122мм гаубица д-30
Содержание:
- Краткое описание конструкции 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг .
- Как транспортируется артиллерийское орудие?
- Предыстория
- Создание, постановка на вооружение и производство М-30
- Об устройстве
- На вооружении
- История гаубицы Д-30
- Вторая мировая война
- Габаритный чертеж насоса НВ-Д-1М*
- Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
- Боеприпасы
- Прицелы
- Таблица
Краткое описание конструкции 122-мм гаубицы обр.1910/30 гг .
Конструкция орудия состояла:
- ствола;
- поршневого затвора;
- лафета.
Гаубичный ствол – скрепленный с надульником и кожухом, либо ствол-моноблок.Затвор- поршневого типа, открывался направо. Открывание – закрывание поворотом рукояти в одно движение.Однобрусный лафет состоял:
- противооткатных устройств установленных в салазках;
- люльки;
- станка;
- орудийного щита;
- механизмов наведения
- прицельных приспособлений
При производстве ствола надульник и кожух нагонялись на трубу в нагретом состоянии, после охлаждения они обжимали ее, становясь одной деталью. Эксплуатация 122-мм гаубицы обр.1910 показала малую надежность такого способа крепления, надульник сползал. При модернизации крепление надульника усилили, соединив его со стволом винтовой нарезкой. В старых стволах, поступавших для растачивания, надульник фиксировали стопорами.
Впрочем, даже винтовая нарезка и стопоры не всегда помогали и на практике. Конец трубы иногда выступал на миллиметр и более за надульник, но на стрельбе это не сказывалось. Хотя в случаях, когда труба смещалась вперед как единое целое, становилось трудно открывать затвор. Как следствие требовался заводской ремонт. Для исправления этого недостатка гаубицы обр. обр.1910/30 гг был внедрен ствол-моноблок.
Затвор 122-мм гаубицы обр.1910/30гг состоял:
- запирающего механизма;
- выбрасывающего механизма;
- предохранительного;
- ударного механизма;
- облегчения заряжания;
- удержания гильзы.
Назначение запирающего механизма – обтюрация пороховых газов. Выбрасывающий механизм экстрактировал гильзу из каморы. Предохранительный механизм не давал преждевременно открыть затвор в случае затяжного выстрела. Ударный механизм позволял произвести выстрел. Механизм удержания гильзы удерживал гильзу при заряжании орудия под большими углами горизонтального возвышения.
Противооткатные устройства представляли собой гидравлические тормоз отката и гидропневматический накатник, установленные в салазках. Салазки 122-мм гаубицы обр.1910/30гг соединены со стволом гаубицы и откатывались вместе.
Корытообразная люлька укладывалась в гнездах станка и была соединена с подъемным механизмом. Сверху люльки имелись полозки, которые служили направляющими захватов салазок.
Подъемный механизм гаубицы обр.1910/30гг – секторный.
Орудийный станок служил основанием качающейся части. В задней части станка, которая опиралась на грунт, имелся летний откидной и постоянный сошник. Для грубой наводки гаубицы служило правило.
Боевая ось подрессоривания не имела. Колеса поначалу изготавливали из дерева с железной шиной. С 1937 года металлические с резиновой грузошиной, наподобие тех колес, которые устанавливали на Ф-22. С 1936 г на гаубицы обр.1910/30гг устанавливали металлические колеса с покрышками, которые заполнены губчатой резинной. Колеса по виду похожи по виду на те, что устанавливали на гаубицу М-30.
Прицельные приспособления состояли их панорамы Герца, а и собственно прицела. Прицел зависимый, направление оптической оси панорамы менялось при изменении угла возвышения. Прицел унифицирован и отличался от других орудий креплением и нарезкой шкал.
Буксировка 122-мм гаубицы обр.1910/30гг осуществлялась либо шестеркой лошадей либо мехтягой. Оба случая предусматривали использование передка. Шкворневая лапа гаубицы одевалась на крюк передка, который оснащали сцепным приспособлением. Передки переднего хода и зарядного ящика взаимозаменяемы. Тогда как задний ход зарядного ящика сцепного устройства не имел, вместо него была шкворневая лапа.Короба зарядных ящиков и передков подрессорены полосами из резины. В коробах перевозили боекомплект, а сверху расчет и необходимые вещи для боевой работы и похода.
Как транспортируется артиллерийское орудие?
Для Д-30 предусмотрен стандартное тяговое средство – «Урал-4320». По асфальтированному и бетонированному покрытию данное орудие транспортируют с максимально допустимой скоростью 80 км/ч. Буксировка на покрытой снегом поверхности происходит с использованием специальной лыжной установки. Однако, как утверждают специалисты, в данном случае производить артиллерийский огонь из орудия становится невозможно. Благодаря небольшим габаритно-весовым характеристикам, Д-30 транспортируется также с применением вертолетов. Не исключается возможность десантирования гаубицы при помощи парашюта.
Предыстория
Известно, что наиболее широкое распространение на поле боя гаубицы получили в ходе Первой мировой войны. Дело в том, что в то время широко практиковалась тактика позиционного боя, для которой были характерны отлично оборудованные и укрепленные позиции всех воюющих сторон.
Так, в царской армии стояли на вооружении гаубицы калибра 152 мм (классический калибр для советской и российской армии, кстати). К слову говоря, это вооружение впоследствии использовалось для обороны Москвы в 1941 году!
В советской армии гаубиц было много. Калибры также были различными. Что особенно интересно. Крупнокалиберные орудия использовались только отборными гвардейскими частями. Так, гаубицы Б-4, калибр которых составлял сразу 203 мм, входили в состав особых гаубичных артиллерийских полков. Они подчинялись напрямую главному командованию. Их задачей было количественное и качественное усиление артиллерийских частей на всех важнейших оборонительных и наступательных рубежах.
Корпусная артиллерия довольствовалась стоявшими на ее вооружении гаубицами калибра 152 мм. Дивизионным же полагались орудия калибром 122 мм. Дело в том, что такое вооружение было намного легче, а потому имело впечатляющую мобильность. Во многом это и обеспечило популярность той же Д-30. Гаубица, дальность стрельбы которой превышала полтора десятка километров, могла обслуживаться сравнительно небольшим расчетом, да и для ее транспортировки не требовалось какой-то особой техники.
Создание, постановка на вооружение и производство М-30
Задание на разработку получили сразу три группы конструкторов:
- Ф.Ф. Петров, с конструкторской группой Мотовилихинского завода в Перми, этот коллектив обладал богатым опытом в проектировании тяжёлых артсистем. До 1917 года завод занимался производством орудий для царской армии. Проект получил индекс – М-30.
- Завод №92, под руководством талантливого и молодого на тот момент конструктора Грабина В.Г. Инициативная разработка на конкурс. Внутренний индекс завода Ф-25.
- Завод №9, известный как уральский завод тяжелого машиностроения с гаубицей У-2(орудие к слову вышло довольно удачным). Предпринимались попытки вооружить им танки и тяжёлые самоходные установки.
В тяжёлой конкурентной борьбе победил проект М-30. У-2 провалила испытания (деформация станин) и выбыла из дальнейшего участия в соревновании. Несмотря на несколько достаточно интересных решений и находок.
С Ф-25 не все так просто. Орудие практически было равноценным М-30. В конструкции использовались наработки по «Лубку», кроме того использовался дульный тормоз, затвор был горизонтального типа, клиновой. Вес незначительно ниже, чем у М-30, но, тем не менее, Ф-25 отклонили.
Возможно, комиссия руководствовалась следующими достоинствами детища Ф. Ф. Петрова:
- ствол без дульного тормоза (меньше демаскирует и улучшает условия работы расчета);
- много хорошо отработанных узлов (поршневой затвор, канал ствола, тормоз отката и передок аналогичны «Лубку»);
- возможность использования лафета для более мощных систем (в дальнейшем он был применён для гаубицы Д-1).
По итогам конкурса и испытаний была выбрана гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.
С 1940 года гаубицу серийно выпускали два завода. Первый – №92 в гор. Горький и №9, известный как Уральский завод тяжелого машиностроения.
Горьковчане выпускали М-30 всего один год и изготовили 500 шт, в 1941-1942 году, на заводе освоили изготовление М-30С, варианта гаубицы для установки в СУ-122, но после прекращения её выпуска орудие больше не производили. УЗТМ продолжал выпуск до 1955 года.
Об устройстве
В конструкции гаубицы имеются лафет, ствол, противооткатное устройство и прицельные приспособления. Для орудия предусмотрена ручная подача снарядов. Гаубица Д-30 является артиллерийским орудием с раздельно-гильзовым заряжением. Боевой расчет состоит из шести человек. В орудийном стволе имеются следующие компоненты:
- труба;
- казенник;
- съемный дульный тормоз;
- зацепляющие крепления (2 шт.);
- затвор.
На стволе орудия сразу перед щитком – место для расположения противооткатного устройства. Его наличие положительно отразилось на боевой эксплуатации гаубицы. Данное устройство представлено двумя металлическими цилиндрами. Первый из них является гидравлическим тормозом, задача которого заключается в том, чтобы замедлять откат орудия, второй – гидропневматическим накатником. Его функция – сразу после выстрела возвратить ствол в исходную позицию. Как утверждают специалисты, с противооткатным устройством гаубица во время стрельбы обладает хорошей устойчивостью. Кроме того, удалось снизить механическую нагрузку на лафет, что существенно продлевает его эксплуатационный срок. Данный нюанс немаловажен, поскольку орудие обладает большим весом. Лафет гаубицы состоит из люльки, уравновешивающего механизма, верхнего и нижнего станков, приводов, обеспечивающих горизонтальную и вертикальную наводку, колес, подрессоривающих механизмов и специальных креплений. Д-30 оборудована телескопическим и панорамным прицелами.
На вооружении
Д-30 ВС Армении
Современные операторы
- Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
- Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год
- Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
- Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- ДР Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год
- Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год
- Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2018 год
- Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год
- Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год
- Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Китай — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год
- Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2018 год
- Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год
- КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
- Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год
- Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год
- Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год
- Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год
-
Россия:
- Сухопутные войска — некоторое число, по состоянию на 2016 год. (4400 на хранении)
- Береговые войска ВМФ — некоторое число, по состоянию на 2017 год.
- Воздушно-десантные войска — 150 Д-30, по состоянию на январь 2017 год
- Войска национальной гвардии — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Росгидромет — не менее 68 Д-30
- Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
- Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
- Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год
- Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год
-
Украина
- Сухопутные войска Украины — 75 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Высокомобильные десантные войска Украины — 54 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Национальная гвардия Украины — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
- Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 год
- Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
- Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
- Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год
- Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
Бывшие операторы
- СССР
- ГДР — 395 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1977 годы
- Ирак — 576 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1988 годы
- Марокко — 10 Д-30, поставлены из СССР в 1981 году
- Чехословакия — 210 Д-30, поставлены из СССР в период с 1981 по 1985 годы
- Югославия — 120 Д-30, поставлены из СССР в 1976 году
- Южный Йемен — 72 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
История гаубицы Д-30
Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.
Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.
«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война. Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.
Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.
Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.
Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.
Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.
Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.
Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.
В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.
На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.
Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».
Вторая мировая война
В это непростое время основной дивизионной гаубицей, которая стояла на вооружении РККА, была знаменитая М-30. Ее конструктором был известный инженер Ф. Ф. Петров. Это оружие широко использовалось практически на всех активных фронтах той эпохи. Всего за время войны успели выпустить более 17,5 тысяч этих пушек, калибр которых составлял 122 мм. Почему же тогда не был использован калибр 152 мм? Гаубица Д-30, как и ее предшественница, разрабатывалась максимально мобильной и легкой. Это накладывало серьезные ограничения на массу боезапаса.
М-30 была настолько успешной с технической точки зрения, что оставалась на вооружении советских войск вплоть до 60-х годов прошлого века. В общем-то, для ее замены и была разработана обсуждаемая нами гаубица Д-30.
Создавалась она в конструкторском бюро завода № 9, причем разработкой руководил уже известный нам Федор Петров. Особенность этого оружия состоит еще и в том, что оно было принято на вооружение в самый разгар «ракетного бума», когда усилиями Хрущева на стандартной ствольной артиллерии вообще чуть было не поставили жирный крест. В общем-то, сам факт того, что гаубица Д-30 была принята на вооружение именно в то время, доказывает ее высочайшие технические характеристики.
Габаритный чертеж насоса НВ-Д-1М*
Типоразмер насоса | L | L1 | L2 | L3 |
НВ-Д-1М 12,5/50 (3,0) | 3000 | 3250 | 3859 | 2900 |
НВ-Д-1М 12,5/80 (3,0) | 3000 | 3250 | 3937 | 2900 |
НВ-Д-1М 50/50 (3,0) | 3000 | 3250 | 4079 | 2900 |
НВ-Д-1М 50/80 (3,0) | 3000 | 3250 | 4119 | 2900 |
НВ-Д-1М 12,5/32 (3,5) | 3500 | 3750 | 4359 | 3400 |
НВ-Д-1М 12,5/50 (3,5) | 3500 | 3750 | 4389 | 3400 |
НВ-Д-1М 12,5/80 (3,5) | 3500 | 3750 | 4437 | 3400 |
НВ-Д-1М 50/50 (3,5) | 3500 | 3750 | 4579 | 3400 |
НВ-Д-1М 50/80 (3,5) | 3500 | 3750 | 4619 | 3400 |
НВ-Д-1М 12,5/50 (4,0) | 4000 | 4250 | 4889 | 3900 |
НВ-Д-1М 12,5/80 (4,0) | 4000 | 4250 | 4937 | 3900 |
НВ-Д-1М 50/50 (4,0) | 4000 | 4250 | 5079 | 3900 |
НВ-Д-1М 50/80 (4,0) | 4000 | 4250 | 5119 | 3900 |
НВ-Д-1М 12,5/32 (5,0) | 5000 | 5250 | 5859 | 4900 |
НВ-Д-1М 12,5/50 (5,0) | 5000 | 5250 | 5889 | 4900 |
НВ-Д-1М 12,5/80 (5,0) | 5000 | 5250 | 5937 | 4900 |
НВ-Д-1М 50/50 (5,0) | 5000 | 5250 | 6079 | 4900 |
НВ-Д-1М 50/80 (5,0) | 5000 | 5250 | 6119 | 4900 |
НВ-Д-1М 12,5/32 (6,0) | 6000 | 6250 | 6859 | 5900 |
НВ-Д-1М 12,5/50 (5,0) | 6000 | 6250 | 6889 | 5900 |
НВ-Д-1М 12,5/80 (5,0) | 6000 | 6250 | 6937 | 5900 |
НВ-Д-1М 50/50 (6,0) | 6000 | 6250 | 7079 | 5900 |
НВ-Д-1М 50/80 (6,0) | 6000 | 6250 | 7119 | 5900 |
* Приведены основные типоразмеры насосов и их характеристики насоса; для получения подробной информации об оборудовании и сроках доставки до места эксплуатации звоните нашим специалистам по телефону 8-800-555-86-36
Требования к перекачиваемой жидкости
Параметры | Значение |
Температура, °С | от -60 до + 80 |
Плотность, кг/м3 | до 1000 |
Кинематическая вязкость, сСт | до 70 |
Размер твердых включений, мм | не более 10 |
Максимальная объемная концентрация твердых включений, % | 3 |
Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось лишь незначительное количество орудий большой и особой мощности в основном иностранного производства. Орудия эти технически и морально устарели, возможности поддержания их в боеспособном состоянии были весьма ограничены. Поэтому в 1926 году Реввоенсовет СССР признал необходимым заменить орудия иностранного производства отечественной материальной частью и определил калибры орудий большой и особой мощности. Артиллерийским комитетом ГАУ (была намечена программа разработки проектов, чертежей и заказов опытных образцов орудий.
БР-2 – пушка 152-мм образца 1935 года разработана конструкторским бюро завода «Баррикады» в соответствии с этой программой, она предназначалась для борьбы с артиллерией противника и разрушения его тыловых оборонительных районов. Конструкция этой пушки в значительной степени унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы образца 1931 года. От гаубицы заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ.
Новым элементом системы являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. Ствол был скрепленным, его длина составляла 47,1 калибра, длина нарезной части ствола — 36,9 калибра. Масса ствола с затвором достигала 5200— 5300 кг. Проводившиеся с декабря 1935 г. по январь 1936 г. полигонные испытания выявили многочисленные недостатки нового орудия. Тем не менее в марте 1936 г. ГАУ выдало заводу «Баррикады»» задание начать производство орудия, заменив, правда, скрепленный ствол стволом со свободной трубой.
В 1937 г. завод «Баррикады» изготовил малую серию из 7 орудий БР-2. Испытания их показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью снаряда 880 м/с живучесть стволов составляет примерно 100 выстрелов. Поскольку пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, срочно провели серию экспериментов со стволом увеличенной длины и с разной глубиной нарезки. По результатам этих испытаний в декабре 1938 г. приняли решение утвердить для серийного производства вариант пушки с углубленной нарезкой. Эта пушка стреляла осколочно-фугасными снарядами ОФ-551 массой 48,9 кг. Снаряд содержал 6,53 кг взрывчатых веществ, при стрельбе полным зарядом его начальная скорость составляла 880 м/с. он мог поражать цели на дальности до 25 750 м. Тренированный расчет мог вести стрельбу из пушки с темпом 1 выстрел в 4 минуты.
Масса 152-мм пушки образца 1935 года в боевом положении составляла 18 200 кг. Для орудия своего класса она была весьма подвижной, так как в походном положении разбиралась на две повозки, которые могли транспортироваться гусеничными тягачами со скоростью до 15 км/ч. Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой.
Казённая часть и органы наведения Бр-2, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
К началу Великой Отечественной войны было выпущено в общей сложности 37 152-мм пушек образца 1935 года. Из них 9 орудий находились в ремонте и на испытательных полигонах, а остальные числились в отдельном тяжелом пушечном полку РВГК и в двух отдельных тяжелых пушечных батареях (в каждой батарее было по 2 орудия). В состав попка входили 4 дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее имелось по 2 орудия. Таким образом. по штату от 19.02.1941 г. в полку было 24 орудия. Кроме того, в нем имелись 104 трактора и 287 автомобилей. Численность личного состава полка составляла 2598 человек.
Из-за неблагоприятного для Красной Армии хода боевых действий на начальном этапе войны 152-мм пушки образца 1935 года, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были отведены в тыл и вступили в действие лишь с конца 1942 г. Насколько можно судить по имеющимся сведениям, в сражениях Второй мировой войны не было потеряно ни одно орудие этой системы.
Пушка Бр-2 в Музее на Сапун-горе, Севастополь
Боеприпасы
По баллистическим характеристикам новое орудие должно было занять промежуточное положение между гаубицей М-30 и пушкой А-19. Это и привело к необходимости создавать боеприпасы для Д-30с чистого листа. А единственным подходящим снарядом из уже существующих оказался осколочно-фугасный ОФ-462.
Этот снаряд, разработанный в 1931 году, весил 21,7 кг и снаряжался 3,67 кг тротила. В процессе разработки Д-30 для старого орудия М-30 успели разработать новые дальнобойные снаряды – химические, дымовые и осветительные. Они тоже могли быть адаптированы для стрельбы из новой гаубицы.
У последнего из них массу разрывного заряда довели до четырёх килограмм, заменив тротил гексалом. Осколочное действие обеспечивает установка взрывателей на мгновенное действие, когда снаряд не успевает углубиться в преграду, а корпус почти не деформируется. Площадь сплошного поражения осколками оценивалась, как 18 м по фронту, и 8 – в глубину.
При стрельбе по танкам осколки массой около 1 г не могли нанести им существенных повреждений, но повредить приборы наблюдения и антенны они вполне могли. При установке взрывателей на фугасное действие снаряд несколько заглубляется в преграду. ОФ56, разрываясь в грунте, создаёт воронку трёхметрового диаметра, и более метра глубиной. При стрельбе по танкам снаряд может уничтожить его навесное оборудование и проломить броню бортов или крыши.
Чтобы обеспечить возможность борьбы артиллерии с танками, для Д-30 разрабатывались кумулятивные снаряды. Первой попыткой создать такой снаряд для 122мм гаубиц стал вращающийся БП1, пробивавший до 180мм брони. Позже его заменили снаряды, которые в нарезном стволе стабилизировались особым вращающимся обтюратором, а в полёте – оперением.
Поздний снаряд БК13 уже и по внешнему виду напоминал снаряд гладкоствольного орудия, а его бронепробиваемость стала ещё выше — до 460мм.
Для поражения больших масс пехоты в 1973 году на вооружение приняли снаряд Ш1, снаряжённый стреловидными поражающими элементами. А самым совершенным и высокотехнологичным гаубичным 122мм снарядом Д-30 стал осколочно-фугасный «Китолов», корректируемый по лучу лазера. Метательный заряд в пластиковой или стальной гильзе поставляется в трёх вариантах – полный заряд, уменьшенный переменный и специальный заряд для стрельбы кумулятивными снарядами БП1.
Прицелы
Если требуется поразить бронетехнику противника, используются кумулятивные снаряды. Разумеется, в этом случае требуется вести стрельбу прямой наводкой. Чтобы делать это как можно более эффективно, конструкторы предусмотрели возможность монтирования специального оптического прицела. По цели высотой два метра стрельба возможна на расстоянии до 860 метров. Мощности 122-мм снаряда в этом случае хватает для уверенного поражения практически всех современных ОБТ (основных боевых танков).
Для стрельбы с закрытых позиций используется прицел панорамного типа. Нужно сказать, что в артиллерийском мастерстве такая стрельба считается самой сложной, так как требуется выучка расчета. Нужно отметить, что ведение огня в этом случае имеет целесообразность только после предварительной топографической привязки к ориентирам на местности.
Высшей степенью мастерства признается стрельба в условиях гористой местности, где для выполнения привязки зачастую требуется ориентирование по солнцу
Важно заметить, что при стрельбе с закрытых позиций крайне важна правильная и своевременная работа разведывательных служб, на которые ложится ответственность, в том числе и по визуальному отслеживанию эффективности залпов. В этом случае дальность стрельбы гаубицы Д-30 служит разведчикам добрую службу, так как они могут действовать скрытно, не выдавая своего месторасположения противнику
Таблица
Название характеристики |
Значение показателя |
Начальная скорость снаряда |
740 мм/секунду |
Максимальный угол подъема ствола (возвышения) |
70 градусов |
Угол вращения в горизонтальной плоскости |
360 градусов |
Боевая масса |
3,2 тонны |
Максимальная скорострельность |
Не менее восьми выстрелов в минуту |
Максимальная дальность поражения цели |
16 километров |
Вес стандартного (осколочно-фугасного) снаряда |
21 килограмм |
Какие еще выстрелы могла использовать гаубица Д-30? Снаряды бронебойного и зажигательного типа. Выше даны основные технические характеристики данного орудия. Как видите, гаубица Д-30 для своих времен была весьма совершенным устройством.