От гибели «курска» до госпереворота. ложь длиной в 20 лет
Содержание:
- ВЗРЫВ
- Описание конструкции
- Память
- Реакция властей
- Второй взрыв
- Фильм как спецоперация ФСБ
- window.Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 279712, containerId: ‘adfox_151792529491071342’, params: { p1: ‘ccuhg’, p2: ‘geus’ } }, [‘desktop’, ‘tablet’], { tabletWidth: 830, phoneWidth: 480, isAutoReloads: false }); Конструктивные особенности
- Описание конструкции
- Задача следствия: не найти виновных
- Подъем Курска
- Кому спасать утопающих
- Спасательные работы
- «Работа одного дня»
- Спасательный отсек
ВЗРЫВ
В 11:28 пусковой баллон внутри торпеды разрывается. Тут же детонируют 1,5 тысячи тонн смеси перекиси водорода и керосина. Мощный взрыв фиксирует сейсмическая станция в Норвегии.
Фиксация взрыва в норвегии
Семеро подводников в 1-м отсеке умирают мгновенно от взрывной волны. Через дыру в крышке торпедного аппарата отсек заливает водой.
7 погибших
111 в живых
Теоретически жертв трагедии могло быть только семь. Лодка перешла бы в аварийный режим и всплыла. Но этого не случилось.
У подводных лодок класса «Антей» есть особенность конструкции. При залпе (стрельбе из нескольких орудий) давление в торпедном отсеке возрастает настолько, что моряки рискуют получить контузию. Поэтому незадолго до стрельб торпедисты разгерметизировали свой отсек — открыли вентиляцию между отсеками — в точном соответствии с инструкцией.
Через вентиляцию ударная волна взрыва проникает во второй отсек: здесь находится командный пункт корабля. Она приходит ослабленной, но её силы хватает, чтобы 36 моряков получили тяжёлую контузию и, вероятно, погибли.
7
3643 погибших
75 в живых
Из-за взрыва реакторы и турбины автоматически выключаются. «Курск» останавливает ход и движется по инерции. Вода заполняет первый отсек, лодка начинает опасно крениться носом.
Описание конструкции
Подлодка с наименованием «Курск» являлась предметом гордости и главным флагманом российского ВМФ. Она была задействована в широкомасштабных и профильных учениях, в одиночку ликвидировала корабли НАТО на учениях в Средиземном море (1999 г.). Такие показатели обеспечила ее конструкция, силовой агрегат и вооружение.
Корпус
Особенность подводной лодки — двойной усиленный цилиндрический корпус, разделенный на 9 отсеков. Он был достаточно легким, с покрытием противогидролокационного типа. Скорость поднятия на поверхность в море со льдинами обеспечивала усиленная закругленная крыша боевой рубки.
Энергетическая установка и ходовые качества
«Курск» — современная и маневренная на свое время лодка с силовым агрегатом:
- атомной энергетической установкой ОК-650 с двумя реакторами водо-водяного типа. Тепловая мощность составляла 2×190 Мегаватт, мощность по валу — 2×50 тыс. л.с.;
- 2-мя паровыми турбинами по 90 тыс. лошадей каждая;
- 2-мя винтами с 7-ю лопастями.
Субмарина могла опускаться на максимальную глубину 500 м, рабочее погружение составляло 420 м. Подводная скорость АПЛ — 33 узла, надводная — 15 узлов. В автономном режиме находилась 120 суток.
Вооружение
АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.
Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.
Память
23 августа 2000 года — день траура общенационального масштаба. В честь годовщины подъема на 4 линии Васильевского острова (г. Санкт-Петербург) открыта интерактивная выставка. Особняк Боссе, предоставленный А. Розенбаумом, оформлен в виде бортов лодки, на экранах показывали кадры подводной съемки, экспонатами были реальные вещи с судна.
Фрагмент рубки установлен у Мурманске в 2009 году на площадке храма Спаса на Воде. Там же открыт памятник морякам, погибшим в мирное время. И в других городах чтят память о «Курске»:
- ЗАТО Видяево (порт-приписка АПРК) — ежегодные памятные мероприятия;
- г. Сестрорецк — в память о моряках построена часовня Николая Чудотворца;
- с. Лоскутово Кировского р-на г. Томска — мемориальная доска А. Неустроева (служил на подлодке по личной инициативе);
- г. Емва Республики Коми — памятная табличка А. Ларионова (жил в доме на ул. Первомайской, 26);
- г. Нижний Новгород — памятник установлен на кладбище Марьина Роща (похоронено трое подводников);
- дер. Герасимово Суворовского р-на Тульской обл. — часовня с траурной мемориальной доской, на которой — фото 118-ти человек. 12 августа 2003 года открыт памятник с якорем, присланным ВМФ;
- г. Волгоград — в честь бывшего ученика Г. Лячина названа ОШ № 85 и открыт музей;
- г. Марганец, Днепропетровская обл., Украина — на СШ № 11 находится мемориальная доска в честь бывшего ученика В. Белогуня;
- г. Энергодар, Запорожская обл., Украина — памятник С. Логинову рядом с гимназией «Гармония», где он учился.
Кусок металла с обшивки служит мемориалом и одновременно экспонатом «Музея катастроф на воде» в церкви-маяке в с. Малореченское (Крым).
Реакция властей
Правительство РФ, узнав о катастрофе, не хотело допускать иностранцев к операции по причинам нарушения секретности. Только 16 августа командованию ВМФ выдано разрешение президента на задействование зарубежной техники — у России не было необходимых спасательных средств.
По поводу опубликованных газетой «Версия» снимков американской лодки начато уголовное дело. Редактор отдела расследований Д. Филимонов выступал как свидетель.
Официальная причина трагедии — взрыв торпеды — озвучена правительственной комиссией 29 июня. Теория не устроила многих и они, по мнению В. Путина, стали предаваться любимой забаве — искать виноватых. Наказания не понес никто, хотя, по сути, есть виновники: развалившие флот, закрывшие глаза на сигналы бедствия, безынициативные (хотя, за оплату 1,5-3 тыс. руб. инициативы быть не может) сотрудники. Обвинять этих людей бессмысленно даже сейчас: начав поиски с момента получения сигнала, спасатели не смогли бы оказать помощь экипажу.
Второй взрыв
Через минуту после взрыва угол наклона составляет 20°, через две — уже 35°. Ещё через 15 секунд многотонная махина врезается в дно. Вся сила удара приходится на торпедный отсек.
В момент столкновения 10 боевых торпед взрываются с мощью, эквивалентной двум тоннам тротила. Чудовищный взрыв фиксируют на сейсмографах по всей Северной Европе.
«Курск» пропахивает носом около 30 метров и останавливается, зарывшись в грунт на 2,5 метра. Первого отсека уже нет — как и второго, третьего, четвёртого, пятого.
Пятый-бис (реакторный) отсек был отделён самой прочной переборкой, которая остановила ударную волну и погасила её разрушительную силу. Только благодаря этой переборке подводники с 6-го по 9-й отсеки ещё живы. Из 118 членов экипажа осталось 23.
Фильм как спецоперация ФСБ
В 2005 году мне позвонили от имени съемочной группы французского режиссера Жана-Мишеля Карре и попросили об интервью к документальному фильму о гибели «Курска». К этому времени я хорошо был знаком с материалами дела и выводами следствия. В интервью я изложил свое видение причин гибели корабля и экипажа, указав на противоречия и претензии, которые у меня были к следствию, и мотивы, по которым я от имени потерпевших ставил вопрос о продолжении расследования. В 2007 году в Сахаровском центре я был на просмотре этого фильма, получившего название «Подводная лодка в мутной воде», и обнаружил, что возрожден полностью протухший миф одной из первоначальных версий – «Курск» потопили американцы. Путин был представлен миротворцем, предотвратившим III мировую войну, получившим от США 10 миллиардов долларов, а поводом для атаки «Курска» американской торпедой МК-48, по версии авторов фильма, послужил срыв испытаний торпеды-ракеты «Шквал», которую якобы Россия собиралась продать Китаю. Из моего интервью в фильме осталось только несколько общих фраз. Этот фильм и сейчас присутствует в открытом доступе в интернете с пометкой «Запрещенный к показу в РФ», хотя еще в июне 2007 года он был показан в Государственной Думе.
Не вызывает сомнения, что этот фильм — «активное мероприятие» ФСБ России. Достаточно того, что в фильме демонстрируются кадры скрытой съемки ФСБ передачи профессором Анатолием Бабкиным чертежей торпеды-ракеты «Шквал» американскому разведчику Эдмонду Поупу в гостинице. Сама съемка, как и весь процесс по делу Поупа, был засекречен, получить эти кадры, на которых стоят технические отметки «Images KGB 1998), можно только на Лубянке
Заслуживает внимание и кадры интервью самого Поупа, который рассказывает, из-за чего американцы утопили «Курск». Поуп был арестован в апреле 2000 году, суд на ним начался в конце июля того же года за две недели до катастрофы, а Поуп все это время содержался в следственном изоляторе Лефортово
Источник его информирования вопросов вызывать не может. Не может возникнуть вопрос и об источниках финансирования съемок этого фильма – бюджет России.
После этого фильма появляется несколько его ремейков, где повторяется тот же идиотизм американской версии.
window.Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 279712, containerId: ‘adfox_151792529491071342’, params: { p1: ‘ccuhg’, p2: ‘geus’ } }, [‘desktop’, ‘tablet’], { tabletWidth: 830, phoneWidth: 480, isAutoReloads: false }); Конструктивные особенности
ЦКБ МТ «Рубин»
Умолчание собственных ошибок — одна из разновидностей скрыть правду, урок – который так и не выучен.
Молчит Игорь Спасский о расположении во 2-м отсеке центрального поста (поста управления), по соседству с взрывоопасным торпедным боезапасом и такими же аккумуляторными батареями. Не упоминает экс-руководитель «Рубина» и о том, что комингс-площадка аварийно-спасательного люка по сравнению с резиновым покрытием корпуса оказалась занижена на 7 см., что не дало возможности присоса АС-32 и АС-34 и спасения двадцати трех подводников в 9-м отсеке «Курска» (это могло быть ошибкой при строительстве корабля, но и в этом случае можно говорить о недостатках авторского надзора со стороны КБ «Рубин»). Неправда и то, что спасательные аппараты не могли состыковаться из-за повреждения комингс-площадки.
В 2001 году был утвержден новый Корабельный устав ВМФ России. Хотя его принятие и произошло после трагедии «Курска», но, как мне представляется, эти события связаны между собой слабо. В новом Уставе усилены нормы, касающиеся борьбы за живучесть, но гибель «Курска» связана с нарушением ранее действующего Устава. Вместо формы боевой учебы «Сбор-поход» с 10 по 13 августа с ведома руководства ВМФ России эта форма боевой учебы была заменена на проведение «Комплексной боевой подготовки» хотя такая форма не предусмотрена ни одним руководящим документом ВМФ. Вице-адмирал Валерий Рязанцев характеризовал эти учения, как «липовые».
Если план проведение сбор-похода утверждает главком ВМФ, а, следовательно, он, и подчиненные ему службы, флагманские офицеры согласовывают все аспекты плана, проверяют готовность к учениям руководства Северного флота, плавсостава, наземных служб, готовность к учениям кораблей и судов, включая обеспеченность поисково-спасательными средствами, то для вновь изобретенного вида боевой учебы руководство ВМФ России и Главный штаб ВМФ остаются в стороне, а всю ответственность несет руководство Северного флота.
Описание конструкции
Подлодка с наименованием «Курск» являлась предметом гордости и главным флагманом российского ВМФ. Она была задействована в широкомасштабных и профильных учениях, в одиночку ликвидировала корабли НАТО на учениях в Средиземном море (1999 г.). Такие показатели обеспечила ее конструкция, силовой агрегат и вооружение.
Корпус
Особенность подводной лодки — двойной усиленный цилиндрический корпус, разделенный на 9 отсеков. Он был достаточно легким, с покрытием противогидролокационного типа. Скорость поднятия на поверхность в море со льдинами обеспечивала усиленная закругленная крыша боевой рубки.
Носовые рули — горизонтальные, находятся в носу, скрываются в корпусе. Имелись 2 подруливающих механизма.
Энергетическая установка и ходовые качества
«Курск» — современная и маневренная на свое время лодка с силовым агрегатом:
- атомной энергетической установкой ОК-650 с двумя реакторами водо-водяного типа. Тепловая мощность составляла 2×190 Мегаватт, мощность по валу — 2×50 тыс. л.с.;
- 2-мя паровыми турбинами по 90 тыс. лошадей каждая;
- 2-мя винтами с 7-ю лопастями.
Субмарина могла опускаться на максимальную глубину 500 м, рабочее погружение составляло 420 м. Подводная скорость АПЛ — 33 узла, надводная — 15 узлов. В автономном режиме находилась 120 суток.
Задача следствия: не найти виновных
Следствию, которое готовилось предъявить обвинение виновным адмиралам и офицерам, пришлось развернуться на 180°, тогда и назначаются дополнительная судебно-медицинская и навигационная экспертизы. Из экспертизы, проведенной главным судебно-медицинским экспертом министерства обороны полковником Виктором Колкутиным, следует, что 23 подводника в 9-ом отсеке прожили не более 8 часов, хотя первоначально он же не смог установить время наступления смерти. В навигационной экспертизе, проведенной бывшим в то время заместителем главного штурмана ВМФ капитаном I ранга Сергеем Козловым, утверждалось, что стуки исходили не из «Курска». Не буду описывать все грязные приемы и средства, к которым прибегли «эксперты», об этом подробно описано во втором издании моей книги «Она утонула…», которая имеется в открытом доступе в интернете
В дополнительном постановлении полковник юстиции Егиев пишет, что выводы данных экспертиз следствие во внимание не принимает, однако постановление о прекращении уголовного дела не было изменено, а виновные лица на скамью подсудимых не сели.
Я агностик, но верю в существование высшей справедливости и в то, что каждое зло наказуемо. В отношении этих экспертов «наказание» не заставило себя долго ждать. «Эксперт» Сергей Козлов через четыре месяца после дела «Курска» стал главным штурманом ВМФ России, контр-адмиралом, а затем и начальником Военно-топографического управления Генштаба, но в 2013 году сел на скамью подсудимых за мошенничество и приговором военного суда признан виновным.
Подъем Курска
21 августа 2000 года благодаря водолазам норвежского спасательного судна «Seaway Eagle» был вскрыт кормовой аварийный спасательный люк. Отечественные специалисты начала осуществлять выемку секретной документации и поиск тел погибших. ФГУП ЦКБ МТ «Рубин» предоставил план работы по подъему АПЛ»Курск» Президенту РФ.
В начале 2001 года голландская фирма Mammoet Transport BV предложила поднять подлодку с помощью гидравлических домкратов, находившихся на их судне. При расчете поднятия учитывались сила притяжения грунта дна и опасность отрыва первого отсека, что привело бы к радиоактивному заражению.
Первый отсек отрезали и транспортировали отдельно.
После чего на 6 часов системе подъема дали 50% нагрузку, а после последовательно увеличили нагрузку до 100 %.
Базой для технических спасательных средств стала баржа Giant 4, корпус которой дополнительно усилили энергоносителями и прочими рабочими средами, чтобы выдержать 26 домкратов. Каждый домкрат обеспечивал подъем 54 стренда (специальный трос), который выдерживал нагрузку в 1000 тонн.
Схема расположения АПЛ «Курск» при транспортировке
Трос пилы при отделении первого отсека обрывался и каждый раз для помощи привлекались водолазы судов «Мауо» и «Carrier». В октябре 2000 года вскрытие корпуса АПЛ проводилось американской компанией Halliburton при участии российских специалистов. Из 9 отсека удалось достать 12 тел (в т.ч. капитана Дмитрия Колесникова, у которого нашли записку).
Записка Дмитрия Колесникова
Для заведения в плавучий док ПД-50 были специально изготовлены два L-образных понтона, фирмой Mammoet Transport BV.
Участники подъема «Курска» были награждены медалями «За подъем АПЛ «Курск».
Медаль «за подъем АПЛ «Курск»
Катастрофа подводной лодки Курск в Баренцевом море
Подводная лодка «Курск» потерпела крушение в 175 км от Севедвинска в Баренцевом море на глубине 108 метров. Координаты: 69°39’59″N 37°34’57″E или 69°40′00″ с. ш. 37°35′00″ в. д.
Командиры
Капитан 2-го ранга — Рожков Виктор Николаевич.
Командир АПЛ «Курск» с 1993 по 1997 гг. капитан 1 ранга запаса РОЖКОВ Виктор Николаевич
Родился в г. Москва 4 июля 1954 года. Стаж военной службы в ВМФ — 25 лет (20 лет подряд на подводных лодках Северного флота). По словам сослуживцев, интересы службы всегда ставил выше личных. 12 офицеров и мичманов экипажа «Курска», лично отобранные Рожковым, погибли на АПЛ 12 августа 2000 года.
Капитан 1-го ранга — Лячин Геннадий Петрович.
Командир АПЛ «Курск» Герой России капитан 1 ранга Лячин Геннадий Петрович
Родился в свх. Сарпинском Сарпинского р-на Сталинградской области СССР ( в н.в.- пос. Дозмакин республики Калмыкия). Окончил ВВМУППим. Ленинского комсомола в 1977 году. Прошел должности от командира группы управления ракетной боевой части до командира атомной подводной лодки.
Экипажу «Курска» в 1999 году была поставлена задача незаметно выйти в Средиземное море. К поискам К-141 были привлечены силы стран НАТО средиземноморского региона и АПЛ «Мемфис», что не привело к успеху.
Командующий морской обороной Гибралтарской зоны отправлен в отставку. «Курск» успешно и профессионально действовал при условии подавляющего превосходства противника.
Члены экипажа стали кавалерами «Ордена Мужества», а капитан 1-го ранга Г. П. Лячин стал Героем России. Имел рост 190 см и весил ровно 105 кг, за что его звали «Сто пятым». Был женат, имел дочь Дарью и сына Глеба.
Кому спасать утопающих
При расследовании обстоятельств гибели «Курска» неоднократно отмечалось, что в России отсутствуют эффективные средства спасения экипажей аварийных подводных лодок. Прошли годы. Ссылаюсь на несомненного авторитета — главного спасателя ВМФ СССР (1974-1987) Юрия Сенатского, который в 2017 году написал: «Полвека назад …коллеги спокойно поднимали подлодки с глубины в 200 метров в открытом море. Сейчас же учения по подъему «аварийных» ПЛ проводятся на глубинах в 50 метров. Что тут сказать?».
В этой же публикации приводится мнение Юрия Борисова: «Доля оснащенности аварийно-спасательных отрядов флотов современными судами и глубоководными аппаратами составляет 44% и к 2020 году составит 71% от потребного количеств», – отметил Юрий Борисов. Он также заявил, что строительство серии спасателей заложено в госпрограмму вооружений до 2027 года.
Очевидно, что единственным судном, более или менее оборудованным глубоководным водолазным комплексом (ГВК) является «Игорь Белоусов» на Тихоокеанском флоте, а на других флотах оборудований для декомпрессии просто нет. Второго «Игоря Белоусова» из-за санкций построить невозможно. Ели еще пару лет назад предполагалось, что серийное судно — спасатель подводных лодок – появится в 2025 году, то сегодня условиях обвалившихся нефтяных цени и COVID-19 думаю, что и наши внуки до этого не доживут.
Это главный невыученный урок «Курска».
Спасательные работы
12 августа планировалось учебная стрельба торпедами в надводное неприятельское судно. В 11 часов 28 минут из глубины слышался взрыв мощностью 1,5 балла по Рихтеру. Через 135 секунд прозвучал еще один взрыв, но уже мощнее. До 13:50 «Курск» на связь не выходил. Командующий Северного флота В. Попов вылетел для обсуждения ситуации в Североморск. Боевая тревога была объявлена только в 23:30.
Акустические приборы «Петра Великого» засекли АПЛ в 4:51. Она находилась под водой — в том месте была глубина 108 метров. Расстояние от Североморска составляло 150 км. Спасатели спустили водолазный колокол, обнаружили визуально подлодку и услышали сигнал «SOS. Вода». С этого момента начинается спасение субмарины, в ходе которого обнаружилось множество недостатков российского флота.
Поражает быстрый отклик Запада — помощь была предложена Англией и США. Военные планировали применить глубоководную аппаратуру, чтобы спасти моряков. Представители России отклонили предложение.
Лишь 15 августа стало известно о сильных повреждениях носа, критическом запасе воздуха (всего на 3 дня). Англичане отправили аппарат LR-5 без согласования с РФ в порт Норвегии. 16 августа Россия «дала добро» на европейскую помощь. Из норвежского порта отправились два корабля. На Normand Pioneer находился глубоководный аппарат, на Seaway Eagle — команда водолазов.
По официальной версии подлодка лежала с креном 60 градусов. Проблемы со слышимостью, волнение моря не дали ее извлечь. Норвежцы смогли пробраться к субмарине только в 13 часов 20 августа, и, пристыковав спасательный аппарат, открыли 9-й отсек. Через 2 часа стало известно, что живых на борту нет. Информация о полном затоплении уточнена 19 августа — в ходе операции водолазы простукивали корпус. Операция усилиями СФ заняла неделю.
Записка Колесникова и посмертное награждение
Сторонний наблюдатель скажет о медлительности спасателей, отдыхе президента в Сочи, технических недостатках АПЛ, противоречивости официальной информации. Совместно со слухами и домыслами существует записка капитан-лейтенанта Д. Колесникова о том, что в 15:15 12 августа шансов на выживание у команды осталось «процентов 10-20».
Выходит, экипаж просто ждал помощи, экономил свет, воздух и находился в темноте. По неровному почерку второй записки можно судить, что сил у моряков почти не оставалось.
Вторая записка прочитана не до конца — следствие утаило от общественности какую-то фразу. Это породило очередные домыслы: власти скрывают чью-то вину или причину аварии. Говорят, что в секретной строчке было личное, предназначенное только для жены. Вдова Колесникова до сих пор не получила оригинал послания.
Еще одно событие, порождающее слухи — присвоение звания Героя России командиру судна Г. Лячину 26 августа 2000 года, а всем членам команды — ордена Мужества. Посмертно. Поспешность путинского решения настораживает скептиков. Они утверждают, что руководство заглаживает вину перед моряками и ошибки операции по спасению. Командующий Северным флотом пояснил, что к наградам все находившиеся на борту представлены за достижения в Средиземном море (1999 год), когда НАТО вторглось в Югославию. Экипаж К-141 5 раз поразил условно все вражеские корабли и скрылся незаметно.
«Работа одного дня»
Подтверждение версии о том, что на момент аварии у ВМФ Росси просто не оказалось технологий для спасения подводников, мы находим в статье «Гибель подлодки «Курск» старшины второй статьи в запасе, журналиста Олега Лурье: «Я помню все, что тогда говорили о гибели «Курска» всевозможные специалисты, проверяющие и руководящие. До каждого слова, до интонации. Было больно и противно слышать, как чиновники и адмиралы со скорбными лицами врали, что никогда у Северного флота не было техники, способной поднять выживших моряков со дна целыми и невредимыми. Врали и тогда, когда заявляли, что спасательные работы на такой глубине россиянами никогда не проводились… Неужели они посчитали, что никто уже не помнит о том, что на Северном флоте еще за пятнадцать лет (!!!) до гибели «Курска» существовала уникальная аварийно-спасательная глубоководная служба (АСС), для которой спасение оставшихся в живых подводников «Курска» было бы обычной работой и заняло бы один день».
С 1981 по 1984 год Олег Лурье служил в той самой АСС, базировавшейся в Североморске. Водолазы АСС «Алтай», «Трефолев», подлодки «Ленок» (940 проект) не раз выводили подводников из затонувших субмарин. Лурье называет и номер «никогда не существовавшей» в/ч № 39199, базы АСС «Алтай». Из открытых источников известно, что у ВМФ СССР до 1990 года было 310 кораблей-спасателей. За 10 лет, с 1991 по 2000 год, на вооружение флота не поступило ни одного корабля такого класса, многие при этом были списаны или пущены «под нож», среди них – «Алтай», «Ленок», «Трефолев». На всем флоте оставалось всего 23 таких судна (включая и «прадедушку» субмарин, построенного еще в Первую мировую войну), разбросанных по всей стране, от Черного моря до Тихого океана. «Курску» не повезло…
К слову, за год до своей гибели субмарина была удостоена звания «Лучшая подлодка Северного флота» за выполнение особо важного задания. В августе 1999-го в автономке «Курск» прошел через Атлантику и Гибралтар в Средиземное море для скрытного наблюдения за группировкой Шестого флота ВМС США, с одного из авианосцев которой самолёты НАТО бомбили Сербию
Отработав пять условных атак по реальным целям, «Курск» исчез так же внезапно, как и появился. «Это был не прорыв, а песня!» – скажет по возвращении подводников на базу командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов о том ударе, что нанесли русские по американскому самолюбию. После похода 72 члена экипажа были представлены к правительственным наградам.
Спасательный отсек
Подводники перебираются в 9-й — спасательный — отсек и выполняют герметизацию. Но в отсеке уже есть вода, попавшая через технические трубопроводы. Вместе с водой в отсек попадает мазут и техническое масло, которые разлились по кораблю после взрыва.
Пока моряки устраняют протечки, тонкая мазутно-масляная плёнка оседает на деталях отсека.
Моряки не предпринимают никаких действий, чтобы покинуть лодку: они уверены, что их спасут. Но помощи нет. Температура воздуха падает до +4–7 градусов. Кислорода не хватает, морякам трудно дышать. Аварийные аккумуляторы разряжаются, свет в отсеке гаснет.