Альтернативные средние танки pzkpfw iv ausf. k (karl). германия
Содержание:
Описание конструкции
Ходовая часть
Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным ребрами жесткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л.с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 квадратных метров
Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действия от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определенный угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут
Артиллерийская часть
Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъемных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины
Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (из которых 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (из которых 460 кг взрывчатых веществ
).
Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/сек и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3, 5 метров или стальную плиту толщиной 450 милиметров. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/сек, стрельба им велась на дальность в 6700 метров. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд
Самоходные мортиры «Карл» на огневой позиции. Установки вооружены мортирами калибром 540 мм
Скорострельность орудия составляла 1 выстрел в 10 минут
Боекомплект орудия составлял 8 выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортерах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортер имел 2, 5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось 3 снаряда
В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11, 5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerät 041». Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. Имеющаяся фотография (слева), на которой запечатлены перевооруженные 540-мм стволами мортиры, позволяет предполагать, что такими стволами было перевооружено по крайней мере три мортиры (то есть, «Локи», «Тор» и некая третья
).
Транспортировка
Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка разбиралась на четыре части
- повозка ствола весом 42 т;
- верхний лафет весом 41, 8 т;
- мост и ходовая часть весом 21, 6 т;
- самоходный лафет весом 82, 3 т.
При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырехосных платформы
Описание конструкции[ | ]
Ходовая часть
Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 м².
Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.
Артиллерийская часть
Самоходные мортиры «Карл» на огневой позиции. Установки вооружены мортирами калибром 540 мм Артиллерийская часть машины представляла собой 600-мм нарезную мортиру, установленную в станке в середине корпуса. Ствол мортиры — моноблок. Замок клиновой горизонтальный, с цилиндро-призматическим клином. С помощью подъёмных механизмов обеспечивалось достижение максимального угла возвышения ствола +70°, угол горизонтальной наводки составлял 4°. Механизмы наводки приводились в действие вручную. Для погашения сильной отдачи мортиры была разработана двухступенчатая система отката — при выстреле происходил откат не только ствола в люльке, но и всего станка в корпусе машины.
Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).
Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.
Скорострельность орудия составляла один выстрел в 10 минут.
Боекомплект орудия составлял восемь выстрелов раздельно-гильзового заряжания (заряд постоянный) и перевозился на транспортёрах боеприпасов, специально сконструированных на базе танка PzKpfw IV. Каждый транспортёр имел 2,5-тонный кран, который поднимал снаряды и укладывал их на лоток мортиры. На лотке помещалось три снаряда.
В 1943 году по крайней мере две мортиры («Локи» и «Тор») после выработки гарантийного ресурса получили взаимозаменяемые 540-мм стволы длиной 11,5 калибра. После модернизации установки стали обозначаться «Gerät 041». Снаряды этих мортир массой 1580 кг (бетонобойный) и 1250 кг (фугасный) выстреливались на дальность до 10 400 м. В остальном характеристики установки остались без изменений. Имеющаяся фотография (справа), на которой запечатлены перевооружённые 540-мм стволами мортиры, позволяет предполагать, что такими стволами было перевооружено по крайней мере три мортиры (то есть, «Локи», «Тор» и некая третья).
Транспортировка
Транспортировка самоходной мортиры «Карл» по железной дороге. Используя самоходный лафет, мортира могла самостоятельно маневрировать со скоростью до 10 км/ч, однако запас хода установки был весьма ограничен. При перевозке по железной дороге установка подвешивалась между двумя специально оборудованными пятиосными платформами. По шоссе машина перевозилась в разобранном виде на трейлерах. С этой целью установка разбиралась на четыре части:
- повозка ствола весом 42 т;
- верхний лафет весом 41,8 т;
- мост и ходовая часть весом 21,6 т;
- самоходный лафет весом 82,3 т.
При этом самоходный лафет устанавливался на шестиосный трейлер, а для перевозки остальных частей использовались три четырёхосных платформы.
Наиболее интересные экспонаты павильона немецкой техники
Минный тральщик (вес 39 тонн). В 1945 году при испытании захваченного трала на Кубинском полигоне, он наехал на заранее установленную мину. Машина перевернулась, а жесткая конструкция обеспечила контузию экипажу. Больше машину не испытывали.
Минный трал
126-тонная самоходная мортира «Карл». Во всем мире их было изготовлено всего 6. У каждой было имя собственное: «Адам», «Ева», «Один», «Тор», «Локи», «Тюр». Впервые были применены для разрушения Брестской крепости в 1941 г. Каждый снаряд весил 2200 кг и мог проломить 3-х метровую толщу железобетонного монолита. Брест, Одесса, Севастополь, Варшава равнялись ею с землей. Скорость небольшая — 10км/ч. Боевой расчет 8 человек, а для обеспечения работы требовалось 108 человек. Единственный оставшийся в мире экземпляр.
Самоходная мортира
Самый тяжелый танк в мире Maus- «Мышь»( Вес 188 тонн) Для сравнения пусковая установка «Тополь -М» весит 120 тонн. Его не выдерживал ни один автомобильный мост. Всего изготовлено 2 экземпляра. При наступлении наших войск немцы взорвали оба танка. После войны по личному указанию маршала Жукова из двух машин собрали одну для дальнейших испытаний на полигоне. При обстреле из танка ИС-2 (фото выше) снаряды так и не смогли ни разу пробить броню этого танка. Вокруг этого танка всегда столпотворение мужчин.
танк Мышь
Единственный сохранившийся в мире танк-шар. Подвижный артиллерийский корректировочный пункт. Скорость 8 км/ч.
Танк-шар
Противотанковая САУ «Фердинанд»
Противотанковая САУ Фердинанд
Знаменитый Тигр , разработанный фирмой «Хеншель» совместно с Фердинандом Порше. По комфортности не уступает современным танкам. Полуавтоматическая коробка передач, гидроусилитель рулевого управления.
ТИГР
Полугусеничный мотоцикл НК-101
Полугусеничный мотоцикл НК-101
Характеристики
Характеристика | Значение | Примечания |
калибр | 807 мм | изначально составлял 807 мм, но после стрельб из-за сверхвысокого давления и трения увеличился: по одним данным до 810 мм, по другим — до 813 мм |
вес снаряда | 7000 кг | бетонобойный снаряд |
длина ствола | 32 м | ствол составной |
минимальная дальность стрельбы | 25 км | |
максимальная дальность стрельбы | 50 км | бетонобойным снарядом |
полная длина орудия | 50 м | без железнодорожной платформы |
общий вес | 1350 тонн | |
ресурс ствола | 300 выстрелов | |
скорострельность | 1 выстрел в 45 мин или до 14 в день | |
скорость полета снаряда | от 1500 м/с до 960 м/с | имеются в виду допиковая и послепиковая фазы (относительно вертикали) |
пробивная способность | стальная броня 1 м, железобетонная перегородка — 7 м | бетонобойный снаряд (фугасные применялись мало) указана толщина защитного покрытия |
Ссылки
-
Конструкция - Способ заряжания
- Ствол
- Лейнер
- Камора
- Казённик
- Лафет
- Станина
- Противооткатные устройства Тормоз отката
- Накатник
- Дульный тормоз
- Конструкция прицела
- Щитовое прикрытие
Уникальные именные орудия - Царь-пушка
- Little David
- «Дора» и «Густав»
- Карл
- Брюс
- Парижская пушка
- Мортира Маллета
- Mortier monstre
- Pumhart von Steyr
- Faule Mette
- Dulle Griet
- Базилика
- Проект «Вавилон»
Классификация - Пушка
- Пушка-гаубица
- Гаубица-пушка
- Гаубица
- Гаубица-миномёт
- Мортира
- Мортиро-пушка
- Мортира-миномёт
- Миномёт
- Ампуломёт
- Бомбомёт (полевой)
- Безоткатное орудие Пушка Дэвиса
- Пушка Гельвиха
- Пушка Рябушинского
- Пушка Курчевского
- Ракетная пушка
- Пушка Герлиха
- Пушка Гаста
- Револьверная пушка
- Многоствольная пушка
- Многокаморная пушка
- Пушка Залинского
- Рельсотрон
- Пушка Гаусса
- Электротермическая пушка
- Электротермохимическая пушка
- Полевое орудие
- Горное орудие
- Осадное орудие
- Противотанковое орудие
- Зенитное орудие
- Крепостное орудие
- Орудие береговой обороны
- Самодвижущееся орудие
- Самоходное орудие
- Танковое орудие
- Железнодорожное орудие
- Корабельное/катерное орудие
- Авиационное орудие
- Малокалиберное орудие
- Орудие среднего калибра
- Крупнокалиберное орудие
- Орудие большой мощности
- Орудие особой мощности
- Батальонное орудие
- Полковое орудие
- Дивизионное орудие
- Корпусное орудие
- Орудие армейской артиллерии
- Орудие артиллерии резерва главного командования
Базилика (600 мм)
0 В середине XV турки, осаждая Константинополь, столкнулись с проблемой. Стены древней крепости были совершенно неприступны для пехоты. Примитивная артиллерия оставляла на камнях незначительные выбоины, а подвести под стены мину не позволял плотный огонь защитников города. Вдохновившись необходимостью, венгерский инженер Урбан всего за несколько месяцев сконструировал и отлил в бронзе осадное орудие массой 30 тонн. Пушка, названная «Базиликой», имела калибр около 550-600 мм и стреляла каменными ядрами массой 500-600 кг на дальность до 2 км. Пушка показала свою эффективность, несколькими точными выстрелами проломив вековую стену. К сожалению, образец инженерного гения при дальнейшей стрельбе разрушился. Впрочем, в музее форта Нельсон (Англия) стоит «младшая сестра» Базилики, подаренная турками королеве Виктории.
Машина в массовой культуре[ | ]
В разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 октября 2020 года |
Машина ограничено представлена в индустрии . Сборные пластиковые модели-копии самоходной мортиры «Карл» в масштабе 1:35 выпускаются китайским предприятием Trumpeter, причём в вариантах как с 600-мм, так и с 540-мм орудием, а также железнодорожные транспортёры для мортир и подвозчик боеприпасов на базе PzKpfw IV. В бумажном моделировании была выпущена 600 мм мортира «EVA» от GPM, в масштабе 1:25. Также есть 3 модели производства компании HobbyBoss в масштабе 1:72, включая 2 модели самой мортиры и железнодорожный транспортер.
Самоходная мортира «Карл» присутствует в компьютерных играх «Блицкриг» и «Блицкриг II», где появляется в некоторых миссиях, при этом габариты, бронезащита, тихоходность и крайне низкий боекомплект отображены достаточно достоверно. Интересно, что целью одной из миссий в советской кампании игры «Блицкриг II» является уничтожение «Карла».
В компьютерной игре «В тылу врага 2: Братья по оружию» в миссии «Севастополь» кампании за СССР игроку даётся задание уничтожить две таких САУ.
В компьютерной игре World of Tanks была доступна всем игрокам с 1-го по 7-ое апреля 2014 года в специальном игровом режиме в качестве первоапрельской шутки. При этом модель техники была специально выполнена в грубом «восьмибитном» стиле.
В компьютерной игре Commandos: Beyond the Call of Duty в миссии Молот Тора необходимо уничтожить мортиру «Карл», находящуюся на железнодорожном транспортёре.
Во франшизе «Girls und Panzer» (серия аниме и манг), в первую очередь — в полнометражном фильме 2020 года — боевая единица университетской команды. ТТХ «Карла» авторами фильма несколько преувеличены.
Мортира «Карл»
Порой размеры оружия поражают. Оно наводит ужас, еще даже не сделав ни единого выстрела. К такому типу вооружения можно смело отнести немецкую мортиру «Карл», относящуюся к классу сверхмощных самоходных установок для уничтожения фортификационных сооружений. К сожалению, испытать на себе силу мортиры «Карл» довелось именно нашим согражданам во времена Второй мировой войны. По сути, самоходная мортира «Карл» — это миномет с калибром снарядов в 600 мм. При этом дальнобойность мортиры составляла более 4 км, а скорость летящего снаряда 220 метров в секунду. Имея вес каждого снаряда более 2 тонн, мортира спокойно могла пробивать бетонную стену толщиной до 3,5 метров, а стальную броню толщиной до полуметра. Сильнее, с точки зрения ударной силы, во время Великой отечественной войны оружия просто не было. Но мортира «Карл» наводила ужас даже своим внешним видом. Только длина ствола при диаметре более 80 см составляла около 8,5 метров. Общий вес вместе с самоходкой составил 126 тонн. Хотя махина была самоходной, собственная ее скорость составляла не более 10 км в час, поэтому для переброски орудия использовалось сразу две железнодорожные платформы, на которые устанавливалась мортира.
Первое орудие данного класса появилось у немцев в 1940 году. Свое имя мортира получила в честь генерала Карла Беккера, который был артиллеристом и руководил разработкой мортиры для немецкой армии. Производилась мортира на заводах компании Рейнметалл-Борзиг. Всего немцы за 1940 – 1941 годы успели сделать шесть мортир, которые поступили в войска, и одну, которую использовали только для различных испытаний. Каждая мортира имела даже свое собственное имя. Если «Карл» — это имя всей серии, то были еще «Адам», «Ева», «Один», «Тор» и другие. Что касается боевого крещения, то сначала немцы направили мортиры на фронт в районе линии Мажино, защищавшей Францию в 1940 году. Но из-за бездарных действий и отсутствия особого сопротивления со стороны французской армии, мортиры «Карл» так и не вступили в бой. Все было решено и без их помощи.
Впервые самоходные мортиры «Карл» в реальных боевых действиях приняли участие 22 июня 1941 года, обстреляв ряд крепостей на территории СССР. Самый известный бой был на участке Брестской крепости. И тут немцы обнаружили для себя не совсем приятный факт. Да, ударная сила мортиры была вне конкуренции. Куда бы ни попал снаряд, от него оставалась лишь воронка диаметром 15 и глубиной 5 метров. Но была проблема в точности попадания. Кроме того, надежность работы самоходки оставляла желать лучшего. Снаряды часто застревали и, чтобы их удалить, порой приходилось тратить очень много времени. Но одного присутствия на линии огня мортир «Карл» было достаточно, чтобы наводить ужас на противника. Немцы использовали мортиры только в крайних случаях, например, когда осаждали Крым в районе Севастополя, имевшего очень мощные укрепрайоны. До наших дней сохранилась мортира, которую захватили Советские войска еще в 1945 году, и сейчас она находится в бронетанковом музее в Кубинке.
Юбилейный год в России
Германию конца XIX века можно сравнить с нынешним Китаем. В объединённой «железом и кровью» стране стремительно развивалась промышленность, но сбыт товаров среди относительно небогатого населения был ограничен
Немецкие промышленники обратили внимание на внешние рынки – прежде всего на богатые Англию, Францию и САСШ. На экспорт шли недорогие товары отменного качества
К примеру, в Великобританию поступали копии знаменитых ножей Sheffield, изготовленные в Золингене, а в Америку – копии револьверов Smith & Wesson. Большинство первых серийных автомобилей Benz также вывозилось за границу – в основном в Англию, Францию и Россию. Пытаясь защитить свой рынок от дешёвых немецких товаров, британцы призвали потребителей к патриотизму и ввели закон, который обязывал немцев писать на своей продукции «Made in Germany».
Потерпевшие поражение во Франко-прусской войне французы не очень спешили приобретать автомобили у бывших врагов. Однако местные дельцы нашли выход. Главный французский импортёр автомобилей Benz Эмиль Роже продавал их с 1887 года под своей маркой Roger. Дошло до курьёза – компания La Parisienne, продававшая машины Benz Velo под собственным названием, изобразила на рекламе за рулём автомобиля под видом «парижанки»… Клару Бенц. Именно Франция стала основным рынком сбыта для фирмы Benz & Co. Между прочим, осенью 1891 года главный редактор газеты «Одесский листок» В. В. Навроцкий привёз на пароходе из Марселя один из образцов Benz. Так, спустя пять лет после своего рождения, автомобиль появился в России. В этом году исполняется 125 лет этому памятному событию. Открытым остаётся вопрос: какой модели был «Бенц» Навроцкого? Трёхколёска или, может быть, один из ранних четырёхколёсных Benz Vis-à-Vis?
В 1894 году фирма Benz & Co. официально экспортировала первый автомобиль в Россию. Машина попала в Москву. Генеральным представителем фирмы стала техническая контора «Карл Шпан» с отделениями в Санкт-Петербурге и Москве. До 1897 года контора продала в России 19 легковых автомобилей Benz. Они поступили в Петербург, Москву, Одессу, Николаев и Варшаву. Другие торговые агенты также импортировали «бенцы» в XIX веке: М. У. Ландесман в Одессе, Г. Г. Мейер в Риге, Краусп и Шюманн в Ревеле, П. Пироне в Баку, В. Форселиус в Або (ныне Турку, Финляндия). Зажиточные подданные империи привозили «бенцы» из Германии и Франции и в частном порядке.
В 1896 году петербуржцы Евгений Александрович Яковлев и Пётр Александрович Фрезе, владельцы Петербургского машиностроительного чугунно- и меднолитейного завода Е. А. Яковлева и Экипажной фабрики «Фрезе и К°», построили первый российский автомобиль. Они продемонстрировали его на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Машина «Яковлев и Фрезе» была полностью построена в России практически без использования импортных частей. Е. А. Яковлев изготовил мотор и трансмиссию, а кузов сделал П. А. Фрезе. Неизвестно, сколько всего самодвижущихся колясок выпустили петербургские предприниматели, но реклама этих машин печаталась до 1898 года включительно. Самое интересное, что внешне и конструктивно первый российский автомобиль напоминает немецкую машину Benz модели Duc, которая появилась в программе фирмы Benz & Co. только спустя два года. Российский автомобильный историк В. И. Дубовской отметил этот нюанс и выдвинул версию, что автомобиль был разработан специально для России и не без решающего участия наших конструкторов. Серийное производство в Российской империи не состоялось, поэтому аналогичную модель начали выпускать в Германии. А может быть, Карл Бенц купил у Петра Фрезе лицензию на отдельные элементы конструкции? Ответа на эти вопросы пока не найдено. Как бы то ни было, в этом году мы отмечаем ещё один юбилей – 120 лет первому отечественному автомобилю!
Автор благодарит за помощь Дениса Орлова.
Оценка проекта[ | код]
Советские специалисты тщательно изучали захваченную самоходную мортиру. Результаты исследований мортиры публиковались в различной научно-технической литературе. Так в журнале «Вестник танковой промышленности» от января 1948 года описываются основные особенности данной артиллерийской установки:
Как можно заметить, советские специалисты в целом положительно оценивают данную установку. Отмечается её простота, надёжность, технологичность и продуманность конструкторских решений. Несмотря на саму неординарную концепцию сверхмощной самоходной мортиры и её нетривиальный внешний вид, общие оценки советских военных также можно считать положительными:
Карл — самоходная немецка мортира калибр 600-мм и 540-мм
Эти орудия проектировались как бронебойные, для разрушения французской линии Мажино и подобных укреплений. Они были изготовлены в 30-х годах, при их создании использовались математические расчеты предшествующего десятилетия. Производство заняло два года, и первое орудие было готово в 1939 году. Серия немецких мортир «Карл» представлена самыми большими из когда-либо произведенных САУ. Один из вариантов транспортера, «Герэт» 040, с установленным на нем 600-мм стволом: второй — «Герэт» 041, с 540-мм стволом. В армии их называли «Тор».
Оба «Карла» были огромными, устрашающими орудиями. Вес и габариты орудий ограничивали их мобильность, и гусеничные шасси использовались только для перемещений на небольшие расстояния. Известно, что скорость этого мощного орудия, оснащенного дизельным двигателем мощностью 580 л.с. была всего 4.3 км/ час. При перемещении на небольшие расстояния, ствол и станина помещались в отдельные трейлеры, буксируемые мощными тягачами. На большие расстояния орудия перевозились подвешенными между специальными ж/д платформами. Разборка и сборка орудий была трудоемким процессом и производилась мобильными портальными кранами. Единственным предназначением этих орудий было разрушение крепостей, и все их действия были размеренными и неспешными: и прибытие на заранее определенную позицию, и ведение огня (скорострельность не превышала одного выстрела в 10 минут). Для обслуживания «Карла» на позиции требовался расчет из 109 человек, из них 30 занималось станиной и ходовой частью.
Первый боевой опыт гаубиц серии «Карл» связан с осадой Севастополя (они не были задействованы в прорыве линии Мажино, которая пала вместе со всей Францией в 1940 году). Позже они были задействованы при подавлении Варшавского восстания. Они планомерно разрушали центр Варшавы и подавляли сопротивление. К 1944 году большинство 600-мм стволов было заменено 540-мм, однако варшавские бои были последними для этих орудий. Боевые действия 1945 года характеризовались большей маневренностью и скоротечностью, и гаубицам «Карл» негде было продемонстрировать свою разрушительную мощь. Большинство из них было подорвано самими расчетами на заключительных этапах войны. Сотрудники разведывательных отделов армий союзников смогли обследовать только несколько специальных снарядных транспортеров PzKpfw IV. Один экземпляр «Карла» остался в целости и находится как музейный экспонат в России.
Тактико-технические характеристики мортиры «Карл» «Герэт» 040
Боевая масса, т | 126 |
Расчет, чел | 16 |
Длина корпуса, мм | 11 370 |
Ширина корпуса, мм | 3160 |
Высота, мм | 4780 |
Вооружение | мортира 600-мм (040), 540-мм (041) |
Длина ствола, калибров | 8,44 (040), 11,5 (041) |
Боекомплект пушки | 4 выстрела |
Углы ВН, град. | 0…+70° |
Углы ГН, град. | 4° |
Дальность стрельбы, км | 4500 м (бетонобойный снаряд), 6700 м (фугасный снаряд) |
Тип двигателя | V‑образный 12‑цилиндровый дизельный |
Мощность двигателя, л. с. | 750 |
Фото мортиры «Карл»
Мортира «Карл» в музее бронетехники в Кубинке
Источник