152-мм гаубица д-20
Содержание:
- Организация и трудоустройство
- Описание
- Примечания[править | править код]
- Характеристики и свойства боеприпасов
- Примечания
- Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б
- Ирак и Сирия: земля войны
- 152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)
- Стандарты
- Применение и модернизация
- Модификации и варианты 152-мм пушки-гаубицы Д-20
- Модификации[править | править код]
- Конструкция и принцип действия
- Оценка проекта
Организация и трудоустройство
ML-20 в Познанской цитадели, Польша.
ML-20 в артиллерийском музее Хямеэнлинна, Финляндия.
ML-20 в артиллерийском музее Хямеэнлинна, Финляндия.
ML-20 в музее Батей ха-Осеф, Израиль.
Красная армия
МЛ-20 изначально предназначался для корпусной артиллерии. Вместе со 122-мм пушкой А-19 он составлял так называемый «корпусный дуплекс». В 1940-41 гг. Было три типа корпусных артиллерийских полков :
- С двумя дивизионами МЛ-20 и одним из орудий А-19 или 107-мм (всего 24 МЛ-20).
- С двумя дивизионами МЛ-20 и двумя орудиями А-19 или 107-мм (всего 24 МЛ-20).
- С тремя дивизионами МЛ-20 (всего 36 МЛ-20).
Вскоре после начала операции «Барбаросса» корпусная артиллерия была ликвидирована (как и сами стрелковые корпуса). Его восстановили позже, во время войны. Новые корпусные артиллерийские полки предполагалось вооружить 122-мм орудиями или 152-мм гаубицами, но в некоторых воспоминаниях упоминается, что применялась и МЛ-20.
С 1943 года орудие использовалось в артиллерийских полках армий . Таких полков насчитывалось 18 МЛ-20. Гвардейские армии с начала 1945 года имели артиллерийские бригады по 36 МЛ-20.
Также МЛ-20 использовались артиллерийскими полками (24 шт.) И бригадами (36 шт.) Резерва Главного командования.
В основном он использовался для огня с закрытых позиций по живой силе противника, его укреплениям и ключевым объектам в ближнем тылу. Тяжелые осколки снаряда OF-540 HE-Fragmentation были способны пробивать броню толщиной до 20–30 мм, что делало заградительный огонь опасным для малобронированной техники и, в некоторой степени, для более тяжелой бронированной техники, поскольку осколки могли повредить шасси, прицел или другое элементы; иногда близкий взрыв приводил к повреждению внутри транспортного средства, даже если броня оставалась неповрежденной. Прямое попадание снаряда часто приводило к отрыву башни среднего танка или заклиниванию ее у тяжелого танка.
Первое боевое применение МЛ-20 было в битве на Халхин-Голе в ограниченном количестве. Он также участвовал в боях Зимней войны против укреплений линии Маннергейма . Пистолет продолжали использоваться на протяжении всей Второй мировой войны.
Прекрасные характеристики орудия, в том числе надежность и простота обслуживания, позволили ему долгое время оставаться на вооружении Советской Армии после войны.
Другие операторы
На раннем этапе немецкого вторжения в Советский Союз сотни МЛ-20 были захвачены вермахтом . Пушка была принята на вооружение немцев как 15,2 cm KH.433 / 1 (r) . С февраля 1943 года немцы производили боеприпасы для орудия.
Финская армия захватила 37 орудий типа в 1941-44 и получила дополнительные 27 из Германии. Эти орудия были приняты на вооружение как 152 H 37 . Ряд стволов соединили с лафетами А-19 и получили 152 Н 37-31 . Хотя пушка в целом понравилась, финская армия не имела достаточного количества тягачей, подходящих для буксировки такой массивной орудия. В результате часть орудий была передана береговой артиллерии . Две штуки были захвачены Красной Армией. Некоторые из этих орудий были модернизированы в 1988 году и по состоянию на 2004 год остаются в резерве как 152 H 88-37 . (все 152 серии H 88 снимаются с 2007 года).
После войны ML-20 широко экспортировался в страны- союзники по Варшавскому договору, а также во многие государства Азии и Африки (в некоторых из этих государств оружие до сих пор остается на вооружении). Он был принят Египтом и Сирией и участвовал в арабо-израильском конфликте . В 2002 году в телевизионном документальном фильме был показан ML-20, использованный силами Северного Альянса Афганистана против боевиков Талибана ; Вполне вероятно, что изначально это оружие было поставлено режиму Наджибуллы .
Описание
Чтобы понять, почему представленное оборудование пользуется таким спросом, нужно рассмотреть техническое описание двигателя УТД-20. Этот мотор славится своей надежностью. В его конструкции предусмотрено жидкостное охлаждение. Впрыск топлива производится непосредственно. При этом представленный агрегат прост в эксплуатации. Он отличается длительным сроком эксплуатации. Еще одним достоинством является неприхотливость к топливу, на котором может работать система.
Применение на коленчатом валу подшипников качения вместо подшипников скольжения является отличительной особенностью представленного агрегата. Это техническое решение позволило упростить процесс эксплуатации мотора. Он стал надежнее.
Рассматривая характеристики двигателя УТД-20, следует отметить, что представленный силовой агрегат имеет рабочий объем 15,9 л. Это наделяет дизельную установку замечательными тяговыми качествами. Поэтому мотор применяли на танковой технике и устанавливают и сейчас на грузовых автомобилях. С минимальными изменениями этот двигатель устанавливали на КамАЗе и прочей специальной автотехнике. Рассматривая ТУ на сборку двигателей УТД-20, а также рекомендации относительно проведения его ремонта, можно отметить простоту этого процесса.
Особенностью представленного мотора также является отсутствие системы слива дизтоплива. У него нет обратки, которая применяется в большинстве силовых агрегатов подобного типа. Недостатком системы является отсутствие пусковой системы в зимний период. Это усложняет процесс эксплуатации транспортного средства. В это время могут возникать проблемы, связанные с замерзанием дизтоплива. В последующей модификации мотора 20С1 подобная система уже была предусмотрена. Это позволило эксплуатировать мотор при температуре до -20°С. Здесь конструкторы предусмотрели наличие бесфорсуночного факельного подогрева входящего потока воздуха.
Так как мотор изготовлен из качественного металлического сплава, он может применяться в условиях повышенных нагрузок. Двигатель является устойчивым к перегреву.
Примечания[править | править код]
- ↑ Janes Armour and Artillery 2003—2004
- ↑ . ОАО «Мотовилихинские заводы». Дата обращения: 10 мая 2012.
- . Lenta.ru (15 января 2015). Дата обращения: 7 декабря 2015.
- . Вестник ПВО. Дата обращения: 7 декабря 2015.
- . Lenta.ru (11 января 2014). Дата обращения: 15 декабря 2015.
- . Газета.Ru (2 апреля 2016). Дата обращения: 26 апреля 2016.
- . ОБСЕ (17 мая 2016). Дата обращения: 20 мая 2016.
- . ОБСЕ (16 мая 2016). Дата обращения: 20 мая 2016.
- The Military Balance 2017. — P. 201.
- The Military Balance 2017. — P. 495.
- Jane’s Armour and Artillery 2002—2003 / edited by Christopher F. Foss. — 23th edition. — Jane’s Information Group, 2002. — 952 p. — ISBN 978-0710624253.
- The Military Balance 2017. — P. 199.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 178. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- The Military Balance 2017. — P. 97.
- The Military Balance 2017. — P. 124.
- The Military Balance 2017. — P. 339.
- The Military Balance 2017. — P. 381.
- The Military Balance 2017. — P. 377.
- The Military Balance 2017. — P. 280.
- The Military Balance 2018. — P. 455.
- The Military Balance 2017. — P. 209.
- The Military Balance 2017. — P. 464.
- The Military Balance 2017. — P. 405.
- The Military Balance 2017. — P. 226.
- The Military Balance 2017. — P. 228.
- The Military Balance 2017. — P. 330.
- The Military Balance 2017. — P. 563.
- The Military Balance 1991-1992. — P. 83.
- The Military Balance 2004-2005. — P. 149.
- The Military Balance 2010. — P. 178.
- The Military Balance 2010. — P. 179.
- The Military Balance 2010. — P. 277.
- The Military Balance 2007. — P. 319.
- The Military Balance 1991-1992. — P. 168.
- The Military Balance 2004-2005. — P. 82.
- The Military Balance 1991-1992. — P. 91.
- The Military Balance 1991-1992. — P. 92.
- The Military Balance 2010. — P. 157.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 190. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- The Military Balance 2007. — P. 172.
- The Military Balance 2004-2005. — P. 87.
- The Military Balance 2010. — P. 124.
- Рузаев С.В. Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2017. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.
- . Hərbi Qənimətlər Parkı. Дата обращения: 17 апреля 2021.
Характеристики и свойства боеприпасов
Основные 152,4-мм гаубичные снаряды (для гаубиц М-10 и Д-1): 1 — осколочно-фугасная стальная граната 53-ОФ-530, 2 — осколочная граната сталистого чугуна 53-О-530, 3 — бетонобойный снаряд 53-Г-530
Д-1 могла стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов, за исключением мортирной фугасной гранаты 53-Ф-521, стрельба которой из гаубиц М-10, Д-1 и гаубицы-пушки МЛ-20, была категорически запрещена.
При установке взрывателя осколочно-фугасной гаубичной гранаты ОФ-530 на осколочное действие её осколки разлетаются на площади 2100 м²: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве гранаты в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м.
Кумулятивный снаряд 53-БП-540 пробивал под углом 90° — 250 мм, 60° — 220 мм, 30° — 120 мм; в ходе Великой Отечественной войны не применялся.
Бетонобойный снаряд 53-Г-530 с начальной скоростью 457 м/с на первом заряде проникал в удалённую на 1 км железобетонную стенку при попадании по нормали (окончательная скорость 398 м/с) на 80 см и разрывался внутри неё, обеспечивая пробитие 114 см железобетона.
Для стрельбы из гаубицы предусматривалось 8 видов метательных зарядов. Для осколочных, осколочно-фугасных и бетонобойных снарядов предназначались 7 зарядов, получаемых из полного заряда 54-Ж-536 последовательным удалением равновесных пучков пороха. Таким образом в порядке убывания мощности получались первый, второй, третий, четвёртый, пятый и шестой заряды. Для стрельбы кумулятивным снарядом 53-БП-540 предназначался «специальный» заряд.
К концу 1950-х годов из боекомплекта гаубицы Д-1 были изъяты все снаряды старых типов, и в нём остались только осколочная граната 53-О-530, осколочно-фугасная граната 53-ОФ-530, кумулятивный снаряд 53-БП-540 и бетонобойные снаряды 53-Г-530 и 53-Г-530Ш
Номенклатура боеприпасов | |||||||
Индекс выстрела | Индекс снаряда | Индекс заряда | Масса снаряда, кг | Масса /, кг | Масса выстрела, кг | Начальная скорость снаряда,м/с | Максимальная дальность стрельбы, км |
Кумулятивные | |||||||
3ВБП1 | 53-БП-540 | 4Ж5 | 27,67 | 5,6 | 36 | 560 | 3 |
Бронебойные | |||||||
53-ВФ-536М | А3-ПБ-35 | 54-Ж-536М | 51,07 | 3,15 | 432 | 5 | |
Бетонобойные | |||||||
53-ВГ-534 | 53-Г-530 | 54-Ж-534 | 40 | 5,1 | 405 | 10,14 | |
53-ВГ-536 | 53-Г-530 | 54-Ж-536 | 40 | 5,1 | 48 | 457 | 11,2 |
53-ВГ-536 | 53-Г-530Ш | 54-Ж-536/4Ж13 | 40 | 4,9 | 48 | 508 | 12,33 |
Осколочные | |||||||
53-ВО-534А | 53-О-530А | 54-Ж-534 | 40 | 5,31 | 405 | 10,14 | |
53-ВО-536А | 53-О-530А | 54-Ж-536/4Ж13 | 40 | 5,31 | 48 | 508 | 12,39 |
Осколочно-фугасные | |||||||
53-ВОФ-534 | 53-ОФ-530 | 54-Ж-534 | 40 | 5,83 | 405 | 10,14 | |
53-ВОФ-536 | 53-ОФ-530 | 54-Ж-536/4Ж13 | 40 | 5,83 | 48 | 508 | 12,39 |
53-ВОФ-536Р | 53-ОФ-530Р | 54-Ж-536/4Ж13 | 40 | 5,43 | 48 | 508 | 12,39 |
3ВОФ13 | 3ОФ9 | 4Ж13 | 40 | 5,43 | 48 | 508 | 12,39 |
3ВОФ101 | 3ОФ66 | 40,85 | 7,8 | 13,7 | |||
Фугасные | |||||||
53-Ф-531 | 44,91 | 5,7 | |||||
53-ВФ-534 | 53-Ф-533 | 54-Ж-534 | 40,41 | 8,0 | |||
53-ВФ-534К | 53-Ф-533К | 54-Ж-534 | 40,68 | 7,3 | |||
53-ВФ-534Н | 53-Ф-533Н | 54-Ж-534 | 41 | 7,3 | |||
53-ВФ-534У | 53-Ф-533У | 54-Ж-534 | 40,8 | 8,8 | |||
53-ВФ-534Ф | 53-Ф-533Ф | 54-Ж-534 | 41,1 | 3,9 | |||
Шрапнельные | |||||||
53-ВШ-534 | 53-Ш-501 | 54-Ж-534 | 41,16/41,83 | 0,5 | |||
53-ВШ-534Т | 53-Ш-501Т | 54-Ж-534 | 41,16 | 0,5 | |||
Осветительные | |||||||
3ВС4 | 3С1 | 4Ж13 | 40,2 | — | 48,7 | 654 | |
Химические | |||||||
53-ХС-530 | 54-Ж-536/4Ж13 | 38,8 | 508 | 12,39 | |||
53-ХС-530Д | 42,5 | 5,4 | |||||
53-ХН-530 | 54-Ж-536/4Ж13 | 39,1 | 508 | 12,39 | |||
3Х3 | 40 | 2,873 | |||||
3Х3-35 | 40 | 2,82 |
Примечания
- ↑ 123 Janes Armour and Artillery 2003—2004
- ↑ 1234 В музее «Мотовилихи» началось пополнение площадки с военной техникой (рус.). ОАО «Мотовилихинские заводы». Дата обращения: 10 мая 2012.
- Болгария подарила Ираку гаубицы для борьбы с ИГ (неопр.) . Lenta.ru (15 января 2015). Дата обращения: 7 декабря 2015.
- Военная техника в Чечне (1999-2000) (неопр.) . Вестник ПВО. Дата обращения: 7 декабря 2015.
- «Наследники шаха Исмаила». Армии стран бывшего СССР: Азербайджан (неопр.) . Lenta.ru (11 января 2014). Дата обращения: 15 декабря 2015.
- Карабах вспыхнул снова (неопр.) . Газета.Ru (2 апреля 2016). Дата обращения: 26 апреля 2021.
- Отчёт СММ ОБСЕ на Украине за 16 мая 2021 года (неопр.) . ОБСЕ (17 мая 2016). Дата обращения: 20 мая 2021.
- Отчёт СММ ОБСЕ на Украине за 15 мая 2021 года (неопр.) . ОБСЕ (16 мая 2016). Дата обращения: 20 мая 2021.
- The Military Balance 2021. — P. 201.
- The Military Balance 2021. — P. 495.
- Jane’s Armour and Artillery 2002—2003 / edited by Christopher F. Foss. — 23th edition. — Jane’s Information Group, 2002. — 952 p. — ISBN 978-0710624253.
- The Military Balance 2021. — P. 199.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2021 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2021. — С. 178. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- The Military Balance 2021. — P. 97.
- The Military Balance 2021. — P. 124.
- The Military Balance 2021. — P. 339.
- The Military Balance 2021. — P. 381.
- The Military Balance 2021. — P. 377.
- The Military Balance 2021. — P. 280.
- The Military Balance 2021. — P. 455.
- The Military Balance 2021. — P. 209.
- The Military Balance 2021. — P. 464.
- Форпост с вопросами | Еженедельник «Военно-промышленный курьер»
- The Military Balance 2021. — P. 405.
- The Military Balance 2021. — P. 226.
- The Military Balance 2021. — P. 228.
- The Military Balance 2021. — P. 330.
- The Military Balance 2021. — P. 563.
- The Military Balance 1991-1992. — P. 83.
- The Military Balance 2004-2005. — P. 149.
- The Military Balance 2010. — P. 178.
- The Military Balance 2010. — P. 179.
- The Military Balance 2010. — P. 277.
- The Military Balance 2007. — P. 319.
- The Military Balance 1991-1992. — P. 168.
- The Military Balance 2004-2005. — P. 82.
- The Military Balance 1991-1992. — P. 91.
- The Military Balance 1991-1992. — P. 92.
- The Military Balance 2010. — P. 157.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2021 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2021. — С. 190. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- The Military Balance 2007. — P. 172.
- The Military Balance 2004-2005. — P. 87.
- The Military Balance 2010. — P. 124.
- Рузаев С.В. Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2021. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.
Тактико-технические характеристики гаубицы Мста-Б
— Принят на вооружение: 1987 — Разработан: с 1976 по 1986 — Производитель: Мотовилихинские заводы — Всего выпущено: более 1200
Боевой расчет: 8 человек
Калибр, мм: 152
Дальность стрельбы Мста-Б
— Максимальная дальность стрельбы, км: ОФС — 24,7; ОФС с газогенератором — 28,5 — Минимальная дальность стрельбы, км: 6,5
Скорострельность Мста-Б
— Максимальная скорострельность, выстрел/мин: 7
— Начальная скорость ОФС при температуре заряда 15°С, м\с: 810 — Давление в УМ при угле возвышения ствола 0° Мпа (кгс/см2): 9,5±0,5 (95±5) — Угол возвышения, град.: −30…+70 — Угол горизонтального наведения, град.: −28…+28 — Кучность стрельбы: По дальности, Вд/Х мак: 1/363. По боку, Вб, м: 11
Вес Мста-Б
— Масса ОФС, кг: 43,56 — Масса заряда (дальнобойного) кг: 12,05 — Масса гаубицы в походном положении кг: 7000 — Масса ствола кг: 2599 — Масса дульного тормоза кг: 170
Размеры Мста-Б
— Длина гаубицы в походном положении мм: 12700 — Ширина гаубицы: 2500 — Высота гаубицы: 2950 — Дорожный просвет мм: 400 — Ширина колеи мм: 2150 — Длина ствола с дульным тормозом мм: 8130 — Длина направляющей части канала ствола мм: 6184 — Число нарезов: 48
— Высота линии огня мм: 1330 — Предельная длина отката на дальнобойном заряде мм: 1000 — Количество жидкости в тормозе отката, л: 17,5 — Количество жидкости в кожухе люльки, л: 10,5 — Количество жидкости в накатнике Мпа (кгс/см2): 5,5±0,25 (55±2,5) — Количество жидкости в мультипликаторах накатника л: 1,0
— Время перевода гаубицы из походного положения в боевое, мин: 2—2,5 — Скорость буксирования по грунтовым дорогам км/ч: 60
Ирак и Сирия: земля войны
Было бы наивным полагать, что возможностью сделать разнообразные колёсные САУ не воспользуются правительственные и террористические силы в Сирии и Ираке. Подобную импровизированную установку, например, использует федеральная полиция Ирака.
Д-30 на базе грузовика. Всё предельно просто, и орудие можно спрятать под тент, не выдавая до времени передвижение батареи недоброму наблюдателю
Но не всякая база подходит для такого мощного орудия, как гаубица. Из-за сильной отдачи попасть в цель из раскачивающегося коммерческого грузовика будет очень сложно, да и рама такой машины переживёт не слишком много выстрелов. Впрочем, террористам главное жахнуть в сторону противника.
Упарываются подобным образом и правительственные войска Асада, поставив гаубицу на шасси внедорожного пикапа GMC. Интересно, на много ли выстрелов хватит несчастной машины?
Инженеры» запрещённого в РФ ИГИЛ попросту водрузили на грузовой тягач гаубицу, даже не снимая колёс. Подъехать, пострелять и убежать. Вот и вся тактика.
Во всемирной автолафетизации не отстают даже жестокие террористы из нигерийскогоБоко Харам». Тут уже никакой брони — максимальная открытость всем ветрам и ласковому африканскому солнышку. Судя по тому, что орудие стоит на жёсткой сцепке, конструкцию используют как тачанку. Подлетел, развернулся, пальнул прямой наводкой — и смылся.
152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1)
152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1, Индекс ГАУ — 52-Г-536А) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1943 по 1949 гг.
, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.
Принятие на вооружение в 1943 году мобильной и мощной гаубицы Д-1 повысило возможности танковых и моторизованных частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) по прорыву заранее и хорошо укреплённых оборонительных полос и районов противника.
История создания
В 1941 году по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 года (М-10). По мнению известного российского историка М. Свирина в их числе были: Дефицит мощных тягачей, способных эффективно осуществлять буксировку М-10; Высокая металлоёмкость и сложность в производстве лафета; Сложность ремонта и обслуживания орудия;
Занятость заводов №№ 9 и 172 мобилизационными заданиями по массовому производству других орудий — гаубиц М-30 и гаубиц-пушек МЛ-20, потеря завода № 352; в результате М-10 стало негде выпускать.
Одной из причин прекращения производства М-10 могло стать также упразднение в 1941 году корпусного звена в РККА (большинство стрелковых корпусов было расформировано в августе-сентябре 1941 года) и, как следствие, корпусной артиллерии.
Однако в том же году в СССР начали вновь формироваться стрелковые корпуса и, соответственно, корпусный уровень организационно-штатной структуры артиллерии был введён повторно. Для корпусной артиллерии превосходная гаубица-пушка МЛ-20 не подходила из-за большой массы (т. е.
низкой мобильности и достаточно высокой стоимости), а дивизионная 122-мм гаубица М-30 — из-за недостаточной огневой мощи.
Поэтому в конце 1942 года КБ известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30).
В начале 1943 года Ф. Ф. Петров известил народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова о новом проекте. 13 апреля 1943 года Д. Ф. Устинов сообщил Ф. Ф. Петрову о решении Государственного Комитета Обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний.
5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение.
Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.». Серийное производство было начато через полтора месяца.
ПРОИЗВОДСТВО
Производство Д-1, шт. Год 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 Итого Изготовлено, шт. 84 258 715 1050 240 240 240 2827 Номенклатура боеприпасов Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м Калиберные бронебойные снаряды Морской полубронебойный обр. 1915/28 г.
51,07 3,2 ? ? Кумулятивные снаряды Кумулятивный 53-БП-540 27,44 ? 560 3000 Бетонобойные снаряды Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжён тротилом методом шнекования) 53-Г-530 (53-Г-530Ш) 40,0 5,1 508 (полный заряд) 12400 Осколочно-фугасные снаряды Стальная дальнобойная граната 53-ОФ-530 40,0 5,47-6,86 508 (полный заряд) 12400 Сталистого чугуна осколочная дальнобойная граната 53-О-530А 40,0 5,66 508 (полный заряд) 12400 Старая граната 53-Ф-533 40,41 8,0 ? ? Старая граната 53-Ф-533К 40,68 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533Н 41,0 7,3 ? ? Старая граната 53-Ф-533У 40,8 8,8 ? ? Сталистого чугуна старая французская граната 53-Ф-534Ф 41,1 3,9 ? ? Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. 53-Ф-521 41,7 7,7 ? ? Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса 53-Ф-531 44,91 5,7 ? ? Шрапнель Шрапнель с трубкой 45 сек. 53-Ш-501 41,16-41,83 0,5 (680—690 пуль) ? ? Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-501Т 41,16 0,5 (680—690 пуль) ? ? Осветительные снаряды Осветительный парашютный, время горения 40 сек. 3С1 40,2 ? ? ? Химические снаряды Химический гаубичный 53-ХС-530 38,8 ? ? ? Химический гаубичный 53-ХН-530 39,1 ? ? ?
Химический (принят на вооружение после Великой Отечественной войны) 3Х3 ? ? ? ?
Стандарты
Название | Код | Стандарты |
Сортовой и фасонный прокат | В52 | ГОСТ 13616-97, ГОСТ 13617-97, ГОСТ 13618-97, ГОСТ 13619-97, ГОСТ 13620-90, ГОСТ 13621-90, ГОСТ 13622-91, ГОСТ 13623-90, ГОСТ 13624-90, ГОСТ 13737-90, ГОСТ 13738-91, ГОСТ 17575-90, ГОСТ 17576-97, ГОСТ 29296-92, ГОСТ 29303-92, ГОСТ Р 50066-92, ГОСТ Р 50067-92, ГОСТ Р 50077-92, ОСТ 1 92093-83, ОСТ 1 92041-90, ОСТ 1 92069-77, ОСТ 1 90113-86 |
Листы и полосы | В53 | ГОСТ 17232-99, ОСТ 1 90246-77, ОСТ 1 90166-75, TУ 1-2-34-76, TУ 1-804-473-2009 |
Цветные металлы, включая редкие, и их сплавы | В51 | ОСТ 1 90048-90 |
Обработка металлов давлением. Поковки | В03 | ОСТ 1 90073-85 |
Прутки | В55 | ОСТ 1 90395-91, TУ 1-9-814-81 |
Трубы из цветных металлов и сплавов | В64 | ОСТ 1 92048-90, ОСТ 1 92048-76, TУ 1-4-163-89 |
Ленты | В54 | ОСТ 1-92006-79 |
Сварка и резка металлов. Пайка, клепка | В05 | TУ 1-9-210-81 |
Применение и модернизация
Самым востребованным в серии представленных моторов стала 6-цилиндровая модификация. Она нашла применение в боевой пехотной технике в машинах БМП-2 и БМП 1. Двигатель УТД-20 производился массово на заводах Чехословакии, в Барнауле и Токмаке.
Десятицилиндровый дизельный четырехтактник был установлен на автомобиле пехоты БМП-3. Исследования в области разработки представленных моторов привели к появлению многоцелевых высокоскоростных двигателей. Их мощность варьировалась в диапазоне 74-965 кВт. Эти вариации предназначены для установки в коммерческих автотранспортных средствах. Также их можно устанавливать в броневики. Они соответствуют ряду требований.
Производство многоцелевых разновидностей УТД имеет значительные перспективы, так как изготовление вооружения в современных условиях сокращается. На БТР требовалось сократить пространство. Поэтому дизельные моторы начали отходить на второй план. Научные изыскания проводились в области газотурбинного мотора. В военной технике он вытеснил дизельные УТД.
Разработка газотурбинных двигателей стали активно развиваться также благодаря большому опыту в создании подобного оборудования для авиации. Также конкретные успехи в танковой отрасли привели к развитию этого направления. Удалось решить такую проблему, как торможение при помощи двигателя, работы мотора в условиях высокой запыленности и т. д.
Газотурбинные моторы вытеснили двигатель УТД-20 по причине меньших габаритов. Также они, по сравнению с дизелями, не нуждаются в громоздкой охладительной системе, проще запускаются. По показателям мощности новая разновидность моторов также превосходит газотурбинные двигатели. При этом последние более дорогостоящие. Поэтому сегодня дизельные моторы УТД с некоторыми доработками устанавливают на грузовую и тяжелую спецтехнику. Отличаясь высокой надежностью, такие двигатели завоевали популярность и признание среди автовладельцев.
Модификации и варианты 152-мм пушки-гаубицы Д-20
- Д-22 (Россия) — Орудие для САУ 2С3 «Акация».
- Тип 66 (Китай) — лицензионный китайский вариант Д-20.
- Д-20М «Хитин» (Россия) — модернизированный вариант с автоматическим досылателем, увеличивающим скорострельность до 7-8 выстр./мин. Модификация ориентирована на экспорт.
- Тип 83 (Китай) — китайский вариант САУ 2С3 «Акация», с орудием Тип 66.
- A411 (Румыния) — 152-мм буксируемая пушка-гаубица M1981 копирующая Д-20, но использующая собственные 152-мм боеприпасы, которые (при длине ствола в 20,5 калибров) имеют максимальную дальность в 17,2 км.
Выстрел из 152-мм пушки-гаубицы Д-20
Модификации[править | править код]
Д-20 находится на вооружении, по крайней мере в 13 государствах и производилась по лицензии в КНР, как Тип 66 (или модернизированный вариант Тип 66-1). САУ на её базе известная, как Тип 83, была впервые представлена в середине 1980-х годов. Югославия также изготавливала пушку-гаубицу М84 NORA-A разработанную на базе Д-20, а Сербия спроектировала на основе 155-мм модификации М84 NORA-A САУ Nora B-52 на четырёхосном колёсном шасси FAP-2632.
Россияправить | править код
Д-20М «Хитин» (Индекс ГАУ — 52-П-546М) — модернизированный вариант, оснащённый автоматическим досылателем, увеличивающим скорострельность до 7—8 выстр./мин. Модернизация выполнена ЦКБ «Титан». Предлагается на экспорт.
КНРправить | править код
-
Тип 66 (англ.)русск. — китайский вариант Д-20 производимый по лицензии. Модернизированный вариант известен, как тип 66-1.
Тип 83 — самоходная артиллерийская установка созданная на основе артчасти от гаубицы тип 66, по конструкции идентична САУ 2С3 «Акация».
Румынияправить | править код
A411 — гаубица разработана Arsenal Armatei, в основном подобна Д-20. Данный вариант использует собственные 152-мм боеприпасы, которые (при длине ствола в 20,5 калибров) имеют максимальную дальность в 17,2 км (24 км со снарядом ОФ-550). В румынской армии A411 известна как 152-мм буксируемая пушка-гаубица M1981 (рум. Tun/Obuzier calibrul 152-mm tractat M1981).
Также, Румыния изготавливала 130-мм пушку A412 (на базе артчасти 130-мм китайского варианта пушки Д-74 тип 59-1) известную под обозначением M1982 (или M82) и 152-мм гаубицу A425 (по китайским технологиям) известную под обозначением M1985 (или M85), в которых применялся лафет от дуплекса Д-74/Д-20.
Конструкция и принцип действия
Автоматика пушки основана на принципе использования энергии пороховых газов. При выстреле пороховые газы, проходя через канал ствола, проходят в газоотводную трубку, толкая шток затворной рамы, а она в свою очередь, передает энергию на работу механизмов пушки:
- Отпирается ствол, затворная рама откатывается назад под действием пороховых газов, одновременно сдергивается и удаляется гильза из патронника, взводится спусковой механизм. Проворачивается барабан. Сжимается возвратная пружина и буферы.
- В это же время гребенчатый барабан захватывает новый патрон с лентой, проворачивается, сдвигая рант патрона по спиральной канавке, приближая его к патроннику, и постепенно вытягивая его из ленты. Звено ленты выбрасывается из механизмов.
- Затвор, откатившись назад, под действием буферов и возвратной пружины начинает движение вперёд. По дороге затвор захватывает патрон из гребенчатого барабана и досылает его в патронник, в очередной раз проворачивая барабан. Спускается ударник, производится следующий выстрел, цикл повторяется снова.
В реальности схема выстрела выглядит несколько сложней. Но основной признак ШКАС и ШВАК – это использование гребенчатого барабана, который постепенно подаёт патрон к патроннику. Именно применение этой механики и давало высочайшую скорострельность этим образцам вооружения.
Отдельно стоит отметить работу газового регулятора, именно он контролировал скорострельность ШВАК. Этот регулятор при выпуске авиапушки с завода имел четыре позиции-отверстия – 5 мм, 4,5, 3,5 и 3 мм. Заводской установкой было положение 5 мм.
После настрела в 180-230 выстрелов ввиду некоторого износа механизмов скорострельность пушки вырастала до критических размеров, 800-850 выстр/мин, вместо технических 700.
После этого оружие имело ресурс в 100 выстрелов, лишь после отстрела этого количества патронов регулятор должны были установить на следующее деление. На 3,5 авиапушка работала до замены газового поршня. Затем регулятор ставили на 4,5 и цикл повторялся.
Подобные технические мелочи, учитывавшие ресурс оружия несколько осложняли уход за вооружением, но с другой стороны это упрощало её ремонт и обслуживание.
Оценка проекта
Гаубица Д-1 вполне удовлетворяла требованиям РККА и позже Советской Армии в плане мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных армиях вплоть до текущего момента служат этому достаточным подтверждением. При сравнении с современными ей зарубежными аналогами Д-1 несколько уступает в максимальной дальности огня, но, как более значительно более лёгкая, выигрывает в подвижности. Интересен тот факт, что очень близкая по характеристикам к Д-1 немецкая 150-мм гаубица 15 cm schwere Feldhaubitze 36 специально рассчитывалась как орудие сниженной походной массы для конной тяги по сравнению с широко распространённой в Вермахте гаубицей того же калибра 15 cm schwere Feldhaubitze 18. Для достижения этой цели немецкие инженеры широко использовали в конструкции s.FH.36 лёгкие сплавы, дорогостоящие по сравнению с обыкновенными сортами стали и к тому же бывшие в Третьем Рейхе в определённом дефиците. Это и предопределило мелкосерийный выпуск данной артиллерийской системы. А создатели Д-1 при той же массе и баллистике орудия сумели обойтись без применения лёгких сплавов. Орудия эпохи Первой Мировой войны, как французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 г. и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса, созданные в 1915 году, проигрывали Д-1 как по дальности стрельбы, так и в плане подвижности — несмотря на меньшую массу, их нельзя было быстро буксировать из-за отсутствия подрессоривания. К началу Второй Мировой войны они являлись уже полностью устаревшими образцами артиллерийского вооружения, несмотря на попытки модернизации путем применения подрессоренных подкатных тележек или колёс с пневматическими камерами в резиновых покрышках.
Характеристика | Д-1 | М-10 | s.FH.18 | K4 | s.FH.36 | da 149/19 | M1 | de 155 C mle 1917 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Страна | ||||||||
Калибр, мм | 152,4 | 152,4 | 150 | 150 | 150 | 149 | 155 | 155 |
Масса в походном положении, кг | 3640 | 4550 | 5510 | 3450 | 5730 | 5500 | 5800 | 3300 |
Максимальная дальность огня, м | 12 400 | 12 400 | 13 330 | 15 750 | 12 500 | 14 250 | 14 600 | 11 300 |
Сопоставление Д-1 с её предшественницей М-10 показывает, что оба орудия имели свои преимущества и недостатки — при одинаковой баллистике Д-1 была почти на тонну легче, но имела на 15° меньший угол горизонтальной наводки, а также была снабжена дульным тормозом, сильно демаскирующим орудие при стрельбе. В качестве резюме можно отметить, что Ф. Ф. Петрову и сотрудникам его конструкторского бюро удалось создать ещё одно отлично зарекомендовавшее себя орудие, сочетавшее достаточно мощную баллистику и выдающуюся подвижность. Однако в полной мере оснастить корпусную артиллерию РККА 152-мм гаубицами Д-1 не удалось, так как во время войны производство этого орудия имело мелкосерийный характер.