Дора. сверхтяжёлое жд оружие

Вторая и последняя «гастроль»

Из-под Севастополя «Дору» перевезли в район Ленинграда. Правда, ствол пришлось отправить в Германию на ремонт – он уже никуда не годился. «Доре» хотели подбросить «муженька» – гитлеровцы к тому времени соорудили еще одно артиллерийское суперчудо, прозванное «Толстым Густавом», — но Красная Армия, прорвав блокаду северной столицы, смешала планы немцев. Пушки-гиганты спешно покинули прифронтовую зону, так и не выстрелив.
«Густаву», к слову, вообще ни разу пришлось стрелять. А «Дору» осенью 1944 года применяли под Варшавой при подавлении польского восстания — она выпустила более 20 снарядов. В конце войны отступавшие гитлеровские войска переправили «Густава» и «Дору» в Баварию, где орудия были взорваны. Останки суперпушек обнаружили англо-американские союзники. Изучив и задокументировав все, что осталось от этих гигантов, они отправили «покойников» на переплавку.

Танк ИС-2 («Иосиф Сталин»)

Боевая машина «Иосиф Сталин-2» стала достойным ответом «Тигру» от советской военной промышленности. Его выпустили в свет в 1943 году. Он стал мощнейшим и самым бронированным из боевых машин СССР военного периода и одним из лучших в мире на то время. Инженеры из Советского Союза добились создания экономичной конструкции.

Масса боевой машины была сравнима с весом «Пантеры», при этом танк был защищен броней гораздо лучше. Толщина брони достигла миллиметров. Пушка была невероятно сильная по огневой мощности, калибр достигал 122 миллиметров. Его снаряды простреливали машины Вермахта насквозь, пробивали кирпичную кладку и сносили дома целиком. Вооружение дополнял пулемет ДШК калибра 12,7 миллиметра, располагавшийся на башне. Пулеметные пули не давали врагу передохнуть даже за толстыми стенами зданий.

Поэтому ИС-2 играли важную роль в сражениях 1944-1945 годов, особо отличались при штурмовых операциях, например, в больших городах. Тактические действия при этом заключались в следующем. В городе действовали штурмовые группы из 1-2 машин вместе с ротами, состоявшими из автоматчиков, снайпера, а иногда и огнеметчика. Танки при этом просто сметали сопротивление фашистов и вместе с сидящими на них солдатами прорывались по улицам на площади, скверы, в парки. Здесь была возможность устроить круговую оборону.

К минусам ИС-2 относилось слишком плотное размещение топливных баков в рубке управления. Если вражеский снаряд пробивал броню, команда чаще всего погибала. Наибольший риск выпадал на долю механика-водителя – у него не было своего люка, поэтому вылезли из машины он не успевал.

К тому же в действующие войска в спешке направлялось много ненадежных образцов, должным образом не прошедших испытания. Проблема была решена только с модернизацией модели, которая завершилась к 1945 году. Танк-освободитель народов Европы от фашизма стал символом Победы. Советская армия использовала его почти 50 лет.

234-мм гаубица системы «Coventry Ordnance Works» (Великобритания, Россия)

234-мм гаубица системы «Coventry Ordnance Works»

Еще в 1910 г. командование английской армии заключило с фирмой Coventry Ordnance Works» контракт на создание 234-мм осадной гаубицы, пригодной для использования также в качестве полевого орудия. Разработка гаубицы калибром 234 мм велась в течение достаточно длительного времени и весьма тщательно.

Прототип гаубицы, получивший официальное обозначение Mk. I и неофициальное—«Mother» («Мама»), был изготовлен в 1914 г. Орудие имело ствол длиной 14,5 калибра. Длина нарезной части ствола составляла 12 калибров, в канале ствола было выполнено 48 нарезов. Запирание канала ствола осуществлялось с помощью поршневого затвора. Масса ствола равнялась 3102 кг.

В начале 1917 г. четыре орудия этой системы прибыли в Россию, а в марте того же года на фронт была направлена 2-орудийная батарея этих гаубиц. В сентябре 1917 г. на вооружении батареи находилось уже четыре 234-мм гаубицы.

234-мм (9,2-дюймовая) гаубица системы «Coventry Ordnance Works» в годы Первой мировой войны была самым мощным британским артиллерийским орудием

Гаубица стреляла фугасными снарядами массой 131,5 кг, содержавшими 15,4 кг взрывчатых веществ. К гаубице имелось 5 переменных зарядов, что позволяло подобрать массу порохового заряда в зависимости от дальности стрельбы, рельефа местности и характера цели. При стрельбе полным зарядом начальная скорость снаряда составляла 362 м/с, дальность стрельбы — 9200 м. Скорострельность была относительно невысокой: 1 выстрел в минуту.

Первая 234-мм гаубица Mk. I была установлена на огневых позициях во Франции уже в ноябре 1914 г. До 1916 г. фирма «Coventry Ordnance Works» выпустила 233 орудия этой системы.

В начале 1916 г. фирма «Vickers» провела модернизацию гаубицы, направленную, прежде всего на повышение ее дальнобойности. По первоначальному проекту, представленному в мае 1916 г., предусматривалось лишь увеличить длину ствола, однако впоследствии решили усовершенствовать и лафет орудия. В декабре 1916 г. новое орудие было принято на вооружение английской армии под обозначением «233-мм (9,2-дюймовая) гаубица Mk. II на лафете Мк. II». Первые серийные образцы поступили на Западный фронт уже в начале 1917 г., причем они поставлялись не взамен состоявших на вооружении гаубиц Мк I того же калибра, а в дополнение к ним.

Фау-2

Не такая уж и фантастическая, как многие изобретения нацистов, Фау-2 была одним из немногих образцов вундерваффе, который доказал свою состоятельность.

«Оружие возмездия», ракеты Фау-2 были разработаны довольно быстро, вышли в производство и успешно использовались против Лондона. Проект стартовал в 1930 году, но был доработан лишь в 1942. Гитлер не был изначально впечатлен мощью ракеты, называя ее «просто артиллерийским снарядом с большой дальностью и огромной стоимостью».

На самом деле Фау-2 стала первой в мире баллистической ракетой дальнего действия. Абсолютное новшество, оно использовало чрезвычайно мощный жидкий этанол в качестве топлива.

Ракета была одноступенчатой, запускалась вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Это делало ее практически неуловимой — перехватить такое устройство на пути к цели еще долго никто не мог.

После начала спуска, ракета двигалась со скоростью до 6000 км в час, пока она не проникала на несколько футов ниже уровня земли. Тогда она взрывалась.

Когда Фау-2 было направлено на Лондон в 1944 году, количество жертв было внушительным — погибло 10 000 человек, были снесены районы города почти до руин.

Ракеты были разработаны в научно-исследовательском центре и изготовлены на подземной фабрике Миттельверк под контролем руководителя проекта, доктора Вернера фон Брауна. В Миттельверке использовался принудительный труд заключенных концентрационного лагеря Миттельбау-Дора. После войны и американцы, и советские войска старались захватить как можно больше образцов Фау-2. Доктор фон Браун сдался США и сыграл важную роль в создании их космической программы. По сути, ракета доктора фон Брауна положила начало космическому веку.

Воспоминания участников событий

Остались свидетельства очевидцев памятного дня 5 июня 1942 года. Они рассказывают о том, как два мощных локомотива выкатили по рельсовой дуге этого монстра весом 1350 тонн. Его следовало установить с точностью до сантиметра, что и было проделано бригадой машинистов. Для первого выстрела в зарядную часть пушки поместили снаряд весом 7 тонн.

В воздух поднялся аэростат, в задачу экипажа которого входила корректировка огня. Когда приготовления были закончены, весь расчёт орудия был отведён в укрытия, находившиеся на расстоянии нескольких сот метров. От тех же очевидцев известно, что отдача при выстреле была столь сильна, что рельсы, на которых стояла платформа, ушли в землю на пять сантиметров.

Создание этого оружия

Исходя из этого, в 1936 году, когда Гитлер посетил один из заводов фирмы «Крупп», он категорически потребовал от руководства компании спроектировать сверхмощное орудие, которое было бы способно разрушить французскую линию Мажино и бельгийские пограничные форты, например «Эбен-Эмаль». Согласно требованиям Вермахта, снаряд пушки должен быть способен пробить бетон толщиной 7 м., броню 1 м., твердый грунт 30 метров, максимальная дальнобойность орудия должна составлять 25-45 км. и иметь угол вертикального наведения +65 градусов.

Группу конструкторов концерна «Крупп», которая занялась созданием новой сверхмощной пушки по предложенным тактико-техническим требованиям, возглавлял профессор Э.Мюллер, имевший громадный опыт в данном вопросе. Разработка проекта была завершена в 1937 году, и в этом же году концерну «Крупп» был дан заказ на производство новой пушки калибра 800мм. Строительство первого орудия было завершено в 1941 году. Орудию, в честь жены Э.Мюллера, дали название «Дора». Второе орудие, которое в честь руководства фирмы Густава фон Болена и Гальбаха Круппа было названо «Толстый Густав», было построено в середине 1941 года. Кроме того, было спроектировано третье орудие калибра 520 мм. и длиной ствола 48 метров. Оно называлось «Длинный Густав». Но это орудие не было достроено.

В 1941 году в 120 км. западнее Берлина, на полигоне «Рюгенвальде-Хиллерслебен», прошли испытания орудий. На испытаниях присутствовал сам Адольф Гитлер, его соратник Альберт Шпеер, а также другие высокие армейские чины. Гитлер остался доволен результатами испытаний.

Хотя пушки и не имели некоторые механизмы, они соответствовали требованиям, которые были указаны в техзадании. Все испытания были закончены к концу 42-го года. Орудие было поставлено в войска. К этому же времени на заводах компании было изготовлено свыше 100 снарядов калибра 800 мм.

Запирание затвора ствола , а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.

Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).

Устрашающая и бесполезная

Таких параметров, которые и сделали ее громоздкой, маломаневренной, незащищенной, удивительно затратной и совершенно неэффективной, история артиллерии не знала.

Это «сверхмощное» орудие устанавливалось на специальной платформе, движущейся по рельсам, удаленным друг от друга на расстояние 6 метров. «Дора» не сыграла какой-нибудь существенной роли во взятии Севастополя. Тем не менее ее переместили под Ленинград с целью подавления героического города. Но и здесь она не нашла применения. У Адольфа Гитлера были планы уничтожения военно-морской базы Британии на Гибралтаре, но и они отпали из-за невозможности доставки гиганта. В конце войны на тот момент действительно самая большая в мире пушка была взорвана немцами в Баварии, в 36 километрах от города Ауэрбаха.

Можно добавить, что у неповоротливой «Доры» был брат-близнец «Толстый Густав», сконструированный в 1930 году. К концу войны были изготовлены детали и для третьего бесславно умершего чудовища.

«Большая Берта» (Dicke Bertha)

Известная германская пушка времен Второй мировой войны была спроектирована, а затем изготовлена в количестве 9 штук на заводах Круппа. Предназначение данного орудия — уничтожение особо защищенных объектов противника. Калибр в 420 мм и масса снаряда в 930 кг этому способствовали. Кроме того, стоит отметить, что пушка была еще и дальнобойной, поражая цели на дистанции до 14 километров. Скорострельность у «Берты» не самая высокая – 1 выстрел в 8 минут. Орудие производилось в двух вариантах: мобильном, массой в 42 тонны, и полустационарном, который весил около 140 тонн. Падая на землю, фугасный снаряд такой пушки создавал воронку диаметром более 10 метров.


Советские атомные минометы «Ока» движутся к Красной площади для участия в военном параде

«Маленький Давид»

Это орудие из Соединённых Штатов является наследием Второй мировой войны и считается самой большой в мире пушкой по диаметру калибра. «Маленький Давид» разрабатывался как инструмент для ликвидации особо мощных сооружений неприятеля на тихоокеанском побережье.

Но орудию не суждено было покинуть пределы полигона, где оно прошло успешные испытания, поэтому пушка внушала страх и уважение только на фотоснимках зарубежной прессы.

Перед выстрелом ствол монтировался на специальный металлический каркас, который на четверть был врыт в землю. Пушка стреляла нестандартными снарядами конусообразной формы, вес которых мог достигать полутора тонн. По месту взрыва таких боеприпасов оставалась глубокая впадина на 4 метра в глубину и на 10-15 метров в окружности.

Миномёт «Ока»

На пятой позиции в списке самых больших в мире пушек расположилась ещё одна отечественная разработка советских времён – миномёт «Ока». В середине прошлого столетия СССР уже имела ядерное вооружение, но испытывало некоторые проблемы с доставкой оного до места цели. Поэтому перед советскими конструкторами поставили задачу создать миномёт, который смог бы стрелять ядерными боеголовками.

В итоге у них получился эдакий монстр с калибром в 420 мм и весом почти в 60 тонн. Дальность стрельбы миномёта варьировалась в пределах 50 километров, чего, в принципе, было достаточно для мобильной танковой техники тех времён.

Несмотря на теоретический успех предприятия, от массового производства «Оки» отказались. Причиной тому стала чудовищная отдача орудия, которая сводила на нет всю мобильность: для нормального выстрела требовалось как следует окопать миномёт и возвести упоры, а на это требовалось слишком много времени.

Подготовка боевой позиции для начала обстрела

Место для установки орудия выбиралось с особой тщательностью. Его определил во время облёта территории с воздуха лично командующий соединением тяжёлых орудий генерал Цукерорт. Он выбрал одну из гор, в которой для оборудования боевой позиции был сделан широкий разрез. С целью обеспечения технического контроля направила в район боевых действий своих специалистов, занимавшихся разработкой и изготовлением пушки.

Особенности конструкции орудия позволяли перемещать ствол лишь в вертикальном положении, поэтому для изменения направления стрельбы (по горизонтали) пушка «Дора» была размещена на специальной платформе, которая двигалась по дуге крутоизогнутых железнодорожных путей. Для её перемещения использовались два мощных дизельных локомотива.

Работы по монтажу артиллерийской установки и её подготовке к стрельбе были закончены к началу июня 1942 года. Для усиления огневого удара по укреплениям Севастополя немцы использовали, кроме «Доры», ещё две самоходные установки «Карл». Калибр их стволов составлял 60 см. Это были также мощные и разрушительные орудия.

«Виктория»


«Виктория» В Адмиралтействе не дураки сидят и тоже умеют один и один складывать. Пушка спереди и пушка сзади — это не очень удобно. Для нормальной стрельбы придётся подставить противнику полный борт, а это чревато. Более того, в умы руководства флотом часто приходила мысль о таранной тактике. Если коротко, то мы на полной скорости сближаемся с противником, стреляя из всех орудий наносим максимум повреждений на пистолетной дистанции, а затем — «таран, оружие героев», для чего броненосец имел массивный таранный бивень.


Носовая башня «Виктории» Вот для внедрения этой тактики на практике «Виктория» и получила в носовую часть два 412,8-миллиметровых 30-калиберных нарезных орудия, каждое весом в 110 тонн. Того же типа, что на «Бенбоу». Но если на нём пушки установили в бронированные барбеты без прикрытия сверху, то на «Виктории» были полноценные башни. И не капает, и от осколков защита. Пушки, однако, вводились в строй в спешке, даже без ресурсных испытаний. А значит во время выстрела корабельная команда молилась о том, чтобы ствол не разорвало сразу. Но калибр-то какой, и сразу два орудия в носу!

Хортен Ho 229

Сегодня о нем говорят как о первом в мире стелс-бомбардировщике, при этом Ho-229 был первым летающим устройством с реактивным двигателем.

Германия остро нуждалась в решении для авиации, которое формулировалось Герингом как «1000х1000х1000»: самолеты, которые могли бы переносить 1000-килограммовые бомбы на расстояние 1000 км со скоростью 1000 км/ч. Реактивный самолет был самым логичным ответом — при условии некоторых доделок. Уолтер и Реймар Хортены, два немецких изобретателя-авиатора, предложили свое решение — Хортен Ho 229.

Внешне это была гладкая бесхвостная машина, напоминающая планер, оснащенная двумя реактивными двигателями Jumo 004C. Братья Хортены утверждали, что смесь древесного угля и смолы, которую они используют, поглощает электромагнитные волны и делает самолет «невидимым» на радарах. Этому же способствовала малая видимая площадь «летающего крыла» и его гладкий, как капля, дизайн.

Пробные полеты с успехом состоялись в 1944 году, всего в производстве на различных стадиях изготовления было 6 самолётов, а также для нужд истребительной авиации люфтваффе были заказаны узлы для 20 машин. В воздух поднимались две машины. В конце войны союзники обнаружили единственный прототип на заводе, где производились Хортены.

Реймар Хортен уехал в Аргентину, где и продолжил свою конструкторскую деятельность вплоть до своей смерти в 1994 году. Уолтер Хортен стал генералом ВВС Западной Германии и умер в 1998 году.

Единственный Хортен Ho 229 был увезен в США, где изучался и использовался как модель для сегодняшних стелсов. А оригинал выставлен в Вашингтоне, Национальном музее авиации и космоса.

Оценки

Задачи, для которых проектировались суперпушки, в конце войны успешно решались авиацией. При этом показатели мобильности и сроков подготовки у пушек были весьма низкими. Время подготовки орудия к стрельбе складывалось из времени оборудования огневой позиции (от 3 до 6 недель) и времени сборки всей артиллерийской установки (трое суток). Для оборудования огневой позиции требовался участок длиной 4120—4370 метров. Большинство послевоенных авторов оценили соотношение боевых возможностей артсистем сверхкрупного калибра к затраченным ресурсам как неудовлетворительное. Аналогичного вывода придерживались и непосредственные участники войны.

Немецкий фельдмаршал Манштейн отметил боевые возможности орудия, но они не компенсировали затраты войск прикрытия, проблемы подготовки позиции и логистики:

Начальник Генерального штаба сухопутных войск нацистской Германии, генерал-полковник Франц Гальдер:

Советскую сторону представляет мнение прославленного советского конструктора артиллерии, Героя Социалистического Труда В. Г. Грабина. В 1968 году на вопрос журналиста журнала «Смена» Е. Месяцева о том, имелись ли на вооружении советских артиллерийских войск сверхдальнобойные орудия, ответил:

Подготовка боевой позиции для начала обстрела

Место для установки орудия выбиралось с особой тщательностью. Его определил во время облёта территории с воздуха лично командующий соединением тяжёлых орудий генерал Цукерорт. Он выбрал одну из гор, в которой для оборудования боевой позиции был сделан широкий разрез. С целью обеспечения технического контроля фирма «Крупп» направила в район боевых действий своих специалистов, занимавшихся разработкой и изготовлением пушки.

Особенности конструкции орудия позволяли перемещать ствол лишь в вертикальном положении, поэтому для изменения направления стрельбы (по горизонтали) пушка «Дора» была размещена на специальной платформе, которая двигалась по дуге крутоизогнутых железнодорожных путей. Для её перемещения использовались два мощных дизельных локомотива.

Работы по монтажу артиллерийской установки и её подготовке к стрельбе были закончены к началу июня 1942 года. Для усиления огневого удара по укреплениям Севастополя немцы использовали, кроме «Доры», ещё две самоходные установки «Карл». Калибр их стволов составлял 60 см. Это были также мощные и разрушительные орудия.

Колокол

Его называли «Колокол»…

Проект стартовал под кодовым названием «Хронос». И имел высочайший класс секретности. Это то оружие, доказательство существования которого мы до сих пор ищем.

По своим характеристикам оно было похоже на огромный колокол — 2,7 м в ширину и 4 м в высоту. Создавался из неизвестного металлического сплава и находился на секретном заводе в польском Люблине, рядом с чешской границей.

Колокол состоял из двух вращающихся по часовой стрелке цилиндров, в которых разгонялась до высоких скоростей багрянистая субстанция (жидкий металл), именуемая немцами «Xerum 525».

Когда Колокол активировался, он воздействовал на территорию в радиусе 200 м: все электронное оборудование выходило из строя, практически все подопытные животные погибали. Причем жидкость в их телах, в том числе и кровь, распадалась на фракции. Растения обесцвечивались, в них исчезал хлорофилл. Говорят, что многие ученые, работавшие над проектом, погибли во время первых испытаний.

Оружие могло проникать под землю и действовать высоко над землей, достигая нижних слоев атмосферы… Его ужасающее радиоизлучение могло вызвать смерть миллионов.

Основным источником данных об этом чудо-оружии считается Игорь Витковски, польский журналист, который рассказывал, что он прочитал о Колоколе в секретных расшифровках КГБ, агенты которого брали показания офицера СС Якоба Шпорренберга. Якоб говорил о том, что велся проект под руководством генерала Каммлера, инженера, исчезнувшего после войны. Многие верят, что Каммлер был секретно увезен в США, вероятно даже с работающим прототипом Колокола.

Единственное материальное доказательство существования проекта — железобетонная конструкция под названием «Хендж», сохранившаяся в трех километрах от места, где создавался Колокол, которая может рассматриваться как тестовая площадка для экспериментов с оружием.

Радиоуправляемая бомба Фритц-Х

Управляемая радиобомба «Фритц-Х», как и ее предшественница Hs 293, была создана для уничтожения кораблей. Но, в отличие от Hs, «Фритц-Х» могла поражать сильно бронированные цели. «Фритц-Х» обладала превосходными аэродинамическими свойствами, 4 малыми крыльями и крестообразным хвостом.

В глазах союзников это оружие было воплощением зла. Родоначальник современной управляемой бомбы, «Фритц-Х» могла перенести на себе 320 кг взрывчатки и управлялась с помощью джойстика, что делало ее первым в мире высокоточным оружием.

Это оружие весьма эффективно использовалось вблизи Мальты и Сицилии в 1943 году. 9 сентября 1943 года немцы скинули несколько бомб на итальянский линкор «Рим», утверждая, что уничтожили всех на борту. Они также потопили британский крейсер «HMS Спартанец», эсминец «HMS Янус», крейсер «HMS Уганда» и госпитальное судно Ньюфаундленда.

Основной трудностью было то, что если они не могли резко менять направление полета. Как и в случае с Hs 293, бомбардировщики должны были пролетать прямо над объектом, что делало их легкой добычей союзников — авиация нацистов стала нести большие потери.

Знаменитая Царь-пушка в Кремле

Одно ядро Царь-пушки весит более 800 килограммов, а масса самого орудия составляет 39 тонн. Для перемещения гигантской установки требовалось около 200 лошадей. Очевидно, именно из-за веса и габаритов Царь-пушка ни разу не выстрелила. За всё время своего существования она нанесла урон российской казне и психике противников. Согласитесь, неприятно осознавать, что твой сосед (а речь идёт о XVI веке) способен создать подобного монстра. Сегодня Царь-пушка стоит на четвёртом месте в списке орудий с крупнокалиберными стволами. Обходят её только американские и немецкие мортиры, созданные в XVIII–XIX веках.

Царскую пушку сконструировал в 1586 году инженер Андрей Чохов по велению Бориса Годунова, который в то время был регентом при царе Фёдоре Ивановиче. Стреляли из знаменитой пушки единожды, да и то ради испытания.

Переброска орудия на восточный фронт

Ввиду этих обстоятельств сверхтяжелое орудие «Дора» было направлено на восточный фронт. В феврале 1942 года оно прибыло в Крым, где поступило в распоряжение армии, безуспешно пытавшейся штурмовать Севастополь. Здесь 813-мм осадная пушка «Дора» использовалась для подавления советских береговых батарей, оснащённых 305-мм орудиями.

Непомерно многочисленный штат, обслуживающий установку здесь, на восточном фронте, потребовалось увеличить дополнительными силами охраны, так как с первых дней прибытия на полуостров пушка и её расчёт подверглись нападениям партизан. Как известно, железнодорожная артиллерия весьма уязвима для ударов с воздуха, поэтому для прикрытия орудия от налётов авиации пришлось дополнительно задействовать зенитный дивизион. К нему присоединилось также химподразделение, в задачу которого входило создание дымовых завес.

Управляемая авиационная бомба Henschel Hs 293

Эта немецкая управляемая авиационная бомба была, пожалуй, самым эффективным управляемым оружием времен Второй мировой войны. Она уничтожила многочисленные торговые суда и эсминцы.

Henschel выглядели как радиоуправляемый планер с ракетным двигателем снизу и боеголовкой с 300 кг взрывчатки. Они были предназначены для использования против небронированных судов. Около 1000 бомб было изготовлено для использования немецкой военной авиацией.

Вариант для использования против бронированной техники Фритц-Х был изготовлен чуть позже.

После сброса бомбы с самолета ракетный ускоритель разгонял ее до скорости 600 км/ч. Затем начинался этап планирования в сторону цели, с применением радиокомандного управления. Наведение Hs 293 на цель производилось с самолёта штурманом-оператором с помощью рукоятки на пульте управления передатчика Kehl. Чтобы штурман визуально не потерял бомбу из виду, на её «хвосте» устанавливался сигнальный трассер.

Одним из недостатков было то, что бомбардировщик должен был держаться прямой траектории, двигаться с постоянной скоростью и высотой, располагаясь параллельно цели, чтобы поддерживать некую видимую линию с ракетой. Это означало, что бомбардировщик не смог отвлечься и маневрировать, когда приближающиеся вражеские истребители пытались его перехватить.

Использование радиоуправляемых бомб было впервые предложено в августе 1943 года: тогда первой жертвой прообраза современной ПКР стал британский шлюп «HMS Цапля».

Впрочем, совсем недолго союзники искали возможность подключиться к радиочастоте ракеты, чтобы сбить ее с курса. Само собой разумеется, что открытие частоты управления Henschel значительно снизило ее эффективность.

Крыса

Вы думали, что танк «Мышь» был большим? Ну что же… По сравнению с проектами Landkreuzer P. 1000 Ratte это была лишь игрушка!

«Крыса» Landkreuzer P. 1000 — самый большой и самый тяжелый танк, спроектированный нацистской Германии! Согласно планам, этот сухопутный крейсер должен был весить 1000 тонн, быть в длину около 40 метров, в ширину — 14 метров. В нем располагался экипаж в 20 человек.

Огромный размер машины был причиной постоянной головной боли конструкторов. Было слишком непрактично иметь на вооружении такого монстра, поскольку, например, многие мосты не выдержали бы его.

Альберт Шпеер, который был ответственным за рождение идеи «Крысы», считал этот танк смешным. Именно благодаря ему строительство даже не началось, и не было создано даже прототипа. При этом даже Гитлер сомневался, что «Крыса» может на самом деле выполнять все свои функции без специальной подготовки поля боя к своему появлению.

Шпеер, будучи одним из немногих, кто мог рисовать в фантазиях Гитлера сухопутные линкора и высокотехнологичные чудо-машины, отменил программу в 1943 году. Фюрер был удовлетворен, так как полагался в своих быстрых атаках на другое оружие. Интересно, что фактически во время сворачивания проекта были составлены планы для еще большего сухопутного крейсера «P. 1500 Монстр», который бы носил бы самое тяжелое оружие в мире — 800-мм пушку от «Доры»!

Царь-пушка

Это легендарное орудие не нуждается в представлении. Царь-пушку в 1586 году отлил из бронзы талантливый мастер Андрей Чохов.

Характеристики Царь-пушки впечатляют: калибр – 890 мм, длина – 5,34 метра, вес – 40 тонн. Эту внушительную красавицу может рассмотреть любой желающий, посетив Московский Кремль.

И лафет, и сама пушка покрыты искусно сделанными узорами, на них присутствуют также различные надписи. Специалисты утверждают, что это орудие первоначально делалось как боевое — из него был произведен как минимум один выстрел, однако, документальных доказательств этому не найдено. Царь-пушка по праву находится в книге рекордов Гиннесса.

Немецкая «Дора». Одна только доставка этого чудовища на позицию для стрельбы представляла собой серьёзную инженерную задачу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector