Международное агентство по атомной энергии

Функции и цели[]

Штаб-квартира МАГАТЭ в Вене

Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), его работа приобрела особое значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.

Цель работы Агентства в стране — констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключаются на военные цели. Государство, подписывая такое соглашение, как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ — орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки — Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН

При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью.

В функции Агентства входит:

  • поощрение исследований и разработок по мирному использованию атомной энергии;
  • поощрение обмена научными достижениями и методами;
  • формирование и применение системы гарантий того, что гражданские ядерные программы и разработки не будут использоваться в военных целях;
  • разработка, установление и адаптация норм в области здравоохранения и безопасности.

Департамент гарантий

Деятельность по гарантиям осуществляется Департаментом гарантий, отдельным департаментом Международного агентства по атомной энергии . Департамент возглавляет заместитель генерального директора и глава Департамента гарантий Массимо Апаро . Заявление о миссии Департамента гарантий гласит: «Основная роль Департамента {гарантий} заключается в управлении и осуществлении гарантий МАГАТЭ. Он также способствует контролю над ядерными вооружениями и разоружению, отвечая на запросы о проверке и технической помощи, связанной с соответствующими соглашения и договоренности «. Департамент состоит из операционных подразделений, в которые входят инспекторы, которые проводят инспекции по гарантиям в государствах-членах МАГАТЭ, чтобы подтвердить, что они соблюдают свои обязательства по ДНЯО, и вспомогательные подразделения, которые предоставляют инструменты и услуги инспекторам по гарантиям для завершения их миссия. Инспекции по гарантиям сравнивают ядерную программу государства, заявленную МАГАТЭ, с наблюдаемой ядерной деятельностью в стране. Операционные подразделения организованы следующим образом:

• Операции A: проведение инспекций по гарантиям в Восточной Азии и Австралазии
• Операции B: проведение инспекций по гарантиям на Ближнем Востоке (Юго-Западная Азия), Южной Азии, Африке и Америке; этот географический регион также включает в себя не входящих в ЕС европейских государств
• Операции C: проведение проверки гарантий в государствах Европейского Союза, России и Центральной Азии
• Операции по проверке в Иране (как заявлено в 2015 году Совместного Комплексного плана действий , известный обычно как иранский Ядерная сделка)

Гарантии на практике

Работа инспектора по гарантиям

Инспекторы по гарантиям сначала назначаются Генеральным директором МАГАТЭ, затем утверждаются Советом управляющих, назначаются государством и получают привилегии и иммунитеты от государств-членов, в которых они назначены для проведения инспекций. Инспекторы несут ответственность за проведение трех проверок: Проверка информации о конструкции (DIV), проверка и дополнительный доступ (CA).

Проверка проектной информации (DIV) влечет за собой подтверждение конструктивных особенностей объекта и проверку точности и достоверности конструктивных особенностей. Эта деятельность осуществляется в соответствии с соглашением о всеобъемлющих гарантиях, в соответствии с которым все подписавшие стороны соблюдают положения и правила гарантий.

Второе мероприятие, требуемое соглашениями о всеобъемлющих гарантиях, — это инспекция установок. Целью инспекции является проверка того, что ядерный материал не перенаправлен и установки не используются неправильно для производства незаявленного ядерного материала.

Наконец, дополнительный доступ (CA) осуществляется в соответствии с дополнительным протоколом. Целью дополнительного доступа является подтверждение отсутствия незаявленной ядерной деятельности / материала, ответы на вопросы, устранение несоответствий и подтверждение статуса снятого с эксплуатации.

Реализация

Инспекция по гарантиям атомной электростанции

Защитные меры реализуются в рамках годового цикла и включают четыре основных процесса:

  1. сбор и оценка всей информации, относящейся к гарантиям,
  2. разработка подхода к гарантиям с учетом специфики государства,
  3. планирование, проведение и оценка деятельности по гарантиям, и
  4. составление выводов о гарантиях.

МАГАТЭ готовит Отчет об осуществлении гарантий (SIR) для каждой страны и делает выводы о гарантиях на основе информации, собранной в ходе инспекций, а также посредством дистанционного мониторинга и сбора информации. Заключения о гарантиях дают международному сообществу уверенность в том, что государства соблюдают свои соглашения, соблюдая обязательства по гарантиям

В некоторых случаях можно сделать вывод, что меры предосторожности не были окончательными. Выводы о гарантиях документируются в ежегодном отчете об осуществлении гарантий, который представляется Совету управляющих на его июньском заседании.

Помощь государствам

МАГАТЭ предлагает государствам-членам ряд полезных услуг, включая помощника по оформлению необходимой документации и помощь с мерами гарантий.

История

В 1953 году президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр в своем обращении к Генеральной Ассамблее ООН « Атом для мира» предложил создать международный орган для регулирования и содействия мирному использованию атомной энергии (ядерной энергии) . В сентябре 1954 года Соединенные Штаты предложили Генеральной Ассамблее создать международное агентство по контролю над расщепляющимся материалом , который можно было бы использовать либо для ядерной энергетики, либо для ядерного оружия. Это агентство создало бы своего рода «ядерный банк».

Соединенные Штаты также призвали к проведению международной научной конференции по всем мирным аспектам ядерной энергетики. К ноябрю 1954 года стало ясно, что Советский Союз откажется от любого международного хранения расщепляющегося материала, если Соединенные Штаты не согласятся сначала на разоружение, но возможно создание расчетной палаты для ядерных сделок. С 8 по 20 августа 1955 года Организация Объединенных Наций провела Международную конференцию по использованию атомной энергии в мирных целях в Женеве, Швейцария . В октябре 1957 года в штаб-квартире Организации Объединенных Наций состоялась Конференция по Уставу МАГАТЭ, на которой был утвержден учредительный документ МАГАТЭ, переговоры по которому в 1955–1957 годах согласовывала группа из двенадцати стран. Устав МАГАТЭ был утвержден 23 октября 1956 г. и вступил в силу 29 июля 1957 г.

Бывший конгрессмен США У. Стерлинг Коул занимал пост первого генерального директора МАГАТЭ с 1957 по 1961 год. Коул проработал только один срок, после чего на протяжении почти четырех десятилетий МАГАТЭ возглавляли два шведа: ученый Сигвард Эклунд занимал эту должность с 1961 по 1981 год. , за которым следовал бывший министр иностранных дел Швеции Ханс Бликс , который работал с 1981 по 1997 год. Бликса сменил на посту генерального директора Мохаммед эль-Барадей из Египта , проработавший до ноября 2009 года.

Начиная с 1986 года, в ответ на взрыв ядерного реактора и катастрофу недалеко от Чернобыля , Украина, МАГАТЭ активизировало свои усилия в области ядерной безопасности . То же самое произошло после аварии на Фукусиме в 2011 году в Фукусиме, Япония.

И МАГАТЭ, и его тогдашний генеральный директор Эль-Барадей были удостоены Нобелевской премии мира в 2005 году. В приветственной речи Эль-Барадея в Осло он заявил, что только одного процента денег, потраченных на разработку нового оружия, будет достаточно, чтобы накормить весь мир. и что, если мы надеемся избежать самоуничтожения, ядерному оружию не должно быть места в нашем коллективном сознании и не должно быть никакой роли в нашей безопасности.

2 июля 2009 года Юкия Амано из Японии был избран Генеральным директором МАГАТЭ, победив Абдула Самада Минти из Южной Африки и Луиса Эчаварри из Испании. 3 июля 2009 года Совет управляющих проголосовал за назначение Юкия Амано «путем аккламации», и Генеральная конференция МАГАТЭ в сентябре 2009 года одобрила его. Он вступил в должность 1 декабря 2009 года. После смерти Амано его руководитель по координации Корнел Ферута из Румынии был назначен исполняющим обязанности генерального директора.

2 августа 2019 года Рафаэль Гросси был представлен в качестве кандидата от Аргентины на пост Генерального директора МАГАТЭ. 28 октября 2019 года Совет управляющих МАГАТЭ провел свое первое голосование по избранию нового Генерального директора, но ни один из кандидатов не получил большинства в две трети в Совет управляющих МАГАТЭ, состоящий из 35 членов, необходимых для избрания. На следующий день, 29 октября, был проведен второй тур голосования, и Гросси получил 24 из 23 голосов, необходимых для назначения генеральным директором. Он вступил в должность 3 декабря 2019 года. После специального заседания Генеральной конференции МАГАТЭ, на котором было одобрено его назначение, 3 декабря Гросси стал первым латиноамериканцем, возглавившим Агентство.

Организационная структура и финансовые ресурсы

Директивными органами МАГАТЭ являются Совет управляющих и Генеральная конференция. В Генеральной конференции участвуют
представители всех государств – членов МАГАТЭ. В Совет управляющих входят 35 членов, 13 из которых назначаются Советом, а
22 избираются Генеральной конференцией. На Секретариат, который возглавляет Генеральный директор, возлагается обязанность
осуществления программы МАГАТЭ после ее утверждения Советом и Генеральной конференцией.
Финансовые ресурсы МАГАТЭ делятся на две категории: регулярный бюджет и добровольные взносы.

Финансовые ресурсы МАГАТЭ делятся на две категории: регулярный бюджет и добровольные взносы. Общий объем ресурсов на
2012 год составил 333 млн. евро.

Совет управляющих

Совет управляющих обычно собирается пять раз в год. Он
рассматривает отчетность, программу и бюджет МАГАТЭ и
представляет Генеральной конференции рекомендации по этим
вопросам и рассматривает также заявления о приеме в члены
Агентства. Кроме того, он утверждает соглашения о гарантиях и
публикацию норм безопасности МАГАТЭ, а также уполномочен
назначать Генерального директора, который утверждается Генеральной конференцией. В случае несоблюдения той или иной
страной ее обязательств по гарантиям Совет принимает решение
о дальнейших шагах: от обращения с просьбой представить
разъяснение до возможной передачи вопроса на рассмотрение
Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

Генеральная конференция

Генеральная конференция, в которой представлены все
государства-члены, созывается один раз в год для рассмотрения,
помимо прочих вопросов, доклада Совета управляющих за
предыдущий год, утверждения отчетности, программы и
бюджета, а также утверждения поступивших заявлений о приеме
в члены Агентства. Она уполномочена запрашивать у Совета
доклады по любым вопросам, относящимся к функциям МАГАТЭ.
Во время своей очередной ежегодной сессии Конференция
проводит общую дискуссию по основным направлениям
деятельности и программе МАГАТЭ и рассматривает различные
вопросы, представленные ей Советом, Генеральным директором
и отдельными государствами-членами.

Секретариат

Секретариат МАГАТЭ, в котором работает свыше
2300 сотрудников категории специалистов и вспомогательного
состава, осуществляет программы и деятельность,
утвержденные директивными органами Агентства. Секретариат
возглавляет Генеральный директор, который является главным
административным должностным лицом и назначается на
четырехлетний срок. Ему помогают заместители Генерального
директора
, возглавляющие шесть департаментов:

Страны, не являющиеся членами

Бывшие государства-члены

Четыре государства вышли из МАГАТЭ. Северная Корея стала членом в 1974 году, но вышла из нее в 1994 году после того, как Совет управляющих обнаружил, что она не соблюдает свое соглашение о гарантиях, и приостановил большую часть технического сотрудничества. Никарагуа стала членом в 1957 году, вышла из состава в 1970 году и воссоединилась в 1977 году, Гондурас присоединился в 1957 году, вышел в 1967 году и вернулся в 2003 году, Камбоджа присоединилась в 1958 году, вышла в 2003 году и снова присоединилась в 2009 году.

государство Дата членства Дата выхода из членства
 Северная Корея 18 сентября 1974 г. 13 июня 1994 г.

Членство одобрено

Еще четыре государства были утверждены для членства в МАГАТЭ и станут его членами, если сдадут на хранение свои ратификационные грамоты к Уставу МАГАТЭ.

государство Дата утверждения членства
 Кабо-Верде 2007 г.
 Тонга 2011 г.
 Гамбия 2016 г.
 Гвинея 2020 г.

Другие государства

Остальные государства-члены ООН и государства-наблюдатели ООН , не имеющие отношения к МАГАТЭ:

  • Андорра
  • Бутан
  • Экваториальная Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • Кирибати
  • Мальдивы
  • Микронезия
  • Науру
  • Палестина
  • Сент-Китс и Невис
  • Сан-Томе и Принсипи
  • Соломоновы острова
  • Сомали
  • южный Судан
  • Суринам
  • Тимор-Лешти
  • Тувалу

МАГАТЭ и США

В то же время существует мнение (высказываемое в первую очередь американским руководством), что МАГАТЭ, в связи с расширением географии исследований в области создания ядерного оружия, произошедшим в 1990-е гг., следовало бы проявлять большую активность при проведении инспекций и расследований предполагаемых нарушений ДНЯО. Указывается, что организационная структура МАГАТЭ не претерпела необходимых изменений для того, чтобы соответствовать новым требованиям.

Наблюдатели полагают, что тем самым президент США имел в виду скандальное дело руководителя проекта создания пакистанской ядерной бомбы Абдул Кадыр Хана (Abdul Qadeer Khan), за которым последовали требования провести расследование МАГАТЭ в отношении Пакистана — государства, представленного в Совете управляющих организации.

Соглашения о региональном сотрудничестве

В МАГАТЭ существует четыре области регионального сотрудничества, которые обмениваются информацией и организуют конференции в своих регионах:

АФРА

Африканское региональное соглашение о сотрудничестве в области исследований, разработок и обучения в области ядерной науки и технологий (AFRA):

  • Алжир
  • Чад
  • Кения
  • Марокко
  • Южная Африка
  • Ангола
  • Кот-д’Ивуар
  • Лесото
  • Мозамбик
  • Судан
  • Бенин
  • Демократическая Республика Конго
  • Ливия
  • Намибия
  • Танзания
  • Ботсвана
  • Египет
  • Мадагаскар
  • Нигер
  • Тунис
  • Буркина-Фасо
  • Эритрея
  • Малави
  • Нигерия
  • Уганда
  • Бурунди
  • Эфиопия
  • Мали
  • Сенегал
  • Замбия
  • Камерун
  • Габон
  • Мавритания
  • Сейшельские острова
  • Зимбабве
  • Центрально-Африканская Республика
  • Гана
  • Маврикий
  • Сьерра-Леоне

АРАЗИЯ

Соглашение о сотрудничестве арабских государств в Азии в области исследований, разработок и обучения в области ядерной науки и технологий (ARASIA):

  • Ирак
  • Иордания
  • Ливан
  • Саудовская Аравия
  • Оман
  • Катар
  • Сирия
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Йемен

RCA

Региональное соглашение о сотрудничестве в области исследований, разработок и обучения в области ядерной науки и технологий для Азии и Тихого океана (РСС):

  • Австралия
  • Бангладеш
  • Камбоджа
  • Китай
  • Фиджи
  • Индия
  • Индонезия
  • Япония
  • Южная Корея
  • Малайзия
  • Монголия
  • Мьянма
  • Непал
  • Новая Зеландия
  • Пакистан
  • Палау
  • Филиппины
  • Сингапур
  • Шри-Ланка
  • Таиланд
  • Вьетнам

АРКАЛ

Соглашение о сотрудничестве по развитию ядерной науки и технологий в Латинской Америке и Карибском бассейне (ARCAL):

  • Аргентина
  • Боливия
  • Бразилия
  • Чили
  • Колумбия
  • Коста-Рика
  • Куба
  • Эквадор
  • Сальвадор
  • Гватемала
  • Гаити
  • Гондурас
  • Ямайка
  • Мексика
  • Никарагуа
  • Панама
  • Парагвай
  • Перу
  • Доминиканская Респблика
  • Уругвай
  • Венесуэла

Россия и МАГАТЭ

Сегодня на «площадке» МАГАТЭ
Россия претворяет в жизнь установки, заложенные в концептуальных документах по
обеспечению национальной безопасности и реализации внешнеполитического курса
страны. Потенциал Агентства несет в себе большие возможности для содействия
модернизации экономики России, укрепления позиций страны как равноправного
партнера на мировых рынках. Россия строит АЭС по всему миру, активно прибегая к
экспертизе Агентства в вопросах обеспечения должного уровня их безопасного
функционирования.

Даже в самые критические моменты,
когда масштабные аварии на АЭС фактически ставили под вопрос будущее атомной
энергетики, Россия всегда старалась подставлять дружеское плечо МАГАТЭ. Самый
недавний пример — сплоченные усилия Агентства и России по постепенному
восстановлению авторитета мирного атома после аварии на японской АЭС
«Фукусима-1».

Кроме того, Россия вносит
осязаемый вклад в дело последовательного формирования новой архитектуры
международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. На
территории России в Ангарске функционирует Международный центр по обогащению
урана. При нем под управлением МАГАТЭ создан гарантийный запас
низкообогащенного урана, которым уже сегодня может воспользоваться любое
государство — член Агентства, соблюдающее свои нераспространенческие
обязательства.

Сохранить эффективный потенциал
МАГАТЭ, адаптируя его к меняющимся международным условиям, — вот задача для
совместных усилий всех государств-членов, включая Россию.

Сферы деятельности

МАГАТЭ созывает международные научные форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в различные страны специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные функции и, в частности, наблюдает за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей.

Большое внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector