Самолёт aero l-39

Конструкция

Самолёт L-39 «Альбатрос» – цельнометаллический низкоплан. Аэродинамическая схема – классическая, с горизонтальным оперением позади крыла. Фюзеляж собирается из носовой и хвостовой секции, соединённых технологическим разъёмом. За носовым обтекателем «Альбатроса» расположены отсек с авионикой и ниша для передней опоры шасси. Следующий отсек занимает герметичная 2-местная кабина, в которой переднее место отводится курсанту, а заднее – инструктору.

Под полом кабины «Альбатроса» размещено радиооборудование. Далее находится топливный отсек, в нём находятся баки с горючим. Всего баков 5, они мягкого типа. Вдоль бортов отсека проходят воздушные каналы, идущие от нерегулируемых воздухозаборников к двигателю.

Компрессор низкого давления – имеет 3 ступени, высокого давления – 8-ступенчатный. Турбина низкого давления имеет 2 ступени, а высокого – одну. Для запуска двигателя используется вспомогательная силовая установка – газовая турбина марки «Сапфир-5». Сама ВСУ запускается от электрического стартёра, и подаёт воздух на пневмостартёр, раскручивающий ротор маршевого двигателя.

Крыло «Альбатроса» – прямое, неразъёмное. На его законцовках установлены дополнительные топливные баки, а к лонжеронам крепятся стойки шасси. Механизация крыла самолёта включает автоматические закрылки и тормозные щитки с функцией автоматического выпуска. Двухлонжеронный киль выполняется, как одно целое с хвостовой частью фюзеляжа. Стабилизатор съёмный, с двухточечным креплением.

Шасси самолёта L-39 трёхстоечное, все стойки оборудованы масляными амортизаторами. Впуск и выпуск стоек – с помощью гидросистемы. Колёса основных стоек оснащены гидравлическими тормозами. «Альбатрос» оснащён противопожарной системой с ручным включением. Действует она только на моторный отсек.

Оружие, которым оснащён самолёт L-39 «Альбатрос» – в основном учебное. К нему относятся фотопулемёт ФКП-2-2, позволяющий обучать стрельбе из пушки, и учебные управляемые ракеты И-318. Кроме этого, на 2 подкрыльевых держателях можно подвесить бомбы калибра до 100 кг и блоки неуправляемых ракет калибра 57 мм.

На модификации L-39ZO количество подкрыльевых узлов подвески довели до 4. А L-39ZA получил и подфюзеляжную установку с 23 мм пушкой ГШ-23.

Варианты

L-39X-01 — X-07
Пять прототипов плюс два планера для статических испытаний.

Aero L-39C Albatros, Кубинские революционные силы авиации и противовоздушной обороны

Л-39М1 ВВС Украины

L-39C (C для Cvičná — обучение)
Стандартный базовый тренажер для Советского Союза, Чехословакии и экспорта. Первоначально обозначался как L-39, но после появления более поздних вариантов был переименован в L-39C. Два пилона под крылом. Приблизительно 2260 построено.
L-39CM (CM for Cvičná modernizovaná — модернизированная подготовка)
Словацкая обновленная версия C.
Л-39М1
Украинская модернизированная версия С с двигателями АИ-25ТЛШ. Переоборудование осуществлено «Одессавиаремсервисом», и первый самолет был готов в 2009 году. Планировалось модернизировать еще 7 L-39C. Только шесть L-39C были переоборудованы в L-39M1 к 2014 году.
L-39V (V для Vlečná — буксир)
Одноместный вариант буксира — мишени для Чехословакии. Предназначен для буксировки цели КТ-04 на тросе длиной 1700 м (5600 футов). Построен прототип плюс восемь серийных самолетов.
L-39ZO (Z для Zbraně — оружие)
Промежуточный вариант тренажёра оружия на экспорт. Четыре пилона выдерживают нагрузку 500 кг (1100 фунтов) (внутренний двигатель) и 250 кг (550 фунтов) (внешний двигатель) с общей внешней нагрузкой 1150 кг (2500 фунтов). Первый полет совершил 25 июня 1975 года, первые поставки в Ирак — 1977 год. Построено 337 самолетов.
L-39ZA
Существенно модернизированный L-39ZO для боевых тренировок и легкой атаки, с более прочным шасси, увеличенной полезной нагрузкой (всего 1290 кг (2844 фунта)) и, в частности, с оснащением для 23-миллиметровой двухствольной пушки ГШ-23Л, установленной в конформной капсуле под отсек летчиков, имеющий в планере магазин на 150 патронов. Внешние пилоны предназначены для размещения ракет К-13 или Р-60 класса «воздух-воздух» . Два прототипа, первый полет состоялся 29 сентября 1976 года. Поставлено 208 самолетов.
Л-39ЗАМ
Словацкая обновленная версия ZA.
L-39ZA / ART
Тайская версия L-39ZA с авионикой Elbit . 40 построено.
Л-39МС / Л-59
Aero L-39MS — это военный учебно-тренировочный самолет второго поколения, разработанный на основе более раннего L-39 компании. По сравнению со своим предшественником, он отличался усиленным фюзеляжем, более длинной носовой частью, значительно обновленной кабиной и более мощным (21,6 кН (4850 фунтов силы)) двигателем Лотарева ДВ-2 , позволяющим работать с большей массой и большей скоростью (максимальная скорость 872 км / ч (542 миль / ч)). Первый полет состоялся 30 сентября 1986 года. Позже он получил обозначение Aero L-59.
L-139 Альбатрос 2000
Доработанная версия с западной авионикой и двигателем Garrett TFE731-4-1T 17,99 кН . Построен единственный прототип.
L-159
Усовершенствованный учебно-боевой самолет с более современной западной авионикой и двигателем Honeywell / ITEC F124 .
Л-39НГ
Модернизированная и модернизированная версия с двигателем Williams FJ44 , улучшенной топливной системой и авионикой планируется представить в 2018 году.
Skyleader UL-39 Альби
Вариант шкалы с вентилятором из углеродного волокна впервые совершил полет в Чешской Республике 4 апреля 2016 года.

развитие

В 1964 году чехословацкий производитель самолетов Aero Водоходы приступил новый дизайн – проект для удовлетворения указанных требований к «C-39» (C для cvičný – тренер), создание проектной группы под руководством Яна Влчек . Этот самолет должен был служить в качестве замены для Aero L-29 Delfín , раннего реактивного тренера, в качестве основного учебно – тренировочного самолета. Vlcek представлял себе тип, твин-местный самолет с одним двигателем, будучи принят в качестве основного тренера всюду по Варшавскому договору стран.

С 4 ноября 1969 года L-39 (под обозначением «Прототип Х-02» – второй планера будет построен) провел свой первый полет , для которой он был пилотируемым Рудольф Duchoň , завод испытателем . Серийный выпуск исходной модели L-39, обозначенный как L-39C , началось в 1971 г. В 1972 г., Л-39 Альбатрос была официально признана большинством стран , входящих в состав Варшавского договора в качестве предпочтительного основного тренера, после чего точка, значительные заказы от военных заказчиков по всему блоку протекал, многие из которых были из советской ВВС . В 1974 году первый L-39 тренер поступил на вооружение ВВС ЧССР.

Эстонии L-39 в полете, 2007

Были быстро введены несколько специализированных вариантов базовой конструкции L-39. В 1972 году, специально построенный целевой буксир вариант, Л-39V, провел свой первоначальный полет. В 1975 году , первая тренировка / легкая боевая модель L-39ZO, который был оснащен четырьмя подкрыльевыми узлов подвески , а также усиленным крылом и модифицированной шасси, совершил первый полет. В 1977 году , первый L-39ZA свет боевой вариант, который был оснащен одной ГШ-23 установлен под фюзеляжа в дополнение к четырем узлов подвески и укрепление L-39ZO, совершил свой первый полет.

По данным аэрокосмического издания Flight International , примерно 200 L-39s были проданы каждый год на рынке тренер струйного в конце 1980 – х годов. По данным Международного института исследований проблем мира в Стокгольме, в 1993 году общий объем экспортных заказов получили для L-39 представлено 80 процентов от стоимости всех чешских экспортных продаж военной продукции из за этот год. В течение 1990 – х годов, вскоре после распада Советского Союза и окончания холодной войны , Aero Водоходы решил разработать варианты Альбатроса оснащенных западных источников авионики, двигателей и систем вооружения. Примерно в то же время, Aero Водоходы формируется активное сотрудничество с Elbit Systems из Израиля , в соответствии с которым количество L-39s были доставлены Elbit быть оснащены современной электроникой и бортовыми системами , прежде чем реэкспорта для конечных пользователей , таких как Royal ВВС Таиланда .

Продажи L-39 снизилась в течение 1990-х годов. Этот спад был приписан к потере пленного тренера рынка Варшавского договора, в котором значительная часть общего воздушного судна, изготовленном была исторически продана; утверждения о чехословацких банках будучи не в состоянии финансировать оборонную промышленность и бездействие со стороны чехословацкого правительства; и опасения по поводу качества производственных стандартов. В 1996 году производство L-39 подошла к концу. С концом производства, Aero Водоходы разработали несколько улучшенных вариантов L-39, чтобы занять свое место, и продолжают обширные операции поддержки и капитального ремонта существующих L-39 клиентов.

Одна из замен для L-39 Albatros был Aero L-159 Alca , модернизированный вариант L-39. Первоначально, Aero Водоходы намеревался развивать L-159 совместно с Elbit, но Чешское министерство обороны , а не выбран Rockwell Collins для партнера по программе. Ограниченный успех L-159 привел Aero объявить в 2014 году авиасалона Фарнборо , что она разрабатывает модернизированную версию L-39, L-обозначенной 39NG, чтобы конкурировать с Alenia Aermacchi M-346 и British Aerospace Hawk . L-39NG заменяет AI-25 ТРДД с Williams FJ44 двигателя; планера изменяется, то Wingtip топливные баки ликвидируется, и будет обеспечен новый набор бортового оборудования. Первый полет L-39NG в сентябре 2015 года, с началом поставок в 2020 году.

Эксплуатация

Состоит на вооружении

  • Республика Абхазия Республика Абхазия — 4 L-39, по состоянию на декабрь 2009 года
  • Азербайджан Азербайджан — 12 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Алжир Алжир — 36 L-39ZA и 7 L-39С, по состоянию на 2016 год
  • Ангола Ангола — 2 L-39С, по состоянию на 2016 год
  • Армения Армения — 4 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Бангладеш Бангладеш — 7 L-39ZA, по состоянию на 2016 год
  • Белоруссия Белоруссия — 10 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Болгария Болгария — 6 L-39ZA, по состоянию на 2016 год
  • Вьетнам Вьетнам — 18 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Гана Гана — 2 L-39ZO, по состоянию на 2016 год
  • Грузия Грузия — 4 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Египет Египет — 10 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Йемен Йемен — неизвестное количество L-39C, по состоянию на 2016 год
  • Камбоджа Камбоджа — 5 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Казахстан Казахстан — 17 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Киргизия Киргизия — 4 L-39, по состоянию на 2016 год
  • КНДР КНДР — 12 L-39, по состоянию на 2012 год
  • Куба Куба — 25 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Ливия Ливия — некоторое количество L-39ZO, по состоянию на 2016 год
  • Литва Литва — 1 L-39ZA , по состоянию на 2016 год
  • Мозамбик Мозамбик — 1 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Нигерия Нигерия — 23 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Никарагуа Никарагуа — 6 L-39, по состоянию на 2012 год
  • Россия Россия — 154 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Словакия Словакия — 6 L-39CM, 2 L-39ZAM и 5 L-39ZA, по состоянию на 2016 год
  • Таиланд Таиланд — 27 L-39ZA, по состоянию на 2016 год
  • Таджикистан Таджикистан — 4 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Того Того — 6 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Туркмения Туркмения — 2 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Тунис Тунис — 9 L-59, по состоянию на 2012 год
  • Уганда Уганда — 3 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Украина Украина — 36 L-39, по состоянию на 29.09.2017г
  • Узбекистан Узбекистан — 14 L-39, по состоянию на 2016 год
  • Чехия Чехия — 9 L-39ZA, по состоянию на 2016 год
  • Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея — 2 L-39C, по состоянию на 2016 год
  • Эстония Эстония — 2 L-39C, по состоянию на 2016 год
  • Эфиопия Эфиопия — 12 L-39, по состоянию на 2016 год

Состоял на вооружении

  • Афганистан Афганистан — 3 L-39С в настоящее время находятся на хранении на основой базе афганских ВВС в международном аэропорту Кабула, 26 L-39 стояли на вооружении с 1977 по 2001 год.
  • Болгария Болгария — 12 L-39ZA
  • Венгрия Венгрия — 20 L-39ZO
  • Ирак Ирак — 22 L-39C и 59 L-39ZO
  • Латвия Латвия
  • Румыния Румыния — 32 L-39
  • СССР СССР — 2080 L-39C (после распада СССР перешли в собственность к новообразовавшимся государствам)
  • Чад Чад — 11 L-39ZO
  • Чехословакия Чехословакия — 33 L-39C, 30 L-39ZA, 8 L-39V и 6 L-39MS

Гражданские операторы

  • СССР СССР — использовались в ДОСААФ
  • Канада Канада — 2 L-39 использовались в составе пилотажной группы Northern Lights Aerobatics Team в 2000 году
  • Россия Россия — пилотажная группа «Русь» и пилотажная группа “Регион”
  • Латвия Латвия — 5 L-39 пилотажная группа «Baltic Bees»
  • США США — пилотажная группа «Патриоты»
  • Франция Франция — 7 L-39 в составе пилотажной группы «Брайтлинг»

Модификации

Всего было разработано более 15 модификаций “Альбатроса”, в том числе:

  • L-39ZO – легкий штурмовик;
  • L-39V – буксировщик воздушных мишеней;
  • L-39MS/L-59 Super Albatross с более мощным двигателем ДВ-2 разработки запорожского “Прогресса” и чехословацкого производства, а также новым электронным оборудованием;
  • L-159 Alca – дальнейшая модернизация конца 1990-х годов;
  • Л-39Д – украинская гражданская учебная модификация;
  • Л-39М1 – украинская модификация с модернизированным двигателем;
  • Л-39М – украинский летающий тренажер для пилотов МиГ-29.

В 2014 году Aero Vodochody Aerospace анонсировала создание новейшей модернизированной версии, L-39NG с американским двигателем Williams International FJ44-4M, новым крылом частично из композиционных материалов, комплексом цифровой бортовой авионики и др. Прототип-демонстратор, построенный на базе L-39C, впервые поднялся в воздух 14 сентября 2015 года. Выкатка опытного образца новой постройки состоялась на заводе компании-производителя близ Праги 12 октября 2018 года. Ожидается, что до конца 2018 года эта машина совершит первый полет.

Летно-технические характеристики L-39:

  • Длина самолета – 12,13 м;
  • высота – 4,77 м;
  • размах крыла – 9,46 м;
  • масса пустого – 3 тыс. 580 кг, максимальная взлетная – 5 тыс. 670 кг;
  • крейсерская скорость – 750 км/ч;
  • практическая дальность – 1 тыс. 750 км;
  • экипаж – 1 или 2 человека.

Вооружение – авиационная пушка калибра 23 мм с боезапасом 150 снарядов, на четырех внешних узлах подвески также могут размещаться управляемые ракеты класса “воздух – воздух”, авиабомбы, неуправляемые ракеты, контейнеры с пушечным вооружением или разведывательной аппаратурой.

Разработка

В 1964 году чехословацкая авиастроительная компания Aero Vodochody приступила к реализации нового конструкторского проекта, отвечающего указанным требованиям для «C-39» (C от cvičný — учебно-тренировочный), создав группу конструкторов под руководством Яна Влчека . Этот самолет должен был служить заменой Aero L-29 Delfín , раннего учебно-тренировочного самолета с реактивным двигателем, в качестве основного учебного самолета. Влчек предполагал, что этот тип, двухместный одномоторный самолет, будет принят в качестве основного учебно-тренировочного самолета во всех странах Варшавского договора .

4 ноября 1969 года L-39 (под обозначением «Prototype X-02» — второй строящийся планер) совершил свой первый полет , в котором его пилотировал заводской летчик-испытатель Рудольф Духонь . Серийное производство начальной модели L-39, получившей обозначение L-39C , началось в 1971 году. В 1972 году L-39 Albatros был официально признан большинством стран, входящих в Варшавский договор, в качестве их предпочтительного основного учебного самолета, после чего Дело в том, что значительные заказы поступали от военных заказчиков по всему блоку, многие из которых были от советских ВВС . В 1974 году первый учебно-тренировочный самолет L-39 поступил на вооружение ВВС Чехословакии.

Эстонский L-39 в полете, 2007 г.

Вскоре было предложено несколько специализированных вариантов базовой конструкции L-39. В 1972 г. первый полет совершил специально созданный вариант буксира — мишени — Л-39В. В 1975 году первый учебно-легкий боевой образец L-39ZO, оснащенный четырьмя подкрыльевыми узлами подвески, а также усиленным крылом и модифицированным шасси, совершил первый полет. В 1977 году , первый L-39ZA свет боевой вариант, который был оснащен одной ГШ-23 установлен под фюзеляж , в дополнение к четырем , и узлов подвески усиление L-39ZO, совершил свой первый полет.

Согласно аэрокосмическому изданию Flight International , примерно 200 L-39 продавались каждый год на рынке реактивных тренажеров в конце 1980-х годов. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, в 1993 году общие экспортные заказы на L-39 составили 80 процентов от стоимости всех чешских экспортных продаж военной продукции за этот год. В течение 1990-х годов, вскоре после распада Советского Союза и окончания холодной войны , Aero Vodochody решила разработать версии Альбатроса, оснащенные авионикой, двигателями и системами вооружения западного производства. Примерно в то же время Aero Vodochody сформировала активное партнерство с Elbit Systems of Israel , в рамках которого на Elbit было доставлено несколько L-39, которые были оснащены современной электроникой и бортовыми системами, прежде чем они были реэкспортированы конечным пользователям, таким как Royal. Тайские ВВС .

Продажи L-39 снизились в течение 1990-х годов. Этот спад объясняется потерей захваченного рынка учебно-тренировочных самолетов Варшавского договора, которому исторически продавалась значительная часть всех произведенных самолетов; обвинения в неспособности чехословацких банков финансировать оборонную промышленность и бездействии чехословацкого правительства; и озабоченность по поводу качества производственных стандартов. В 1996 году производство L-39 было прекращено. С момента окончания производства компания Aero Vodochody разработала несколько улучшенных вариантов L-39, которые должны заменить его, и продолжила обширную поддержку и ремонтные работы для существующих клиентов L-39.

Одной из замен L-39 Albatros стал Aero L-159 Alca , модернизированная версия L-39. Первоначально Aero Vodochody намеревалась разработать L-159 в партнерстве с Elbit, но вместо этого министерство обороны Чехии выбрало Rockwell Collins в качестве партнера по программе. Ограниченный успех L-159 заставил Aero объявить на авиашоу в Фарнборо в 2014 году, что они разрабатывают модернизированную версию L-39, получившую обозначение L-39NG, чтобы конкурировать с Alenia Aermacchi M-346 и British Aerospace Hawk . L-39NG заменяет ТРДД АИ-25 двигателем Williams FJ44 ; планер будет изменен, топливные баки законцовок крыла будут удалены, и будет предоставлен новый комплект авионики. Первый полет L-39NG состоялся в сентябре 2015 года, поставки начнутся в 2020 году.

Военные операторы

Текущие операторы

ВВС Абхазии

4 Л-39 по состоянию на декабрь 2009 г.

Алжирские ВВС

55 Л-39 по состоянию на декабрь 2020 г.

Армянские ВВС

6 самолетов по состоянию на декабрь 2020 года.

Национальные ВВС Анголы

4 самолета по состоянию на декабрь 2020 года.

ВВС Азербайджана

12 самолетов по состоянию на декабрь 2020 года.

  Бангладеш

ВВС Бангладеш

В эксплуатации 7 L-39ZA из 8 L-39ZA, приобретенных в конце 1990-х годов. Один из них погиб в авиакатастрофе в 2012 году, погиб пилот.

Беларусь ВВС

12 самолетов по состоянию на декабрь 2020 года.

Aero L-39 Albatros ВВС Болгарии

Болгарские ВВС

Учебная эскадрилья 1/12 с 6 самолетами L-39ZA.

  Куба

Кубинские ВВС

эксплуатирует 26 самолетов L-39C в трех эскадрильях:

  • UM 3710 Escuadrón de Intercepcion
  • UM 1660 Escuela de Ensenanza de Vuelo Avanzada
  • UM 4768 Escuadrón de Intercepcion
Египетские ВВС

1 самолет по состоянию на декабрь 2020 года.

Вооруженные силы Экваториальной Гвинеи

2 самолета по состоянию на декабрь 2020 года.

Эстонский L-39 в полете

Эстонские ВВС

1 самолет по состоянию на декабрь 2020 года.

ВВС Эфиопии

10 самолетов по состоянию на декабрь 2020 года.

ВВС Грузии

8 самолетов по состоянию на декабрь 2020 года.

ВВС Казахстана

17 самолетов по состоянию на декабрь 2020 года.

  Ливия

Aero L-39 Albatros работает в ВВС Ливии.

Ливийские ВВС
  • 181x L-39ZO приобретено в эпоху Каддафи.
  • Десять бывших ливийских L-39ZO доставлены в Египет.
  • 10 самолетов по состоянию на декабрь 2020 года.

Нигерийский Aero L-39.

ВВС Нигерии

8 самолетов по состоянию на декабрь 2020 года.

ВВС России

181 самолет по состоянию на декабрь 2020 года.

ВВС России

4 Л-39НГ по состоянию на декабрь 2020 года.

  Словакия

Словацкий L-39ZA (1701) в цветах Biele Albatrosy на авиасалоне в Радоме 2005

Словацкие ВВС
  • 4x L-39C
  • 4x L-39ZA
  • 7 самолетов по состоянию на декабрь 2020 года.
Сирийские ВВС

61 самолет по состоянию на декабрь 2020 года.

Таджикские ВВС

4 самолета по состоянию на декабрь 2020 года.

L-39ZA Albatros Королевских ВВС Таиланда.

ВВС Таиланда

33 самолета по состоянию на декабрь 2020 года.

Тунис ВВС

9 самолетов по состоянию на декабрь 2020 года.

ВВС Уганды

8 L-39ZA по состоянию на декабрь 2020 года.

Украинский L-39

ВВС Украины

47 самолетов по состоянию на декабрь 2020 года.

ВВС Узбекистана

2 самолета по состоянию на декабрь 2020 года.

Вьетнамские ВВС

25 самолетов по состоянию на декабрь 2020 года.

Йеменские ВВС

28 самолетов по состоянию на декабрь 2020 года.

Бывшие операторы

  Афганистан

Самолеты L-39 Albatross афганского национального авиакорпуса взлетают во время тренировки перед воздушным парадом на предстоящем Национальном празднике Афганистана в Кабуле 12 апреля 2007 года.

Афганские ВВС

Афганские ВВС эксплуатировали 26 L-39C с 1977 по 2001 год, при этом, по некоторым сообщениям, до двух могут оставаться в рабочем состоянии.

  Камбоджа

Королевские ВВС Камбоджи
  • Ранее эксплуатировалось 6 учебно-тренировочных самолетов L-39C.
  • Недавно заказаны 4 учебно-тренировочных самолета Л-39НГ.
Военные Чада

Эксплуатирует 11 самолетов L-39ZO.

чешский Aero L-39

Чешские ВВС
  • L-39C
  • L-39ZA
  • Л-39В
  • Л-39МС

  Чехословакия

Чехословацкие ВВС
  • 33x L-39C
  • 6x Л-39МС
  • 8x Л-39В
  • 30x L-39ZA

Два чехословацких AF L-39V были переданы ВВС Восточной Германии.

Вся авиация ВВС Чехословакии перешла к государствам-преемникам — Чехии и Словакии .

  Восточная Германия

ВВС Восточной Германии
  • 52x L-39ZO
  • 2x Л-39В
  • Два бывших чехословацких L-39V переданы ВВС Восточной Германии.
  • Двадцать бывших восточногерманских L-39ZO поставлены Венгрии.
Гана ВВС

2 Л-39ЗО

Венгерский Aero L-39 Albatros

Венгерские ВВС
  • 20x L-39ZO
  • 20 бывших восточногерманских L-39ZO доставлены в Венгрию
ВВС Ирака
  • 22x L-39C
  • 59x L-39ZO
ВВС Кыргызстана

L-39C

Литва Aero L-39 Albatros.

Литовские ВВС

1x L-39ZA

Корейские народные военно-воздушные силы

60 L-39C

Румынские ВВС

32x L-39ZA

Южный Судан ВВС

Неизвестное количество самолетов L-39 при материально-технической поддержке со стороны Уганды

  Советский союз

ДОСААФ
Советские ВВС

2080x L-39C

Вся авиация советских ВВС перешла к государствам-преемникам: Азербайджану , Казахстану , Киргизии , Литве , России , Украине и Узбекистану .

Модификации и эксплуатация

Помимо основного варианта L-39C и вооружённых L-39ZO и –ZA выпускались специализированные машины. Версия L-39V предназначалась специально для буксировки мишеней. С конца 80-х годов производился модернизированный самолёт L-39MS (или L-59) с новым двигателем. Ряд «местных» модификаций «Альбатроса» появился на Украине. Это разоружённый Л-39Д для гражданского рынка и Л-39М с новым бортовым оборудованием и другим двигателем.

На L-39 проходили подготовку и пилоты фронтовых истребителей, и будущие экипажи бомбардировщиков. Самолёт оказался удобным в освоении и управлении, при этом позволяя выполнять все фигуры высшего пилотажа. Самостоятельные полёты курсантам доверяли после 40 коротких «вывозных» полётов. Получив управление, курсант должен был налетать на «Альбатросе» не менее 100 часов.

Простота и неприхотливость в эксплуатации также вызвали интерес к L-39 в «развивающихся» странах Азии и Африки. Там «Альбатрос» использовался (и используется до сих пор) не только по учебному назначению. Вооружённые модификации –ZO и –ZA эксплуатируются в этих странах в роли лёгких штурмовиков.

Пришлось повоевать и бывшим советским L-39. Самолёты, числившиеся за Краснодарским училищем, отошли Азербайджану и использовались в войне за Нагорный Карабах. Машины Армавирского училища оказались в распоряжении правительства Джохара Дудаева. В ходе первой чеченской войны их пытались использовать для разведки и поддержки войск.

А вот на Западе «Альбатрос» стал популярной спортивной машиной, многие из них находятся там в частном владении. Более того, 2 пилотажные группы в США летают именно на самолётах L-39.

Operational history[]

Civil L-39 in fictional Soviet 84th Light Strike Squadron markings

Royal Thai Air Force L-39ZA/ART in flight during SAREX 2007 at Wing41 Chiang Mai

Abkhazia

In the spring of 2008, a number of Georgian drones were shot down by Abkhazian separatist forces over the Abkhazia region. The Abkhazian separatist forces claimed that one of its missile-equipped L-39s had shot down a Georgian Hermes 450 unmanned reconnaissance drone.

Azerbaijan

L-39s, along with older L-29s, were used extensively in ground attack missions by Azeri forces in the Nagorno-Karabakh War . Several were shot down by Armenian air defences.

Libya

Libya acquired some 180 L-39ZOs around 1978 which served at Sabha and Okba Ben Nafi flying schools along with Yugoslav-made G-2 Galeb for advanced jet training and Italian-made SF.260s (for primary training).

The L-39s were deployed during the Chadian-Libyan conflict, mainly to Ouadi Doum air base. During the final Chadian offensive in March 1987, the Chadians captured Ouadi Doum along with several aircraft (11 L-39s included) and Soviet SAM systems and tanks. A Chadian report to the UN, reported the aforementioned capture on 11 L-39s and the destruction (or downing) of at least four of them.

In the midst of that conflict, on April 21, 1983 three LARAF Il-76TDs and one C-130 landed at Manaus Airport, Brazil after one of the Il-76s developed some technical problems while crossing the Atlantic Ocean. The aircraft were then searched by the Brazilian authorities: instead of medical supplies – as quoted in the transport documentation – the crate of the first of 17 L-39s bound for Nicaragua together with arms and parachutes, to support the country’s war against US-backed Contras were found. The cargo was impounded for some time before being returned to Libya, while the transports were permitted to return to their country.

Syria

The Syrian Arab Air Force has a number of armed L-39ZA light attack variants. In 2012, during the Syrian civil war, L-39s have been routinely deployed against rebel ground forces, a number of aircraft have been shot down by ground fire. They were used operationally during the Battle of Aleppo, striking rebel-held positions.

Insurgents captured L-39s along with their support equipment after raiding the Al-Jarrah base in February 2013, though it is uncertain if the planes are airworthy.

Civilian use

While newer versions are now replacing older L-39s in service, thousands remain in active service as trainers, and many are finding new homes with private warbird owners all over the world. This is particularly evident in the United States, where their $200,000–$300,000 price puts them in range of moderately wealthy pilots looking for a fast, agile personal jet. Their popularity led to a purely L-39 Jet class at the Reno Air Races, though it has since been expanded to include other, similar aircraft.

In September 2012 there were 255 L-39s registered with the US Federal Aviation Administration and four registered with Transport Canada. Several display teams use the L-39 such as the Patriots Jet Team (6 L-39s), the Breitling Jet Team (7 L-39s) and the Black Diamond Jet Team (5 L-39s).

There are also several L-39 available for private jet rides in Australia, Czech Republic, France, Germany, Spain and the USA. These L-39s are mostly in private hands, but some also belong to government agencies, such as those in Vyazma, Russia.

Характеристики

Данный аппарат имеет ряд преимуществ перед остальными моделями. Например, его отличает довольно солидный двигатель серии 1xAI 25ТЛ. Плюс ко всему — «сухая» тяга 3307 фунт-силы (14,7 кН). Кабина рассчитана на экипаж из двух человек, но все распределено очень рационально, компактно и удобно.

Длина самолета составляет 13 метров, его крылья в размахе – 9,44 м, площадь каждого из крыльев – 18,8 кв. м, высота – 4,7 м. Вес пустого самолета составляет 3400 кг, тогда как в загруженном виде вес возрастает до 4370 кг. Несмотря на приличную массу для такого небольшого судна, скорость его немалая – 750 км/ч. Есть и еще некоторые характеристики, в хорошем смысле отличающие модель Л-39. Самолет имеет диапазон Ферри (с ПТБ) 1000 км, его практический потолок — 11 500 метров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector