерной системой слежения исправности оборудования установки.
- M109L — модернизированный вариант, производившийся в Италии.