Gripen e-series

Вы здесь

Главная » Военная авиация » JAS-39 Gripen 2014-01-07

Военная авиация

JAS-39 Gripen

Многоцелевой боевой самолет JAS-39 Grippen компании SAAB/British Aerospace это одномоторный моноплан с простым дельтовидным крылом и полностью регулируемым плавающим предкрылком — аэродинамическая конфигурация «Утка» (Горизонтальные рули вынесены перед крылом).

Самолет характеризуется естественной (намеренной) аэродинамической не устойчивостью, что позволяет добиться высокой маневренности. Благодаря электродистанционной системе управления (Fly-by-Wire) с трехканальной системой резервирования обеспечивается аэродинамическая устойчивость самолета в полете. Также в чрезвычайных ситуациях предусмотрена аналоговая система резервного управления.

Так как самолет разрабатывался в Швеции, где ограниченное число равнин, то по этой причине самолет имеет отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие взлетать и садиться на короткие ВПП. Тормозные щитки вместе с предкрылками обеспечивают достаточное аэродинамическое торможение при посадке.

Примерно 30% планера изготовлены из композитных материалов. Горизонтальные поверхности управления крыла, предкрылки выполнены из углеродного волокна. Фюзеляж выполнен из алюминиевого сплава, крылья из титановового сплава.

Availability – today, tomorrow, together

Gripen’s high availability is ensured by the support friendly system design with supportability in focus and inherent from the very beginning. The result is low maintenance requirements and extensive testability in any operational or support environments.

The smart system design enables modular and flexible distribution of capabilities allowing rapid deployment of both long and short-term missions with a minimal logistic footprint. Smart thinking in every single stage of Gripen’s design process targeted key cost drivers important for reliability, maintainability and testability. This is why the Gripen system packs unprecedented cost efficiency in every single stage of the life cycle.

The multi-function “fishing rod” is a typical example of a smart solution.

Gripen’s smart and flexible maintenance and support concept can be tailored to each customer’s specific ambitions, capabilities and requirements. Scalable and modular from ad-hoc to full availability based support, your choice.

Supportable by innovation

Gripen’s support solution has been carefully set-up to support the system’s main objective; maximum operational aircraft availability and mission reliability.

The unique approach to problem solving is centred around the solution’s operational effect and includes, not only close cooperation between supply chain stakeholders, but also clearly defined responsibilities to ensure maximum efficiency at all times. This innovative thinking has resulted in the following built-in features, which are key to Gripen’s superior supportability:

  • High availability and mission reliability
  • Minimal logistic footprint
  • Quick replacement of LRUs
  • On-condition based maintenance philosophy
  • Multinational co-operation
  • Multinational support organisation
  • Efficient supply chain management

A multi-role aircraft needs a multi-role support

True multi-role and swing role capability makes every Gripen aircraft able to solve any operational task independently. Hence, it’s up to the support concept to enable this capability. Influenced by a number of factors such as operational concept, cost effectiveness, security of supply, available facilities and individual customer’s aspirations of autonomy, you could label Gripen’s support concept as true multi-role support.

Saab’s Deployable Maintenance Facility.

In use

The Gripen fighter is or will be in service with:

  • Czech Republic
  • Hungary
  • South Africa
  • Sweden
  • Thailand
  • UK Test Pilots’ School
  • Brazil

Обстоятельства и предпосылки

Прежде всего, необходимо учесть место действия и обстоятельства, при которых генерал-майор М. Хельгессон сделал громкое заявление об истребителях JAS 39E. Все это может прозрачно намекнуть на причины и предпосылки резких формулировок. Похоже, речь идет исключительно о коммерческих интересах и рекламе.

С 2015 года ВВС Финляндии ищут новый истребитель для обновления своего авиационного парка. Планируется приобрести технику зарубежного производства, соответствующую требованиям. В 2019 году должны пройти сравнительные испытания нескольких зарубежных машин. В 2021 году командование выберет победителя конкурса и заключит контракт на поставку.

Одним из участников финского тендера является шведская компания Saab, представившая многоцелевые истребители JAS 39E и JAS 39F Gripen. В начале февраля шведская делегация прибыла в Финляндию для очередных переговоров, и именно в ходе эти мероприятий М. Хельгессон сделал интересующие нас заявления. Шведская делегация утверждала, что именно их конкурсное предложение является самым лучшим. Впрочем, Стокгольм – как минимум, на словах – не планирует давить на Хельсинки. Финляндия должна сама выбрать лучший истребитель для своих ВВС.

Прототип Gripen E во время сборки

Таким образом, высказывания о JAS 39E как об «убийце «Сухих» можно рассматривать исключительно как рекламу своего самолета, претендующего на выгодный контракт. Какой-либо иной подтекст у этих заявлений попросту отсутствует. По-видимому, М. Хельгессон не планирует бороться с российскими самолетами – если, конечно, «Сухие» не присоединятся к текущему тендеру.

Две модификации

И все же последние модификации шведского истребителя JAS 39 Gripen представляют большой интерес и достойны рассмотрения, вне зависимости от способов их рекламы на международном рынке. Разработка модернизированной версии «Грипена» стартовала в 2007 году, а к 2013-му завершилось проектирование и началось строительство первого опытного самолета.

Свой первый полет опытный истребитель JAS 39E (Gripen E) совершил 15 июня 2017 года; испытания продолжаются до сих пор. Прототип самолета Gripen F еще не построен.

Церемония выкатки опытного «Грипена», 18 мая 2016 г.

Согласно текущим планам Saab и ВВС Швеции, в ближайшем будущем появятся сразу две новые модификации самолета Gripen. Машина JAS 39E будет представлять собой глубоко модернизированный истребитель с одноместной кабиной. Также создается проект JAS 39F, максимально повторяющий «E», но отличающийся от него экипажем из двух человек. В начале двадцатых годов Швеция планирует заказывать как машины новой постройки, так и модернизацию имеющихся «Грипенов».

Еще на стадии проектирования и строительства прототипа истребитель JAS 39E представили финским ВВС, находящимся в процессе выбора новой техники. В этом году шведский опытный образец должен будет показать потенциальным заказчикам все свои возможности. Если сравнительные испытания в рамках конкурса ВВС Финляндии завершатся успехом, фирма Saab получит второй заказ. В рамках контракта финская сторона сможет получить 52 самолета Gripen E и 12 Gripen F.

Gripen NG next-generation upgrade programme

A new version of the Gripen aircraft, the Gripen next generation (NG), has also been developed by Saab. The Gripen NG comes with several attractive features including its full interoperability with Nato, high operational tempo, a fully digital cockpit with advanced features, network connectivity with multifrequency datalink and a modern avionic mission system.

In October 2007, the Swedish government placed a contract with Saab for a Gripen demonstrator programme to develop an upgraded version of the JAS 39C. Saab has selected the GE Aviation / Volvo Aero F414G engine to power the demonstrator. The F414G has 96kN (22,000lb) thrust and will be fitted with full authority digital electronic control (FADEC). Saab Microwave Systems and Thales are developing an active electronically scanned radar (AESA) for the programme. The demonstrator, also known as Gripen NG, will be a flying testbed for further development of the Gripen and made its first flight in May 2008.

Saab and Selex Galileo reached an initial agreement for the AESA in March 2009. With high operational tempo, agility, improved sensor fusion and fully digital cockpit, the new generation aircraft will be a fully Nato interoperable multirole fighter designed for the future net-centric warfare (NCW) environment, Saab claims.

In September 2007, the Swedish Government approved the upgrade of 31 JAS 39A aircraft to the JAS 39C/D configuration. The upgraded aircraft successfully completed its first flight in February 2009.

The Gripen next generation fighter aircraft made its first international debut in July 2010 at Farnborough International Air Show held in UK. Gripen NG has significantly increased combat range and endurance, increased payload and super-cruise capability.

Saab has offered Gripen IN, an Indian version of the Gripen NG, to the Indian Air Force. The offer was made in April 2008 in response to the proposal made by the Indian Ministry of Defence for 126 medium multirole combat aircraft. The company has also submitted a proposal to the Brazilian Air Force for 36 Gripen NG aircraft. Saab plans to manufacture these aircraft in Brazil, if it wins the contract.

Внеплановые каникулы

В то время как в Японии отмечают рекордную заболеваемость гриппа — более 2,2 млн больных, локальные вспышки инфекционного заболевания заметны и в 23 регионах России. Самые высокие показатели сейчас в Бурятии, Республике Саха — Якутия, Еврейской автономной области — эпидемиологический порог здесь превышен в два раза. Гриппом атакованы Дальний Восток и Сибирь — рост заболеваемости более чем на 30%. Вирус распространяется в Центральном, Северо-Западном, Приволжском округах.

flu2

Мужчина наклеивает объявление на двери школы № 76 в Екатеринбурге в связи с карантином

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

«На 34 территориях области полностью закрыты 228 школ, частично закрыты 32 школы, всего 146 классов. Полностью закрыты 23 детских сада, частично закрыты 65 детсадов, всего 133 группы», — сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу администрации Кемеровской области. Грипп закрывает школы и детские сады в Алтайском крае, Иркутской, Мурманской, Свердловской областях. Кстати, в Екатеринбурге школы закрыты, а в детские сады пускают только привитых детей.

В каждом регионе сформирован двухнедельный несгораемый запас средств индивидуальной защиты и лекарств против гриппа. Развернуто более 100 тыс. инфекционных коек, и есть дополнительный резерв. Более 15 тыс. реанимационных коек. За последние два года мы переоснастили все инфекционные реанимации», — успокаивает министр здравоохранения РФ.  

Прочие инциденты

ВВС Швеции

Октябрь 2007 г.

3 октября 2007 г. у шведского ВВС Gripen произошел с пассажирским самолетом, т. Е. Они не выдержали требуемого эшелонирования по высоте и расстоянию. Пассажирским самолетом был Saab 340 от Avitrans Nordic, следовавший из Роннеби в Бромму . Ближайшие к ним самолеты были разнесены на 30 метров по вертикали и 950 метров по горизонтали. Инцидент произошел в воздушном пространстве южнее Оскарсхамна . Пилот пассажирского самолета был предупрежден системой TCAS о приближении другого самолета на той же высоте.

Компания SHK пришла к выводу, что инцидент произошел из-за того, что пилот Gripen непреднамеренно опустился ниже назначенного ему эшелона полета и оказался на том же эшелоне полета пассажирского самолета. Компания SHK установила основную причину этого в отсутствии в ВВС Швеции надлежащих процедур для получения и чтения инструкций от авиадиспетчерской службы. Одной из причин инцидента было названо отсутствие в Gripen систем поддержки, которые помогли бы пилоту с вышеупомянутой задачей. Такая система в настоящее время внедряется в Gripens ВВС Швеции. Система предупредит пилота, если полет отклонится от назначенного эшелона полета.

Август 2009 г.

6 августа 2009 года Gripen с F 17 Kallinge приземлился брюшком и вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы после того, как пилот забыл выпустить шасси перед посадкой. Вспыхнул небольшой пожар, который вскоре потушила пожарная команда авиабазы. Пилот не пострадал и смог уйти от самолета. Согласно отчету SHK, одной из причин была высокая умственная нагрузка, поскольку пилот недавно перешел на полет на JAS 39C, в котором используются международные единицы (футы, узлы) вместо метрических единиц (метры, км / ч). Система предупреждения о приближении к земле сработала за 8 секунд до приземления, но пилот не обратил на нее внимания, потому что, как известно, она иногда подает ложные сигналы.

Май 2010 г.

31 мая 2010 года Gripen из крыла ВВС Норрботтена (F 21) оторвался и улетел во время статических испытаний двигателя. Самолет набрал значительную скорость, прежде чем скатиться с твердой поверхности на близлежащую мягкую местность, где затем перевернулся. Техник самолета лейтенант Сандра Халварссон сбежала с легкими травмами. По неподтвержденным данным, двигатель был случайно заведен на полном газу. Поскольку в аварии не участвовал самолет, летевший или готовившийся к полету, это не считается авиакатастрофой.

Чешские ВВС

Октябрь 2006 г.

11 октября 2006 года пилот чешских ВВС на Gripen почти поразил буксирующий цель Learjet 35 в ходе учений с боевой стрельбой на аэродроме Видсель на севере Швеции. При отработке применения бортовой автоматической пушки чешские летчики ошибочно нацелились на резервную цель вблизи буксирующего самолета, а не на намеченную цель в 600 метрах от него. После нескольких «пробежек» началась боевая стрельба, и первый летчик выстрелил по резервной цели. В него попало несколько снарядов, которые, по расчетам, прошли в пределах 10 метров от Learjet. После этого чешские летчики обнаружили настоящую цель, по которой они должны были стрелять, и вместо этого приступили к ее атаке. Экипаж Лирджета не заметил ничего необычного, кроме звука выстрела, не установив связи, что по ним стреляли. Инцидент был обнаружен после приземления.

Расследование SHK пришло к выводу, что причиной инцидента было то, что слишком много мероприятий было запланировано на слишком короткий промежуток времени; что правила техники безопасности, касающиеся учений с боевой стрельбой, устарели; и что распределение ответственности и обязанностей шведских вооруженных сил, шведского управления материальных средств обороны, специальных полетов Saab и чешских военных подразделений было неясным. В совокупности эти причины привели к тому, что чешские пилоты не были полностью осведомлены об истинной конфигурации Learjet и целей, что, в свою очередь, привело к тому, что они нацелились не на ту цель, и один из них в конечном итоге выстрелил по ней. Способствовавшие этому причины заключались в том, что у чешских пилотов практически не было опыта проведения такого рода учений, и что у Learjet, буксирующего мишени, не было средств для наблюдения за учениями. Например, у Learjet не было приемника радиолокационных предупреждений, который мог бы выявить, что они были нацелены Грипенами.

Авионика JAS-39

Самолет оснащен импульсным доплеровским радаром PS-05/A, работающего в частотном диапазоне 8-10 ГГц. Излучаемая мощность радара 1 кВт с возможностью обнаружения целей до 120 км. Радар может автоматически отслеживающий несколько целей в верхней и нижней полусфере, на земле, на воде и в воздухе, и в любых погодных условиях. Она также может одновременно наводить до 4 ракет класса «воздух-воздух»  на 4 различные цели.

Радиоэлектронная аппаратура характеризуется высокой степенью интеграции и автоматизации многих функций, Позволяя самолету вести боевые действия в любых погодных условиях, днем и ночью.

Операция «чистые руки»… и телефон

Как защититься от гриппа и ОРВИ? Универсальный совет, аксиома от президента: «Для того чтобы меньше болеть, нужно больше заниматься спортом». Вероника Скворцова добавит: и участвовать в вакцинации. В рамках проекта «Здоровье» в 2018 году собирались привить как минимум 45% россиян. В итоге даже перевыполнили план — вакцинированы 49%, почти половина страны, или более 70,8 млн человек. Из них детей — 18,4 млн (63%), беременных женщин — 207,8 тыс. В кампанию активно включились и работодатели — отправили на вакцинацию более 5,8 млн человек.

flu3

В рамках проекта «Здоровье» в 2018 году привили 49% россиян

Фото: агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков

Вообще с 2006 года, за время действия национального проекта «Здоровье», заболеваемость гриппа снизилась в 13 раз. И этому есть объяснение, пишет «Российская газета»: те, кто привился, болеют реже или в достаточно легкой форме, да и в целом уже прошедшие вакцинацию создают так называемый «общественный» иммунитет, как бы тормозя распространение вируса.

Во время эпидемии прививаться не рекомендуют, бессмысленно: организму это вряд ли поможет, наоборот, усилите вирусную атаку.

«Сейчас это бесполезно. Прививаться нужно за месяц до эпидемии — осенью, тогда будет иммунитет. Я не понимаю, почему люди не прививаются. Грипп — это единственная смертельная болезнь (если не брать чуму и холеру), от которой есть прививка. Почему люди не понимают, что есть, пусть и небольшой, шанс умереть от гриппа? Раз в год привиться от гриппа — это всё равно что каждый день чистить зубы. Это гигиена», — считает профессор, советник директора Национального медицинского исследовательского Центра здоровья детей Владимир Таточенко.

В сезон эпидемии медики советуют избегать массовых гуляний, чаще мыть руки (элементарный совет, которым многие пренебрегают) и следить за чистотой электронных устройств, которые подносите к лицу.

flu4

Медики советуют избегать массовых гуляний и чаще мыть руки

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

«Заболевание развивается, когда вирус попадает на слизистые оболочки, поэтому руки нужно всегда держать в чистоте и периодически обрабатывать. Дезинфицировать все предметы, которыми человек пользуется, держит в руках. Придя домой, тщательно умываться, промывать глаза, нос, полоскать рот», — советует глава Роспотребнадзора Анна Попова.

Больше гулять и регулярно проветривать помещения. Но если вирус все-таки атаковал, ни в коем случае не заниматься самолечением (тем более что грипп можно перепутать с заболеваниями с похожей симптоматикой), тут же обратиться к врачу и строго выполнять рекомендации.

«Кроме этого, рекомендуется обильное питье — это может быть горячий чай, клюквенный или брусничный морс, щелочные минеральные воды. Пить нужно чаще и как можно больше», — уточняют в Роспотребнадзоре. Добавьте в рацион лук и чеснок, продукты, богатые витамином С.

В общественных местах специалисты советуют надевать медицинские защитные маски. Как говорил когда-то бывший главный санитарный врач России, женщин они точно сделают привлекательными.

«В маске видны только глаза, а у женщины самая красивая часть анатомии — это глаза», — подметил еще в 2013 году Геннадий Онищенко.

К слову, мужчинам маски тоже не помешают.

История создания[править | править код]

Многоцелевой истребитель Gripen создавался, начиная с середины 1980-х годов, для обороны своей страны — возникла потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолётом. В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.

Финансирование по созданию истребителя началось в 1980 году, тактико-технические требования утверждены в 1981 году, и в 1982 году правительство Швеции приняло решение развернуть полномасштабную программу создания истребителя под названием JAS-39. В 1985 году начались испытания двигателя, 26 апреля 1987 года состоялась выкатка первого опытного истребителя «39-1», и 9 декабря 1988 года Gripen впервые поднялся в воздух.

Первый лётный прототип «39-1» был потерян при посадке в 1989 году. Второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 году, в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 году в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 года — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.

Планируемые поставки

Швейцария

30 ноября 2011 года правительство Швейцарии объявило победителя тендера на поставку 22 истребителей. На поставку новых самолётов ВВС Швейцарии претендовали компании Saab AB (JAS 39 Gripen E), Dassault Aviation (Rafale) и Eurofighter (Eurofighter Typhoon). Данные самолёты прошли испытания и оценку в 2008—2009 гг., однако принятие решения о выборе победителя тендера было перенесено на конец 2011 года.

Сравнительный анализ комиссии ВВС Швейцарии показал, что JAS 39NG Gripen провалил испытания, набрав всего 5,33 балла против 6,48 у Eurofighter Typhoon и 6,98 у Dassault Rafale. Основным показателем в выборе, однако, стали не технические характеристики, а стоимость. По предположению экспертов, 22 Gripen обойдутся швейцарцам в 2,5—2,8 млрд франков (2,7—3,0 млрд долларов). При этом французская компания на сумму 2,7 млрд франков согласилась продать лишь 18 самолётов.

Швейцария планировала приобрести 22 «Грипена», которые должны были бы поступить на вооружение её ВВС к 2017 году. 18 мая 2014 прошёл национальный референдум, на котором гражданам страны было предложено проголосовать за или против приобретения «Грипенов»; по итогам референдума против покупки Gripen E высказались 53,4 % респондентов.

Бразилия

Тендер FX на поставку 36 самолётов Бразилии начался в 2001 году. Изначальными тремя претендентами были Dassault Rafale (Франция), Eurofighter Typhoon (Германия, Британия, Италия, Испания) и JAS 39NG Gripen (Швеция).

В 2009 году военные остановились на самолёте от Saab AB. Однако из-за конфликта мнения военных с президентом победа шведского самолёта была отклонена.
В 2011 году тендер вновь продолжился. В 2013 году бразильцы на этот раз чётко определились с выбором шведского «Грипена» — «Рафаль» был отвергнут из-за слишком высокой цены, а F/A-18E/F — по причине американского кризиса со Сноуденом. Тем самым 18 декабря 2013 года JAS 39NG Gripen вышел победителем из 12-летнего тендера.

Первые 36 самолётов поставит Швеция. Остальные будут производиться в Бразилии по лицензии. Однако, учитывая сегодняшнюю общественно-политическую ситуацию в Бразилии, возникшую вследствие импичмента президенту страны Д. Русефф в 2016 г., связанного, в том числе, со злоупотреблениями в сфере выделения бюджетных средств на оборону, будущее данного контракта стало выглядеть неопределённым.

Участие JAS 39 в индийском тендере MMRCA

Индийский тендер MMRCA для ВВС Индии /когда?/

Таблица: сравнительные характеристики самолётов, принимавших участие в индийском тендере MMRCA
Название Dassault Rafale Eurofighter Typhoon F-16IN Super Viper F/A-18E/FSuper Hornet JAS 39 NG(IN) МиГ-35
Страна
Производитель Dassault Aviation Eurofighter GmbH Lockheed Martin Boeing Defense, Space & Security Saab AB РСК «МиГ»
Длина 15,30 м 15,96 м 15,03 м 18,31 м 14,10 м 17,32 м
Размах крыла 10,90 м 10,95 м 10,00 м 13,62 м 8,40 м 12,00 м
Площадь крыла 45,7 м² 50,0 м² 27,9 м² 46,5 м² 30,0 м² 42,0 м²
Масса пустого 10 000 кг 11 000 кг 9979 кг 14 552 кг 7100 кг 11 000 кг
Масса топлива (без ПТБ) 4700 кг 4996 кг 3265 кг 6780 кг 3360 кг 4800 кг
Боевая нагрузка 9500 кг 7500 кг 7800 кг 8050 кг 5300 кг 7000 кг
Узлов подвески вооружения 14 (5 для тяжёлого вооружения) 13 11 11 10 10
Максимальная взлётная масса 24 500 кг (нормальная — 14 700) 23 500 кг 21 800 кг 29 937 кг 14 300 кг 23 500 кг
Двигатель 2 × Snecma M88 2 × Eurojet EJ200 1 × GE F110-132 2 × GE F414-400 1 × GE F414G 2 × РД-33МКВ
Максимальная тяга 2 × 50,0 кН 2 × 60,0 кН 1 × 84,0 кН 2 × 62,3 кН 1 × 62,3 кН 2 × 53,0 кН
Максимальная тяга на форсаже 2 × 75,0 кН 2 × 90,0 кН 1 × 144,0 кН 2 × 98,0 кН 1 × 98,0 кН 2 × 88,3 кН
Максимальная скорость на высоте M=1,8+ M=2,25 M=2,0 M=1,8 M=2,0 M=2,25
Боевой радиус 1389 км (с 3-мя ПТБ) 1390 км 550 км 722 км 800 км 1000 км
Практический потолок 15 240 м 19 812 м 18 000 м 15 000 м 15 240 м 17 500 м
Скороподъёмность 305 м/с 315 м/с 254 м/с 228 м/с 255 м/с 330 м/с
Тяговооружённость 1,03 1,18 1,10 0,93 1,18 1,10
Управляемый вектор тяги нет нет нет нет нет есть
БРЛС с АФАР есть есть есть есть есть есть
Первый полёт 4.07.1986 27.03.1997 2.02.1974 29.11.1995 9.12.1988 24.11.2016
Начало эксплуатации 2001 2003 1984 2000 1997 2019
Стоимость (2011 год) $85—124 млн $120 млн $50,0 млн $55,0 млн $48,0 млн ~$45,0 млн

Болгария

26 апреля 2017 года Минобороны Болгарии объявило Saab JAS 39 C/D Gripen победителем в тендере на поставку истребителей, исходя из ценовых соображений. Стоимость новых самолётов оказалась ниже конкурентов: F-16A/B Block 15 и Typhoon, к тому же б/у. Общая стоимость составила 1 млрд левов (510 млн евро) за 8 единиц против 1,5 млрд левов за то же количество Ф-16 или Тайфунов.

Однако контракт не был выполнен. В июле 2019 года болгарским парламентом был одобрен договор на покупку F-16, но президент Болгарии наложил на этот договор вето.

Двигатель JAS-39

В JAS-39 в качестве двигателя используется силовая установка RM12. Данный двигатель является турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой (ТРДДФ) производства Volvo Aero Corporation. Это модифицированная версия двигателя американской компанией General Electric F-404-400, который используется в американском F/A-18. RM12 от F404 отличается повышенной тягой. 54кН в RM12 против 48,9кН в F404 без форсажа и 80,5кН против 78,7кН соответственно с форсажем. Другими различиями являются большая устойчивость к проглатыванию инородных предметов и более высокую надежность, так что двигатель отвечает критериям безопасности для использования в качестве одного двигателя самолета. Работа двигателя, в том числе автоматическое управление тяги, в зависимости от режима полета контролируется специальным компьютером, обеспечивая максимальную производительность двигателя, что дает возможность адаптироваться к конкретным условиям с максимальной эффективностью. В JAS-39C/D используется модифицированный двигатель Volvo Aero RM12UP.

Примечания

  1. 1234 Gripen in use Архивировано 30 октября 2013 года.
  2. Сергей Птичкин. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
  3. 12 «Gripen for Empire Test Pilots’ School»(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 марта 2012. Архивировано 14 апреля 2012 года.
  4. Многоцелевой истребитель JAS-39 Gripen Архивная копия от 20 октября 2011 на Wayback Machine // worldweapon.ru
  5. Hoyle, Craig Saab’s Demo aircraft to highlight Gripen NG capabilities(неопр.) .Flightglobal (25 April 2008). Дата обращения 17 декабря 2013. Архивировано 3 ноября 2013 года.
  6. The Military Balance 2020.p.144
  7. The Military Balance 2020. p.-140
  8. The Military Balance 2020. p.88
  9. The Military Balance 2020.p.468
  10. Thai Gripens declared operational
  11. Thailand declares Gripens operational
  12. 12 ВВС Швейцарии забраковали победивший в тендере Gripen(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 февраля 2012. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  13. Истребитель Gripen обошел Rafale в швейцарском тендере // Lenta.ru
  14. Швейцария сделала выбор в пользу закупки истребителей JAS-39 «Грипен NG» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 февраля 2012. Архивировано 21 мая 2014 года.
  15. Official Rafale specifications , FR: Dassault, <https://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1> .
  16. Official Typhoon Specifications , Eurofighter, <https://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp> .
  17. Eurofighter Typhoon , DE: Luftwaffe, <https://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp> .
  18. F-16C/D Factsheet. US Air Force
  19. F-16 Specifications. Lockheed Martin
  20. F/A-18E/F Super Hornet page. Boeing
  21. Super Hornet Overview. Boeing (PDF)
  22. Aircraft Museum — F/A-18E/F Super Hornet. Aerospace Web. Retrieved 2011-02-01.
  23. 123

    , Blogspot, <>

  24. Official Gripen IN Technical Specifications , SE: Saab, <https://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/> .
  25. Pressbrief Gripen NG , NL, 8 Aug, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011. .
  26. 12Saab NG presentation , JSF Nieuws, с. 5, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf> .
  27. MiG-35 , RU: MiG Aravia, <https://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm> .
  28. MiG-29M2 specifications. RAC MiG (the MiG-29M2 is similar to the MiG-35).
  29. MiG-35 , Deagel, <https://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx> .
  30. MiG-35 specifications. Airforce technology. (Ferry range with three external fuel tanks 3,100 km).
  31. Aero India 2007 Brochure , Bharat-Rakshak, <https://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html> .
  32. F-16 Versions — F-16E/F. F-16.net. Retrieved on 2011-02-01.
  33. Technische Daten Eurofighter Austria , AT: Air Power, <https://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm> .
  34. «Gripen Dimensions». Saab
  35. https://www.saabgroup.com/Global/Documents%20and%20Images/Air/Gripen/Gripen%20product%20sheet/Gripen_Dimensions.pdf
  36. «Fox Three.» dassault-aviation.com .
  37. Austrian Airforce
  38. Gripen Supercruises
  39. EFA-2000 Eurofighter. Fas.org. Retrieved on 2011-02-01.
  40. Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
  41. Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
  42. Report on U.S. Competitiveness in the Fighter Aircraft Export Market. CSIS
  43. Capaccio, Tony . Lockheed F-35 Program Faces $1 Billion Cut in U.S. Senate Spending Measure (16 December 2010). Дата обращения 12 сентября 2011.
  44. Правителството прие като най-изгодна офертата за шведските изтребители «Грипен» (болг.) (26 апреля 17). Дата обращения 28 апреля 2020. Архивировано 28 апреля 2020 года.
  45. Болгары выбрали шведские истребители (рус.) (недоступная ссылка) (27 апреля). Дата обращения 28 апреля 2020. Архивировано 2 мая 2020 года.
  46. Болгария опять ищет истребители. А что с покупкой Saab JAS 39 C/D Gripen? (рус.) (30 июня 2018). Дата обращения 12 января 2020.
  47. Президент Болгарии наложил вето на покупку американских истребителей (рус.) (23 июля 2019). Дата обращения 12 января 2020.
  48. Технические характеристики Архивировано 30 октября 2013 года.
  49. Gripen — The wings of your nation — Technical Summary
  50. Specifications and performance data Архивировано 28 января 2012 года.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector