24 мая 1941 года бой в датском проливе

«Бисмарк» вступает в дело

Вечером 19 мая, соблюдая полное радиомолчание, из базы Кригсмарине в Готенхафене в море вышел «Бисмарк».  Курс был взят на пролив Каттегат. Там линкор уже ждал, вышедший днем ранее, «Принц Ойген». После соединения они направились в норвежский город Берген. Во время плаванья, 20 мая, их заметил шведский крейсер «Готланд», а так же члены норвежского сопротивления. В этот день военный атташе Великобритании в Швеции сообщил своему Адмиралтейству, что в проливе Каттегат были замечены два больших корабля немцев.

Тяжёлый крейсер «Принц Ойген» перед атомными испытаниями на атолле Бикини. 1946 г. Орудия носовой башни ГК демонтированы.

Последние прибыли в пролив Каттегат в полдень —значительно выбившись из графика движения. Из-за этого их движение совпало с выходом торговых судов. Британский офицер разведки выдвинул следующие гипотезы:

  1. Корабли охраняют конвой;
  2. Торговые суда предназначены для снабжения боевых кораблей в случаи военных действий;
  3. Конвой может перевозить военные подразделения для десантных операций в Исландии и на Фарерских островах. Линейные корабли выступают в качестве эскорта;
  4. Охрана транспортников случайна, а основная цель прорыв в Атлантику для рейдерских операций.

Из всех предположений он настаивал на первых двух и убедил в этом свое начальство. Но практичное Адмиралтейство придерживалось двух других версий, особенно последней и начало подготовку контрмер.

21 мая 1941 года немецкие корабли достигли фьордов Бергена. Там они были покрашены в серо-стальной цвет для рейда. В добавок тяжелый крейсер принял дополнительное топливо с танкера «Воллин», чего «Бисмарк» не сделал. Это было роковой ошибкой. В тот же день разведывательный «Спитфаер» англичан сфотографировал корабли на стоянке. Британское адмиралтейство идентифицировало корабли и отправило бомбардировщики. Однако корабли уже покинули стоянку.  

Потерпев неудачу английское командование начало охоту за «Бисмарком». Были извещены находившиеся в море тяжелые крейсера «Норфолк», «Саффлок» и их эскортные легкие крейсера «Бирмингем» и «Манчестер». На перехват немецкого суперлинкора из главной базы королевских военно-морских сил Скала-Флоу вышли линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» —новейший корабль и гордость британского флота.

Несмотря на все предпринятые меры немцы смогли пройти незамеченными, пройдя Норвежское море и пересекли Северный полярный круг. Англичане вели поиски намного южнее. Стремясь увеличить шансы на обнаружение немецкой эскадры, ночью 22 мая, из Сала-Флоу вышли линкор «Кинг Джордж V» и авианосец «Викториес» с кораблями сопровождения под командование первого морского лорда адмирала Тови. Примечательно, что авианосец был достроен 15 мая 1941 года и тоже являлся новейшим кораблем.

Тем временем «Бисмарк» и «Принц Ойген» подходили к Датскому проливу. Вечером 23 мая 1941 года они были визуально обнаружены крейсерами «Норфолк» и «Саффолк». Немцы их тоже заметили и открыли огонь. Пользуясь туманом, англичане отступили и сообщили о находке своему командованию и продолжили следить за немцами по радарам. Британское командование незамедлительно отправило туда «Худ» и «Принц Уэльский».

Германская эскадра не пыталась их уничтожить. Помимо тумана в проливе было огромное количество льда и любые маневры были затруднены. К тому же британцы обладали большей скоростью по сравнению с немецким линкором.

В результате стрельбы на «Бисмарке» вышел из строя радар. Не имея альтернатив адмирал Лютьенс приказал «Принцу Ойгену» идти впереди линкора. Это решение сильно повлияет на грядущие события.

Последствия

HNLMS Tromp в Сиднее после ремонта в связи с повреждениями, нанесенными во время боя

Третья группа ABDA — семь торпедных катеров — прибыла в пролив Бадунг около 06:00, но не встретила никаких японских кораблей. Битва стала для японцев значительной победой. Лейтенант-коммандер Горо Ёсии из Асасио и командир Киёси Киккава из Осио проявили большую храбрость и мастерство. Они отбили гораздо более крупные силы союзников, потопили эсминец Piet Hein , повредили эсминец Stewart и серьезно повредили крейсер Tromp . Между тем, японцы сами понесли небольшой урон и прикрыли свои транспортные корабли.

Гарнизон Бали из 600 индонезийских ополченцев не оказал сопротивления японцам, и его аэродром был захвачен целым и невредимым. Японцы продолжили завоевание голландской Ост-Индии, захватив Тимор 20–23 февраля. Силы ABDA, вступившие в бой в проливе Бадунг, потерпели решительное поражение в битве в Яванском море 27 февраля 1942 года, в которой были потоплены голландские крейсеры « Ява» и « Де Рюйтер», а адмирал Дорман был убит. Тромп избежал этой участи, поскольку был отправлен в Австралию для ремонта повреждений, нанесенных в проливе Бадунг. Американский эсминец Stewart был достаточно поврежден, поэтому его пришлось поместить в сухой док для ремонта в Soerabaia , где он был затоплен, чтобы избежать захвата быстро наступающими японцами. Спустя год его подняли, отремонтировали и приняли на вооружение Японии как патрульное судно P-102 .

Причина сражения

С началом войны Британия заблокировала выход из Северного моря, лишив Германию поставок провизии и сырья. Стратегическая цель Германии была прорвать английскую блокаду. Когда нерешительный командующий немецкой флотилией Гуго фон Поль оставил службу из-за болезни, нему на смену пришел адмирал Рейнхард Шеер, который тот час взялся за разработку наступательной стратегии.

Немцы задумали заманить в море британский ВМФ, где собирались его истребить. Начало 31 мая в 2:00 часа дня разведывательная немецкая группа отплыла от реки Яде, направляясь в сторону моря, но 3-бальный ветер помешал осуществить разведку и обнаружить британские силы.

Ютландское сражение фото

Чуть раньше Англия тоже пыталась что-то узнать о противнике, но владела лишь информацией о том, что враг находится где-то в море и в итоге почему-то ошибочно решила, что немецкий флот отложил свою операцию. В итоге около 14:30 случайно обнаружив присутствие друг друга возле датского корабля, началось первое боевое столкновение.

Ход сражения[править | править код]

В 05:35 24 мая дозорные с «Принца Уэльского» заметили германскую эскадру на расстоянии 17 миль (28 км). Немцы знали о присутствии противника из показаний гидрофонов и вскоре также заметили на горизонте мачты британских кораблей. У Холланда был выбор: либо продолжать сопровождение «Бисмарка», ожидая прибытия линкоров эскадры адмирала Тови, или атаковать самостоятельно. Холланд решил атаковать и в 05:37 отдал приказ на сближение с противником. в 05:52 «Худ» открыл огонь с дистанции примерно 13 миль (24 км). «Худ» полным ходом продолжал сближение с противником, стремясь сократить время нахождения под навесным огнём. Тем временем немецкие корабли пристрелялись по линейному крейсеру: первый 203-мм снаряд с «Принца Ойгена» попал в среднюю часть «Худа» рядом с кормовой 102-мм установкой и вызвал сильный пожар боезапаса снарядов и ракет. В 05:55 Холланд приказал выполнить поворот на 20 градусов влево, чтобы кормовые башни также могли вести огонь по «Бисмарку».

Примерно в 06:00, ещё не завершив поворот, крейсер был накрыт залпом «Бисмарка» с дистанции от 8 до 9,5 миль (15 — 18 км). Практически немедленно в районе грот-мачты возник гигантский фонтан огня и произошёл мощный взрыв, разорвавший крейсер пополам. Корма «Худа» быстро затонула. Носовая часть поднялась и некоторое время раскачивалась в воздухе, после чего затонула и она. В последний момент обречённый экипаж носовой башни сделал ещё один залп. «Принц Уэльский», находившийся на расстоянии полумили, был засыпан обломками «Худа».

Линейный крейсер затонул за три минуты, унеся с собой 1415 человек, включая вице-адмирала Холланда. Спаслись лишь трое моряков, которых подобрал подошедший через два часа эсминец HMS «Электра». После гибели «Худа» «Принц Уэльский» оказался под огнём сразу двух кораблей, и отступил после получения нескольких попаданий и отказа своих ещё не доведённых башен ГК. При этом он успел нанести попадание в «Бисмарк», определившее дальнейший ход боя — один из снарядов вскрыл на «Бисмарке» одно из нефтехранилищ, и отчётливо видимый нефтяной след не позволял «Бисмарку» оторваться от преследовавших его британских кораблей.

Предыстория

Фото немецких кораблей, сделанное в период с 21 по 22 мая 1941 года с самолёта-разведчика.

Операция «Рейнские учения» предусматривала выход линкора «Бисмарк» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген» в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда. Командиром операции был назначен вице-адмирал Гюнтер Лютьенс, который просил командование отложить начало похода, для того чтобы к нему смог присоединиться проходящий испытания линкор «Тирпиц», ремонтируемый линкор «Гнейзенау» или стоявший в Бресте линкор «Шарнхорст». Однако главнокомандующий кригсмарине адмирал Эрих Редер не поддержал Лютьенса и 18 мая 1941 года «Принц Ойген» и «Бисмарк» вышли в море.

20 мая немецкие корабли были замечены со шведского крейсера «Готланд», в этот же день об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления. 21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат двух больших немецких кораблей. С 21 по 22 мая немецкие корабли встали на стоянку во фьорде недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а «Принц Ойген» дозаправлен. «Бисмарк» по неизвестным причинам не дозаправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолёту-разведчику ВВС Англии. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали «Бисмарк».

Командующий английским флотом Метрополии адмирал Джон Тови практически сразу отправил линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» в сопровождении эсминцев «Электра», «Ахатес», «Энтелоп», «Энтони», «Эхо» и «Икарус» к юго-западному побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» должен был пойти на соединение с находящимся в Датском проливе крейсером «Норфолк». Лёгкие крейсера «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза» должны были патрулировать в проливе между Фарерскими островами и Исландией. В ночь на 22 мая сам адмирал Тови во главе эскадры из линкора «Кинг Джордж V» и авианосца «Викториес» с эскортом вышел из базы флота Скапа-Флоу. Эта эскадра должна была поджидать немецкие корабли к северо-западу от Шотландии, где должна была встретиться с линейным крейсером «Рипалс».

Вечером 23 мая британские крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили группу «Бисмарка», шедшую со скоростью 27 узлов в Датском проливе. Погода ухудшалась и вице-адмирал Холланд, командующий эскадрой, сообщил эсминцам: «Если вы не можете сохранять эту скорость, мне придётся идти без вас. Вы должны следовать со своей лучшей скоростью». С помощью недавно установленного радара, «Саффолк» отслеживал движение «Бисмарка» в течение ночи и передавал его координаты основным силам. План британцев заключался в том, чтобы сблизиться с «Бисмарком» с тёмной (южной) стороны, при том, что силуэт немецких кораблей был бы виден на светлом фоне северной части неба. Однако в 00:28 «Саффолк» потерял контакт с «Бисмарком» и план не сработал: опасаясь потерять «Бисмарк», Холланд приказал прекратить движение в оптимальную точку встречи и повернуть на юго-юго-запад, отправив при этом эсминцы на север. В это время германские корабли, стремясь обойти паковый лёд, в 00:41 изменили курс, в результате чего группа эсминцев прошла мимо на расстоянии всего 10 миль, не заметив противника. В 2:15 24 мая эсминцам приказали разделиться по интервалам в 15 миль, чтобы пробраться к северу. Незадолго до 03:00 «Саффолк» вновь обнаружил «Бисмарк» на радаре и передал его координаты. «Худ» и «Принц Уэльский» находились в этот момент на расстоянии 35 миль (65 км), немного впереди по курсу немцев. Холланд приказал довернуть в сторону противника и увеличить скорость до 28 узлов. Британские корабли оказались в невыгодном положении: встреча под тупым углом означала бой на длинной дистанции, при котором тонкая палубная броня «Худа» попадала под навесной огонь. Ситуация ещё более ухудшилась в 03:20, когда «Бисмарк» сделал ещё один доворот к западу: теперь эскадры шли практически параллельным курсом.

Последний бой Бисмарка

Авианосец Victorious.

Fairey Swordfish на палубе Victorious.

Авианосец Ark Royal.

Fairey Swordfish на фоне авианосца Ark Royal.

На рассвете 24 мая часть соединения H из Гибралтара под командованием адмирала Соммервилла вышла в море. Соединение кораблей в составе крейсеров Renown, Sheffield и авианосца Ark Royal вышло в Атлантический океан курсом на северо-запад. В качестве эскорта их сопровождали эсминцы Faulknor, Foresight, Forester, Fortune, Foxhound и Fury. Но штормовые погодные условия Атлантики вынудили эсминцы вернуться в порт, а крейсерам и авианосцу пришлось снизить скорость до 17 узлов.

Bismarck потерянный британцами более чем на сутки мог ускользнуть от своих преследователей. Все предпосылки для этого были, британские корабли не успевали перехватить линкор. Уйдя от преследователей Bismarck мог войти в зону действия береговой авиации люфтваффе и подводных лодок кригсмарине. Что гарантировало практически безопасный переход в Сент-Назер. Остановить или притормозить его могли только самолёты с авианосца Victorious.

Вечером 24 мая после 22:10 авианосец Victorious атаковал немецкий линкор силами девяти торпедоносцев Fairey Swordfish. Плохие погодные условия, отсутствие точного целеуказания в темноте не стали серьёзной помехой самолётам. Британские лётчики добились одного попадания торпедой. В течении 24 мая линкор получил ряд повреждений: вышел из строя один из генераторов, поступала забортная вода в одно из котельных отделений и были пробиты две топливные цистерны. Повреждения вызвали появление дифферента на нос и крен на правый борт. В конечном итоге поражение снарядами и торпедой привели к полному затоплению котельного отделения №2. Что привело к значительному снижению скорости хода линкора и его способности маневрировать.

26 мая в 10:10 Bismarck был обнаружен в 690 морских милях к северо-западу от Бреста гидросамолётом Catalina. С этого момента все силы британского флота начали стягиваться к немецкому линкору. После атаки пятнадцати торпедоносцев Fairey Swordfish с авианосца Ark Royal Bismarck получивший несколько попаданий потерял ход и манёвренность. Низкая скорость в семь узлов сделали линкор лёгкой мишенью. Одновременно крен корабля не позволял вести прицельный огонь по противнику. Norfolk и Dorsetshire настигнув Bismarck 27 мая в 09:02 открыли огонь по противнику. Один из снарядов Norfolk разрушил главный дальномерный пост линкора.

Выстрелы линкора Rodney вывели из строя обе носовые башни фактически обезоружив линкор на половину. Другие попадания снарядов с британских кораблей разрушили передовой КП Bismarck. Norfolk выпустил по немецкому линкору 527 снаряда и все свои торпеды. После получаса боя крейсер Rodney сблизился настолько что вёл огонь по линкору прямой наводкой, а King George V продолжал стрельбу с большой дистанции. Добивали агонизирующий линкор крейсер Dorsetshire и авиация с Ark Royal. В 10.15 британские корабли получили приказ покинуть поле боя и следовать возвращаться к местам постоянной дислокации.

Линкор затонул в 960 км к западу от Франции и в 380 милях к юго-западу от ирландского города Корк. В точке с координатами  48.96° с. ш. 16.19° з. д.   на глубине 4790 метров.

Командующие

Флагманы, командующие соединением кораблей, командиры кораблей.

Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
Флагман, командующий флотом англ. Home fleet в составе: линкоры King George V, Rodney, авианосцы Victorious, Ark Royal крейсера Dorsetshire и Renown.
1940 год. — 1942 год. Командующий флотомЛинкорыKing George VRodneyPrince of WalesАвианосцыVictoriousArk RoyalКрейсераHoodNorfolkSuffolkDorsetshireRenown англ. Admiralрус. Адмирал англ. John Cronyn Toveyрус. Джон Кронин Тови
06 мая 1942 года.15 февраля 1943 года. КомандирЛинкораKing George V англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Philip John Mackрус. Филип Джон Мак
21 ноября 1939 года.22 июля 1941 года. КомандирЛинкораRodney англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Frederick Hew George Dalrymple-Hamiltonрус. Фредерик Хью Джордж Далримпл-Гамильтон
15 Октября 1940 года.26 Ноября 1942 года. КомандирАвианосцаVictorious англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Henry Cecil Bovellрус. Генри Сесил Бовелл
31 июля 1939 года.08 августа 1941 года. КомандирКрейсераDorsetshire англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Benjamin Charles Stanley Martinрус. Бенджамин Чарльз Стэнли Мартин
Флагман, командующий соединением H: крейсера Renown, Sheffield и авианосец Ark Royal, командиры кораблей.
Июль 1940 года.19 марта 1949 года. Командующийсоединение H англ. Vice-Admiralрус. Вице-Адмирал англ. James Fownes Somervilleрус. Джеймс Фаунс Сомервилл
19 апреля 1941 года.13 ноября 1941 года. КомандирАвианосцаArk Royal англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Loben Edward Harold Maundlрус. Лобен Эдвард Гарольд Мандрелл
23 декабря 1940 года.26 августа 1941 года. КомандирКрейсераRenown англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Rhoderick Robert McGrigorрус. Родерик Роберт Мак Грегор
14 декабря 1939 года.01 августа 1941 года. КомандирКрейсераSheffield англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Charles Arthur Aiskew Larcomрус. Чарльз Артур Эскью Ларком
Флагман, командующий соединением Северный патруль: крейсера Norfolk и Suffolk, командиры крейсеров.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
КомандующийСеверного патруля:КрейсераNorfolkSuffolk. англ. Rear-Admiralрус. Контр-Адмирал англ. Frederic Wake-Walkerрус. Фредерик Уэйк-Уокер
12 февраля 1940 года.20 января 1942 года. КомандирКрейсераNorfolk англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Alfred Jerome Lucian Phillipsрус. Альфред Джером Люциан Филлипс
22 февраля 1941 года.29 марта 1942 года. КомандирКрейсераSuffolk англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Robert Meyrick Ellisрус. Роберт Мейрик Эллис
Флагман, командующий соединением кораблей в составе: крейсер Hood и Prince of Wales, командир крейсера Hood.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
май 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д.   КомандующийЛинкорPrince of WalesКрейсер:Hood. англ. Vice-Admiralрус. Вице-Адмирал англ. Lancelot Ernest Hollandрус. Ланселот Эрнест Холланд
15 февраля 1941 года.08 июля 1941 года. КомандирЛинкораPrince of Wales англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. John Catterall Leachрус. Лич, Джон Каттерол
15 февраля 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д.   КомандирКрейсераHood. англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Ralph Kerrрус. Керр, Ральф
Флагман, командующий соединением, командиры кораблей Bismarck и Prinz Eugen.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
апрель 1941 г.27 мая 1941 г.  50.13° с. ш. 43.99° з. д.  960 км., к западуот побережья Франции. КомандующийЛинкор:BismarckКрейсер:Prinz Eugen нем. Admiralрус. Адмирал нем. Günther Lütjensрус. Гюнтер Лютьенс
— 27 мая 1941 г. 50.13° с. ш. 43.99° з. д.  960 км., к западу отпобережья Франции. КомандирЛинкора:Bismarck нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга нем. Ernst Lindemannрус. Отто Эрнст Линдеманн
— 26 сентября 1983 г. КомандирКрейсера:Prinz Eugen нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга нем. Helmuth Brinkmannрус. Гельмут Бринкманн

Примечание.
Указаны основные боевые единицы: линкоры, крейсера, авианосцы и их командиры.
Флагманы, командующие соединениями кораблей, флота.

Командующие

Флагманы, командующие соединением кораблей, командиры кораблей.

Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
Флагман, командующий флотом англ. Home fleet в составе: линкоры King George V, Rodney, авианосцы Victorious, Ark Royal крейсера Dorsetshire и Renown.
1940 год. — 1942 год. Командующий флотомЛинкорыKing George VRodneyPrince of WalesАвианосцыVictoriousArk RoyalКрейсераHoodNorfolkSuffolkDorsetshireRenown англ. Admiralрус. Адмирал англ. John Cronyn Toveyрус. Джон Кронин Тови
Флагман, командующий соединением H: крейсера Renown, Sheffield и авианосец Ark Royal, командиры кораблей.
Флагман, командующий соединением Северный патруль: крейсера Norfolk и Suffolk, командиры крейсеров.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
КомандующийСеверного патруля:КрейсераNorfolkSuffolk. англ. Rear-Admiralрус. Контр-Адмирал англ. Frederic Wake-Walkerрус. Фредерик Уэйк-Уокер
12 февраля 1940 года.20 января 1942 года. КомандирКрейсераNorfolk англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Alfred Jerome Lucian Phillipsрус. Альфред Джером Люциан Филлипс
22 февраля 1941 года.29 марта 1942 года. КомандирКрейсераSuffolk англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Robert Meyrick Ellisрус. Роберт Мейрик Эллис
Флагман, командующий соединением кораблей в составе: крейсер Hood и Prince of Wales, командир крейсера Hood.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
май 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д.   КомандующийЛинкорPrince of WalesКрейсер:Hood. англ. Vice-Admiralрус. Вице-Адмирал англ. Lancelot Ernest Hollandрус. Ланселот Эрнест Холланд
15 февраля 1941 года.08 июля 1941 года. КомандирЛинкораPrince of Wales англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. John Catterall Leachрус. Лич, Джон Каттерол
15 февраля 1941 года.24 мая 1941 года.Датский пролив 63.33° с. ш. 31.83° з. д.   КомандирКрейсераHood. англ. Captainрус. Капитан 1-го ранга англ. Ralph Kerrрус. Керр, Ральф
Флагман, командующий соединением, командиры кораблей Bismarck и Prinz Eugen.
Дата назначения Должность Звание, символика ФИО Награды Фотография
апрель 1941 г.27 мая 1941 г.  50.13° с. ш. 43.99° з. д.  960 км., к западуот побережья Франции. КомандующийЛинкор:BismarckКрейсер:Prinz Eugen нем. Admiralрус. Адмирал нем. Günther Lütjensрус. Гюнтер Лютьенс
— 27 мая 1941 г. 50.13° с. ш. 43.99° з. д.  960 км., к западу отпобережья Франции. КомандирЛинкора:Bismarck нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга нем. Ernst Lindemannрус. Отто Эрнст Линдеманн
— 26 сентября 1983 г. КомандирКрейсера:Prinz Eugen нем. Kapitän zur Seeрус. Капитан 1-го ранга нем. Helmuth Brinkmannрус. Гельмут Бринкманн

Примечание.
Указаны основные боевые единицы: линкоры, крейсера, авианосцы и их командиры.
Флагманы, командующие соединениями кораблей, флота.

Потеря контакта

В плохих погодных условиях 24 числа вечером немецким кораблям удалось выйти из-под радарного контроля британцев и разделиться. В результате прошедшего боя британские корабли нанесли линкору ряд серьёзных повреждений. Вследствие чего командование Bismarck приняло решение прекратить рейд и следовать в сторону Франции. Командование Bismarck рассчитывало оторвавшись от преследователей направиться в рус. Сен-Назер (фр. Saint-Nazaire) на ремонт. Отделившийся Prinz Eugen некоторое время следовал в южном направлении лишь потом сменил курс на восток и направился во Францию . Это позволило ему избежать встречи с какими либо силами ВМС Великобритании .

Создание линкора

Согласно условиям Версальских соглашений, поставивших точку в Первой Мировой войне, Германия не имела права создавать военные корабли водоизмещением свыше 35 тысяч тонн. До 1933 года это мало кого интересовало, так как у населения не было выбора «пушки или масло», потому что не было ни того ни другого. Все изменил приход Гитлера к власти.

Находившиеся на вооружении линкоры типа «Дойчланд» вызывали сардонические ухмылки на лицах британцев, так как и вооружением, и водоизмещением они даже близко не стояли с «Ройял Неви». Собственно, британцы окрестили эти корабли «карманными линкорами», и не воспринимали всерьез.

Был разработан план Z, согласно которому к 1948 году немецкий флот должен был стать самым сильным в мире. К этому времени должны были быть готовы восемь линейных кораблей типа «Бисмарк», четыре авианосца, около пяти тяжелых крейсеров и несколько сотен миноносцев и эсминцев.

Флагманами флота должны были стать первенцы новорожденного рейха, корабли «Бисмарк» и «Тирпиц».

1 июля 1936 года на верфи Blohm&Voss, расположенной в Гамбурге, был заложен линейный корабль Бисмарк. Во время строительства французы, в отличие от англичан серьезней относившиеся к немецким карманным линкорам, спустили линкор «Страсбург» и модернизировали «Дюнкерк», поэтому Гитлер потребовал увеличить размеры, чтобы обогнать заклятых врагов.

14 февраля 1939 фюрер получил гигантскую стальную «валентинку». На спуске корабля, получившего имя канцлера Бисмарка, «железом и кровью» сковавшего Германию в XIX веке присутствовали все важнейшие чины рейха. Была и внучка канцлера, Доротея фон Левенфельд. Именно она стала крестной линкору, разбив о его борт бутылку шампанского.

Бой в Датском проливе

Война разразилась, в то время когда на кораблях все ещё велись работы, однако они уже подходили к концу. «Invincible» вошёл в строй в июне 1940 года, как раз вовремя, чтобы присоединиться к флотилии H и принять участие в операции «Катапульта» по захвату и уничтожению французского флота.

«Inflexible» вступил в строй в марте 1941 года и присоединился к линкорам «Indefatigable» (9×16) и «Renown» (8×15), прикрывающим северную часть  Атлантики, против возможного прорыва немецких кораблей.

Вечером 23 мая, крейсер «Норфолк» сообщал, что он в Датском проливе, вступил в контакт и находится под огнем четырёх немецких кораблей. По предварительным данным Шарнхорста и Гнейзенау (9×13,8), Лютцова (6×13,8) и Принца Евгения (8×8,2).

Тут же английская флотилия изменила курс и двинулась на перехват немецких кораблей. Утром 24 мая, когда погода улучшилась, с «Инфлексибла» были подняты боевые самолёты для поиска немецкого соединения. Ближе к обеду пикирующие бомбардировщики с английского авианосца нашли вражеские корабли и провели по ним атаку. Однако атака не нанесла большого урона, и немецкие корабли двинулись дальше. В это время Норфолк продолжал сопровождение немецкого соединения, и осуществлял наблюдение за ним при помощи своих радаров. В ночь с 24 на 25 мая, командующий немецким соединением, адмирал Лютьенс, принял решение избавиться от «хвоста» и его корабли пошли на сближение с английским крейсером. 3 утра немецкие крейсера вышли на дистанцию эффективной стрельбы и открыли огонь по Норфолку. Довольно быстро немцам удалось добиться накрытий, Норфолк потерял ход, после чего корабль был торпедирован находящимися в соединении эсминцами. Норфолк затонул, и контакт с немецким соединением был потерян.

С восходом солнца, 25 мая, над морем лёг плотный туман, который исключил применение авиации. Однако, всё же патрульные самолёты-разведчики с «Инфлексибла» были запущены, в надежде, что погода прояснится, и самолётам удастся найти вражеские корабли. Так и произошло, в течение 2 минут с момента запуска первого самолета-разведчика, пришёл первый отчёт от одного из них. Немецкое соединение было замечено менее чем в 15 милях от англичан. Если бы было ясно, то обе стороны могли бы видеть друг друга.

Второй шок наступил, буквально, спустя несколько минут, когда немецкий самолёт-разведчик Arado появился в поле зрения английских кораблей. Командующим соединением, адмирал Холланд приказал капитану «Инфлексибла» (и его эскортирующим эсминцам) немедленно уйти от немецких кораблей, готовится к подъёму ударных самолётов, как только позволит погода. Так же адмирал Холланд отдал приказ линкорам «Indefatigable» и «Renown двигаться на сближение с немецкими кораблями. Вскоре Глостер Гриффон из «Инфлексибла» перехватил и сбил назойливый Арадо.

Gloster Griffon

Линкор «Гнейзенау»

Линкор «Ринаун»

Именно на этом этапе Лютьенс приказал своим кораблям сменить курс и двигаться на север, в надежде оторваться от английского соединения пользуясь, всё ещё, не рассеявшимся туманом.

Вскоре немецкие корабли вышли из зоны контакта и адмирал Холланд был вынужден отдать приказ прекратить огонь. Единственной надеждой англичан остановить прорыв немецкого соединения, остались самолёты «Инфлексибла», но погода не позволяла им осуществлять вылеты.

Однако через 2 часа, туман окончательно рассеялся и «Инфлексибл» запустил 40 самолетов. Немецкие корабли были найдены достаточно быстро и английские торпедоносцы пошли в атаку. Вскоре старенькие английские Свордфиши смогли добиться попадания трёх торпед в «Шарнхорст» и двух в «Принца Евгения». «Гнейзенау» удалось избежать серьёзных повреждений.

Британский палубный торпедоносец Свордфиш

Вскоре на дистанцию эффективного огня по немецким кораблям вышел «Индефатигейбл» и буквально за 30 минут отправил на дно Шарнхорст. А из последних сил держащийся на поверхности «Принц Евгений» был добит эсминцем «Милн» который поставил конец в его судьбе тремя торпедами.

Сражение в Датском проливе закончилась, «Инфлексибл» вышел из неё с минимальными потерями. А вот «Ринаун» чудом добрался до Англии, где почти на год встал на ремонт.

Что касается немцев, то они потеряли два корабля «Шарнхорст» и «Принц Евгений». А вот «Лютцов» и «Гнейзенау» прорвались в Атлантику и ещё долго наводили ужас на английских коммуникациях.

Ход сражения

В 05:35 24 мая дозорные с «Принца Уэльского» заметили германскую эскадру на расстоянии 17 миль (28 км). Немцы знали о присутствии противника из показаний гидрофонов и вскоре также заметили на горизонте мачты британских кораблей. У Холланда был выбор: либо продолжать сопровождение «Бисмарка», ожидая прибытия линкоров эскадры адмирала Тови, или атаковать самостоятельно. Холланд решил атаковать и в 05:37 отдал приказ на сближение с противником.
в 05:52 «Худ» открыл огонь с дистанции примерно 13 миль (24 км).
«Худ» полным ходом продолжал сближение с противником, стремясь сократить время нахождения под навесным огнём. Тем временем немецкие корабли пристрелялись по линейному крейсеру: первый 203-мм снаряд с «Принца Ойгена» попал в среднюю часть «Худа» рядом с кормовой 102-мм установкой и вызвал сильный пожар боезапаса снарядов и ракет. В 05:55 Холланд приказал выполнить поворот на 20 градусов влево, чтобы кормовые башни также могли вести огонь по «Бисмарку».

Примерно в 06:00, ещё не завершив поворот, крейсер был накрыт залпом «Бисмарка» с дистанции от 8 до 9,5 миль (15 — 18 км). Практически немедленно в районе грот-мачты возник гигантский фонтан огня и произошёл мощный взрыв, разорвавший крейсер пополам. Корма «Худа» быстро затонула. Носовая часть поднялась и некоторое время раскачивалась в воздухе, после чего затонула и она. В последний момент обречённый экипаж носовой башни сделал ещё один залп. «Принц Уэльский», находившийся на расстоянии полумили, был засыпан обломками «Худа».

Линейный крейсер затонул за три минуты, унеся с собой 1415 человек, включая вице-адмирала Холланда. Спаслись лишь трое моряков, которых подобрал подошедший через два часа эсминец HMS «Электра». После гибели «Худа» «Принц Уэльский» оказался под огнём сразу двух кораблей, и отступил после получения нескольких попаданий и отказа своих ещё не доведённых башен ГК. При этом он успел нанести попадание в «Бисмарк», определившее дальнейший ход боя — один из снарядов вскрыл на «Бисмарке» одно из нефтехранилищ, и отчётливо видимый нефтяной след не позволял «Бисмарку» оторваться от преследовавших его британских кораблей.

Итог «Бисмарка»

Подводя итоги «похода в Вальхаллу» могу констатировать, что гибель «Бисмарка» имела множество самых разных причин. Это: и сама авантюрность тактики использования линкора в качестве рейдера, к тому же без надлежащего эскорта, и неспособность крупных кораблей эффективно отбиваться от атак с воздуха, и количественное превосходство британцев, и, наконец, простое невезение – фатальным стало маловероятное попадание торпеды в корму, повредившее рули. Ну а всё вместе, это привело к тому, что трагический финал «канцлера» лишний раз подчеркнул известную истину – бывают очень живучие корабли, но не бывает непотопляемых!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector