Большие десантные корабли проекта 11711
Содержание:
История проекта[ | ]
За создание проекта взялось Невское проектно-конструкторское бюро. Первый десантный корабль, заложенный 23 декабря 2004 года на судостроительном в Калининграде, получил имя «Иван Грен». В 2008 году его должны были передать флоту, но из-за нестабильного финансирования и проблем на самом заводе строительство было заморожено. Фактически за 4 года были собраны лишь отдельные секции корабля, и только в 2008 году работы возобновились. 18 мая 2012 года корабль спущен на воду. Осенью 2010 года получил контракт на строительство ещё одного БДК проекта 11711.
Всего в 2012 году планировалась серия из 6 кораблей для ВМФ России. В 2020 году озвучивались планы сокращения серии до 2 единиц в пользу более крупных десантных вертолетоносцев, однако в 2019 году были заложены ещё 2 корабля такого же аппарельного типа, но с увеличенным водоизмещением.
Конструкция
БДК проекта 775 — многопалубный корабль типа «ro-ro» с танковой палубой, проходящей по всей длине корабля, и
развитой кормовой надстройкой. Надстройки изготовлены из легких сплавов. Водонепроницаемые переборки делят корпус на 12 отсеков. Корпус на всем своем протяжении имеет двойное дно. Танковый трюм имеет высоту двух межпалубных пространств. Он отделен от наружных бортов продольными переборками. По высоте трюма, между этими переборками и наружной обшивкой корпуса, расположены кубрики для личного состава десанта, оба МО (в 10-м отсеке) с газоходами и шахтами вентиляции, а также механизмы обслуживания носового высадочного устройства и кормового закрытия-сходни. Под палубой танкового трюма расположены балластные цистерны (обеспечивающие проход корабля во время высадки к урезу воды), а в междудонном пространстве -топливные цистерны. Корпусные конструкции в носовой оконечности имеют специальные подкрепления, предотвращающие деформацию обшивки во время касания грунта.
БДК имеет 2 носовых якоря и специальное кормовое якорное устройство, которое удерживает его на месте при приеме (выгрузке) техники у необорудованого берега, а также стягивает с мели при отходе от берега.
Большой десантный корабль проекта 775
Нормальное водоизмещение корабля составляет 4080 т,
наибольшая длина — 112.5 м, ширина — 15,01 м, осадка – 3,6 м.
Корабль может перевозить и высаживать десант, включающий 190 человек и 10 единиц техники (бронетранспортеры, боевые машины пехоты, танки, автомобили и т.п.) в танковый трюме (длина 95 м, ширина 4.5 м, высота 4.5 м), на оборудованное, необорудованое побережье или на плав при состоянии моря до 4 баллов и силе ветра до 5 баллов. Личный состав десанта размещается в нескольких кубриках и 4-местных офицерских каютах.
Высадка десанта на побережье… |
Носовое высадочное устройство включает
Высадка десанта с неплавающей техникой может |
Артиллерийское
вооружение
Артиллерийское вооружение включает спаренную 57-мм артустановку АК-725 с радиолокационной системой управления стрельбой
типа МР-103, дальностью стрельбы до 9 км и боекомплектом в 1100 снарядов на каждую АУ.
Скорострельность — 100 выстрелов в минуту. Осколочно-трассирующие снаряды оснащены контактными взрывателями. Стрельба может вестись в автоматическом режиме и в ручном режиме под управлением оператора.
Артиллерийская установка «АК-725» |
Радиолокационное
вооружение
Корабль оборудован РЛС обнаружения воздушных
целей МР-302, двумя навигационными РЛС и средствами радиосвязи.
Предусмотрена установка пассивных систем радиоэлектронной борьбы.
Силовая
установка
Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает
два дизельных двигателя Zgoda — Sulzer 16ZVB40/48 мощностью по 9600 л.с. работающих на два гребных
винта, расположенных в тоннельном образовании в кормовой оконечности корабля.
ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках.
Источниками электроэнергии служат три дизель-генератора ДГ-750 мощностью до 500
кВт.
Дальность плавания корабля скоростью хода 18 уз. при нормальном запасе
топлива составляет около 4000 миль.
Автономность корабля (по запасам провизии) достигает
30 суток.
Экипаж 98 человек, в т.ч. 8 офицеров.
Главная страница | История | Состав | Гостевая книга |
Возможности «десантников»
«Петр Моргунов» строится с учетом решения технических проблем, возникавших на головном корабле. В частности, российское сетевое издание FlotProm со ссылкой на отраслевой источник и пресс-службу «Янтаря» сообщало, что правый и левый дизельные двигатели «Петра» поменяют местами, что позволит изменить характер вращения винтов и устранить проблему с управляемостью при движении задним ходом. СМИ сообщали, что в случае успешных испытаний на нем аналогичная перестановка двигателей будет проведена и на головном корабле.
Большой десантный корабль проекта 11711 типа «Петр Моргунов»
Источник изображения: Виталий Невар/ТАСС
Корабли проекта 11711 обладают полным водоизмещением около 5000 т и являются самыми крупными надводными кораблями, построенными в новейшее время. Для сравнения: водоизмещение предыдущего проекта 1171 составляет 4300 т, а самых многочисленных кораблей этого класса в ВМФ (проект 775) — 4400 т.
Одна из главных «изюминок» кораблей проекта 11711 — неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Из распахнутых носовых створок на воду могут выталкиваться инженерные понтоны, которые формируют мост на берег. Через них производится высадка десанта, после чего используется для переправы тяжелой техники. Это позволяет сохранять дистанцию между БДК и берегом, снижая риск сесть на мель. По некоторым данным, высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.
Вместимость корабля — 13 танков или 36 бронетранспортеров, до 300 десантников, до 30 грузовых автомобилей. Возможности позволяют перевозить до 1500 т грузов в стандартных 20-футовых морских контейнерах. Погрузка техники может выполняться двумя способами: по аппарели (при этом техника движется своим ходом) либо с помощью палубного крана (грузоподъемность 16 т) через грузовой люк в верхней палубе. Боевая техника перевозится на так называемой танковой палубе БДК.
Большой десантный корабль проекта 11711 типа «Петр Моргунов»
Источник изображения: Виталий Невар/ТАСС
Главная энергетическая установка — два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-3700 с дизелями 10Д49 мощностью 5,2 тыс. л.с. каждый производства ОАО «Коломенский завод» (Московская область).
Вооружение — две шестиствольные артиллерийские установки АК-630М калибра 30 мм, сдвоенная артиллерийская установка АК-630М-2 «Дуэт» с радиолокационной системой управления огнем «Ласка».
Помимо скорострельного артиллерийского вооружения на борту имеются два крупнокалиберных пулемета «Жало» калибра 14,5 мм, которые предназначены для борьбы с воздушными, надводными и береговыми легкобронированными целями на дальности до 2000 м и 1500 м по высоте. Также БДК имеет комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М», который защищает корабль от ракет противника.
Транспортно-боевой вертолет Ка-29 во время испытаний российского большого десантного корабля «Иван Грен» в акватории Балтийского моря
Источник изображения: Виталий Невар/ТАСС
При строительстве «Иван Грена» были использованы современные технологии, направленные на снижение заметности за счет использования различных технических решений и материалов
Помимо этого было уделено повышенное внимание условиям размещения экипажа корабля и десантников: появились тренажерный зал и более комфортабельные каюты
Предусмотрено базирование на БДК и двух корабельных транспортно-боевых вертолетов Ка-29 или поисково-спасательных вертолетов Ка-27. В случае необходимости на его борту сможет разместиться и новейший морской ударный вертолет Ка-52К «Катран».
Осознание проблемы
Последствия распада СССР к началу XXI века аукнулись практически обвальным сокращением корабельного состава ВМФ Российской Федерации. В числе пострадавших оказались и большие десантные корабли. Из тройки самых крупных БДК проекта 1174 (полное водоизмещение 14060 тонн) из «игры» вышли все три. Из 14 стареньких БДК проекта 1171 (полное водоизмещение 4360 тонн) осталось 4. Из 27 БДК проекта 775 (полное водоизмещение 4400 тонн) в строю уцелело 15.
При этом именно БДК оказались едва ли не самыми востребованными боевыми кораблями ВМФ. Правда, объяснялось это не тем, что нашему Флоту приходилось непрерывно высаживать морские десанты, а тем, что у этого самого Флота не оказалось войсковых транспортов. В роли таковых и пришлось использовать уцелевшие БДК. Те при этом, понятное дело, тратили свой драгоценный ресурс и уж точно не молодели…
Необходимость постройки новых БДК на смену кораблям советской эпохи была в полной мере осознана командованием ВМФ РФ еще в конце «лихих девяностых». Но какие десантные корабли нужны Флоту? Ответить на этот вопрос было не так просто, как может показаться.
Например, в Соединенных Штатах идея высадки людей и техники на необорудованное побережье непосредственно с крупных десантных кораблей к этому времени уже считалась анахронизмом. Крупный корабль — это крупная цель. Подгонять большой десантный корабль прямо к вражескому берегу означало сознательно подставлять его под удар. Поэтому ВМС США деятельно занимались отработкой доктрины «загоризонтной высадки» и «вертикального охвата».
Согласно ей, десантный корабль оставался вне зоны видимости с вражеского берега, а высадкой людей и техники занимались базирующиеся на «десантнике» скоростные плавсредства и вертолеты. Специально под эту доктрину в Штатах строились универсальные десантные корабли полным водоизмещением свыше 40000 тонн, способные нести не только несколько десятков вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки, но и 12 десантных катеров с возможностью замены дюжины десантных катеров тройкой ДКА на воздушной подушке.
ВМФ СССР на пике своего развития тоже стал «подбираться» к чему-то похожему. По этой причине и были заложены БДК проекта 1174 с четверкой вертолетов Ка-29 каждый. Помимо вертолетов, эти БДК могли принимать в доковую камеру еще и разнообразные десантные катера. Но использование газотурбинных установок и недостатки общей компоновки предопределили недолгую жизнь БДК проекта 1174 в ВМФ РФ. Эти корабли в силу объективных причин достаточно быстро перешли в разряд неходовых…
Вооружение
Артиллерийское вооружение
Согласно одному из “промежуточных” технических проектов в состав артиллерийского вооружения БДК “Иван Грен” входила 100-мм АУ А190. 31 мая 2010 года МО РФ в лице главкома ВМФ было принято решение № 704/4/НК/112-10 (том 1, листы дела 96-99) по оптимизации состава вооружения корабля проекта 11711. Данным решением из состава артиллерийского вооружения корабля исключены 100-мм АУ А-190-01 и МС-73М. Высказывалось мнение, что это было сделано по предложению завода-строителя, не укладывавшегося в выделенные по ГОЗу деньги. Для самообороны корабля были оставлены три АУ “Дуэт”.
Десантно-высадочные возможности
Десантовместимость — до 36 БТР или 13 ОБТ (массой до 60 тонн). На борту также может перевозиться до 300 полностью экипированных и вооруженных десантников.
На кораблях проекта 11711 реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье за счет использования серийных понтонных средств. Корабль несет в трюме комплекс серийных понтонов, которые монтируются в понтонный мост, соединяющий БДК и побережье или используются как отдельные плавающие средства.
На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования двух вертолета типа Ка-29.
Особенности проекта 11711
В основу нового БДК были заложены наработки по проекту 1171 «Тапир». С небольшими изменениями был использован корпус предшественника. Такому выбору способствовал успешный опыт его эксплуатации. Отработанная технология сборки корпуса позволяла снизить затраты на строительство БДК.
Проект получил новую надстройку и вертолетный ангар.
Корабль имеет вертолетную площадку, которая обеспечивает взлет и посадку вертолетов массой до 12 т. Была изменена планировка внутренних помещений БДК в целях оптимального перемещения грузов. Помимо этого были улучшены условия обитаемости проекта (кубрики для экипажа и десанта, спортзал).
При постройке использовались новые материалы и технологии снижения радиолокационной заметности корабля. Однако, по оценкам западных изданий, это не возымело такого эффекта, как на десантных кораблях НАТО.
Проект 11711 предусматривает два способа погрузки десантной техники на борт. Основной – своим ходом по аппарелям и вспомогательный – при помощи крана (16 т) через грузовой люк. Люк обеспечивает также вентиляцию грузового трюма. Это дает возможность заблаговременно перед высадкой прогревать двигатели бронетехники безопасно для здоровья экипажей. Для подъема плавсредств на борт десантного корабля предназначены два шлюпочных крана.
Высадка будет производиться посредством носового высадочного устройства (аппарели) – прямо на берег или в воду. При невозможности БДК сблизиться вплотную с сушей используется неконтактный способ высадки. При этом цепь понтонов выпускается из грузового трюма и соединяет БДК с берегом.
Для базирования последних БДК имеет полноразмерный ангар. Вместо двух Ка-29 в ангаре может находиться один ударный Ка-52К.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА3700. Они предназначены для вращения двух винтов фиксированного шага.
ДРРА3700 имеет в своем составе:
- 16-цилиндровый V-образный дизельный двигатель 10Д49. Он оснащен турбонаддувом и развивает мощность 5200 л.с.;
- виброизолирующие муфты для состыковки дизеля с редуктором и редуктора с валопроводом;
- реверсивный редуктор РРП6000;
- цифровой блок управления «Пурга-11». Он также обеспечивает возможность диагностики установки и обучения личного состава в интерактивном режиме.
Корабль также оснащен двумя дизель-генераторами АДГ-1000НК мощностью 1000 кВт каждый.
Вооружение
В отличие от своих предшественников БДК проекта 11711 имеет только зенитно-артиллерийские комплексы (ЗАК). В их числе ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» в носовой части надстройки и два АК-630М в кормовой части вертолетного ангара. Их основное назначение – борьба с противокорабельными ракетами противника.
В основе обоих комплексов автоматическая шестиствольная пушка калибра 30 мм АО-18.
Она обеспечивает дальность стрельбы по воздушным целям до 4000 м и скорострельность до 5000 выстрелов в минуту.
Также может использоваться лазерный целеуказатель КМ-11-1 совместно с дальномером ЛДМ-1 «Крейсер».
Примечания[ | ]
- ↑ 12 БДК проекта 11711 «Иван Грен» и его возможности.
- ↑ 12345Дмитрий Жаворонков . Новая пара БДК проекта 11711 будет отличаться от «Ивана Грена» и «Петра Моргунова»,FlotProm.ru , Mil.Press (23 апреля 2019). Дата обращения 30 апреля 2020.
- ↑ 12Александр Полунин . Большой корабельный вторник. Как прошла закладка, стыковка и спуск на воду кораблей для ВМФ РФ,Sudostroenie.info (23 апреля 2019). Дата обращения 30 апреля 2020.
- ↑ 123 07.02.12 Минобороны увеличит заказ на «Ясени» и «Бореи» — Военный паритет.
- ↑ 12 Серию больших десантных кораблей типа «Иван Грен» сократят до двух единиц(неопр.) . Lenta.ru. Дата обращения 8 июля 2020.
- ↑ 123 Проект 11711 — большие десантные корабли — Army.lv.
- Проект 11711Э (неопр.) . www.aoosk.ru. Дата обращения 9 марта 2020.
- Александр Покровский . «Иван Грен» вошёл в состав русского флота. После 14 лет мучений,Tsargrad.tv , Царьград ТВ (24 июня 2018). Дата обращения 30 апреля 2020.
- Корабль «Иван Грен» достойный напарник «Мистраля» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 февраля 2012. Архивировано 4 января 2012 года.
- Большой десантный корабль «Иван Грен» спущен на воду в Калининграде.
- «Иван Грен» принят на вооружение российского флота (неопр.) . vesti.ru. Дата обращения 20 июня 2020.
- На СЗ «Янтарь» заложен большой десантный корабль «Петр Моргунов».
- В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов».
- ↑ 12 Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу провел селекторное совещание с руководством Вооружённых Сил.
- ↑ 12 На калининградском заводе заложили два новых десантных корабля(неопр.) . Российская газета. Дата обращения 23 апреля 2020.
- Минобороны РФ может заказать новые большие десантные корабли модернизированного проекта 11711 вдобавок к двум уже заложенным. (неопр.) . korabel.ru. Дата обращения 24 марта 2020.
- Энциклопедия кораблей/Десантные суда/Мексика Десантные суда — Мексика в Энциклопедия кораблей.
- Энциклопедия кораблей/Десантные суда/Индия.
- Indian Navy Ship Magar arrives on a Goodwill Visit Архивная копия от 20 августа 2013 на Wayback Machine // navy.lk.
- LST(L) Shardul — Landing Ship Tank — Large (LST-L).
- Shardul Class // bharat-rakshak.com.
- Type 072-III (Yuting-II) Class Large Landing Ship Архивная копия от 14 августа 2013 на Wayback Machine.
- Yuting-II класс.
- Jason Class Tank Landing Ships, Greece.
Конструкция
При взятии основы выбор пал на корпус БДК проекта 1171, так как он зарекомендовал себя очень хорошо за десятилетия службы в советском, а позже и в российском флоте. Большая часть конструкции претерпела серьёзные изменения. Главным образом это касалось надстройки и внутренних помещений. В проекте используются самые современные технологии, в особенности, снижение заметности за счёт использования современных материалов и технических решений
Также большое внимание уделялось условиям обитания экипажа и десанта. Погрузка техники на корабль выполняется двумя способами: самостоятельно посредством использования аппарелей, либо при помощи портальных или палубного грузового кранов через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе
Эти люки позволяют также вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед выходом двигатели машин работают на холостых оборотах и заполняют десантное отделение выхлопными газами. Для погрузочно-разгрузочных операций в районе грузового люка имеется грузовой кран грузоподъемностью 16 т и два шлюпочных крана для работы со шлюпками и моторными лодками (последних на корабле три — две большие и одна малая).
Конструкция[ | ]
БДК «Иван Грен» на размагничивании, 17 февраля 2020 года. За основу был взят проект корпуса БДК проекта 1171, так как он зарекомендовал себя очень хорошо за десятилетия службы в советском, а позже и в российском флоте. Большая часть конструкции претерпела серьёзные изменения. Главным образом это коснулось надстройки и внутренних помещений. В проекте используются самые современные технологии, в особенности, снижение заметности за счёт использования современных материалов и технических решений
Также большое внимание было уделено условиям обитания экипажа и десанта
Водоизмещение полное — 6600 тонн
Длина наибольшая — 135,0 метров
Ширина — 16,5 метров (по КВЛ)
Погрузка техники на корабль выполняется либо самостоятельно по аппарелям, либо кранами. Погрузка техники и грузов в десантное отделение осуществляется через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе с помощью крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки шлюпок, моторных лодок и техники на борт используются два шлюпочных крана. Также грузовой люк используется для вентиляции выхлопных газов техники с подпалубного пространства (десантное отделение).
На корабле смонтирован палубный ангар для вертолётов корабельного базирования: двух транспортно-боевых типа Ка-29, или одного разведывательно-ударного типа Ка-52К. На борту имеются три моторные лодки.
Десантовместимость
Основная статья: Десантовместимость
Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц),так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 36 машин), грузовики (до 30 машин),либо до 300 морских пехотинцев десантников.
Вооружение
Вертолётная посадочная площадка и палубный ангар (с нанесённой осевой линией разметки) на БДК «Иван Грен», 2020 год. По первоначально принятому к строительству проекту, на кораблях предусматривалась установка одной 100 мм АУ А-190М, двух зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и двух пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М».
В связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 стала считаться устаревшей, а также в целях экономии средств и уменьшении времени постройки, в 2010 году главнокомандующим ВМФ России адмиралом В. С. Высоцким было принято решение об изменении состава вооружения. По новому проекту вооружение кораблей включает в себя:
- радиолокационную систему управления огнём 5П-10-03, обеспечивающую одновременное управление артиллерийскими установками: 1 × 30 мм АК-630М-2 «Дуэт»,
- 2 × 30 мм АК-630М;
2 × 14,5 мм установки МТПУ «Жало»;
комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М».
Аналоги
- Вuque de Аpoyo Logistico (BAL) — «корабли транспортного обеспечения», фактически танкодесантные корабли, созданные на основе американских танкодесантных кораблей «LST-542» времён Второй мировой войны. С 2011 года построено и вошло в состав ВМС Мексики 2 единицы. При водоизмещении 3666 т, скорости 12 узлов имеют следующее вооружение: 5 — 40-мм Bofors L/70.
- Десантные корабли класса Magar (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Магар» были созданы на базе десантного корабля типа «Sir Lancelot» ВМС Великобритании. С 1987 года построено и вошло в состав ВМС Индии 2 единицы. При водоизмещении 5665 т, скорости 15 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 122-мм РСЗО, 4 — 40 мм Bofors. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 верт.). Экипаж состоит из 20 офицеров и 235 матросов.
- Десантные корабли класса Shardul (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Шардул» являются дальнейшим развитием десантных кораблей типа «Магар». Изменения затронули улучшение обитаемости экипажа, мореходных качеств, а а также уменьшилась эксплуатационная стоимость. В 2002—2009 годах построено и вошло в состав ВМС Индии 3 единицы. При водоизмещении 5650 т, скорости 15,8 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 140-мм РСЗО «WM-18», 4 — 30-мм CRN-91 AA, ПЗРК. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолета (ВПП на 2 вертолёта). Корабли также могут быть использованы в качестве госпиталей или танкеров. Экипаж состоит из 11 офицеров и 145 матросов.
- Десантные корабли класса Type 072III (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Тип 072-III» (Yuting-II класс) являются современным основным типом БДК в ВМФ Китая. В 2003—2005 годах построено и введено в строй 10 единиц. При водоизмещении 3430 т, скорости 18 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 37-мм тип «76F» AAA, ПЗРК. Оборудован ВПП на 1 вертолёт. (ангара не предусмотрено).
- Десантные корабли класса Jason (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Ясон», являются основными десантными кораблями ВМФ Греции. В 1986—2000 годах построено и введено в строй 5 единиц. При водоизмещении 4470 т, скорости 16 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 76-мм АУ «Oto Melara», 2 — 40-мм АУ «Breda», 4 — 20-мм АУ «Rheinmetall». Оборудован 4 десантно-высадочными средствами LCVP и ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено).
Возможности «десантников»
«Петр Моргунов» строится с учетом решения технических проблем, возникавших на головном корабле. В частности, российское сетевое издание FlotProm со ссылкой на отраслевой источник и пресс-службу «Янтаря» сообщало, что правый и левый дизельные двигатели «Петра» поменяют местами, что позволит изменить характер вращения винтов и устранить проблему с управляемостью при движении задним ходом. СМИ сообщали, что в случае успешных испытаний на нем аналогичная перестановка двигателей будет проведена и на головном корабле.
Большой десантный корабль проекта 11711 типа «Петр Моргунов»
Источник изображения: Виталий Невар/ТАСС
Корабли проекта 11711 обладают полным водоизмещением около 5000 т и являются самыми крупными надводными кораблями, построенными в новейшее время. Для сравнения: водоизмещение предыдущего проекта 1171 составляет 4300 т, а самых многочисленных кораблей этого класса в ВМФ (проект 775) — 4400 т.
Одна из главных «изюминок» кораблей проекта 11711 — неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Из распахнутых носовых створок на воду могут выталкиваться инженерные понтоны, которые формируют мост на берег. Через них производится высадка десанта, после чего используется для переправы тяжелой техники. Это позволяет сохранять дистанцию между БДК и берегом, снижая риск сесть на мель. По некоторым данным, высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.
Вместимость корабля — 13 танков или 36 бронетранспортеров, до 300 десантников, до 30 грузовых автомобилей. Возможности позволяют перевозить до 1500 т грузов в стандартных 20-футовых морских контейнерах. Погрузка техники может выполняться двумя способами: по аппарели (при этом техника движется своим ходом) либо с помощью палубного крана (грузоподъемность 16 т) через грузовой люк в верхней палубе. Боевая техника перевозится на так называемой танковой палубе БДК.
Большой десантный корабль проекта 11711 типа «Петр Моргунов»
Источник изображения: Виталий Невар/ТАСС
Главная энергетическая установка — два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-3700 с дизелями 10Д49 мощностью 5,2 тыс. л.с. каждый производства ОАО «Коломенский завод» (Московская область).
Вооружение — две шестиствольные артиллерийские установки АК-630М калибра 30 мм, сдвоенная артиллерийская установка АК-630М-2 «Дуэт» с радиолокационной системой управления огнем «Ласка».
Помимо скорострельного артиллерийского вооружения на борту имеются два крупнокалиберных пулемета «Жало» калибра 14,5 мм, которые предназначены для борьбы с воздушными, надводными и береговыми легкобронированными целями на дальности до 2000 м и 1500 м по высоте. Также БДК имеет комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М», который защищает корабль от ракет противника.
Транспортно-боевой вертолет Ка-29 во время испытаний российского большого десантного корабля «Иван Грен» в акватории Балтийского моря
Источник изображения: Виталий Невар/ТАСС
При строительстве «Иван Грена» были использованы современные технологии, направленные на снижение заметности за счет использования различных технических решений и материалов
Помимо этого было уделено повышенное внимание условиям размещения экипажа корабля и десантников: появились тренажерный зал и более комфортабельные каюты
Предусмотрено базирование на БДК и двух корабельных транспортно-боевых вертолетов Ка-29 или поисково-спасательных вертолетов Ка-27. В случае необходимости на его борту сможет разместиться и новейший морской ударный вертолет Ка-52К «Катран».
Конструкция
БДК «Иван Грен» на размагничивании, 17 февраля 2016 года.
За основу был взят проект корпуса БДК проекта 1171, так как он зарекомендовал себя очень хорошо за десятилетия службы в советском, а позже и в российском флоте. Большая часть конструкции претерпела серьёзные изменения. Главным образом это коснулось надстройки и внутренних помещений. В проекте используются самые современные технологии, в особенности, снижение заметности за счёт использования современных материалов и технических решений
Также большое внимание было уделено условиям обитания экипажа и десанта. Главная энергоустановка состоит из двух двухвальных дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-6000 на базе двух дизелей 10Д49 «Коломенский завод», двух редукторов «Звезда», локальная система управления НПО «Аврора».
Водоизмещение полное — 6600 тонн
Длина наибольшая — 135,0 метров
Ширина — 16,5 метров (по КВЛ)
Погрузка техники на корабль выполняется либо самостоятельно по аппарелям, либо кранами. Погрузка техники и грузов в десантное отделение осуществляется через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе с помощью крана грузоподъёмностью 16 тонн. Для погрузки шлюпок, моторных лодок и техники на борт используются два шлюпочных крана. Также грузовой люк используется для вентиляции выхлопных газов техники с подпалубного пространства (десантное отделение).
На корабле смонтирован палубный ангар для вертолётов корабельного базирования: двух транспортно-боевых типа Ка-29, или одного разведывательно-ударного типа Ка-52К. На борту имеются три моторные лодки.
Десантовместимость
Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 36 машин), грузовики (до 30 машин), либо до 300 морских пехотинцев десантников.
Вооружение
Вертолётная посадочная площадка и палубный ангар (с нанесённой осевой линией разметки) на БДК «Иван Грен», 2018 год.
По первоначально принятому к строительству проекту, на кораблях предусматривалась установка одной 100 мм АУ А-190, двух зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и двух пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М».
В связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 стала считаться устаревшей, а также в целях экономии средств и уменьшении времени постройки, в 2010 году главнокомандующим ВМФ России адмиралом В. С. Высоцким было принято решение об изменении состава вооружения. По новому проекту вооружение кораблей включает в себя:
- радиолокационную систему управления огнём 5П-10-03, обеспечивающую одновременное управление артиллерийскими установками:
- 1 × 30 мм АК-630М-2 «Дуэт»,
- 2 × 30 мм АК-630М;
- 2 × 14,5 мм установки МТПУ «Жало»;
- комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М».
Вооружение
Артиллерийское вооружение
Согласно одному из «промежуточных» технических проектов в состав артиллерийского вооружения БДК «Иван Грен» входила 100-мм АУ А190. 31 мая 2010 года МО РФ в лице главкома ВМФ было принято решение № 704/4/НК/112-10 (том 1, листы дела 96-99) по оптимизации состава вооружения корабля проекта 11711. Данным решением из состава артиллерийского вооружения корабля исключены 100-мм АУ А-190-01 и МС-73М. Высказывалось мнение, что это было сделано по предложению завода-строителя, не укладывавшегося в выделенные по ГОЗу деньги. Для самообороны корабля были оставлены три АУ «Дуэт».
Десантно-высадочные возможности
Десантовместимость — до 36 БТР или 13 ОБТ (массой до 60 тонн). На борту также может перевозиться до 300 полностью экипированных и вооруженных десантников.
На кораблях проекта 11711 реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье за счет использования серийных понтонных средств. Корабль несет в трюме комплекс серийных понтонов, которые монтируются в понтонный мост, соединяющий БДК и побережье или используются как отдельные плавающие средства.
На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования двух вертолета типа Ка-29.