Непотопляемый сэм
Содержание:
- Мы не нуждаемся в войне
- Описание конструкции и технические характеристики
- Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
- Рулевое устройство
- История создания корабля
- Вооружение
- Бронирование
- Обсуждение[править | править код]
- Модули
- Линкор «Бисмарк» и его поход в Вальхаллу
- Зенитная артиллерия
- Экипаж и обитаемость
- Энергетическая установка и ходовые качества
- охота на линкор Бисмарк
- От судьбы не уйдёшь
- Энергетическая установка
- Операция «Титул»
- История уничтожения немецкого флагмана
- Курс в Атлантику с союзниками на хвосте
- В чем уникальность брони «Бисмарка»
Мы не нуждаемся в войне
Германия превратилась в империю, переиграв на военных и дипломатических полях Данию, Австрию и Францию, однако Бисмарк понимал, что его страна все еще не имеет возможности доминировать Европе. Идея объединения всех немцев в одном государстве так и не была воплощена в жизнь, этому серьезно противилась империя Габсбургов. Опасался «железный канцлер» и реванша со стороны Франции.
Учитывая центральное положение Германии в Европе и, как следствие, реальную угрозу вовлечения в войну на два фронта, Бисмарк выработал правило, которому следовал в течение всей своей политической карьеры: «Сильная Германия стремится жить мирно и мирно развиваться».
Описание конструкции и технические характеристики
«Бисмарк» был одним из сильнейших по характеристикам кораблей своего времени. По своей величине он уступал лишь построенным позже суперлинкорам типа «Ямато» в Японии типа «Айова» в США. Стандартное водоизмещение «Бисмарка» составляло 41,7 тысячи тонн, полное — 50,9 тысячи тонн. Длина линкора составила 250 метров, ширина — 36 метров, что превосходило по размерам все европейские аналоги. Германский флагман обладал хорошей противоторпедной защитой благодаря удачному делению корпуса на водонепроницаемые отсеки.
Броня
Бронирование «Бисмарка» было не совсем обычным для традиционных линкоров и оценивается как «умеренное», хотя его общая площадь была выше, чем у любого из конкурентов. В принятой немцами схеме с четырьмя башнями главного калибра им потребовалось основательно бронировать до 70% достаточно длинного корпуса. Толщина главного бронепояса при этом составила от 170 до 320 миллиметров.
Особо усилены были лобовая броня орудийных башен главного калибра (до 360 мм) и бронезащита рубки (220-350 мм). Бронирование оконечностей линкора варьировалось в пределах 60-80 мм, главной палубы — 80-110 мм, рулевого устройства — 110-150 мм Башни среднего калибра обладали толщиной брони в 35-100 мм, а противоторпедная переборка — в 45 мм.
Схема бронирования линкора «Бисмарк»
В отличие от многих линейных кораблей того периода, бронирование немецких линкоров не было резко дифференцированным, с заметно выдающимися элементами максимального усиления. Такая схема бронирования впоследствии помогла «Бисмарку» долгое время выдерживать многочисленные залпы английских орудий, оставаясь на плаву.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
И Bismarck и Tirpitz вступили в строй с РЛС FuMO-23, антенны были установлены на обеих мачтах и на носовой надстройке выше оптического дальномера. Размеры антенны FuMO-23 были 4 х 2 м. По ходу войны радиолокационное оборудование Tirpitz неоднократно модернизировалось. Так, в январе 1942 года на носовой оптический дальномер была установлена РЛС FuMO-27 вместо FuMO-23. Впереди антенны FuMO-27 появилась антенна системы предупреждения об электромагнитном облучении FuMB Ant-7, три дипольные антенны «Суматра» системы FuMB-4 и двух дипольная антенна «Палау» (FuMB Ant-6).
В 1944 году на линкор Tirpitz была установлена новая антенна FuMO-27 размерами в 4 х 3 м. В середине 1944 года на Tirpitz была смонтирована РЛС серии «Вюрцбург» (FuMO-212 или FuMO-213) с параболической антенной диаметром 3 м, разработанные по заказу Люфтваффе. Так же на линкорах типа Bismarck стояло по пять оптических дальномеров с базой 10.5 м, по одному на носу и корме и ещё по одному на трёх из четырех башен главного калибра, по идеи был ещё и шестой на носовой башне, но его демонтировали т.к, на высокой скорости хода он заливается водой, которая перекатывается через нос корабля. Основные дальномеры дополнялись вспомогательными с базой в 7 м.
Рулевое устройство
Маневренность линкоров обеспечивалась двумя балансирными рулями. Они имели форму усеченной трапеции размером 6480×4490 мм, наибольшей толщиной в 900 мм и площадью продольного сечения по 24,2 м , к их поверхностям были прикреплены антикоррозийные пластинки из цинка.
Нижние кромки рулей находились на горизонтальной оси центрального вала, посередине между средним и боковыми винтами. Оси вращения рулей были наклонены внутрь под углом 8° и соединены с рулевыми машинками поперечным валом и парным приводом. Каждая рулевая машинка могла управлять обоими рулями, в случае выхода второй машинки из строя. Рулевой привод состоял из левой и правой осей, прикрепленных к центральному валу, управляемому с помощью электрической системы Варда-Леонарда. Оригинально было решено устройство рулевого управления в ходовой рубке: рациональные немцы отказались от традиционного штурвала, заменив его двумя кнопками, нажимая на которые, рулевой перекладывал рули направо или налево.
История создания корабля
Индустриальный потенциал Германии позволял ей строить корабли любых типов. Немецкие верфи обладали для этого всеми техническими возможностями, а их инженеры справедливо считались одними из лучших в мире. Вполне в духе «сумрачного германского гения» в 1930-е годы был дан старт выпуску ещё не нарушающих условия действующих международных договорённостей трёх «карманных линкоров», а затем и почти классических (кроме калибра пушек) дредноутов «Шарнхорст» и «Гнейзенау».
Исходя из этих требований, в конструкцию будущего линкора изначально закладывалось обладание 8 орудиями главного калибра в 330 мм, мощное бронирование, а также энергетическая установка с возможностями длительного поддержания скорости порядка 30 узлов и большой запас по дальности плавания
Политические соображения, связанные с необходимостью ограничивать тоннаж корабля, во внимание уже особо не принимались и вскоре были полностью сняты
После официальной денонсации Германией условий Версальского договора в марте 1935 года было принято решение ещё больше усилить боевые возможности нового линкора. Калибр его главных орудий согласно личному указанию Гитлера был увеличен до 380 мм. Кроме того, все 150-мм орудия было окончательно решено размещать не в казематах (для снижения массы), а в башнях. Возросший вес корабля ради сохранения высоких требований по его мобильности был компенсирован за счёт некоторого снижения бронирования.
«Бисмарк» в ходе строительства
К концу 1935 года разработка проекта линкора «F» была завершена, и с 1936 года началось его строительство на верфи компании Blohm & Voss в Гамбурге. Вскоре был заложен ещё один линкор того же типа с совсем небольшими различиями, впоследствии получивший имя «Тирпиц». А головной корабль при его спуске на воду, состоявшемся 14 февраля 1939 года, получил имя «Бисмарк». На посвящённой этому событию церемонии, помимо Гитлера, присутствовали потомки бывшего «железного канцлера» Германской империи Отто фон Бисмарка.
Вооружение
На выборе схемы с двухорудийным размещением артиллерии главного калибра в четырёх башнях настояло немецкое военно-морское командование. Такой вариант требовал больше места, брони и, соответственно, веса, но позволял линкору быть более живучим. Кроме того, это повышало число одновременно поражаемых целей, интенсивность и точность стрельбы. Великолепная выучка немецких артиллеристов, совершенная система управления огнём, эффективные составы пороха и отличное качество прицельных приспособлений позволяли германскому линкору уверенно пробивать 350-мм броню противника на дистанции в 20 километров.
Минно-торпедным вооружением линкор не оснащался (хотя предполагалось установить на него два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата), но располагал небольшую собственную авиацию и две катапульты для её запуска. Линкор «Бисмарк» имел на вооружении 4 одномоторных гидросамолёта «Арадо» Ar-196, способных находиться в воздухе до 4 часов при проведении разведки либо нести две 50-кг бомбы. Обладая двумя 20-мм пушками и тремя 7,9-мм пулемётами, он мог вполне эффективно применяться и как истребитель против основных британских бипланов-торпедоносцев начала войны «Суордфиш» и «Альбакор».
Восемь 380-мм орудий главного калибра
Орудия главного калибра «Бисмарка» SK C/34 производились знаменитым германским концерном Krupp. Они имели длину ствола в 52 калибра (18,4 м) и достаточно высокую практическую скорострельность — 2-3 выстрела в минуту. В корабельном варианте углы обстрела и возвышения этих орудий составляли до 30 градусов.
Линкор «Бисмарк»: архивное фото
Каждая башня главного калибра имела собственное имя: носовые — Антон и Брюн кормовые — Цезарь и Дора. Кроме традиционного немецкого качества, от артиллерии аналогичного калибра у французов и итальянцев главные орудия «Бисмарка» отличались меньшим весом снаряда (800 кг), но заметно повышенной дальностью стрельбы — до 36,5 километров.
Двенадцать вспомогательных орудий калибра 150 мм
Артиллерия среднего калибра предназначалась для эффективного отражения атак эсминцев, и потому часто именовалась «противоминной». На «Бисмарке» она размещалась в шести двухорудийных установках. Производителем этих пушек был концерн Rheinmetall.
Зенитная артиллерия
Параметры | Значения по типам зенитной артиллерии | ||
Калибр | 105 мм | 37 мм | 20 мм |
Число установок, мм | 8 | 8 | 20 |
Число стволов | 16 | 16 | 20 |
Практическая скорострельность, выстр./мин. | 15-18 | 30 | 120-220 |
Потолок по высоте поражения, км | 12,5 | 6,8 | 3,7 |
Бронирование
Броневой пояс — высотой в 5.2 м. Он прикрывал 70% ватерлинии и почти не имел наклона. В сравнении c Scharnhorst, толщина броневого пояса была уменьшена с 350 мм до 320 мм, но при этом толщина верхнего пояса увеличилась с 45 мм до 145 мм. Оба пояса замыкались траверсом, толщиной 145 мм на батарейной, 220 мм главной, и 148 мм на нижней палубе. Параллельно поясу шла переборка имеющая толщину между верхней и нижней палубой от 20 до 30 мм, ниже она переходила в противоторпедную переборку толщиной 45 мм.
Оконечности защищались вполне традиционно, нос — 60 мм, корма — 80 мм. Броневых палуб две — 50 мм (над погребами с боеприпасами было 80 мм) верхняя и главная толщина которой была 80 мм со 110 мм скосами (над погребами 95 мм со 120 мм скосами), не доходившими до нижней кромки пояса. Общий вес брони составлял 18 700 т ( это 44% водоизмещения всего корабля).
Обсуждение[править | править код]
Последний бой «Бисмарка» показал, насколько трудно линейному кораблю потопить другой линейный корабль, даже при численном превосходстве. С другой стороны, решающее попадание в «Бисмарк» было произведено одной торпедой с небольшого самолета. Гибель «Бисмарка» явилась яркой иллюстрацией утраты линкорами главенствующего положения во флоте. Эта роль перешла к авианосцам.
Немецкое военно-морское командование вскоре отказалось от рейдерских действий надводного флота и сделало основную ставку на неограниченную подводную войну. Второй корабль класса «Бисмарк», линкор «Тирпиц», за всю войну не произвел ни одного залпа по неприятелю, однако британцы были вынуждены связать значительные морские и воздушные силы, на случай, если стоявший на базе в Норвегии линкор выйдет в море.
В 1960 режиссер Льюис Гильберт снял фильм «Потопить “Бисмарк”!».
«Бисмарк» и «Тирпиц» часто сравнивают с лайнерами «Титаник» и «Олимпик». «Бисмарк», как и «Титаник», погиб в своем первом дальнем плавании и приобрел легендарную известность, в то время как «Тирпиц» и «Олимпик» гораздо менее известны, хотя и прослужили намного дольше.
Модули
Скорострельность(выст./мин) | Время поворота на 180°(с) | Максимальное рассеивание(м) | Максимальный урон ОФ снарядом(HP) | Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) | Максимальный урон ББ снарядом(HP) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
380-мм/52 SK C/34 в установке Drh LC/34 | 2,3 | 36 | 272 | 4400 | 34 | 11 600 | 1 100 000 |
Максимальная скорость хода(уз) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|
ЭУ 150 100 л.с. | 28,5 | 380 000 | ||
ЭУ 163 000 л.с. | 31 | 15 500 | 900 000 |
Боеспособность(HP) | Башни главного калибра(шт.) | Башни вспомогательного калибра(шт.) | Точки ПВО(шт.) | Торпедные аппараты(шт.) | Вместимость ангара(шт.) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Bismarck (A) | 64 500 | 4 | 6/8 | 8/8/12/2 | 1 650 000 | ||||
Bismarck (B) | 69 200 | 4 | 6/8 | 10/14/16 | 52 000 | 3 900 000 |
Увеличение дальности стрельбы(%) | Максимальная дальность стрельбы(км) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|
FKS Typ 8 Mod. 1 | 19,3 | 600 000 | |||
FKS Typ 8 Mod. 2 | 10 | 21,2 | 23 500 | 1 500 000 |
Линкор «Бисмарк» и его поход в Вальхаллу
В тот же день «Бисмарк» подвергся первой авиаатаке – палубные «Суордфиши» вогнали ему торпеду в пояс, не причинив, впрочем, серьёзного вреда – но это было только начало. Понимая, что сопровождение флагмана может привести к напрасной гибели «Принца Ойгена», Лютьенс разрешил тому действовать самостоятельно и крейсер в одиночку двинулся в Сен-Назер. Ночью немцы смогли оторваться от преследования, англичане весь следующий день искали «Бисмарк» в другом районе, и лишь чисто случайно засекли его уже 26 мая в семи сотнях миль на норд-вест от Бреста.
Swordfish (рыба-меч) так же имел и другое прозвище — «Авоська» ( Stringbag).
Остановить стремительно удиравший линкор могло только чудо, оно и случилось – его обеспечили торпедоносцы с «Арк-Рояла», добившиеся попадания в корму рейдера, которое заклинило его руль, в результате чего корабль мог продолжить движение, управляясь «машинами», что снизило его скорость до ничтожных 8 узлов. В девятом часу 27 мая «большие дядьки» «Родни» и «Король Георг V» в сопровождении крейсеров и эсминцев настигли «Бисмарк» всего в четырёх сотнях миль от Бреста.
Расстрел практически неподвижной и в силу этого лёгкой цели начался в 8:47 и продолжался около часа – британцы выпустили до 2900 снарядов всех калибров. Когда стало очевидно, что полностью потерявший ход и артиллерию противник более не представляет серьёзной опасности – его решили добить торпедами.
Было зафиксировано несколько попаданий, однако, как установила в начале XXI века экспедиция Кэмерона «Бисмарк» был затоплен через кингстоны. Британцы спасли 110 человек, ещё 5 на следующие сутки подобрала германская подлодка.
Оставшиеся в живых, пытающиеся подняться на борт HMS Dorsetshire
Зенитная артиллерия
Bismarck и Tirpitz несли на борту 16 зенитных орудий SK/C33 калибром 105 мм. Восемь спаренных установок размещались по четыре с каждого борта, обозначались аналогично со 150 мм башнями, по левому борту BI-BIV, по правому SI-SIV. Расположение установок на Bismarck`e и Tirpitz`e различалось, так, после гибели Bismarck`а, на Tirpitz`e две установки возле катапульты были смещены на 3 м к корме и на 5 к наружному борту.
Сами установки были разных моделей. На Bismarck`e, стояли четыре носовых установки Dop.LC/31, которые изначально проектировались под 88 мм орудия, их установили в июне-июле 1940 года когда Bismarck находился на верфи Blohm + Voss в Гамбурге. Оставшиеся установки смонтировали 4-18 ноября во время стоянки Bismarck`a в Готтенхафене, они были модели Dop.LC/37, специально спроектированные для 105 мм орудий. Их главное отличие от Dop.LC/31 в том, что оба орудия размещалось в единой люльке, это упрощало конструкцию и повышало надёжность. Установка была на 750 кг легче, а внешне, незначительно отличалось формой броневого щита. Общий боезапас для 105 мм орудий- 6720 снарядов, по 420 на одно орудие.
ПВО вблизи корабля, обеспечивалось шестнадцатью 37 мм пушками SK/C30 и 20 мм зенитными автоматами Flak 30 или Flak 38. Боекомплект для них по штатам Кригсмарине состоял из 2000 выстрелов на ствол. Суммарное число выстрелов для 37 мм зениток- до 34 100 выстрелов. Суммарный запас на линкоре Tirpitz для 20 мм зенитных пушек к концу 1941 года- 54000, а к 1944 году- 99000 выстрелов.
На Tirpitz по ходу войны были установлены счетверенные 20-мм зенитные пушки Flakvierling 38. В ходе службы на линкоре Tirpitz не однократно менялось количество зениток, так, в июле 1944 года на борту линкора имелось 78 зенитных пушек калибром 20 мм.
Экипаж и обитаемость
Численность экипажа — 1927 человек. При флагманских функциях увеличивался до 2016 человек. В каютах на однодневный срок вмещались 2500 человек. Спальные места были только у 1600 членов команды.
Штат включал 1962 матросов, старшин и 103 офицера. Они разбивались на 12 команд по 18-122 человека и обслуживали закрепленный за подразделением сектор судна (по принципу боевой части российского флота):
- 1-4 команды — артиллеристы главных и средних орудий;
- 5-6 команды — обслуживание пороховых складов, подающих устройств, зенитной артиллерии;
- 7 команда — боцманы, матросы на палубе и рабочие (маляры, плотники, писари, портные, коки);
- 8 команда — обеспечение работы артиллерийских механизмов;
- 9 команда — связисты (радиолокация, сигнальщики, рулевые, акустика, радисты);
- 10-12 команды — отвечали за функционирование главной установки и энергетической системы.
Средний возраст матросов — 22 года. На борту также были курсанты, рабочие, не закончившие корабль. Питание команды обеспечивали 4 камбуза — 2 для матросов, 1 для унтеров, 1 для офицеров. Матросы и унтеры питались на корме и носы. Офицеры кригсмарине — в надстройках. В последний рейс взяли 1 тыс. бочек с пивом, но оно выдавалось на платной основе.
В мае 1941 года в рейдерский поход отправилось 2221 человек и кот, известный как Непотопляемый Сэм.
Энергетическая установка и ходовые качества
Принципиально силовая установка не изменилась, она всё также оставалась трёх вальной, состояла из 12 паровых котлов Вагнера и 3-х ТЗА (турбозубчатых агрегатов). На Bismarck устанавливались ТЗА от Blohm + Voss, а на Tirpitz от BrownBoweri.
Как и на всех германских кораблях использовавшие энергетические установки на паре высоких параметров, силовая установка отличалось малой надёжностью и довольно высоким расходом топлива. Так на линкоре Tirpitz реальный расход топлива превысил расчётный на 10 % на полном ходу, и на 19 % на экономном. Это привело к тому что дальность плавания резко сократилась. На ходовых испытаниях Bismarck развил 30,12 уз. при 150 070 л.с., Tirpitz : 30,8 уз. при 163026 л.с.
Дальность плавания составляла 8525 миль у Bismarck, 8870 миль у Tirpitz при скорости в 19 узлов. В отличии от иностранных аналогов, линкоры типа Bismarck отличались высокой скоростью на полном ходу — 29 узлов. Линкоры типа Bismarck проектировались в расчёте на турбоэлектрическую силовую установку, т.к. установка имела ряд преимуществ, так например она имела большую приемистость, из-за того что турбина не имела жесткой связи с гребным винтом, при этом были довольно большие недостатки, такая силовая установка имела значительные размеры и массу. В конце концов, конструкторы остановились на традиционной паровой турбине.
охота на линкор Бисмарк
Через три дня британский самолет-разведчик обнаружил линкор «Бисмарк» на стоянке в одном из портов Норвегии. Британское Адмиралтейство незамедлительно организовало соединение боевых кораблей против германского боевого корабля. На следующее утро между Исландией и Гренландией линейные крейсера Королевского Британского флота «Hood» и «Prince of Wales» встретились с легендарным линкором. Крейсер «Hood» выпустил шесть залпов, прежде чем противник ответил. Для боевого корабля впервые открывшего огонь по реальному противнику орудия линкора «Бисмарк» на удивление оказались точными. По линейному крейсеру «Hood» пролетел быстрый язык пламени, и его разорвало на части. Весь экипаж в составе 1400 человек ушел под воду вместе со своим кораблем, в живых осталось только трое моряков. Британское правительство было повергнуто в ужас с приходом сообщения о гибели своего лучшего крейсера. Люди не верили, что гордость британского флота может потонуть. Дело было не в потере одного военного корабля, как будто вся империя потерпела поражение. Это привело в ярость Черчилля, и он распорядился об отправке боевых кораблей в составе четырех линейных крейсеров и двух авианосцев на потопление линкора «Бисмарк». Эскадра вышла в район предполагаемого нахождения германского корабля. Черчилль переживал, что если «Бисмарк» ускользнет, то немцы раструбят про слабость английской нации. Он не должен был уйти. Самолеты-торпедоносцы поднялись с палубы авианосца «Виктория». Вскоре они обнаружили линкор «Бисмарк», который шел курсом на юг. Выпущенные торпеды нанесли минимальные повреждения. Германский боевой корабль направлялся во Францию в порт Брест. Он потерял много топлива в морском бою с крейсером «Prince of Wales». Вскоре линкор «Бисмарк» сумел оторваться от двух преследователей и исчез с экранов радаров. Спустя тридцать часов гидросамолет «Католина» обнаружил тянущийся за линкором «Бисмарк» нефтяной след. Авианосец «Арк-Ройал» получил приказ провести торпедную атаку. Удачно выпущенные торпеды заклинили рули корабля в положении 17 градусов на левый борт. Линкор не мог маневрировать. Моряки делали все, чтобы идти в Брест, но каждый раз корабль становился носом против ветра, а оттуда уже приближался британский флот. Утром 27 мая 1941 года экипаж увидел британские корабли. Обрушился шквал огня. В 09:00 линкор «Бисмарк» получил столько попаданий, что первый помощник приказал покинуть корабль. Шел дождь, море было не спокойным, военные моряки прыгали за борт в надежде спастись. А по бортам германского корабля то и дело устремлялись все новые и новые снаряды и торпеды. Пылающий в огне линкор «Бисмарк» получил крен на правый борт. Быстро заполнившая внутренние помещения вода потянула его на дно. Из экипажа 2200 человек в живых осталось лишь 110 моряков.
Уничтожение самого мощного немецкого линкора потрясло Гитлера. Его война против британского торгового судоходства потерпела неудачу. В истории линкоров произошел поворот – из охотников они превратились в добычу, мишенью для авиации и подводных лодок. линкор «Бисмарк» подлинное фото
корма линкора «Бисмарк», 1940 год
От судьбы не уйдёшь
В мае 1941-го оба корабля действовали в Атлантике.
U 556 успешно атаковала конвои у Гренландии, за что 15 мая Вольфарта наградили Рыцарским крестом.
Награждение Вольфарта
Бисмарк» вышел в поход позднее, став источником сильного беспокойства для британского Адмиралтейства. Англичане понимали, что в Атлантике появился опасный противник, которого следовало уничтожить.
Двадцать четвёртого мая 1941-го немецкая эскадра разгромила в Датском проливе английскую, потопив линейный крейсерХуд». Тогда британский флот бросил все силы на преследование линкора и его спутника — крейсераПринц Ойген».
Спустя два дняБисмарк» был торпедирован самолётами с британского авианосцаАрк Ройал». Судьба немецкого корабля была решена. Утром 27 мая линкор погиб в бою.
ГибельБисмарка»
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка «Бисмарка» включала в себя 12 паровых котлов системы Вагнера и 3 турбозубчатых агрегата на паре высоких параметров, впервые показавших свою эффективность на линкоре «Шарнхорст». Её общая мощность составляла 150 тысяч л.с., что позволило показать кораблю на мерной миле максимум скорости в 31 узел.
Котлы могли запускаться из холодного состояния в работу в течение 20 минут и имели достаточно широкий диапазон регулировки. Для поддержания стандартной средней скорости линкора в районе 20 узлов было достаточно задействовать половину из имеющихся котлов: по два на каждый вал. Вместе с тем система не отличалась надёжностью, даже при соблюдении высоких требований к качеству воды накипь часто засоряла сложные конструкции трубок.
Операция «Титул»
Вообще-то план был не первым, попытки осуществлялись и ранее. Например, в самом конце октября 1942 года вступила в завершающую фазу операция «Титул», в ходе которой две управляемых подводными пловцами торпеды должны были поразить вражеский корабль. Буксир, замаскированный под траулер, доставлял эти снаряды на минимальное расстояние, а затем они следовали к цели, ведомые особыми пилотами, рисковавшими жизнью не в меньшей степени, чем японские смертники «кайтэн».
Во фьорд Тронхеймс катер проникнуть смог, но операция прошла неудачно – помешала непогода. Сильная волна сорвала торпеды с троса на дистанции всего десять миль от линкора. Буксир пришлось затопить, немцы его немного позже обнаружили и поняли если не весь план, то, по крайней мере, то, что против «Тирпица» нечто замышляется.
История уничтожения немецкого флагмана
Немцам было вполне по силам догнать и добить «Принца Уэльского», но командующий немецким соединением адмирал Лютьенс имел приоритетный приказ на уклонение от прямых схваток с британским флотом. В то же время продолжать рейд после оценки единственного полученного от «Принца Уэльского» повреждения также оказалось невозможным ввиду утечки в море более трети запаса топлива. Лютьенс принял решение направиться для ремонта в Сен-Назер.
К этому времени на поиск и уничтожение «Бисмарка» были брошены почти все наличные силы английского флота вблизи метрополии (47 кораблей и 6 субмарин), до крайности разъярённый потерей «Худа», многие годы символизировавшего его мощь. Но решающую роль в охоте на немецкий суперлинкор сыграла морская авиация, хотя первая воздушная атака с британского авианосца Ark Royal не привела к сколь-нибудь серьёзным повреждениям. «Бисмарк», воспользовавшись туманом, поначалу смог ускользнуть от преследователей.
Но один из британских самолётов-торпедоносцев к исходу 26 мая, когда погоню за «Бисмарком» уже почти прекратили, смог обнаружить и поразить германский флагман, воспользовавшись возможностью снизиться к самой поверхности моря, в «мёртвую зону» немецких зенитчиков. К несчастью для немцев, торпеда повредила рули, и корабль оказался практически обездвижен.
Утром 27 мая «Бисмарк» настигли крупные силы английского флота. После очередной безуспешной торпедной атаки британские линкоры Rodney и King George V при поддержке 2 крейсеров обстреливали обездвиженный германский линкор. «Бисмарк» прекратил огонь, расстреляв весь свой боезапас главного калибра, и держался на воде, хотя получил попадания от нескольких снарядов и двух торпед.
https://youtube.com/watch?v=u1g_Tlo1U6A
Британская эскадра, израсходовав топливо до минимума, после безуспешных попыток потопить немецкий линкор получила команду на отход. Как позднее подсчитали англичане, они потратили на добивание «Бисмарка» 8 торпед и свыше 2800 снарядов главного и среднего калибров. Германское командование к тому моменту приказало оставить и затопить «Бисмарк».
На момент своей гибели «Бисмарк» находился в зоне действия немецкой авиации, которая могла попытаться отогнать английские корабли. Линкору могли помочь и подводные лодки, но командование слишком поздно отправило их в район боя. Тем не менее, немцы сами открыли кингстоны, а адмирал Лютьенс и многие моряки предпочли погибнуть вместе с кораблём. Линкор «Бисмарк» пошёл ко дну, не спустив свой флаг и не исчерпав запаса живучести. Из более чем 2200 членов команды в живых почти никого не осталось: 111 моряков спасли англичане и ещё троих — немецкая подводная лодка.
«Бисмарк» на дне
Поиск затонувшего линкора под руководством американского океанографа-исследователя Роберта Балларда в 1989 году привёл к обнаружению остатков линкора на глубине 4790 метров. Они опустились на склон потухшего подводного вулкана. Как показала последующая реконструкция событий, «Бисмарк» затонул, опрокинувшись на борт, затем (уже под водой) перевернулся с полным оборотом вокруг киля и затем съехал по склону вулкана. Часть кормовой оконечности при этом разрушилась либо отделилась.
Курс в Атлантику с союзниками на хвосте
Британским Хоум Флитом(флот в составе Королевского ВМФ Великобритании, действовавший вблизи территориальных вод. — Прим.ред.) командовал адмирал сэр Джон Тови с борта нового флагманаКинг Джордж V». Адмиралтейство приказало ему найти и уничтожитьБисмарк» — добраться до Атлантикинемец» был не должен.
Тови не знал, какой маршрут выберетБисмарк», поэтому приказал вице-адмиралу Ланселоту Холланду взятьХуд» и отправиться к Исландии вместе сПринц оф Уэльс», чтобы перекрыть наиболее вероятный путь.
ОбнаружениеБисмарка»
Командование кригсмарине уведомило Гитлера об отбытииБисмарка» только 23-го. Фюрер пришёл в ярость и хотел вернуть корабль, опасаясь, чтогордость Германии» может быть потоплена. Редер, однако, убедил его, что всё в порядке, особенно в свете планов вторжения на Крит.Бисмарк» отвлёк бы на себя корабли, которые англичане иначе послали бы в Средиземное море.
СледБисмарка» тем временем взяли два тяжёлых крейсера —Суффолк» иНорфолк». НаСуффолке» был установлен новейший радар, так что крейсера проследили заБисмарком» и передали его координаты остальному флоту.Бисмарк» же преследовали неудачи. Он не смог укрыться от новейшего радара, а при попытке обстрелять преследующие крейсера отдача вывела из строя его собственный радар, так что немцы не подозревали, что движется в их сторону.
А им навстречу шлиХуд» иПринс оф Уэльс».Худ» был вооружён сильнее, чемБисмарк», но был хуже защищён. Команда была неопытной — с конца Первой мировой она не сделала ни одного боевого выстрела. Корабли сближались. Первую кровь пролилПринц Ойген», попав в один из артпогребовХуда», а когдаХуд» начал разворачиваться чтобы навести кормовые орудия, залпБисмарка» пробил его броню и разорвался прямо в главном артпогребе. Сражающиеся на мгновение замерли в шоке, когдаХуд» переломился пополам в облаке пламени.Принс оф Уэльс» обстрелялБисмарк» и повредил его, но сам получил попадание в мостик, убившее офицеров.Принс оф Уэльс» обратился в бегство. Адмирал Лютьенс решил не преследовать его, сосредоточившись на повреждениях, полученныхБисмарком». В линкор попал всего один снаряд, но он привёл к течи
Одно из котельных отделений пришлось покинуть, но самое важное — началась утечка топлива
Бисмарк» ведёт огонь по британскому линейному крейсеруХуд»
Лютьенс обдумал ситуацию. Он уничтожилХуд» и повредилПринс оф Уэльс» — это большой успех. Конечно, дело было в простом везении при попаданиях, но весь бой занял десять минут, а из 1419 человек командыХуда» выжили лишь трое. ОднакоБисмарк» теперь не мог развить максимальную скорость, а его запасы горючего из-за утечки оказались меньше запланированных. Лютьенс мог вернуться в Норвегию тем же путём, каким прибыл, или прорваться во французский порт Сен-Назер. Он выбрал Францию.
В чем уникальность брони «Бисмарка»
Чаще всего при строительстве линкоров применялась система бронирования, которая получила название «Все или ничего» (о ней мы обязательно поговорим в будущих материалах). Если описывать ее кратко – то в центральной части судна, где находятся основные механизмы корабля, создавалось бронированное пространство.
Данная цель достигалась благодаря добавлению толстого броневого пояса и бронированной палубы. Что же касается «Бисмарка», то в его проект была заложена система многослойного бронирования.
Фактически, даже самый грозный линкор того времени, например, «USS Iowa», мог быть затоплен после нескольких залпов из крейсерских орудий, но только не «Бисмарк». И связано это в первую очередь с тем, что корабли союзников изначально проектировались как суда с сопровождением.
«Бисмарк» же проектировался как «одиночный игрок», который способен самостоятельно противостоять нескольким вражеским кораблям, в том числе и линкорам. В последствии он это доказал.
Дополнительно система многослойной брони защищала жизненно важные центры корабля от снарядов с взрывчатым зарядом. Так, детонация их производилась спустя некоторое время после прохождения снарядом корабельной обшивки.
По факту этот линкор имел практически неисчерпаемый запас плавучести, а его главные центры были неуязвимы до определенного момента. Достоверность этого утверждения можно найти в истории уничтожения сестринского судна – «Тирпиц».
Его смогла затопить лишь бомбардировка 5,5 тонными сейсмическими бомбами «Tallboy», предназначенными для уничтожения бункеров и других укрепленных подземных сооружений.