«белгород» специального назначения: история самого уникального подводного крейсера в мире
Содержание:
- История [ править ]
- «Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»
- Происшествия
- На борту горящей АПЛ «Орел» не было ядерного топлива
- Происшествия[ | код]
- Строительство
- The Drive: Экипаж российской АПЛ «Орел» помещен на карантин из-за Covid-19
- См. Также [ править ]
- Новости
- Горящую атомную подлодку «Орёл» пришлось затопить
- «Странные» лодки Хирохито
- Строительство[ | код]
История [ править ]
Заложен на заводе Севмаш в Северодвинске 19 января 1989 года. В 1991–1993 годах он был известен как Северодвинск , но был переименован в Орёл 20 марта 1993 года или 6 апреля 1993 года и в том же году поступил на вооружение ВМФ России . В период с мая 2004 г. по сентябрь 2007 г. ее командиром был Валерий Варфоломеев , офицер, который сначала присоединился к подводной лодке в качестве помощника командира в июне 1998 г., а затем стал старшим помощником командира с апреля 2000 г.
России газета Известия сообщила , что Орел должен быть переработан в 2013 году , она должна иметь ее вал линии изменен на правильные проблемы во время строительства , который оставил ее очень легко отслеживается с помощью сонара. Кроме того, ее противокорабельные крылатые ракеты (КРМБ) P-700 Granit (кодовое название НАТО SS-N-19 Shipwreck ) будут заменены на более современные сверхзвуковые противокорабельные КРМБ P-800 Oniks (кодовое название НАТО SS-N-26 ). Капитальный ремонт был завершен, и судно вернулось в строй в 2017 году.
2015 огонь
7 апреля 2015 года, когда она находилась в доке судостроительного завода «Звездочка», сообщалось, что пожар произошел «в девятом отсеке субмарины в районе кормы». Пожар возник в результате возгорания изоляционных материалов во время сварки. Сообщалось, что в то время на подводной лодке не было ядерного оружия или топлива.
«Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»
Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.
Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.
Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.
Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).
Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.
Происшествия
7 апреля 2015 года лодка находилась в доке, когда около 14:00 в результате сварочных работ загорелся резиновый уплотнитель между лёгким и прочным корпусом в районе 9-го отсека, возникло сильное задымление. Площадь пожара составила около 20 м². В тот момент на АПЛ находилось 13 человек экипажа, все они были эвакуированы. Боекомплект с лодки был выгружен ещё осенью 2013 года при постановке в сухой док, а ядерное топливо выгрузили летом 2014 года, до начала ремонта. ГСМ на момент пожара на лодке не было. После того, как пожар перекинулся на балластный отсек, руководство приняло решение о частичном затоплении АПЛ в сухом доке из-за невозможности потушить пожар. Лодка при этом не была выведена из строя — прочный корпус остался герметично задраенным, и вода попала только в пространство между прочным и лёгким корпусами, где и произошло возгорание. Оборудование АПЛ осталось нетронутым водой. В 18:00 была начата доковая операция по подъёму уровня воды, к 22:00 были ликвидированы последние очаги возгорания.
Наиболее вероятной причиной инцидента специалисты предприятия считают нарушение техники безопасности при проведении работ. По предварительным оценкам межведомственной комиссии, ущерб от пожара оценивался в сумму более 100 миллионов рублей. Оказались повреждены системы погружения и всплытия, сгорели кабельные трассы размагничивающего устройства, звукоизоляционное покрытие цистерн главного балласта и прочного корпуса. Из-за произошедшего сроки ремонта корабля сдвинули.
На борту горящей АПЛ «Орел» не было ядерного топлива
На АПЛ «Орел» произошел пожар. Боезапаса и горюче-смазочных материалов на подлодке не было. Не было и ядерного топлива, которое выгрузили перед началом ремонта. Как развивались события в доке, где стоит субмарина?
Последняя информация: пожар на подводной лодке «Орел» на судостроительном потушен. Накануне вечером было принято решение залить сухой док водой для локализации очага возгорания. Уже сегодня, 8 апреля, воду из дока откачают. На месте ЧП будет работать специальная комиссия, которая установит официальную причину пожара.
Экипажу и ремонтникам, которые вели работы на лодке, удалось эвакуироваться. Никто не пострадал. Несколько часов десятки пожарных расчетов боролись с пламенем, но очаг возгорания им локализовать не удалось. Клубы дыма продолжали подниматься над судоремонтным заводом.
В итоге руководство верфи приняло решение затопить сухой док с АПЛ «Орел». Специалисты открыли шлюзы, и корпус лодки скрылся под водой. Только после этого поступила информация, что пожар потушен. Сейчас в Северодвинске работает специальная комиссия. Она должна выяснить причины ЧП. «По данному факту органами следственного комитета по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возбуждено уголовное дело по статье 216 — «нарушение правил безопасности при ведении строительных работ», — сообщил Андрей Силин, заместитель руководителя следственного отдела СУСК России по Архангельской области и НАО в городе Северодвинске. — В настоящее время проводятся необходимые следственные действия и выясняются все обстоятельства происшедшего».
8 апреля воду из дока сольют обратно, и специалисты детально обследуют лодку. По информации, которую уже распространили представители Объединенной судостроительной корпорации, больших повреждений удалось избежать.
Атомная подводная лодка «Орел» в любом случае будет передана Военно-морскому флоту России, заявили на судоремонтном заводе. Вопрос пока заключается лишь в сроках сдачи. Согласно договору, заключенному между Министерством обороны Российской Федерации и «Звездочкой», «Орел» должен уйти в ВМФ в 2021 году.
Происшествия[ | код]
7 апреля 2015 года лодка находилась в доке, когда около 14:00 в результате сварочных работ загорелся резиновый уплотнитель между лёгким и прочным корпусом в районе 9-го отсека, возникло сильное задымление. Площадь пожара составила около 20 м². В тот момент на АПЛ находилось 13 человек экипажа, все они были эвакуированы. Боекомплект с лодки был выгружен ещё осенью 2013 года при постановке в сухой док, а ядерное топливо выгрузили летом 2014 года, до начала ремонта. ГСМ на момент пожара на лодке не было. После того, как пожар перекинулся на балластный отсек, руководство приняло решение о частичном затоплении АПЛ в сухом доке из-за невозможности потушить пожар. Лодка при этом не была выведена из строя — прочный корпус остался герметично задраенным, и вода попала только в пространство между прочным и лёгким корпусами, где и произошло возгорание. Оборудование АПЛ осталось нетронутым водой. В 18:00 была начата доковая операция по подъёму уровня воды, к 22:00 были ликвидированы последние очаги возгорания.
Наиболее вероятной причиной инцидента специалисты предприятия считают нарушение техники безопасности при проведении работ. По предварительным оценкам межведомственной комиссии, ущерб от пожара оценивался в сумму более 100 миллионов рублей. Оказались повреждены системы погружения и всплытия, сгорели кабельные трассы размагничивающего устройства, звукоизоляционное покрытие цистерн главного балласта и прочного корпуса. Из-за произошедшего сроки ремонта корабля сдвинули.
Строительство
Кормовая часть К-266, 2017 год
Корабль заложен 19 января 1989 года на Севмаше под заводским номером 650. При закладке оба вала, которые вращали гребные винты, состояли из отдельных частей, скрепленных болтами и соединительными муфтами. На остальных кораблях эти детали были цельнолитыми, но на «Орле» их выполнили полыми и засыпали внутрь кварцевый песок. По расчётам конструкторов, такие валы не должны были уступать по прочности литым, но при этом меньше шуметь, а также быть легче, дешевле и проще в изготовлении.
Для полых валов требовались облегчённые винты, однако их разработку не успели закончить до распада СССР. В итоге в 1992 году подлодку «Орёл» спустили на воду с новыми линиями валов и старыми винтами. После передачи субмарины в ВМФ валы в местах крепления сильно искривились и начали тереться о стенки с характерным звуком. Это, в свою очередь, демаскировало подлодку.
По словам источника в Министерстве обороны, согласно проекту, подводные лодки этого типа должны были действовать скрытно, уклоняясь от гидролокаторов противника, а АПЛ «Орёл» гремела своими валами на все Баренцево море. С увеличением скорости звук усиливался до такой степени, что заглушал акустикам всю фоновую обстановку вокруг. У американцев и англичан субмарина получила кличку «ревущая корова Баренцева моря».
The Drive: Экипаж российской АПЛ «Орел» помещен на карантин из-за Covid-19
Весь экипаж атомной подводной лодки (АПЛ) К-266 «Орёл» (проект 949А) Северного флота России, вооруженной крылатыми ракетами, с 26 марта находится на карантине из-за опасений, что моряки могли заразиться коронавирусом. Изолированы также моряки и с другой подлодки, а также сотрудники плавучей мастерской Северного флота. Об этом пишет американское интернет-изданиеThe Drive.
Вся команда одной из восьми подводных лодок с управляемыми ракетами класса «Оскар II» проекта 949A ВМФ России находится на карантине из-за опасений, что они могли подвергнуться воздействию Covid-19, указало накануне, 31 марта, издание со ссылкой на мурманское информагентство «Би-порт». В ВМФ России приняли решение о карантине, узнав, что побывавший на субмарине по служебным делам гражданский специалист, ранее имел контакт с человеком, у которого был подтвержден положительный результат на коронавирус.
«Орел» приписан к базе подводных лодок в Большой Лопаткиной губе, которая входит в состав пункта базирования Западная Лица на Кольском полуострове. Эта база расположена северо-западнее Мурманска и закрытого города Североморска, где размещается штаб российского Северного флота.
В настоящее время «Орел» — одна из трех лодок своего класса, находящихся в строю в составе Северного флота. Вторая и третья называются «Воронеж» и «Смоленск». Лодки этого проекта «Тверь», «Омск» и «Томск» приписаны к Тихоокеанскому флоту, поясняет издание.
Моряки на борту надводных и подводных кораблей живут и работают в стесненных условиях, а Covid-19 уже показал, как быстро он может распространяться. В ВМС США уже отмечено несколько случаев заражения на разных кораблях. Прежде всего, это относится к авианосцам класса Nimitz, действующим в Тихоокеанском регионе. С этой проблемой могут столкнуться флоты всего мира.
Так, 30 марта Министерство обороны Нидерландов сообщило, что ударная подводная лодка «Дельфин» возвращается на базу на две недели раньше срока, так как у восьми членов экипажа подтвержден диагноз Covid-19. Симптомы заболевания появились еще как минимум у 15 моряков. По возвращении в Нидерланды весь экипаж посадят на карантин.
EADaily добавляет, ранее глава Минобороны РФ Сергей Шойгу заявил, что в российской армии нет зараженных Covid-19 и весенний призыв с 1 апреля из-за пандемии переносить не будут, однако перед отправкой в войска призывников протестируют на вирус.
Сегодня, 1 апреля, заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ Евгений Бурдинский подтвердил, что «сейчас в Вооружённых силах РФ не зарегистрировано ни одного случая заболевания коронавирусом».
См. Также [ править ]
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеПодводная лодка класса «Оскар» | |||||
---|---|---|---|---|---|
Оскар I |
|
||||
Оскар II |
|
||||
|
vтеКораблекрушения и морские происшествия в 2015 году | |
---|---|
Кораблекрушения |
|
Прочие инциденты |
|
2014 2016 |
Новости
08.04.2015, 16:57
Судостроители оценили ущерб от пожара на подлодке «Орёл»
В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) оценили ущерб от пожара на АПЛ «Орёл» как незначительный и заявили, что госконтракт на ремонт субмарины будет выполнен в срок.
08.04.2015, 12:53
После пожара на АПЛ «Орёл» уровень радиации в Северодвинске остался в норме
Роспотребнадзор не зафиксировал превышения в Северодвинске, где накануне произошел пожар на атомной подлодке «Орёл».
08.04.2015, 10:47
Пожар на АПЛ «Орёл»: подводник из Петербурга рассказал, почему удалось избежать экологической катастрофы
В Северодвинск прибыли члены межведомственной комиссии по выяснению причин пожара на атомной подводной лодке «Орёл». Тем временем петербургские ветераны-подводники комментируют произошедшее.
08.04.2015, 10:09
Произошедший пожар не скажется на сроках ремонта АПЛ «Орёл»
Пожар, произошедший на подводной лодке «Орёл», не повлияет на сроки ее ремонта. По предварительным данным, огонь не нанес существенных повреждений конструкции корабля.
08.04.2015, 02:11
Судостроители: АПЛ «Орёл» не получила существенных повреждений из-за пожара
Атомная подводная лодка «Орел», находящаяся в ремонтном доке в Северодвинске, несущественно пострадала в результате задымления.
08.04.2015, 00:46
Ущерб от пожара на подлодке «Орёл» может исчисляться миллионами
Пожар на подлодке «Орёл» в доке судоремонтного завода в Северодвинске, ликвидирован. Теперь экспертам предстоит оценить сумму ущерба, нанесенного в результате ЧП.
07.04.2015, 22:35
Пожар на АПЛ «Орёл» ликвидирован
Пожар в доке судоремонтного завода «Звёздочка» в Северодвинске, где загорелась АПЛ «Орёл», ликвидирован полностью. Об этом заявил руководитель пресс-службы судоверфи Евгений Гладышев.
07.04.2015, 20:56
СКР возбудил уголовное дело о пожаре на АПЛ «Орёл»
Сотрудники СКР возбудили уголовное дело о ЧП на атомной подлодке «Орёл», которая загорелась сегодня в доке судоремонтного завода «Звёздочка» в Северодвинске.
07.04.2015, 20:49
Путину доложили о пожаре на АПЛ «Орёл»
Пожар на атомной подлодке «Орёл» на судоверфи «Звёздочка» в Северодвинске локализован, однако о полной ликвидации возгорания говорить пока рано. Док, где стоит подлодка, продолжают заполнять водой.
07.04.2015, 19:07
Горящую атомную подлодку «Орёл» решили частично затопить
Пожарные решили частично затопить атомную подводную лодку «Орёл», которая загорелась сегодня в доке судоремонтного завода «Звёздочка» в городе Северодвинске Архангельской области.
07.04.2015, 17:48
От горящей в Северодвинске АПЛ валит дым, в городе следят за уровнем радиации
В городе Северодвинске Архангельской области внимательно следят за состоянием радиационного фона из-за ЧП на атомной подлодке «Орёл», которая загорелась во время ремонта.
07.04.2015, 16:33
Стала известна причина пожара на атомной подлодке в Северодвинске
Возгорание на атомной подводной лодке «Орёл», проходящей ремонт на судоремонтном заводе «Звёздочка», произошло во время сварочных работ в районе девятого отсека.
07.04.2015, 15:32
Атомная подлодка загорелась на судоремонтном заводе в Северодвинске
Пожар вспыхнул в доках судоремонтного завода «Звёздочка» в Архангельской области. Возгорание произошло на атомной подводной лодке, находящейся на ремонте.
Горящую атомную подлодку «Орёл» пришлось затопить
Реакторы на субмарине были заглушены до начала ремонта. Но отвечать по закону, скорее всего, придется руководителю рабочих. Уголовное дело возбуждено по статье «нарушение правил ведения сварочных работ». Наш корреспондент Елена Норкунайте обобщила всю информацию о происшествии:
В эти минуты атомная подводная лодка «Орел» медленно но верно уходит под воду. Специалисты открыли ворота судоремонтного дока — другого выхода, говорят, не было, иначе с огнем не справиться. Пожар на ракетном крейсере, который ремонтировали на северодвинском оборонном предприятии, начался около двух часов по московскому времени, и сотрудники МЧС так и не добрались до труднодоступных отсеков подлодки.
Операция по затоплению подлодки морской водой — процедура стандартная, но чтобы наполнить сухой док хотя бы по ватерлинию судна, потребуется не меньше пяти часов. Не исключено, что субмарину вообще придется утопить… Но самое главное, о чем в первую очередь сообщила пресс-служба предприятия «Звездочка»: пострадавших в результате пожара нет. Ремонтная бригада оперативно покинула судно. Жителей Северодвинска и окрестностей тоже успокоили: радиационный фон в норме. Ситуация под контролем, уверяют специалисты.
По данным пресс-службы самого предприятия, ремонтники нарушили технику безопасности при проведении сварочных работ. Возгорание возникло в межкорпусном пространстве, задымились изоляционные резиновые покрытия. Для установления точных причин ЧП в Северодвинск прилетит представитель главкома ВМФ России, а также будет создана специальная комиссия для расследования. Хотя на флоте обычно разговор короткий, если всему виной так называемое «три Б»: безграмотность, безответственность и безалаберность. Возможно, кто-нибудь просто проспал свою вахту.
Атомный подводный ракетный крейсер «Орёл» называют братом-близнецом печально известного «Курска» — они построены по одному проекту, разработанному в ЦКБ «Рубин». В состав российского флота «Орёл» вошёл 22 года назад, а в док на ремонт встал в ноябре 2013 года. Предполагалось, что крейсер к 2021 снова будет на плаву.
Стоит добавить, что это уже не первый случай на территории этого центра судоремонта. В феврале 2010 года при проведении аналогичных работ тоже была нарушена техника безопасности — так загорелась подлодка «Ак Барс». Более 15 часов пожарные не могли справиться с огнем, правда, лодку и так готовили к утилизации. Сейчас «Орла» все же пытаются спасти. Представители Объединенной судоремонтной корпорации уверяют, что субмарина герметична и успешно переживет операцию по затоплению. Но оборонное предприятие наверняка ждет соответствующая проверка и не только оргвыводы. Следственный комитет России уже возбудил уголовное дело по факту пожара.
«Странные» лодки Хирохито
Идея «скрестить» надводный корабль-авианосец и подводную лодку, как это ни удивительно, тоже появилась в период Первой мировой.
Япония одной из первых ухватилась за такую возможность. Если раньше базирующиеся на борту подводной лодки самолеты применяли лишь в целях разведки, то японцы мечтали о бомбардировках далеких и недосягаемых территорий. Так родилась идея снабдить «подводный» самолет парой бомб. Страна восходящего солнца даже испытала концепцию на практике.
Первую субмарину с возможностью перевозки самолетов японцы построили уже к 1932 году. Подводная лодка I-5 проекта J-1M получила герметичный ангар, где мог помещаться маленький гидроплан. Обеспечить герметизацию щелей в большом люке ангара оказалось сложной инженерной задачей. Кран, который цеплял самолет, часто отказывал в условиях соленой морской воды. Самолет просто спускали на воду при помощи крана, а потом точно так же подбирали.
В 1935 году японский флот получил лодку – I-6 проекта J-2. Ангар увеличенного объема позволил разместить там гидросамолет Watanabe E9W. Он представлял собой биплан с двумя поплавками, оснащенный двигателем Hitachi Tempu II мощностью в 300 лошадиных сил, который вращал двухлопастный деревянный винт постоянного шага.
Самолет можно было легко собирать и разбирать прямо на палубе подводной лодки, что стало несомненным плюсом.
Были слишком очевидны и недостатки лодок I-5 и I-6. Подготовка к старту и сам запуск требовали много времени и сил, что в условиях войны было чревато потоплением субмарины.
Так появился более удачный проект подводного авианосца J-3. Ангар субмарины вмещал уже два самолета, а для их взлета использовали катапульту и трамплин.
Лодку I-7 спустили на воду в 1939 году, а немного позже достроили I-8. Незадолго до атаки на Перл-Харбор японский Военно-морской флот пополнила еще одна похожая субмарина – I-9 проекта A1, который включал в себя всего три подводные лодки, каждая из которых несла один гидросамолет.
Полученный японцами опыт позволил создать и первый по-настоящему массовый подводный авианосец в истории. Летом 1942 года японцы спустили на воду лодку I-15 проекта B1.
Важной отличительной особенностью более поздних японских лодок был возросший воздушный потенциал.
В сентябре 1942 года самолет Yokosuka E14Y, доставленный лодкой I-25 типа B1, совершил налет на территорию штата Орегон, сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы.
Предполагалось, что они спровоцируют пожары в лесных массивах с последующим ущербом для экономики. Но этого не случилось.
Зато субмарина I-25 вошла в историю: рейд Yokosuka E14Y стал единственным случаем бомбардировки континентальной части США с самолета за всю Вторую мировую.
Практически полное отсутствие у Японии тяжелых бомбардировщиков лишало страну возможности ковровых бомбардировок США, так что воздушные авианосцы стали единственной отдушиной.
Настоящей же мини-революцией были японские субмарины типа I-400, первые из которых завершили в 1944-1945-х. Главное – в том, что каждая такая субмарина имела серьезную авиагруппу, включавшую до четырех бомбардировщиков Aichi M6A Seiran. В походном состоянии самолеты хранили в ангаре, который находился в рубке. Все оперение гидросамолетов складывалось так, чтобы не выходить за радиус воздушного винта. Для их запуска на лодках применяли стартовую катапульту и стартовые рельсы.
Несмотря на свои недоставки, бомбардировщики Aichi M6A Seiran появись они неожиданно, могли пустить на дно американский эсминец или фрегат, нанести серьезный урон крейсеру или авианосцу.
В целом масштабы войны на Тихом океане были таковы, что подводные авианосцы не могли принести победу Стране восходящего солнца. Даже если бы их построили значительно большей серией. Максимум, на что можно было рассчитывать, — удачное проведение воздушной разведки.
Строительство[ | код]
Кормовая часть К-266, 2017 год
Корабль заложен 19 января 1989 года на Севмаше под заводским номером 650. При закладке оба вала, которые вращали гребные винты, состояли из отдельных частей, скрепленных болтами и соединительными муфтами. На остальных кораблях эти детали были цельнолитыми, но на «Орле» их выполнили полыми и засыпали внутрь кварцевый песок. По расчётам конструкторов, такие валы не должны были уступать по прочности литым, но при этом меньше шуметь, а также быть легче, дешевле и проще в изготовлении.
Для полых валов требовались облегчённые винты, однако их разработку не успели закончить до распада СССР. В итоге в 1992 году подлодку «Орёл» спустили на воду с новыми линиями валов и старыми винтами. После передачи субмарины в ВМФ валы в местах крепления сильно искривились и начали тереться о стенки с характерным звуком. Это, в свою очередь, демаскировало подлодку.
По словам источника в Министерстве обороны, согласно проекту, подводные лодки этого типа должны были действовать скрытно, уклоняясь от гидролокаторов противника, а АПЛ «Орёл» гремела своими валами на все Баренцево море. С увеличением скорости звук усиливался до такой степени, что заглушал акустикам всю фоновую обстановку вокруг. У американцев и англичан субмарина получила кличку «ревущая корова Баренцева моря».