Юрий пашолок. толстомясый «шерман»
Содержание:
Общая информация
Советская
М4А2Шерманв гараже.
М4А2 (76) WОбновленные 1.45 «Стальные Generals»М4А2 (76) Шерман
Общие стиль игры
Используйте этот танк в качестве вспомогательного оружия для союзников с более длинными перезагружается. Работа с союзниками позволяет 76мм пушки, чтобы быть эффективными.
Участвуя Ранг 3 немецкие танки, как тигр и пантера быть очень осторожным! С тигром пытаются стрелять стороны и передний верхний корпус.
Если тигр может получить один удар по переднему корпусу вашего танка вы очень много сделали для, так стрелять первым! С пантерой стрелять маска орудия, по бокам и передней части башни.
Counter-tactics
Плюсы и минусы
Pros:
- The M1A2 76мм пушка обеспечивает достаточную огневую мощь против вражеских боевых машин
- Хорошая мобильность
- Наклонная броня спереди обеспечивает хорошую защиту от снарядов
- Быстрый ход турели
- Широкий выбор оружия депрессии и возвышения
Cons:
- Слабая броня в целом, только передний стоит отметить,
- Пистолет не в состоянии бороться каждый танк на своем уровне на равном уровне
Американский танк Шерман в боях на восточном фронте
По условиям ленд-лиза американские танки “Шерман” поступали на вооружение советской армии, которая противостояла сильнейшему противнику союзников – гитлеровской Германии на главном фронте Второй Мировой, в то время как англо-американские союзники до 1944 года воевали со странами гитлеровского блока лишь на второстепенных фронтах. Поставка “Шерманов” конечно была существенной помощью сражающейся советской армии, однако это был не решающий фактор, так как критический момент на восточном фронте уже миновал и к тому времени, как американские танки в больших количествах появились в танковых войсках СССР, перелом в пользу антигитлеровской коалиции на главном фронте Второй Мировой уже произошёл. Тем не менее “Шерманы” внесли свой посильный вклад в разгром гитлеровской армии на Востоке.
СССР впервые получил американские танки “Шерман” осенью 1942 года. Это были модификации “Шермана” с короткоствольной 75мм пушкой M3, которая примерно соответствовала орудию 76мм Ф-34 или Л-11, которыми тогда были оснащены основные советские танки “Т-34”. Собственно, никаких особых преимуществ перед советскими танками у “Шермана” не было, это было скорее количественное, а не качественное усиление советских частей. У “Шермана” было некоторое превосходство, которое касалось не тактико-технических характеристик, а условий работы экипажа – американский танк в плане удобства работы и комфорта для сидящих в нём танкистов был лучше “Т-34”. Также воюющие на “Шерманах” экипажи отмечали хорошее качество приборов наблюдения и внутреннего оборудования, меньший шум по сравнению с отечественными танками, однако на этом все преимущества “Шермана” над советскими боевыми машинами заканчиваются. (Один из главных недостатков “Т-34” – теснота боевого отделения и связанное с ним неудобство работы экипажа, будет устранен с появлением “Т-34-85” и в плане удобства советский танк практически сравняется с американским “Шерманом”)
“Шерман” не очень соответствовал условиям, в которых приходилось воевать на Восточном фронте. В зимний период резиновые протекторы на гусеницах “Шермана” затрудяли движение танка по заледенелым дорогам, ремонт “Шермана” в части было осуществить непросто, в то время как легко съемное внутреннее оборудование “Т-34” позволяло отремонтировать его даже в случаях, когда американские танки уже приходилось отправлять в тыл для ремонта в заводских условиях. И, наконец, в эксплуатации советские боевые машины, такие как “Т-34”, были намного проще, а “Шерманы” требовали чуть более высокой квалификации танкистов и не прощали то, что могли простить советские танки с их приспособленностью к русским условиям. Применялись “Шерманы” советскими войсками точно также как и “тридцатьчетверки” – то есть танк на поле боя действовал как универсальное средство: либо оказывал огневую поддержку пехоте, либо использовался для развития успеха при прорыве фронта противника или же боролся с его танками. “Шерманы” с их 75мм орудиями, достаточной подвижностью и бронированием, в 1942 – 1943 годах могли решать все эти задачи наравне с “Т-34”.
Когда количество поступающих из США “Шерманов” в конце 1943 года стало действительно большим, советское командование стало создавать целые танковые корпуса, которые были вооружены только этим танком. Это было необходимо прежде всего для того, чтобы облегчить снабжение и ремонт иностранной техники. В целом, американские танки “Шерман” действовали на советско-германском фронте неплохо, но во второй половине войны с появлением у немцев “Тигров” и “Пантер”, боевая ценность американского танка снизилась, даже несмотря на то, что США уже выпускали “Шерманы” с длинноствольной 76мм пушкой M1, которая всё же была лучше, чем стоявшее до этого на “Шерманах” короткоствольное орудие M3(75мм). Совесткие войска применяли “Шерманы” до самого конца войны, а после разгрома гитлеровской Германии эти танки также принимали участие в ликвидации частей японской армии на Дальнем Востоке.
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ===>
К СПИСКУ
Условия работы экипажа
Кстати, а как вообще чувствовал себя экипаж танка «Шерман»? Вполне прилично, если сравнивать с условиями советских машин. Во-первых, все отмечали высокое качество приборов наблюдения, из-за чего танкисты всегда имели прекрасный обзор. Кроме того, помимо основного двигателя, в танке монтировался небольшой бензиновый мотор для генератора зарядочной станции. Чем это было ценно?
Дело в том, что танку всегда требовалась заряженная аккумуляторная батарея. Чтобы зарядить ее на Т-34 в условиях стоянки, приходилось впустую гонять основной движок. Как результат – громадный перерасход топлива и исчерпание без того мизерного моторесурса. Наконец, внутри танка «Шерман» было намного просторнее, да и качество отделки было выше.
Историческая справка
-
Основная статья: История M4A3E2 Sherman Jumbo
В январе 1944 года штаб армии США в Европе, дислоцировавшийся в тот момент на территории Великобритании, направил на рассмотрение в Вашингтон срочную заявку на изготовление 250 тяжелых танков для предстоящей кампании во Франции. Офицеры штаба полагали, что необходимость в танках с повышенным уровнем защищенности возникнет при преодолении укреплений «Линии Зигфрида». В Вашингтоне согласились с тем, что тяжелый штурмовой танк будет необходим в ходе надвигающихся боевых действий в Европе. Поскольку было совершенно очевидно, что новый тяжелый танк Т26Е2 (будущий «Першинг») не будет готов еще в течение многих месяцев, командованием танковых войск был рекомендован проект, который базировался на основе среднего танка М4АЗ. В качестве альтернативы, правда, артиллеристы предложили приспособить для этой роли тяжелый танк M6, но танкисты воспротивились из-за многочисленных недостатков последнего, выявленных в ходе испытаний. Эти споры разрешились в начале марта 1944 года в пользу штурмового танка (Assault Tank), получившего обозначение М4АЗЕ2.
В отличие от линейного М4АЗ, на М4АЗЕ2 использовалась новая башня со 152-мм броней. Лобовая деталь корпуса, являвшаяся одновременно крышкой трансмиссионного отделения, имела толщину 135 мм. Дополнительные 37-мм броневые листы приваривались к бортам и к верхнему лобовому листу корпуса. Поскольку все это увеличило массу танка до 42 т (имеется в виду «короткая» американская тонна в 907 кг, т.е 38 «стандартных» тонн), на гусеницы были установлены специальные уширители. Вооружение танка состояло из штатной 75-мм пушки МЗ, которая размещалась в маск-установке Т110 спаренного 7,62-мм пулемета Browning М1919А4 (по некоторым данным, на штурмовые танки первоначально устанавливался спаренный 12,7-мм пулемет М2НВ) и такого же курсового пулемета На крыше башни размещался крупнокалиберный зенитный пулемет. Компоновка машины, большинство деталей корпуса, внутреннее оборудование, боекомплект и его размещение, двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались без изменений.
Армия одобрила выпуск серии из 250 штурмовых танков с их поставкой к августу 1944 года. Проектирование велось очень быстро, и первые сорок машин были собраны на танковом арсенале Гранд Бланк уже в мае, а изготовление всей серии завершилось 29 августа 1944 года Всего было изготовлено 254 танка.
В начале января 1945 года штаб Эйзенхауэра сообщил в Вашингтон, что «штурмовой танк М4АЗЕ2 хорошо проявил себя в бою и был тепло принят. Фронту крайне необходимо максимальное число таких танков, которое может быть произведено без существенного уменьшения общего потока танков на континент. Эти танки должны быть оснащены 76-мм пушкой». Однако командование танковых войск пришло к выводу, что к тому времени, когда будет готова новая серия М4АЗЕ2, появится и новый тяжелый танк M26.
Что же касается 76-мм пушки, то в феврале 1945 года силами армейских ремонтных мастерских ею перевооружили все остававшиеся в строю штурмовые танки, благо размеры башни позволяли это сделать. В таком виде М4АЗЕ2 прослужили до конца войны. Штурмовые танки планировалось использовать и для вторжения в Японию, но на деле ни один из них не участвовал в военных действиях на Тихом океане.
Интересно отметить, что в современной литературе часто встречается прозвище этого танка — «Джамбо» «Jumbo» (по имени летающего слона из диснеевского мультика), якобы данное ему солдатами. Однако, по мнению авторитетного американского исследователя Стивена Залоги, — это послевоенное изобретение. Ни в одном документе военного времени, которые ему удалось обнаружить, этот танк не обозначается иначе как М4АЗЕ2.
Вооружение
На танк «Шерман» устанавливалось несколько типов орудий:
- 75-мм M3. Орудие, изначально планируемое для установки на танк. Обладало приемлемыми показателями бронепробиваемости снарядов. Длина ствола не позволяла вести точный огонь на дальние дистанции. Когда первые «Шерманы» пошли в серию, M3 еще не было завершена и пришлось устанавливать орудия от «Ли» — M2. В целом пушка показала себя неплохо. Основной целью для нее стали немецкие Т-3 и Т4, а они не отличались особым бронированием. Однако, уже поздние модификации Т-4 выдерживали попадания M4 в лоб. А против «Тигров» и «Пантер» — почти бесполезны.
- 76-мм M1. Обладала значительно большей длиной ствола, что позволяло снаряду набрать большую скорость. С появлением данного орудия у линейных «Шерманов» появились шансы выйти победителями из схватки с Т-5. Однако американские командиры все равно рекомендовали танкистам избегать прямых столкновений с немецкими «кошками».
- 105-мм гаубица M4. Короткоствольное орудие, предназначенное для поддержки наступающей пехоты. Имеет плохие показатели баллистики, но зато позволяет вести огонь по навесной траектории.
- 17-фунтовка. Устанавливалась британцами на линейные «Шерманы» различных модификаций. Позволяла вести эффективную борьбу с немецким «зверинцем». Благодаря наличию подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном, M4, оснащенные этой пушкой представляли серьезную угрозу даже «Королевским Тиграм». Модификация являлась по сути кустарной переделкой и зачастую установка 17-фунтовки происходила в полевых мастерских. Версия танка с таким орудием получила название «Фаервфлай» — «Светлячок».
M4A1 с пушкой 75-мм M3
Кроме пушки на «Шерманы» устанавливали пулеметы, предназначенные для подавления пехоты и полевых орудий противника. Одни пулемет монтировался в ВЛД танка, второй спаривался с орудием.
Оба имели калибр 7,62-мм. На крыше устанавливался зенитный пулемет Браунинга калибра 12,7-мм. В последних версиях появились пушки для постановки дымовых заграждений.
Description
The Medium Tank M4A1 (76) W Sherman is a rank III American medium tank
with a battle rating of 5.0 (AB) and 4.7 (RB/SB). It was one of the first American tanks to be released with the American ground tree in Update 1.45 «Steel Generals». The M4A1 (76) also introduces the more penetrative 76 mm cannon to the M4 Sherman series of tanks that gives the Sherman a substantial upgrade to fight Rank III enemy tanks.
When compared to the prior models of M4 series tank, one will note the larger and flatter gun mantlet designed to support the 76.2mm gun. unfortunately, the gun mantlet lacks a spall shield behind it like the predecessor M4 and M4A2 Sherman models have. The M4A1 76 W has the same cast hull as the original M4A1 but unlike the original, it appears to have a 2×6 lumber board attached to the front holding petrol cans, a bogey wheel and tracks up onto the hull. The latter two added for light appliqué armour. The two viewports for the machine gunner and driver have also been replaced with periscopes.
Usage in battles
The M4A2 (76) W is a classic Sherman tank. It requires careful positioning and avoidance of enemy fire, possesses an above-average gun, and works best when played around teammates.
As such, it is well-suited to city brawls in which it can use rubble as cover and protect its flanks effectively. The city environment also suits the tank’s below-average mobility. In close quarters, this shortcoming will not be too much of a hindrance. That being said, the M4A2 is also a classic medium tank, and highly adaptable. If needed, it can engage at most, if not all, ranges. It can be used to rush a point, or to defend from an assault. Certainly, the powerful cannon is capable against all but the most heavily armoured enemies.
This vehicle has mediocre armour and a highly visible profile, so it must be played carefully if the player wishes to stay alive for more than a few minutes. It is not uncommon for the M4A2 to be destroyed in a single hit, especially when facing the German cannons. Other enemies to watch out for include enemy aircraft: although the roof armour will protect crew members from strafing runs, the vehicle’s above-average size makes it rather visible from the air, and makes it a target for bombing and rocket attacks.
Pros and cons
Pros:
- Higher top speed compared to the previous vehicle
- Great rate of fire for the main gun
- Angled frontal slope which may sometimes bounce larger calibres if angled correctly
- A standard 5 crew members, which equates to 3 spare crew members to take over positions of the tank if necessary
- A pintle-mounted heavy machine gun (12.7 mm), which can be used for anti-aircraft and against light armoured vehicles
- Wet ammo storage — Which reduces greatly ammo rack chances, is indicated by the «W» in its name, this also means tightly packed ammo only placed under the turret
- Fast turret traverse
Cons:
- Is quite tall
- Prone to tipping over when travelling across steep inclines
- Sides and rear are thinly armoured
- Engine compartment is poorly armoured
- Susceptible to nearby artillery explosions
- Narrow tracks mean poor ground flotation and cross country performance
- Only reaches its top speed on paved surfaces
- Lacks the add-on armour module found on the 76 mm M4A1 and M4A3
- Unlike the earlier M4A1 (76) W, Cruise Control 1 setting is slightly above the maximum speed that the stabilizer operates at
- Armour might not stand up against common guns like the Soviet 85 mm or the KwK36.
Достоинства и недостатки M4
Положительные качества:
- высокая скорость по твердым грунтам. Узкие гусеницы «Шерманов» идеально подходили для движения по шоссе и степи. Позволяли развивать танку максимальную скорость и, соответственно, давали танкистам и командирам тактический маневр;
- вооружение поздних модификаций. Длинноствольные 76-мм орудия позволяли бороться с большей частью бронетехники противника, а английская 17-фунтрвка, устанавливаемая на «Фаерфлай», давала возможность пробить «Королевский Тигр»;
- широкий спектр двигателей. На «Шерман М4А2» устанавливали силовые установки различной мощности. Имелись варианты дизельные и бензиновые;
- просторное пространство боевого отделения. Позволяло работать танкистам с большей эффективностью. Более того, в Sherman могло поместится еще несколько людей;
- высокая ремонтопригодность. Агрегаты и узлы легко заменялись, танк регулярно подвергался кустарным модификациям в мастерских, броня танка не скалывалась при пробитии, что позволяло латать ее;
- приемлемое бронирование. На первых этапах войны, бронезащита корпуса находилась на адекватном уровне. Однако, ближе к концу войны ее стало не хватать. «Шерманы» постоянно обвешивались дополнительными бронелистами, траками и, даже, мешками с песком.
«Шерман» с пушкой-гаубицей 105-мм M4
Негативные качества:
- большая высота. Танк изначально базировался на ходовой M3 Lee, который имел немалую высоту. Впоследствии ее удалось уменьшить, но она все равно оставалась довольно большой;
- слабая проходимость по мягким грунтам. В условиях Африки и Италии, M4 превосходно показывали свои динамические характеристики. За счет узких гусениц. Но в условиях западной Европы это преимущество стало недостатком. Танки вязли в грунте. В целях решения проблемы, стали разрабатываться различные версии траков;
- проблемы с подвеской. У первых модификаций танка имелся серьезный недостаток — низкий срок «жизни» амортизирующих пружин. Позже его устранили.
Оптика и прицелы
В рядах Вооруженных сил США редко применяется практика ведения стрельбы с помощью штатных прицельных приспособлений (целика и мушки). Этот вариант используется только в случае вывода из строя или утери оптических приспособлений.
Винтовку М4, как правило, доукомплектовывают оптическим прицелом ACOG. Совместимы с этим оружием и другие прицелы, в том числе ночного видения.
Еще один популярный вариант – коллиматорный прицел Aimpoint CompM2.
По словам профессионалов, дополнительная оптика способствует повышению меткости. Но на эффективную дальность стрельбы, естественно, не влияет.
Танк М4
Соединенные Штаты к началу Второй мировой войны не имели, по сути, танковых войск, однако, благодаря мощной технической базе смогли быстро ликвидировать отставание. А боевые действия в Европе выявили необходимость создания маневренного среднего танка с мощным артиллерийским вооружением. Новый танк с 75-мм пушкой, расположенной во вращающейся башне, должен был заменить мощный, но архаичный по конструкции танк М3 («генерал Ли»). Свое имя «Шерман», или «Генерал Шерман», танк М4 получил в честь энергичного генерала армии северян, известного как рядом военных побед, так и активным применением тактики «выжженной земли» на территории южан. 11 декабря 1941 г. танк был принят на вооружение. «Шерман» производился с 1942 по 1945 г. и имел шесть модификаций, отличавшихся прежде всего двигателем и броневой защитой, став вторым по массовости после Т-34 средним танком Второй мировой войны.
Эшелон с советскими танками «шерман» в Румынии, 1944 г. (Pinterest)
Подробная история двигателя «Райт» (Continental)
Изначально этот мотор использовался для легких аэропланов. Чтобы сделать из него двигатель танка «Шерман», инженерам потребовалось очень много работать. К примеру, необходимо было «прикрутить» коробку передач, которая самолету, по понятным причинам, была не нужна. Кроме того, нужно было резко увеличить крутящий момент на низких оборотах, а также создать нормальную систему очистки воздуха (в небе редко встречаются облака пыли), попутно сократив объемы потребляемого двигателем масла.
После года работы были проведены стендовые испытания, на которых двигатель показал вполне приемлемые результаты. В 1940 году на Абердинском полигоне обкатку прошел М2, общий предок «Ли» и «Шермана» с мотором «Райт». Помимо этого, в испытаниях участвовали английские машины, которые рядом с американским танком казались «вялыми». Военные были удовлетворены, им понравилась модель, которую потом назовут танк «Шерман». Отзывы были очень хорошими, рекомендовалось скорее принять машину на вооружение.
Общий вес силовой установки составлял 515 кг. Следует заметить, что в качестве горючего следовало использовать авиационное топливо с октановым числом не менее 92. Степень сжатия составляла 6,3:1.
General info
Survivability and armour
Armourfront / side / back
Hull63 / 63 / 38
Turret63 / 63 / 63
Crew5 people
Visibility122 %
Armour type:
- Cast homogeneous armour
- Rolled homogeneous armour (Lower side hull)
Armour | Front (Slope angle) | Sides | Rear | Roof |
---|---|---|---|---|
Hull | 63.5 mm (40-62°) Front glacis 63.5 mm (16-59°) Transmission housing | 38.1 mm | 38.1 mm (16°) Top 38.1 mm (16-53°) Bottom | 19.5 mm |
Turret | 63.5 mm (0-51°) Turret front 88.9 mm (5-19°) Gun mantlet | 63.5 mm (1-20°) | 63.5 mm (0-57°) | 25.4 mm |
Armour | Sides | Roof | ||
Cupola | 63.5 mm | 25.4 mm |
Notes:
- Suspension wheels are 15 mm thick, bogies are 10 mm thick, and tracks are 20 mm thick.
- Front armour slope not even, lower part is weaker than top.
- Unlike original model, part of roof can be seen on very top of front glacis, presenting a weak point right under turret
- Belly armour is 25.4 mm thick.
Mobility
Speedforward / back
AB43 / 6 km/h
RB and SB38 / 5 km/h
Number of gears5 forward
1 back
Weight32.7 t
Engine power
AB763 hp
RB and SB400 hp
Power-to-weight ratio
AB23.3 hp/t
RB and SB12.2 hp/t
Game Mode | Max Speed (km/h) | Weight (tons) | Engine power (horsepower) | Power-to-weight ratio (hp/ton) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Forward | Reverse | Stock | AoA | Stock | Upgraded | Stock | Upgraded | |
Arcade | 43 | 6 | 32.1 | 0.65 | 620 | 763 | 19.34 | 23.33 |
Realistic | 38 | 5 | 354 | 400 | 11.05 | 12.23 |
Modifications and economy
Repair costBasic → Reference
AB1 300 → 1 860
RB1 600 → 2 289
SB2 300 → 3 291
Total cost of modifications29 500
65 800
Talisman cost1 200
Crew training39 000
Experts140 000
Aces470
Research Aces360 000
Reward for battleAB / RB / SB
60 / 100 / 90 %
148 / 148 / 148 %
Modifications
Mobility | Protection | Firepower | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|
Priority modules for research should be Parts, FPE, and mobility modifications. (These will make up for the vehicle’s poor cross-country driving capabilities.)
Танки Шерман в бою
Как резюмировал сам генерал Паттон: «В плане механической выносливости и простоты обслуживания наши танки бесконечно превосходят любые другие». Это было справедливо, в особенности если сравнивать их с Тиграми и Пантерами, которые имели высокий уровень энергопотребления и требовали специального обслуживания.
Мобильность Шермана была на высоте благодаря хорошему соотношению веса и мощности мотора. В сообщениях, поступающих в командный центр от немецких командиров, утверждалось, что Шерман мог свободно подниматься по склонам гор под углом, который невозможен для любого другого танка. Будучи узким, Шерман легко мог передвигаться по узким городским улицам и по железной дороге.
Высокий громоздкий лоб M4 Sherman позволял ему с легкостью преодолевать густые заросли кустарников и высокую траву. Танк был достаточно прочным и мощным, чтобы продвигаться сквозь разрушенные постройки или стены. Это очень помогало в городских боях, в особенности в Италии. Однако, узкие гусеничные шасси превращались в большую проблему, когда речь заходила о плохих условиях проходимости, в особенности о снегах, песках или болотистой местности. Частичным решением проблемы стала установка дополнительных модулей на гусеничный трак, известных как Growers. Этими модулями были оборудованы практически все линейки танков к 1945 году.
Подвеска танков Шерман тоже подвергалась критике, в особенности по сравнению с немецкими Пантерами, имевшими откровенно более продвинутую подвеску. Конструкция танков Panther обеспечивала очень плавный ход и возможность вести точную стрельбу, пока танк находился в движении. В 1944 году американские конструкторы стали работать над проблемами подвески Шермана и нашли решение в виде системы HVSS. Сама подвеска осталась прежней, но она была модернизирована, что помогло стабилизировать танк.
Прочесывая местность, командир танка Шерман имел прекрасный угол обзора. Позади продвигалась пехота и она была хорошо защищена. Пулемет калибра 7,62 обстреливал «слепые зоны», в особенности изгороди и густые заросли. Более эффективный Браунинг 12,7 мм использовался против всех видов неподвижных целей: кирпичных стен, деревянных конструкций и даже бетона. Он был способен уничтожить большую часть немецких тягачей и даже низко летящих самолетов. Недостатком пулеметных орудий Шермана было то, что место, занимаемое пулеметчиком было полностью открытым. Это делало стрелка максимально уязвимым для врага.
Однако, потери M4 Sherman во время войны демонстрируют другую сторону этой медали. На всех фронтах сражения один на один с немецкими танками оказывались губительными для американских танков. Они попросту не могли остановить новейшие немецкие танки, не говоря уже о толщине боковой брони (всего 50 мм). Благодаря высокому корпусу Шерман возвышался на 3 метра над землей и был вдвое выше немецкого StuG III.
В ходе войны Шерман приобрел репутацию «уловителя» вражеских снарядов. Шерманы легко расстреливались маленькими и хорошо укрытыми вражескими САУ и танками. Благодаря их внушительным размерам спрятать или защитить эти танки было практически невозможно.
Шерман подвергался различным модификациям и постоянным улучшениям, что в конечном итоге позволило минимизировать его проблемы, а некоторые разрешить полностью, но плохая репутация прочно закрепилась за танком, и после войны он продавался плохо.
«Усилить лоб!»
В момент своего появления Medium Tank M4 стал одним из лучших в мире средних танков. По удельной мощности он превосходил Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV 1942 года выпуска, имел рациональный угол наклона верхнего лобового листа корпуса, благодаря чему был защищён от поражения на средних дистанциях даже от пушек калибра 50 мм. Машина имела хорошую обзорность и мощное 75-мм орудие M3, которое, как выяснилось, оказалось способным поражать в борт на дистанции в несколько сот метров немецкий тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Машина имела и недостатки — не самую лучшую броню (согласно исследованиям, проведённым в СССР, она была хуже, чем советская броня), имелись претензии к излишним габаритам и прицельным приспособлениям.
Одним из первых опытов по усилению защиты кожуха трансмиссионного блока стала переделка опытного Medium Tank T6
В ходе серийного производства Medium Tank M4 часть его недостатков удалось устранить. Вместе с тем из-за роста калибра немецкой танковой и противотанковой артиллерии лобовая броня Medium Tank M4 не соответствовала современным реалиям уже к началу 1943 года. В ходе модернизации корпуса, проведённой во второй половине 1943 года, толщину верхнего лобового листа увеличили до 64 мм, но при этом снизился и угол наклона. Толщина бортов выросла до 38 мм. Дальнейший рост защиты был лишён смысла, поскольку возрастала нагрузка на шасси, причём неравномерно — это грозило увеличением нагрузки на передние опорные катки и резким снижением их ресурса.
Работы по экранировке кожуха трансмиссионного блока, июль 1943 года
Вместе с тем определённые работы по усилению броневой защиты Medium Tank M4 всё же велись. Одним из наиболее уязвимых элементов танка являлся кожух трансмиссионного блока
Поражение блока было очень частым явлением, и именно этому элементу корпуса уделялось наиболее пристальное внимание. Отрабатывались самые разные типы увеличения стойкости кожуха, вплоть до создания сварной конструкции
Правда, в каждом случае появлялась проблема под названием «низкая технологичность». Помимо улучшения защиты, требовалось ещё и сохранить простоту производства на необходимом уровне.
Модернизированный корпус. Также можно видеть трансмиссионный кожух изменённой конструкции, получивший угол наклона, аналогичный верхней лобовой плите корпуса
Первым шагом к улучшению конструкции стало изготовление единой детали кожуха (изначально она состояла из трёх деталей). В мае 1943 года Абердинский полигон разработал несколько типов экранов для трансмиссионных кожухов — эти конструкции также не пошли в работу. Решение вопроса нашлось в ходе уже упомянутой модернизации корпуса. Была создана новая конструкция кожуха, у которой максимально сохранялся угол наклона, как у верхней лобовой детали. Одновременно кожух сделали переменной толщины — от 51 до 108 мм. В результате стойкость заметно выросла, хотя и не могла полностью защитить от бронебойных снарядов калибра 75 мм. В любом случае проблема решилась хотя бы отчасти.
Макет усиления лобовой части корпуса и башни Medium Tank M4, февраль 1944 года
Ещё одним интересным решением стала разработка комплекта навесной брони, датированная февралём 1944 года. Предполагалось, что в заводских условиях изготовлялись специальные «насадки» на лоб корпуса и башни, существенно повышавшие защиту. 24 февраля компания Chrysler подготовила деревянный макет защиты, которая прикрывала лоб корпуса, лоб и отчасти борта башни, а также орудийную установку. Программу создания дополнительной брони отменили столь же стремительно, как и запустили в работу. Причины отмены стоит искать в том, что наверху начали подозревать о цене такой экранировки. Лишняя масса в носовой части отнюдь не увеличивала ресурс ходовой части. Впрочем, менее чем через год очень похожие комплекты, но уже кустарного производства, повсеместно появились на фронте. Жить хотелось всем, и командиры часто закрывали глаза на импровизированную броню (а чаще даже являлись инициаторами её установки). Нередко она весила едва ли не больше, чем разработка Chrysler. Самое интересное, что катализатором подобных переделок стала вполне серийная машина с усилением брони.