Российская танковая пушка калибра 152 мм

История развития

Среди других артиллерийских орудий Красная Армия (РККА) унаследовала от Российской императорской армии 152-мм осадное орудие M1910 , разработанное Шнайдером . В 1930-е годы орудие дважды модернизировалось, в результате чего были созданы 152-мм пушка M1910 / 30 и 152-мм пушка M1910 / 34 . Однако его подвижность, максимальная высота и скорость поворота нуждались в улучшении. В 1935-36 годах завод № 172 в Мотовилихе пытался продолжить модернизацию, но Главное артиллерийское управление (ГАУ) настояло на более значительной модернизации.

Следовательно, КБ завода разработало две пушки МЛ-15 и МЛ-20. Если первый проект был инициирован GAU, то второй начинался как частная разработка; бригаду, работавшую над ней, возглавил Ф.Ф. Петров . Оба орудия использовали ствол и систему отдачи от M1910 / 34. МЛ-20 также унаследовал колеса, подвеску и следы от старой пушки.

МЛ-15 вышел на наземные испытания в апреле 1936 года, был возвращен на доработку и снова прошел испытания в марте 1937 года, на этот раз успешно. В декабре 1936 года МЛ-20 прошел наземные испытания, а в следующем году — армейские испытания. После устранения некоторых дефектов (в основном лафета) МЛ-20 был рекомендован к производству и 22 сентября 1937 года принят на вооружение как 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года ( русский язык : 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ -20) ).

Непонятно, почему предпочтение было отдано МЛ-20. МЛ-15 был легче (примерно на 500 кг меньше в боевом положении, 600 кг в походном) и более мобильным (максимальная транспортная скорость 45 км / ч). С другой стороны, у МЛ-15 был более сложный лафет (однако окончательная версия лафета МЛ-20 включала в себя некоторые особенности МЛ-15). Некоторые источники утверждают, что выбор был сделан из-за экономического фактора — ML-20 был больше похож на M1910 / 34, что потребовало меньшего количества корректировок при производстве.

Конструкция и ТТХ

От пушки обр. 1910/30 гг. гаубице- ушке достался только ствол, все остальные элементы конструкции были разработаны с нуля. В первую очередь стоит отметить введение характерного дульного тормоза, щелевая конструкция с отражением ударной волны пороховых газов назад компенсировала откат орудия и придавала выстрелу неповторимый звук, известный всем артиллеристам.

Затвор классической конструкции, поршневого типа. Камора расточена под более мощные снаряды. Заряжание раздельное, сначала в ствол вкладывался снаряд, затем полузаряд, на высоких углах возвышения гильза удерживалась от выпадения из канала ствола специальным механизмом. Это обеспечивало высокую боевую скорострельность.

Тактико-технические характеристики МЛ-20

Калибр, мм 152
Длинна ствола, калибра 32,4
Масса в боевом положении, кг 7270
Масса фугасного снаряда, кг 44
Начальная скорость снаряда, м/с 655
Максимальная дальность стрельбы, м 17235

Для произведения выстрела необходимо было потянуть шнур курка. Открыть затвор можно было только после выстрела, так как в конструкции пушки был установлен предохранительный механизм. После открытия затвора, автоматический механизм выбрасывал гильзу.

Орудие обладало отличной манёвренностью ведения огня. Длинный ствол и гаубичные углы наводки, придавали снаряду высокую скорость и настильную, или при необходимости навесную, траекторию полёта.

Прицельные приспособления состояли из панорамы Герца для стрельбы навесом и телескопического прицела для прямой наводки. В боекомплект орудия входили как традиционные для гаубицы ОФС и бетонобойные снаряды, так и снаряды предназначенные для борьбы с бронированными целями: морская полубронебойная граната обр. 1915/28года например, или более поздние остроголовые и кумулятивные бронебойные снаряды.

Для увеличения скорости буксировки лафет оснащался рессорами листовой конструкции, колёсный ход был представлен штампованными дисками с цельнолитым резиновым бандажом.

Это увеличило скорость буксировки до 20 км/ч по шоссе. Для артиллерии такого калибра и массы это достаточно хороший показатель. Ствол орудия при транспортировке откатывался в крайнее положение, это уменьшало её габариты при движении.

Станины орудия раздвижные, это обеспечивало орудию быстрый перенос огня на другую цель, кроме того большую устойчивость при стрельбе. Для защиты расчёта во время стрельбы орудие оснастили щитовым прикрытием. Кроме того впервые для гаубичной артиллерии каждое орудие снабжалось счётным механизмом – сумматором. Его использовали для расчёта параметров стрельбы.

Конструкция 152-мм пушки-гаубицы Д-20

152-мм пушка-гаубица Д-20 – артиллерийское орудие в составе полевой артиллерии, в котором сочетаются свойства пушки и гаубицы (с преобладанием «пушечных» свойств). По сравнению с пушкой, пушка-гаубица имеет меньшую длину ствола и большие углы возвышения ствола. По сравнению с гаубицей, у пушки-гаубицы большая дальность стрельбы.

Ствол пушки-гаубицы Д-20 состоит из трубы, казенника, обоймы и дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой, с полуавтоматикой механического типа. Лафет пушки-гаубицы Д-20 заимствован от пушки Д-74 различаются только профилем веретена тормоза отката и диаметром передней обоймы.

Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, с пружинным компрессором, заполнен стеолом-М. Накатник гидропневматический, заполнен стеолом-М. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в обойме ствола и откатываются вместе с ним. Станины сварные, коробчатого типа. Для перекатывания орудия на короткие расстояния имеются подхоботовые катки, торсионное подрессоривание при стрельбе с колес не выключалось. Основные колеса заимствованы с грузового автомобиля ЯАЗ.

Подъемный механизм пушки-гаубицы Д-20 имеет один сектор, обеспечивающий угол вертикальной наводки от -5 до +63 град. Поворотный механизм винтового типа, расположен с левой стороны орудия, угол горизонтального наведения составляет 58 град. Уравновешивающий механизм пневматический, толкающего типа, состоит из двух одинаковых колонок. На нижнем станке закреплен поддон, который в боевом положении являлся опорой системы, колеса при этом вывешиваются.

Прицельные приспособления состояли из механического прицела С-71 с артиллерийской панорамой и прицела прямой наводки ОП-2–97.

Транспортировка 152-мм пушки-гаубицы Д-20

Общие сведения

Линейный корабль Littorio.

В межвоенный период итальянцы считали, что для эффективного противодействия современным эсминцам, в том числе достаточно крупным французским «контр-торпийерам», необходимы как минимум шестидюймовые орудия, и это естественным образом определило выбор средней артиллерии для линкоров типа Littorio. К моменту разработки проекта Littorio итальянский флот получил на вооружение новое 152-мм орудие с длиной ствола 55 калибров, разработанное для крейсеров типа Duca degli Abruzzi на замену прежнему 53-калиберному, которым вооружались предшествующие типы итальянских легких крейсеров. Более длинный ствол был принят, чтобы обеспечить лучшую термодинамическую отдачу при выстреле. Несколько возросшая при этом масса пушки была допустимой, поскольку новые итальянские крейсера проектировались с меньшими ограничениями по водоизмещению, чем их предшественники.

Корпусная артиллерия

Ефимов: Системой предусмотрено наличие принятой на вооружение 122-мм корпусной пушки А-19. Ведется проектирование новой 152-мм гаубицы, проходит полигонные испытания два варианта: МЛ-15 и МЛ-20 .

Гамарник: Что делается по минометам?

Ефимов: Минометы такого калибра мы пока проектировать не готовы.

Гамарник: Я бы просил 203-мм мортиру, если нельзя миномет.

Уборевич: Товарищ Ефимов, по 203-мм мортирам у нас какая ситуация?

Ефимов: В феврале 1934 года на НИАП для испытаний с завода «Красный Путиловец» была доставлена 203-мм мортира «Ж». Вес в боевом положении 4 тонны. Дальность стрельбы составила около 5 км. Вес снаряда — 81кг, Начальная скорость – 260 м/с. На заводе «Баррикады» спроектировали еще одну корпусную мортиру «ОЗ». Мортира «03» может стрелять всеми штатными 203-мм снарядами. Так, при стрельбе 80-кг снарядами на полном заряде начальная скорость составляла 310 м/с, дальность — 6991 м, а для 100-кг снаряда — 260 м/с и 5233 м соответственно.

Уборевич: И каков результат?

Ефимов: Артиллерийское управление не нашло необходимым принимать на вооружение эти мортиры.

Уборевич: Почему?

Ефимов: Слишком мала дальность, Иероним Петрович.

Уборевич: Какое будет мнение товарищей, нужна ли кроме пушки и гаубицы в корпусе еще 203-мм мортира?

Воронов: У нас имеется 203-мм гаубица Б-4 с дальностью стрельбы в 19 километров. Полагаю возможным ограничиться этой гаубицей, а мортиры не иметь. Действительно 5 километров для корпусного орудия очень мало. Лучше сосредоточиться на нескольких самых важных направлениях, чем сразу все виды орудий проектировать.

Якир: Повторно напоминаю, что А-19 весит восемь тонн, этот вес для корпуса не приемлем. 152-мм гаубица образца 1909/30 годов весит 3 тонны на марше и имеет дальность около 10 километров. Допускаю, что новая шестидюймовая гаубица будет скажем 4 тонны и дальность километров 12. Значит, ей в пару нужна корпусная пушка, и самое лучшее под 107-мм снаряд, благо он у нас уже есть.

Уборевич: Что скажет товарищ Воронов?

Воронов: Полностью согласен с предложением Ионы Эммануиловича.

Уборевич: А почему действительно 122-мм пушка стоит в корпусном звене, товарищ Ефимов?

Ефимов: Поскольку армий у нас в мирное время нет, а есть только корпуса, и корпусные и армейские орудия сведены в полки корпусного подчинения. Этому вопросу такого внимания не уделялось. Как прикажете, Иероним Петрович, так и сделаем.

Уборевич. Хорошо. Будем рассматривать корпусную артиллерию отдельно от армейской. Есть ли иные мнения? Если будет новый корпусной дуплекс 152-мм гаубица и ей в пару 107-мм пушка, обе артиллерийские системы весом около 4 тонн, какие будут максимальные дальности, примерно?

Петров: Ориентировочно можно говорить о 16..18 километрах дальности для пушки и 11..12 километрах дальности для гаубицы.

Уборевич: Итак, в корпусном звене получается необходимым иметь новую 152-мм гаубицу и новую 107-мм пушку на одном лафете массой 4 тонны, а 122-мм пушку А-19 перевести в армейское звено. Кто за? Кто против? Единогласно.

/Примечание автора: в реальной истории новая 107-мм пушка была принята на вооружение под официальным наименованием «107-мм универсальная дивизионная пушка большой мощности обр. 1940 г.» и после производства 140 единиц была снята с производства в связи с рядом причин, в том числе в связи с упразднением стрелковых корпусов в 1941 году. В отличии от 100-мм пушек под унитарный патрон, 107-мм пушка предусматривала раздельно-гильзовое заряжание и была способна поражать более широкое разнообразие целей.

Проектирование 152-мм гаубицы образца 1938 года (М-10) началось в 1937 году, она была принята на вооружение в 1939 году под официальным наименованием «152-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.». Впоследствии прилагательное «дивизионная» было опущено из официального наименования орудия. Орудие и его дальнейшая модификация Д-1 (гаубица М-10 на лафете 122-мм гаубицы М-30) сыграло важную роль в Великой Отечественной войне/

Описание конструкции

Схема 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 года (МЛ-20): а — ствол; б — казённик с затвором; в — дульный тормоз; г — противооткатные устройства; д — щитовое прикрытие; е — колёсный ход; ж — станины

МЛ-20 являлась гаубицей-пушкой, то есть артиллерийской системой, у которой гаубичные свойства преобладают над пушечными. Орудие имело достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях — скреплённый и моноблок (в некоторых источниках упоминается и третий вариант — со свободной трубой). МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката веретённого типа, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела и предохранитель, который запирает затвор после заряжания до производства выстрела. Если в силу каких-нибудь причин потребовалось разрядить орудие, то необходимо сначала переключить выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора. Для облегчения заряжания при больших углах возвышения казённик МЛ-20 оснащён механизмом удержания гильзы. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур. Орудие имело механизм взаимной замкнутости, который препятствует открыванию затвора, если ствол не соединён должным образом с противооткатными устройствами. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа. Накатник и откатник содержат по 22 литра жидкости каждый, давление в накатнике составляет 45 атмосфер.

Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций.

Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами (некоторые ранние орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от пушки обр. 1910/34 гг.), рессоры пластинчатые. Возка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении. Время перехода из походного положения в боевое составляло 8—10 минут. На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 4—5 км/ч. Лафет пушки МЛ-20 был признан нормализованным, получил обозначение 52-Л-504А и был использован при модернизации 122-мм пушки А-19. Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн», которые выпускались Харьковским паровозостроительным заводом — разработчиком и первым производителем знаменитого танка Т-34 и оснащались тем же двигателем В-2, что и «тридцатьчетвёрки».

152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. (МЛ-20) в артиллерийском музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Вид слева

152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. (МЛ-20) в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург. Вид сзади справа

Обратите внимание на модернизированный колёсный ход. Эти орудия использовались для традиционного полуденного выстрела. 152-мм гаубица-пушка обр

152-мм гаубица-пушка обр

1937 г. (МЛ-20) в музее Batey ha-Osef, Израиль. Вид спереди

152-мм гаубица-пушка обр. 1937 года (МЛ-20) в артиллерийском музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Ещё один вид слева

Производство

Производство МЛ-20 велось только на заводе № 172 с 1937 по 1946 годы. Кроме выпуска буксируемых орудий, было выпущено около 4000 стволов МЛ-20С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-152 и ИСУ-152 (всего было построено 3242 САУ ИСУ-152 и около 670 САУ СУ-152, точное число варьируется в различных источниках). Преемником МЛ-20 стала 152-мм пушка-гаубица Д-20, находившаяся в серийном производстве с года. Данное орудие имело идентичную с МЛ-20 баллистику.

Производство МЛ-20, шт.
Год 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 Итого
Изготовлено, шт. 148 500 567 901 1342 1809 1002 275 325 15 6884
Эти и последующие табличные данные взяты из книги Широкорада А. Б. «Энциклопедия отечественной артиллерии», см. раздел Источники информации

По всей видимости, значительное снижение объёмов производства буксируемых гаубиц-пушек МЛ-20 в — гг. было вызвано двумя причинами. Первой из них было начавшееся производство тяжёлых САУ СУ-152 и ИСУ-152 — значительная доля произведённых тогда стволов шла на их вооружение. Вторым фактором стало появление у противника тяжёлых танков и в рамках программы по повышению мощности танковой и противотанковой артиллерии РККА заводу № 172 было предписано увеличить выпуск 122-мм пушек А-19 в счёт плана по выпуску гаубиц-пушек МЛ-20.

Устройство

152-мм пушка-гаубица Д-20 содержит полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, который относится к механическому типу. Несмотря на то что в Д-20 и Д-74 используется одинаковый лафет, в обоих артиллерийских орудиях он имеет разные диаметры передней обоймы и профили веретена тормозного отката. В Д-20 он гидравлический, оснащенный пружинным компрессором. Наполнителем для тормоза стал стеол-М, который также предусмотрен и для гидропневматического накатника. Для крепежа тормозных цилиндров разработаны специальные ствольные обоймы, которые откатываются одновременно с самим стволом.

152-мм пушка-гаубица установлена на сварных коробчатых станинах. При помощи подхоботовых катков осуществляется перекатывание артиллерийского орудия на небольшие дистанции. В качестве основных используются колеса грузовых автомобилей ЯАЗ.

История создания

На момент начала Первой Мировой войны армия Императорской России обладала значительным, но разномастным парком осадной артиллерии. В составе артиллерийских подразделений РИА были 6-ти дюймовые гаубицы Шнейдера и гаубицы-пушки Круппа, мортиры и пушки завода в Мотовилихе.

Орудия использовали снаряды разных калибров и веса, не меньший хаос наблюдался и во флотских подразделениях. Зачастую снаряды береговых пушек отличались от корабельных калибров. Вес пороха в разных зарядах мог отличаться на порядок.

1910 года. Эти же орудия были поставлен на производство и в России, был налажен выпуск и снарядов к ним.

Гражданская война принесла разруху. Но тем не менее, производство постепенно восстанавливалось, налаживался выпуск новых орудий. Одним из которых, стала гаубица-пушка МЛ-20. Разработка орудия велась на основе ствола от 152 мм осадной пушки Шнейдера обр. 1910 года, после модернизации 1930 года получившей название 152-мм пушка обр. 1910/30 гг.

В ходе модернизации была удлинена камора и установлен щелевой дульный тормоз, перешедший по наследству и к МЛ-20.

Разработка лафета для установки орудия, а также изменения казенной части для увеличения скорострельности велась под руководством мастера орудийного дела Ф.Ф. Петрова. Стоит отметить что упоминаемое в ряде источников предположение В. Грабина о создании нового вида вооружения в виде гаубицы-пушки скорее всего является самопиаром конструктора или инженеров работавших с ним.

Осадное орудие Шнейдера изначально имело пушечный ствол и большие углы возвышения, присущие гаубице.

В 1936 году за разработку усовершенствованного орудия взялось КБ Петрова Ф.Ф. находящееся на заводе №174 в Мотовилихе, этот завод служит колыбелью артиллерийского дела в России, именно оттуда вышли все знаменитые русские орудия нового времени. На испытания представили два варианта гаубицы-пушки – МЛ-15 и МЛ-20.

Оба варианта представляли интерес в плане конструкции, что достаточно интересно гаубица-пушка МЛ-15 выигрывала по своим характеристикам, но на вооружение была принята МЛ-20, это было обусловлено экономическими соображениями.

Необходимо отметить, что для стрельбы планировалось использовать имевшийся на вооружении 152 мм гаубичный снаряд и полузаряд, новые типы боеприпасов также рассчитывались под имевшиеся в наличии артсистемы. В результате испытаний на вооружение была принята гаубица-пушка МЛ-20, обр. 1937 года.

История создания

Разработка новой гаубицы калибра 152 мм началась сразу после окончания войны. Конструкторские работы вело свердловское ОКБ-9, орудие создавалось в комплексе со 122 мм пушкой Д-74. Обе артиллерийские системы предназначались для замены орудий, созданных еще в 30-е годы. Отличительной особенностью орудий стала унификация конструкции, что позволило упростить ремонт и обслуживание техники в действующей армии.

Дополнительным плюсом стала возможность расширения возможностей корпусной артиллерии, а для разнокалиберных пушек требовались одинаково обученные расчеты. Одновременно в Перми было разработано опытное орудие М-47 (шедшее в комплекте со 130 мм пушкой М-46). Но серийный выпуск пушки продолжался недолго, в армию попало всего 126 экземпляров 152 мм пушки М-47.

На начальном этапе проектирования, которое велось под руководством Ф.Ф. Петрова, гаубица несла обозначение Д-72. Первый прототип был готов в 1950 году и использовал лафет, полностью идентичный примененному на пушке Д-74 (дебютировавшей несколько раньше). Но военные несколько переформулировали задание, что перевело систему в разряд гаубиц-пушек. Из-за этого индекс сменился на Д-20, по системе ГРАУ орудие получило обозначение 52-П-546.

Серийный выпуск развернулся спустя несколько лет, но уже в 1955 году о существовании гаубицы стало известно странам блока НАТО, где система получила кодовое обозначение М1955.

В боекомплект гаубицы-пушки Д-20 были введены химические снаряды и 152 мм боеприпасы с ядерной боеголовкой. Для ускорения темпа ведения огня в конструкции орудия применили вертикальный клиновой затвор с полуавтоматическим принципом действия. Позднее была создана модификация с досылателем снаряда, срабатывавшим полностью автоматически. Пиковая скорострельность достигла 8 выстрелов в минуту. Улучшенная гаубица получила обозначение Д-20М «Хитин».

В 1967 году стартовала разработка мобильной версии гаубицы, получившей впоследствии обозначение 2С3 «Акация». Самоходная установка оборудована орудием 2А33, созданным на базе Д-20 и использующим аналогичные боеприпасы.

История производства

Пистолет производился с 1937 по 1946 год. 6,884 орудия были изготовлены и около 4000 ML-20S бочки использовались в СУ-152 и ИСУ-152 самоходных орудий . На смену МЛ-20 пришла 152-мм пушка Д-20 с идентичной баллистикой, производство которой началось в 1956 году.

Производство МЛ-20, шт.
Год 1937 г. 1938 г. 1939 г. 1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г. 1946 г. Общее
Произведено, шт. 148 500 567 901 1,342 1 809 1 002 275 325 15 6,884

Меньшие темпы производства к концу войны были вызваны двумя причинами. Во-первых, большинство выпускаемых в эти годы стволов были МЛ-20С. Во-вторых, после того, как Советы начали выставлять на вооружение тяжелые танки, такие как серия JS, в которых использовалась 122-мм пушка А-19, заводу было приказано увеличить производство А-19 вместо МЛ-20.

Капитальный ремонт

Кроме обслуживания порой требуется выполнить более серьезное обслуживание мотора. Капитальный ремонт двигателя УТД-20 выполняют при наличии определенных неисправностей.

Если мотор не заводится, это объясняется неправильным функционированием топливной системы. Нужно определить, поступает ли горючее в цилиндры. После этого двигатель демонтируют и проводят глубокую диагностику.

Если определяется течь в области уплотнителя крышки клапана, нужно разобрать этот участок и заменить сальник.

Если много масла потребляется в ходе работы силового агрегата, оно дымит, эта неисправность может быть вызвана поршнями колец, которые прогорели. Это влечет за собой повышенный расход масла.

Мощность двигателя заметно снизилась, не может хорошо держать обороты. Чаще всего причиной такой неисправности является поломка насоса давления топлива. Он не может подавать горючее в нужном количестве. Насос нельзя отремонтировать. Поэтому приобретается новая помпа.

Египетские скворечники и ливанские тираны

Совсем недавно перуанцы решили скрестить ужа с ежом: натовские гусеницы с советскимдрыном». В армии Перу мало денег, но достаточно много напрочь устаревших лёгких танков AMX-13. Штук 30 или 40 из них(может, несколько всё же оставят в качествесветляков-барабанщиков») планируют переделать в самоходные артиллерийские установки со 122-мм гаубицами Д-30(без колёс и опорных станин). Ко всей этой красоте добавили прибор ночного видения и современную рацию. Получившееся чудо назвали AMX-D30 Vulcano.

Могучая перуанская оборонка уже усиливала АМX-13/105 советскими противотанковыми ракетамиМалютка» и украинскими Р-2Барьер», а французов с 75-мм пушками превращала в самоходные ПТРК(противотанковый ракетный комплекс) Alacran с российскими ПТУРКорнет-Э».Вулканами» станут избежавшие пока модернизации танки.

122-мм самоходная гаубица AMX-D30 Vulcano

Перу в деле подобного САУ-строения далеко не первопроходец. История присобачивания буксируемых гаубиц Д-30 на танки началась на Ближнем Востоке. К 70-м годам в египетской армии ещё осталось достаточное количество танков Т-34, присланныхбольшим советским другом», но безнадёжно устаревших. Являться на дуэль даже с израильскимисупершерманами» со 105-мм пушками с калибром 85 мм было уже как-то некомильфо.

Поэтому решили переделать часть устаревших танков в САУ с суперсовременной на тот момент гаубицей Д-30. Потомки фараонов подошли к делу творчески и соорудили вокруг тела орудия огромныйбронескворечник» на частично срезанной башне.

Собственные конверсии на базе знаменитого танка Второй мировой делали и сирийцы. Некоторое количество гаубичных САУ захватили израильтяне и хвастают ими в экспозиции танкового музея в Латруне.

С Т-34 радикально решили разобраться и кубинцы. Они уже десятки лет рихтуют остатки советского наследия, чтобы хоть как-то усилить огневую мощь старой бронетехники. Когда-то в Заливе Свиней Т-34 бодро били по контрреволюционному десанту, а сейчас служат базой для тех же Д-30. Гаубицу умело вмонтировали в разрезанную родную башню, обеспечив круговое вращение.

В Ливане поступили очень просто. Д-30 с урезанными станинами просто приварили к корпусу танка Т-55. Зато расчёту легко дышать горным ливанским воздухом — и никакой проблемы загазованности в боевом отделении. В итоге получилсяТиран», который впервые показали в 2014-м году. Похожие системы поставлял Израиль для армии Южного Ливана во время Гражданской войны в этой стране.

Эритрейские товарищи собрали свою вариацию Су-122 на базе китайского танка Тип-69(копия советского Т-55). Получилось на вид не хуже, чем у Ливана, да ещё и откидные боковые бронелисты есть для защиты экипажа.

Йеменцы решили объединить Д-30 и советский арттягач АТС-59, который таскает эти самые гаубицы. Такие машины даже делали небольшой серией для йеменской армии.

В стране, осиянной светом единственно верного учения Чучхе, рассчитывают только на свои силы, ракеты и тысячи пушек. А гаубицы серийно ставят на переделанные бронетранспортёры модели 1973. Тело орудия со щитом — в открытом сверху корпусе БТРа. Дешёвое и сердитое решение в стиле немецких САУ времён Второй мировой. Впрочем, северным корейцам не впервые швейцарский нож изобретать.

САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР мод. 1973. Парад в Пхеньяне

Получился своеобразный вариант советскойГвоздики». ИменноГвоздику» и её многочисленных клонов можно назвать самым массовым типом самоходок под данное орудие. Хотя и для САУ 2С1 на базе Д-30 разработали специальную версию орудия под индексом Д‑32.

Самоходки 2С1Гвоздика» в Сирии

А вот на китайский аналог поставили не Д-32, а вполне стандартную лицензионную копию Д-30. На шасси БТРа YW 531Н построили несколько сотен машинТип-85» для китайской армии. Сейчас им на смену приходят более современные PLZ-07.

122-САУ PZL-07

В том же Египте применяют ещё один советско-натовский гибрид. На корпус американской САУ М-109 водрузили гаубицу Д-30 в бронерубке. Получилась установка SP-122, которую выпустили достаточно большой серией в 120 единиц.

Свою вариацию на шасси бронетранспортёра М113 соорудили и в Ливии, водрузив гаубицы в десантном отделении — для чего предварительно срезали крышу. Судя по снимку, можно даже говорить о некоейсерийности».

Но сейчас всё большую популярность обретают колёсные САУ и автолафеты с орудиями среднего и крупного калибра.

Особенности конструкции

Ствол гаубицы Д-20 собран из трубы, на которой закреплен дульный тормоз и казенник с обоймой. Клиновой затвор копирного типа оснащен механическим фиксатором, в конструкции имеется ударный механизм, разбивающий капсюль перед выстрелом. Стреляная гильза автоматически выбрасывается наружу отдельным механизмом, удерживающим клин затвора в нижнем положении.

В конструкции затвора имеется предохранитель, не допускающий выстрела при частично запертой каморе. После подачи следующего снаряда, затвор автоматически закрывается и гаубица готова к производству следующего выстрела.

К люльке крепятся штоки противооткатных устройств, элементы подъемного механизма кронштейны для прицелов и копирного элемента. Левая часть люльки оснащена защитным экраном, предотвращающим травмирование расчета при откате ствола.

Корпус ограждения предназначен для установки спускового механизма и рычага повторного взвода ударника. Также имеются измеритель длины отката и контрольные таблицы для проверки уровня жидкости в накатном приспособлении.

Гаубица Д-20 оснащена гидравлическим тормозом отката, в котором расположен дополнительный пружинный компенсатор. Полость заполняется жидкостью «стеол-М» в объеме 14,7 л. Гидропневматический накатник также заправлен «стеол-М» и сжатым азотом (допускается применение атмосферного воздуха). Вместимость резервуара составляет 13,4 л жидкости, газ находится под давлением 62 кгс/см². Цилиндрические корпуса тормоза и накатника жестко соединены со стволом, при откате перемещаются совместно с ним.

Станок 152 мм гаубицы Д-20 состоит из верхней и нижней частей. Верхняя секция предназначена для размещения уравновешивающего и подъемного механизмов. Узел крепится на цапфах, выполненных на нижней части. Изменение угла наклона ствола производится вручную при помощи механизма с червячными и коническими парами шестерен. Уравновешивающий механизм состоит из 2-х элементов, заполненных сжатым воздухом с добавлением жидкости «стеол-М» и графита.

Нижний станок Д-20 служит для крепления колес ходовой части, станин и верхней секции. В основании есть гидравлический домкрат, используемый для перевода орудия в боевое положение и обратно. Станины имеют отверстия, в которые забиваются стержни, необходимые для фиксации орудия при стрельбе с мягкого грунта. Дополнительно использованы откидные сошники. Ходовая часть включает в себя 2 колеса, идентичных применявшимся на грузовиках ЯАЗ/МАЗ-200.

Позднее стали устанавливаться штампованно-сварные диски 8,5В-20 с пневматическими покрышками ИЯВ-12Б, имевшими размерность 320-508. Внутри ступиц барабанные тормоза, работающие от пневматического или ручного привода. Торсионная подвеска при ведении огня из Д-20 не отключается.

Для защиты расчета от пуль и мелких осколков используется стальной щит, состоящий из 2 секций. Дополнительно установлен подвижный элемент, перемещающийся вместе с люлькой. На нижнем станке установлен дополнительный откидной щиток.

В боекомплект гаубицы Д-20 входят осколочно-фугасные снаряды ОФ-540 весом 43,56 кг. Для поражения бронированной техники используются снаряды БР-540Б (с наконечником) и БР-540 (остроголовые). Снаряды имеют вес 48,96 и 48,78 кг соответственно. Для обучения расчета применялся практический снаряд ПБР-540, оснащенный донным трассером.

Позднее в боекомплект ввели снаряды с химическим отравляющим веществом, а также снаряд 3ВБ3, оснащенный ядерной боевой частью. Для борьбы с бронетехникой стали применяться управляемые снаряды «Сантиметр» и «Краснополь-М», укомплектованные лазерной головкой наведения.

Все боеприпасы упаковываются по 1 штуке в деревянные ящики. Метательный заряд располагается в цельнотянутых гильзах, изготовленных из латуни или стального тонкостенного листа. Воспламенение порохового заряда производится капсюльной втулкой, установленной в донце гильзы.

Прицелы размещены на общей раме, находящейся на левой стороне люльки. Оба прицела находятся на гаубице постоянно, допускается снятие артиллерийской панорамы. Для обеспечения работы в ночное время применяется прибор подсветки «Луч-С71М».

След в истории

МЛ-20 имеет достаточно удачную конструкцию. Гаубицы-пушки несмотря на некоторое неудобство и перетяжеленность конструкции прекрасно показали себя как универсальные орудия, но в тоже время на отдельных направлениях уступали специализированным орудиям.

Именно в этом причина снятия её с вооружения. Современные гаубицы превосходят МЛ-20 по всем параметрам, включая и дальность навесного огня, но в тоже время поддерживать наступление стрелковых подразделений на прямой наводке ни одна гаубица не сможет, недостаточная длина ствола и соответственно низкая дальность при стрельбе прямой наводкой мешают этому.

Помимо буксируемых орудий, МЛ-20 устанавливалось в самоходные установки, базой которых являлись танки: КВ-1, ИС-1. Эти самоходные установки известные под именем «Зверобоев» прекрасно показали себя при борьбе с бронетехникой немцев, броня хвалёных «Тигров» и «Пантер» лопалась и крошилась от ударов тяжёлых 152 мм снарядов этих пушек.

Интересно! В Санкт-Петербурге, в период 2002-2009 года именно это орудие ежедневно о

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector