Дмитрий устинов

Построенные корабли

Всего по проекту предполагалось строительство шести кораблей. Однако в итоге заложено было четыре крейсера, а достроено и введено в строй всего 3. Все корабли строились на заводе имени 61 коммунара в г. Николаев.

Название Заводской № Закладка Спуск на воду Сдача заказчику Флаг поднят Примечание
«Москва» 2008 6 ноября 1976 года 27 июля 1979 года 30 декабря 1982 года 30 января 1983 года Флагманский корабль ЧФ
«Маршал Устинов» 2009 5 октября 1979 года 25 февраля 1982 года 15 сентября 1986 года 21 сентября 1986 года Закладывался как «Адмирал флота Лобов»
«Варяг» 2010 31 июля 1979 года 26 июля 1983 года 25 декабря 1989 года 7 января 1990 года Флагманский корабль ТОФ
«Украина» 2011 28 июля 1983 года 11 августа 1990 года недостроен
«Октябрьская революция» 2012 15 ноября 1988 года недостроен Строительство прекращено в 1989 году. До 31 декабря 1987 года носил имя «Россия»

Головной корабль строили больше шести лет и сдали флоту 28 декабря 1982 года. Второй корабль при закладке в 1978 году получил название «Адмирал флота Лобов», третьему, заложенному в 1979 году, было предусмотрено имя «Комсомолец», однако смерть министра обороны маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова в декабре 1984 года вызвала изменение названий всех строившихся крейсеров этой серии: «Адмирал флота Лобов» был переименован в «Маршал Устинов», «Комсомолец» стал «Червоной Украиной», а название «Адмирал флота Лобов» перешло на четвертый корабль, заложенный в 1986 году. По некоторым сведениям, в 1989 году был заложен ещё один крейсер проекта 1164, который должен был получить имя «Россия», но из-за недостатка средств его строительство было прекращено.

В мае 1995 года головной крейсер «Слава» переименовали в «Москву».

После развала Советского Союза «Червона Украина» был переименован в «Варяг».

«Адмирал флота Лобов» был присвоен Украиной, но попытки достроить его для ВМС Украины закончились неудачей. Совершенно ясно, что достроить, а тем более эксплуатировать даже один ракетный крейсер Украина не в состоянии. Тем не менее крейсер был переименован в «Украину» и формально в 1993 году вошёл в состав ВМС Украины. Решение о его достройке было принято в 1998 году, но оно так и осталось на бумаге и крейсер стоит у достроечной стенки завода, имея, якобы, готовность в 95 %. Рассматривались варианты продажи крейсера, однако было принято решение о его достройке при помощи России. В июле 2010 года постановление Верховной Рады Украины о присвоении названия «Украина» ракетному крейсеру утратило действие, за это проголосовали 247 депутатов Верховной Рады из 428. Также будет рассмотрен вопрос продажи крейсера России. По информации агентства «УРА-Информ. Донбасс», Россия, в свою очередь, уведомила Украину, что заберет крейсер только даром. В сентябре 2013 года Россия согласилась приобрести «Украину» за 1 миллиард рублей.

Командование ВМФ России намерено в 2012 году передать Тихоокеанскому флоту из состава Северного флота ракетный крейсер «Маршал Устинов». По словам источника агентства в Главном штабе ВМФ, «Маршал Устинов» «нужнее на таком масштабном и сложном театре военных действий, как тихоокеанский». Отдельные наблюдатели считают, что крейсер «Маршал Устинов» будет заменен на Северном флоте крейсером «Украина» (в случае, если он будет приобретен у Украины).

После окончания войны

В 1946 году все народные комиссариаты были преобразованы и стали называться министерствами. Нарком по обороне после победы советской страны над фашизмом (кстати, в этой победе, безусловно, была и лепта Дмитрия Федоровича, причем немалая) сохранил за собой свой пост, однако теперь должность, которую занимал Дмитрий Устинов, — министр обороны СССР, вернее оборонной промышленности. На этой должности он оставался до конца своей жизни, правда эти названия все время менялись, но оставалась главная суть его деятельности – заниматься вооружением Советской армии, руководить, контролировать и развивать военную промышленность страны.

В 1946 году Устинов выдвинул идею о создании в Советском Союзе ракетной отрасли. С этой целью было создано 7-е Главуправление Министерства обороны СССР. Оно всецело занималось разработкой и осуществлением ракетных проектов. Без этого страна не могла считаться современной военной державой.

На войне как на войне

…Дмитрий Федорович «вырос» из рабочих. Прежде, чем окончить Ленинградский военно-механический институт, который сегодня носит его имя, он успел потрудиться слесарем, а затем машинистом дизеля на Иваново-Вознесенской текстильной фабрике. Получив диплом о высшем образовании, был назначен в Ленинградский артиллерийский научно-исследовательский морской институт на должность инженера-конструктора. Здесь Дмитрию Федоровичу посчастливилось пройти школу известнейшего кораблестроителя академика А.Н. Крылова, и в 1937 году Устинов получил назначение в конструкторское бюро завода «Большевик» (бывший Обуховский), где участвовал в проектировании новых образцов корабельного вооружения. С опытными кадрами на заводе, как и повсеместно, было туго: репрессии свое дело сделали. Так что молодой инженер уже через год возглавил коллектив «Большевика».

А еще через двенадцать дней началась война…

Сразу встал вопрос об эвакуации оборонных предприятий на восток. Всего за неделю Устинов с подчиненным аппаратом подготовил и представил правительству мобилизационный план. В общей сложности за первые полгода войны на восток — в Поволжье, на Урал, в Западную и Восточную Сибирь, в Казахстан и Среднюю Азию — было переброшено более 1.360 крупных предприятий, десятки тысяч единиц оборудования.

Фото из архива
За первые полгода войны на восток — в Поволжье, на Урал, в Западную и Восточную Сибирь, в Казахстан и Среднюю Азию — было переброшено более 1.360 крупных предприятий, десятки тысяч единиц оборудования.

Одновременно перемещались миллионы людей. Зачастую оборудование и станки разгружались в буквальном смысле в чистом поле. Быстро сооружался фундамент, подводились коммуникации, и вопреки всем немыслимым трудностям, невзгодам и лишениям через месяц-полтора заводы начинали давать продукцию.

Но не только эвакуация военных заводов заставляла наркомат вооружений работать со сверхнапряжением. Дело в том, что многие так необходимые в войсках образцы вооружения в 1941 году просто не выпускались. В первую очередь это относится к средствам борьбы с танками: по настоянию довоенного начальника Главного артиллерийского управления маршала Кулика противотанковые пушки были сняты с производства под предлогом замены их более совершенными. Маршал возражал также против производства автоматов, минометов, противотанковых ружей. Выпуск этих вооружений Устинову с большим трудом пришлось налаживать уже в ходе войны.

Нарком обороны

В этой должности Дмитрий Федорович нужен был партии не на фронте, а в тылу, для развития военной промышленности. Этим он и занимался. Через какое-то время арестованный Ванников был освобожден и назначен заместителем Устинова. Ведь он, как никто, разбирался в своем деле, а новичок Устинов еще не полностью смог постичь тонкости, связанных с деятельностью наркома по обороне.

Очень быстро, благодаря своим знаниям и советам своего заместителя, Устинов сумел организовать ВПК таким образом, чтобы оказать достойное сопротивление фашистским захватчикам и дойти до победы. Годы спустя один из наркомов, Иван Бенедиктов, рассказывал, что Дмитрий Устинов хотя и не имел достаточного опыта в инженерном деле, однако, руководствуясь своей интуицией, моментально принимал важные решения, связанные с оснащением и строительством спецзаводов по производству оружия. Его преданность была оценена партией, и в 1944 году ему было присвоено звание генерала-майора. Вот так вот, из рядовых — прямо в генералы!

Щит Родины

За производство вооружения для армии и флота Устинов отвечал на протяжении многих лет и после войны, будучи до 1957 года министром оборонной промышленности. По приказу министра обороны он числился состоящим на действительной военной службе в звании генерал-полковник. Да и вся его последующая деятельность была связана с оборонным комплексом: в 1957-1963 гг. Устинов — заместитель, а в 1963-1965 гг. — первый заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель Высшего совета народного хозяйства СССР. Потом более 10 лет он отвечал за тот же участок работы на посту секретаря ЦК КПСС.

Устинову принадлежит исключительная роль в создании принципиально нового вида стратегических вооружений — баллистических ракет. Когда 13 мая 1946 года Совмин СССР принял постановление об образовании Специального комитета по реактивной технике при правительстве во главе с Г.М. Маленковым, Дмитрий Федорович был назначен заместителем председателя. Учитывая, что Маленков, будучи партийным функционером, не разбирался в существе проблемы, основная тяжесть создания ракетной промышленности легла на Устинова. В районе Капустина Яра, что в Астраханской области, построили ракетный полигон, параллельно были сформированы специализированные воинские части. И дело пошло. Устинов был заместителем председателя государственной комиссии на первом пуске ракеты Р-1. При его непосредственном участии была создана и многоступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, пуск которой состоялся в августе 1957 года.

Фото из архива
Р7 — советская двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета с отделяющейся головной частью.

Как министр оборонной промышленности, Дмитрий Федорович стоял во главе комиссии, осуществлявшей в том же 1957 году приемку первой советской атомной подводной лодки. После этого он стал «крестным отцом» многих подводных и надводных атомоходов, например, АПЛ третьего поколения типа «Акула», которые и сегодня входят в состав российского ВМФ.

Нельзя не сказать о роли Дмитрия Федоровича и в создании высокоэффективной системы противовоздушной обороны страны. В уникально короткий срок — за четыре с половиной года — была сформирована московская система ПВО, оснащенная уникальными многоканальными ЗРК С-25, а комплекс следующего поколения С-75 в 1960 году поразил над Свердловском американский самолет-разведчик U-2.

Устинов имел прямое отношение к созданию всех последующих поколений ЗРК. Так, в 1961 году поступил на вооружение комплекс С-125, предназначенный для уничтожения маловысотных целей. Затем войска оснастили ЗРК дальнего действия С-200. Наконец при участии Дмитрия Федоровича началось создание нового поколения систем ПВО — С-300. И позднее, будучи уже министром обороны, Устинов не снижал требований к системе С-300, модификация которой — С-300ПМУ1  составляет основу ПВО страны.

В актив ОПК, возглавляемого Устиновым, также следует записать боевые самолеты МиГ-29 и Су-27, подводные лодки «Тайфун», стратегические ракеты СС-18 (по натовской терминологии — «Сатана») —  единственный в мире тип тяжелых ракет, способных доставить к цели боезаряды мегатонного класса. Впрочем, страна обязана Устинову не только достижением военно-стратегического паритета с США, но и успешным освоением космоса.

Смерть и наследие

Некрополь Кремлевской стены — могила Устинова

7 ноября 1984 года Устинов не председательствовал на ежегодном военном параде на Красной площади в День Октябрьской революции . Первый заместитель министра обороны маршал Сергей Соколов заменил Устинова, который осмотрел войска и произнес торжественную речь. Устинов заболел пневмонией в конце октября. Срочная операция должна была быть выполнена , чтобы исправить аневризму в его аортального клапана . Позже его печень и почки испортились. В конце концов, у него случилась остановка сердца, убившая его. Он был удостоен государственных похорон , а его прах был захоронен в Некрополе у Кремлевской стены 24 декабря 1984 года.

« Маршал РФС Устинов» — российский военный корабль, названный в его честь в его честь. Балтийский государственный военно-механический университет в Санкт-Петербурге изменил название на Балтийский государственный военно-механический университет имени Устинова . Город Ижевск также был переименован в его честь с 1984 по 1987 год; однако при Михаиле Горбачеве городам, которые были переименованы в честь недавних советских лидеров, были возвращены их прежние названия.

Устинов много десятилетий придавал большое значение военным. Например, ему удалось всегда держать межконтинентальные баллистические ракеты СССР, МБР , ток. Также Устинов за свою жизнь написал несколько книг. К ним относятся «Избранные речи и статьи» (1979 г.) и «Служить своей стране — делу коммунизма» (1982 г.).

Награды

Смотреть

Награды СССР
  • Герой Советского Союза (27.10.1978);
  • дважды Герой Социалистического Труда (03.06.1942, 17.06.1961);
  • одиннадцать орденов Ленина (08.02.1939, 03.06.1942, 05.08.1944, 08.12.1951, 20.04.1956, 21.12.1957, 29.10.1958, 29.10.1968, 02.12.1971, 27.10.1978, 28.10.1983);
  • орден Суворова I степени (16.09.1945);
  • орден Кутузова I степени (18.11.1944);
  • семнадцать медалей СССР;
  • лауреат Ленинской премии (20.04.1982);
  • лауреат Сталинской премии I степени (16.12.1953);
  • лауреат Государственной премии СССР (05.02.1983).
Награды МНР
  • Герой Монгольской Народной Республики (6.08.1981);
  • три ордена Сухэ-Батора (1975, 1978, 1981);
  • орден Боевого Красного Знамени (1983);
  • шесть медалей МНР.
Награды ЧССР
  • Герой Чехословацкой Социалистической Республики (30.09.1982);
  • два ордена Клемента Готвальда (1978, 1982);
  • орден Белого льва I степени (1977);
  • две медали ЧССР.
Награда Вьетнама

Орден Хо Ши Мина (1983).

Награды НРБ
  • Два ордена «Георгий Димитров» (1976, 1983);
  • семь медалей НРБ.
Награда ПНР

Орден «Крест Грюнвальда» I степени (1976).

Награда Перу

Орден «За заслуги перед ВВС».

Награды ВНР
  • Два ордена Знамени (ВНР) с рубинами (1978, 1983);
  • медаль ВНР.
Награда ДРА

Орден «Солнце Свободы» (1982).

Награды ГДР
  • Два ордена Карла Маркса (1978, 1983);
  • орден Шарнхорста (1977);
  • медаль ГДР.
Награда Финляндии

Орден Белой розы I степени (1978).

Награды Республики Куба
  • Орден Плайя Хирон (1983);
  • две медали Кубы.

Холодный мир после горячей войны

После войны Устинов занял пост министра вооружений и находился на нем его до самой смерти Сталина. Соотношение сил сторон в Великую Отечественную досконально изучено и, в общем, известно широкой, интересующейся вопросом аудитории. Однако соответствующее соотношение в первые годы холодной войны известно куда менее, ибо данные долгое время не выходили за пределы специализированной литературы.

Сразу подчеркну: я не считаю, что мир, вплоть до Карибского кризиса, балансировал на грани третьей мировой. Хотя противники подобного взгляда могут привести как контраргумент разработанный британским комитетом начальников штабов по приказу Уинстона Черчилля план «Немыслимое». Интересно, что носил он не только наступательный, но и оборонительный характер. Собственно, наступательная часть должна была якобы начаться 1 июля 1945 года. Странно, что многие в это верят на полном серьезе. В тех условиях было немыслимо именно вооруженное противостояние СССР и США вкупе с Великобританией. Во-первых, еще не состоялся разгром Японии и в Вашингтоне с нетерпением ожидали вступления в войну Советского Союза. Во-вторых, характер переговоров в Потсдаме свидетельствует, что Гарри Трумэн с некоторой даже симпатией относился к Сталину, о чем он прямо сообщал в частном письме жене, и был склонен идти на уступки в том же польском вопросе или относительно бывших итальянских колоний в Африке: Сталин не одобрил их переход к англичанам и Трумэн его поддержал, ибо вовсе не выражал заинтересованности в сохранении Британской империи.

Да и ведущие американские политики не считали тогда войну возможной. Автор знаменитой «Длинной телеграммы» Джордж Кеннан, выступая в 1946-м в Стэнфордском университете, подчеркнул, что столкновение СССР и США будет походить на битву акулы и тигра, в том же году американцы пригласили наших военных на испытание атомной бомбы на атолле Бикини. Словом, во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона в тот период все было не столь однозначно.

И наконец, в-третьих, о какой войне вообще могла идти речь на фоне, с одной стороны, предельного истощения сил Великобритании с сопутствующей массой проблем в колониях – в той же Индии, с другой – колоссальной популярности СССР в англосаксонском мире. Да и такой умный человек, как Черчилль, вряд ли питал иллюзии относительно результатов войны и уж, конечно, не забыл о единственном серьезном контрударе существенно ослабленного вермахта в Арденнах зимой 1944–1945-го и о своем эмоциональном обращении к Сталину за помощью. К слову, еще не испытана атомная бомба, значение которой в советско-американском диалоге до появления у нас стратегического бомбардировщика М-4 очень многие склонны преувеличивать, вспоминая разрабатываемые Пентагоном планы ядерных ударов по СССР – тот же «Дропшот». Но планы – это одно, а решимость их осуществить – совсем другое.

Основные преимущества крейсера «Маршал Устинов», проект 1164

Второй корабль серии проекта 1164 заложили в 1978 году. Первоначально судно носило название «Адмирал флота Лобов». Строительство велось долгие четыре года и имело трудности с подбором вооружений. Наконец в 1982 году в торжественной обстановке корпус корабля коснулся водной глади Южного Буга. В течение последующих лет осуществлялась установка на корабле основных узлов и агрегатов. Корабль получил современное по тем временам радионавигационное оборудование, автоматизированные комплексы управления огнем. Силовая установка, сконструированная на Николаевском заводе «Заря», была на то время одной из лучших в мире как с точки зрения практичности, так и с точки зрения экономичности. В 1986 году накануне передачи корабля представителям флота, судну присвоили новое название, данное в честь Министра обороны СССР маршала Устинова.

Последующим местом службы ракетного крейсера стал Северный флот, где СССР пытался создать в те годы мощную ударную группировку надводных кораблей. Постоянная угроза северному флангу со стороны флотов стран НАТО вынуждала советское военно-морское командование держать на Севере мощные и боеспособные корабли. Однако до тех пор, пока корабль добрался до своего постоянного порта приписки, крейсеру пришлось нести в течение года службу в Средиземном море, входя в состав 5-й оперативной средиземноморской эскадры ВМФ СССР.

Крейсер представлял собой мощный и современный корабль, способный на равных противостоять соединениям 6-го флота США, господствующего в средиземноморской акватории. Советский корабль располагал не только большим запасом хода, превышающим 7000 миль, но и обладал высокими скоростными качествами. Основным козырем советского крейсера «Маршал Устинов» являлось его вооружение. Советские противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» могли нести со сверхзвуковой скоростью боевой заряд массой 500 кг на расстояние до трехсот морских миль. Таких грозных игрушек на борту корабля было 16 штук, расположенных с двух бортов в удобных и компактных контейнерах. Попадания двух ракет П-500 в крупный корабль класса авианосца могли оказаться фатальным.

Не забыли советские кораблестроители о собственном оборонительном вооружении. На крейсера класса «Слава» устанавливались ЗРК С-300 «Форт», способные полностью контролировать все воздушное пространство в радиусе 5-75 км в диапазоне высот 25-25000 метров. Имея на борту 64 пусковые установки ЗРК, советский крейсер обеспечивал воздушное прикрытие всему соединению кораблей. Ближние подступы к кораблю контролировали ЗРК «Оса» и автоматы АК-630. С таким объемом вооружений советские крейсера класса «Слава» проекта 1164 считались самыми сильными надводными кораблями на море, имеющими обычную силовую установку.

Описание конструкции крейсера проекта 1164

По конструкции крейсера пр. 1164 – это длиннопалубные суда с развитой трехостровной надстройкой, пирамидальными башнеподобными фок- и грот-мачтами. Для улучшения мореходности и остойчивости ракетного крейсера шпангоуты корпуса обладают сильным развалом, а форштевень имеет сильный наклон. На всем протяжении крейсера имеется двойное дно (где находятся топливные цистерны). Основные погреба боезапаса разнесены по всему крейсеру, разделены переборками и оборудованы системами орошения и затопления. Данные меры направлены на обеспечении непотопляемости и живучести корабля и обеспечивают непотопляемость судна при затоплении 3-х любых отсеков, кроме машинных отделений. Крейсер обладает комплексом защиты по физическим полям, а также локальной конструктивной защитой в районе погребов боезапаса, боевых постов и ГКП.

В первом отсеке корабля, по носовую таранную переборку находятся кладовые и вспомогательные помещения. Во втором отсеке, ниже ватерлинии расположена выгородка гидроакустической станции «Платина», выше ватерлинии – шпилевая, цепной ящик и кладовые. Третий отсек корабля почти полностью занят под подбашенное отделение и погреба для 130-мм артиллерийской установки, а также боевые посты и вентиляторные. Четвертый отсек крейсера отведен под каюты и кубрики с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, кроме жилых помещений, находится погреб боезапаса для глубинных бомб. В шестом отсеке крейсера находится БИУС, боевой информационный центр, которые соединяются с боевой рубкой специальным командирским лифтом. В седьмом отсеке находятся вспомогательные механизмы крейсера. В восьмом отсеке расположено носовое машинное отделение с редукторами, маршевыми турбинами, ТУК и паровыми вспомогательными турбинами, установленными на общей рампе. В девятом отсеке располагаются вспомогательные механизмы.

В десятом отсеке находится кормовое машинное отделение с форсажными турбинами. В одиннадцатом отсеке снова вспомогательные механизмы. В двенадцатом отсеке – подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми барабанами ракет, грузовой лифт и приводы и погреба системы постановки помех ПК-2 (с каждого борта). В 13 и 14 отсеках расположены кубрики команды, служебные и вспомогательные помещения, торпедные аппараты крейсера. В районе 300-310 шпангоутов находятся погреба и ПУ для ЗРК «Оса». Кормовой отсек крейсера, в основном, используется для хранения буксируемого антенного устройства и систем для его постановки и подъема, также здесь выгорожен ахтерпик (балластная цистерна).

В конструкции корабля используются наряду со сталью и сплавы алюминия. Элементы надпалубной надстройки крейсера в районах воздействия на них открытого пламени выполнены из стали, в то время как верхние конструкции для облегчения произведены из сплавов алюминия. На нижних ярусах расположены каюты старших офицеров, кают-компания и флагманский командный пункт. Блоки надстройки корабля обладают технологическими разрезами, для того чтобы они не включались в общую прочность корпуса судна и не трескались из-за напряжений изгиба. Развитые дымоходы крейсера, обладают системами воздухозабора и расположены поперек крейсера. Сразу за ними смонтирован кран, обладающий грузоподъемностью в 8,5 тонн.

Газотурбинная установка ракетного крейсера состоит из 2-х агрегатов М-21, каждый из которых включает в свой состав 2 форсажных (или основных) газотурбинных реверсивных двигателя, которые работают на спаривающий односторонний редуктор, а также 1 маршевый газотурбинный реверсивный двигатель, который работает на двухскоростной редуктор. Форсажные двигатели находятся в кормовом машинном отделении на однокаскадной амортизации, маршевые двигатели находятся в носовом машинном отделении и обладают двухкаскадной амортизацией.

Редукторы двух форсажных и маршевого ГТД подсоединены к одной линии вала с помощью неотключаемых звукоизолирующих муфт. Управление ГТД производится из центрального поста с помощью механической системы. Тепло отработавших газов (примерно 400°С) отбирается с помощью теплоутилизационного контура – ТУК и затем подается на специальные паровые котлы, которые приводят в движение дополнительно смонтированные паровые турбины, работающие на гребные валы через редуктор вместе с маршевыми газотурбинными двигателями, что позволяет добиться роста подаваемой на валы мощности с 6400 до 8000 л.с. и ведет к росту КПД главных механизмов на 12 процентов. Это самая комбинированная и сложная газотурбинная установка, используемая на современных боевых кораблях.

Детство и юность

Родился будущий маршал страны Советов поздней осенью 1908 года в семье самарского рабочего. Кроме Дмитрия, в семье подрастал старший сын Николай. В Самаре прошло трудное детство. Оно закончилось, когда мальчику исполнилось 10 лет: трудиться заставила бедность.

В 14 лет Дмитрий Устинов – доброволец в частях особого назначения, или, как их называли, военно-партийных отрядах в Самарканде, создаваемых при заводских партийных ячейках. А в 15 юноша вступил в 12-й Туркестанский полк и пять месяцев воевал с басмачами.

Дмитрий Устинов

В 1923 году, после демобилизации, Устинов отправился учиться. Профессионально-техническое образование получил в Макарьеве под Костромой. Там же, окончив в 1927 году профтехшколу, стал членом партии большевиков.

Два года, по 1929-й, Дмитрий Устинов трудился слесарем на бумажном комбинате в городке Балахна, что в Нижегородской области, затем перебрался на текстильную фабрику в Иваново (тогда Иваново-Вознесенск).

Учился Дмитрий Устинов без отрыва от работы. Высшее образование получил в политехническом вузе Иваново-Вознесенска, где ответственного молодого человека выбрали членом партбюро института и доверили руководить комсомольской организацией.

Дмитрий Устинов в детстве (с родителями и старшим братом) и молодости

В 1930-м группу, где учился будущий министр обороны страны, отправили в Московский военно-механический институт. Спустя 2 года студентов перевели в город на Неве, где они влились в вуз того же профиля.

В 1934 году Дмитрий получил диплом ЛВМИ и отправился работать инженером в Ленинградский научно-исследовательский морской институт. Карьера молодого специалиста стремительно развивалась: Устинов возглавил бюро эксплуатации, а через 3 года стал заместителем главного конструктора.

В 1937-м Дмитрия Устинова назначили руководить заводом «Большевик» – крупным металлургическим и машиностроительным предприятием, расположившимся в северной столице.

Дмитрий Устинов в молодости

Сохранилась история, как на руководимый Устиновым завод привезли новейшее оборудование, но монтаж затянулся. На предприятие с проверкой приехала инспекционная комиссия из ЦК. Вскоре в Москву, на Политбюро, для «разбора полетов» вызвали руководство «Большевика». Руководитель комиссии раскритиковал проволочку с установкой станков, подкрепив доклад фотографиями пустовавших цехов.

Иосиф Сталин гневно потребовал объяснения руководства завода. Дмитрий Устинов немало удивил главу государства, предъявив снимки тех же цехов на 2-й день после отъезда инспекции. На смонтированном оборудовании рабочие давали первую продукцию.

Личная жизнь

Со своей женой, Таисией Алексеевной, он познакомился еще в студенческие годы. Они сразу же приглянулись друг другу и вскоре поженились. В 1932 году у супругов родился сын Рэм, затем Николай, а через несколько лет — дочь Вера. Устинов Дмитрий Федорович, дети которого видели его крайне редко, был прекрасным семьянином, заботливым отцом и мужем, однако он держал себя с домочадцами строго и не допускал вольностей в общении со своими отпрысками. Таисия Алексеевна также была непреклонна к шалостям детей и держала их в ежовых рукавицах. Они прекрасно учились как в школе, так и в институте. Николай выбрал для себя научную деятельность, а Вера, унаследовав от матери музыкальные способности, поступила в консерваторию, на вокальный факультет. Она обладала нежным, лиричным голосом и получила звание Заслуженной артистки СССР.

К супруге своей Дмитрий Федорович относился с большой любовью и уважением, но был и с ней строг. Он не позволял ей вмешиваться в свои дела, а она хорошо знала свое место в доме. Самым запоминающимся подарком, который он сделал для нее на день рождения, был полет Гагарина в космос. Она родилась 12 апреля, и супруг за несколько месяцев до ее праздничной даты намекнул ей, что подготовиул для нее нечто особенное, то, чего до сих пор не было во всем мире.

Тем не менее, по рассказам его помощника, он был весьма скрытным человеком, который не любил делиться накопившимся со своей семьей. Его жизнь была разделена на две части: семья и работа. Работе он уделял в 10 раз больше времени. Когда дети выросли и обзавелись семьями, он очень любил своих внуков – Диму и Сергея. Иногда даже брал их с собой в подмосковные воинские части. Дмитрий Федорович очень переживал за своего сына Рэма, который совсем молодым заболел алкоголизмом. Родители еле смогли его вылечить от тяжелого недуга.

К концу 70-х несчастья обрушились на него, как из ведра. Сначала умерла Таисия Алексеевна, а затем серьезно заболела Вера, и он поднял на ноги всех лучших специалистов страны, чтобы вылечить дочь.

Вооружение

  • Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ракет ПКР П-1000) ракета массой до 6 тонн и скоростью полёта 3077 км/ч оснащена мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кт) боевой частью и способна поражать назначенные цели на дальности до 700 км. Полет ПКР к цели осуществляется по сложной траектории. Она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля. Длина ракеты 11,7 м, размах крыла 2,6 м, диаметр ракеты 0,88 м.
  • Противолодочное — два пятитрубных торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед для борьбы с подводными лодками противника) калибра 533 мм, длина торпеды 7 м, масса 2 т, заряд взрывчатого вещества 400 кг дальность до 22 км, скорость до 55 узлов (100 км/ч). Торпедные аппараты совместимы с противолодочным комплексом “Водопад-НК” и универсальным ракетным комплексом “Калибр-НК”.
  • Две реактивные бомбовые установки РБУ-6000 (боекомплект из 96 реактивных глубинных бомб, вес бомбы 110 кг, вес боевой части 25 кг, длина 1,8 м, калибр 212 мм) реактивные глубинные бомбы предназначены, в основном, для защиты корабля от торпед и подводных лодок, путём ведения одиночной или залповой стрельбы, дальность стрельбы 6 км, глубина погружения 500 м.
  • Вертолёт Ка-25РЦ корабельного базирования с ангаром и вертолётной площадкой.
  • Двухорудийная корабельная артиллерийская установка — 130 мм АК-130 (боекомплект 600 снарядов) предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям на дальность до 24 км, при скорострельности 90 выстр/мин. Масса установки достигает 98 т, масса выстрела — 86,2 кг, снаряда 33,4 кг, начальная скорость снаряда 850 м/с. В боекомплект АК-130 входят унитарные патроны с осколочно-фугасным снарядом, оснащаемые тремя типами взрывателей.
  • Шесть ЗАК — АК-630 (боекомплект 16000 патронов по 2000 патронов в ленте) предназначены для поражения воздушных целей, ПКР, малоразмерных судов, всплывающих мин и легко бронированных наземных целей. Начальная скорость снаряда диаметром 30 мм, массой 0,834 кг достигает 900 м/с, скорострельность 6000 выстр./мин дальность до 8 км.
  • Две установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 40 ракет) малой дальности предназначены для самообороны корабля от ударов самолётов, вертолётов и ПКР, а также ведения стрельбы по надводным целям. Боевые возможности ЗРК позволяют уничтожать воздушные цели со скоростью до 600 м/с на дальности до 15 км и высоте до 5 км, длина ракеты 3 м, масса 128 кг.
  • Восемь ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты в 8 пусковых установках револьверного типа под палубой, длина — 7,9 м, диаметр — 0,34 м, вес — 1600 кг) предназначен для защиты ордера кораблей от атак самолётов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения противника, скорость до 2000 м/с, дальность до 75 км и до 25 км по высоте.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector