Противотанковая мина

Полевые мины — новое «качество»

Необходимость увеличения производства мин возникает позже, с
продолжением войны в 1941 г. В частности, вермахт укрепляет и минирует
прибрежных районы Северного моря, Ла-Манша и Бискайя, где в будущем пройдет
Атлантический вал. Кроме того, сначала африканская кампания, а затем и война
против Советского Союза, придают использованию мин новое «качество».

Установка противотанковых мин в тылу Атлантического вала в асфальт вдоль дороги. Весна 1944 г.

В минном производстве в немецком рейхе с 1942 г. участвуют
многие средние компании. Некоторые новые типы мин, например, противопехотную
«S-Mine 42», промышленность изготавливает до нескольких миллионов
штук. Особенностью ее конструкции был деревянный корпус и небольшой вес заряда ВВ
в 500 гр.

Схема противопехотной «S-Mine 42» в деревянном корпусе

Идея производства подобной мины возникла в ходе русской
кампании. Оказалось, что деревянная мина из-за низкого содержания металла плохо
регистрировалась электромагнитным миноискателем. Красная армия же активно
применяла «деревянные» мины. Причем, как отмечали сами немцы,
красноармейцы, используя различные типы мин, проявили себя, как особо умелые
«воины-минеры», у которых следует многому учиться.

В немецкой «памятке о русских средствах взрывания,
минах и детонаторах» («Merkblatt
über russische Spreng- und Zündmittel, Minen und Minenzünder«) от 1
января 1942 г. описаны 80 различных советских мин и большое число минных
взрывателей. В сухопутных же войсках Германии на тот момент использовались
только три типа полевых мин и пять минных детонаторов.

Обезвреживание советской противотанковой мины в деревянном корпусе солдатами «Хорватского легиона».

Achtung, minen!

Посмотрев на другие страны, вспомнили и о минах. Естественно, производитель пошёлсвоим путём» и создал хорошую противотанковую мину Tellermine 29. Только вот сапёры почему-то ругались.

Ну ок. Оставили один взрыватель. И под наименованием Tellermine 35 и 35 St выдали боеприпасы в части.

Солнечным днём французы, которые в бинокли смотрели на линию Зигфрида, заметили, что немцы что-то там закапывают.

— А что это у вас такое? — Картошку сажаем. — …а чего она у вас такая большая? — Так новый сорт же.

Французские сапёры осматривают немецкие противотанковые мины Tellermine 35 St, снятые на линии Зигфрида(источник фото)

Французы выкопали парукартошин» на пробу и поняли: им срочно нужны такие же. Но увы! Промышленность с новыми задачами не справилась и не смогла наладить поточное производство. А взрывчатка в минах, которые поставлялись во французские войска, имели свойство отсыревать и не срабатывать.

В общем, когда немцы сделали проходы в своёмогороде», их танки весело и быстро поехали во Францию.

Внедорожные мины

Польская мина MPB .

Внедорожные мины разработаны таким образом, чтобы они были эффективны при подрыве рядом с транспортным средством, а не под ним. Они полезны в тех случаях, когда земля или поверхность не подходят для закапывания или укрытия мин. Обычно они используют кумулятивный заряд Мишнея-Шардина, чтобы выстрелить пробивной пулей через броню цели. Этот принцип самозарядного снаряда использовался в некоторых французских и советских внедорожных минах и заслужил дурную славу как метод самодельных взрывных устройств (СВУ) в Израиле и особенно в Ираке.

Как использовать американскую противотанковую мину М-24

Из-за критического противостояния, необходимого для проникновения и развития технологий нейтрализации противостояния, мины с кумулятивным зарядом вне маршрута, использующие эффект Манро, встречаются реже, хотя британская / французская / немецкая мина ARGES с тандемной боеголовкой является примером одной из тем успешнее.

Термин «внедорожная мина» относится к специально разработанным и изготовленным противотанковым минам. Снаряды взрывного действия (EFP) — это один из типов СВУ, который использовался в Ираке, но большинство самодельных СВУ не используются таким образом.

Первые российские разработки

Непосредственное участие в усовершенствовании существующих образцов морских мин приняли инженеры, подданные Российской империи, П. Л. Шиллинг и Б. С. Якоби. Первый изобрел электрические взрыватели для них, а второй разработал собственно мины новой конструкции и специальные якоря к ним.

Первая донная российская мина на основе пороха была испытана в районе Кронштадта в 1807 г. Её разработал учитель кадетской школы И. И. Фитцум. Ну а П. Шиллинг в 1812 году впервые в мире испытал мины с неконтактным электрическим взрывателем. Мины приводились в действие посредством электричества, подаваемого к детонатору изолированным кабелем, который прокладывали по дну водоема.

Во время войны 1854-1855 годов, когда Россия отражала агрессию Англии, Франции и Турции, более тысячи мин Бориса Семеновича Якоби были применены для заграждения Финского залива от английского флота. После подрыва на них нескольких боевых кораблей англичане прекратили попытку штурма Кронштадта.

Немецкие минометы – первые образцы

Если перед Первой мировой войной немецкий рейх еще был лидером в развитии и применении минометов, то после своего поражения Германия снова принимается за разработку этого оружия только с 1930 г.

Ровно к началу войны в 1939 г. передовые части немецкой пехоты получили тяжелый миномет «Гранатверфер 34» (schwere Granatwerfer 34, sGrW 34) производства «Райнметалл» (Rheinmetall). По оценкам современников, в ходе войны это изделие превратилось в одну из важнейших и эффективных категорий оружия. Пусковая установка калибра восемь сантиметров (81,4 мм) состояла из ствола с казенником, опорной плиты, сошки и прицела.

Расчет sGrW 34 на понтоне. Учебное занятие по плану подготовки к высадке в Великобритании.

Конструкция ствола включала трубу, на которую наворачивался казённик. В дно казенника вставлялось медное обтюрирующее кольцо, препятствовавшее прорыву пороховых газов через резьбу при выстреле. На внешней поверхности ствола для его грубой наводки на цель наносили белую линию.

Ствол на простой сошке устанавливался в направлении стрельбы. Сошка имела две опорные ноги, соединенные шарниром. Устройство сошки в определенной степени позволяло компенсировать неровности почвы, включая поперечные. Нижняя пластина удерживала ствол и поглощала отдачу, возникавшую при выстреле гранаты (мины).

Если по углу возвышения миномет наводился легко, то изменение направления стрельбы представляло определенную проблему. Прицельное приспособление позволяло устанавливать основное направление стрельбы. Как замечают немецкие историки, только опытные солдаты на коротких дистанциях справлялись с этим обстоятельством.

Экипаж БТР 251/2 с минометом sGrW 34

Боеприпасы

Оружие заряжалось со ствола: стрелок вводил гранату через его дульный срез. Стандартный боекомплект миномёта включал осколочные и дымовые мины (гранаты, 8-cm-Wurfgranate) весом по 3,5 кг каждая. Радиус поражения осколочной мины достигал 30 м.

Наряду со стандартными осколочными минами при стрельбе из sGrW 34 использовались мины с вышибным зарядом. Он подбрасывал мину на высоту 1,5-2,0 м, где и детонировал основной заряд. Осколки, летевшие сверху вниз, были более эффективны особенно в отношении укрывшейся живой силы.

Дополнительно могли применяться осветительные боеприпасы, которые успешно применялись с целью обнаружения разведки противника ночью.

Расчет тяжелого миномета sGrW 34 состоял из шести человек: командира, наводчика, заряжающего и трех подающих

Контактные взрыватели мин были настолько чувствительными, что для собственной безопасности расчетам требовалось следить, чтобы по траектории полета мины отсутствовали малейшие препятствия (ветки деревьев, маскировочные сети и т.п.). Использование взрывателя WgrZT в сильный дождь вообще не рекомендовалось.

Вышибной заряд sGrW 34 включал в себя основной заряд (хвостовой патрон) и три дополнительных кольцевых заряда, надевавшихся на трубку стабилизатора. Стандартная осколочная мина (граната) находилась в полете от 26 сек. Дальность стрельбы sGrW 34 лежала в пределах от 125 до 2200 м. Согласно некоторым источникам, в ходе войны удалось её увеличить до 3500 до 4000 м.

Транспортировка

Оружие (вес около 60 кг) обычно перевозилось транспортным средством для личного состава. Кроме того, миномет делился на три вьюка, причем из шести военнослужащих расчета трое несли ствол. В качестве подручного средства для транспортировки служила боевая одноосная тележка (Gefechtskarren If 9).

Боевая одноосная тележка Gefechtskarren If 9

Начиная с 1942 г., миномет sGrW 34 устанавливается на легкий и средний  бронетранспортеры. В результате минометы получают неожиданную мобильность, а соответствующие подразделения высокую огневую мощь. В тот период разведывательные роты оснащаются легким (le SPW SdKfZ 250/7), а моторизованные и саперные роты – средним БТР (m SPW SdKfz 251/2).

Легкий БТР SPW SdKfZ 250/7 с 8-см минометом на борту

В период с 1937 по 1945 гг. немецкая промышленность изготовила более 70 тыс. sGrW 34, которые нашли  применение на всех фронтах.

ТТХ тяжелого немецкого миномета образца 1934 г.

Тяжелый немецкий мономет образца 1934 г.

  • калибр: 81,4 мм (8 см)
  • длина ствола: 1143 мм
  • масса: 57 кг
  • угол возвышения: от +40° до +89°
  • угол направления при угле возвышения 87°: до 14,4°
  • скорострельность: 30 выстр./мин.
  • расчёт миномета: 6 чел.
  • дальность стрельбы: 60-2400 м, позднее до 3500-4000 м
  • масса (гранаты) мины: 3,5 кг.

Применение[ | ]

Применяться мины могут различными способами: возможна установка единичных мин, в том числе мин-ловушек, и создание минных полей. Минные поля обычно устраиваются так, чтобы установившие их войска имели возможность полностью обозревать минное поле и простреливать его, не давая неприятелю проделать проходы. Для своих войск могут оставлять проходы на случай контратак, что часто применяли войска Третьего Рейха в ходе ВОВ. Минные поля используются как в полевой, так и в долговременной фортификации, часто в сочетании с проволочными и иными заграждениями. Минные поля могут состоять только из противопехотных или противотанковых мин или же быть смешанными. В ходе военных действий мины выполняют две основные цели: задержать противника и нанести ему максимальные потери в живой силе и технике.

Одиночные мины, как правило, устанавливаются вручную, для установки минных полей применяются механизированные средства (минные заградители) и дистанционный метод (засевание с помощью реактивной и ствольной артиллерии, а также авиации). Некоторые мины (как например, ПФМ-1) предназначены для установки исключительно дистанционными методами минирования.

Одиночные мины часто используются разного рода террористами и партизанами, устанавливаются в оставляемых населенных пунктах отступающими войсками. В этом случае мины воздействуют в большей степени на психику противника и подрывают боевой дух.

Помимо войск, мины используются спецслужбами, террористами и криминальными структурами для осуществления, соответственно, убийств, террористических актов или акций устрашения.

В годы ВОВ немцы применяли мины-сюрпризы, завуалированные под сувенир, на советские позиции такие «подарки» иногда сбрасывали с самолетов люфтваффе вместе с пропагандистскими материалами.

«Рогатая смерть» и другие

В представлении многих людей морская мина — это большой рогатый черный шар, закрепленный на якорном тросе под водой или плавающий по волнам. Если проплывающий корабль заденет один из «рогов», произойдет взрыв и очередная жертва отправится в гости к Нептуну. Это самые распространенные мины — якорные гальваноударные. Их можно устанавливать при больших глубинах, и стоять они могут десятилетиями. Правда, у них есть и существенный недостаток: их довольно просто отыскивать и уничтожать — тралить. Суденышко (тральщик) с небольшой осадкой тащит за собой трал, который, натыкаясь на трос мины, перебивает его, и мина всплывает, после чего ее расстреливают из пушки.

Огромное значение этих морских орудий побудило конструкторов к разработке целого ряда мин иных конструкций — которые трудно обнаружить и еще труднее обезвредить или уничтожить. Один из самых интересных видов такого оружия — морские донные неконтактные мины.

Такая мина лежит на дне, так что обычным тралом ее не обнаружить и не зацепить. Чтобы мина сработала, совершенно не нужно ее задевать — она реагирует на изменение магнитного поля Земли проплывающим над миной кораблем, на шум винтов, на гул работающих машин, на перепад давления воды. Единственный способ борьбы с такими минами — использование устройств (тралов), имитирующих настоящий корабль и провоцирующих взрыв. Но сделать это очень непросто, тем более что взрыватели подобных мин устроены так, что зачастую способны отличать корабли от тралов.

Оружие

Полки нового строя: как воевали почти 400 лет назад

В 1920—1930-х и в период Второй мировой такие мины наибольшее развитие получили в Германии, которая потеряла весь свой флот по Версальскому договору. Создание нового флота — это задача, требующая многих десятилетий и огромнейших затрат, а Гитлер собирался завоевать весь мир молниеносно. Поэтому нехватку кораблей компенсировали минами. Таким способом можно было резко ограничить мобильность вражеского флота: сбрасываемыми с самолетов минами запирали корабли в гаванях, не подпускали к своим портам чужие корабли, срывали плавание в определенных районах и по определенным направлениям. По замыслу немцев, лишив Англию морского подвоза, можно было создать в этой стране голод и разруху и тем самым сделать Черчилля сговорчивее.

Стрелковое оружие, боеприпасы, приспособления и аксессуары XIX-XXI вв

Сайт является частным собранием материалов по теме «огнестрельное оружие и боеприпасы» и представляет собой любительский информационно-образовательный оружейный портал. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов – все права принадлежат их собственникам. Администрация не несет ответственности за использование информации, фактов или мнений, размещенных на сайте.

  • Аккаунт
  • Разделы
    • Оружие
    • Боеприпасы
    • Литература
    • Галерея
    • Статьи
    • Видео
    • Новости
    • Глоссарий
  • Сайт
    • Главная
    • О проекте
    • Информеры
    • Отзывы
    • Ссылки
    • Поиск
    • RSS
  • Информация
    • Правила
    • Соглашение
    • Ответственность
    • Конфиденциальность
    • О файлах cookies
    • Хостинг от uCoz
    • Развлечение
    • Поддержка

Современная эпоха противотанковых мин

Противотанковая мина ТМ поздних модификаций продолжала оставаться на вооружении Советской Армии и после войны. Большая часть боеприпасов, оставшихся на складах после войны, были переданы ряду «братски стран в качестве оборонительного средства. В Советской Армии вплоть до середины 60-х годов на вооружении были противотанковые мины, созданные еще во время Великой Отечественной войны.

ТМ62М

В 1962 году на оснащение инженерных войск Советской Армии поступила новая модель противотанковой мины, тип ТМ-62. Конструкция и устройство этого боеприпаса стали базовыми для целого семейства мин, которые стали основным типом инженерно-оборонительных средств в Советской Армии, а после и в вооруженных силах РФ. Противотанковая мина модификации ТМ-62М является базовой моделью и представляет собой универсальный боеприпас противогусеничного действия. Основным взрывчатым веществом является 7-8 кг тротила, взрывчатка ТГА или МС. Мину можно установить в грунте, в снежном покрове и даже в воде. Срок действия боеприпаса не ограничен. Даже при условии разрушения металлического корпуса мина сохраняет свои боевые характеристики.

Кассетная противоднищевая

Схожее назначение и способы минирования у противотанковой кумулятивно-фугасной мины ПТМ-3. Только «тройка» весит уже пять килограммов, упакована не в полиэтиленовый, а в стальной корпус и оснащена неконтактным взрывателем. Металлический брусок с вогнутыми кумулятивными выемками на гранях страшен как для гусениц, так и для корпуса боевой машины.

Система РСЗО «Смерч» способна одним залпом из 12 ракет рассыпать 300 таких боеприпасов на удалении более 100 километров. Когда танк оказывается над миной, срабатывает магнитный датчик — и взрыватель активирует основой боезаряд. Датчик реагирует не только на технику, но и на солдата с автоматом или другими металлическими предметами.

В боевом положении ПТМ-3 «дежурит» в течение 8-24 часов, после чего самоликвидируется. Что интересно, извлечь или обезвредить ее невозможно. Для этого, кроме магнитного, есть дополнительный взрыватель, реагирующий на изменение положения корпуса мины в пространстве. Грубо говоря, боеприпас взорвется, если его просто шевельнуть.

На смену ПТМ-3 в 1990-х пришла более совершенная ПТМ-4, начинка которой уже посложнее: имеется даже программируемое устройство самоликвидации. Кроме того, после отделения от кассеты или снаряда РСЗО эта мина стабилизируется в полете и приземляется так, чтобы кумулятивная выемка «смотрела» четко вверх. Мощный заряд ПТМ-4 способен пробить днище любого современного танка и поразить экипаж.

Развитие противотанковых мин в послевоенной Европе и в СССР

Окончание Первой Мировой войны, ознаменовало собой начало тотальной моторизации армии. Во всех армиях ведущих мировых держав вооруженные силы стали получать больше военной техники. На смену кавалерийским частям пришли бронированные дивизионы и танковые батальоны. Пехота пересела на бронетранспортеры и автомобили. Армии становились мобильными. На гусеничные шасси пересела и артиллерия. В штабах рождались новые концепции ведения военных действий, где основная роль отводилась подвижным механизированным соединениям.

Параллельно с разработкой планов ведения атакующих и наступательных действий совершенствовалась оборонительная стратегия. Франция, которая понесла во время Первой Мировой войны наибольшие потери на сухопутном фронте, делала упор на создание мощной, долговременной обороны, в которой минное оружие играло не последнюю роль. На самом опасном направлении, на границе с Германией, было принято решение построить долговременную оборонительную линию. Линия «Мажино», построенная в 1929-34 гг. стала яркими примером оборонительной стратегии того времени. Не отставали от французов и другие страны, которые старались обезопасить себя от стремительной атаки. Минные поля включались в систему обороны границ и растянулись на многие десятки километров. Основным оружием минного арсенала стали противотанковые и противопехотные мины.

В СССР, который к тому времени превратился в мощную индустриальную державу, к минному оружию относились скептически. Ставка делалась на создание мощных ударных соединений, в состав которых входила кавалерия и танковые части. Об оборонительной стратегии в то время в советских штабах мало задумывались. Противотанковые мины и противопехотные мины включались только в систему обороны укрепрайонов, создаваемых по всей западной границе и на Дальнем Востоке. Как средство пассивной противотанковой обороны противотанковые мины в СССР стали появляться только в середине 30-х годов. Первая мина, специально созданная для подобных целей, – это Т-4. Боеприпас представлял собой деревянный или металлический ящик, в котором помещалось до 4 кг. взрывчатки. Обычно в качестве основного взрывчатого вещества применялся порошкообразный тротил. Устройство срабатывало при наезде на верхнюю часть заряда, оснащенного прижимной доской. Ставить ее можно было только в сухой грунт. Фугас был одноразового действия. Его невозможно было ни обезвредить, ни извлечь. Эта черта присуща всем первым отечественным противотанковым минам, которые выпускались в довоенное время.

Техническим продолжением стало появление в 1935 году первого серийного образца. Противотанковая мина ТМ-35, выпущенная в 1935 году стала основным огневым и поражающим средством инженерных войск Красной Армии. В отличие от предыдущей модели, мина имела более совершенный взрыватель, который срабатывал при нажимном усилии в 100-160 кг. Противогусеничный фугас срабатывал только при наезде на него транспортного средства большого веса.

В дальнейшем на вооружение Красной Армии поступают более совершенные и мощные фугасы, которые в свою очередь уже делятся на противогусенчиные и противоднищевые. Разница заключалась в том, что первые срабатывали при непосредственном наезде на боезаряд, тогда как вторые имели штыревой взрыватель, приводящий мину в действие при контакте с корпусом транспортного средства. Естественно отличалась и поражающая способность противотанковых мин. Противогусенчиные боезаряды наносили технике только локальные повреждения, лишая ее подвижности. Противоднищевые мины срабатывали под корпусом машины, нанося взрывом сильные повреждениям по всей поверхности днища. В результате действия такой мины танки, бронеавтомобили и другие транспортные средства полностью выводились из строя.

Эффективность под вопросом

О минах-ловушках много говорят и пишут, но на самом деле они не так уж часто применялись в войнах, во всяком случае, в войнах «правильных», где сражаются регулярные армии противоборствующих государств. Дело в том, что в масштабной войне любое оружие используется лишь в том случае, если оно дает определенный и ясно видимый результат, ощутимо влияет на ход и исход боя, сражения.

Противотанковые и противопехотные мины в их обычном использовании этот результат демонстрируют более чем наглядно, поэтому во всех войнах XX столетия они использовались массово (в среднем во время Второй мировой войны было установлено около 140−160 миллионов этих мин). Противотранспортные (на железных и автомобильных дорогах) и объектные мины (в зданиях, мостах, цехах и т. п.) влияли на боевые действия значительно менее заметно и, соответственно, применялись в гораздо меньших масштабах.

Какой заметный результат, непосредственно влияющий на ход боя полка, дивизии, корпуса, дают мины-ловушки? Да никакого! Зато значительные затраты времени и сил налицо. Например, отвлечение саперных подразделений от выполнения других задач, прямо влияющих на успех (например, от установки противотанковых минных полей). Вряд ли какой общевойсковой командир согласится на это только ради сознания того, что где-то там, в тылу противника, возможно, подорвалось на минах-ловушках несколько тыловиков и что противник теперь боится использовать оставленные при отступлении вещи.

Это одна сторона медали. Вторая состоит в том, что минирование минами-ловушками возможно лишь в случае предстоящего отхода войск, когда данная местность оставляется врагу. Ни во время наступления, ни во время стабильной обороны мины-ловушки применять невозможно. Следовательно, саперы могут начать минирование минами-сюрпризами лишь тогда, когда свои войска уже отошли, а противник еще не занял местность.

Должен сказать, что находиться в нейтральной зоне, рискуя ежеминутно попасть в руки противника, — занятие не из самых приятных. Ведь судьба саперов, пойманных за таким делом, обычно очень печальна, невзирая на все женевские конвенции.

Да и противник обычно стремится смять отступающих и ворваться на их плечах на новые оборонительные рубежи, не оставляя времени на подготовку новой обороны и установку саперами отступающего врага мин-ловушек.

К тому же в условиях современной маневренной войны, когда обстановка резко и быстро меняется, часто та или иная местность неоднократно переходит из рук в руки в течение нескольких часов или дней. Что тогда? Мины-ловушки, установленные против врага, начнут убивать своих.

Впрочем, вот что пишет немецкий офицер, уцелевший в многолетней мясорубке Первой мировой войны, о солдатском минном творчестве: «Люди в траншеях тратили целые дни, превращая каждый блиндаж в смертельную ловушку, и наиболее невинные вещи становились адскими машинками. Некоторые блиндажи взлетали на воздух при открывании дверей. Чертежный стол с лежащими на нем книгами был ловушкой, и от каждой книги тянулся электропровод к заряду, способному уничтожить взвод. Граммофон, оставленный на столе в готовности играть пластинку, взрывался тогда, когда мелодия заканчивалась. Разбросанные груды банок тушеной говядины превратились в дьявольские снаряды гибели… Действительно, я никогда не думал, что британский Томми обладает такой дьявольской изобретательностью».

Якорная мина

Наибольшее распространение на Дальневосточном театре боевых действий получила морская мина с якорным фиксатором. Она удерживалась в подводном состоянии минрепом, закрепленным к якорю. Регулировка глубины погружения первоначально производилась вручную.

В этом же году лейтенант Российского военного флота Николай Азаров по заданию адмирала Макарова С. О. разработал конструкцию для автоматического погружения морской мины на заданную глубину. К боеприпасу приладил лебедку со стопором. Когда тяжелый якорь достигал дна, ослабевало натяжение троса (минрепа) и срабатывал стопор на лебедке.


Дальневосточный опыт минной войны был перенят европейскими государствами и широко применен во время Первой мировой войны. Наибольших успехов в этом деле достигла Германия. Немецкие морские мины закрыли Российский императорский флот в Финском заливе. Прорыв этой блокады стоил Балтийскому флоту больших потерь. Но и военные моряки Антанты, особенно Великобритании, постоянно ставили минные засады, закрывая выходы немецким судам из Северного моря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector