Морская авиация

Между морем и небом

В этом году День авиации Военно-морского флота (ВМФ) можно назвать юбилейным: 25 лет со дня официального учреждения праздника, 105 лет – морской авиации России. Исторический отсчет начинается 17 июля 1916 года, когда русские морские летчики одержали свою первую победу в воздушном бою. Тогда четыре гидросамолета поднялись в небо над Балтийским морем и вступили в бой с четырьмя немецкими самолетами, которые угрожали русской военно-морской базе на острове Сааремаа. Два вражеских самолета были сбиты, остальные два обратились в бегство. Этот день и принято считать днем рождения морской авиации российского ВМФ.

К началу Первой мировой войны Балтийский и Черноморский флоты уже обзавелись по одному гидроавиационному отряду. Вооружились они передовыми для того времени отечественными летающими лодками М-5 и М-9. Уже к 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчитывала более 250 гидросамолетов. Корабельные самолеты того времени, конечно, не могли так эффектно взлетать и садиться на палубу, как современные. Первые модели нуждались в подъемном кране – спускались с его помощью на воду для взлета и поднимались на корабль с воды после посадки. Однако именно гидросамолетам обязано само зарождение морской авиации.


Школа офицеров морской авиации в Баку, 1917 г. Фото: Корвин-Кербер В. Л. / wikimedia.org

Накануне Великой Отечественной войны морская авиация страны насчитывала около 2,5 тысячи самолетов, из них почти половина – истребителей. Служили они в ВВС Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов, в авиационных частях Каспийской, Амурской, Пинской военных флотилий. Примечательно, что в самом начале Великой Отечественной морским летчикам пришлось повоевать в основном на сухопутных фронтах. В августе 1941 года именно они бомбили Берлин. Уже с 1943 года основные бои велись против кораблей противника. Всего на счету советских морских летчиков свыше 700 потопленных кораблей и более 5 тыс. подбитых самолетов противника.

После войны начинается реактивная эра – морская авиация переходит на реактивные самолеты, вооружается новыми управляемыми и неуправляемыми ракетами, бомбами, торпедами. Появление авианесущих кораблей формирует палубную авиацию.

Сегодня основу российской морской авиации составляют отечественные самолеты и вертолеты различного назначения, которые продолжают совершенствоваться – становятся быстрее, выносливее, мощнее в плане вооружения, могут преодолевать еще большие расстояния. О некоторых легендарных представителях морской авиации страны – в нашей подборке.

Кто отмечает?

Современная авиация, относящаяся к ВМФ РФ, условно делится на:

  • палубную;
  • берегового базирования.

Также условно ее разделить можно и по функциональности на:

  • истребительную;
  • ракетоносную;
  • РЭБ (радиоэлектронной борьбы);
  • транспортную;
  • спасательную;
  • вспомогательную и разведывательную и др.

Основа авиации — самолеты и вертолеты, которые могут выполнять различные задачи, связанные с охранной и обороной морских границ РФ. Выполнение боевых задач происходит при взаимодействии с другими войсками ВС. Транспортная и санитарная авиация оказывает помощь и в случае природных катаклизмов, помогая гражданским службам.

Собственная авиация есть во всех флотах РФ – Северном, Тихоокеанском, Черноморском и Балтийском.

Надводная часть

По мнению экспертов, передача ВМФ 40 кораблей различных классов станет серьёзным шагом к укреплению отечественных военно-морских сил.

Похожей точки зрения придерживается и главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.

«Всё познаётся в сравнении. Если сопоставлять с предыдущими годами, то сейчас есть рост, пусть и не очень значительный. Из негативных моментов можно отметить смещение сроков сдачи фрегата проекта 22350. Пока что это единственный фрегат, который строится в России, единственный надводный корабль океанской зоны», — пояснил эксперт в комментарии RT.

  • Пуск баллистической ракеты «Булава»
  • РИА Новости

Напомним, фрегаты проекта 22350, головным кораблём которого является «Адмирал Горшков», предназначены для поражения надводных и подводных кораблей, конвоев и десантных отрядов, наземных объектов, а также для осуществления противовоздушной, противолодочной и противоракетной обороны кораблей и судов. Всего в рамках проекта 22350 планируется построить десять кораблей.

На сегодняшний день в эксплуатацию сданы два корабля серии: «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов», ещё три корабля планируется построить в течение трёх лет.

Также по теме


«Ценное приобретение для флота»: как новейший корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» усилит ВМФ страны

Новейший корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» завершил программу государственных испытаний и вошёл в состав…

Как сообщил 13 мая журналистам командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев, очередной фрегат проекта 22350 «Адмирал Головко» пополнит ВМФ в 2022 году.

По словам Виктора Мураховского, пополнение ВМФ кораблями такого класса новых поколений — важная задача отечественного судостроения.

«Надо вводить в строй и те универсальные десантные корабли, которые заложены в Крыму. Роль флота остаётся высокой в обеспечении оборонных интересов государства и свободы мореплавания», — добавил эксперт.

Напомним, год назад СМИ сообщили о контракте Минобороны с керченским судостроительным заводом «Залив» на постройку двух универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев проекта 23900, разработанного Зеленодольским проектно-конструкторским бюро.

Корабли получат название «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». В марте 2021 года стало известно о начале формирования корпусов судов. Корабли будут иметь водоизмещение 30 тыс. тонн и смогут нести по 16 вертолётов.

Состав Морской Авиации ВМФ в октябре 1917 г.

Управление Морской Авиации и Воздухоплавания (с 1917 г.) — Петроград.

  • Петроградская Школа морской авиации, Бакинская школа морской авиации, Красносельская Школа Воздушного боя.
  • Воздушная дивизия Балтийского моря;
  • Воздушная дивизия Черного моря.
  1. Впервые этот праздник отмечался 4 июля 1996 г., а со следующего года — уже 17 июля. Данное перемещение даты празднования вызывает недоумение, так как описываемые события происходили за полтора года до введения нового стиля летоисчисления в России, и говорить о старом или новом стиле в этом случае, мягко говоря, некорректно []
  2. Даты после 25 октября 1917 г. даны по новому стилю. []
  3. А.П.Онуфриев известен ещё и тем, что по его инициативе и при его непосредственной поддержке была организована доставка почты из Петрограда в Москву самолётами Морской Авиации, пилотируемыми Бабенко, Волковым, Држанковым и Кутьиным. 28 марта 1918 г. они совершили первый такой полёт, став основоположниками авиапочты России. []
  4. По другим данным, на конец 1917 г. в составе Морской Авиации России находились 240 самолётов М-9, М-5, М-11, М-20. Из них в составе Балтийской воздушной дивизии было 88 самолётов, Черноморской — 152. []
  5. М-9 («Морской-9») летающая лодка конструкции Д.П.Григоровича. В литературе встречается другое наименование этого самолёта — Щ-9 («Щетинин-9»), по фамилии хозяина авиазавода С.С.Щетинина, на котором он строился. Это справедливо и по отношению к другим летающим лодкам Григоровича. []
  6. П.Н.Иванов в книге «Крылья над морем» (24) даёт несколько другие цифры состава самолётного парк на 1 января 1918 г.: БФ — 98 самолётов, ЧФ — 112 самолётов, школы Морской Авиации — 78 самолётов. Всего 288 летательных аппаратов. []

Самые большие флоты в мире на 2021 год

Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.

Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет

Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.

1. ВМС США

По состоянию на начало 2021 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».

Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США

В составе ВМС США:

  • авианосцы типа «Nimitz» — 10;
  • авианосец «Джеральд Р. Форд» — 1;
  • миноносцы эскадры УРО — 69;
  • ракетные крейсеры «Тикондерога» — 22;
  • патрульные и иные суда — 31;
  • подводные лодки — 71 и другие.

Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.

Гюйс военного флота США

2. ВМС КНР

Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:

  • Северный;
  • Южный;
  • Восточный.

Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста

Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск — более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:

  • дизельных подводных лодок;
  • ракетных и сторожевых катеров (по 100 единиц каждого типа);
  • десантных кораблей.

Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане

Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.

3. ВМФ Россия

Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года — 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет — еще более 100. Приоритетное направление — подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.

Российская подлодка «Дмитрий Донской» — крупнейшая в мире

Основная проблема ВМФ РФ — нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.

Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.

4. Морские силы самообороны Японии

Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:

  • учебная;
  • эскортная;
  • подводная;
  • авиационная.

Новый японский эсминец типа «Ширануи»

Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск — обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.

В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.

5. ВМС Индии

Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:

  • авианосец — 1;
  • дизельные подводные лодки — 13;
  • фрегаты — 14;
  • легкий авианосец — 1;
  • эсминцы — 11 и так далее.

В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск — 58350 человек.

Новый индийский корвет «Килтан»

В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.

БE-103 — мал, но универсален

Многоцелевой самолет-амфибия (Россия)

Бе-103 может использоваться в транспортном, административном, санитарном, патрульном и экологическом вариантах

В начале 1990-х годов в ОКБ имени Г. М. Бериева началась разработка нового самолета-амфибии под названием Бе-103. Машину предполагалось сделать многоцелевой. Самолет должен был поднимать полезную нагрузку до 350 кг, перевозить ее на расстояние до 3150 км и иметь при этом скорость не ниже 230 км/ч. В салоне предусматривались места для пяти пассажиров, имелся багажный отсек.

Еще до первого полета, в 1996 году, самолет был представлен на международной выставке в Геленджике. После машину доставили в Таганрог и начали готовить к летным испытаниям. 15 июля 1997 года она поднялась в воздух.

В середине августа, совершив около 30 полетов, самолет перебрался в Жуковский, где должен был участвовать в авиационном салоне МАКС-97. Однако за день до его открытия при выполнении тренировочного полета произошла катастрофа, в результате которой погиб пилот.

Особенностью Бе-103 является использование глиссирующего крыла, позволившего отказаться от применения поддерживающих поплавков

К испытаниям следующей машины приступили в ноябре 1997 года, однако 29 апреля 1999 года и этот самолет разбился. Зимой того же года к полетам стали готовить третий самолет, который по настоянию генерального конструктора перед первым полетом освятили.

В 2001 году Бе-103 участвовал в немецкой выставке, после которой испытания продолжились. Машина совершала до 10 полетов в день. Программа закончилась 26 декабря 2001 года, когда самолет получил международный сертификат. В 2003 году три такие машины были поставлены в США.

При наличии твердого пологого берега амфибия способна самостоятельно выбираться на сушу

АН-72П — гроза контрабандистов и нарушителей

Морской патрульный самолет (СССР)

На фото видны поднятые над двигателями щитки реверса тяги, которые служат для сокращения пробега при посадке

В конце 1970-х годов на вооружении ВВС СССР появился военно-транспортный самолет Ан-72. Эту машину отличали высокая дальность полета и большая грузоподъемность. Почти сразу же встал вопрос об ее использовании для охраны морских границ.

Оборудование самолета дополнили системами спутниковой навигации, дальней радионавигации, а также оптико-телевизионным комплексом, камеры которого могли увидеть в море объект на большом расстоянии и в любую погоду. Для патрулирования в ночное время Ан-72 снабдили осветительными бомбами.

На подвесках под фюзеляжем разместили обычные бомбы и неуправляемые ракеты, а также двуствольную 23-мм пушку ГШ-23. В число задач переоборудованной машины вошли патрулирование прилегающей к берегу 200-мильной морской зоны, охрана рыбных запасов, обнаружение нарушителей в территориальных водах и борьба с ними, а также поисково-спасательные операции.

Ан-72П обладает отличными взлетно-посадочными характеристиками — пробег при посадке составляет всего 350 м

Первые самолеты Ан-72П несли службу на Дальнем Востоке, а 22 февраля 2001 года один из них потопил судно-нарушитель, принадлежавшее, как выяснилось впоследствии, некоему сахалинскому ООО.

Спустя четыре года самолет пришел на помощь сторожевому кораблю, преследовавшему другого нарушителя, и несколькими точными попаданиями заставил того остановиться. Ан-72П продолжают нести службу по защите территориальных вод страны. С 1996 года к их производству в кооперации с Россией приступили в нескольких городах Украины.

Подобное расположение двигателей создает дополнительную подъемную силу за счет «прилипания» к верхней поверхности крыла потока газов, выходящих из сопел

Палубная авиация

Истребитель Су-33

Палубный истребитель четвертого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова, ранее известный как Су-27К (по кодификации НАТО: Flanker-D). Первый полет состоялся в 1987 году, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые осуществил взлет и посадку на авианосец «Адмирал Кузнецов». Принят на вооружение в 1998 году и с тех пор является основным самолетом палубной авиации ВМФ России. Самолет управляется одним пилотом, имеет на вооружении встроенную 30-мм пушку ГШ-30-1, управляемые ракеты класса «воздух-воздух», неуправляемые ракеты, а также авиабомбы. Максимальная скорость — 2300 км/ч, практический потолок — 17 000 м, дальность полета — 3000 км.

Истребитель МиГ-29КУБ

Палубный многоцелевой истребитель четвертого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum-D). В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника. МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях, способных принимать самолеты массой свыше 20 т, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах. Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя, противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35, противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей. Максимальная скорость — 2300 км/ч, практический потолок — 17500 м, дальность полета — 2000 км.

Истребитель Су-25УТГ

Учебно-тренировочный самолет Су-25УТГ (бортовой номер «18 красный»), прошедший ремонт на ОАО «121-й авиационный ремонтный завод» в Кубинке при перегоне к месту базирования в состав 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка на аэродром»Североморск-3. Снимок сделан, видимо, на аэродроме Бесовец близ Петрозаводска. 15.11.2012 (с) Flanker B / www.airforce.ru

Учебно-тренировочный самолет на базе учебно-боевого штурмовика Су-25УБ. Отличается от него отсутствием прицельного оборудования, блоков системы управления оружием, пушечной установки с пушкой, балочных держателей и пилонов, бронеэкранов двигателей, радиостанции связи с сухопутными войсками, блоков и элементов системы обороны. Первый летающий образец был создан в начале 1988 года. В 1991-1995 годах была построена вторая и последняя партия из пяти Су-25УТГ. Максимальная скорость — 1000 км/ч, практическая дальность — 1850 км, практический потолок — 7000 м. Экипаж — 2 человека. Стоит на вооружении в 279-м корабельном истребительном авиационном полку авиации Северного флота, а также смешанного авиакрыла 859-го центра боевого применения и переучивания летного состава в Ейске.

Вертолет Ка-27

Корабельный противолодочный вертолет (по кодификации НАТО: Helix — «Спираль»). Вертолет способен обнаруживать современные подводные и надводные цели, передавать данные о них на корабельные и береговые пункты слежения, а также атаковать их с применением бортового вооружения. В 1981 году был принят на вооружение. Для уничтожения подводных лодок к вертолету могут подвешиваться противолодочные торпеды АТ-1МВ, ракеты АПР-23 и свободнопадающие противолодочные авиабомбы ПЛАБ калибра 50 и 250 кг. Экипаж — 3 человека, максимальная скорость — 270 км/ч, практическая дальность полета — до 900 км, практический потолок — 5000 м. Перспективный вертолет морской авиации, который разрабатывается на смену многоцелевому Ка-27, получил шифр «Минога».

Вертолет Ка-52К

Многоцелевой ударный вертолет, является модернизацией «Черной акулы». Разработан в конструкторским бюро «Камов». Вертолет с соосным расположением несущих трехлопастных винтов, двумя газотурбинными двигателями, прямым крылом, развитым вертикальным и горизонтальным оперением и убирающимся в полете трехопорным шасси. Экипаж — 2 человека. Максимальная скорость — 300 км/ч, практическая дальность — 1160 км, практический потолок — 5500 м. Изначально он разрабатывался под заказанные во Франции вертолетоносцы типа Mistral, однако поставка этих кораблей была приостановлена в 2014 году. До конца 2019 года планируется завершить испытания этих машин. После этого начнутся поставки Ка-52К в войска.

Новым Главкомом ВМФ России назначен адмирал-подводник

Такого «букета» кадровых перестановок в нашем ВМФ , который преподнес министр обороны РФ Сергей Шойгу всем участникам селекторного совещания 8 мая, давненько не было. Глава военного ведомства объявил, что президентским указом сразу четыре адмирала меняют свои должности. Правда, для одного из них – 64-летнего Главкома ВМФ Владимира Королева, военная служба закончилась. Он покидает свой пост и переходит на работу в Объединенную судостроительную корпорацию. Печальный момент расставания Королева с флотом Шойгу «подсластил» жирным комплиментом адмиралу, почтительно напомнив, что тот провел на военной службе более 45 лет, а «под его руководством силы флота успешно боролись с международным терроризмом, после длительного перерыва возобновили присутствие в Мировом океане. При Королеве в состав Военно-морского флота поступили новейшие подлодки проектов «Борей» и «Ясень», — отметил министр.

Вместо Королева на главном капитанском мостике нашего ВМФ теперь будет стоять бывший командующий Северным флотом адмирал Николай Евменов.

Что известно о новом Главкоме ВМФ?

Он родился в 1962 году в Москве , окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания и Военно-морскую академию. У него внушительный послужной список: был старпомом, а затем командиром подводных лодок, командиром дивизии, командующим Подводными силами Тихоокеанского флота, начальником штаба Северного флота и его командующим. Награжден тремя орденами.

При нем был использован «революционный» прием в подготовке экипажа атомной подлодки «Князь Владимир». Она стала первой субмариной в отечественной истории, экипаж которой освоил устройство корабля ещё до того, как подлодка вошла в состав ВМФ. Этот процесс шёл параллельно с заводскими и государственными экзаменами.

Однако, новый Главком ВМФ в свое время стал знаменитым не только этим. Однажды в сети появился ролик, тайно снятый кем-то из подчиненных Евменова. На нем адмирал на «очень экспрессивном языке» обращается к строю моряков после ДТП с участием пьяного военнослужащего, в результате которого погиб гражданский человек. Ролик набрал аж 465 тысяч просмотров. К чести Николая Анатольевича (чью эмоциональность можно понять) после публикации ролика в интернете он объявил о проведении для Северного флота «месячника без мата». И показал в этом личный пример.

Еще известно, что Евменов заядлый хоккеист, не любящий проигрывать. Однажды, после поражения своей команды, он со зла в щепки разбил клюшку. В Минобороны уже поговаривают, что Главком ВМФ может появиться в хоккейной команде, за которую выступает Шойгу…

Тем же указом Президента РФ командующим Черноморским флотом назначен вице-адмирал Игорь Осипов , а Северным — вице-адмирал Александр Моисеев .

Путин назначил нового главнокомандующего ВМФ

Новым главнокомандующим Военно-морским флотом России стал адмирал Николай Евменов, который раньше руководил Северным флотом. Об этом министр обороны страны Сергей Шойгу сообщил на селекторном совещании (подробности)

Командующие


Адмирал Евменов Николай Анатольевич имеет ордена и медали за безукоризненное несение службы Командующие Северным флотом по годам – это более 50 человек. Командование Северного флота (КСФ) Российской Федерации по годам:

  • адмирал Громов Н.Ф. – по 1992 г.;
  • адмирал Ерофеев О.А – 1992-1999 гг.;
  • адмирал Попов В.А – 1999-2001 гг.;
  • адмирал Сучков Г.А. – 2001-20003 гг.;
  • вице-адмирал Симоненко С.В – исполняющий обязанности 2003-2004 гг.;
  • адмирал Абрамов М.Л. – 2004-2005 гг.;
  • адмирал Высоцкий В.С. – 2005-2007 гг.;
  • адмирал Максимов Н.М. – 2007-2011 гг.;
  • контр-адмирал Воложинский А.О. – исполняющий обязанности в 2011 г.;
  • адмирал Королев В.И. – 2011-2015 гг;
  • адмирал Евменов Н.А – 2015-2019 гг.

На сегодняшний день командование Северного флота РФ – это вице-адмирал Моисеев А.А. Приступил к должности в мае 2020 года, награды – герой Российской Федерации.

Вторая мировая война

Morskaya Авиация (Naval Aviation) была воздушная служба ВМФ СССР во время Второй мировой войны . Такие авиационные соединения обеспечивали воздушную поддержку Военно-Морскому флоту СССР на театрах военных действий в Баренцевом , Балтийском и Черном морях, а также отряду ВМФ СССР в Охотском море .

Авиация ВМФ России управляла всеми гидросамолетами и самолетами наземного, берегового и морского базирования (тендерные гидросамолеты и катапульты), а также летающими лодками . Авиационные части также проводили наземные операции в поддержку Красной Армии при высадке и посадке, а также участвовали в специальных операциях военного времени. Авиация ВМФ обеспечивала некоторое прикрытие с воздуха конвоев союзников, доставлявших оборудование советским войскам из Северного моря в Баренцево море и через Тихий океан в Охотское море.

В частности, авиация ВМФ была задействована при обороне Одессы (июнь – октябрь 1941 г.), в операциях в Крыму и на Черном море и нанесла успешные авиационные удары на последних этапах конфликта на Европейском и Тихоокеанском фронтах .

Во время войны морская авиация нанесла противнику огромный удар по затонувшим кораблям и экипажам — в два с половиной раза больше, чем любое другое подразделение ВМФ СССР. Семнадцать частей морской авиации удостоены звания Советской гвардии , 241 человек удостоен звания Героя Советского Союза (в том числе пять летчиков дважды).

Авиационные дивизии Красного Флота

  • 1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия ВВС ВМФ
  • 2-я Торпеда Рананская Краснознаменная авиационная дивизия имени Н.А. Острякова ВВС ВМФ
  • 3-я бомбардировочная авиационная дивизия ВВС ВМФ
  • 4-я бомбардировочная авиационная дивизия ВВС ВМФ
  • 5-я торпедная авиационная дивизия ВВС ВМФ
  • 6-я бомбардировочная авиационная дивизия ВВС ВМФ
  • 7-я бомбардировочная авиационная дивизия ВВС ВМФ
  • 8-я торпедная Гатчинская Краснознаменная авиационная дивизия ВВС ВМФ
  • 9-я штурмовая Ропшинская Краснознаменная ордена Ушакова авиационная дивизия ВВС ВМФ
  • 10-я Сейсинская Краснознаменная авиационная дивизия пикировщиков ВВС ВМФ
  • 11-я штурмовая Новороссийская дважды Краснознаменная авиационная дивизия ВВС ВМФ
  • 12-я штурмовая авиационная дивизия ВВС ВМФ
  • 13-я авиационная дивизия пикирующих бомбардировщиков ВВС ВМФ
  • 14-я смешанная авиационная дивизия ВВС ВМФ
  • 15-я смешанная авиационная дивизия ВВС ВМФ
  • 16-я смешанная авиационная дивизия ВВС ВМФ   — 1 мая 1961 года стала 143-й морской ракетной авиационной дивизией.

Объединения Военно-Морского Флота России

Действовать в одиночку корабли не будут, так как это нерационально. Гораздо проще выполнять операции большой группой в строго определенной территории. В российском флоте таких групп 5.

Тихоокеанский флот

Основные военно-морские базы расположены в Туапсе и Севастополе. Основу этого флота составляют 25 тысяч человек и несколько десятков кораблей самого различного класса и предназначения:

  • Крейсер ракетного типа, созданный по проекту 1164 “Атлант”;
  • 1 Эсминец, созданный по проекту “Сарыч”;
  • 3 противолодочных корабля, среди них “Адмирал Виноградов”;
  • 1 корвет УРО — “Совершенный”;
  • 8 маленьких противолодочных кораблей;
  • 4 малых ракетных корабля, типа “Овод”;
  • Ракетные катера типа “Молния” в количестве 11 единиц;
  • 8 катеров, предназначенных про проведения противодиверсионных действий;
  • 8 тральщиков;
  • 4 корабля типа “Пересвет”, которые считаются десантными большими;
  • 6 катеров, предназначенных для перевозки десантных подразделений;
  • 3 крейсера стратегического назначения подводного класса;
  • 2 подводных крейсера атомного типа, оснащенные баллистическими ракетами, такими как “Тверь”, “Томск”;
  • 1 подводная лодка;
  • 6 торпедных подлодок электро-дизельного типа.


Рис. 8. Фрегаты проекта 1135 «Буревестник»

Северный флот

Базируется в Североморске. Основную часть корабельного состава устанавливают:

  • Тяжелый крейсер авианесущего типа “Кречет”;
  • Атомный ракетный крейсер, созданный по проекту “Орлан”;
  • Ракетный крейсер типа “Атлант”;
  • Большой, носящий характер противолодочного, корабль;
  • Миноносец- эскадрон “Сарыч”;
  • Фрегат, созданный по разработке 22350;
  • “Альбатрос”- малый корабль противолодочного типа;
  • “Орлан” — маленький корабль ракетного типа;
  • Артиллерийский катер;
  • Морские и базовые тральщики;
  • Большие десантные корабли;
  • Атомные подводные крейсеры, носящие статус стратегического назначения — “Борей” и “Дельфин”;
  • “Ясень” — лодка атомного типа, оснащенная ракетами крылатого характера;
  • 4 атомные подводные лодки, предназначенные для многих целей;
  • 4 глубоководные станции;
  • Лодка торпедного типа, оснащенная дизельный мотором.


Рис. 9. Малые ракетные корабли проекта 1234 «Овод»

Черноморский флот

Имеет три основных пункта базирования:

  • Севастополь
  • Новороссийск
  • Крым

В свою очередь, Черноморский флот состоит из:

  1. 30-той дивизии кораблей надводного типа. Среди них такие, как “Сметливый”, “Адмирал Эссен”, “Адмирал Григорович”.
  2. 197-я бригады, состоящей из десантных кораблей: “Ямал”, “Азов” и других.
  3. 41-й бригады катеров ракетного класса. В ней находятся:

    • 166 дивизион, состоящий из ракетных катеров малого класса, таких как: “Мираж”, “Штиль”;
    • 295 Сулинская дивизия катеров ракетного класса. Среди них “Р-109 Бриз”.
  4. 4-я бригада подводных лодок, основной базой которых является город Новочеркасск.
  5. 68 бригада корабельной охраны, которая состоит из:

    • Одного дивизиона противолодочных кораблей, среди них “Ейск”;
    • Одного дивизиона тральщиков, например ”Даурия”.
  6. 183-й дивизии, базирующейся в Новороссийске. В ее числе находятся:

    • 2 водолазных судна;
    • 1 противопожарный корабль;
    • 3 буксира спасательного назначения;
    • 1 катер пассажирского класса.
  7. 519-го дивизиона кораблей-разведчиков. Он находится в Севастополе. Примером таких кораблей является “Лиман”.

Балтийский флот

Главный штаб этого флота находится в Калининграде. Состоит из:

  • 123-й бригады, оснащенной подводными лодками, базирующейся в Кронштадте;
  • Балтийской 71- дивизии кораблей десантного типа;
  • 128-й бригады кораблей надводного типа, находятся они в Калиниградской области;
  • 1 дивизиона кораблей ракетного типа;
  • 1 дивизиона ракетных кораблей малого типа;
  • Бригады кораблей охранения — тральщики и противолодочные суда;
  • Береговые подразделения;
  • СПЕЦНАЗа.


Рис. 10. Ракетные крейсеры проекта 1164 «Атлант»

Каспийская флотилия

Базируется в Махачкале, Каспийске и Астрахани. Включает в себя:

  • Ракетные корабли сторожевого назначения;
  • Ракетные катера, построенные по серии 12411Т;
  • Корабли артиллерийского типа “Буян”;
  • Корабли противодиверсионного типа;
  • Десантные катера;
  • Тральщики рейдового характера;
  • Тральщики базового предназначения.

ВМФ Российской Федерации — это уникальный набор боевых кораблей, оснащенных самым современным оборудованием и готовых приступить к выполнению боевых задач в любой момент.Предлагаем также ознакомиться с видео, в котором представлен обзор состояния боевых кораблей ВМФ России.

Береговая авиация ВМФ

Состав сил авиации военно-морского флота берегового базирования – это боевые и вспомогательные самолёты/вертолёты различных классов, постоянно располагающиеся на военных аэродромах вблизи морских границ РФ и вероятных театров военных действий, а именно:

  • Океаны – Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый.
  • Моря – Чёрное, Балтийское.

Парк авиационной техники включает следующие модели самолётов:

Парк авиационной техники
Модель/модификаций Назначение
Су-27 фронтовой истребитель
Су-30 многоцелевой истребитель
МиГ-31 (Б/БС/БМ) высотный истребитель-перехватчик
Су-24 (М/МР) фронтовой бомбардировщик
Су-25УТГ штурмовик
L-39 учебно-боевой самолет
Бе-12 противолодочный самолет-амфибия
Ил-38 (Н), Ту-142М, А-40 противолодочный самолет
Ил-22 воздушный командный пункт
Ил-20 самолет радиоэлектронной борьбы и разведки

Количество единиц истребительно-бомбардировочной авиации в береговом составе морской авиации ВМФ России – 139 единиц. Противолодочные операции осуществляются с бортов 48 самолётов, РЭБ и общее руководство действиями армейских сил на море – с 4-х. В состав транспортной авиации военно-морского флота входят 53 воздушных судна: многоцелевые транспортные самолёты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-140, пассажирские борты для перевозки военнослужащих и выполнения специальных задач Ил-18, Ту-134, Ту-154.

Вертолётные части береговой авиации включают следующие типы машин:

Вертолетные части береговой авиации
Модель/модификаций Назначение
Ми-8 (Т/ТМ/АМТШ), Ми-14 (ПС), Ка-226 (Т) многоцелевые
Ми-24 (П) ударный
Ка-27 (М/ПЛ/ПС) противолодочный
Ка-29 транспортно-боевой
Ка-31Р (Ка-27РЛД) вертолет радиолокационного дозора

Винтокрылые машины в полном объёме выполняют функции по снабжению командования морских соединений информацией о расположении и количестве сил вероятного противника, характере их маневрирования и общей надводной обстановке.

Летающая мощь ВМФ: чем вооружена морская авиация России


100 лет исполняется со дня первой победы русских морских летчиков в ходе Первой мировой войны. 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года четыре гидросамолета М-9 с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота защитили от германского авианалета русскую военно-морскую базу на острове Сааремаа (ныне — территория Эстонии). Два кайзеровских самолета были сбиты, русские гидропланы вернулись без потерь.Морская авиация — род сил ВМФ России, предназначенный для поиска и уничтожения противника, прикрытия группировок кораблей и объектов от ударов с воздуха, а также для ведения воздушной разведки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector