Ракета «союз»: описание, история, запуск и интересные факты
Содержание:
- Характеристики
- Ступени РН «Союз»
- Оценка стоимости разработки
- Особенности конструкции 11А511
- Модификации
- Испытания
- Стартовые площадки
- Ракета «Союз» — топливо и двигательные установки
- Факты и инциденты
- Система аварийного спасения
- Запуски
- Ступени РН «Союз»
- Ракета «Союз» — топливо и двигательные установки
- Ракета «Союз» сейчас
- Факты и инциденты
- Особенности конструкции 11А511
- Стартовые площадки
- История создания
- Хронология разработки
Характеристики
Длина РН «Союз» зависит от типа доставляемого в космос космического корабля, но не превышает 50.67 м. Сечение – 10,3 м, поперечные размеры – расстояние между концевикам воздушных рулей. Полная масса ракеты-носителя «Союз» в снаряженном состоянии (стартовая) – 308 т. Максимальная масса топлива – 274 т. Максимальная, так называемая сухая полная масса ракеты-носителя «Союз» составляет 34 т и также зависит от типа выводимого на орбиту космического аппарата. Суммарная тяга, развиваемая РН: 413 тонны-силы на уровне моря и свыше 500 тонны-силы в вакууме. Ракета «Союз» 11А511 способна вывести на Земную орбиту полезные грузы массой 7 т. Полетное время РН составляет около 9 мин.
Ступени РН «Союз»
Две ступени ракетоносителя аналогичны РН «Восток», но с рядом усовершенствований. Первая ступень ракеты состоит из 4-х боковых конусообразных ускорительных блоков. На каждом ускорителе установлены автономные двигатели. Отделение ускорительных блоков во время запуска происходит примерно на 118 секунде полета ракеты. Масса бокового блока без топлива – не более 3,75 т, вес топлива составляет 155-160 т.
Вторая ступень включает центральный блок «А» с топливом и полезной нагрузкой. Масса без топлива — не более 6 т, топливо – 90-95 т. Вторая ступень отделяется от ракеты-носителя примерно на 278 секунде полета.
Третья, доработанная ступень — модернизированный блок «И» РН «Восход» 11А57 общей длиной 6,7 м и диаметром 2,66 м. Оснащена 4-камерным ракетным двигателем на жидком топливе с одним турбонасосным агрегатом. Общая масса 25 т.
Оценка стоимости разработки
Ориентировочная оценка стоимости создания носителя, данная в 2016 году, составляет порядка $500 млн, на модернизацию наземной инфраструктуры на Байконуре требуется порядка $245 млн. В связи с переориентацией в середине 2017 года пилотируемых пусков с «Ангары-А5П» на «Союз-5» и, соответственно, с повышением требований к обеспечению безопасности, конечная стоимость может вырасти.
8 августа 2017 года генеральный директор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов сообщил СМИ, что предприятие вложит почти 7 млрд рублей до конца 2019 года в подготовку производства двигателей РД-171МВ для «Союза-5». Реконструкция предприятия и подготовка к началу серийного производства новых двигателей начнется в 2017 году.
Особенности конструкции 11А511
Ракета «Союз» 11А511 состоит из трех ступеней с ускорителями на первой «Б», «В», «Г» и «Д», двух блоков «А» и «И» (второй и третьей ступени), головного обтекателя, адаптера полезного груза и системы аварийного спасения (САС) экипажа. В конструкции использованы модернизированные двигатели двухступенчатой ракеты МБР Р-7А и трехступенчатой РН «Восход». Изначально была осуществлена модернизация блока третьей ступени, что позволило улучшить энергетические показатели РН, впоследствии были доработаны и другие ступени. Их внешний вид не изменился, но содержание и возможности стали новыми:
- Установлена новая телеметрическая система на блоке «А».
- Бортовая кабельная сеть управления заменена более легкой.
- Наклонение орбиты корабля относительно плоскости экватора снижено более чем на 10о.
- Уменьшена длина и вес кабельной сети блока «И».
- Заменены двигатели блока «А».
- Усилена прочность некоторых элементов первой ступени.
В целом, внешне РН «Союз» отличается от предшествующих ракет-носителей — прежде всего, головным обтекателем с четырьмя стабилизаторами и конической формой блоков первой ступени, а также наличием аварийной системы на вершине.
Модификации
У РН 11А511 впоследствии было 3 модификации:
- «Союз-Л» — предназначалась для запусков лунного комплекса Н1-ЛЗ. Внешним отличием этой ракеты-носителя является необычная форма головного обтекателя. Было осуществлено 3 старта этого РН с космическими аппаратами серии «Космос» 379, 398 и 434.
- «Союз-М» — разработка Куйбышевского филиала ЦКБЭМ для вывода на земную орбиту разведывательных аппаратов особого назначения серии «Зенит» (4М, 4МТ, «Орион») и военно-исследовательских кораблей «Союз 7К-ВИ». Было произведено восемь пусков этой модификации с космодрома Плесецк.
- «Союз-У» — последняя модификация на основе РН 11А511. При разработке этого носителя учитывались также и наработки уже используемые в модификациях «Союз-Л» и «Союз-М». Этот ракетоноситель был сконструирован в 70-х годах и в первую очередь предназначался для запуска пилотируемых и беспилотных транспортных космических аппаратов «Прогресс». При помощи этой ракеты в космос было выведено множество как отечественных, так и иностранных космических аппаратов таких серий, как «Космос», «Фотон», «Ресурс-Ф», «Бион». Главное отличие «Союз-У» — улучшенные энергетические характеристики ДУ ступеней 1 и 2. Эта вариация ракеты-носителя считалась одной из наиболее удачных, и долгое время была самой востребованной. Ее запуск осуществлялся 771 раз.
Путем модернизации «Союза-У» в «ЦСКБ-Прогресс» был создан ракетоноситель «Союз-2», которая отличалась повышенной грузоподъемностью и была способна вывести на земную орбиту 9200 кг полезного груза. Впоследствии на базе «Союз-2» было сделано целое семейство ракетоносителей «Союз-СТ», которые отличались доработанной системой управления. Новейшей модификацией РН «Союз-У» является созданная в 2001 году ракета «Союз-ФГ».
Испытания
Участники испытаний в одной из пультовых — у пульта СУ РН «Союз-2».
Летные испытания РН модификации 1а начались в октябре 2004 года и завершены пуском КА “Меридиан-3” в ноябре 2010 года.
Летные испытания модификации 1б начались в декабре 2006 года и завершены пуском КА “Ресурс-П” №1 в июне 2013 года. Ряд заключительных пусков данной модификации в этот период времени проводился вне программы летных испытаний.
Испытания модификаций СТ-А и СТ-Б в части бортового оборудования, агрегатов и узлов, а также адаптации для использования с обтекателем типа СТ, были совмещены с соответствующими испытаниями модификаций 1а и 1б. Испытания модификаций СТ-А и СТ-Б в собранном виде начались в мае 2010 года с испытаний на технической позиции. На настоящий момент (февраль 2016 года) обе РН находятся в штатной эксплуатации.
Летные испытания модификации 1в начались в декабре 2013 года пуском КА “АИСТ” и двух калибровочных сфер “СКРЛ-756”.
Всего на начало 2011 в рамках испытаний произведено 10 пусков (6 — модификации 1а, 4 — модификации 1б). Все пуски в рамках летных испытаний, за исключением первого пуска модификации 1а, производились с выведением коммерческой полезной нагрузки.
Ожидаемый объём летных испытаний — не менее чем по 5 пусков для каждой модификации.
Стартовые площадки
Пустой стартовый комплекс 43/4 в Плесецке
Так как, с точки зрения конструкции, РН «Союз-2» является модификацией РН «Союз-У» его запуск возможен с любого стартового комплекса, предназначенного для запуска ракет-носителей семейства Р7 после установки специфического для «Союз-2» оборудования и прокладки соответствующих кабельных связей.
На сегодня переоборудованы под запуск РН «Союз-2» следующие стартовые комплексы:
- Плесецк, площадка 43 / старт № 4 (оборудование для более старых РН демонтировано, поэтому запускать с данного стартового комплекса можно только «Союз-2»).
- Байконур, площадка 31 (на 2011 год в МИК и на стартовом комплексе установлено оборудование как для проверки и запуска Союз-У/Союз-ФГ, так и для «Союз-2», поэтому с данной площадки возможны и производятся запуски всех вышеперечисленных РН).
Планируется доработка под запуск РН «Союз-2» следующих стартовых комплексов:
- Плесецк, площадка 43 / старт № 3 (МИК используется общий для площадки 43, поэтому его доработка не требуется).
- Плесецк, площадка 16.
- Байконур, площадка 1 (так называемый «Гагаринский старт», откуда осуществляются (совместно с площадкой 31) российские пилотируемые запуски).
Строится стартовый комплекс для данной ракеты на новом российском космодроме Восточный.
Кроме вышеперечисленных площадок для запуска «Союз-2» (модификаций СТА, СТБ) специально построен стартовый комплекс в Гвианском космическом центре (ГКЦ), технология запуска с которого кардинально отличается от запусков из Плесецка и Байконура:
В монтажно-испытательном комплексе (МИК) собирается только собственно РН, без её стыковки с космической головной частью (состоит из космического аппарата, обтекателя и, опционально, разгонного блока «Фрегат»). Ракета вывозится и устанавливается на стартовый комплекс «без головы». На российских космодромах РН вывозится из МИК в сборе с головной частью.
Головная часть собирается, вывозится и устанавливается на РН в вертикальном положении. Это связано с тем, что многие европейские космические аппараты не переносят искривляющих боковых нагрузок, неизбежных при стыковке аппарата к РН и перевозки собранной конструкции в горизонтальном положении.
Установка головной части и операции по подготовке РН к пуску производятся в прямом смысле под крышей — после установки РН на неё накатывают по рельсам специальную конструкцию — мобильную башню обслуживания, которая закрывает от экваториальной погоды работающий с РН персонал и содержит площадки, лифты и другие средства удобного доступа к различным частям ракеты.
В отличие от российских космодромов управление пуском осуществляется не из сравнительно близко расположенных к стартовому столу подземных бункеров, а из обычного здания, расположенного на расстоянии более 1 км от стартового стола. Большие длины связей потребовали дополнительной адаптации систем стартового комплекса.
По предварительной информации операции подключения и отключения заправочного оборудования будут автоматизированы благодаря тому, что стартовый стол для «Союз-СТ» не вращается и точки подключения заправочного оборудования находятся всегда в одном месте. В Плесецке и Байконуре «Союз-2» запускается с вращающегося по азимуту стартового стола, что затрудняет автоматизацию заправочных операций.
Ракета «Союз» — топливо и двигательные установки
Используемое для двигательных установок всех ступеней топливо было идентичным – керосин Т-1. Жидкий кислород использовался в качестве окислителя. Это весьма взрывоопасное вещество, но не токсичное. Для работы вспомогательных систем в небольшом количестве использовались жидкий азот и перекись водорода.
Для первой ступени в качестве двигательной установки (ДУ) использовались четыре 4-х камерных ЖРД (жидкостные ракетные двигатели) РД-107 8Д728. Каждый двигатель ракеты «Союз» первой ступени имел 4 основных неподвижных камеры сгорания и 2 поворотно-рулевых на шарнирных подвесах. Полная масса двигателя составляла 1300 кг.
ДУ второй ступени ракеты «Союз» – двигатель ЖРД РД-108, состоящий из 4-х неподвижных и 4-х поворотных камер с отклонением 350, которые являлись исполнительными органами управления ракетой и использовались для управления положением ракеты в пространстве. Это двигатель открытого цикла с системами наддува и газогенерации массой 1195 кг.
Для третьей ступени — высоконадежный ЖРД РД-0110 11Д55. Это двигатель открытого цикла с турбированной подачей топлива, созданный в ОКБ-154 под начальством С. А. Косберга также имел 4 основных и 4 поворотных камеры сгорания. Предельное время непрерывной работы – 250 сек.
Факты и инциденты
Одним из предназначений «Союз» 11А511 была возможность выводить на орбиту Луны пилотируемые корабли с экипажем. С этой целью на околоземной орбите планировалось создать целый комплекс из пилотируемого корабля, танкера заправщика и разгонного блока. Выводить на орбиту все элементы планировалось при помощи РН «Союз».
Инцидентов при запусках РН «Союз» было всего два. В декабре 1966 года во время предпусковой подготовки не сработал пирозапал, и автоматика отменила запуск. Персонал начал процедуру слива топлива, но спустя 27 мин сработала САС, которая все то время оставалась активной. Причиной срабатывания стало вращение Земли, вследствие чего датчики зарегистрировали угловое отклонение положения корабля и активировали аварийную систему. В результате после отсоединения головной части из трубопроводов вылился и загорелся теплоноситель, последовал ряд взрывов. От удушья погиб один человек и двое — от полученных травм, было повреждено оборудование.
В 1975 году при выведении корабля на орбиту на высоте 150 км сбой автоматики вызвал отделение корабля от ракетоносителя. Аппарат с экипажем спустился на склон горы в Алтае и покатился вниз. Космонавтов спас парашют, который они не отстрелили, зацепившийся за дерево. Никто из экипажа не пострадал.
Система аварийного спасения
При разработке ракетоносителя «Союз» одной из ключевых задач, стоявших перед конструкторами, было создать систему для спасения экипажа в случае аварийной ситуации. В итоге была разработана и реализована система аварийного спасения (САС), которая активировалась до старта ракеты и в случае необходимости обеспечивала спасения экипажа на старте или на любом участке полета.
Система предусматривает увод от ракеты головного блока с экипажем в безопасное место вместе с обтекателем, спускаемым и приборно-агрегатным аппаратом. Для этого на головном обтекателе были установлены ракетные двигатели разделения, работающие на твердом топливе в комплексе с четырьмя небольшими двигателями управления. На самой вершине головного обтекателя располагался небольшой двигатель, задача которого была уводить весь модуль в сторону после срабатывания двигательной установки разделения. Такая система стала типовой для всех «Союзов».
Запуски
РН «Союз» начала успешно выводить искусственные спутники Земли в космос в 1966 году. Изначально это были аппараты серии «Космос», а в дальнейшем и пилотируемые космические корабли. За первые 10 лет эксплуатации ракеты-носителя 11А511 было проведено 32 запуска с космодрома Байконур, 30 были успешными.
Впоследствии на базе РН «Союз» было создано несколько модификаций для выполнения различных задач, главным образом для запуска отечественных и иностранных космических аппаратов разного назначения. Для пусков РН «Союз» было создано 7 стартовых площадок:
- Байконур – 2 площадки.
- Плесецк – 3.
- Гвианский космический центр (Французская Гвиана) – 1.
- Космодром «Восточный» — 1.
Общее число стартов всех «Союзов» — 1020. На конец 2016 года суммарно было совершено 44 пуска РН «Союз 2.1а» и «Союз 2.1б».
Ступени РН «Союз»
Две ступени ракетоносителя аналогичны РН «Восток», но с рядом усовершенствований. Первая ступень ракеты состоит из 4-х боковых конусообразных ускорительных блоков. На каждом ускорителе установлены автономные двигатели. Отделение ускорительных блоков во время запуска происходит примерно на 118 секунде полета ракеты. Масса бокового блока без топлива – не более 3,75 т, вес топлива составляет 155-160 т.
Вторая ступень включает с топливом и полезной нагрузкой. Масса без топлива — не более 6 т, топливо – 90-95 т. Вторая ступень отделяется от ракеты-носителя примерно на 278 секунде полета.
Третья, доработанная ступень — модернизированный блок «И» РН «Восход» 11А57 общей длиной 6,7 м и диаметром 2,66 м. Оснащена 4-камерным ракетным двигателем на жидком топливе с одним турбонасосным агрегатом. Общая масса 25 т.
Ракета «Союз» — топливо и двигательные установки
Используемое для двигательных установок всех ступеней топливо было идентичным – керосин Т-1. Жидкий кислород использовался в качестве окислителя. Это весьма взрывоопасное вещество, но не токсичное. Для работы вспомогательных систем в небольшом количестве использовались жидкий азот и перекись водорода.
Для первой ступени в качестве двигательной установки (ДУ) использовались четыре 4-х камерных ЖРД (жидкостные ракетные двигатели) РД-107 8Д728. Каждый двигатель ракеты «Союз» первой ступени имел 4 основных неподвижных камеры сгорания и 2 поворотно-рулевых на шарнирных подвесах. Полная масса двигателя составляла 1300 кг.
ДУ второй ступени ракеты «Союз» – двигатель ЖРД РД-108, состоящий из 4-х неподвижных и 4-х поворотных камер с отклонением 350, которые являлись исполнительными органами управления ракетой и использовались для управления положением ракеты в пространстве. Это двигатель открытого цикла с системами наддува и газогенерации массой 1195 кг.
Для третьей ступени — высоконадежный ЖРД РД-0110 11Д55. Это двигатель открытого цикла с турбированной подачей топлива, созданный в ОКБ-154 под начальством С. А. Косберга также имел 4 основных и 4 поворотных камеры сгорания. Предельное время непрерывной работы – 250 сек.
Ракета «Союз» сейчас
Всего было разработано 10 модификаций РН «Союз». На сегодняшний день с помощью носителя «Союз-У» осуществляется запуск грузовых кораблей. В конце 2016 года с РН «Союз-У» был запущен аппарат ТГК «Прогресс МС-04»
Наибольшее внимание современной отечественной аэрокосмической отрасли уделено развитию РН «Союз-2.1а». Работа по модернизации этого ракетоносителя стартовала еще в 1990 годы
Были разработаны и установлены новые двигатели, внедрена новая система телеметрии, автоматизирован испытательный и предстартовый процесс подготовки. В результате были улучшены общие характеристики аппарата и точность выведения на орбиту.
Факты и инциденты
Одним из предназначений «Союз» 11А511 была возможность выводить на орбиту Луны пилотируемые корабли с экипажем. С этой целью на околоземной орбите планировалось создать целый комплекс из пилотируемого корабля, танкера заправщика и разгонного блока. Выводить на орбиту все элементы планировалось при помощи РН «Союз».
Инцидентов при запусках РН «Союз» было всего два. В декабре 1966 года во время предпусковой подготовки не сработал пирозапал, и автоматика отменила запуск. Персонал начал процедуру слива топлива, но спустя 27 мин сработала САС, которая все то время оставалась активной. Причиной срабатывания стало вращение Земли, вследствие чего датчики зарегистрировали угловое отклонение положения корабля и активировали аварийную систему. В результате после отсоединения головной части из трубопроводов вылился и загорелся теплоноситель, последовал ряд взрывов. От удушья погиб один человек и двое — от полученных травм, было повреждено оборудование.
В 1975 году при выведении корабля на орбиту на высоте 150 км сбой автоматики вызвал отделение корабля от ракетоносителя. Аппарат с экипажем спустился на склон горы в Алтае и покатился вниз. Космонавтов спас парашют, который они не отстрелили, зацепившийся за дерево. Никто из экипажа не пострадал.
Особенности конструкции 11А511
Ракета «Союз» 11А511 состоит из трех ступеней с ускорителями на первой «Б», «В», «Г» и «Д», двух блоков «А» и «И» (второй и третьей ступени), головного обтекателя, адаптера полезного груза и системы аварийного спасения (САС) экипажа. В конструкции использованы модернизированные двигатели двухступенчатой ракеты МБР Р-7А и трехступенчатой РН «Восход». Изначально была осуществлена модернизация блока третьей ступени, что позволило улучшить энергетические показатели РН, впоследствии были доработаны и другие ступени. Их внешний вид не изменился, но содержание и возможности стали новыми:
- Установлена новая телеметрическая система на блоке «А».
- Бортовая кабельная сеть управления заменена более легкой.
- Наклонение орбиты корабля относительно плоскости экватора снижено более чем на 10о.
- Уменьшена длина и вес кабельной сети блока «И».
- Заменены двигатели блока «А».
- Усилена прочность некоторых элементов первой ступени.
В целом, внешне РН «Союз» отличается от предшествующих ракет-носителей — прежде всего, головным обтекателем с четырьмя стабилизаторами и конической формой блоков первой ступени, а также наличием аварийной системы на вершине.
Стартовые площадки
Запуск может осуществляться с Байконура (на базе стартового стола для ракеты-носителя «Зенит», Морского старта и Восточного).
Комплекс «Байтерек» на Байконуре
В 2004 году Казахстан и Россия заключили договор о разработке РКК «Байтерек». Поначалу предполагалось, что с этого комплекса будут осуществляться пуски РН «Ангара». Однако в 2013 года приняли решение о разработке комплекса на базе ракеты «Зенит», а также имеющейся для нее инфраструктуры. Но события 2014 года на Украине (сборка ракет проходили в Днепропетровске на заводе «Южмаш»), заставили приостановить этот проект.
После включения в Федеральную космическую программу России в 2015 году до 2025 года проекта по разработке РН среднего класса Россия предложила Казахстану совместную реализацию проекта «Байтерек» с применением этой ракеты. Комплекс планировали разработать на базе площадки космодрома № 45, который предназначен для запуска ракеты «Зенит».
Начиная с января 2018 года, инфраструктура для ракеты будет передаваться в собственность Казахстану. Площадка состоит из 2 пусковых установок: разрешенную аварией, произошедшей в 1990 году и используемую в рамках проекта «Наземный старт».
Эксперты предполагали, что российские носители при запуске с космодрома Байконур будут сбрасывать створки головного обтекателя над Китайским Синьцзян-Уйгурским автономным районом, по этой причине для обеспечения абсолютной безопасности, Роскосмос планирует арендовать в Китае участок размером около 10 000 кв. км, где запрещено строить промышленные объекты и города.
В начале лета 2017 года Игорь Комаров, глава Роскосмоса сообщил СМИ, что государственная корпорация собирается ускорить разработку комплекса «Байтерек» посредством модернизации стартового стола для РН «Зенит» на космодроме Байконур для выполнения пилотируемого старта в 2022 году.
Восточный
Морской старт
Осенью 2016 года Владимир Солнцев, президент РКК «Энергия» заявил, что график работ могут сократить до пяти лет, если проект получит от российской компании «S7 Group» дополнительную финансовую поддержку. Для этого рассматривается возможность создания ракеты «Сункар» в версии для применения ее на плавучем космодроме «Морской старт» на замену ракеты «Зенит» украинского производства, под которую приспособлен этот космодром.
Осенью 2016 года было заключено соглашение, и началась шестимесячная процедура покупки «Морского старта» корпорацией «S7 Space». Кроме того в этот день был заключен контракт о сотрудничестве между РКК «Энергия» и «S7 Group». Предполагается, что коммерческую модификацию ракеты удастся разработать не такой дорогой.
Сферы применения
Предполагается, что РН может заменить все существующие носители тяжелого и среднего классов: начиная от «Зенит» и «Союз-2» до «Протон-М» и «Ангары».
Гражданские пуски Роскосмоса
Сам по себе этот носитель не подходит для лунной программы по причине недостаточной грузоподъемности, но станет 1 и 2 ступенями будущей сверхтяжелой ракеты. В конце июля 2017 года РКК «Энергия» создала схему осуществления пилотируемой экспедиции на Луну, которая требует одного пуска ракеты «Союз-3» и 2 пусков сверхтяжелой ракеты.
Коммерческие пуски
В конце лета 2017 года Игорь Комаров, глава Роскосмоса, заявил журналистам, что многие страны, коммерческие заказчики и космические агентства проявляют серьезный интерес к пускам на «Союзе-5».
Критика
Сергей Сопов, гендиректор корпорации «S7 космические транспортные системы» считает, что «Союз-5» — это дорогостоящая, потолстевшая и подросшая ракета «Зенит». Он уверен, что к 2022 году (запланирован первый пуск) РН уже будет устаревшей и убыточной для Морского старта на фоне конкурентов.
История создания
История создания началась задолго до первого запуска. Началом послужило постановление ЦК КПСС о необходимости разработки новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая сможет доставить термоядерный заряд на значительное расстояние, исчисляемое тысячами километров. После нескольких лет разработок задача была выполнена. Межконтинентальная двухступенчатая ракета нового образца МБР Р-7А поступила на вооружение специально созданного подразделения ракетных войск. Первый пуск состоялся в 1959 году. В различных модификациях Р-7 пробыла на вооружении лишь 10 лет, но благодаря высокому модернизационному потенциалу и удачной конструкции она стала основой для целого семейства космических ракет-носителей.
Уже после первого пилотируемого полета в космос, в рамках реализации программы более длительных полетов, началась разработка новой ракеты на базе Р-7. Проблема была в том, что все ракеты Советского Союза на то время, в том числе и «Восход», не подходили для эксплуатации в рамках, заданных проектом. Помимо увеличения длительности полета, на новой ракете должна была быть реализована система аварийного спасения экипажа в случае экстренной ситуации, которая не предусматривалась на «Восходе».
Основой для конструкции новой ракеты среднего класса семейства Р-7 стали уже эксплуатируемые носители «Восход» и «Р-7А». Новый РН получил наименование «Союз» и индекс 11А511. Эта трехступенчатая ракета-носитель стала использоваться для запусков кораблей «Союз» и «Прогресс». Впервые запуск ракеты «Союз» осуществлен в 1966 году.
Хронология разработки
В 2017 году Роскосмос принял решение отказаться от испытаний корабля «Федерация» на ракете-носителе «Ангара-А5П» в пользу разрабатываемого носителя «Союз-5».
Вид работ | Сроки |
---|---|
Разработка космического ракетного комплекса | 2016-2021 год |
Доработка наземного комплекса | 2020-2021 год |
Лётно-конструкторские испытания | 2022-2024 год |
Коммерческая эксплуатация | с 2024 года |
Прошедшие события
- 18 августа 2015 года генеральный директор самарского Ракетно-космического центра «Прогресс» Александр Кирилин в интервью СМИ сообщил, что разработка проекта Русь-М закрыта, однако начата работа над созданием «Союза-5».
- В 2016 году работы по РН по программе «Феникс» перешли в активную стадию.
- апрель 2017 года — в Конструкторском бюро Химавтоматики, входящего в НПО «Энергомаш», на основе воронежского двигателя 14Д23 начались работы по созданию нового двигателя для второй ступени ракеты-носителя «Союз-5». Концепция нового двигателя перед Днём космонавтики была озвучена в интервью главным конструктором КБХА Гороховым В. Д.
Конец мая 2017 года — на совещании по развитию ракетно-космической отрасли было решено назвать новую ракету-носитель, разрабатываемую по программе «Феникс», «Союз-5».
20 июня 2017 года генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев заявил, что летные испытания «Союз-5» могут начаться раньше 2022 года вместо первоначально запланированных в период 2023-2035гг.
11 августа 2017 года распоряжением Правительства РФ РКК «Энергия» назначена головным разработчиком «Союза-5». В составе соисполнителей работ — РКЦ «Прогресс» и ЦЭНКИ. Помимо самого носителя будет разработан разгонный блок типа ДМ, а также будет модернизирована наземная инфраструктура.
Этап эскизного проектирования (2017—2018 гг.)
16 августа 2017 года был опубликован госконтракт на составную часть опытно-конструкторской работы (СЧ ОКР) на тему «Разработка эскизного проекта на комплекс ракеты-носителя среднего класса для летно-конструкторской отработки ключевых элементов космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса», в котором было указано, что техзадание должно быть проведено в период с 1 июня 2017 года по 31 марта 2018 года. В рамках эскизного проектирования РКК «Энергия» должна провести обоснование основных характеристик, технических и технологических решений по ракете-носителю среднего класса с учетом использования наземной космической инфраструктуры, оставшейся от ракеты «Зенит-М» на космодроме Байконур. Также в эскизном проекте на новую ракету должна быть дана оценка возможности использования в ее составе существующих и перспективных головных обтекателей, в том числе головного обтекателя 14С735 от ракеты-носителя «Ангара-А5» или зарубежного аналога. требование к применению зарубежного обтекателя может быть связано с перспективами применения ракеты «Союз-5» по программе «Морской старт». Головные обтекатели для ракет «Зенит» в рамках этого проекта производит американская компания Boeing. Использование импортных комплектующих изделий (включая материалы стран СНГ) при изготовлении частей ракеты возможно при согласовании с заказчиком (Роскосмос). При этом имеется требование о максимальном использовании продукции российского производства в конструкции составных частей ракеты-носителя.
16 августа 2017 года — публикация техзадания на разработку эскизного проекта, в котором было указано, что для «Союза-5» должен быть проработан вариант компоновки с одним двигателем РД-171М в составе блока первой ступени диаметром 4,1 м с рабочим запасом топлива 398 тонн и двух доработанных РД-0124 от третьей ступени носителя «Ангара-А5» в качестве второй ступени.
17 августа 2017 года генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев сообщил СМИ, что эскизное проектирование «Союза-5» будет завершено к ноябрю 2017 года.
Ожидаемые события
2020—2021 гг. — завершение модернизации инфраструктуры космодрома Байконур под «Союз-5».
2022 год — запуск «Союза-5» с кораблем «Федерация» в автоматическом режиме с космодрома Байконур.
2024 год — запуск «Союза-5» с пилотируемым кораблем «Федерация» с космодрома Байконур.
после 2025 года — запуск «Союза-5» и сверхтяжелой ракеты с единого стола-стенда с космодрома Восточный.