Средний танк т-iv panzerkampfwagen iv (pzkpfw iv, также pz. iv), sd.kfz.161

Как играть на T110E4

После подробного рассмотрения характеристик пришло время продумать тактику ведения боя.

Данная ПТ-САУ располагает многими возможностями. Можно попробовать спрятаться в кустах и, не попадая в засвет противника, простреливать его. Это достаточно эффективная тактика, однако не раскрывает все возможности этого танка.

Своим бронированием машина как бы намекает о ближнем бое. Тем более из-за не совсем точного орудия бой на дальних дистанциях скорее исключен, чем имеет место быть. Броня позволяет танковать, отправляя своим альфастрайком противника в ангар.

Конечно, не стоит забывать про движение, даже с нашей не самой лучшей подвижностью не давать врагу времени на выцеливание уязвимых мест. Стараться занимать выгодные позиции и не подставлять НЛД и командирскую башенку противнику.

T110E4 WoT – машина одного выбранного направления. Скорости и маневренности может не хватить, чтобы поменять направление, вернуться на базу или помочь союзникам.

Стоит всегда следить за развитием боя, думать и анализировать, ведь ситуация может меняться каждую секунду. Не забывать про мини-карту, свои уязвимые места и всегда использовать возможности танка с расчетом на отправление противника в ангар. Удачного боя, танкист!

Танк PzKpfw IV. История создания.

В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войну в стиле боев 1914-1917 гг. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагали, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считали бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ущерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами — противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знал каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании также не прояснил ситуацию.

Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, не мог воспрепятствовать германским специалистам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 г. Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые «панцерваффе» уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.

В серийном производстве под вывеской «сельскохозяйственных тракторов» были два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II. Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что «двойка» оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами.

Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 г., когда армия выдала промышленности спецификацию на новый танк огневой поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpfw. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм «Рейнметалл-Борзинг», «Крупп «и «MAN» работали над тремя конкурирующими проектами машины командира батальона («батальонфюрерсвагнен» сокращенно BW). Лучшим был признан проект VK 2001/K, представленный фирмой «Крупп», формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.

Со множеством мелких улучшений

Подписание в декабре 1936 года контракта на изготовление 35 танков серии 1.Serie/B.W. не означало, что B.W. I Kp пойдёт в серию без переделок. Испытания показали, что в конструкцию необходимо внести целый ряд мелкий изменений. Это абсолютно нормальная ситуация: история знает очень немного случаев, когда серийный танк ничем не отличался от опытных образцов. Впрочем, принципиальных изменений конструкции по сравнению с B.W. I Kp серийный танк не имел. Общая концепция танка оказалась вполне удачной и каких-то серьёзных изменений не требовала.

Несмотря на отсутствие радикальных переделок, машины 1.Serie/B.W., получившие официальное обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.A, по сравнению с исходным B.W. I Kp сохранили всего 7 узлов и деталей, оставшихся полностью неизменными. Среди них оказались радиатор, моторная перегородка, тормоза, а также элементы трансмиссии. Всё остальное инженеры Krupp в той или иной степени перекроили.

По целому ряду позиций речь скорее шла не о том, что старые детали показали себя плохо, а о большей технологичности новых. Это касалось, например, конструкции башни. У башни B.W. I Kp. имелось довольно много клёпаных соединений, которые на серийной башне заменили на сварные. Клёпки остались только на креплениях люков и на командирской башенке. Саму башенку, к слову, поменяли на конструкцию, позаимствованную у Pz.Kpfw.III Ausf.B, благо что башня этого танка также разрабатывалась инженерами Krupp.

Мало поменялась и конструкция корпуса. Из явно заметных изменений стоит отметить новые смотровые приборы, позаимствованные у лёгкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.A. Бронирование осталось на уровне B.W. I Kp и защищало от винтовочных пуль. Немного было усилено днище. Основная же часть переделок имела целью улучшить работу экипажа.

Внутри танка изменений оказалось куда больше. Вместо 10-литрового мотора Maybach HL 100 серийные танки получили двигатель Maybach HL 108 TR объёмом 10,8 литров и мощностью 230 лошадиных сил. Также в танке «прописалась» коробка передач ZF SFG 75. С новой силовой установкой максимальная скорость 18-тонной машины достигала 32,5 км/ч. Нельзя сказать, что это много, но для танка поддержки – вполне достаточно. Немного изменилась конструкция его ходовой части. В частности, были переделаны ведущие катки и ленивцы.

Первые два Pz.Kpfw.IV Ausf.A с серийными номерами 80101 и 80102 были приняты заказчиком 29 ноября 1937 года. И уже в декабре появились первые переделки, связанные с изучением серийных танков специалистами 6-го управления вооружений. В своём докладе инженер-оберлейтенант Ольбрих (Olbrich) перечислил 30 различных дефектов, с некоторыми из которых сотрудники концерна Krupp не согласились. Тем не менее, боезапас для 75-мм пушки был сокращён со 140 до 122 выстрелов, что потребовало переделки боеукладок.

Из-за различных переделок отправка первых двух Pz.Kpfw.IV Ausf.A в войска затянулась ещё на несколько месяцев. С февраля на танках убрали установку зенитного вертлюга, который поначалу крепился с левой стороны подбашенной коробки. Конструкция его получилась неудобной: мало того что пользоваться вертлюгом можно было только с земли, так ещё и сектор обстрела оказался сильно ограниченным.

Весьма интересной оказалась история с постройкой последних танков 1.Serie/B.W. 31 января 1938 года с завода Grusonwerk, где выпускались эти машины, поступило сообщение о том, что поставщики корпусов Harkort & Eicken GmbH и Eisen- und Hüttenwerke AG затянули с их выпуском. Между тем, в Магдебурге уже вовсю кипела подготовка к началу производства 2.Serie/B.W. (он же Pz.Kpfw.IV Ausf.B). Выход из положения оказался простым и бесхитростным: последние пять машин 1.Serie/B.W. было решено выпустить с корпусами от 2.Serie/B.W.

Так в итоге и вышло. Последние танки, выпущенные Grusonwerk, имели новые корпуса, но при этом старые подбашенные коробки и башни. Например, танк 80134 имел корпус 80206. Получилась комичная ситуация, когда корпус танка имел броню, защищавшую от 20-мм пушек и крупнокалиберных пулемётов, а башня и подбашенная коробка «держали» только винтовочные пули.

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Последняя упрощенная модель

Последний танк, немецкий Т-4 J, собирался на Nibelungwerke в Санкт-Валентине, Австрия, так как Vomag и Krupp теперь выполняли другие задачи, и был подвергнут упрощениям, ориентированным на более массовое производство и редко находившим поддержку у экипажей. Например, был удален электропривод башни, наводка выполнялась вручную, что позволило увеличить на 200 л объем топливного бака, увеличив рабочий диапазон до 300 км. Другие модификации включали удаление башенного смотрового окна, бойниц и зенитного станка в пользу крепления дымового гранатомета. «Циммерит» больше не применялся, как и противокумулятивные «юбки» Schürzen, замененные на более дешевые сетчатые панели. Корпус радиатора двигателя тоже был упрощен. Привод лишился одного обратного ролика. Появились два глушителя с пламегасителями, а также крепление для 2-тонного крана. Кроме того, использовалась трансмиссия SSG 77 от Panzer III, хотя она явно была перегружена. Несмотря на эти жертвы, из-за постоянных бомбардировок Союзников поставки оказались под угрозой срыва, и в общей сложности до конца марта 1945 года было построено только 2970 танков из 5000 запланированных.

Историческая справка

Основная статья: История Pz.Kpfw. IV Ausf. A

Pz.IV

Уже в начале 30-х годов в Германии была выработана доктрина строительства танковых войск, сложились взгляды и на тактическое использование различных типов танков. И если легкие машины (Pz.l и Pz.ll) рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжелые «собратья» — Pz.lll и Pz.lV — как полноценные боевые танки. При этом Pz.lll должен был выполнять функции среднего танка, а Pz.lV — танка поддержки.
Проект последнего разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsfuh-rerwagen — BW. По своей конструкции он был очень близок к танку ZW — будущему Pz.lll, но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, BW отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для его модернизации. Новый танк предполагалось вооружить крупнокалиберным орудием и двумя пулеметами. Компоновка закладывалась классическая — однобашенная, с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии. Забронированный объем обеспечивал нормальную работу экипажа из 5 человек и размещение снаряжения.
Проектированием BW занимались фирмы Rheinmetall-Borsig AG в Дюссельдорфе и Friedrich Krupp AG в Эссене. Свои проекты, впрочем, представили и фирмы Daimler-Benz и MAN. Интересно отметить, что все варианты, за исключением рейнметалловского, имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра, разработанную инженером Е.Книпкампом. Единственный же построенный в металле прототип — VK 2001(Rh) — был оснащен ходовой частью, почти полностью заимствованной у тяжелого многобашенного танка Nb.Fz., несколько образцов которого изготовили в 1934 — 1935 годах. Этой конструкции ходовой части и отдали предпочтение. Заказ на производство танка 7,5-cm Geschutz-Panzerwagen (Vs.Kfz.618) — «бронированная машина с 75-мм пушкой (экспериментальный образец 618)» — в 1935 году получила фирма Krupp. В апреле 1936 года название было изменено на Panzerkampfwagen IV (сокращенно Pz.Kpfw.lV, часто встречается Panzer IV, и совсем краткое — Pz.lV). По сквозной системе обозначений подвижных средств вермахта танк имел индекс Sd.Kfz.161.
Несколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах крупповского завода в Эссене, но уже в октябре 1937 года производство перенесли на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге, где начался выпуск боевых машин модификации А.

Pz.IV Ausf.A

Броневая защита корпуса Ausf.A колебалась от 15 (борта и корма) до 20 (лоб) мм. Лобовая броня башни достигала 30, бортов — 20, кормы — 10 мм. Боевая масса танка составила 17,3 т. Вооружение — 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24); в ее боекомплект входило 120 выстрелов. Два пулемета MG 34 калибра 7,92 мм (один — спаренный с пушкой, другой — курсовой) имели боезапас в 3000 патронов. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин и пятискоростной механической коробкой передач типа Zahnradfabrik ZF SFG75. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Впоследствии при многочисленных модернизациях Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений.
Характерными чертами машин модификации А стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемет в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башня танка была смещена влево от его продольной оси на 51,7 мм, что объяснялось внутренней компоновкой механизма поворота башни, включавшего в себя двухтактный бензиновый двигатель, генератор и электромотор.
До марта 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации А. Практически это была установочная партия.

Историческая справка

В январе 1934 года, Управление вооружений военного ведомства германии, провело конкурс проектов нового среднего танка. В конкурсе приняли участие “Крупп”, “МАН”, “Даймлер-Бенц” и “Рейнметалл”. Конкурс выиграл проект фирмы “Крупп”, под обозначением VK 2001(K). Новый танк задумывался немецким командованием как танк поддержки атакующих сил, его основной задачей было подавление огневых точек противника, в основном таких как пулемётные гнёзда и расчеты противотанковых орудий, а также борьба с легкобронированной бронетехникой противника. По своей конструкции и компоновке танк был выполнен в классическом немецком стиле – с расположением отделения управления и трансмиссии в передней части, боевого отделения в середине и моторного отделения в задней части корпуса. Вооружался танк короткоствольным 75-мм орудием. Изначально, соблюдая конспирацию от запретов Версальского договора, новая машина обозначалась как Bataillonsführerwagen или B.W., что в переводе означало “машина командира батальона”, позже танк получил своё окончательное обозначение – Pz.Kpfw. IV (Panzerkampfwagen IV) или Sd.Kfz. 161, в советских и отечественных источниках Т-4 или T-IV.

Первая модификация танка Pz.Kpfw. IV Ausf. A

Первые предсерийные образцы Pz.Kpfw. IV, получившие обозначение Ausf.A, они были выпущены в конце 1936 – начале 1937 года. На момент начала боевых действий Германией, 1 сентября 1939 года, в танковом парке Вермахта насчитывалось всего 211 танков Pz.Kpfw. IV всех модификаций. Хотя в Польской кампании эти машины и не встретили достойных соперников, но и мелкокалиберная противотанковая артиллерия польских войск нанесла серьёзные потери немецким танкам. По этой причине, в срочном порядке, были приняты меры по усилению бронезащиты танков. Французская кампания, где немецкие танковые войска столкнулись с французской и британской бронетехникой только подтвердила то, что Pz.Kpfw. IV всё еще не обладал достаточным бронированием, кроме того, еще и показала то, что короткоствольные 75-мм орудия бессильны против тяжелых британских танков “Матильда”. Но окончательный крест на производстве Pz.Kpfw. IV с короткоствольными пушками поставила кампания против СССР, начавшаяся 22 июня 1941 года. Уже в июле того же года, столкнувшись с тяжелыми танками КВ-1 и средними Т-34, немцы осознали что короткие орудия ничего не могут сделать новым советским танкам даже выстрелом в упор.

Pz.Kpfw. IV Ausf. F1 с короткоствольным орудием

По этой причине, в конце осени 1941 года началась спешная разработка нового, длинноствольного 75-мм танкового орудия, которое могло бы успешно противостоять советским Т-34 и КВ-1. Ранее была выдвинута идея об установке 50-мм орудия с длиной ствола в 42 калибра, но опыт войны на Восточном фронте показал что советские 76-мм орудия превосходят немецкие 50-мм по всем показателям. Для установки нового орудия была взята модификация Pz.Kpfw. IV Ausf. F, которая выпускалась с апреля 1941 года и явилась результатом анализа хода боевых действий в Польше и Франции. В отличие от всех предыдущих модификаций, на Ausf. F толщина брони лба башни и корпуса увеличилась до 50 мм, бортов до 30 мм, лобовой лист корпуса стал прямым, одностворчатые дверцы лючков по бортам башни заменили на двустворчатые. Из-за возросшей массы танка и удельного давления на грунт, машина получила новые гусеницы шириной 400 мм, вместо 360 мм, как на всех предыдущих модификациях.

С установкой на танк 75-мм длинноствольного орудия KwK 40 с длиной ствола в 43 калибра, к обозначению танка Pz.Kpfw. IV Ausf. F, в конце, добавились цифры 1 и 2, где цифра 1 – обозначала что машина была с короткоствольным орудием, а 2 – с длинноствольным. Боевая масса танка достигла 23.6 тонны. Производство Pz.Kpfw. IV Ausf. F2 началось в марте 1942 года и закончилось в июле того же года, уступив путь другим, более совершенным модификациям. За этот период было выпущено 175 машин Ausf. F2 и еще 25 было переоборудовано из F1. С появлением длинноствольных орудий, Pz.Kpfw. IV получил возможность на равных противостоять советским тяжелым и средним танкам, однако это касалось лишь вооружения, по бронезащите машина так и уступала советским Т-34 и, уж тем более, КВ-1. Кроме того, возросший вес машины снижал её скорость и проходимость, а установка длинноствольного орудия увеличивала вес на переднюю часть корпуса что приводило к быстрому износу передних катков и приводило к сильной раскачке танка при резкой остановке и после выстрела.

Командирские танки на базе Pz Kpfw III

Средний командирский танк
Pz Bef Wg (Sd Kfz 141)

Выпущено 81 машина с августа по ноябрь 1942 г.

Этот танк создан на базе танка
Pz Kpfw III Ausf J. Снят лобовой пулемет и уменьшен боекомплект
к пушке до 75 выстрелов.

Вооружение: 50-мм пушка
5cm KwK L/42 и 7,92-мм пулемет MG34 в башне.
Радиостанции – FuG5 и FuG7
(или FuG8).

Средний командирский танк
Pz Bef Wg Ausf K

Выпущено 50 машин с декабря
1942 года по февраль 1943 года. Этот командирский танк создан на базе танка
Pz Kpfw III Ausf M.

Вооружение: 50-мм длинноствольная пушка
5cm KwK39 L/60 и 7,92-мм пулемет MG34 в башне.
Радиостанции – FuG5 и FuG8
(или FuG7).

    В период с июня 1938 г.
по сентябрь 1941 г. выпускались также командирские танки серий D, E, H
с одним пулеметом в башне (вместо пушки — макет). Всего было построено 220 машин этих серий с
различными радиостанциями.

T110E4 — X уровень

Вершина эволюции американских ПТ-САУ, которые играются не как обычные ПТ-САУ, а как тяжёлые танки. 850 единиц урона, бронепробитие 295/375 (!) — этого хватает абсолютно для любого танка в игре, да ещё и с большим запасом. 260 брони во лбу корпуса и 203 в башне позволяют вам периодически отбивать вражеские снаряды и чувствовать себя довольно уверенно на 1-й и 2-й линиях.

Играть на этой ПТ-САУ следует исключительно как тяжёлому танку — время сведения в 2,9 секунд и точность в 0,37 просто не оставляют вам иного выбора. При этом следует учитывать, что углы вертикальной наводки не выдали: -6/+12 не позволят вам играть от складок местности, поэтому следует заранее выбрать ровный участок для атаки, чтобы не пришлось подставляться под снаряды врагов.

Подводя итог: перед вами, скорее, тяжёлый танк, чем ПТ-САУ. В наличии самый высокий разовый урон среди всех тяжёлых танков, с которым можно отправить в Ангар незадачливую «восьмёрку» с одного выстрела, а с двух-трёх выстрелов вы гарантированно отправляете на отдых любой танк противника.

Убедиться в правдивости нашего вердикта можно, посмотрев видеообзор от игрока СКВОРЕЦ:

https://youtube.com/watch?v=sXjKYWOamng%3F

Основная версия

Немецкий танк Т-4 Н (фото представлено ниже) оснащался новой длинноствольной пушкой KwK 40L/48. Дальнейшие изменения касались облегчения производства – были удалены бортовые смотровые щели, использовались общие с Panzer III запчасти. В общей сложности, до появления следующей модификации Ausf. J в июне 1944 г. было собрано 3774 машины.

В декабре 1942 года «Крупп» получил заказ на танк с полностью наклонной броней, из-за дополнительного веса требовавшей разработки нового шасси, трансмиссии и, возможно, двигателя. Тем не менее производство началось с обновленной версией Ausf.G. Танк немецкий Т-4 получил новую коробку передач ZF Zahnradfabrik SSG-76, новый набор радиостанций (FU2 и 5, и внутренняя связь). Толщина лобовой брони увеличилась до 80 мм без накладных листов. Вес H достиг 25 тонн в боевом снаряжении, а максимальная скорость снизилась до 38 км/ч, а в реальных боевых условиях – до 25 км/ч, и гораздо меньше по пересеченной местности. К концу 1943 года немецкий танк Т-4 Н стал покрываться пастой «Циммерит», обновились воздушные фильтры, на башне был установлен зенитный станок для MG 34.

Орудие

Если предыдущие характеристики были схожими с показателями VK 72.01(K), то пушка отличается кардинально.

Разовый урон здесь действительно мощный – 560/560/700 единиц. Показатели скорострельности также очень хорошие, данный танк может наносить 2 100 единиц урона в минуту.

Бронепробитие здесь — 258/315/65 мм. Для ведения боя будет достаточно, но никогда не помешает возить еще 10-15 подкалиберов для непредвиденных ситуаций.

Точность тоже очень хорошая. Время сведения – 2,60 секунды, а разброс — 0,37 на 100 метров. Отличная стабилизация в сумме с данными показателями позволяет эффективно вести бой в движении.

Углы вертикальной наводки не показывают прекрасного результата, однако учитывая заднее расположение башни, пушка гнется вниз на семь градусов. Это вполне хороший результат в этой ситуации.

Боевое применение средних танков Pz Kpfw IV

      Перед вторжением
во Францию в войсках было 280 танков Pz Kpfw IV Ausf A, B, C, D.

      Перед началом
операции «Барбаросса»  Германия имела 3 582 боеготовых танков. В составе 17 танковых
дивизий,  развернутых против Советского Союза, было 438 танков Pz IV
Ausf B, C, D, E, F. Советские танки КВ и Т-34 обладали преимуществом перед немец-кими
Pz Kpfw IV. Снаряды танков КВ и Т-34 пробивали броню
Pz Kpfw IV на значительных дистанциях. Пробивали броню
Pz Kpfw IV также 45-мм советские противотанковые пушки и 45-мм пушки
легких танков Т-26 и БТ.  А короткоствольная немецкая танковая пушка могла эффективно бороться
только с легкими танками.  Поэтому в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено
348 Pz Kpfw IV.

Танк Pz Kpfw IV Ausf F1
5-й танковой дивизии в ноябре 1941 г. под Москвой

      В июне 1942 года
на Восточном фронте насчитывалось 208 танков Pz Kpfw IV Ausf B, C, D, E, F1
и около 170 танков Pz Kpfw IV Ausf F2 и Ausf G
с длинноствольной пушкой.

      В 1942 г. батальон
танков Pz Kpfw IV
должен был состоять из четырех танковых рот по 22
Pz Kpfw IV плюс восемь танков в штабной роте полка.

Танк Pz Kpfw IV Ausf C
и панцергренадеры

      Весной 1943 года 
немецкая танковая дивизия имела по
штату танковый полк двухбатальонного состава. Танковые полки танковых дивизий имели в своем составе
один или два батальона Pz Kpfw IV (иногда – один батальон
«Пантер»). В первом батальоне две роты вооружались
Pz Kpfw IV, а одна –
Pz Kpfw III
Во втором – только одна рота имела на вооружении  Pz Kpfw IV. 
В целом танковая дивизия должна была иметь 51 Pz Kpfw IV и 66
Pz Kpfw III в боевых батальонах. Однако чаще всего реальное количество
отличалось от штатного.

      В
операции «Цитадель» танки
Pz Kpfw IV составляли почти 60 % всех немецких танков. В основном это
были боевые машины модификаций G и Н, оборудованные бронированными экранами.
Танков Pz Kpfw IV B, C, D, E, F1 насчитывалось 60 единиц, количество танков
Pz Kpfw IV F2 и G составляло 841 машину.

      Количество танков
Pz Kpfw IV по штатам в танковых ротах снижалось на протяжении 1943-1944 гг.
до 17-ти, затем – до 14 и 10 к ноябрю 1944 г. Это происходило в связи с боевыми потерями, а также
вследствие бомбардировок танковых заводов союзной авиацией. Перед высадкой союзников в Нормандии
6 июня 1944 г. на Западном фронте во Франции находилось 748 Pz Kpfw IV
(в основном Ausf H). В Арденнской операции 1945 г. в 8-ми танковых
дивизиях их насчитывалось всего 259.  В каждой танковой дивизии от 28 до 42
Pz Kpfw IV.

      В ходе войны танки
Pz Kpfw IV поставлялись Болгарии, Хорватии, Финляндии, Италии, Испании,
Румынии, Турции, Венгрии.

Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.


Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.


Pz. IV в Сирии

Средний танк Pz Kpfw III Ausf G (Sd Kfz 141)

Выпущены 600 машин с апреля 1940 г. по февраль 1941 г.

Танки модификации Pz Kpfw III Ausf G
в качестве основного вооружения получили 50-мм танковую пушку KwK38 L/42, разработанную фирмой
«Крупп» в 1938 году. Одновременно началось перевооружение новой артсистемой ранее выпущенных танков модификаций Е и F.
Боекомплект новой пушки состоял из 99 выстрелов. Была увеличена толщина брони кормовой части корпуса до 30 мм. Масса танка
достигла 20,3 т. Изменена конструкция башни: установлены вытяжной вентилятор на крыше и новая командирская башенка.
Применен поворотный смотровой прибор водителя.

Боевая масса – 20,3 т.  Длина — 5,41 м.
Ширина — 2,95 м. Высота — 2,44 м.
Броня башни, надстройки и корпуса – 30 мм.
Двигатель — «Майбах» НL 120TR. Скорость — 40 км/ч. Запас хода — 165 км.
Вооружение: 50-мм пушка 5cm KwK38 L/42
и два 7,92-мм пулемета MG34.
Боекомплект пушки – 99 выстрелов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector