Якорная мина
Содержание:
Первые российские разработки
Непосредственное участие в усовершенствовании существующих образцов морских мин приняли инженеры, подданные Российской империи, П. Л. Шиллинг и Б. С. Якоби. Первый изобрел электрические взрыватели для них, а второй разработал собственно мины новой конструкции и специальные якоря к ним.
Первая донная российская мина на основе пороха была испытана в районе Кронштадта в 1807 г. Её разработал учитель кадетской школы И. И. Фитцум. Ну а П. Шиллинг в 1812 году впервые в мире испытал мины с неконтактным электрическим взрывателем. Мины приводились в действие посредством электричества, подаваемого к детонатору изолированным кабелем, который прокладывали по дну водоема.
Во время войны 1854-1855 годов, когда Россия отражала агрессию Англии, Франции и Турции, более тысячи мин Бориса Семеновича Якоби были применены для заграждения Финского залива от английского флота. После подрыва на них нескольких боевых кораблей англичане прекратили попытку штурма Кронштадта.
Люди.
Не смотря на то что у нас имеется неплохой НТЗ, и многие проблемы МПО реально разрешить в ближайшее время, наиболее критической проблемой являются люди, особенно «паровозы», уровня Главных конструкторов которые способны потащить а себе новые темы и направления. Фактически тематика новых работ объективно определяется наличием Главного конструктора или Научного руководителя НИР который реально в состоянии сделать Дело. Таких людей имеется крайне ограниченное, буквально штучное количество, часто эти люди в большом возрасте, и критически необходимо не только «запустить тему», но сделать это таким образом что бы к ней можно было подключить талантливую молодёжь и научить ее у «зубров». Для этого, в числе прочего КЦП МПО должна предусматривать строительство жилья (благоустроенных семейных общежитий). Не сделав это потеряем «зубров», а с ним в НТЗ по целому ряду направлений.
Запрет противопехотных мин[ | ]
В 1992 году шестью неправительственными организациями было учреждено Международное движение за запрещение противопехотных мин. В дальнейшем к нему присоединились свыше ста организаций из многих стран. Среди тридцати семи неприсоединившихся стран Индия, Израиль, Китай, Пакистан, Россия и США.
В 2006 году ООН учредила ежегодный Международный день просвещения по вопросам минной опасности и помощи в деятельности, связанной с разминированием. Это решение было принято с целью привлечения внимания к разминированию неразорвавшихся боеприпасов и запрету установки противопехотных мин.
В 1997 году был основан неправительственный Швейцарский Фонд по Противоминной Деятельности, который содействует поиску и уничтожению мин и неразорвавшихся боеприпасов. В том же году была принята Оттавская конвенция «О запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении»: её ратифицировали 111 стран, но во многих случаях она выполняется лишь формально.
В 2020 году президент США Дональд Трамп распорядился возобновить использование противопехотных мин.
Модернизированные мины
В том же 1939 г. начались работы по совершенствованию МИРАБ. Главной целью было обеспечение применения мины авиацией. Также удалось повысить боевые характеристики. Получившийся образец получил название УМ – «Утяжеленная мина».
Сброс мины на испытаниях
Мина УМ получила заряд тротила массой 260 кг, в результате чего потяжелела до 400 кг. Изделие оснастили парашютной системой от мины МАВ-1 с куполом площадью 7,5 кв.м. Такой парашют позволил нарастить заряд, а также уменьшить скорость приводнения до 25 м/с. УМ можно было сбрасывать с высот не менее 400 м.
Мину УМ приняли на вооружение ВМФ СССР в 1941 г. На заводе «Коммунар» в Запорожье началась подготовка к ее производству, но начало Великой Отечественной войны отменило все планы. По всей видимости, УМ так и не пошла в серию.
Через несколько лет, в 1942 г. инженеры ЦКБ-36 разработали проект модернизации МИРАБ-1, учитывавший недостатки и опыт эксплуатации базовых изделий. В этом проекте усовершенствовали корпус, перестроили электропитание, использовали новое исполнительное реле и упростили предохранительный механизм. МИРАБ-1 успешно прошла заводские испытания, но на вооружение не поступила.
Отсроченный удар
Одной из самых интересных донных неконтактных мин стала разработанная в Германии и активно применявшаяся в период Второй мировой войны немецкой авиацией мина LMB — Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с кораблей, идентичны авиационным, но не имеют устройств, обеспечивающих доставку по воздуху и сброс с больших высот и на больших скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех немецких морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов. Она оказалась настолько удачной, что и немецкий военный флот принял ее на вооружение и устанавливал с кораблей. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.
Немецкие специалисты начали разработку LMB в 1928 году, и к 1934 году она была готова к применению, хотя германские ВВС приняли ее на вооружение лишь в 1938 году. Внешне напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, после сбрасывания над ней раскрывался парашют, который обеспечивал мине скорость снижения 5−7 м/с, чтобы предотвратить сильный удар о воду: корпус мины изготавливался из тонкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм представлял собой сложную электросхему с батарейным питанием.
Как только мина отделялась от самолета, начинал работать часовой механизм вспомогательного взрывателя LH-ZUS Z (34), который через семь секунд приводил этот взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд после касания поверхности воды или земли, если к этому моменту мина не оказывалась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким способом мина защищалась от излишне любопытных деминеров противника. Но если мина достигала указанной глубины, специальный гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.
На глубине 5,18 м другой гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), которые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) можно было установить на время от 30 минут до 6 часов (с точностью до 15 минут) либо от 12 часов до 6 суток (с точностью до 6 часов). Таким образом основное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сразу, а по истечении предустановленного времени, до этого мина была совершенно безопасна. Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), который взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. После того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.
На рисунке показана мина LMB, оснащенная взрывным устройством AT-1. Кожух парашютного отсека сдвинут, чтобы показать хвостовую часть мины. Блестящие пластины в хвостовой части мины — это не хвостовое оперение, а труба резонаторов низкочастотного акустического контура. Между ними рым для парашюта. На верхней части корпуса Т-образный бугель для подвески мины к самолету.
История
Предшественница морских мин была впервые описана китайским артиллерийским офицером начального периода империи Мин Цзяо Ю в военном трактате XIV века под названием Холунцзин (англ. Huolongjing). Китайские хроники рассказывают также об использовании взрывчатых веществ в XVI веке для борьбы против японских пиратов (вокоу). Морские мины помещались в деревянный ящик, герметизированный с помощью шпатлёвки. Генерал Ци Цзюйгуан сделал несколько таких дрейфующих мин с отложенным подрывом для преследования японских пиратских судов. В трактате Сут Инсина Тяньгун Кайу (‘Использование явлений природы’) 1637 г. описаны морские мины с длинным шнуром, протянутым до скрытой засады, расположенной на берегу. Дёргая за шнур, человек из засады приводил в действие стальной колесцовый замок с кремнём для получения искры и воспламенения взрывателя морской мины.
«Адская машина» на реке Потомак в 1861 г. во время Гражданской войны в США, эскиз Альфреда Вауда
Английская минная тележка
Первый проект по применению морских мин на Западе сделал Ральф Раббардс, он представил свои разработки английской королеве Елизавете в 1574. Голландский изобретатель Корнелиус Дреббель, работавший в артиллерийском управлении английского короля Карла I, занимался разработками оружия, в том числе «плавающих хлопушек», которые показали свою непригодность. Оружие этого типа, по-видимому, пытались применить англичане во время осады Ла-Рошели в 1627 году.
Американец Давид Бушнель изобрёл первую практичную морскую мину для применения против Великобритании во время американской войны за независимость. Она представляла собой загерметизированную бочку с порохом, которая плыла в направлении противника, а её ударный замок взрывался при столкновении с судном.
В 1812 году русский инженер Павел Шиллинг разработал электрический взрыватель подводной мины. В 1854 году, во время неудачной попытки англо-французского флота захватить крепость Кронштадт, несколько британских пароходов были повреждены в результате подводного взрыва российских морских мин. Более 1500 морских мин или «адских машин», разработанных Якоби, были установлены российскими военно-морскими специалистами в Финском заливе во время Крымской войны. Якоби создал морскую якорную мину, обладавшую собственной плавучестью (за счёт воздушной камеры в её корпусе), гальваноударную мину, ввёл подготовку специальных подразделений гальванёров для флота и саперных батальонов.
По официальным данным ВМФ России, первое успешное применение морской мины состоялось в июне 1855 года на Балтике во время Крымской войны. На минах, выставленных русскими минёрами в Финском заливе, подорвались корабли англо-французской эскадры. Западные источники приводят более ранние случаи — 1803 и даже 1776 год. Успех их, однако, не подтвержден.
Морские мины широко применялись во время Крымской и русско-японской войн. В Первую Мировую было установлено 310 тыс. морских мин, от которых затонуло около 400 кораблей, в том числе 9 линкоров.
Описание
Морские мины активно используются в качестве наступательных или оборонительных вооружений в реках, озерах, морях и океанах, этому способствует их постоянная и длительная боеготовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. Мины могут устанавливаться в водах противника и у своего побережья минные заграждения. Наступательные мины размещаются во вражеских водах, преимущественно через важные судоходные маршруты с целью подрыва как торговых, так и военных кораблей. Оборонительные минные заграждения предназначены для защиты ключевых участков побережья от вражеских кораблей и подводных лодок, заставляя их действовать в более легко защищаемых областях, или помогая держать их подальше от чувствительных. Морская мина представляет собой заряд взрывчатого вещества, заключённый в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены также приборы и устройства, вызывающие взрыв мины и обеспечивающие безопасность обращения с ней.
Типы
Канатная мина использовалась во время Первой мировой войны . Морской музей , Париж.
Можно выделить мины:
По положению в воде
- привязная мина : мина включает в себя утяжеленный блок, обойму, которая на якоре сбрасывала саму мину с положительной плавучестью, конец троса ( веревки ) до заданного погружения;
- нижняя мина: мина с отрицательной плавучестью, поэтому размещается на дне. Некоторые мины этого типа представляют собой капсулы с торпедой (мина Mark 60 CAPTOR ). Донные мины используются против надводных судов на глубине менее 60 метров или против подводных лодок на большей глубине;
- дрейфующая мина : плавающая мина ушла по течению;
- ползучая мина : плавающая мина, удерживаемая под поверхностью балластом, которая свободно движется в потоке;
- шахта ludion : шахта, погружение которой обеспечивается системой гидростатического контроля, которая поддерживает ее на заданной глубине (см. Ludion ).
По их стреляющему устройству
Хотя большинство современных шахт сочетают одновременно, поочередно или последовательно несколько воздействий (акустическое, магнитное, давление) (комбинированные шахты), мы находим:
-
контактная
мина
мина: мина, которая взрывается при контакте. Обычно он оснащен антеннами или рогами. Первые мины были контактными;
-
влияние на мое :
- магнитная мина: мина, стрельба которой активируется магнитным воздействием (металлическая масса лодки, которую можно исправить с помощью схемы иммунизации).
- акустическая мина: мина, стрельба которой активируется акустическим воздействием (шум гребных винтов и машин). Поэтому этот тип шахты включает гидрофоны ;
- вакуумная мина: стрельба чувствительна к изменению давления воды, вызванному проходом корабля.
Боевое применение
Первые партии мин МИРАБ отгрузили заказчику только в 1940-41 гг. Производство такого оружия сталкивалось с некоторыми проблемами разного рода, но его удалось наладить. Однако к началу Великой Отечественной у флота было менее сотни серийных мин. Впоследствии выпуск оружия продолжался, но его темпы оставляли желать лучшего, и МИРАБ не стала самой массовой миной флота.
Известно несколько эпизодов применения МИРАБ на разных фронтах. Так, в середине июля 1941 г. бронекатера Дунайской флотилии выставили 15 мин на пути наступающего противника. В начале сентября на этом участке Дуная немцы потеряли два катера-тральщика. Участок протралили, но, по-видимому, безрезультатно. В августе 1942-го в том же районе подорвалось румынское судно.
Мина УМ с парашютной системой. 1 — мина; 2 — соединительная стропа; 3 — парашют; 4 — вытяжная стропа
В июле и августе 1942 г. Черноморский флот выполнил четыре постановки мин МИРАБ. Противник сумел получить информацию о местах постановки, но обезвреживание мин продолжалось до начала сентября – все это время захваченный порт не использовался. При этом немецкая сторона потеряла несколько катеров и судов.
Известно, что борьба с советскими неконтактными минами стала заметной проблемой для немецких минно-тральных сил. Немецкие специалисты имели опыт борьбы с неконтактными минами зарубежного производства, но советские были для них новинкой. Кроме того, траление затруднялось взрывателем с двухимпульсной схемой. Немцы научились бороться с МИРАБ, но за это время потеряли несколько судов.
Советские мины
Советские морские мины были не столь технологичными, но не менее эффективными. В основном использовались модели КБ «Краб» и АГ. «Краб» представлял собой якорную мину. КБ-1 на вооружение принята в 1931 году, в 1940-м – модернизированная КБ-3. Предназначены для массовых минных постановок, всего в распоряжении флота к началу войны было около 8000 единиц. При длине 2 метра и массе свыше тонны устройство вмещало 230 кг взрывчатки.
Мина антенная глубоководная (АГ) применялась для затопления подлодок и судов, а также для затруднения судоходства неприятельского флота. По сути это была модификация КБ с антенными устройствами. При боевой постановке в морской воде между двумя медными антеннами выравнивался электрический потенциал. При касании антенной корпуса подлодки либо судна баланс потенциалов нарушался, что вызывало замыкание электроцепи запала. Одна мина «контролировала» 60 м пространства. Общие характеристики соответствуют модели КБ. Позже медные антенны (требовавшие 30 кг ценного металла) заменили стальными, изделие получило обозначение АГСБ. Немногие знают, как называется морская мина модели АГСБ: антенная глубоководная со стальными антеннами и аппаратурой, собранной в единый блок.
Бить на звук
И все же магнитное взрывное устройство М1 уже в 1940 году перестало удовлетворять немцев. Англичане в отчаянной борьбе за освобождение входов в свои порты использовали все новые магнитные тральные средства — от простейших до устанавливаемых на низколетящих самолетах. Они сумели найти и обезвредить несколько мин LMB, разобрались в устройстве и научились обманывать этот взрыватель. В ответ на это в мае 1940-го немецкие минеры пустили в дело новый взрыватель фирмы Dr. Hell SVK — A1, реагирующий на шум винтов корабля. Причем не просто на шум — устройство срабатывало, если этот шум имел частоту около 200 Гц и нарастал вдвое в течение 3,5 с. Именно такой шум создает быстроходный военный корабль достаточно большого водоизмещения. На мелкие суда взрыватель не реагировал. Кроме перечисленных выше устройств (UES, ZK, PU) новый взрыватель оснастили устройством самоуничтожения для защиты от вскрытия (Geheimhaltereinrichtung, GE).
Но англичане нашли остроумный ответ. Они стали устанавливать на легкие понтоны винты, которые вращались от набегающего потока воды и имитировали шум боевого корабля. Понтон на длинном буксире тащил быстроходный катер, на винты которого мина не реагировала. Вскоре английские инженеры придумали способ еще лучше: они начали ставить такие винты в носовой части самих кораблей. Конечно, это снижало скорость корабля, но мины взрывались не под кораблем, а перед ним.
Крейсер типа «Киров» Водоизмещение: 8 600 т // Длина: 1.91 м // Ширина: 18 м // Скорость хода: 35 узлов // Вооружение: 9 180-мм орудий | 8 100-мм орудий | 10 37-мм орудий | 12 пулеметов крупнокалиберных | 2 трехтрубных торпедных аппаратов | 170 мин.
Тогда немцы скомбинировали магнитный взрыватель М1 и акустический А1, получив новую модель МА1. Этот взрыватель требовал для своего срабатывания кроме искажения магнитного поля еще и шума винтов. К этому шагу конструкторов подтолкнул и тот факт, что А1 расходовал слишком много электроэнергии, так что батарей хватало всего на срок от 2 до 14 дней. В MA1 акустический контур в дежурном положении был отключен от электропитания. На вражеский корабль сначала реагировал магнитный контур, который включал в работу акустический датчик. Последний и замыкал взрывную цепь. Время боевой работы мины, оснащенной МА1, стало значительно больше, чем оснащенной А1.
Но немецкие конструкторы на этом не остановились. В 1942 году фирмами Elac SVK и Eumig было разработано взрывное устройство АТ1. Этот взрыватель имел два акустических контура. Первый не отличался от контура А1, а вот второй реагировал лишь на звуки низкой частоты (25 Гц), идущие строго сверху. То есть для срабатывания мины одного лишь шума винтов было недостаточно, резонаторы взрывателя должны были уловить характерный гул работы двигателей корабля. В мины LMB эти взрыватели начали устанавливать в 1943 году.
В своем стремлении обмануть тральщики союзников немцы в 1942 году модернизировали магнитно-акустический взрыватель. Новый образец получил название МА2. Новинка кроме шума винтов корабля учитывала и шум винтов тральщика или имитаторов. Если она засекала шум винтов, исходящий одновременно из двух точек, то взрывная цепь блокировалась.
Мина на испытаниях
Разработка проекта МИРАБ завершилась в 1937 г. В том же году «Остехбюро» расформировали, а проект перешел в ведение вновь образованного ЦКБ-36. Эта организация завершила проведение необходимых работ и довела мину до принятия на вооружение. Кроме того, в дальнейшем она же выполнила модернизацию.
При испытаниях с катерами или кораблями-постановщиками никаких проблем не возникло. Мина падала с кормового сбрасывателя и аккуратно ложилась на дно. Через несколько минут она переходила в боевое положение и могла поражать цели.
Вскоре на Черном море в районе Феодосии состоялись испытания со сбросом с самолета. Носителем МИРАБ был бомбардировщик ДБ-3. Мина комплектовалась парашютом площадью 3 кв.м. Выяснилось, что при сбросе в широком диапазоне дальностей и высот мина приводняется со скоростью около 100 м/с. Удар о воду получался слишком сильным и выводил взрыватель из строя.
Предпринимались попытки доработки конструкции, но они не дали желаемого результата. В ходе испытаний сделали 40 сбросов, и в большинстве случаев мины ломались.
Тем не менее, МИРАБ получила рекомендацию к принятию на вооружение. Ее предлагалось использовать только с надводными постановщиками, но не с самолетами. Соответствующий приказ появился в 1939 г., и вскоре началось серийное производство. В производстве участвовало несколько предприятий из разных городов.
Примечания
- Needham, Volume 5, Part 7, 203—205.
- 追根寻源话水雷 (на китайском языке) (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 апреля 2009. Архивировано 27 сентября 2007 года.
- Needham, Volume 5, Part 7, 203—205.
- Needham, Volume 5, Part 7, 203—205.
- Исторические личности: Корнелиус Дреббель (1572 — 1633). Дата обращения: 7 апреля 2009. Архивировано 11 февраля 2012 года.
- Robert Routledge. Discoveries and inventions of the 19th Century (англ.). — Bracken Books, 1989. — P. 161. — ISBN 1-85170-2679.
- Бушнель, Давид // Военная энциклопедия : / под ред. В. Ф. Новицкого … . — СПб. ; : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
- Шиллинг Павел Львович // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Якоби Борис Семёнович // «Ташкент» — Ячейка стрелковая / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — С. 656. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 8).
- Statement of Rear Adm. William L. Read, United States Navy. / Hearings on S. 920. — March 21, 1975. — Pt. 6 — P. 3449 — 3605 p.
Технология траления
Способ траления был далеко не совершенен и опасен. Рискуя подорваться на минах, корабли шли по минному полю и тянули за собой трал. Отсюда постоянное стрессовое состояние людей от ожидания смертельного взрыва.
Подрезанную тралом и всплывшую мину (если она не взорвалась под кораблем или в трале) надо уничтожить. При волнении моря закрепить на ней подрывной патрон. Подрыв мины надежнее ее расстрела из корабельной пушки, так как зачастую снаряд пробивал оболочку мины, не задев взрыватель. Невзорвавшаяся боевая мина ложилась на грунт, представляя новую, уже не поддающуюся ликвидации опасность.
Россия
-
Справочник
- АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК
Память
- Минеры «Курска»
Мины
- Мина Купреянова, 1885
Мина «П-13»
Мина типа «Р» — «Рыбка»
Мина типа «С»
Мины Колбасьева
Минные защитники
Мины МАВ-1, МАВ-2
Мина М-26
Мины «Ремин» и БИД
Мины «Мираб» и УМ
Мина АМГ-1
Мина Р-1
Мина ПБМ-1
Мина АГ
Мина КБ
Мины НЭМ и НЯМ
Мина ПЛТ, ПЛТ-Г
Мина ПЛТ-2
Мина АМД-1
Мина ЭП, ЭП-Г
Мина АПМ-1
Мина МЯМ
Мина КБ-КРАБ
Мина АГСБ
Мина АМД-2
КПМ
АПМ
Мина КАМ
Мина АМД-2М
ПДМ-1М
Мина ПДМ-2
ПДМ-3Я
Серпей
Мина АМД-4
Мина МДТ
ТУМ-500, ТУМ-1000
Мина ИГДМ
Мина «Лира»
Мина ИГДМ-500
Мина КСМ
Мина КРМ
Мины ГМ, УГМ
Мина ПМ-1
РМЗ
ДИВЕРСИОННЫЕ МИНЫ
Мина УКСМ
Мина РМ-1
Мины РМ-2, РМ-2Г
Мина ПМ-2
Мина ПРМ
Мина УДМ-Э
Мина ПМР-1
Мина ПМТ-1
Мина ДМ-1
Мина АПДМ
Торпеды и ПЛР
- Проекты XIX века
- Торпеды Александровского
45-12
53-17
53-38
53-39, 53-39ПМ
ЭТ-80
ЭТ-46, ЭТ-56
САЭТ-50
53-57
53-61
СЭТ-40
ОМС «Посейдон» («Статус-6»)
XIX век
- КОПО
- Кронштадт 1853-1856
- Шиллинг П.Л.
- Якоби Б.С.
- Петрушевский В.Ф.
Управления, отделы
- История МТУ ВМФ (1938-1965)
- Брыкин А.Е.
- Бутов С.А.
- Емелин Г.В.
- Костыгов Б.Д.
- Ларионов А.И.
- Панферов В.Н.
- Сокольский К.И.
- Шибаев Н.И.
История МТО БФ 1939-1945
ИСТОРИЯ МТУ БФ 1946-1990
Начальники МТО БФ
История МТО ЧФ
Начальники МТО ЧФ
ВМУЗ, ВУЗ, УЦ
- МОК
- Выпускники МОК (1875-1905)
- Беклемишев М.Н.
- Пилкин К.П.
- Тверитинов Е.П.
ВМА (1827-1917)
ВМА (1917-1945)
ВМАКВ (1945-1960)
ВМА (1960-1990)
ВМА (1990-2012)
ППС ВМА
Выпускники ВМА (1926-1960)
Выпускники ВМА (1961-1990)
Выпускники ВМА (1991-2013)
Белобородый В.С.
Гончаров Л.Г.
Горовенко Г.З.
Денисов Б.А.
Добротворский Ю.А.
Емельянов А.В.
Коробов Ю.А.
Подобрий Г.М.
Поленин В.И.
Скворцов И.А.
Скрынский Н.Г.
Стекольников Ю.И.
Трофимов А.В.
Шишкин М.А.
Эйст А.И.
6 ВСОК и ФВ
Кафедра БПТВ (ПЛ)
Кафедра БППЛВ
Кафедра БПМПМВ
ППС Минной кафедры
Абрамов О.К.
Ворожцов В.Г.
Дьяконов Ю.П.
Запутряев С.А.
Кимбар Ю.Ю.
Лонцих Л.Я.
Салмин Е.И.
Саранюк Д.В.
Соколов Е.В.
Шушлебин И.П.
ВВМКУ им. Фрунзе
ВВМКУ им. Фрунзе ч.2
ВВМКУ им. Фрунзе ч.3
Ком.ф-та и ППС
ТОВВМУ
ВВМУПП
Ком. 2 ф-та
ППС ВВМУПП
К-ры рот ВВМУПП
Выпускники ВВМУПП 1952-1971
Выпускники ВВМУПП 1972-1991
Выпускники ВВМУПП 1992-2015
Агафонов А.Г.
Балакшин А.И.
Будкин Н.И.
Булкин В.М.
Иевлев В.И.
Красников В.В.
Костин О.И.
Макурин А.В.
Сазонов А.В.
Шугайло Д.Д.
ВВМУИО
Командование и ППС ВВМУИО
Выпускники ВВМУИО
История ФМО ВМИ
Руководители ФМО ВМИ
ППС ФМО
Выпускники до 1945 г.
Выпускники после 1945 г.
ТМАУ
93 УЦ ВМФ
УЦ ВМФ Сосновый Бор
КНТ (1947-1957)
НИИ, КБ, заводы
- Борушко А.М.
- Ботов А.Д.
- Будылин А.П.
- Вайнер И.П.
- Васильев А.М.
- Вольфсон Л.М.
- Гейро А.Б.
- Гринев М.А.
- Жизмор Р.С.
- Калчев С.А.
- Киткин П.П.
- Колбасьев Е.В.
- Корытов С.С.
- Лямин Б.К.
- Матвеев Л.П.
- Миляков Ф.М.
- Пятницкий А.А.
- Скоробогатов А.Т.
- Троицкий О.К.
- Умиков З.Н.
- Шрейбер Н.Н.
- Эсаулов Г.Ф.
Александровский И.Ф.
Кокряков Д.А.
Корвин-Коссаковский Р.Н.
Шамарин Н.Н.
Остехбюро (1921-1937)
Бекаури В.И.
Бехтерев П.В.
НИМТИ
Брон О.Б.
Верещагин А.К
Курнаков М.Н.
Федоров Н.Г.
Челышев И.Д.
КБ и ТБ в Берлине (1945-1948)
З-д «Двигатель» 1852-1917
Пшенецкий Б.Л.
НИИ-22 «Поиск»
Зотов-Лобанов Ф.Я.
Арсеналы, базы, станции
- 18 Арсенал 1809-1917
- 18 Арсенал 1917-1939
- 15 Арсенал 1938-1945
- 15 Арсенал л/с 1938-1945
- ТБВ 2790
- ТБВ 2800
- 10 Арсенал
- ТБВ 2848
- БМПВ 2722
- БМПВ 2722, л/с
Разоружение мин
- Разоружение 1854-1920
- Разоружение 1939-1945+
Разоружение мин на ЧФ 1941-1945
Грачев В.С.
Приказчиков М.С.
Титов Б.А.
Халеев М.Я.
Разоружение мин на БФ 1941-1945+
Алексютович Б.К.
Вершовский К.Г.
Тепин Ф.И.
Разоружение на СФ 1941-1945
Разоружение на БВФ 1941-1945
Макаров В.И.
Нормец В.А.
Разоружение Вьетнам (1965-1973)
Есть что рассказать?
Магнитная смерть
Самое интересное в минах LMB — это неконтактное взрывное устройство, срабатывающее при появлении в зоне чувствительности вражеского корабля. Самым первым стало устройство фирмы Hartmann und Braun SVK, получившее обозначение М1 (оно же E-Bik, SE-Bik). Оно реагировало на искажение магнитного поля Земли на удалении до 35 м от мины.
Сам по себе принцип реагирования М1 довольно прост. В качестве замыкателя электроцепи используется обычный компас. Один провод соединяется с магнитной стрелкой, второй крепится, скажем, к о. Стоит поднести к компасу стальной предмет, как стрелка отклонится от положения «Север» и замкнет цепь.
Разумеется, технически магнитное взрывное устройство устроено сложнее. Прежде всего, после подачи питания оно начинает настраиваться на то магнитное поле Земли, которое имеется в данном месте в это время. При этом учитываются все магнитные предметы (например, стоящий рядом корабль), которые находятся поблизости. Этот процесс занимает до 20 минут.
Когда вблизи мины появится вражеский корабль, взрывное устройство отреагирует на искажение магнитного поля, и… мина не взорвется. Она мирно пропустит корабль. Это работает прибор кратности (ZK, Zahl Kontakt). Он просто повернет смертельный контакт на один шаг. А таких шагов в приборе кратности взрывного устройства М1 может быть от 1 до 12 — мина пропустит заданное количество кораблей, а под очередным взорвется. Это делается для того, чтобы затруднить работу вражеских кораблей-тральщиков. Ведь сделать магнитный трал совсем нетрудно: достаточно простейшего электромагнита на плотике, буксируемом за деревянным катером. Но вот сколько раз придется протягивать трал по подозрительному фарватеру, неизвестно. А время-то идет! Боевые корабли лишены возможности действовать в данной акватории. Мина еще не взорвалась, но свою главную задачу по срыву действий кораблей противника уже выполняет.
Иногда в мину вместо прибора кратности встраивалось часовое устройство Pausenuhr (PU), которое в течение 15 дней периодически включало и выключало взрывное устройство по заданной программе, — например, 3 часа включено, 21 час выключено или 6 часов включено, 18 часов выключено и т. д. Так что тральщикам только и оставалось выжидать предельное время работы UES (6 суток) и PU (15 суток) и лишь потом начинать траление. Месяц вражеские корабли не могли плавать там, где им нужно.
Схема LMB III
Противолодочные ракеты (ПЛР).
«Противник боится даже нашего старого комплекса «Водопад», – убежден Пироженко. – Поэтому нельзя сомневаться, нужны нам такие противолодочные ракеты или нет». На самом деле эта фраза принадлежит не Пироженко, и «офицеру запаса» категорически не согласившемся с его тезисом о «ненужности ПЛР». Фраза самого Пироженко про ПЛР звучала иначе «дрова возим!», т.к. якобы «не обеспечено их целеуказание».
И здесь мы затрагиваем одну из главных проблем нашего торпедного оружия и МПО – вопрос эффективных дистанций залпа, точнее их соотношения у нас и эвентуальных противников.
Эффективные дистанции залпа торпеды Mk48 по ПЛ еще в конце 80х годов прошлого века примерно в 3 раза превышали дистанции принимавшиеся в ВМС США, как дистанция «контрообнаружения» себя нашей ПЛ, примерно соответствовавшей эффективным дистанциям залпа отечественных торпед для беспомеховых условий (в условиях применения средств гидроакустического противодействия (СГПД) уменьшавшихся до «пистолетных»).
Таким образом, противник имел возможность практически безнаказанно, скрытно (не будучи обнаруженным и имея возможность дезориентации нашей ПЛ о своем фактическом местоположении) расстреливать наши ПЛ с дистанций, где торпеды ПЛ ВМФ были заведомо неэффективны. Данная ситуация, имевшая место в 80х годах, фактически сохранилась и сегодня.
Технические средства борьбы с минами
По мере совершенствования морской мины разрабатывались методы нейтрализации этой угрозы. Самым классическим считается траление участков моря. В Великую отечественную войну СССР для прорыва минной блокады на Балтике широко использовал минные тральщики. Это наиболее дешевый, наименее трудозатратный, но и самый опасный метод очищения от мин районов мореплавания. Минный тральщик это своего рода ловец морских мин. Он на определенной глубине тащит за собой трал с приспособления для подрезки тросов. Когда трос, удерживающий морскую мину на определенной глубине, подрезан, мина всплывает. Тогда она и уничтожается всеми доступными способами.