Ракета «зенит-3sl» вывела на орбиту спутник с мировым рекордом точности выведения

История создания

КБ «Южное» первоначально разрабатывало двухступенчатую РН «Зенит» с индексом 11K77 в конце 1970-х – начале 1980-х годов в соответствии с заданием Министерства обороны СССР иметь такое средство выведения, которое позволяло бы быстро и эффективно восполнять группировки ИСЗ военного назначения.

Соответственно, при ее конструировании особое внимание обращалось на надежность, простоту в эксплуатации и быстроту подготовки к пуску, что было достигнуто на основе широкого применения стандартизации и автоматизации. Ракеты-носители тяжелого класса по определению не могут быть мобильными, поэтому конструкторы сосредоточились на проектировании РН среднего класса

В отличие от систем, разрабатывавшихся в предыдущие годы, в настоящей конструкции используются наиболее передовые технологии подготовки и пуска, разработанные НИИ СК, партнером ГП «КБ «Южное» по многим проектам.

Первая ступень

Конструкция первой ступени РН «Зенит» включает:

  • межступенную раму;
  • двигатель РД171 (РД171М);
  • хвостовой отсек;
  • баки горючего и окислителя.

Межступенная рама представляет собой переходный отсек сварной ферменной конструкции. На ней смонтирована боковая плата электропневморазъемов, обеспечивающая связь систем РН и КА с соответствующими наземными системами до старта РКН.

В топливных баках размещены узлы автоматики ПГСП, датчики СКЗ, СУРТ, в баке окислителя, кроме того, установлены баллоны системы наддува. В хвостовом отсеке размещен четырехкамерный двигатель РД171М, который с помощью стержневой рамы устанавливается на нижний торцевой шпангоут.

«Зенит-3SLБ» (наземный старт)

Ракета космического назначения разработана в рамках программы для запусков космических аппаратов с космодрома Байконур на низкие, средние и высокие круговые и эллиптические околоземные орбиты (в том числе переходную к геостационарной и геостационарную), а также на отлетные траектории.

Технические характеристики: Максимальная стартовая масса, т 473 Масса полезного груза, выводимого на геопереходную орбиту, т определяется перед пуском Масса горючего и окислителя, т 425 Тяга двигателей при старте, тс 740 Максимальная перегрузка при выведении, единиц 4,0 Компоненты топлива керосин/жидкий кислород Полная длина, м 58,7 Диаметр корпуса 1 и 2 ступеней, м 3,9 Диаметр разгонного блока, м 3,7 Диаметр головного обтекателя, м 4,10 Количество ступеней 3

к библиотеке Б.И. Каторгин Е.В. Дмитриев Ракета-носитель «Протон-М» Ракета-носитель «Протон-К»

Знаете ли Вы,

как разрешается парадокс Ольберса? (Фотометрический парадокс, парадокс Ольберса — это один из парадоксов космологии, заключающийся в том, что во Вселенной, равномерно заполненной звёздами, яркость неба (в том числе ночного) должна быть примерно равна яркости солнечного диска. Это должно иметь место потому, что по любому направлению неба луч зрения рано или поздно упрется в поверхность звезды. Иными словами парадос Ольберса заключается в том, что если Вселенная бесконечна, то черного неба мы не увидим, так как излучение дальних звезд будет суммироваться с излучением ближних, и небо должно иметь среднюю температуру фотосфер звезд. При поглощении света межзвездным веществом, оно будет разогреваться до температуры звездных фотосфер и излучать также ярко, как звезды. Однако в дело вступает явление «усталости света», открытое Эдвином Хабблом, который показал, что чем дальше от нас расположена галактика, тем больше становится красным свет ее излучения, то есть фотоны как бы «устают», отдают свою энергию межзвездной среде. На очень больших расстояниях галактики видны только в радиодиапазоне, так как их свет вовсе потерял энергию идя через бескрайние просторы Вселенной. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

НОВОСТИ ФОРУМА Рыцари теории эфира 04.11.2020 — 15:41: ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ — Economy and Finances -> ПРОБЛЕМА КРИМИНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ — Карим_Хайдаров. 04.11.2020 — 15:40: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от проф. В.Ю. Катасонова — Карим_Хайдаров. 04.11.2020 — 09:58: ЭКОЛОГИЯ — Ecology -> Биологическая безопасность населения — Карим_Хайдаров. 04.11.2020 — 09:56: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА — War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма — Карим_Хайдаров. 03.11.2020 — 15:35: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА — War, Politics and Science -> ПРАВОСУДИЯ.НЕТ — Карим_Хайдаров. 03.11.2020 — 12:18: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА — War, Politics and Science -> ЗА НАМИ БЛЮДЯТ — Карим_Хайдаров. 03.11.2020 — 09:59: СОВЕСТЬ — Conscience -> РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. КОМУ ЭТО НАДО? — Карим_Хайдаров. 03.11.2020 — 09:57: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Пламена Паскова — Карим_Хайдаров. 03.11.2020 — 09:49: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вячеслава Осиевского — Карим_Хайдаров. 03.11.2020 — 09:46: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ — Upbringing, Inlightening, Education -> Проблема народного образования — Карим_Хайдаров. 02.11.2020 — 18:35: СОВЕСТЬ — Conscience -> РУССКИЙ МИР — Карим_Хайдаров. 02.11.2020 — 13:48: ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ — Theorizing and Mathematical Design -> ФУТУРОЛОГИЯ — прогнозы на будущее — Карим_Хайдаров.

Примечания[править | править код]

  1. В зависимости от используемой конфигурации ракеты-носителя.
  2. ↑  (недоступная ссылка). «Известия» (6 мая 2008). Дата обращения: 19 октября 2018.
  3. ↑ . Rocket Propulsion Analysis (RPA). Дата обращения: 27 ноября 2010.
  4. Незабываемые космические программы / Под ред. А. Н. Кирилина. − Самара, 2013. — С. 111. ISBN 978-5-93424-684-7.
  5. Александр Чеков. . Известия (21 марта 2019). Дата обращения: 21 марта 2019.
  6. ↑ . Space1.ru. Дата обращения: 27 ноября 2010.
  7. Агарков А. В.  (недоступная ссылка). ГНПЦ «Природа». Дата обращения: 28 ноября 2010.
  8.  (англ.). Gunter’s Space Page. Дата обращения: 11 апреля 2011.
  9. . УНИАН. Дата обращения: 12 апреля 2011.
  10. ↑  (англ.). Gunter’s Space Page. Дата обращения: 11 апреля 2011.

Осуществление полетов

Дебютный запуск ракеты-носителя состоялся в апреле 1985, причем прошел нештатно, как и повторный. Успешный пуск осуществлен в октябре 1985 года. Изначально комплекс ориентировался на оперативный вывод военных спутников и систем двойного назначения, однако позже произошла переориентация на запуск коммерческих спутников.

Второй областью применения первоначального варианта РН «Зенит-2» 11K77 было обеспечение полетов на орбитальную станцию «Мир» с экипажем на борту. Чтобы соответствовать всем требованиям, предъявляемым к средствам выведения пилотируемых космических кораблей, в конструкцию РН «Зенит» было заложено значительное внутреннее резервирование и приняты многие другие меры повышения надежности.

Модернизация

РН «Зенит-2» после развала СССР не канула в небытие. Украинское предприятие «Южмаш» при тесной кооперации с российскими и зарубежными партнерами продолжило развитие проекта «Зенит». Были разработаны ракетные комплексы, позволяющие осуществлять старты с земли («Зенит-2SL Б», «Зенит-3SL Б», «Зенит-3SL БФ») и с морских платформ («Зенит-3SL»). Практически все старты ракетных комплексов наземного базирования осуществлялись на Байконуре.

Международный проект «Морской старт» был организован в 1995 году усилиями американской компании Boeing Commercial Space (40 % капитала), российской РКК «Энергия» (25 %), украинскими ПО «Южмаш» и КБ «Южное» (общая доля 15 %) и норвежскими судостроителями Aker Solutions (20 %). Целью консорциума стали более удобные и экономичные запуски с морской платформы «Одиссей», расположенной в зоне экватора. Демонстративное испытание ракеты прошло успешно. С 1999 года было осуществлено 32 удачных коммерческих пуска с применением РН «Зенит-3SL», и 4 неудачных. На данный момент в связи с негативными событиями на Украине украинская сторона в проекте приостановила свое участие.

Первая ступень ракеты-носителя «Энергия»

Первая ступень ракеты-носителя
«Энергия»  состоит из четырех боковых
блоков А, каждый из которых является
доработанным вариантом первой ступени
ракеты-носителя «Зенит» (см. ниже). На рисунке
слева под крылом «Бурана» хорошо видны блоки
А первой ступени.
Боковые блоки конструктивно объединены
попарно в параблоки (на рисунке справа); каждый
параблок отделяется от ракеты-носителя как
единое целое, затем через несколько секунд
каждый параблок разделяется на отдельные блоки (самый
правый рисунок), спасаемые раздельно.

Основные
характеристики блоков первой ступени:
   Габаритные размеры, м:  
         
длина
38.3
         
диаметр
3.9
  Суммарный запас топлива, т. 1220-1240 т.
  Общая масса блоков при
отделении, т.
218 — 250 т.

РН «Зенит»


Ракета-носитель 11К77 («Зенит»)
разработана Конструкторским бюро «Южное»
имени академика М.К.Янгеля (г.Днепропетровск) в
1976-1985гг.
Разработка

ракеты была санкционирована
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от 16 марта 1976г. и являлась составной частью
программы «Энергия-Буран».


Блок
первой ступени РН 11К77 (11С771 или блок А) с
некоторыми доработками предполагалось
использовать в качестве бокового блока
универсальной ракетно-космической транспортной
системы многоразового использования
(предполагались комбинации от 2 до 8 блоков А). В
дальнейшем ракетой-носителем «Зенит»
планировалось заменить РН  «Союз»,
планировалось со временем проводить с ее помощью
запуски пилотируемых кораблей. Для этого на
стартовом комплексе «Зенита» на космодроме
Байконур (площадка N45) были построены даже
специальные фермы обслуживания для посадки
космонавтов в корабль. Но задержка с разработкой
корабля под «Зенит» с одной стороны, высокий
уровень перегрузок при старте (до 4.5-4.7g) и
нежелательные для организма человека спектры
колебаний с другой пока не позволили осуществить
эти планы. Однако работы над такими кораблями
ведутся. Есть проработки изменения спектров
колебаний РН и снижения уровня перегрузок за
счет дросселирования двигателей. В качестве
потенциального преимущества «Зенита»
рассматривается возможность запуска кораблей
типа «Союз ТМ» на орбиту с наклонением 51.6º с российского космодрома Плесецк, где
завершается (по состоянию на конец 1998 г.) строительство первой стартовой
установки РН «Зенит» на площадке N35.

Массовые
и энергетические характеристики РН «Зенит»

Стартовая масса, кг 459000
Количество ступеней 2
Масса груза, выводимого на
опорную орбиту ИСЗ, т
12.5 — 11.3
Масса ступеней при
отделении, кг:
       1
ступень
33900
       2
ступень
9300
Масса сбрасываемого
головного обтекателя, кг
2100 — 2300
Рабочий запас топлива, кг:
       1
ступень
318800
       2
ступень
80600
Тяга двигателей в пустоте,
кН
       1
ступень
7908
       2
ступень: основной
834
                        
рулевой
78
Удельный импульс в
пустоте, с:
       1
ступень
337
       2
ступень: основной
350
                        
рулевой
342


Эскизный проект ракеты-носителя 11К77 был завершен в феврале 1977г. 11К77
представляет собой двухступенчатую ракету с поперечным делением ступеней. Первая
ступень


оснащена
четырехкамерным жидкостным ракетным
двигателем 11Д520 (РД-170) тягой 806 тонн (в вакууме),
разработанным НПО «Энергомаш». Ракетный
блок второй ступени 11С772 оборудован двигательной
установкой, состоящей из однокамерного
маршевого ЖРД 11Д123 (РД-120) тягой 85 тонн,
разработанного НПО «Энергомаш» и
четырехкамерного рулевого ЖРД 11Д513 тягой 8 тонн,
разработанного КБ «Южное». Все двигатели
работают на жидком кислороде и керосине РГ-1.


Летно-конструкторские испытания
ракеты-носителя 11К77 проходили с апреля 1985г. по
декабрь 1987., после чего ракета была принята в
эксплуатацию.

Запуски РН «Зенит» осуществляются со
стартового комплекса на площадке 45 5 ГИК.
Стартовый комплекс включал две пусковые
установки, из которых в настоящее время
функционирует только одна — левая (правая ПУ была
разрушена при аварии носителя на начальном
участке полета 4 октября 1990г.).

Модернизированный вариант РН «Зенит»,
дооснащенный блоком третьей ступени 11С851 (так называемый
«Зенит-3»)   выбран в качестве основного
носителя в международном коммерческом проекте
морского космодрома «Sea Launch».
Головным изготовителем «Зенита»
является Производственное объединение «Южный
машиностроительный завод
» (ПО ЮМЗ,
г.Днепропетровск).

Более подробно о конструкции, разработке и
испытаниях РН «Зенит» и первой ступени РН
«Энергия» рассказывает
в своих мемуарах Главный конструктор Борис
Иванович Губанов

История

При разработке второго поколения спутников РТР «Целина» уже в начале 1974 г. выяснилось, что масса проектируемого КА превосходит энергетические возможности РН «Восток-2М» и «Циклон-3», поэтому КБ «Южное» было поручено разработать новый носитель среднего класса под индексом 11К77, эскизный проект которого был готов к декабрю того же года.

Первая ступень ракеты стартовой массой 450 т должна была состоять из двух параллельных блоков диаметром три метра (такую связку работники КБЮ неофициально называли «двустволкой» или «камбалой») и выводить на НОО груз около 12 тонн. Первоначальные керосин-кислородные двигатели РД-124 первой ступени (трёхкамерный) и РД-125 второй ступени (однокамерный, унифицированный с РД-124) проектировались по схеме с дожиганием окислительного газа в КБ Энергомаша. Геометрические размеры камер сгорания брались по образцу близких по параметрам (давлению, тяге, расходонапряженности) двигателей МБР Р-36 и Р-36М.

Однако вскоре было принято решение унифицировать первую ступень 11К77 с боковыми блоками (первой ступенью) 11К25 «Энергия», что было закреплено постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О создании универсального космического ракетного комплекса 11К77 „Зенит“» от 16 марта 1976 г. Предполагалось, что «Зенит» положит начало новому классу средних ракет-носителей.

Эскизный проект более грузоподъёмного «моноблочного» (с первой ступенью предельного для перевозки по железной дороге диаметра 3,9 м, которую проектанты неофициально прозвали «бревном») варианта был готов к февралю 1977 г. Совершенно новый мощнейший четырёхкамерный двигатель разрабатывался в «Энергомаше» под руководством Глушко с 1975 года, в ноябре 1976 был представлен эскизный проект с тягой на земле 740 тс (что превосходило тягу трёхкамерных РД-124 с прежнего варианта 11К77).

Длительный срок разработки ракеты объясняется главным образом трудностями с созданием беспрецедентно мощных двигателей. Только 25 августа 1980 года РД-171 вышел на огневые испытания, 26 июня 1982 в результате аварии был разрушен испытательный стенд НИИ химического машиностроения в Новостройке (единственный в СССР, подходящий для ступени такой мощности).

Первые два запуска «Зенит-2» в апреле и июне 1985 года прошли нештатно, успешный пуск ракеты-носителя «Зенит-2» с полезной нагрузкой был осуществлен 22 октября 1985 с космодрома Байконур. К тому моменту спутники-шпионы комплекса «Целина-2» уже полетели в космос на более тяжёлых «Протонах».

В связи с тем, что из первых 13 пусков три прошли нештатно, при подписании в 1989 году Акта Государственной комиссии о приёме РН «Зенит» на вооружение в Ракетные войска стратегического назначения СССР руководство Байконура приложило к нему особое мнение. Недостатки не были своевременно устранены и 4 октября 1990 года носитель в ходе запуска взорвался, полностью разрушив одно из двух пусковых устройств стартового комплекса «Зенит» на Байконуре.

В целом в 1985—2009 гг. было произведено 37 пусков РН «Зенит-2», из них 30 прошли успешно.

Доработанная первая ступень РН «Зенит», после оснащения кислородно-керосиновым двигателем 11Д521 (РД-170) вместо 11Д520 (РД-171), а также хвостовым и передним отсеками, использовалась в качестве модульной части 11С25 блока А первой ступени ракеты-носителя «Энергия».

На РН «Зенит-2» предполагалось запускать разрабатывавшийся в конце 1980-х гг на смену используемому кораблю «Союз» новый некрылатый многоразовый транспортный пилотируемый космический корабль «Заря», производство которого так и не было начато, в связи с сокращением финансирования космических программ.

29 июня 2007 года с Байконура совершила полёт ракета-носитель «Зенит» переходного варианта. От предыдущей версии её отличала новая цифровая система управления на базе бортовой ЭВМ «Бисер-3» и ряд других доработок, сделанных для «Зенит-2SLБ» (но без автономной космической головной части (КГЧ)).

После модернизации ракетно-космического комплекса «Зенит» (площадка 45) на Байконуре в связи с завершением производства ряда его компонентов и применения новых носителей в состав модернизированного комплекса «Зенит-М» входят следующие ракеты семейства «Зенит»: двухступенчатая «Зенит-2SLБ», трёхступенчатая «Зенит-3SLБ» и трёхступенчатая «Зенит-3SLБФ».

Характеристики ракеты «Зенит»

Для удобства восприятия материал мы решили представить в виде таблицы.

Вариации носителя «Зенит-2» «Зенит-3»
Масса на старте 459 тонн 473 тонн
Максимальная длина 57 метров 59,6 метра
Место запусков Байконур Платформа «Одиссей»
Полезный вес вывода на орбиты 200 км 13,7 тонны 15 тонн
Первая ступень
Двигатели РД-171М
Длина 32,9 метра
Диаметр 3,9 метра
Масса 359 тонн
Максимальная тяга на старте 7 257 кН
Максимальная тяга в вакууме 7 908 кН
Время сброса 145 секунда полета
Топливо Керосин и жидкий кислород
Вторая ступень
Двигатель Маршевый (РД-120) и рулевой (РД-8)
Длина 10,4 метра
Диаметр 3,9 метра
Масса на старте 90,5 тонн
Тяга на старте 834 кН
Тяга в вакууме 912 кН
Время сброса 380 секунда полета
Топливо Керосин и жидкий кислород
Обтекатель
Длина 13,7 метра 16,3 метра
Диаметр 3,9 метра 4,15 метра

Основные системы

На РН имеется полный комплект бортовой радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения работы системы телеметрии. Бортовая телеметрическая система «Сириус» обеспечивает передачу ТМИ по двум отдельным радиоканалам на существующие НИП, расположенные на территории России.

Разделение ступеней – «теплое»: осуществляется запуском рулевого двигателя 2-й ступени, подрывом межступенных механических связей и торможением при помощи четырех РДТТ отделяющейся части первой ступени. После ее удаления на безопасное расстояние запускается маршевый двигатель 2-й ступени.

На РН установлены следующие системы, обеспечивающие ее эксплуатацию и функционирование в полете:

  • система управления;
  • система измерений;
  • пневмогидравлическая система подачи компонентов топлива;
  • система управления расходованием топлива;
  • система контроля заправки;
  • система безопасности полета;
  • система термостатирования воздухом высокого давления;
  • элементы системы контроля температур;
  • элементы системы термостатирования;
  • системы гидроприводов;
  • система пожаропредупреждения.

Маск защитил Россию в ответ на ее «пассивную агрессию»

3 марта к Международной космической станции впервые успешно пристыковался корабль Crew Dragon, разработанный компанией SpaceX для доставки астронавтов на МКС. 8 марта космический грузовик вернулся на Землю.

Сейчас экипажи на станцию доставляют исключительно российские ракеты Союз и успех корабля Илона Маска грозит обернуться многомилионными потерями для космической отрасли России. Подробно в материале Замена ракет Союз: успех корабля Илона Маска.

Накануне запуска Россия засомневалась в новой системе автоматической пристыковки Crew Dragon и несколько дней обдумывала доводы NASA. От России согласие было получено за три дня до старта.

Несколько недель назад глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что SpaceX вряд ли сможет делать ракетные двигатели лучше, чем Россия, поскольку «Маск не специалист в этом деле».

«Он просто не понимает, о чем здесь речь», — сказал Рогозон.

На это Маск ответил в своем микроблоге в Twitter: «Я работаю главным инженером/конструктором в SpaceX с первого дня».

Американские СМИ были также возмущены тем фактом, что Роскосмос сообщил, только о новых российских противогазах, которые впервые были надеты в момент пристыковки Crew Dragon к МКС, но о самом корабле или участии SpaceX ни слова.

Позже российские СМИ писали о «высоких конзамечательное ракетостроение и лучший двигатель, который сейчас летает».

В ответ глава SpaceX написал: «Украина действительно сыграла основную роль».

Характеристики

Обзор

Зенит-2 Зенит-3СЛ
Этапы 2 3
Общая длина 57 кв.м. 59,6 м
Полная пустая масса 37600 кг 40320 кг
Общая масса брутто 444900 кг 462 200 кг
Полезная нагрузка 13,74 тонны в НОО ≈6 тонн в GTO
Запустить сайт Космодром Байконур Океанская платформа »
Морской старт»
Запускает 21 (6 неудачных) по состоянию на 10 июня 2004 г. 31 (3 неудачных, 1 частичный успех) на 1 февраля 2013 г.
Коэффициент успешности 71,4% 91,1%
Цена за запуск ~ 45 миллионов долларов ~ 90 миллионов долларов

Трехступенчатая версия (Зенит-3SL)

Полезная нагрузка на НОО 6100 кг, конструктивное ограничение 3-й ступени
Полезная нагрузка для MEO 3965 кг (10000 км, 45 °)
Полезная нагрузка на GEO 1840 кг
Полезная нагрузка в GTO 5250 кг (повышено до 6000+ кг)

Исторический проект

Идея морского космодрома состоит в том, чтобы запускать ракету-носитель с эквартора, где имеются наилучшие условия для запуска, поскольку можно максимально эффективно использовать скорость вращения планеты.

В 1995 году американская Boeing, российская РКК Энергия, норвежское судостроительное предприятие Kvaerner, украинские КБ Южное и ПО Южмаш основали Международный консорциум Sea Launch Company для реализации одной из смой амбициозной идеи в истории космонавтики.

Американскй стороне принадлежало 40 процентов, российской — 25, норвежской — 20 и украинкой 15 процентов.

Плавучий космодром Морской старт — это бывшая норвежская нефтяная платформа, которую адаптировали под запуски ракет модификации Зенит-3SL семейства Зенит, которую эксперты называют гениальной и совершенной.

Зенит тогда был единственной роботизированной ракетой, подходящей для запуска с платформы Морского старта: после установки в вертикальное состояние она самостоятельно заправляется топливом и отбрасывает стыковочные крепления.

Для Морского старта это было обязательным условием: на платформе не должно оставаться людей. В итоге для запуска Зенита достаточно команды из двух сотен человек, тогда как на Байконуре запуски Союзов обслуживают почти 1,5 тысячи.

https://www.youtube.com/watch?v=5lDt4FqXSgM

Однако для каждого запуска с Морского старта нужно было собрать корпус ракеты в Украине, установить на нее российские комплектующие, по частям отправить в США, собрать и установить ракету на судно, отправить в плавание до экватора, осуществить запуск и вернуться обратно. Такой алгоритм усложняет и удорожает пуски.

Летом 2009 года компания Морской старт объявила о своем банкротстве, а после реорганизации ведущую роль в проекте получила Энергия. Однако в 2011 году запуски возобновились. До 2013 года с Морского старта запустили 31 ракету. Два запуска были неудачными.

В результате реорганизации дочка российской корпорации компания Energia Overseas Ltd получила 95-процентную долю в компании, три процента отошло Boeing, два процента — Aker.

В 2020 году было объявлено, что владельцем Морского старта станет группа компаний S7. Сделка по покупке имущества плавучего космодрома закрылась 17 апреля.

Предметом сделки стали корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич в США и товарный знак Sea Launch.

Новые владельцы говорят о готовности возобновить запуски с 2019 года, закупить 50 новых ракет и прибавить опцион еще на 35.

Варианты

Зенит-2

Зенит-2 был первым членом семейства ракет. Он состоит из двух этапов. Первый использует двигатель РД-171 , а двигатель РД-120 питает вторую ступень. Первый полет он совершил 13 апреля 1985 года на тренажере » Целина-2″ . Однако испытательный полет оказался неудачным. Первый успешный полет произошел 22 октября 1985 года.

Бустер Энергия

Первая ступень «Зенит» использовалась как навесная ракета-носитель для ракеты-носителя «Энергия». Четыре первых ступени «Зенита» были прикреплены к основному кораблю для создания дополнительной тяги при взлете, так же, как твердотопливные ракетные ускорители использовались на космическом корабле США . «Энергия» совершила два полета (1987 и 1988), прежде чем программа была свернута.

Зенит 2М и 2СЛБ

Зенит 2М — это новая версия Зенита 2 с модернизированной системой управления и модернизированными двигателями. Первый «Зенит-2М» был запущен 29 июня 2007 года с секретным российским военным спутником « Целина-2 ». Обозначение Зенит-2SLB относится к коммерческим запускам через Land Launch дочерней Sea Launch, который начал спутниковые запуски с космодрома Байконур в 2008 году.

Зенит-3СЛ

Зенит-3SL — трехступенчатая ракета-носитель, разработанная и используемая консорциумом «Морской старт».

Он сочетает в себе:

  • двухступенчатый «Зенит-2С» производства украинского ГОК « Южное» / ПО « Южмаш»
  • Блок разгонного блока ДМ-SL , предоставлен российской энергетической компанией.
  • кожух носового обтекателя для защиты полезной нагрузки во время запуска, предоставленный Boeing .

Ракеты, используемые Sea Launch, собираются в Лонг-Бич, Калифорния . Запуск осуществляется с морской стартовой платформы Ocean Odyssey , расположенной на экваторе. Ocean Odyssey также используется для транспортировки ракет на стартовую площадку. Последний запуск из Зенита-3SL произошел 11 декабря 2015 года РД-171 двигателя Зенит-3SL первой стадии, и большая часть системы управления ракетами -3SL были сделаны в России. Однако, согласно тому же источнику, неясно, продолжают ли российские поставщики комплектующих работать вместе с Южмашем на данный момент.

Зенит 3М и 3СЛБ

Зенит-3М — это Зенит-2М с разгонным блоком Блок-ДМ, который используется на Зенит-3SL. Запускается с Байконура. Первый полет был запущен 28 апреля 2008 года. Наземный старт коммерческой реализации Зенит-3М под обозначением Зенит 3SLB.

Зенит-3Ф

Зенит-3Ф, также известный как Зенит-2СБ / Фрегат, представляет собой трехступенчатую производную от Зенит-2М, использующую разгонный блок Фрегата , который уже использовался на корабле « Союз» , для вывода космических кораблей на более высокие орбиты. Он совершил свой первый полет в январе 2011 года с космическим кораблем « Электро-Л №1» для правительства России. Позже в том же году другой запуск доставил Спектр-Р , космический телескоп весом 5000 кг (11000 фунтов) , на орбиту с перигеем 10 000 километров (6200 миль) и апогеем 390 000 километров (240 000 миль). Самый последний запуск произошел 26 декабря 2017 года с космодрома Байконур, когда ракета стартовала с ангольским космическим кораблем Angosat 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector