Тайна гибели «императрицы марии»

Молодой Александр Николаевич

Будущий император Александр II в молодости был юношей весьма влюбчивым. Он любил посещать балы, охотно проводил время с девушками — в том числе и с молодыми фрейлинами. Он был влюблен во фрейлину Бородзину, затем во фрейлину Марию Трубецкую. Современники вспоминали, что у него даже возникла приязнь к юной королеве Виктории, правда, продлилась влюбленность недолго. В 1838 году Александр сопровождал родителей в поездке в Берлин — но уезжать не хотел, боясь, что в его отсутствие фрейлину Ольгу Калиновскую выдадут замуж. Тогда он еще не знал, что Германия для него станет важным местом. В следующем году во время очередной поездки в Дармштадте он встретит свою будущую жену принцессу Марию Гессенскую.

Версия главная: несчастный случай

Людям свойственно искать разгадки всему необъяснимому. Чем таинственнее обстоятельства, тем сложнее и запутаннее обычно они трактуются. Поэтому официальная версия следственной комиссии о том, что взрыв на флагманском корабле Черноморского флота произошел по причине самовоспламенения эфирных пороховых испарений, у многих вызвала разочарование. Тем не менее, скорее всего, так и было. Снаряды долгое время вместе с картузами находились в стволах, особенно когда линкор охотился за «Габеном», и это могло спровоцировать детонацию. Но есть и еще одна версия, согласно которой загадочная гибель линкора «Императрица Мария» произошла не случайно.

Характеристики корабля

Линкор «Императрица Мария» был кораблем во всех отношениях выдающимся. Он шел стремительно, развивая скорость почти в 24 узла (около 40 км/ч) при загрузке 2 тыс. т угля и 600 т мазута имел автономность в восемь дней, команда состояла из 1260 матросов и офицеров. Силовая установка — турбинного типа, она состояла из двух машин по 10 000 л. с.

Линкоры – особый тип военно-морской техники, они отличаются высоким уровнем артиллерийской вооруженности. Четыре орудийные башни были оснащены тремя 12-дюймовыми орудиями (производства знаменитого Обуховского завода) каждая. Помимо главного калибра, был представлен и вспомогательный, в количестве 32 шт. Эти пушки имели различное назначение, в их числе были и зенитные, что указывало на способность русских инженеров мыслить перспективно и учитывать растущую угрозу воздушного нападения. Была еще одна конструктивная особенность, которой отличался линкор «Императрица Мария». Чертежи надстроек были составлены с учетом максимального увеличения сектора ведения огня, поэтому мощь залпа мало зависела от угла цели по отношению к курсу.

Выходы торпедных аппаратов располагались ниже ватерлинии, что было революционным достижением в то время. Опоясывал корпус слой брони толщиной в 250 мм, ею была защищена и палуба. Особых слов заслуживает и система электрообеспечения корабля. Линкор «Императрица Мария» питали энергией шесть динамо-машин (сегодня их называют генераторами). Все тяжелые механизмы вращались электромоторами, в частности, на каждой артиллерийской башне их было 22 шт.

Такой корабль мог бы выполнять боевые задачи даже в наше время.

Внешность и характер в оценках современников

Фрейлина Тютчева так описывает Марию Александровну: «Я сказала, что, когда я впервые увидела великую княгиню, ей было уже 28 лет. Тем не менее она выглядела еще очень молодой. Она всю жизнь сохранила эту молодую наружность, так что в 40 лет её можно было принять за женщину лет тридцати. Несмотря на высокий рост и стройность, она была такая худенькая и хрупкая, что не производила на первый взгляд впечатление belle femme; но она была необычайно изящна, тем совершенно особым изяществом, какое можно найти на старых немецких картинах, в мадоннах Альбрехта Дюрера…<…> Черты её не были правильны.

Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон.1849-51 гг., Эрмитаж.

Прекрасны были её чудные волосы, её нежный цвет лица, её большие голубые, немного навыкат, глаза, смотревшие кротко и проникновенно. Профиль её не был красив, так как нос не отличался правильностью, а подбородок несколько отступал назад. Рот был тонкий, со сжатыми губами, свидетельствовавший о сдержанности, без малейших признаков способности к воодушевлению или порывам, а едва заметная ироническая улыбка представляла странный контраст к выражению её глаз. Я настаиваю на всех этих подробностях потому, что я редко видала человека, лицо и наружность которого лучше выражали оттенки и контрасты его внутреннего чрезвычайно сложного „я“».

По воспоминаниям современников Мария Александровна обладала исключительной добротой, искренностью и вниманием к людям. Она была очень набожна и строго соблюдала церковные догматы

У императрицы было очень развито чувство долга.«Это прежде всего была душа чрезвычайно искренняя и глубоко религиозная, но эта душа, как и её телесная оболочка, казалось, вышла из рамки средневековой картины….Душа великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю. Вот подходящая обстановка для этой души, чистой, сосредоточенной, неизменно устремленной ко всему божественному и священному, но не умевшей проявить себя с той горячей и живой отзывчивостью, которая сама и дает и получает радость от соприкосновения с людьми».

Мария Александровна (186?)

Цесаревич Александр (будущий император Александр II) так представлял свою невесту её будущему законоучителю Г. Т

Меглицкому: «Его Высочество изволил обратить внимание на Её Высочество, и сказать, что я найду в ней самую невинную душу, готовую к принятию всякого добра»

Сестра Александра II Ольга писала : «Мари не хватало мягкости и привлекающей к себе сердечной веселости. Было только немного людей, которые сумели к ней приблизиться. <…> Вообще она считалась женщиной большого сердца и чувства, но её улыбка все чаще была грустной.»

Историк, правовед К. Д. Кавелин, который преподавал историю цесаревичу Николаю Александровичу, пишет об общем впечатлении «застенчивости и робости», которое возникло у него при встрече с императрицей в 1857 г. «Намерения и чувства, без сомнения, — самые лучшие, но в мыслях видна нетвёрдость, неясность, нерешительность, которые характеризуют жертву событий, а не владычицу их».

Адмирал Д. С. Арсеньев, который был воспитателем её младших сыновей, пишет: «императрица жила только для исполнения своей высокой обязанности (Императрицы, супруги и матери), чуждая всякой суетности и мелкой жизни, была к себе самой очень строга, но в отношении к своему супругу и своим детям думала, что нельзя требовать от других такого возвышенного и строгого взгляда на жизнь».

Военный министр Д. А. Милютин пишет об императрице « <…> внушила мне чувство благоговейного почтения. Это была святая женщина в нравственном отношении и вместе с тем высокого ума и образования».

Король Баварии Людвиг II писал, что императрица Мария Александровна, которая гостила в его замке Берг в 1868 г., «осенена ореолом святой».

Первый бой «Марии»

Все знали, что со вступлением в строй «Императрицы Марии» «Гебен» без крайней нужды теперь из Босфора не выйдет. Флот смог планомерно и в более широких масштабах решать свои стратегические задачи. Тогда же для оперативных действий в море, сохранив административную бригадную структуру, образовали несколько мобильных временных соединений, названных маневренными группами. В первую вошли «Императрица Мария» и крейсер «Кагул» с выделенными для их охраны эсминцами. Такая организация позволяла (с привлечением подводных лодок и авиации) осуществлять более действенную блокаду Босфора. Только в сентябре-декабре 1915 года маневренные группы десять раз выходили к берегам противника и провели в море 29 дней: Босфор, Зунгулдак, Новороссийск, Батум, Трапезунд, Варна, Констанца у всех берегов Черного моря можно было видеть тогда стелющийся по воде длинный и приземистый силуэт грозного линкора.

И все же поимка «Гебена» оставалась голубой мечтой всего экипажа. Не раз приходилось офицерам Марии поминать недобрым словом руководителей Генмора вкупе с министром А.С. Воеводским, срезавших у их корабля по крайней мере 2 узла хода при составлении проектного задания, что не оставляло надежд на успех погони.

Сведения о выходе «Бреслау» для новой диверсии у Новороссийска были получены 9 июля, и новый командующий ЧФ вице-адмирал А.В. Колчак сразу же на «Императрице Марии» вышел в море. Все складывалось как нельзя лучше. Курс и время выхода Бреслау были известны, точка перехвата рассчитана без ошибки. Гидросамолеты, провожавшие «Марию», удачно отбомбили караулившую ее выход подводную лодку UB-7, не дав ей выйти в атаку, эсминцы, шедшие впереди «Марии», в намеченной точке перехватили «Бреслау» и связали его боем. Охота развернулась по всем правилам. Эсминцы упорно прижимали пытающийся уйти германский крейсер к берегу, «Кагул» неотступно висел на хвосте, пугая немцев своими, правда, не долетавшими залпами. «Императрице Марии», развившей полную скорость, оставалось лишь выбрать момент для верного залпа. Но то ли эсминцы не были готовы взять на себя корректировку огня «Марии», то ли на ней берегли снаряды сокращенного боекомплекта носовой башни, не рискуя бросать их наугад в ту дымовую завесу, которой «Бреслау» немедленно окутывался при опасно близких падениях снарядов, но того решающего залпа, который мог бы накрыть «Бреслау», не получалось. Вынужденный отчаянно маневрировать (машины, как писал немецкий историк, были уже на пределе выносливости), «Бреслау», несмотря на свою 27-узловую скорость, неуклонно проигрывал в пройденном по прямой расстоянии, которое уменьшилось со 136 до 95 кабельтовых. Спасла случайность – налетевший шквал. Укрывшись за пеленой дождя, «Бреслау» буквально выскользнул из кольца русских кораблей и, прижимаясь к берегу, проскочил в Босфор.

Чудеса в сундучке

Линейный корабль затонул на достаточно мелком месте в акватории главной базы Черноморского флота. Имелись все предпосылки, чтобы его поднять, отремонтировать и вернуть в строй. «Марию» подняли и ввели в сухой док. Аварийно-спасательными работами ведал инженер Сиденснер, а его помощником был назначен инженер-поручик корпуса корабельных инженеров Шапошников. И вот на какую находку наткнулся он в подбашенном отделении второй башни. Это был матросский сундучок, в котором лежали набор сапожных инструментов, две свечи, коробок спичек и пара матросских ботинок. Один чинёный, второй — с незаконченной починкой. У Шапошникова глаза полезли на лоб, когда он обнаружил, что вместо кожаных подмёток к башмакам пришиты пластины бездымного пороха вырезанные по форме, из полузарядов главного калибра линкора! Рядышком лежала пороховая пластина, ещё не разделанная для подшивки. Тут нужно кое-что пояснить. 305-миллиметровые орудия главного калибра русских дредноутов комплектовались из расчёта два полузаряда на каждый снаряд (100снарядов на ствол). Полузаряд представлял собой цилиндрический шёлковый мешок бездымного пороха, упакованный в железный контейнер-кокор с герметической крышкой, итого 600 на трёхорудийную башню. При слове «порох» перед мысленным взором обычно автоматически возникает чёрный порошок. В отношении бездымных порохов это абсолютно неверно! Бездымный порох — собственно, пластик, один из первых созданных человеком синтетических материалов. Грубо говоря, немного доработанный целлулоид. И выпускается он в самых разнообразных формах: тут и «макароны», неотличимые внешне от самых натуральных макарон, и ленты, и пластины, и даже «леска», и пороховые шашки самой причудливой конфигурации. Так вот, полузаряды 305-миллиметровых пушек «Марии» представляли собой пучки пластин (полосок) бездымного пороха, упакованные в цилиндрические шёлковые мешки-картузы. Можно ли заменить кожаную подметку башмака пластиковой? Странный вопрос — да сегодня 99% обуви имеют подошву и каблук из синтетики. Резина, неопрен, их бесчисленные аналоги, а «чисто кожу» можно купить только в элитных обувных магазинах, и то — зачем? Дефилировать дома? Пластик долговечней и практичней. Согласно предположению Шапошникова, в первой башне 305-миллиметровых орудии, видимо, имелся такой же сапожник-умелец, что и во второй.

Религия

Мария Александровна была набожным человеком. Она соединила в себе лучшие черты протестантского служения людям и глубины православной веры. Императрица изучала труды святых отцов, жития святых. Она почитала Святую Марию Магдалену и Святого Серафима Соровского. С биографией русского подвижника веры Марию Александровну познакомила ее фрейлина Анна Тютчева.

Мария Александровна

Вскоре в царской семье появилась полумантия праведника, которую родные Марии Александровны бережно сохранили среди прочих святынь семейства. Царица вела богословские беседы с Парфением Киевским, Филаретом Московским, Василием Павлово-Посадским. После ее смерти в память о матери сыновья построили в Иерусалиме храм Марии Магдалены, в котором покоятся ныне мощи Елизаветы Федоровны.

Услуга

Императрица Мария , названная в честь царицы Марии Федоровны , матери царя Николая II , была построена на судостроительном заводе Руссуд в Николаеве , Российская Империя . Он был заложен 30 октября 1911 года вместе с его родственными кораблями Imperator Aleksander III и Imperatritsa Ekaterina Velikaya , но это было просто торжественное мероприятие, так как проект еще не был завершен, а контракт не подписан. Она была запущена 19 октября 1913 и прибыла в Севастополе 13 июля 1915 года, где она закончила ее достройкой в течение следующих нескольких месяцев и проведенные морских испытаний. 1 октября она прикрывала дредноуты Черноморского флота, когда они обстреливали цели в Козлу, Зонгулдаке и Карадениз-Эрегли . Она сделала почти то же самое, когда старые линкоры обстреляли цели в Болгарии 20–22 октября, а затем 27 октября в самой Варне . Легкий крейсер « Мидилли» чудом избежал столкновения с « Императрицей Мария» 4 апреля 1916 года, поскольку линкор несколько раз чуть не промахнулся по ней, прежде чем она смогла выйти из боя. Три месяца спустя и Императрица Мария, и Императрица Екатерина Великая , предупрежденные перехваченными радиопередачами, вылетели из Севастополя в попытке перехватить бывший немецкий линейный крейсер Явуз, возвращавшийся после бомбардировки российского порта Туапсе 4 июля. « Явуз» уклонился на север и уклонился от русских, пройдя параллельно болгарскому побережью обратно к Босфору . « Мидиллы» заминировали гавань Новороссийска 21 июля, но русские, снова предупрежденные радиоперехватыванием, попытались поймать ее на обратном пути. На следующий день, когда крейсер преследовал русский эсминец «  Счастливый» , Мидилли попала в зону досягаемости орудий « Императрицы Марии , но ей удалось скрыться, получив лишь осколочные повреждения.

Корпус корабля «Императрица Мария» в 1919 году после спасения

Утром 20 октября 1916 года в передовом пороховом складе Императрицы Марии », стоявшего на якоре в Севастополе, был обнаружен пожар , но он взорвался, прежде чем удалось предпринять какие-либо усилия для тушения пожара. Однако морякам во главе с инженером-механиком мичманом Игнатьевым удалось затопить носовой магазин снаряда до взрыва ценой своей жизни

Их действие, вероятно, предотвратило катастрофический взрыв, и все остальные магазины были затоплены в качестве меры предосторожности. Примерно через сорок минут после первого взрыва в районе торпедного отсека произошел второй, который нарушил водонепроницаемость остальных носовых переборок

Императрица Мария начала тонуть по носу и кренилась на правый борт. Через несколько минут она перевернулась , взяв с собой 228 моряков. Последующее расследование показало, что взрыв, вероятно, был результатом самовозгорания топлива на основе нитроцеллюлозы при его разложении.

После сложной спасательной операции 18 мая 1918 года судно было снято с мели и 31 мая переброшено в Северный сухой док Севастополя, все еще в перевернутом состоянии. Хаос русской революции и гражданской войны помешал дальнейшим ремонтным работам, хотя ее 130-мм орудия были сняты. К 1923 году деревянные блоки, поддерживающие ее на месте, гнили. Он был спущен на воду и поставлен на мель на мелководье в 1923 году. Он был одобрен для сдачи на слом в июне 1925 года и официально заброшен 21 ноября 1925 года, хотя работы начались только в 1926 году, когда судно было снято с мели и переведено обратно в сухой док. Ее орудийные башни, которые выпали из корабля, когда он опрокинулся, позже были спасены. Два из них использовались в качестве 30- й батареи береговой обороны, оборонявшей город во время блокады Севастополя во Второй мировой войне .

Устав награды

Рисунок Почетной сабли линейного корабля «Императрица Мария»

Порембский Казимир Адольфович

Бринк Сигизмунд Каземирович

Князь Трубецкой Владимир Владимирович

Князь Урусов Валерий Николаевич

Утверждаю

Морской Министр

генерал-адъютант Григорович

14 мая 1916 г.

г. Севастополь

УСТАВ

почётной сабли линейного корабля «Императрица Мария»

1.

В память службы и плавания на корабле, а также для поддержания духовной связи состава кают-компании с её уходящими членами, учреждается на основании заседания 4 марта 1916 года сабля по прилагаемому ниже рисунку и описанию.

2.

Образец сабли в одном экземпляре хранится в кают компании и, по исключении корабля из списков флота, передаётся на следующий одноимённый корабль (Морской устав. Раздел 7, параграфы 1329, 1337 и 1346).

3.

Правом получения сабли пользуются все члены кают-компании, коим присвоено по Уставу ношение сабли.

4.

Почётная сабля подносится кают-компанией корабля лицу, выполнившему необходимые условия для получения сабли, только при списании этого лица с корабля.

5.

Необходимым условием для получения сабли является непрерывная служба на корабле не менее 18-ти месяцев.

Примечание 1-е: Командир линейного корабля «Императрица Мария» получает почётную саблю независимо от числа месяцев командования.

Примечание 2-е: Срок службы на корабле считается со дня прибытия на корабль.

6.

Из лиц, упомянутых в п. 5-м, не имеют права на получении сабли понёсшие наказание по приговору суда чести или по суду за деяния, не совместимые с понятием о воинской чести и доблести офицерского звания.

7.

Для создания капитала на приобретение сабель учреждается вычет с членов кают-компании, имеющих право на получении сабли, в размере одного (1) рубля в месяц.

8.

Приходно-расходная книга и наличный капитал находятся в ведении офицера, заведующего исторической частью корабля.

9.

Учреждается особая книга, хранящаяся в кают-компании, в которую вносятся все лица, коим была присуждена сабля.

10.

Если лицо, получившее почётную саблю линейного корабля «Императрица Мария», впоследствии понесёт наказание по приговору суда чести или по суду за деяние, не совместимое с понятием о воинской чести и доблести офицерского звания, то оно лишается почётной сабли и обязано вернуть её кают-компании линейного корабля «Императрица Мария» для уничтожения, о чём делается вместе с сим соответствующая пометка в книге лиц, получивших почётную саблю.

11.

Учреждается книга, в которую вносятся командир и все члены кают-компании с указанием дня явки на корабль и дня списания с него.

Описание сабли

Широкий клинок русского «Дамаска». На лицевой стороне выгравированный вензель Н II и ниже него, вдоль по клинку, также выгравированная надпись: «Л.К. «ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ». На щитке эфеса монограмма собственника сабли. На обратной стороне клинка — выгравированный государственный герб и ниже его, вдоль по клинку, фамилия, получившая саблю. На щитке эфеса вделанный заподлицо образок Святителя Николая, эмалевая миниатюра — копия с образца реликвии, сохранившейся с 84-х пушечного корабля «Императрица Мария».

Как воевал линкор

Осенью 1915 года накал морских сражений на Черном море достиг пика. Турция, союзница Австро-Венгрии, проявляла региональную активность, не менее агрессивно вел себя германский подводный флот. В ответ ЧФ подверг артиллерийской бомбардировке порты северного османского побережья — Эрегли, Килимли, Зунгулдак и Козлу. На флагманском линкоре, «Марии», осуществлял управление морскими операциями адмирал Колчак. На счету команды появлялись все новые потопленные вражеские корабли. Германский крейсер «Бреслау», спешивший на помощь турецкому флоту, в феврале не смог выполнить поставленной задачи и с трудом оторвался от русского линейного корабля, получив множественные повреждения. За весь 1916 год другой немецкий рейдер, «Габен», только трижды рискнул зайти в черноморский бассейн из Босфорского пролива, да то ненадолго и безуспешно. Из последнего своего похода в севастопольскую бухту линкор «Императрица Мария» вернулся 6 октября 1916 года.

Трагедия

Всё шло хорошо. Но 20 октября 1916 года в 6:20 утра в погребе первой башниИмператрицы Марии» прогремел взрыв. Корабль в это время стоял в порту Севастополя. Поток пламени метнулся в соседние помещения. Вспыхнули пожары. Все, кто находился в башне, кроме одного чудом спасшегося человека, погибли тут же. На борту началась паника, матросы выбегали на палубу и бросались за борт. Правда, офицеры сравнительно быстро, угрожая револьверами, смогли навести порядок.

Находившиеся далеко от места взрыва шока не испытали и могли сразу начать борьбу за живучесть корабля. Некоторые даже не совсем понимали, что произошло, — сразу нескольким членам экипажа, например, почудилось, что бабахнула бомба, сброшенная с германского цеппелина.

Императрица Мария» спустя шесть минут после взрыва

Первым делом открывались кингстоны артиллерийских погребов оставшихся башен — никто не хотел повторных сильных взрывов. На палубе убирали тлеющий тент. Вокруг сновали портовые суда, пытавшиеся тушить пожары.

Но спасти линкор не получилось — кренившаясяМария» в конце концов перевернулась и затонула. Из 1225 человек погибли 309. 

Почему же взорвался погреб? Расследовавшие трагедию комиссии тщательно проработали самые разные сценарии. Предполагали и нагревание килевой балки при продувании пара, и разложение пороха, и проблемы с электропроводкой, и много чего ещё. Каждый раз проводили опыты и каждый раз приходили к выводу: или сценарий невозможен, или для его реализации нужно совсем уж невероятное стечение обстоятельств.

Поэтому самой вероятной причиной взрыва решили считать диверсию

Правда, как с горечью признавал сам Колчак, меры предосторожности были такие, что для её осуществления нужно было состоять в экипаже линкора. Причём, скорее всего, — офицером

Как бы то ни было, убедительных доказательств нет в пользу ни одной из версий. Видимо, что именно случилось в одном из артиллерийских погребовМарии» в то злосчастное октябрьское утро, мы так и не узнаем.

Тайна происхождения Марии

Александр влюбился. Семья принялась собирать сведения о девушке. Мария жила довольно замкнуто, и о ней почти никто ничего не знал. Но сведения оказались положительными: несмотря на молодость, девушка была серьезной, доброй и религиозной. Правда, мать Александра императрица Александра Федоровна была против брака. Дело в том, что ходили слухи, будто Мария вовсе не была родной дочерью герцога Гессенского, а была рождена от барона Августа де Гранси. Несмотря на то, что герцог признал Марию и ее брата Александра своими детьми, он все же поселил их отдельно, так что это только подтверждало теорию. Но Николай I и Александр смогли уговорить императрицу съездить в Дармштадт, чтобы познакомиться с невесткой. Девушка понравилась Александре Федоровне, и согласие на брак было получено. В 1840 году было объявлено о помолвке.

Проектирование и строительство

Решение об усилении Черноморского флота было вызвано сохранением баланса военно-морских сил на Черном море, так как Турция намеривалась приобрести три корабля новой постройки типа Дредноут, что требовало постройки своих кораблей как можно скорее. Чтобы реализовать это было принято решение Морским министерством о заимствовании архитектурного типа и ключевых технических узлов (включая трехорудийные башни, считающиеся венцом отечественной техники) у образцов линкоров типа «Севастополь», заложенных в 1909 году.

Постройка судов была возложена на частные заводы в Николаеве — ОНЗиВ и Руссуд. В конструкторском конкурсе одержал обеду проект Россуда. В итоге по приказу Морского министерства Россуду было поручена постройка двух кораблей, а ОНЗиВу один (по чертежам Россуда).

11 июня 1911 года были заложены и внесены в списки флота три новых корабля: «Императрица Мария», «Императрица Екатерина Великая» и «Император Александр III». В основном у этих линкоров структура корпуса и бронирования была схожа с проектом балтийских дредноутов, но имели некоторые доработки. Было увеличено количество поперечных переборок до 18, двадцать водотрубных котлов треугольного типа питали турбинные агрегаты работавшие на четыре гребных вала с латунными винтами диаметром 2,4 м (частота вращения при 21-узловой скорости 320 об/мин). Общая мощность корабельной электростанции составляла 1840 кВт.

Планировалось сдать «Императрицу Марию» на приемные испытания к 20 августа 1915 года, на сами испытания отводилось порядка четырех месяцев. 6 октября 1913 года корабль был спущен на воду. Высокие темпы и преддверие войны заставляло вести постройку корабля и чертежей — параллельно, не смотря на печальный опыт.

Линкор «Императрица Мария» в походе

Параллельный со строительством рост заводов (которые и так строили крупные корабли — впервые), внесение конструктивных доработок в ходе строительства привели к увеличению тоннажа — 860 т. В итоге произошло образование дифферента на нос (внешне это было не заметно — скрадывал конструктивный подъем палубы) и была увеличена осадка на 0,3 м. Трудности вызваны были и с доставкой и заказом турбин, дейдвудных устройств, гребных валов и вспомогательных механизмов из английского завода «Джон Браун». Турбины были доставлены только в мае 1914 год, подобные сбои вынудили Морское министерство изменить сроки готовности кораблей. Было принято решение на введение в строй как можно скорее хотя бы одного корабля, как следствие этого, все силы были брошены на постройку «Императрицы Марии».

Библиография

  • Будзбон, Пшемыслав (1985). «Россия». В сером, Рэндал (ред.). Боевые корабли всего мира Конвея 1906–1921 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. С. 291–325. ISBN 0-85177-245-5.
  • Фридман, Норман (2008). Морская огневая мощь: орудия линкора и артиллерия в эпоху дредноута . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-555-4.
  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское оружие Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочные вооружения всех наций: иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7.
  • Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4.

Показания очевидцев

О том, что произошло на линкоре ранним утром 7 октября, рассказали выжившие члены экипажа. В каком-то смысле свидетелем можно назвать весь Севастополь, разбуженный страшным грохотом. Люди, случайно видевшие всю картину катастрофы с берега и других кораблей ЧФ, утверждают, что первым же взрывом с мест сорвало фок-мачту, переднюю трубу и боевую рубку. Но главной причиной, по которой борьба за жизнь оказалась бесполезной, было разрушение корпуса, выразившееся в разрыве борта до уровня ниже ватерлинии, после чего забортная вода начала поступать в отсеки. Пожар тем временем продолжался. В считанные минуты на корабль прибыл командующий ЧФ адмирал Колчак, чтобы руководить спасательными работами, подоспели пожарные катера и буксиры, но поделать уже нельзя было ничего. Менее чем через час сдетонировали боеприпасы в погребе носовой башни, раздалось еще несколько взрывов, линкор получил отрицательную плавучесть, перевернулся оверкиль и затонул.

Тяжеловесы выходят на ринг

Черноморский флот получил корабль в июле 1915 года. Его приход означал конец царства всесильногоГёбена». Ведь шанс немцев на вторичный прорыв в Дарданеллы был очень мал. А серьёзных верфей в Турции(и времени на постройку) не имелось. Случись что с их линейным крейсером — второго взять им было бы неоткуда. Учитывая, что корабль — это ещё и политический фактор присутствия в Османской империи, немцы не могли позволить себе его потерять.

ПоэтомуГёбен» шарахался даже от собранных вместе старых броненосцев. Тем более, что у него оставались серьёзные возможности для рейдов и так — стоило только улучить момент, когда русские корабли уйдут в порт для обслуживания и пополнения топлива и провизии. С появлениемИмператрицы Марии» эта сладкая жизнь заканчивалась — теперь линкор и броненосцы могли подменять друг друга. А когда в октябре 1915-го кМарии» присоединилась втораяимператрица», однотипнаяЕкатерина Великая», дело стало ещё хуже.

Несколько разГёбен» чуть не попался новым кораблям — они вели по нему огонь, даже добивались накрытий, но повредить не смогли. Не сумев поймать быстроходный крейсер, русские линкоры выбрали другую тактику. Они стали прикрывать(от него же) рейды на турецкие угольные коммуникации в юго-западной части Чёрного моря — под самым боком у Константинополя. Дошло до того, что турки принялись возить уголь на небольших парусных судах — те хотя бы могли попробовать спрятаться в маленьких бухтах при появлении русских вымпелов.

Гёбен»

Результатом стали проблемы с топливом. Турки отчаянно экономили на обогреве, что стоило им серьёзных внутренних брожений. Эта экономия почти что угробила и любую активностьГёбена».

ЕщёМария» активно участвовала в рейдах на базы германских подлодок в Болгарии, а в июле 1916-го и вовсе обеспечивала минирование Босфора. Во многих из этих операций уже начинали проглядывать черты новой мировой войны — наряду с артиллерийскими кораблями в бомбардировках берега участвовали и гидропланы, действующие с гидроавиатранспорта.

Жизнь Марии Александровны

Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская, по слухам, была лишь приёмной дочерью небогатого немецкого герцога Людвига II Гессенского. Она не входила в список потенциальных невест будущего императора Александра II. Не одобрялась его родителями, особенно матерью. Но впервые встретивший её в оперном театре, цесаревич Александр Николаевич впоследствии выбрал своей супругой именно принцессу Гессенскую. Тогда ей было всего лишь 14 лет. Уже в 1840 году юная принцесса очутилась в Зимнем дворце, где начала готовиться к свадьбе и постепенно влиять на местный интерьер.


К. Робертсон. Портрет Марии Александровны. (wikipedia.org)

Очутившись во дворце, Мария Александровна, выросшая в маленьком и скромном замке в пригороде Дармштадта, Хайлигенберге, пришла в восхищение. Она восхищалась не только самим Зимним дворцом, но и всем Петербургом, величием Невы. И всё же несмотря на радость, с которой девушка впервые вошла в Зимний дворец, её дальнейшую жизнь в нём нельзя назвать абсолютно счастливой.

Во-первых, уже в молодом возрасте Мария Александровна испытывала проблемы со здоровьем. Некоторые считают, что именно её болезнь повлияла на усиление сухости в отношениях с императором. Во-вторых, этажом выше, над покоями императрицы, жила другая женщина, Екатерина Долгорукая, любовница, а после смерти Марии Александровны вторая супруга Александра II. Ввиду этих причин ранняя смерть императрицы неудивительна.

Несмотря на невзгоды и краткий срок жизни, Мария Александровна была очень деятельным, образованным человеком, попечителем и меценатом. Ей посвящали стихи ведущие поэты, такие как Тютчев и Вяземский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector