Большие десантные корабли проекта 1174 «носорог»

Состав серии

Название Зав. № Заложен Спуск на воду Ввод в строй Текущий статус
Иван Рогов 101 09.1973 31.05.1977 15.06.1978 Списан в 1996 году. Разобран на металл в сухом доке «Дальзавода» в 2004 году.
Александр Николаев 102 03.1976 осень 1982 30.12.1982 С 1997 года в резерве. Прорабатывается вопрос восстановления и возвращение в боевой состав ВМФ.
Митрофан Москаленко 103 05.1984 1988 23.09.1990 С 2002 года в резерве. По данным на 5.5.2014 выставлен на продажу, вероятно, в состоянии, исключающем его использование по прямому назначению. Прорабатывается вопрос восстановления и возвращение в боевой состав ВМФ.

История разработки[править | править код]

Тактико-техническое задание на проектирование большого десантного корабля проекта 1174 «Носорог» было выдано в сентябре 1964 года. Как и в БДК проекта 1171, в новом проекте по требованию Главкома ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова было заложено требование непосредственной высадки десанта на урез воды.

Модель из музея крейсера «Аврора» Автор модели — А. Богданов

Разработкой занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Главным конструктором был назначен П. П. Милованов, а главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. В. Бехтерев. В процессе проектирования появились сведения о программе строительства в США УДК типа «Тарава». Поэтому по указанию Главкома в проект вносились изменения. Появилась доковая камера и был увеличен состав авиагруппы. Эти изменения привели к созданию оригинального универсального десантного корабля при сравнительно небольшом водоизмещении. В разработке корабля принимали участие ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, Первый ЦНИИ МО СССР и другие организации. В октябре 1965 года был утверждён эскизный проект. А в мае 1968 года был утвержден технический проект.

Из-за постоянного изменения проекта головной БДК проекта 1174 «Иван Рогов» был построен на ССЗ «Янтарь» в городе Калининград только в 1978 году, через 14 лет после выдачи ТТЗ.

В окончательном варианте новый БДК мог высаживать десант с помощью носового высадочного устройства на необорудованное побережье или воду. Выход на воду боевой техники или морских пехотинцев на десантных катерах осуществлялся из доковой камеры с помощью кормового высадочного устройства. С помощью носовой сходни БДК был способен выполнять высадку на 17 % побережья, а с помощью катеров — до 40 %. Также высадка могла осуществляться четырьмя вертолётами типа Ка-29 (каждый может нести до 16 десантников) в любом месте.

Телега под видом УДК за бешеные деньги

Но этот организационный риск, который при недостаточном к нему внимании превратится в оглушительно громкий провал, только часть проблемы. Современные воззрения на проведение военно-морских операций однозначно требуют того, чтобы в районах, через которые десантный отряд совершает переход, и в зоне его высадки ВМФ имел неоспариваемое господство на море и в воздухе.

А чем это обеспечить? На сегодня, если ориентироваться не на списочный состав ВМФ, а на то, что реально можно бросить в бой, очевидно – по наличным исправным и боеспособным надводным кораблям наш флот опустился до уровня примерно Южной Кореи и это в лучшем случае. Наша сильная сторона – наличие атомных подлодок и теоретически – авианосца. Но этот авианосец в вечном ремонте, а уровень подготовки корабельных авиаполков сегодня можно считать лишь поводом для ругательств и не более того.

УДК – экспедиционный корабль, он создан для автономных действий, воевать им, просто поддерживая армейский фланг, – это забивать гвозди микроскопом, а значит, до наших наземных аэродромов будет далеко.

Сразу же следом встанет вопрос плавтыла – десант требует массу тоннажа, только горючего в интенсивных боевых действиях надо будет сотни тонн на батальон каждые сутки, а еще боеприпасы, запчасти, продукты питания, питьевая вода, медикаменты, пополнения в технике взамен потерянной. Для этого нужны быстроходные транспорты с возможностью доставки грузов на плавпричал или на необорудованный берег. Равно как и корабли комплексного снабжения, доставляющие все необходимое на боевые корабли: топливо, артиллерийские снаряды, вертолеты взамен сбитых или потерянных в аварии. У нас ничего этого нет. Более того, если планы реанимировать авианосец все-таки существуют, программа постройки хороших фрегатов УРО проекта 22350 и идущая модернизация крейсера «Адмирал Нахимов» дают возможность собрать хотя бы одно соединение, способное обеспечить возможность использования десантных сил, то судов плавучего тыла нет и не предвидится.

Технически российские верфи вполне в силах строить суда нужных типов, но по организационным причинам это сегодня невозможно. И вот в таких условиях даже оснащенный всем необходимым УДК превращается не более чем в средство демонстрации статуса. Его можно использовать как базу для спецназа, для короткого рейда на чужую территорию, как вариант для операции по освобождению заложников. Это тоже нужно, но такой корабль для подобных узких, нишевых задач абсолютно избыточен, он не оправдает вложенных в него денег. Хотя смотреться будет, наверное, круто. Но стоит ли эта крутизна вложенных денег?

Литература

  • И.И. Барсуков, В.М. Йолтуховский, А.Б. Кондрашов. «Адмиралы и генералы Военно-морского флота. Руководители структур политической и воспитательной работы. Биографические хроники (1917—2013)». — М.: «Кучково поле», 2014. — 432 с. — ISBN 978-5-9950-0408-0. — С.306.
  • Советская военная энциклопедия. М.:Военное издательство, 1976—1981. — Т.7. — С.136-137.
  • Платонов А. В., Лурье В. М. Командиры советских подводных лодок 1941—1945. — Санкт-Петербург, 1999.
  • Бусловский В. И. Комиссары Великой Победы. — М., 2016. — С.393—394.
  • Кузнецов Н. Г. Видный политработник армии и флота (К 70-летию со дня рождения И. В. Рогова). // Военно-исторический журнал. — 1969. — № 8. — С.42-47.

Проектные технические показатели

Главным показателем для судостроителя считается водоизмещение, равное массе корабля в пустом и полностью снаряженном состоянии. Оно в данном случае превышает соответственно 11,5/14 тысяч тонн. Длина БДК «Носорог» — 158 метров, ширина по мидельшпангоуту -24 м, киль погружен в воду при полной загрузке на пять метров. Максимальный ход – 20 узлов, при 18-узловом он может преодолеть с полными баками топлива 7,5 тыс. миль. Автономность зависит от численности загруженных десантников: если их 500, то запасов провизии хватает на полмесяца. Экипаж состоит из 239 членов команды, включая офицерский состав (37 чел.).

Принимать топливо с плавучих танкеров-заправщиков можно в море, для этого БДК «Носорог» оборудован всей необходимой оснасткой. Для пополнения запасов продовольствия и других «сухих» грузов также предусмотрены устройства транспортирования с борта на борт.

БДК проекта 1174 «Носорог»

БДК океанской зоны проекта 1174 (шифр «Носорог», по натовской кодификации Ivan Rogov) был предназначен для транспортировки и высадки сил десанта и боевой техники как на оборудованное, так и на необорудованное побережье с малым уклоном дна. Корабль в состоянии осуществлять высадку войск непосредственно на побережье, плавающую технику — на воду, неплавающую военную технику — при помощи специальных десантно-высадочных плавательных средств, личный состав десанта с носимым оружием также может десантироваться на берег на вертолетах.

В процессе работ по проектированию корабля по указанию Главкома ВМФ Советского Союза С.Г. Горшкова в проект вносились изменения, которые в конечном итоге привели к созданию весьма оригинального универсального десантного корабля, обладающего сравнительно небольшим водоизмещением. В результате внесения изменений в проект на корабле появилась доковая камера, а состав размещенной на борту авиагруппы был увеличен. Изменения в проект по ходу работ вносились под впечатлением от идущей полным ходом программы ВМС США по постройке УДК типа «Тарава». В ходе всех улучшений доступность берегов для БДК проекта 1174 стала: для носовой сходни — 17%, для десантных катеров — более 40%, для вертолетов — 100%.

Корабли данного проекта строились в СССР с 1973 по 1988 годы, всего было построено три таких корабля. Корабли были заложены и построены в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе №820 «Янтарь». По причине постоянных изменений проекта головной корабль серии «Иван Рогов» был готов только в 1978 году, через 14 лет после выдачи технического задания на его проектирование.

Всего в Калининграде построили три таких судна: «Иван Рогов» (1978 год), «Александр Николаев» (1982 год) и «Мтрофан Москаленко» (1990 год). Первый корабль был списан из состава флота в 1996 году. Два других были отправлены в резерв в 1997 и 2002 годах соответственно. После истории с «Мистралями» в пресс появилась информация о проработке вопроса восстановления кораблей и возвращения их в состав ВМФ России.

Длина корабля проекта 1174 шифра «Носорог» составляла 157,5 метра, ширина — 23,8 метра, осадка — 5 метров. Полное водоизмещение корабля составляло 14 060 тонн. Скорость полного хода — 21 узел, дальность плавания при скорости 18 узлов и нормальном запасе топлива 4 тысячи миль, при максимальном запасе топлива 7500 миль. Силовая установка корабля была газотурбинной и включала в себя два силовых агрегата мощностью по 18 тысяч л.с. каждый. Автономность плавания по запасам провизии составляла 15 суток при нахождении на борту 500 десантников или 30 суток при нахождении на борту 250 человек десанта. Экипаж корабля составлял 239 человек, в том числе 37 офицеров. Для приема в море жидких и твердых грузов корабль был оснащен специальными системами.

Вооружение кораблей изменялось в зависимости от модификации и состояло из артиллерийской установки АК-726 калибра 76,2-мм, двух артустановок АК-630 4х30-мм, двух установок реактивных систем залпового огня «Град-М», одного ЗРК «Оса-М» (боезапас 20 ракет) и четырех ПЗРК «Стрела-3». На борту корабля могли базироваться до 4-х транспортно-боевых вертолетов Ка-29.

В танковый трюм БДК и доковую камеру при отсутствии в ней плавательных средств можно было погрузить до 50 танков ПТ-76, 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. При этом техника могла быть погружена на борт в различных сочетаниях. Также на борту можно было разместить до 500 человек десанта в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах, либо разместить 1700 тонн различных грузов.

Для выгрузки на берег неплавающей боевой техники в доковую камеру корабля можно было принять до 6 десантных катеров проекта 1785 или проекта 1176. Либо три десантных судна на воздушной подушке проекта 1206 или десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна».

Дизайн

«Лавина» — первое обозначение класса, представленное на военно-техническом форуме «АРМИЯ-2015», — это более тяжелый вариант конструкции Крылова водоизмещением около 24 000 тонн. «Прибой» относился к более легкому варианту «Невского» водоизмещением около 14 тысяч тонн.

Однако, судя по изображениям, показанным Владимиру Путину на выставке, посвященной будущему ВМФ России в январе 2020 года, два ПМР проекта 23900, заказанные для ВМФ России, по всей видимости, являются производным от французского класса Mistral , имеют схожую архитектуру и размеры. Проект 23900 будет еще больше и водоизмещением около 40 тысяч тонн.

20 июля 2020 года на официальной церемонии закладки проекта 23900 было продемонстрировано компьютерное изображение военного корабля. Судя по этому изображению, дизайн Project 23900 выглядит как гибрид Lavina и Mistral.

Теория и практика

Универсальный десантный корабль (УДК) – средство обеспечения высадки ротной или батальонной тактической группы с тяжелой техникой без подхода корабля к урезу воды, а иногда вообще из-за горизонта с безопасной дистанции. УДК может высадить десант методом «вертикальный охват», когда часть сил десанта действует с вертолетов как десантно-штурмовой отряд, а часть сил высаживается с техникой на берег. Может весь десант высадить на берег, обеспечив поддержкой ударных вертолетов с воздуха, может высадить почти всех морских пехотинцев с воздуха в несколько волн, доставив потом на захваченный плацдарм подразделения с тяжелой техникой.

Для этого у УДК есть помещения для размещения десанта, ангар для вертолетов, запасы средств материально-технического обеспечения для высадившихся войск на несколько дней, десантная палуба для тяжелой техники, док-камера для размещения в ней десантных катеров различных типов. На корабле находится командный центр, с которого ведется управление десантной операцией, на него же доставляют раненых, там есть врачи и операционные, например на американских УДК типа «Уосп» этих операционных шесть.

УДК не может выполнять задачи сам по себе. Чтобы поднять «в одну волну» достаточный по силе воздушный десант, необходимы корабельные вертолеты с большой вместимостью, которые еще и помещались бы в корабельном ангаре. Чтобы высадить весь десант одновременно, нужны специальные бронемашины с хорошей мореходностью, способные идти по волне на большие расстояния. Зависимость между тем, сколько на борт корабля берется десантников, а сколько тыловиков, какое при этом количество десантных бронемашин несет корабль и сколько тяжелых десантных катеров, сколько десантных вертолетов есть на борту и какой они вместимости, очень жесткая.

Так, если нет или не хватает мореходных десантных бронемашин, то часть десанта придется доставлять челночными рейсами катеров и в бою за высадку эти подразделения участвовать не будут. Если десантные вертолеты на борту слишком маленькие, то не получится выполнить «вертикальный охват» – нужное число десантников просто невозможно доставить на берег по воздуху в один подъем, а это увеличивает риски для тех, кто высаживается с воды. Не хватает грузоподъемности катеров – десант идет в бой без танков.

УДК – это не просто большой корабль: для того, чтобы его потенциал был реализован полностью, он должен образовывать единую систему с взаимодействующими силами. Такие вещи, как число взлетных позиций для вертолетов на палубе, численность десанта, тыловых частей, организационно-штатные структуры десанта и тыловых частей, вместимость, тактико-технические характеристики и количество десантных бронемашин, вместимость, грузоподъемность и количество десантных катеров, размер десантной палубы, число вертолетов, вместимость и их грузоподъемность, – все должно находиться в жесткой взаимоувязке друг с другом.

История

Модель проекта 23900

Проекты «Прибой» и «Лавина» впервые были представлены в июне 2015 года на военно-техническом форуме «АРМИЯ-2015» в качестве замены двух недоставленных судов класса Mistral, заказанных Россией в 2011 году по контракту на 1,3 миллиарда долларов. Однако из-за западных санкций против России французы отказались продолжить поставку, и сделка была приостановлена ​​в 2015 году. Впоследствии Франция вернула России залог, уплаченный за строительство двух судов. Позднее оба судна были проданы ВМС Египта .

25 мая 2017 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что цикл строительства нового российского вертолетоносца продлится не менее четырех лет, а первый такой корабль будет завершен к 2022 году.

В июне 2017 года, вице — президент Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев сказал , «Прибой» носители вертолета были реализованы в новой государственной программы вооружения России на 2018-2025 и что строительство судов может осуществляться либо по Северной верфи , Балтийский завод или Севмаш .

В июле 2017 года депутат Госдумы Дмитрий Белик объявил, что головное судно класса будет называться « Севастополь» в честь города Севастополь . Стоимость корабля составит около 40 миллиардов рублей (675 миллионов долларов), а его строительство начнется после утверждения Новой государственной программы вооружения на 2018-2025 годы.

На 11 сентября 2019 года было сообщено о том , что первый и второй сосуд класса будет заложен в мае 2020 года на Залив судоверфи , Крым .

22 мая 2020 года, по сообщению ТАСС , Минобороны России подписало сделку на 100 млрд рублей на строительство двух универсальных десантных кораблей (ПДК), строительство которых будет проходить на заводе «Залив» в Крыму. Два корабля должны быть переданы ВМФ России в 2026 и 2027 годах соответственно.

20 июля 2020 года во время церемонии закладки были официально раскрыты названия первых двух кораблей. Эти корабли были названы « Иван Рогов» и « Митрофан Москаленко» , как два уже выведенных из эксплуатации судна класса « Иван Рогов» .

28 февраля 2021 года сообщалось, что кораблестроители приступили к строительству корпусов двух будущих десантных кораблей. Также сообщалось, что строительство идет по графику, водоизмещение каждого из них составит 40 000 тонн, и что корабли смогут нести до четырех беспилотных летательных аппаратов Сухой С-70 Охотник-Б , как для выполнения ударных задач, так и целеуказание гиперзвуковых ракет « Циркон », запускаемых с других кораблей.

Проектирование и постройка

Еще одной болевой точкой проекта является то, как эти корабли создаются в принципе. И дело тут не в том, что на момент их формальной «закладки» (позже будет ясно, зачем тут кавычки) завод «Залив» в Керчи еще не до конца оправился от времен, когда находился в составе Украины.

Дело в другом. Организацией, ответственной за разработку этого корабля, является Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ). Это в каком-то смысле славная структура, с множеством удачных проектов, воплощенных в жизнь. Вот только такими кораблями КБ не занималось никогда. Здесь на момент старта проекта не было ни одного человека, который имел бы представление о том, что ЗПКБ должно сделать. Это не корвет. Но странности на этом не закончились.

Второй вопрос, над которым стоит задуматься, – закладка корабля, подписание контракта и даже определение цены сделаны тогда, когда никакого проекта еще не было. Существовала только невнятная картинка, показанная на закладке, на плакате, и все. Только потом ЗПКБ занялось активным поиском информации о похожих кораблях, вплоть до старого советского УДК проекта 11780, не реализованного в металле.

Это доказывает еще и тот факт, что уже после «закладки» (теперь понятно, почему в кавычках – проекта еще нет) у корабля начало расти водоизмещение. Сначала оно было более 23 тысяч тонн, потом превысило 25 тысяч, далее инсайдер сообщил, что водоизмещение будет 32 тысячи тонн, а в конце декабря замминистра обороны Алексей Криворучко озвучил цифру 40 тысяч тонн. Тут надо сделать оговорку: неясно, о каком водоизмещении идет речь – полном или стандартном. Полное водоизмещение 40 тысяч тонн в принципе не противоречит стандартному 32–34 тысячи. Тем не менее за полгода с момента «закладки» корабль серьезно вырос. Это подтверждает – проекта реально нет.

Силовая и энергетическая установки

В состав силовой установки входят две газовые турбины мощностью по 18 тыс. л. с., расположенные вдоль бортов эшелонным образом. При разработке проекта не удалось решить задачу их цельноагрегатной замены из-за сложных технических требований, предъявляемых к общей архитектуре корабля, поэтому ремонтные работы, в случае принятия решения о восстановлении боеспособности единиц, могут стать проблематичными, хотя и выполнимыми. За время эксплуатации («Александр Николаев» — 15, «Митрофан Москаленко» — 12 лет) двигатели подверглись износу, их нужно либо капитально восстанавливать, либо вообще менять на более современные. Разбирать турбины придется на месте, внутри корпуса, а это дороже.

Источниками электроснабжения БДК «Носорог» служат бортовые генераторы (их на корабле шесть) по полмегаватта каждый, всего 3 мВт.

Вооружение

Помимо боевых вертолётов, наши УДК получат и серьёзное штатное вооружение для обеспечения собственной безопасности. Возможно (хотя облик кораблей пока ещё окончательно не определён) это будут, исходя из функциональных критериев, два ЗРК «Панцирь-М», два ЗРАК «Палаш» и 100-мм артиллерийская установка А-190.

Французский аналог вооружён намного слабее. Он может «похвастаться» лишь мини-пушками М134 (2 ед.), двумя пусковыми установками «Simbad», да четырьмя 12,7-мм пулемётами.

Как видим, ничего похожего ни по форме, ни по сути, ни по возможным боевым задачам, ни по инженерной начинке, ни по силовой установке между будущим российским и уже давно существующим и быстро устаревающем французским кораблём нет.

История разработки[править | править код]

Тактико-техническое задание на проектирование большого десантного корабля проекта 1174 «Носорог» было выдано в сентябре 1964 года. Как и в БДК проекта 1171, в новом проекте по требованию Главкома ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова было заложено требование непосредственной высадки десанта на урез воды.

Модель из музея крейсера «Аврора» Автор модели — А. Богданов

Разработкой занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Главным конструктором был назначен П. П. Милованов, а главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. В. Бехтерев. В процессе проектирования появились сведения о программе строительства в США УДК типа «Тарава». Поэтому по указанию Главкома в проект вносились изменения. Появилась доковая камера и был увеличен состав авиагруппы. Эти изменения привели к созданию оригинального универсального десантного корабля при сравнительно небольшом водоизмещении. В разработке корабля принимали участие ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, Первый ЦНИИ МО СССР и другие организации. В октябре 1965 года был утверждён эскизный проект. А в мае 1968 года был утвержден технический проект.

Из-за постоянного изменения проекта головной БДК проекта 1174 «Иван Рогов» был построен на ССЗ «Янтарь» в городе Калининград только в 1978 году, через 14 лет после выдачи ТТЗ.

В окончательном варианте новый БДК мог высаживать десант с помощью носового высадочного устройства на необорудованное побережье или воду. Выход на воду боевой техники или морских пехотинцев на десантных катерах осуществлялся из доковой камеры с помощью кормового высадочного устройства. С помощью носовой сходни БДК был способен выполнять высадку на 17 % побережья, а с помощью катеров — до 40 %. Также высадка могла осуществляться четырьмя вертолётами типа Ка-29 (каждый может нести до 16 десантников) в любом месте.

Проектные технические показатели

Главным показателем для судостроителя считается водоизмещение, равное массе корабля в пустом и полностью снаряженном состоянии. Оно в данном случае превышает соответственно 11,5/14 тысяч тонн. Длина БДК «Носорог» — 158 метров, ширина по мидельшпангоуту -24 м, киль погружен в воду при полной загрузке на пять метров. Максимальный ход – 20 узлов, при 18-узловом он может преодолеть с полными баками топлива 7,5 тыс. миль. Автономность зависит от численности загруженных десантников: если их 500, то запасов провизии хватает на полмесяца. Экипаж состоит из 239 членов команды, включая офицерский состав (37 чел.).

Принимать топливо с плавучих танкеров-заправщиков можно в море, для этого БДК «Носорог» оборудован всей необходимой оснасткой. Для пополнения запасов продовольствия и других «сухих» грузов также предусмотрены устройства транспортирования с борта на борт.

Крымские судоверфи получили оборонный заказ

Настоящий ажиотаж у зарубежных аналитиков вызвала закладка на судоверфях в Керчи двух универсальных десантных кораблей (УДК) проекта 23900. Водоизмещением по 25 тысяч тонн каждый, эти два перспективных плавсредства нового для российского ВМФ проекта 23900 (категория «Прибой») заложены на судостроительном заводе «Залив». Предположительная стоимость каждой боевой единицы — порядка 40 миллиардов рублей. Головной корабль серии сойдёт со стапелей не позднее 2027 г. На новом корабле будут базироваться винтокрылые машины: Ка-52К «Катран», Ка-27, Ка-29 и Ка-31.

Проект российских УДК уникален не только тем, что Россия наконец-то решит давно наболевший вопрос о вводе в строй собственных вертолётоносцев, но ещё и реабилитацией крымских судоверфей, которые не только оправились от многих лет простоя в эпоху украинского безвременья, но и получили оборонный заказ на перспективную инновационную технику, да ещё в столь чувствительном регионе, как Чёрное море.

mil.ru
На новом корабле будут базироваться винтокрылые машины Ка-52К «Катран».

Естественно, столь важная для ВМФ новость — да ещё после расторжения в 2014 г. Францией контракта от 2011 г

на строительство двух вертолётоносцев класса «Мистраль» — не могла не привлечь пристальное внимание натовских аналитиков, которые немедленно обвинили Москву в… плагиате французского проекта: мол, русские замыслили воспроизвести точную копию не доставшихся им кораблей

Кроме того, некоторые известные детали нашего национального проекта вертолётоносца в корне отличаются от ушедших в Египет французских аналогов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector