Что на самом деле случилось с подлодкой курск?

Что случилось с подводной лодкой Курск

10 августа 2000 года подлодка отправилась в свой последний поход, а два дня спустя – 12 августа 2000 года – «Курск» прекратил выходить на связь. В 23:44 в районе, где находилась подлодка, прогремел взрыв. Уже на следующий день корабли Северного флота были направлены к месту трагедии. В 04:51 «Курск» обнаружили на глубине 108 метров. Первое публичное заявление о произошедшем было озвучено 14 августа. Согласно заявлению с экипажем была налажена радиосвязь. Как следовало из вскоре последовавшего заявления, связь с экипажем осуществлялась через перестукивание, опасности для жизни офицеров не было, а подача кислорода, топлива и продув систем атомной подлодки осуществлялись спасательным аппаратом Колокол.

15 августа Главный штаб ВМФ России сообщил о начале спасательной операции, которая была завершена 21 августа, когда норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9‑го отсека. Операция по подъему тел погибших моряков‑подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Из отсеков «Курска» за осень 2000 года и осени‑зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников. Немаловажным фактом также является то, что военно-морские учения с участием «Курска» были самыми масштабными с момента развала Советского Союза.

Часть подлодки, поднятой со дна Баренцева моря

Второй взрыв

Через минуту после взрыва угол наклона составляет 20°, через две — уже 35°. Ещё через 15 секунд многотонная махина врезается в дно. Вся сила удара приходится на торпедный отсек.

В момент столкновения 10 боевых торпед взрываются с мощью, эквивалентной двум тоннам тротила. Чудовищный взрыв фиксируют на сейсмографах по всей Северной Европе.

«Курск» пропахивает носом около 30 метров и останавливается, зарывшись в грунт на 2,5 метра. Первого отсека уже нет — как и второго, третьего, четвёртого, пятого.

Пятый-бис (реакторный) отсек был отделён самой прочной переборкой, которая остановила ударную волну и погасила её разрушительную силу. Только благодаря этой переборке подводники с 6-го по 9-й отсеки ещё живы. Из 118 членов экипажа осталось 23.

ВЗРЫВ

В 11:28 пусковой баллон внутри торпеды разрывается. Тут же детонируют 1,5 тысячи тонн смеси перекиси водорода и керосина. Мощный взрыв фиксирует сейсмическая станция в Норвегии.

Фиксация взрыва в норвегии

Семеро подводников в 1-м отсеке умирают мгновенно от взрывной волны. Через дыру в крышке торпедного аппарата отсек заливает водой.

7 погибших

111 в живых

Теоретически жертв трагедии могло быть только семь. Лодка перешла бы в аварийный режим и всплыла. Но этого не случилось.

У подводных лодок класса «Антей» есть особенность конструкции. При залпе (стрельбе из нескольких орудий) давление в торпедном отсеке возрастает настолько, что моряки рискуют получить контузию. Поэтому незадолго до стрельб торпедисты разгерметизировали свой отсек — открыли вентиляцию между отсеками — в точном соответствии с инструкцией.

Через вентиляцию ударная волна взрыва проникает во второй отсек: здесь находится командный пункт корабля. Она приходит ослабленной, но её силы хватает, чтобы 36 моряков получили тяжёлую контузию и, вероятно, погибли.

7

3643 погибших

75 в живых

Из-за взрыва реакторы и турбины автоматически выключаются. «Курск» останавливает ход и движется по инерции. Вода заполняет первый отсек, лодка начинает опасно крениться носом.

Официальная версия гибели и передача Доренко

Официально власти дали разумное объяснение: «гибель экипажа вследствие испытания нового оружия». По словам источников, признанная небезопасной торпеда из-за утечки топлива в момент выстрела взорвалась. Первый взрыв стал причиной пожара, что вызвало детонацию остальных торпед. Второй взрыв разрушил и уничтожил отсеки подводной лодки, люди погибли.

Но правдивость и полноту информации, «выданной» на ТВ, опроверг С. Доренко. Журналист собрал сведения о том, как жили подводники, тонко подметил промахи и ошибки официальной версии и показал на ОРТ свою версию.

Авторская программа прошла с огромным успехом, но после нее С. Доренко уволили.

Журналы и самописцы подводной лодки «Курск»

По словам главкома ВМФ РФ Владимира Куроедова, в 5-м отсеке атомохода, где находился пульт управления главной энергетической установкой «Курска», обнаружен самописец и сильно повреждённая водой вахтенная документация. По его словам, вёлся поиск самописца и вахтенной документации в 3-м отсеке, где находились боевые посты радистов, химиков и радиометристов. Расшифровку 22 кассет магнитофонных записей с атомохода «Курск» выполняли специалисты петербургского «Центра речевых технологий».

Было установлено, что в день аварии была отключена аппаратура магнитофонной записи «Снегирь», записывающая переговоры по громкой связи, соответствующий тумблер находился в положении «выключено». По регламенту во время подготовки учебной атаки аппаратура «Снегирь» должна быть включена. Также выяснилось, что на атомоходе не была включена сигнализация аварийного буя и несколько лет была отключена система аварийного выброса антенны. С аварийного буя не было снято заводское крепёжное устройство, которое не позволило бую всплыть.

Были обнаружены журналы центрального атомного поста, черновой вахтенный журнал, вахтенные журналы управления левого и правого борта АПЛ. Записи об аварийной обстановке или нештатной ситуации в них отсутствовали. Также были обнаружены три записки подводников. На основании одной из записок было сделано предположение об отсутствии света и задымленности 9-го отсека.

Фильм как спецоперация ФСБ

В 2005 году мне позвонили от имени съемочной группы французского режиссера Жана-Мишеля Карре и попросили об интервью к документальному фильму о гибели «Курска». К этому времени я хорошо был знаком с материалами дела и выводами следствия. В интервью я изложил свое видение причин гибели корабля и экипажа, указав на противоречия и претензии, которые у меня были к следствию, и мотивы, по которым я от имени потерпевших ставил вопрос о продолжении расследования. В 2007 году в Сахаровском центре я был на просмотре этого фильма, получившего название «Подводная лодка в мутной воде», и обнаружил, что возрожден полностью протухший миф одной из первоначальных версий – «Курск» потопили американцы. Путин был представлен миротворцем, предотвратившим III мировую войну, получившим от США 10 миллиардов долларов, а поводом для атаки «Курска» американской торпедой МК-48, по версии авторов фильма, послужил срыв испытаний торпеды-ракеты «Шквал», которую якобы Россия собиралась продать Китаю. Из моего интервью в фильме осталось только несколько общих фраз. Этот фильм и сейчас присутствует в открытом доступе в интернете с пометкой «Запрещенный к показу в РФ», хотя еще в июне 2007 года он был показан в Государственной Думе.

Не вызывает сомнения, что этот фильм — «активное мероприятие» ФСБ России. Достаточно того, что в фильме демонстрируются кадры скрытой съемки ФСБ передачи профессором Анатолием Бабкиным чертежей торпеды-ракеты «Шквал» американскому разведчику Эдмонду Поупу в гостинице. Сама съемка, как и весь процесс по делу Поупа, был засекречен, получить эти кадры, на которых стоят технические отметки «Images KGB 1998), можно только на Лубянке

Заслуживает внимание и кадры интервью самого Поупа, который рассказывает, из-за чего американцы утопили «Курск». Поуп был арестован в апреле 2000 году, суд на ним начался в конце июля того же года за две недели до катастрофы, а Поуп все это время содержался в следственном изоляторе Лефортово

Источник его информирования вопросов вызывать не может. Не может возникнуть вопрос и об источниках финансирования съемок этого фильма – бюджет России.

После этого фильма появляется несколько его ремейков, где повторяется тот же идиотизм американской версии.

«Не гоните волну!»

С каждой озвученной версией прибавлялось у страны вопросов, главный из которых – «Почему их не спасли?» – не дает и сегодня спать родным погибших моряков. После того как и без нас была проработана сотня версий, мы не будем строить 101-ю. Мы поговорим с участниками спасательной операции. Один из них живет в Благовещенском районе. Глава Леньковского сельсовета Александр Гринчук сразу поставил условие: он расскажет, все, что знает, а журналисты не будут гнать волну. Александр Михайлович – офицер запаса, с 1983 по 1995 год служил в составе Северного флота в Североморске, близ Видяево, где базировался погибший «Курск». 13 августа 2000 года он, тогда еще старший лейтенант и борттехник спасательного вертолета К-27, в составе других экипажей отдельного противолодочного вертолетно-корабельного полка работал в районе бедствия. Вот как ответил на главный вопрос Александр Гринчук:

– Александр Михайлович, самая страшная и безбожная из опубликованных версий звучит примерно так. Людей могли спасти, но не спасали специально, дабы не оставлять живых свидетелей столкновения с американской субмариной и не осложнять отношений с Америкой…

– Да, живые на «Курске» в первые сутки после аварии оставались. Но то, что их специально не спасали, – бред полный. Не могли спасти по стечению роковых обстоятельств. Сильный шторм, который не давал близко подойти к аварийной АПЛ, лишь одно из них. Самое главное – отсутствие аппаратов для работы на стометровой глубине. Если честно, мы не были к такому готовы. В 90-е корабли, в том числе и спасательные, списывали без разбору. Случилась беда с «Курском», и люди одумались, и стали оснащать флот специальными спасательными агрегатами. Увы, вся история ВМФ и авиации написана кровью российских мужиков. Не приведи бог, случись что-то подобное в наше время, моряков достанут с любой глубины, в любую погоду.

– По официальной версии, «Курск» погиб из-за детонации торпед в отсеках. Но было много и неофициальных, от которых не отмахнуться. Какой из них придерживаетесь вы?

– Даже в нашей профессиональной среде военных я слышал много и правдоподобного, и не очень. Государственная комиссия работала долго и тщательно, ни у одного военного человека нет повода не верить ее выводам о том, что в торпедных отсеках сдетонировали торпеды. Но свое мнение, конечно, было у каждого, кто участвовал в спасательной операции. Мое личное, считайте его субъективным, основано на анализе характера повреждений корпуса «Курска». Они дают повод предположить, что случилось столкновение. Утверждать, с субмариной американцев или иной страны НАТО, не буду – не хватает для этого достоверных фактов.

К слову, сказанное Александром Гринчуком в одном из комментариев после окончания расследования трагедии подтвердил и руководитель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Кудрин: «Не могу себе представить ситуацию, когда наша подводная лодка где-то терпит бедствие, а ее никто не ищет и не оказывает ей помощи. Этого просто не может быть».

Несчастливый проект

В августе 2000-го на спасение моряков были брошены корабли, палубная авиация, вертолеты, команды водолазов, и не только Северного флота. Во время служебной командировки во Владивосток в ЗАТО Большой Камень, где дислоцируется 72-я отдельная бригада строящихся и ремонтируемых подводных лодок Тихоокеанского флота, автору этой публикации удалось поговорить с военными моряками. Один из них на условиях анонимности рассказал, что команду водолазов Тихоокеанского флота 15 лет назад срочно перебросили в район гибели «Курска» для спасения людей. По его словам, подводные аппараты, с помощью которых можно было попасть внутрь крейсера и вывести тех, кто еще оставался в живых, оказались бесполезными не только из-за природных факторов – большой глубины, шторма и мутности воды. Был поврежден кормовой аварийно-спасательный люк, стыковка с корпусом АПЛ оказалась невозможной. Люк мог стать спасением. Не для всех, конечно, многие не выдержали бы давления и кессонной болезни, но кто-то из подводников остался бы жив. В этом уверен офицер ТОФ. Стыковку с корпусом все же осуществили водолазы-норвежцы с Seaway Eagle, но только 20 августа, когда было уже слишком поздно.

К слову, во Владивостоке, в одном из доков судостроительного комплекса «Звезда», мне показали подлодку «Томск», близнеца «Курска». Их строили на заводе «Севмашпредприятие» одновременно, по одному проекту «Антей». Моряки считают его несчастливым: осенью 2013 года на «Томске» тоже случился пожар. Слава богу, без жертв.

Калининград помнит

В Калининграде памятные мероприятия пройдут в филиале военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВМФ “Военно-морская академия”. Пятеро офицеров-выпускников филиала проходили службу на “Курске” и погибли при исполнении воинского долга 12 августа 2000 года, сказали ТАСС в пресс-службе Балтийского флота. В память о погибших подводниках на фасаде музея истории установлены мемориальные плиты с именами офицеров-выпускников, не вернувшихся из того трагического, последнего похода подлодки в Баренцево море. На строевом плацу института состоится митинг памяти, представители командования Балтийского флота и военно-морского вуза, курсанты, а также родственники и друзья погибших подводников возложат цветы к мемориалу.

В храме-часовне святого праведного адмирала Российского флота Федора Ушакова, расположенного на территории военно-морского учебного заведения, представители Русской православной церкви совершат поминальный молебен о погибших моряках. В пресс-службе Балтийского флота отметили, что на кораблях и в частях будут приспущены флаги, состоятся митинги, личный состав флота почтит минутой молчания память погибших моряков атомного ракетоносца.

Что может объяснить такие уступки для США со стороны России? Что на самом деле произошло с подводной лодкой «Курск»?

Одна из основных «неофициальных» версий утверждает, что во время учений китайской стороне были продемонстрированы запрещенные по условиям договора между США и Россией виды вооружений. Случайно или нет, но рядом с местом, где проводились учение, под водой находились подводные лодки ВМФ США, которые, вполне возможно, выполняли разведывательные операции или попросту – шпионили за русскими коллегами.

Исследователи считают, что во время испытаний русского оружия, защитные системы подводных лодок США в автоматическом режиме произвели запуск торпед со своего борта.

Подводная лодка «Курск» оказалось менее прочной, чем предполагалось. Американские торпеды МК48 (которые хоть и не были с ядерным зарядом, но содержали наконечник с обедненным ураном), смогли пробить корпус подлодки и спровоцировать 2 мощных взрыва в торпедном отсеке. Эта версия подтверждается наличием загнутых краев дыры, которая образовалась на корпусе «Курска». Примечательно, что когда подлодку подняли со дна, отсек, где по версии следователей произошел взрыв, был отрезан и нигде и никогда не демонстрировался ни журналистам, ни родственникам погибших.

Во время подводного боя, американские подлодки также получили повреждения – 2 из них столкнулись с друг другом. Их фотографии были сделаны через несколько дней – одна на ремонтной базе в Норвегии, другая – в США. Спустя пару месяцев, газета NewYorkTimesповедала читателям о ее таинственных приключениях.

Отверстия от повреждения торпедой – это не торпедные пробоины

Сейсмологи предоставили данные о двух толчках, зафиксированных множеством приборов, что и дало ключ к разгадке. 

При рассмотрении отверстий, якобы оставленных от торпедного залпа американской подлодки, эксперты высказали мнение, что это совсем иное оружие. 

Даже если бы эта была кумулятивная торпеда, она бы прожгла внешний облегченный корпус, затем бы наступил взрыв. Следы взрыва обязательно бы сохранились и были бы видны, но их нет.

Отверстие в броне не соответствует первоначальной версии

Отверстие в корпусе выглядит так, что предмет туда вошел не под прямым углом, а слегка сбоку, как бы «догоняя» “Курск”. Эксперты выдвигают мнение: «Отверстие могла оставить торпеда “Шквал”. Именно этой торпедой стреляла подводная лодка на учениях, стараясь показать силу нового вооружения. Если в момент движения по траектории торпеда касается лодки “Мемфис” (которую потом ремонтировали), она меняет траекторию и врезается в бок “Курска”. Затем происходит непоправимое – в отсек с торпедами попадает расплавленное топливо, все боеприпасы детонируют. В конечном итоге подводная лодка и весь ее экипаж гибнут.

Таким образом, причиной гибели является трагическая случайность при учебных испытаниях новейшего оружия. Именно эта версия сегодня соответствует всем фактам и данным.

«Курск»: поход в никуда

Но вернемся к погибшей субмарине. Можно ли детально восстановить хронологию событий – спорный вопрос. Многие аспекты засекречены, и о них мы никогда не узнаем. 

Известно, что в свой последний поход подводный крейсер отправился 10 августа 2000 года. А уже через два дня, 12 августа, корабль не вышел на связь. По плану учений экипаж должен был отработать пуск крылатой ракеты П-700, а также произвести стрельбу по мишеням торпедами близ Кольского залива. На лодке находился полный состав крылатых ракет, а также весь возможный боезапас торпед (24 штуки). Между тем учебно-боевые торпедные атаки обнаружены не были, а командный пункт не получил соответствующего доклада. 

Проходившие с участием «Курска» военно-морские учения стали самыми масштабными с момента краха СССР. Конечно, здесь был замешан престиж России как великой морской державы. Отчасти именно этим объясняется путаница в словах руководства ВМФ. Только через два дня после трагедии появились первые официальные сообщения о катастрофе, а до этого момента простые люди могли лишь догадываться о ней. Президент Владимир Путин находился тогда в Сочи. Он не сделал никаких заявлений и не стал прерывать свой отпуск. 

Нужно полагать, опасения закрались еще 12 августа, когда в 11:28 утра по местному времени на атомном крейсере «Петр Великий» зафиксировали хлопок. Тогда судьба подводников и их командира – капитана I ранга Геннадия Лячина – не казалась предрешенной, а странный звук списали на активацию антенны радиолокационной станции. Через 2 минуты 15 секунд после первого взрыва последовал и второй, более мощный. Но даже несмотря на это радиограмма на «Курск» была отправлена только через пять с половиной часов. 

Экипаж «Курска» не вышел на связь ни в 17:30, ни в 23:00 того же дня. Ситуацию признали аварийной, а утром в 4:51 лежащую на дне подлодку обнаружил гидроакустический комплекс «Петра Великого». Корабль находился на дне Баренцева моря на глубине 108 м, в 150 км от Североморска. После спуска водолазного колокола лодку обнаружили визуально, а спасатели услышали слабые стуки «SOS. Вода». Началась долгая эпопея спасения лодки, вскрывшая многие проблемы отечественного флота. 

Западные страны быстро откликнулись на трагедию. Свою помощь предложили Великобритания и США. На Западе предлагали использовать их глубоководные аппараты, чтобы спасти оставшихся в живых моряков. Но Россия от помощи наотрез отказалась… 

15 августа выяснилось, что нос лодки сильно поврежден и при самом благоприятном развитии ситуации воздуха на борту хватит до 18 августа. Тогда же англичане выслали свой глубоководный аппарат LR-5 в норвежский порт – дожидаться разрешения РФ они не стали. На следующий день Россия все же позволила европейцам оказать помощь, и на выручку отправились норвежские суда Normand Pioneer и Seaway Eagle. Первый из них транспортировал аппарат LR-5, а второй – группу водолазов. 

Официальная версия гласит, что лежавшая на дне подлодка имела крен в 60 градусов. В сочетании с плохой видимостью и волнением моря это привело к тому, что подводные аппараты АС-15, АС-32, АС-36 и АС-34 ни 13-го, ни 14-го, ни 15 августа, ни позже так и не смогли выполнить свою задачу. Однако вот что говорит по этому поводу командир отряда спасателей британец Дэвид Рассел (David Russel): «Мы поняли, что сообщаемая нам информация – ложь. Была хорошая видимость и спокойное море. Положение лодки «Курск» было доступным, и можно было помочь выжившим морякам». О дезинформации сообщил и норвежский адмирал Эйнар Скорген (Einar Skorgen), участвовавший в операции: «Водолазы погрузились очень быстро – АПЛ была там. Ее положение полностью горизонтальное, сильное течение отсутствует. Россияне нам говорили, что кольцо спасательного шлюза повреждено, но это оказалось неправдой». Так что к «Курску» можно было пристыковаться, и последующие события это доказали. 

Почти сразу по прибытии норвежцам сопутствовал успех. В 13:00 20 августа, после пристыковки спасательного аппарата, они вскрыли 9-й отсек подлодки. Уже через два часа власти официально заявили, что живых на борту нет. О том, что АПЛ полностью затоплена, стало известно еще 19 августа после простукивания водолазами корпуса «Курска». Осенью 2001 года лодку подняли на поверхность и при помощи понтонов отбуксировали в сухой док. Перед этим носовую часть погибшего крейсера отрезали и оставили на дне моря, хотя многие эксперты предлагали поднять его полностью.

Часть поднятой со дна моря подлодки «Курск» 

Катастрофа и спасательные работы

Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».

Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.

В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.

Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.

В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» – с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.

В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.

Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.

Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.

Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.

Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.

По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.

Список погибших составил 118 человек.

Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector