Подводная лодка «анчар»: самая быстрая советская «золотая рыбка», гроза авианосцев

Непобедимая «Золотая рыбка»

Глубоководная атомная субмарина была не просто подводной лодкой, а полноценным боевым кораблем, который мог выполнять самые разные задачи. «Комсомолец» можно было использовать для разведки (поиска, слежения и обнаружения) и уничтожения кораблей противника. «Золотая рыбка» была типичным «хищником» — многофункциональной подводной лодкой. Она могла «охотиться» и уничтожать другие субмарины, надводные корабли, авианосные соединения и даже целые флотилии. Имея такую боевую единицу на вооружении, СССР получало значительное преимущество в море. А если бы подводная лодка была не одна? У проекта «Плавник» действительно были многообещающие перспективы, но для его реализации было выбрано не самое удачное время, как и для многих других советских разработок. Через десяток лет распалась страна, которая финансировала «Золотую рыбку», а на руинах большого государства властям было уже не до создания субмарин.Главной силовой установкой на «Комсомольце» стал водо-водяной ядерный реактор с четырьмя парогенераторами. Он производил энергию для турбинного агрегата, мощность которого составляла 43 000 лошадиных сил. Тепловая мощность самого реактора достигала 190 мегаватт. Однако специалисты решили, что одной силовой установки для подводной лодки будет мало, и дополнительно оснастили ее двумя автономными турбогенераторами. Мощность каждого составляла 2 мегаватта. В экстренных ситуациях должна была включиться резервная энергетическая установка, которая состояла из 122 аккумуляторных батарей и дизель-генератора мощностью 500 кВт. Питаясь от резервного двигателя, советская «Золотая рыбка» была способна развивать скорость 5 узлов. Длина субмарины составляла 110 метров, а ширина — 12,3 метра. В надводном положении «Комсомолец» мог развивать скорость до 11 узлов, а в подводном — 31 узел. В комбинации с мощным атомным двигателем простая, но детально проработанная конструкция корпуса с оптимизированными внешними обводами, обеспечивала «Комсомольцу» высокую скорость, за счет малого сопротивления воде. Надводное водоизмещение составляло 5880 тонн, а подводное — 8500 тонн.

Хотя она несла на своем борту ядерное оружие, субмарина не входила в число подводных лодок стратегического назначения. На вооружении у «Комсомольца» были торпеды и крылатые ракеты «Шквал», «Гранат», которые можно было снарядить ядерными боеголовками с мощностью до 150 килотонн. У «Золотой рыбки» были довольно острые зубы, которыми она могла молниеносно откусить противнику голову. Подводная лодка выпускала ракеты даже на предельных глубинах, так как системы ее вооружения были специально адаптированы для ведения боевых действий в условиях, которые были недоступны другим субмаринам. Чтобы поразить вражеский корабль, ей не нужно было подниматься. На субмарине также была установлена уникальная боевая информационно-управляющая система «Омнибус-685». Она позволила автоматизировать и максимально упростить управление подводной лодкой, независимо от глубины погружения. Эксперты полагают, что всего одна подводная лодка проекта «Плавник» с опытным экипажем могла затопить корабли противника любого водоизмещения, благодаря ряду инноваций, которые были специально разработаны и использованы для этой модели.

Ключевое преимущество «Комсомольца» — его неуязвимость для всех средств взаимодействия, которые на тот момент существовали у потенциальных противников. Подводная лодка могла уходить на глубину более 1 км, а глубинные бомбы и торпеды разрушались под воздействием давления толщи воды уже на полукилометровой отметке. «Комсомолец» мог буквально становиться невидимым для противника. Водная среда уже на глубине 400-500 метров меняет акустические свойства, что уж говорить о больших значениях. Противник просто не смог бы засечь субмарину, у которой были все шансы подобраться к нему вплотную совершенно незаметно.

Окраска

Как обычно грунтовка Mr. Surfaser 1200. На подводной части сделан прешейдинг черным по линиям расшивки. Затем накрашиваем по корпусу произвольную белую полосу, маскируем скотчем S=0,4 мм — WL готова.
Подводная часть окрашена Tamiya TS-33 Dull Red. Верхняя часть корпуса… Основной цвет — сильно осветленный Tamiya XF-1 Black и осветление по верхним поверхностям рубки, корпуса, рулей. Далее неразведенным Tamiya XF-1 Black и тонким факелом сделал постшейдинг по кромкам рулевых поверхностей и кромкам крышек ракетных шахт. Затем глянец, декали, глянец, смывка, матовый лак, сухая кисть серебрянкой и все. 
Что сказать в завершение? Собирать особо нечего было, покрасить постарался красиво и аккуратно. Насколько удалось, судить Вам, коллеги. Есть ли смысл в приобретении этой недешевой модели? Сложно сказать, альтернатив в пластике нет и вряд-ли будет, так что можно сказать, обладаю «эксклюзивом».

  
К недостаткам модели можно отнести:

  • поверхность отливки корпуса имеет сильную шагрень. Требуется шлифовка, но делать это надо аккуратно, чтобы не убить палубное хозяйство;
  • расшивка траншейная и местами грубая;
  • ужасный шов и смещение половинок в носовой части на стыке форм для литья. Удалить его очень непросто.
  • отсутствие декалей (марки углубление и т.п., бортовые номера, флаги) и инструкции по сборке (она конечно не особо нужна, но все же);
  • грубо отлиты гребные винты и ВУ.

Достоинство одно – нет никаких альтернатив у модельных фирм. Поэтому вывод прост: нужна модель – бери то, что есть. Хотя за такие деньги можно было бы производителю и поднапрячься для устранения выше указанных «косяков».

На этой лодке удалось побывать разок во время прохождения практики (после завершение 2ого курса училища) на заводе «Севмаш» в г. Северодвинске в 1998 г. Так что ностальгия и желание заиметь на полочке частичку нашей истории сделали свое дело. 
В написании статьи использовал материалы с сайтов: раз и два  
Всем отличного настроения и приятного просмотра!

что заставило создать подлодку проекта 661?

В середине XX века США разработали новый военный план — стратегия реалистического устрашения. В его рамках появилась так называемая океанская стратегия. Американцы шли на резкую перестройку военно-морского флота с тем, чтобы перенести основную мощь своих наступательных сил на просторы мирового океана. Основой этой силы становились авианосные ударные группы.

В 60-е года у Советского Союза авианосцев не было и прежде всего, по причинам экономическим. На строительство больших кораблей не хватало денег, и все же Никита Хрущев хотел заставить Америку считаться с геополитическими амбициями СССР. Американским авианосцам можно было что-то противопоставить и ставку сделали на подводный флот. Существенным недостатком подлодок начала 60-х годов было то, что для запуска ракеты субмарина должна была вплывать на поверхность, а ведь себя обнаружить значит на половину проиграть. Перед ракетными конструкторами была поставлена задача — создать крылатую ракету с подводным стартом для поражения крупных надводных кораблей.

Созданный в конце 60-х годов под руководством Челомея подводный ракетный комплекс «Аметист» был принят на вооружение. Это и стало первой в мире ракетой с подводным стартом. Хотя дальность стрельбы и масса ее боеголовки ниже, чем головки надводного старта, эти недостатки с лихвой компенсировались фактором скрытности и внезапности удара. Кроме того новые ракеты имели автономную систему управления и наведения на движущуюся цель, так что сразу у после ракетной атаки советская подлодка могла не обнаруженной уйти от кораблей сопровождения противника. Однако и такая уникальная крылатая ракета это только средство доставки заряда. Сразу родилась идея создания подлодки, которая могла нести на борту несколько таких крылатых ракет.
 

Прорыв на Запад: что делали российские подводники в Атлантике

Учения сил Северного флота стали самыми масштабными со времен Советского Союза

На этой неделе норвежские СМИ сообщили, что в Северной Атлантике находятся порядка 10 подводных лодок российского Северного флота, из которых восемь — атомные. По их мнению, подводники отрабатывали прорыв Фареро-Исландского противолодочного рубежа и скрытное развертывание в водах Атлантики

Ситуацию прокомментировала премьер-министр страны Эрна Сульберг: Россия тем самым демонстрирует свою мощь и важность обеспечения безопасности морского пути в сторону Мурманска. Она отметила, что Норвегия не видит в этом угрозы, однако нуждается в обороне НАТО. Минобороны России отреагировало заявлением: “Российские военные проводят плановые мероприятия боевой оперативной подготовки”

Что означает выход в море такого количества субмарин и какие задачи они могли решать, разбирались “Известия”

Минобороны России отреагировало заявлением: “Российские военные проводят плановые мероприятия боевой оперативной подготовки”. Что означает выход в море такого количества субмарин и какие задачи они могли решать, разбирались “Известия”.

Описание конструкции

Подводные лодки проекта 945 выполнены по классической для советского судостроения двухкорпусной схеме.

Прочный корпус кораблей этой серии выполнен из титанового сплава и имеет цилиндрическую форму в средней части с коническими оконечностями. Водонепроницаемыми переборками он поделен на шесть отсеков. «Барракуды» оснащены системой экстренной продувки цистерн главного балласта за счет сжигания твердого топлива. Легкий корпус субмарины имеет форму эллипса, кормовая оконечность веретенообразная.

Подводные лодки проекта 945 имеют главную энергетическую установку в составе водо-водяного реактора ОК-650А мощностью 180 мВт и паро-зубчатого агрегата. Этот реактор оснащен четырьмя парогенераторами, и двумя циркуляционными насосами для первого и четвертого контуров, третий контур имеет три насоса. ГЭУ позволяет подлодкам этой серии развивать скорость в 35 узлов под водой и 12 узлов – в надводном положении.

На случай поломки главной энергетической установки лодка имеет два дизель-генератора с мощностью по 750 л. с. и запасом топлива на десять суток плавания. Гребной винт субмарин этого проекта имеет прекрасные гидроакустические характеристики. Кроме того, имеются два винта и два двигателя малого хода (по 370 кВт).

На лодках проекта «Барракуда» были установлены гидроакустические комплексы «Скат». Новые технические решения, использованные в его конструкции, а также уменьшение шумности самой лодки, позволили увеличить дальность обнаружения вражеских субмарин практически в два раза по сравнению с кораблями второго поколения. Использование нового комплекса связи «Молния-М» позволило в два раза повысить ее дальность и в три раза – глубину. Лодки серии 945 оснащались системами спутниковой связи и буксируемой антенной «Параван». Навигационный комплекс позволил в несколько раз увеличить точность определения координат корабля.

Еще в конце 60-х годов началась разработка нескольких комплексов ракетно-торпедного вооружения для подводных лодок нового поколения. Ее результатом стало создание противолодочных ракетных комплексов «Водопад» (533 мм) и «Ветер» (650 мм). Они позволяют субмарине вести огонь на всем диапазоне глубин погружения, включая и максимальную. Также было значительно сокращено время предстартовой подготовки. По сравнению с кораблями второго поколения лодки проекта 945 имеют большую дальность стрельбы, а за счет более совершенной системы целеуказания и использования новых боеприпасов возросла ее точность. Кроме того, был значительно увеличен боекомплект: он составил 12 торпед или ракетоторпед калибра 650 мм и 28 – калибра 533 мм.

Еще одним типом вооружения «Барракуд» стала телеуправляемая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71. Она оснащалась ГАС самонаведения активно-пассивного типа, обеспечивавшей наведение на цель в двух плоскостях. Этой торпедой можно было управлять после запуска, перенацеливать или отменить самонаведение. Силовая установка ТЭСТ-71 могла работать в двух режимах: поисковом (скорость до 24 узлов) и атакующем (40 узлов). Максимальная дальность стрельбы составляла 20 тыс. метров, а глубина – 400 метров. При этом по уровню скрытности советская торпеда значительно превосходила знаменитую американскую Мк.48.

История создания атомных подводных лодок проекта 627 («Кит»)

Почему подводная лодка должна быть атомной?

Вторая Мировая война наглядно продемонстрировала как сильные, так и слабые стороны подводных лодок. Во всю мощь раскрыть боевой потенциал, они могли лишь при выполнении трех условий:

  • действуя из подводного положения, чтобы не быть раньше времени обнаруженными радарами противника.
  • обладая высокой скоростью, чтобы удачно встать на угол атаки, а в случае необходимости уйти от преследования.
  • обладая высокой автономностью, чтобы в полной мере иметь возможность выполнять крейсерские задачи.

Однако, все вместе эти условия были совершенно невыполнимы. Традиционные электромоторы не обеспечивали требуемой мощности, а при попытке увеличить её, приобретали совершенно не подходящие для подводной лодки габариты. Попытки использовать передовой немецкий опыт («двигатель Вальтера») в виде парогазотурбинных установок, работающих на концентрированной перекиси водорода, также не дали нужного результата — слишком капризной получалась техника.

Выход, тем не менее был, им оказалась атомная энергетическая установка. При сравнительно небольших габаритах, она позволяла получить на выходе очень значительную мощность, при этом не требуя не только дополнительных компонентов (таких, как солидный запас перекиси водорода), но даже доступа к кислороду.

Первыми к реализации программы создания атомных подводных лодок приступили в США. Уже в декабре 1945 года начались работы над проектом энергетической установки, однако завершены они были только в 1948 году, а первого корабля с её использованием, пришлось ждать ещё дольше. Спустя 7 лет после начала работ, 14 июня 1952 года на верфи «Электрик Боут Дивижн» фирмы «Дженерал Дайнэмикс Корпорейшн» в г. Гротон (штат Коннектикут) состоялась закладка первой в мире атомной подводной лодки «Наутилус». В сентябре 1955 года она вошла в состав ВМС США.

Чертеж корпуса советской атомной подводной лодки проекта 627 («Кит») в двух модификациях: проект 627 и проект П-627А

Создание советской атомной подводной лодки

9 сентября 1952 года к проектированию аналогичного подводного корабля приступил и Советский Союз. В этот день вышло постановление Совета Министров СССР, в соответствии с которым в Москве сформировали две группы специалистов:

  • для выполнения проектных проработок атомной подводной лодки (руководитель — Владимир Николаевич Перегудов, замдиректора ЦНИИ-45 судостроительной промышленности по научной работе, главный конструктор подводных лодок проектов 608 и 613).
  • для проработок ее энергетической установки (руководитель — Николай Антонович Доллежаль, академик Академии наук СССР).

Научным руководителем работ по обоим направлениям назначили директора Института атомной энергии АН СССР академика Анатолия Петровича Александрова, общее руководство проектом возложили на заместителя председателя Совета Министров СССР Вячеслава Александровича Малышева.

Работы обеих групп велись параллельно, учитывая особую секретность работ, круг привлекаемых специалистов был весьма ограничен. Что и говорить, если к выработке требований к тактико-техническим элементам нового корабля, запрещалось привлекать даже штатных специалистов ВМФ!

К марту 1953 года рабочая группа В. Н. Перегудова завершила проработки советской атомной подводной лодки, в объеме предэскизного проекта. По замыслу разработчиков, подводная лодка такого класса предназначалась для нанесения удара в «глубоком тылу» противника — по прибрежным районам, военно-морским базам, портам и т.д. Так как баллистических ракет на вооружении к тому времени не имела ещё ни одна страна в мире, основным наступательным вооружением атомной подводнойлодки были сверхмощные торпеды Т-15 (калибр 1550 мм, длина около 24 м) с ядерной боевой частью.

Традиционное оружие — торпеды калибра 533 мм — включалось в состав вооружения как средство самообороны.

«Рыбка» на «крючке»

На Западе лодку прозвали «Серебряным китом» за цвет корпуса, а в России «Золотой рыбкой» — за дороговизну постройки. Говорили, что ее стоимость в то время составляла 2% от оборонного бюджета страны, поэтому и стала «золотой». От серийного строительства этих подлодок отказались еще в 1964 году, решив ограничиться одним уникальным кораблем.

«Назначение на «Золотую рыбку» стало для меня радостным событием, — рассказал в интервью ТАСС капитан 2-го ранга в отставке Дмитрий Жиганов. — Об этой лодке я узнал еще в училище. Изучением корабля всецело обязан экипажу. Специалисты были классные, прошедшие все стадии строительства, испытания и подготовки подводной лодки к выполнению боевых задач». Он прослужил на К-162 (впоследствии К-222) с конца 1973 по 1986 год в должностях от командира гидроакустической группы — инженера до командира боевой части связи — начальника радиотехнической службы. На «Рыбке» прошел две автономки.

Корабль уникален своими техническими решениями: мощная ядерная энергетическая установка, десять крылатых ракет подводного старта «Аметист» и, конечно, титановый корпус. Чистота в отсеках и никакой ржавчины. Экипаж любил, знал и хранил свой корабль

Дмитрий Жиганов, капитан 2-го ранга в отставке

Однако уникальность корабля, по мнению подводника, тесно связывала его с заводом при проблемах технического характера. «За период службы корабль переходил из Западной Лицы (пункт базирования кораблей Северного флота в 45 км от границы с Норвегией — прим. ТАСС) в Северодвинск на завод и обратно шесть раз. Периоды отрыва экипажа корабля от боевой подготовки, подводников от семей достигали многих месяцев. И это негативно сказывалось на морально-психологической обстановке в коллективе», — говорит Жиганов.

АПЛ проекта 661 «Анчар»

Источник изображения: Пресс-служба ПО «Севмаш»

Тем не менее в периоды пребывания корабля в Западной Лице, по словам подводника, экипаж проходил полный курс боевой подготовки, выходил в «линию», заступал на боевое дежурство, обеспечивал отработку задач боевой подготовки кораблей Северного флота.

«Известно, что основное качество подводной лодки — скрытность. Она зависит от шумности, которая у нас была довольно высокая. Моряки всеми доступными способами боролись с этим «недугом» корабля, — рассказывает Жиганов. — При отработке противолодочных задач эта шумность в некоторой степени помогала нашим «коллегам» успешно их выполнять. Нам в данном случае было труднее. Можно похвалиться успешным слежением за подводной лодкой проекта 670 в течение 15 минут с использованием станции обнаружения мин в активном режиме». Потому в плане гидролокации «Рыбку» легко было «посадить на крючок», то есть обнаружить.

Говорит подводник и о других интересных моментах: «Первая опытная автономка помогла выявить и в дальнейшем решить проблему пагубного влияния реакции электрохимической коррозии, возникающей между сталью и титаном. В дальнейшем при стоянке в базе нам отвели персональный пирс с бонами, разделяющими сам пирс и корпус подлодки. Сделано это было во избежание разрушения стальных конструкций пирса. Также были специально изготовлены удлиненные трапы для личного состава и коммуникаций».

История службы

К-222 выходит на боевое дежурство

  • В 1970 году 14 декабря лодка прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу. К тому моменту за время опытной эксплуатации лодкой уже было пройдено около 40000 миль, из них около 30000 под водой.
  • В 1970 году 18 декабря лодка вышла на испытания, в ходе которых был установлен новый рекорд скорости под водой. При заблокированной аварийной защите турбин и мощности реактора в 97 % была достигнута скорость в 44,7 узла (82,88 км/час) на глубине 100 м. Во время испытаний на лодке присутствовал главный конструктор Шульженко, а на посту управления турбинами дежурил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов.
  • В 1970 году 29 декабря субмарина зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием в Западной Лице.
  • В 1971 году в марте команде была поставлена задача — выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать скорость лодки на максимальной мощности не только по своим приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. К сожалению, из-за шторма суда не смогли выйти в море. Тем не менее, старший на борту — председатель комиссии опытной эксплуатации Э. Бульон разрешил развить ход при 100 % мощности реакторов. Были сделаны 2 галса, достигнута скорость в 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания — 44,7 узла.

Авианосец ВМФ США «Саратога»

  • В 1971 году осенью был совершен дальний поход при полной автономности через Атлантический океан. Во время этого походу случился знаменитый курьез с 6-ой американской ударной авианосной группой. К-222 стала преследовать авианосец США «Саратога» (USS Saratoga CV-60). Попытка авианосца уйти от преследования на полном ходу (30 узлов) не принесла результатов. Более того, подлодка показательно пошла на опережение авианосца и его группы сопровождения, тем самым продемонстрировав свои ходовые качества.
  • В 1972 году по 1975 год находилась на среднем ремонте в г. Северодвинск.
  • В 1974 году на ходовых испытаниях вновь показала скорость около 45 узлов.
  • В 1975 году в январе вернулась к месту постоянного базирования в Западную Лицу. После захода в пункт базирования было обнаружено нарушение герметичности одного из ТВЭЛов. В течении трех суток проводились дезактивационные мероприятия.
  • В 1975 году в апреле приняла участие в учении «Океан-75».
  • В 1977 году 25 июля переклассифицирована в большую подводную лодку.
  • В 1978 году 15 января присвоен новый тактический номер К-222.
  • В 1980 году 30 ноября, находясь на ремонте в г. Северодвинск, из-за ошибки в монтаже системы управления и защиты реактора произошло резкое повышение температуры и давления в реакторе и системе первого контура с разгерметизацией последнего, личный состав не пострадал. Из-за невозможности замены контура всерьез встал вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации субмарины, однако брешь в контуре удалось устранить.
  • В 1984 году расформирован 327-й экипаж ПЛ проекта 661. В этом же году в июне причислена к составу 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (г. Видяево), а в декабре выведена из эксплуатации.

«Золотая Рыбка» стоит у своего последнего причала в ожидании утилизации

  • В 1988 году поставлена на прикол в г. Северодвинск. Перечислена в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ.
  • В 1989 году 14 марта исключена из состава ВМФ.
  • В 1999 году 7 ноября спущен флаг ВМФ. Корабль передан гражданскому экипажу предприятия Севмаш.
  • В 2008 году 23 июня переведена с ФГУП ПО «Севмаш» на ФГУП МП «Звездочка» для дальнейшей утилизации.
  • В 2015 году в марте официально закончена утилизация единственной подлодки проекта 661.

Командиры

Все командиры подлодки входили в состав воинской части 81251.

Фото Командир Срок службы
Капитан 1-го ранга Ю.Ф. Голубков 1965-1975
Капитан 1-го ранга В.С. Лищинский 1975-1985
Капитан 1-го ранга В.П. Филатов 1985-1989

«Странные» лодки Хирохито

Идея «скрестить» надводный корабль-авианосец и подводную лодку, как это ни удивительно, тоже появилась в период Первой мировой. 

Япония одной из первых ухватилась за такую возможность. Если раньше базирующиеся на борту подводной лодки самолеты применяли лишь в целях разведки, то японцы мечтали о бомбардировках далеких и недосягаемых территорий. Так родилась идея снабдить «подводный» самолет парой бомб. Страна восходящего солнца даже испытала концепцию на практике. 

Первую субмарину с возможностью перевозки самолетов японцы построили уже к 1932 году. Подводная лодка I-5 проекта J-1M получила герметичный ангар, где мог помещаться маленький гидроплан. Обеспечить герметизацию щелей в большом люке ангара оказалось сложной инженерной задачей. Кран, который цеплял самолет, часто отказывал в условиях соленой морской воды. Самолет просто спускали на воду при помощи крана, а потом точно так же подбирали.

В 1935 году японский флот получил лодку – I-6 проекта J-2. Ангар увеличенного объема позволил разместить там гидросамолет Watanabe E9W. Он представлял собой биплан с двумя поплавками, оснащенный двигателем Hitachi Tempu II мощностью в 300 лошадиных сил, который вращал двухлопастный деревянный винт постоянного шага.

Самолет можно было легко собирать и разбирать прямо на палубе подводной лодки, что стало несомненным плюсом. 

Были слишком очевидны и недостатки лодок I-5 и I-6. Подготовка к старту и сам запуск требовали много времени и сил, что в условиях войны было чревато потоплением субмарины.

Так появился более удачный проект подводного авианосца J-3. Ангар субмарины вмещал уже два самолета, а для их взлета использовали катапульту и трамплин. 

Лодку I-7 спустили на воду в 1939 году, а немного позже достроили I-8. Незадолго до атаки на Перл-Харбор японский Военно-морской флот пополнила еще одна похожая субмарина – I-9 проекта A1, который включал в себя всего три подводные лодки, каждая из которых несла один гидросамолет.

Полученный японцами опыт позволил создать и первый по-настоящему массовый подводный авианосец в истории. Летом 1942 года японцы спустили на воду лодку I-15 проекта B1.

Важной отличительной особенностью более поздних японских лодок был возросший воздушный потенциал. 

В сентябре 1942 года самолет Yokosuka E14Y, доставленный лодкой I-25 типа B1, совершил налет на территорию штата Орегон, сбросив две 76-килограммовые зажигательные бомбы.

Предполагалось, что они спровоцируют пожары в лесных массивах с последующим ущербом для экономики. Но этого не случилось.

Зато субмарина I-25 вошла в историю: рейд Yokosuka E14Y стал единственным случаем бомбардировки континентальной части США с самолета за всю Вторую мировую.

Практически полное отсутствие у Японии тяжелых бомбардировщиков лишало страну возможности ковровых бомбардировок США, так что воздушные авианосцы стали единственной отдушиной. 

Настоящей же мини-революцией были японские субмарины типа I-400, первые из которых завершили в 1944-1945-х. Главное – в том, что каждая такая субмарина имела серьезную авиагруппу, включавшую до четырех бомбардировщиков Aichi M6A Seiran. В походном состоянии самолеты хранили в ангаре, который находился в рубке. Все оперение гидросамолетов складывалось так, чтобы не выходить за радиус воздушного винта. Для их запуска на лодках применяли стартовую катапульту и стартовые рельсы.

Несмотря на свои недоставки, бомбардировщики Aichi M6A Seiran появись они неожиданно, могли пустить на дно американский эсминец или фрегат, нанести серьезный урон крейсеру или авианосцу. 

В целом масштабы войны на Тихом океане были таковы, что подводные авианосцы не могли принести победу Стране восходящего солнца. Даже если бы их построили значительно большей серией. Максимум, на что можно было рассчитывать, — удачное проведение воздушной разведки.

Появление подлодок проекта 945А

После усовершенствования энергетической установки и усиления вооружения кораблей на базе существующего проекта, появились новые субмарины проекта 945А типа «Кондор». Еще на стадии закладки 3 и 4 корабля серии была предпринята попытка подготовить суда для установки модернизированного реактора ОК – 650Б. Мощность силовой установки увеличились до 48 тыс. л.с. На лодки установили новые подруливающие устройства, улучшив маневренность корабля в боевых условиях. Остались неизменными размеры кораблей, а вот их водоизмещение выросло до 6400 тонн. Все также экипаж субмарины составляет 61 человек. Основные изменения в конструкции коснулись боевых возможностей новых судов. Внесение конструктивных изменений в систему вооружения корабля привело к тому, что на лодках проекта 945А число отсеков достигло 7.

Субмарины вооружались шестью 533-мм торпедными аппаратами. Однако главным оружием боевого корабля стали стратегические крылатые ракеты «Гранат». Одна подлодка несла до 10 ракет с обычной и ядерной боевой частью. Пуск крылатых ракет должен был осуществляться через торпедные аппараты. Корабли типа «Кондор» получили на вооружение ПЗРК «Игла», усилившие систему ПВО военных судов.

Второй корабль серии АПЛ «Окунь» был заложен в 1989 году и вступил в строй в 1992 году, пополнви ряды уже ВМФ России. В 1995 году лодка получила новое название, став АПЛ «Псков». Дальнейшее строительство новых подлодок было прекращено. Очередная модернизация боевых возможностей судов привела к закладке субмарины проект 945Б (шифр «Марс»). Однако из-за трудного финансового положения в стране, было принято решение не строить в дальнейшем дорогостоящие титановые подлодки.

Сегодня в списочный состав ВМФ России входят все четыре титановые субмарины. Подлодки «Тула» и «Кострома», находятся у стенки судоремонтного завода, ожидая своей дальнейшей судьбы. Более новые корабли, подводная лодка «Псков» и ее сестра, АПЛ «Нижний Новгород» числятся в составе 7-й дивизии подводных лодок Северного флота с местом базирования в Видяево. Планируется переоснастить все четыре корабля в соответствии с техническим заданием проекта 945М и вооружить корабли крылатыми ракетами «Калибр».

Выводы и перспективы

В чем же причина, что лодки, которые должны были стать основой флота, обеспечив ни много ни мало технологическое превосходство над США, и на которые возлагались такие большие надежды, не оправдали ожиданий? Если коротко, «Лиры» оказались слишком дорогими и сложными в постройке и эксплуатации. Так, спроектированные тем же КБ, примерно в те же годы, и строившиеся на тех же заводах торпедные АПЛ пр. 627 и пр. 671 стоили 15 и 60 млн, рублей соответственно, а расчётная стоимость пр. 705 составляла уже 105 миллионов. Как известно, наши недостатки — это продолжения наших достоинств. Это же можно сказать и о «Лире». И прежде всего, конечно же, об энергетической установке. Неудачный опыт и США, и СССР, сопровождавшийся частыми авариями, заставил отказаться от реактора с ЖМТ в пользу проверенного водо-водяного. При использовании реактора с ЖМТ необходимо ни в коем случае не допустить затвердевания теплоносителя, который всегда, даже на стоянке у причала, надо поддерживать в горячем состоянии, не ниже определённой температуры. Что, разумеется, достаточно трудозатратно для береговой службы на базах. К слову, и сейчас такие реакторы хоть и считаются перспективными, но на АПЛ не используются. Второй камень преткновения — это высокая автоматизация лодки, которая требовала самого тщательного обслуживания. Небольшая численность экипажа предъявляла повышенные требования к морякам, которые должны были обладать высочайшим профессиональным уровнем, а кроме того, вела к увеличению нагрузки. Даже в наше время, в XXI веке, несмотря на качественно другой уровень техники, экипажи АПЛ состоят из нескольких десятков человек. Гораздо меньше претензий можно предъявить к титановому корпусу. Более того, это решение можно назвать даже удачным. По крайней мере, и в последующем советские АПЛ некоторых других проектов также имели корпус из этого металла. Хотя, заметим, более богатые США титановых лодок не имели. Конечно, лодки проекта 705 не сыграли той роли, которая им изначально отводилась. Но навсегда остались памятником научно-технической мысли советских кораблестроителей, обелиском, если угодно, технического романтизма и энтузиазма 50-60-х годов прошлого столетия.

Метки: СССР, корабль, Историческая правда, АПЛ, подлодка, Титан, ВМФ, реактор, автоматизация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector