​​​​подлодка «курск»: история создания и версии гибели

Содержание:

Спасательный отсек

Подводники перебираются в 9-й — спасательный — отсек и выполняют герметизацию. Но в отсеке уже есть вода, попавшая через технические трубопроводы. Вместе с водой в отсек попадает мазут и техническое масло, которые разлились по кораблю после взрыва.

Пока моряки устраняют протечки, тонкая мазутно-масляная плёнка оседает на деталях отсека.

Моряки не предпринимают никаких действий, чтобы покинуть лодку: они уверены, что их спасут. Но помощи нет. Температура воздуха падает до +4–7 градусов. Кислорода не хватает, морякам трудно дышать. Аварийные аккумуляторы разряжаются, свет в отсеке гаснет.

Записка капитана Колесникова

Тело Дмитрия Колесникова, который фактически взял на себя обязанности командира «Курска», поскольку Геннадий Лячин погиб в первые минуты или даже секунды катастрофы, было извлечено на поверхность одним из первых в октябре 2000 года. Несмотря на то, что сразу после трагедии Россия отказалась от помощи из-за рубежа, как пишет Владимир Устинов в своей книге «Вся правда о «Курске»», 2 октября 2000 года договор все-таки был заключен с норвежским филиалом американской фирмы. Труп Колесникова сильно обгорел, но предсмертная записка, обнаруженная при нем, чудом сохранилась. В первой части записки он признавался в любви своей супруге Ольге и передавал приветы близким.

Вторая часть записки, текст которой приведен в издании «В кильватерном строю за смертью. Почему погиб «Курск»» Валерия Рязанцева, гласила: «Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». Однако пока шло расследование, полный текст записки, как утверждает Николай Зенькович, автор книги «Первый год Путина», оставался засекреченным. Адмирал Попов заявил журналистам: «Следователи наложили вето на служебную информацию. Содержание записки – это достояние следствия».

Грязная бомба

11 августа — в день накануне стрельбы — моряки проверяют снаряд. Это учебная торпеда 65-76 ПВ. В ней нет взрывчатки, зато есть агрессивный окислитель топлива — концентрированная перекись водорода, благодаря которой торпеда плавает быстрее и дальше других.

Торпеда 65-76 ПВ

Окислитель — не только преимущество, но и главная опасность 65-76 ПВ. Если перекись водорода по какой-то причине смешается с парами углеводорода — испарениями от машинного масла, керосина, оплётки проводов — будет взрыв. Из-за несчастных случаев похожие торпеды в США и Великобритании сняли с вооружения.

Датчики показывают, что одну торпеду нужно пополнить сжатым воздухом. Это стандартная операция, схожая с подкачкой шин на автомобиле. Подводники подключают снаряд к корабельной системе подачи воздуха с помощью гибкого шланга.

Система подачи воздуха на «Курске» давно не использовалась, трубопровод годами не чистили и не обезжиривали. За это время в нём скопились микрочастицы пыли и старой смазки.

Сжатый воздух смешивается с этой грязью и наполняет воздушный резервуар торпеды. Учебный снаряд превращается в бомбу.

Фильм как спецоперация ФСБ

В 2005 году мне позвонили от имени съемочной группы французского режиссера Жана-Мишеля Карре и попросили об интервью к документальному фильму о гибели «Курска». К этому времени я хорошо был знаком с материалами дела и выводами следствия. В интервью я изложил свое видение причин гибели корабля и экипажа, указав на противоречия и претензии, которые у меня были к следствию, и мотивы, по которым я от имени потерпевших ставил вопрос о продолжении расследования. В 2007 году в Сахаровском центре я был на просмотре этого фильма, получившего название «Подводная лодка в мутной воде», и обнаружил, что возрожден полностью протухший миф одной из первоначальных версий – «Курск» потопили американцы. Путин был представлен миротворцем, предотвратившим III мировую войну, получившим от США 10 миллиардов долларов, а поводом для атаки «Курска» американской торпедой МК-48, по версии авторов фильма, послужил срыв испытаний торпеды-ракеты «Шквал», которую якобы Россия собиралась продать Китаю. Из моего интервью в фильме осталось только несколько общих фраз. Этот фильм и сейчас присутствует в открытом доступе в интернете с пометкой «Запрещенный к показу в РФ», хотя еще в июне 2007 года он был показан в Государственной Думе.

Не вызывает сомнения, что этот фильм — «активное мероприятие» ФСБ России. Достаточно того, что в фильме демонстрируются кадры скрытой съемки ФСБ передачи профессором Анатолием Бабкиным чертежей торпеды-ракеты «Шквал» американскому разведчику Эдмонду Поупу в гостинице. Сама съемка, как и весь процесс по делу Поупа, был засекречен, получить эти кадры, на которых стоят технические отметки «Images KGB 1998), можно только на Лубянке

Заслуживает внимание и кадры интервью самого Поупа, который рассказывает, из-за чего американцы утопили «Курск». Поуп был арестован в апреле 2000 году, суд на ним начался в конце июля того же года за две недели до катастрофы, а Поуп все это время содержался в следственном изоляторе Лефортово

Источник его информирования вопросов вызывать не может. Не может возникнуть вопрос и об источниках финансирования съемок этого фильма – бюджет России.

После этого фильма появляется несколько его ремейков, где повторяется тот же идиотизм американской версии.

Второй взрыв

Через минуту после взрыва угол наклона составляет 20°, через две — уже 35°. Ещё через 15 секунд многотонная махина врезается в дно. Вся сила удара приходится на торпедный отсек.

В момент столкновения 10 боевых торпед взрываются с мощью, эквивалентной двум тоннам тротила. Чудовищный взрыв фиксируют на сейсмографах по всей Северной Европе.

«Курск» пропахивает носом около 30 метров и останавливается, зарывшись в грунт на 2,5 метра. Первого отсека уже нет — как и второго, третьего, четвёртого, пятого.

Пятый-бис (реакторный) отсек был отделён самой прочной переборкой, которая остановила ударную волну и погасила её разрушительную силу. Только благодаря этой переборке подводники с 6-го по 9-й отсеки ещё живы. Из 118 членов экипажа осталось 23.

Тайна первого отсека

Последствия от попадания МК-48 на практике предсказать трудно. Но в торпедном отсеке «Курска» наверняка начался сильный пожар. Он-то и мог привести к одновременной детонации боезапаса нашей АПЛ, в том числе торпед «Шквал», обладающих огромной разрушительной мощью. Носовая часть «Курска» была практически уничтожена, а лодка врезалась в дно. Скорее всего, взрывной волной был повреждён и «Мемфис». Этой версии придерживается, к примеру, капитан первого ранга, историк ВМФ Виталий Доценко в своей книге «Кто убил «Курск»?». Российские военные, разумеется, пробовали обнаружить американские субмарины. Это подтверждает, в частности, Скорген, утверждающий, что 12 августа противолодочные самолёты Северного флота неоднократно проходили вдоль норвежского побережья, а российское командование якобы сообщило ему, что ищет повреждённую лодку, принадлежащую предположительно США. «Мемфис» вскоре действительно был найден в доке норвежского Бергена. А ушедшая незамеченной «Толедо» встала на ремонт тотчас после того, как добралась до Америки. Конечно, нельзя однозначно утверждать, что все произошло именно так. Но версия с участием американских подлодок вполне убедительна. Похоже, что российская сторона не решилась предъявлять претензии США, предпочитая загладить конфликт. Ведь иначе можно было сделать шаг к третьей мировой войне. «Курск» поднят со дна и утилизирован. Завеса тайны его гибели, судя по всему, так и не будет приподнята. До сих пор не опубликованы целиком предсмертные записки моряков, как минимум до 15 августа остававшихся в живых в девятом отсеке. Не опубликованы данные самописцев и найденная вахтенная документация. Да и сама история с подъёмом «Курска» только запутала дело, вместо того чтобы пролить свет. Подряд на работы получила голландская фирма «Маммут» — единственная компания, согласившаяся поднимать лодку без торпедного отсека, который российские военные взорвали на дне год спустя. Как водится, в строжайшей тайне. Какими бы ни были истинные причины аварии, их следовало искать в первом отсеке. Но российскому ВМФ блестяще удалось засекретить всё, связанное с ним.

Метки: Россия, Тайны 20 века, трагедия, гибель, взрыв, США, море, авария, АПЛ, подлодка, ракета, ВМФ, столкновение, торпеда, версия, Курск, ВМС, , Баренцево море

Официальная версия гибели и передача Доренко

Официально власти дали разумное объяснение: «гибель экипажа вследствие испытания нового оружия». По словам источников, признанная небезопасной торпеда из-за утечки топлива в момент выстрела взорвалась. Первый взрыв стал причиной пожара, что вызвало детонацию остальных торпед. Второй взрыв разрушил и уничтожил отсеки подводной лодки, люди погибли.

Но правдивость и полноту информации, «выданной» на ТВ, опроверг С. Доренко. Журналист собрал сведения о том, как жили подводники, тонко подметил промахи и ошибки официальной версии и показал на ОРТ свою версию.

Авторская программа прошла с огромным успехом, но после нее С. Доренко уволили.

Реакция властей

Правительство РФ, узнав о катастрофе, не хотело допускать иностранцев к операции по причинам нарушения секретности. Только 16 августа командованию ВМФ выдано разрешение президента на задействование зарубежной техники — у России не было необходимых спасательных средств.

По поводу опубликованных газетой «Версия» снимков американской лодки начато уголовное дело. Редактор отдела расследований Д. Филимонов выступал как свидетель.

Официальная причина трагедии — взрыв торпеды — озвучена правительственной комиссией 29 июня. Теория не устроила многих и они, по мнению В. Путина, стали предаваться любимой забаве — искать виноватых. Наказания не понес никто, хотя, по сути, есть виновники: развалившие флот, закрывшие глаза на сигналы бедствия, безынициативные (хотя, за оплату 1,5-3 тыс. руб. инициативы быть не может) сотрудники. Обвинять этих людей бессмысленно даже сейчас: начав поиски с момента получения сигнала, спасатели не смогли бы оказать помощь экипажу.

Официальная, но очень «правдивая» версия катастрофы АПЛ Курск в фильме «Правда о Курске»:

https://vk.com/video_ext.php

https://vk.com/video_ext.php

Человеку свойственно от природы рассуждать и свои рассуждения соотносить со здравым смыслом и логикой. Хочу предложить вам пример подобного рассуждения. И так, если порассуждать на эту не простую тему, и если верить своим глазам, то можно увидеть пробоину в АПЛ Курск от торпеды в районе места распила АПЛ Курск справа. «Раневой канал», имеет вогнутые внутрь края, а это говорит о том, что АПЛ Курск была обстреляна.

Зададим себе и окружающим вопрос: кто стрелял-то? Может наши на учениях «случайно ошиблись»? Вряд ли? А после ответ приходит на ум сам. Американцы, кто же ещё. Далее рассуждаем… Американцы расстреляли нашу АПЛ Курск и никто её не пытался спасти. Вопрос: почему? Почему наши все «правители» ждали пока моряки все до одного погибнут? Какой может быть ответ? Может быть ждали, чтобы всем моряки погибли и не осталось ни одного живого свидетеля, которые бы могли рассказать о случившимся?

Идём в своих нехитрых рассуждениях дальше. Почему не началась война между РФ и США, после того как американцы расстреляли АПЛ Курск?

Вывод напрашивается сам собой!  Договорились они о расстреле АПЛ «Курск» до, или после её уничтожения?

Самое главное, что АПЛ «Курск» нельзя было «вытаскивать» на такую небольшую для него глубину. Такие АПЛ, как «Курск» эффективны только в скрытном положении. Это скрытная лодка, которая «растворяется» в водах Мирового Океана и обнаружить её там практически не возможно. А обнаружение её равносильно поражению. Получается что «вытаскивать» АПЛ «Курск» на такое мелководье, ещё и на показ врагу является воинским преступлением — измена Родине! Или не так? Или теперь это как-то по-другому называется?

Вот и что вы скажете о рассуждениях того человека, который ничего не знает о гибели АПЛ «Курск» и его мужественного экипажа? 

Есть продолжение?

Есть множество мнений, которые уверены, что у записки есть засекреченное продолжение. В одной книге по разбору причины крушения подводной лодки «Курск», была информация якобы лично от патологоанатома, который был при вскрытии тела Дмитрия и читал его записку. Врач рассказал, что ниже было написано то, что после взрыва на борту подводного судна началась паника и его били матросы, так как он запретил выходить им из 9-го отсека. Конец записки, по словам медика, был таким: «Я бы их всех перестрелял, было б у меня оружие».

Но Ольга Колесникова — супруга Дмитрия, уверяет всех, что никакого продолжения в записке не было, так как она собственными глазами читала ее и держала в руках. Также супруга офицера поведала о том, что в 9-м отсеке находились довольно взрослые и адекватные офицеры, которые бы вряд ли позволили себе распускать кулаки. Но ни на какой экспертизе доказать, были ли побои на теле Колесникова, возможности не было, так как, по словам Ольги, которая была приглашена на опознание своего супруга, тело Дмитрия состояло из обугленного черепа и двух ног.

Задача следствия: не найти виновных

Следствию, которое готовилось предъявить обвинение виновным адмиралам и офицерам, пришлось развернуться на 180°, тогда и назначаются дополнительная судебно-медицинская и навигационная экспертизы. Из экспертизы,  проведенной главным судебно-медицинским экспертом министерства обороны полковником Виктором Колкутиным, следует, что 23 подводника в 9-ом отсеке прожили не более 8 часов, хотя первоначально он же не смог установить время наступления смерти. В навигационной экспертизе, проведенной бывшим в то время заместителем главного штурмана ВМФ капитаном I ранга Сергеем Козловым, утверждалось, что стуки исходили не из «Курска». Не буду описывать все грязные приемы и средства, к которым прибегли «эксперты», об этом подробно описано во втором издании моей книги «Она утонула…», которая имеется в открытом доступе в интернете

В дополнительном постановлении полковник юстиции Егиев пишет, что выводы данных экспертиз следствие во внимание не принимает, однако постановление о прекращении уголовного дела не было изменено, а виновные лица на скамью подсудимых не сели.

Я агностик, но верю в существование высшей справедливости и в то, что каждое зло наказуемо.  В отношении этих экспертов «наказание» не заставило себя долго ждать. «Эксперт» Сергей Козлов через четыре месяца после дела «Курска» стал главным штурманом ВМФ России, контр-адмиралом, а затем и начальником Военно-топографического управления Генштаба, но в 2013 году сел на скамью подсудимых за мошенничество и приговором военного суда признан виновным. 

Журналы и самописцы подводной лодки «Курск»

По словам главкома ВМФ РФ Владимира Куроедова, в 5-м отсеке атомохода, где находился пульт управления главной энергетической установкой «Курска», обнаружен самописец и сильно повреждённая водой вахтенная документация. По его словам, вёлся поиск самописца и вахтенной документации в 3-м отсеке, где находились боевые посты радистов, химиков и радиометристов. Расшифровку 22 кассет магнитофонных записей с атомохода «Курск» выполняли специалисты петербургского «Центра речевых технологий».

Было установлено, что в день аварии была отключена аппаратура магнитофонной записи «Снегирь», записывающая переговоры по громкой связи, соответствующий тумблер находился в положении «выключено». По регламенту во время подготовки учебной атаки аппаратура «Снегирь» должна быть включена. Также выяснилось, что на атомоходе не была включена сигнализация аварийного буя и несколько лет была отключена система аварийного выброса антенны. С аварийного буя не было снято заводское крепёжное устройство, которое не позволило бую всплыть.

Были обнаружены журналы центрального атомного поста, черновой вахтенный журнал, вахтенные журналы управления левого и правого борта АПЛ. Записи об аварийной обстановке или нештатной ситуации в них отсутствовали. Также были обнаружены три записки подводников. На основании одной из записок было сделано предположение об отсутствии света и задымленности 9-го отсека.

Кому спасать утопающих

При расследовании обстоятельств гибели «Курска» неоднократно отмечалось, что в России отсутствуют эффективные средства спасения экипажей аварийных подводных лодок. Прошли годы. Ссылаюсь на несомненного авторитета — главного спасателя ВМФ СССР (1974-1987) Юрия Сенатского, который в 2017 году написал: «Полвека назад …коллеги спокойно поднимали подлодки с глубины в 200 метров в открытом море. Сейчас же учения по подъему «аварийных» ПЛ проводятся на глубинах в 50 метров. Что тут сказать?».

В этой же публикации приводится мнение Юрия Борисова: «Доля оснащенности аварийно-спасательных отрядов флотов современными судами и глубоководными аппаратами составляет 44% и к 2020 году составит 71% от потребного количеств», – отметил Юрий Борисов. Он также заявил, что строительство серии спасателей заложено в госпрограмму вооружений до 2027 года.

Очевидно, что единственным судном, более или менее оборудованным глубоководным водолазным комплексом (ГВК) является «Игорь Белоусов» на Тихоокеанском флоте, а на других флотах оборудований для декомпрессии просто нет. Второго «Игоря Белоусова» из-за санкций построить невозможно. Ели еще пару лет назад предполагалось, что серийное судно — спасатель  подводных лодок – появится в 2025 году, то сегодня условиях обвалившихся нефтяных цени и COVID-19 думаю, что и наши внуки до этого не доживут.

Это главный невыученный урок «Курска».

Вместо эпилога

Правду о трагедии на атомной подлодке «Курск» мы, вероятно, не узнаем никогда. Это тот случай, когда официальную версию и конспирологию разделяет лишь тонкая грань, и на чьей стороне истина – неизвестно. 

Отказ РФ от международной помощи и путаницу в словах высокопоставленных лиц можно списать на самозащиту. И правда, ни командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, ни другой активный участник тех событий – вице-адмирал Михаил Моцак ответственности так и не понесли. Иностранцев к лодке действительно пускать не хотели, поскольку боялись нарушить пресловутую «секретность», доставшуюся в наследство от СССР. И здесь невольно вспоминаются слова булгаковского профессора Преображенского о разрухе в головах. 

Но как быть с деталями катастрофы? Версия о столкновении с подводным или надводным объектом кажется неправдоподобной. На момент первого взрыва норвежская сейсмостанция ARCES зафиксировала удар силой в 90-200 кг в тротиловом эквиваленте. Таким образом, первый взрыв торпеды действительно мог произойти. Через две минуты сейсмологи зафиксировали еще один взрыв, в разы сильнее – это мог детонировать оставшийся боезапас лодки. Но какая именно торпеда погубила «Курск»? Боевая часть «Кита» составляет 450 кг, американской Mark-48 – 295, а Mark-46 – 44 кг. Теоретически взрыв каждой из них мог оказаться первым зафиксированным ударом. 

Никакого смысла торпедировать «Курск» для американцев не было, разве только в крайних условиях самообороны. А шансы поразить АПЛ с земли ракетой класса «земля – земля» были не больше, чем вероятность того, что в «Курск» попадет метеорит. Что же касается взрыва торпеды на борту, то он мог произойти только при стечении обстоятельств и в условиях тотальной халатности на всех уровнях. Это совершенно недопустимо на подводном флоте, но для того времени не кажется чем-то невероятным. 

Катастрофа и спасательные работы

Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».

Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.

В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.

Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.

В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» – с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.

В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.

Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.

Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.

Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.

Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.

По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.

Список погибших составил 118 человек.

Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.

Верcии взрыва[править | править код]

Взрыв учебной торпедыправить | править код

Официальный отчет в 2000 страниц, опубликованный в 2002 генпрокурором Устиновым, заключается тем что гибель «Курска» была вызвана учебной торпедой, которая взорвалась в торпедном отсеке. Однако торпеды на пероксиде водорода не используется во всех флотах мира уже больше 50 лет а «Курск» являлся новейшей лодкой. Некоторые утверждают, что сообщение было прикрытием, чтобы уладить отношения между Россией и США.

Террорист-смертникправить | править код

Почти сразу после катастрофы, чеченский веб-сайт сообщил, что взрыв в субмарине был вызван террористом-смертником на борту, членом команды из Дагестана. Предполагается, что он взорвал себя в поддержку боевиков в Чечне. Эта версия была быстро опровергнута.

Мина времен 2-й мировой войныправить | править код

Наряду с самопроизвольным взрывом торпеды, среди «пацифистских» версий, рассматривался вариант, когда «Курск» напоролся на противокорабельную мину времен Великой Отечественной войны, что возможно привело, также, к детонации торпеды. Эта версия получила продолжение в фильме Владимира Хотиненко «72 метра». После выбора официальной версией «взрыв торпеды», предположение отпало само собой.

Курск был торпедирован американцамиправить | править код

Сразу после катастрофы, несколько генералов и официальных лиц утверждали что Курск был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала умалчиваться в пользу официальной версии. Однако французский режиссер Жан-Мишель Карре (Jean-Michel Carré), в своем фильме «„Курск“: Подводная лодка в мутных водах» (Koursk: un sous-marin en eaux troubles), который был показан 7 января 2005 на французском телевидении France 2, утверждает, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис». Согласно его версии, «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды Шквал, эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо». В один момент, «Курск» и «Толедо» столкнулись, (видеозапись лежащего на дне «Курска» показывает длиные разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел «Курска» в «Толедо», (предполагается что было услышано открытие трубы торпедного аппарата «Курска»), «Мемфис» выстрелил торпедой МК-48 по «Курску». Карре утверждает, что российский президент Владимир Путин преднамеренно скрыл правду о том что случилось, чтобы не допустить резкого ухудшения отношений с США.

Читайте перевод статьи газеты La Stampa о фильме Жана-Мишеля Карре.

Расхищение оборудования на драгметаллыправить | править код

Для удаления из воздуха горючих газов (в первую очередь водорода, который может выделяться из аккумуляторов), в системе вентиляции подводных лодкок применяются каталитические печи холодного беспламенного горения. Катализаторы содержат платину и палладий, что делает их желанной добычей для расхитителей оборудования на вторсырьё.

При отсутствии катализаторов водород мог накопиться в воздухе и взорваться от случайной искры, что могло повлечь взрыв боезапаса.

Потоплен своими жеправить | править код

«Курск» мог быть намеренно потоплен в надводном положении огнём с атомного крейсера «Пётр Великий» (см. видеогалерею ниже), а кивание на американцев — ложный след.

Представитель Общества ветеранов Третьей дивизии атомных подводных лодок Северного флота Александр Лесков приводит на этот счет несколько любопытных доводов. По его мнению, АПЛ «Курск» получила фатальные повреждения именно в надводном положении, так как при длине подводной лодки в 153 метра, она не может погружаться там, где глубина моря не превышает 115 метров, а именно такова была глубина в месте затопления «Курска», которое, кстати, является полигоном надводных кораблей, а не подводных лодок. «Есть еще одно доказательство того, что субмарина во время взрыва находилась в надводном положении». Лесков говорит, что это фотографии, полученные, когда она уже лежала на дне. На этих фото четко видно, что АПЛ была с поднятыми выдвижными устройствами, что также является нонсенсом для лодки в подводном положении.

Полный вперёд

Злосчастные манёвры с самого начала привлекли повышенное внимание НАТО. В районе учений были зафиксированы две американские субмарины — «Мемфис» и «Толедо», норвежское судно-шпион «Марьята» и пять самолётов-шпионов США типа «Орион»

Американцы явно интересовались испытаниями нового вооружения. В России эти факты не то чтобы замалчивались, но намеренно отделялись от аварии «Курска». Однако зарубежные исследователи придают им куда большее значение. Итак, в 08:51 командир «Курска» сообщил флагману эскадры, что погружается на перископную глубину — около 17 метров — и прекратил связь. В 11:28 российская АПЛ готова к торпедной атаке. Именно тогда и произошёл взрыв в первом отсеке. В такой ситуации командир корабля должен был продуть главный балласт и заглушить двигатели — лодка была бы вытолкнута на поверхность. Но «Курск» вместо этого дал полный ход. Так поступают, пытаясь уйти от торпедной атаки. Тут же последовал второй взрыв — гораздо мощнее первого, который, вероятно, и разворотил носовую часть судна. После этого «Курск» стремительно погрузился, пропахав по дну полосу длиной около 120 метров, которую потом отчётливо наблюдали водолазы. Выжившим членам команды удалось остановить оба реактора, а ещё одной немногочисленной группе подводников — укрыться в последнем, девятом отсеке, снабжённом шлюзом экстренной эвакуации. Само по себе это говорит о том, что трагедия не была такой молниеносной, как значится в официальной версии. Дальше мы наталкиваемся на целый пласт загадок. Российские военные заявили, что поиски подлодки заняли более 30 часов, хотя и район действий был хорошо известен заранее, и сильного волнения на море не было. Однако, по сведениям зарубежных источников, на месте гибели «Курска» уже в полдень 13 августа были сброшены глубинные бомбы, а ещё утром 12-го в небо подняты две эскадрильи противолодочных самолётов с ядерным оружием на борту. Первое обстоятельство российская сторона объяснила попыткой призвать субмарину к всплытию. Второе — вообще никак. На самом деле

Подъем Курска

21 августа 2000 года благодаря водолазам норвежского спасательного судна «Seaway Eagle» был вскрыт кормовой аварийный спасательный люк. Отечественные специалисты начала осуществлять выемку секретной документации и поиск тел погибших. ФГУП ЦКБ МТ «Рубин» предоставил план работы по подъему АПЛ»Курск» Президенту РФ.

В начале 2001 года голландская фирма Mammoet Transport BV предложила поднять подлодку с помощью гидравлических домкратов, находившихся на их судне. При расчете поднятия учитывались сила притяжения грунта дна и опасность отрыва первого отсека, что привело бы к радиоактивному заражению.

Первый отсек отрезали и транспортировали отдельно.

После чего на 6 часов системе подъема дали 50% нагрузку, а после последовательно увеличили нагрузку до 100 %.

Базой для технических спасательных средств стала баржа Giant 4, корпус которой дополнительно усилили энергоносителями и прочими рабочими средами, чтобы выдержать 26 домкратов. Каждый домкрат обеспечивал подъем 54 стренда (специальный трос), который выдерживал нагрузку в 1000 тонн.

Схема расположения АПЛ «Курск» при транспортировке

Трос пилы при отделении первого отсека обрывался и каждый раз для помощи привлекались водолазы судов «Мауо» и «Carrier». В октябре 2000 года вскрытие корпуса АПЛ проводилось американской компанией Halliburton при участии российских специалистов. Из 9 отсека удалось достать 12 тел (в т.ч. капитана Дмитрия Колесникова, у которого нашли записку).

Записка Дмитрия Колесникова

Для заведения в плавучий док ПД-50 были специально изготовлены два L-образных понтона, фирмой Mammoet Transport BV.
Участники подъема «Курска» были награждены медалями «За подъем АПЛ «Курск».

Медаль «за подъем АПЛ «Курск»

Катастрофа подводной лодки Курск в Баренцевом море

Подводная лодка «Курск» потерпела крушение в 175 км от Севедвинска в Баренцевом море на глубине 108 метров. Координаты: 69°39’59″N 37°34’57″E или 69°40′00″ с. ш. 37°35′00″ в. д.

Командиры

Капитан 2-го ранга — Рожков Виктор Николаевич.

Командир АПЛ «Курск» с 1993 по 1997 гг. капитан 1 ранга запаса РОЖКОВ Виктор Николаевич

Родился в г. Москва 4 июля 1954 года. Стаж военной службы в ВМФ — 25 лет (20 лет подряд на подводных лодках Северного флота). По словам сослуживцев, интересы службы всегда ставил выше личных. 12 офицеров и мичманов экипажа «Курска», лично отобранные Рожковым, погибли на АПЛ 12 августа 2000 года.

Капитан 1-го ранга — Лячин Геннадий Петрович.

Командир АПЛ «Курск» Герой России капитан 1 ранга Лячин Геннадий Петрович

Родился в свх. Сарпинском Сарпинского р-на Сталинградской области СССР ( в н.в.- пос. Дозмакин республики Калмыкия). Окончил ВВМУППим. Ленинского комсомола в 1977 году. Прошел должности от командира группы управления ракетной боевой части до командира атомной подводной лодки.

Экипажу «Курска» в 1999 году была поставлена задача незаметно выйти в Средиземное море. К поискам К-141 были привлечены силы стран НАТО средиземноморского региона  и АПЛ «Мемфис», что не привело к успеху.

Командующий морской обороной Гибралтарской зоны отправлен в отставку. «Курск» успешно и профессионально действовал при условии подавляющего превосходства противника.

Члены экипажа стали кавалерами «Ордена Мужества», а капитан 1-го ранга Г. П. Лячин стал Героем России. Имел рост 190 см и весил ровно 105 кг, за что его звали «Сто пятым». Был женат, имел дочь Дарью и сына Глеба.

window.Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 279712, containerId: ‘adfox_151792529491071342’, params: { p1: ‘ccuhg’, p2: ‘geus’ } }, [‘desktop’, ‘tablet’], { tabletWidth: 830, phoneWidth: 480, isAutoReloads: false }); Конструктивные особенности

ЦКБ МТ «Рубин»

Умолчание собственных ошибок — одна из разновидностей скрыть правду, урок – который так и не выучен. 

Молчит Игорь Спасский о расположении во 2-м отсеке центрального поста (поста управления), по соседству с взрывоопасным торпедным боезапасом и такими же аккумуляторными батареями. Не упоминает экс-руководитель «Рубина» и о том, что комингс-площадка аварийно-спасательного люка по сравнению с резиновым покрытием корпуса оказалась занижена на 7 см., что не дало возможности присоса АС-32 и АС-34 и спасения двадцати трех подводников в 9-м отсеке «Курска» (это могло быть ошибкой при строительстве корабля, но и в этом случае можно говорить о недостатках авторского надзора со стороны КБ «Рубин»). Неправда и то, что спасательные аппараты не могли состыковаться из-за повреждения комингс-площадки.

В 2001 году был утвержден новый Корабельный устав ВМФ России. Хотя его принятие и произошло после трагедии «Курска», но, как мне представляется, эти события связаны между собой слабо. В новом Уставе усилены нормы, касающиеся борьбы за живучесть, но гибель «Курска» связана с нарушением ранее действующего Устава. Вместо формы боевой учебы «Сбор-поход» с 10 по 13 августа с ведома руководства ВМФ России эта форма боевой учебы была заменена на проведение «Комплексной боевой подготовки» хотя такая форма не предусмотрена ни одним руководящим документом ВМФ. Вице-адмирал Валерий Рязанцев характеризовал эти учения, как «липовые». 

Если план проведение сбор-похода утверждает главком ВМФ, а, следовательно, он, и подчиненные ему службы, флагманские офицеры согласовывают все аспекты плана, проверяют готовность к учениям руководства Северного флота, плавсостава, наземных служб, готовность к учениям кораблей и судов, включая обеспеченность поисково-спасательными средствами, то для вновь изобретенного вида боевой учебы руководство ВМФ России и Главный штаб ВМФ остаются в стороне, а всю ответственность несет руководство Северного флота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector