Самолет ил-28: описание, технические характеристики, фото

В сравнении с Bilek/Italeri

Просматривая фотки литников Bilek/Italeri я пришел к выводу, что Trumpeter взял за основу именно его. Членение всех деталей одинаковое.
(приношу извинения, фото модели от Bilek взяты с официального сайта компании Bilek) Деталировка совпадает полностью. Различия между отливками были в расположении деталей на литниках и в том, что Bilek сделал капоты из 3-х деталей, а Трапм отлит капоты целиком. По идее, раз китайцы копировали чехов, то и точность у них должна была быть на уровне, ну или похуже. При просмотре не очень качественных фото литников с официального сайта Bilek возникло ощущение, что фюзеляж у чехов сделан более точно, но не более того. Качество остекления вероятно соответствующее. Остальные недостатки по мелочи китайцы скопировали с чехов. Ничего не могу сказать про косяк с размахом и угол установки мотогондол – тут надо иметь пластик Bilek под рукой.

Бывшие операторы

Страны-эксплуатанты Ил-28

Ил-28У ВВС Египта, 1981 год

Ил-28, ранее состоявший на вооружении ВВС Ирака, 2007 год

Ил-28 ВВС Польской Народной Республики заходит на посадку, 1959 год

Harbin H-5 на хранении на аэродроме в Тиране, 2007 год

  • СССР — начиная с 1950 года на вооружении ВВС и авиации ВМФ находилось около 1500 машин. Отлично зарекомендовал себя как учебно-боевой самолёт Тамбовского, Оренбургского лётных училищ и Челябинского училища штурманов.
  • Албания — в 1957 году был приобретён один Ил-28, который в 1971 году был обменян в Китае на H-5. Тот, в свою очередь, оставался в строю до 1992 года. Оба самолёта преимущественно использовались в качестве буксировщика мишеней.
  • Алжир — в 1964 году ВВС Алжира приобрели 12 Ил-28.
  • Афганистан — на вооружении 335-го смешанного авиаполка находилось до тридцати двух Ил-28, которые базировались в Шинданде. Ил-28 применялись в боевых действиях до января 1985 года, когда во время диверсии моджахедов с помощью подкупленной охраны в аэропорту практически все бомбардировщики были уничтожены.
  • Болгария — с 1955 по 1974 год на вооружении ВВС Болгарии находилось четырнадцать Ил-28Р и один Ил-28У.
  • Венгрия — ВВС Венгрии имели на вооружении один авиаполк Ил-28 (37 единиц).
  • Вьетнам — на вооружение 929-й бомбардировочной эскадрильи в 1966—1968 годах поступили двенадцать Ил-28, два Ил-28Р и два Ил-28У. Кроме этого, при захвате кампучийской авиабазы Почетонг 7 января 1979 года вьетнамцам достались два трофейных H-5.
  • ГДР ГДР
  • Египет — в общей сложности Египет приобрёл тридцать Ил-28, два Ил-28У и около пятидесяти чехословацких В-228 и CB-228. Первые десять Ил-28 прибыли в Египет в 1955 году, а к началу Шестидневной войны этими бомбардировщиками было укомплектовано четыре бомбардировочных и одна разведывательная эскадрилья. В середине 1970-х Илы были сняты с вооружения.
  • Индонезия
  • Ирак — 2-я бомбардировочная эскадрилья ВВС Ирака была вооружена бомбардировщиками Ил-28. Последние самолёты этого типа использовались как учебные до конца девяностых.
  • Южный Йемен — в 1962 году ВВС Южного Йемена получили небольшую партию бомбардировщиков Ил-28 из СССР.
  • Кампучия — после прихода Пол Пота к власти ВВС Кампучии получили несколько H-5.
  • КНДР — в самом конце войны в Корее ВВС КНДР получили Ил-28, а в конце 1960-х H-5 из Китая.
  • КНР — незадолго до окончания войны в Корее ВВС КНР начали получать бомбардировщики Ил-28, торпедоносцы Ил-28Т, разведчики Ил-28Р и учебные Ил-28У. После разрыва отношений с СССР, используя поставленные Ил-28 и документацию для проведения ремонтных работ, китайские инженеры восстановили технологию производства Ил-28, после чего самолёт запустили в серию. Один Ил-28 Китай обменял у Албании на H-5 собственного производства.
  • Куба — во время Карибского кризиса в 1962 году на Кубу были отправлены сорок два бомбардировщика Ил-28. Эскадрилья Ил-28А (шесть самолётов) из состава ВВС и торпедоносный авиаполк (тридцать самолётов) из состава ВМФ (5-й флот). Однако после разрешения кризисной ситуации бомбардировщики были возвращены в СССР.
  • Марокко — четыре Ил-28 были поставлены в 1961 году. Списаны вскоре после разрыва отношений между СССР и Марокко.
  • Нигерия — в 1969 году Нигерия получила шесть Ил-28.
  • Польша — с 1952 года ВВС Польши получили восемьдесят боевых Ил-28, а также шестнадцать учебно-тренировочных Ил-28У и несколько Ил-28Р. ВМС Польши получили Ил-28Т и Ил-28Р. Польше несколько Ил-28 своими силами переоборудованы в вариант, схожий с Ил-28РТР, для ведения радиотехнической разведки. Последние польские Ил-28 были сняты с вооружения в 1977 году.
  • Румыния — в 1955 году ВВС Румынии получили бомбардировщики Ил-28 и Ил-28У. Затем они были дополнены китайскими H-5 и HJ-5. H-5 и HJ-5 в качестве буксировщика мишеней использовали до 2001 года.
  • Сирия — в конце 1950-х ВВС Сирии получили небольшое количество Ил-28.
  • Сомали — в 1974 году ВВС Сомали получили до десяти Ил-28.
  • Финляндия — с 1960 года ВВС Финляндии эксплуатировали четыре разведывательных Ил-28Р, после 1966 года их использовали в качестве буксировщиков мишеней.
  • Чехословакия Чехословакия — первые Ил-28 прибыли в Чехословакию в 1955 году, ВВС Чехословакии получили также учебные и разведывательные самолёты. Кроме этого, Ил-28 строили в ЧССР по лицензии под обозначением B-228. С вооружения бомбардировочных полков Ил-28 сняли в 1966 году. В разведывательных частях и училищах они прослужили до 1973 года.

О двигателях

Вам будет интересно:Самый дорогой металлоискатель: обзор лучших моделей, характеристики, отзывы

Местом расположения силовых агрегатов ВК-1 стали подкрыльные гондолы. Для управления двигателями в самолете имеется тросовая проводка. Во время запуска каждый ВК-1 раскручивается при помощи электростартера. Топливную систему представляют фюзеляжные мягкие резиновые баки. Их общая емкость составляет 7908 л. Гидронасосом оснащен только левый двигатель. Если гидросистема вдруг выходит из строя, то от пневматической системы опускаются закрылки, и колеса тормозятся аварийно. Также при помощи воздуха открывается грузовой отсек, а именно створки бомболюка. Пневматическими насосами оборудованы оба двигателя. Кроме того, Ил-28 с аварийными баллонами, в которых содержится сжатый воздух.

Тактико-технические характеристики Ил-28

— Главный конструктор: С. В. Ильюшин- Первый полёт: 8 июля 1948 года- Начало эксплуатации: 1950 год- Годы производства: 1949 — 1955- Единиц произведено: 6 316

Экипаж Ил-28

— 3 человека

Размеры Ил-28

— Длина: 17,60 м- Размах крыла: 21,50 м- Высота: 6,70 м- Площадь крыла: 60,8 м²- Нагрузка на крыло: 291 кг/м²

Вес Ил-28

— Масса пустого: 12 890 кг- Масса снаряжённого: 18 400 кг- Максимальная взлётная масса: 23 200 кг

Двигатель Ил-28

— 2 × ТРД ВК-1А- Тяга: 2 × 26,5 кН (2700 кгс)- Тяговооружённость: 0,31

Скорость Ил-28

— Максимальная скорость: 906 км/ч- Крейсерская скорость: 700 км/ч- Скороподъёмность: 15 м/с- Длина разбега: 965 м- Длина пробега: 1700 м

Дальность полета Ил-28

— 2370 км

Практический потолок Ил-28

— 12 500 м

Вооружение Ил-28

Пушечное:- 2 × 23 мм пушки НР-23 вдоль бортов внизу носовой части, по 100 снарядов на ствол- 2 × 23 мм пушки НР-23 в кормовой оборонительной турели Ил-К6, по 225 снарядов на ствол

Бомбовая нагрузка: (во внутреннем бомбоотсеке)- нормальная: 1000 кг- максимальная: 3000 кг

Описание конструкции

В конструкции самолёта широко применялся алюминиевый сплав (дюраль) Д16Т. Силовой набор фюзеляжа из шпангоутов и стрингеров. Кабина герметизирована и звукоизолирована. Крыло прямое, трапециевидное, моноблочное двухлонжеронное, с углом установки 3 град и поперечным V 38 мин. Профиль крыла — СР-5С с относительной толщиной 12 %. Механизация крыла — обычные закрылки с углом отклонения 50 град. на посадке и 20 — на взлёте. Для управления по крену использовались элероны. Киль и стабилизатор стреловидные, симметричного профиля NACA-00. Угол стреловидности киля по линии фокусов — 41 град, стабилизатора — 30 град. Управление триммером руля направления и элеронов — электрическое, триммера РВ — механическая тросовая проводка и шестеренчатые механизмы.

Вид на самолёт спереди. Хорошо видно обтекатели коробки агрегатов двигателей ВК-1

Двигатели ВК-1 установлены в гондолах под крылом. Управление двигателями — с помощью тросовой проводки. Раскрутка двигателей при запуске от электростартеров. Топливная система состоит из фюзеляжных мягких резиновых баков общей ёмкостью 7908 л.

Шасси трёхопорное, с воздушно-масляной амортизацией. Гидравлическая жидкость амортизаторов — спиртоглицериновая смесь Ил-660. Передняя нога убирается назад в фюзеляж, основные стойки — вперёд, в мотогондолы. Управление уборкой-выпуском шасси — от воздушной системы, позже заменённое на гидравлику.

Гидросистема применяется для привода тормозов колёс на основных стойках и привода закрылков. Гидронасос установлен только на левом двигателе. В качестве рабочей жидкости применяется масло МВП, около 45 литров. В случае отказа гидросистемы от пневмосистемы можно выпустить закрылки и использовать аварийное торможение колёс. Также воздухом открывались створки грузоотсека (бомболюка). Насосы воздушной системы установлены на обоих двигателях, кроме того, имеются аварийные баллоны со сжатым воздухом.

В качестве источников электроэнергии на самолёте установлены два стартер-генератора постоянного тока ГСР-9000 и две аккумуляторные батареи 12-А-30.

Радиооборудование самолёта — РЛС ПСБН-Н, радиокомпас АРК-5, радиовысотомеры РВ-2 и РВ-10, радиостанция РСИУ-3М, радиолокационный ответчик СРО, переговорное устройство СПУ-5.

Приборное оборудование — гирополукомпас ГПК-46, авиагоризонт АГК-47Б, гиромагнитный компас ДГМК-3, навигационный визир АБ-52, магнитный компас КИ-11, указатель поворота УП-2, часы АВР-М и АЧХО, высотомер ВД-17, указатель скорости КУС-1200, указатель числа М — МА-0,95. Также имелся автопилот АП-5.

На разведчиках устанавливалось фотооборудование: три АФА-33, АФА-75МК, АФА-БА-40, для перспективной съёмки. Ночные НАФА-31/50 и НАФА-31/25 были синхронизированы с фотографическими бомбами ФОТАБ-50-35/100-60 и осветительными САБ-100-55/1000-35. Информация с экрана РЛС ПСБН фиксировалась фотоприставкой ФРЛ-1М. В дальнейшем РЛС ПБСН была заменена на РЛС «Курс» (Постановление Правительства от 12 декабря 1953 года). На разведчики также ставился контейнер с дипольными отражателями типа АСО-28 и аппаратура помех «Натрий».

Кормовая турель со спаренными пушками НР-23

Бомбовое вооружение самолёта включало 12 бомб ФАБ-100 или 8 ФАБ-250М46 или две ФАБ-500М46 или одну ФАБ-1500М46 (ФАБ-3000М46), в грузоотсеке. На торпедоносец Ил-28Т можно было подвесить одну реактивную торпеду РАТ-52 в грузоотсек или мины — АМД-500, АМД-1000, «Лира», «Десна» и др. В дальнейшем применялась внешняя подвеска для двух торпед. Для торпедометания использовался прицел ПТН-45, для установки которого пришлось изменить остекление кабины штурмана. Стрелковое вооружение включало две неподвижные пушки НР-23 в носовой части фюзеляжа (на торпедоносцах и разведчиках стояла одна носовая пушка) и две пушки в кормовой дистанционной установке Ил-К6 (Ил-К8) с гидравлическим приводом.

Все самолёты окрашивались «серебрянкой», поставляемые на экспорт — в различные виды камуфляжа. Приборные доски чёрного цвета, ниши шасси и грузоотсек красились в серый цвет или просто не красились (только грунтовка светло-зелёного «травяного» цвета).

На стоянке из-за отсутствия давления в гидросистеме стволы пушек в корме самопроизвольно опускались вниз.

Из-за отсутствия какой либо автоматики запуска и розжига двигателей все операции приходилось выполнять вручную, каждый раз рискуя «сжечь» двигатель. Так как существовал существенный разброс параметров для каждого конкретного двигателя, то часто запуск перед вылетом производил не лётчик, а техник, как лицо наиболее знающее свою машину.

Чертежи

Чтобы судить о точности модели, я стараюсь опираться на несколько источников чертежей. В данном случае я пользовался чертежами из двухтомника Авиаколлекция (автор Юргенсон) и чертежом с airwar.ru. Судя по шрифту – он из Крыльев Родины начала 90-х. Чертеж из крыльев более детально проработан – есть клепка, разрезы и внутренности самолета. Чертеж из Авиаколлекции более прост, но он универсален – предлагаются большинство вариантов Ил-28 – обычный, Ш, Р, У, РТ. По основным параметрам они совпадают, но некоторые мелочи на них имеют отличия. Именно этим вызвано то, что многие параметры смещений и косяков заданы в границах определенного интервала. Истина где то посередке.

Сравнение с аналогами

Ил-28 Ту-14 English Electric Canberra Martin B-57 Canberra Sud-Ouest 4050 Vautour IIB
Внешний вид
Год принятия на вооружение 1950 1951 1951 1954 1958
Годы производства 1949 — 1955 1951 — 1953 1950 — 1962 1953 — 1957 1957 — 1959
Выпущено, единиц 6316 147 949 403 149
Масса пустого, кг 12 890 14 930 9820 12 290 10 500
Масса боевой нагрузки, кг 3000 3000 2700 4500 4000
Встроенная пушка 4 × 23-мм НР-23 4 × 23-мм НР-23 4 × 20-мм HS.404 4 × 20-мм M39 4×30 мм (DEFA)
Макс. взлётная масса, кг 23 200 25 930 24 950 25 790 20 800
Силовая установка 2 × ВК-1 2 × ВК-1 2 × Rolls-Royce Avon R.A.7 Mk.109 2 × Wright J65-W-5 2 × SNECMA Atar 101ЕЗ
Максимальная тяга, кН 2 × 26,5 2 × 26,5 2 × 32,9 2 × 32,2 2 × 34,3
Макс. скорость, км/ч 906 845 933 935 950
Практ. дальность (без ПТБ), км 2370 2930 5400 4500 5400
Практический потолок, м 12 500 11 300 14 600 13 745 15 000

Варианты

Варианты Советского Союза

Примечание. Порядок вариантов определяется в хронологическом порядке по датам производства / разработки.

Ил-28
Базовая трехместная версия бомбардировщика с двумя двигателями ВК-1.

Учебно-тренировочный Ил-28У ВВС Египта в 1981 году.

Ил-28У
Учебно-тренировочная версия без оружия оснащена новой кабиной для инструктора в носовой части, в то время как стажер сидел в обычной кабине. Первый полет 18 марта 1950 г.
Ил-28Р
Трехместный вариант тактической фоторазведки, с дополнительным топливом в бомбоотсеке и головных баках, и с одной снятой вперед стреляющей пушкой. Оснащен измененной ходовой частью для работы с большим весом. Первый полет 19 апреля 1950 года.
Ил-28РТР
ELINT версия Ил-28Р.
Ил-28РЭБ
РЭБ, версия радиоэлектронного подавления, оснащенная электронными блоками на законцовках крыла, размещенными в бывших крыльевых танках.
Ил-28Т
Версия торпедоносца для ВМФ СССР, способная разместить две малые или одну большую торпеду (включая реактивные торпеды РАТ-52) в удлиненном отсеке вооружения.
Ил-28Н
Атомный бомбардировщик для советских ВВС с модифицированным бомбовым отсеком и модернизированной авионикой. (Н — Носитель — авианосец, он же Ил-28А — Атомный — атомный).
Ил-28П
Невооруженная гражданская переоборудование для Аэрофлота , используемая в качестве учебно-тренировочного самолета для переоборудования самолетов и для перевозки высокоприоритетных грузов (т.е. газетных матриц, позволяющих одновременно печатать « Правду» и « Известия» в Москве, Свердловске и Новосибирске ). Также обозначен Ил-20.
Ил-28С
Предлагается стреловидный вариант с более мощными двигателями Климов ВК-5 . Незастроенный.
Ил-28РМ
Доработанный Ил-28Р с двигателем ВК-5. Построен один прототип плюс два аналогичным образом переоборудованных бомбардировщика (не имевших специального обозначения), но производства не было.
Ил-28ТМ
Ил-28Т с ВК-5. Один конвертирован, производства нет.
Ил-28ПЛ
Скоростная противолодочная переоборудование бомбардировщика Ил-28 или бомбардировщика-торпедоносца Ил-28Т. Способен нести сбрасываемые гидроакустические буи или акустические самонаводящиеся торпеды по направлению других противолодочных средств.
Ил-28Ш
Штурмовой ( штурмовик ) превращение Ил-28 с 12 подкрыльевыми пилонами для реактивных стручков. Небольшое количество переоборудованных, которые пользовались ограниченным сервисом.
Ил-28ЗА
Версия для отбора проб атмосферы.
Ил-28М
Дрон-мишень для переоборудования Ил-28. Также известен как М-28 .

Чехословацкие варианты

В-228
Чехословацкое обозначение Ил-28 советской постройки.
CB-228
Чехословацкое обозначение Ил-28У советской постройки.

Китайские варианты

H-5
( Hongzhaji — бомбардировщик) — стандартный трехместный тактический бомбардировщик. Конструкция двух половин советского самолета Ил-28 была изменена на общую. В двигателе используется WP-5. Хвостовая турель на Н-6 вызвала некоторые изменения в конструкции хвостового оперения.
H-5A
Условное обозначение для варианта H-5 с ядерным оружием.
HD-5
( Hongzhaji Dian — бомбардировщик / радиоэлектронная разведка) Китайская версия постановщика помех.
HJ-5
( Hongzhaji Jiaolianji — учебно-тренировочный бомбардировщик) Китайский учебно-тренировочный вариант с компоновкой, аналогичной Ил-28У.
HZ-5
( Hongzhaji Zhenchaji — бомбардировщик / разведчик) Тактический разведывательный самолет. Оснащен подкрыльевыми подвесными баками взамен носовых баков Ил-28Р.
В-5
Экспортное обозначение H-5.
Б-
Экспортная версия HZ-5.
БТ-5
Экспортный вариант HJ-5.
H-5 Инь
( Инь — орел) Стенд авионики для программы Xian JH-7 .
H-5B
Условное обозначение неработающего стенда Н-5 для кормовентиляторных двигателей WS-5 .

Модификации:

  1. Ил-28 – бомбардировщик фронтовой.
  2. Ил-28А модифицирован под ядерную бомбу РДС-4.
  3. Ил-28Т должен был использоваться в качестве торпедоносца, однако на вооружение так и не приняли.
  4. Ил-28ПЛ – противолодочная модификация.
  5. Ил-28Р – разведчик.
  6. Ил-28РЭБ – модифицировался под радиоэлектронную борьбу.
  7. Ил-28РТР проводил радиотехническую разведку.
  8. Ил-28У использовался для учебных тренировок.
  9. Ил-28Ш – штурмовик опытный.
  10. Ил-28С – самолет опытный. Стреловидное крыло, двигатель ВК-5.
  11. Ил-28ЛЛ разработан в качестве летающей лаборатории.
  12. Ил-28ЗА зондировал атмосферу.
  13. Ил-28М – беспилотный радиоуправляемый самолет-мишень.
  14. Ил-28П – почтовый самолет.
  15. Ил-28 с гусеничным шасси – самолет экспериментальный.
  16. Ил-28 − буксировщик мишеней.

В середине 40-ых годов прошлого столетия в СССР разрабатывался первый турбореактивный двигатель. Он стал основой для постройки бомбардировщика ИЛ-22, который должен был быть пробной моделью совершенно нового, первого за историю СССР турбореактивного бомбардировщика. Но испытания предшественника легенды прошли неудачно, потому что было найдено огромное количество дефектов. Однако это не привело авиаконструкторов в отчаянье, наоборот! Они учли это и получили то, что хотели – колоссальный опыт.

Несколько лет разработки проекта, огромное количество вариантов, ошибки и находки – все это привело к тому, что в 1948 году коллективом авиастроителей был создан бомбардировщик ИЛ-28. Генеральным конструкторам стал С.В.Ильюшин. Одним из главных преимуществ бомбардировщика стало то, что двигатели его были не отечественными, а английскими, марки «Ролз-Ройс». Несмотря на то, что разработка и конструирование заняло достаточно много времени, и, казалось, что все было идеально, уже после первого полета было найдено около 80 дефектов.

Дизайн и развитие

После ряда попыток создания четырехмоторного бомбардировщика ( Люлька TR-1 с двигателем Ильюшин Ил-22 и ненастроенный Rolls-Royce Derwent с двигателем Ильюшин Ил-24) ОКБ Ильюшина приступило к разработке нового реактивного тактического бомбардировщика. в конце 1947 года

Западная разведка сосредоточила внимание на четырехмоторных разработках, в то время как двухмоторный Ил-28 Ил-28 был создан для удовлетворения требований к бомбардировщику, несущему 3000 килограммов (6600 фунтов) бомбовой нагрузки на скорости 800 километров в час (500 миль в час)

В новой конструкции использовалась продажа ряда реактивных двигателей Rolls-Royce Nene Советскому Союзу, что позволило советским инженерам быстро произвести нелицензионную копию Nene, РД-45 , а Ильюшин спроектировал новый. бомбардировщик около двух РД-45.

Ил-28 был меньше предыдущих проектов и имел экипаж из трех человек (пилот, штурман и наводчик). Кроме того, он был меньше конкурирующего проекта конструкторского бюро Туполева — трехмоторного (т.е. два Nenes и Rolls-Royce Derwent ) Ту-73 , который был запущен задолго до проекта Ильюшина и летал раньше Ил-28 был одобрен.

Ил-28 в Самолетном музее Сольнока , демонстрирующий хвостовую орудийную башню.

Конструкция Ил-28 была традиционной по компоновке, с высоким нестреливаемым крылом, стреловидным горизонтальным оперением и киля. Двигатели несли громоздкие гондолы, подвешенные прямо под крыльями. Носовое колесо убиралось назад, а главные колеса втягивались вперед в гондолы двигателей. Экипаж из трех человек размещался в отдельных герметичных отсеках. Штурман, который также выполнял функции бомбардировщика , размещался в остекленном носовом отсеке и был снабжен бомбовым прицелом ОПБ-5 на основе американского бомбардировочного прицела Норден времен Второй мировой войны, в то время как пилот сидел под открывающимся вбок пузырчатым куполом с бронированным лобовое стекло. Стрелок сидел в отдельном отсеке в задней части фюзеляжа, управляя турелью с механическим приводом, вооруженной двумя 23-мм пушками Нудельмана-Суранова НС- 23 с боезапасом 250 снарядов в каждой. На вооружении башню иногда снимали в целях экономии веса. Пока летчик и штурман сидели на катапультных креслах , наводчику приходилось спускаться с парашютом через люк в полу в случае возникновения аварийной ситуации. Еще две неподвижные, стреляющие вперед 23-мм пушки с боезапасом 100 патронов каждая были установлены под носом и стреляли пилотом, в то время как бомбовый отсек находился в фюзеляже, способный удерживать четыре 100-кг (220 фунтов) бомбы в отдельных контейнерах. или одиночные большие бомбы массой до 3000 кг (6600 фунтов), сброшенные с балки в бомбоотсеке.

Бомбоотсек Ил-28

Одной из необычных конструктивных особенностей Ил-28 было то, что крыло и хвостовое оперение были разделены по горизонтали по центру крыла, а фюзеляж был разделен вертикально по центральной линии, что позволяло собирать отдельные части индивидуально и оснащать их системами перед установкой. скреплены болтами для полной сборки самолета. Это немного увеличило вес конструкции самолета, но облегчило изготовление и оказалось более экономичным.

Первый прототип, оснащенный двумя импортными «ненесами», совершил первый полет 8 июля 1948 года под управлением Владимира Коккинаки . Испытания прошли успешно: Ил-28 продемонстрировал хорошую управляемость и развил скорость 833 км / ч (518 миль / ч). За ним 30 декабря 1948 года последовал второй прототип с двигателями РД-45 советской постройки, заменяющими Ненес. После завершения государственных испытаний в начале 1949 года самолет был заказан в крупносерийное производство 14 мая 1949 года с Климовым ВК-1 , усовершенствованной версией РД-45, которая использовалась для повышения летно-технических характеристик самолета. Первый предсерийный самолет с двигателями ВК-1 поднялся в воздух 8 августа 1949 года и имел гондолы двигателей измененной формы для уменьшения лобового сопротивления, а обтекатель навигационного радара был перемещен из задней части фюзеляжа сразу за носовым колесом.

Полное производство на трех заводах началось в сентябре 1949 года, а сервисные поставки начались в начале 1950 года, что позволило продемонстрировать 25 самолетов Ил-28 на первомайском параде в Москве 1950 года (по заказу Иосифа Сталина, когда он был запущен в производство в 1949 году). Вскоре Ил-28 стал стандартным тактическим бомбардировщиком в советских войсках и широко экспортировался.

История создания и производства

В 1947 году в СССР был запущен в лицензионное серийное производство английский ТРД с центробежным компрессором, развивающим взлётную тягу 2270 кгс. Этот надежный с большим ресурсом двигатель позволил создать самолёт такого класса.

Разработка Ил-28, спроектированного в инициативном порядке, шла в условиях жёсткой конкуренции с ОКБ Туполева.

Постановление Правительства о создании фронтового бомбардировщика с турбореактивными двигателями в ОКБ-240 вышло в июне 1948 года. Первый полёт машины с английскими двигателями «Нин» фирмы «Ролс-Ройс» состоялся 8 июля 1948 года. Госиспытания начались в феврале 1949 года, уже с отечественными двигателями ВК-1 (РД-45Ф). Во время испытаний в НИИ ВВС выполнено 84 полёта с общей продолжительностью 75 часов. По результатам испытаний было записано 80 конструктивных дефектов, на устранение которых ушло около четырёх месяцев.

Вместе с Ил-28 в испытаниях также участвовали трёхдвигательные Ту-73 и Ту-78, которые оснащались многочисленным оборонительным вооружением аналогично поршневому Ту-2. По сравнению с Ил-28 у этих бомбардировщиков был больше экипаж, масса и габариты при аналогичной боевой нагрузке. Впоследствии конструкторским бюро Туполева был представлен Ту-14, двухдвигательный бомбардировщик с экипажем из 3 человек и одной кормовой пушечной установкой. Ту-14 обладал несколько большей дальностью полёта, но был значительно сложнее в производстве и эксплуатации, был выпущен небольшой серией (89 машин) и поступил на вооружение морской авиации.

Ил-28 создавался под экипаж из трех человек: летчика, штурмана и кормового стрелка-радиста. Для полетов в крейсерском режиме использовался автопилот. Экипаж размещался в герметизированных кабинах. Кресла летчика и штурмана были катапультируемыми, стрелок радист в аварийной ситуации покидал самолёт через нижний входной люк. Штурман находился в катапультируемом кресле во время взлета, посадки и воздушного боя.При работе с бомбардировочным прицелом он занимал место на сиденье расположенным по правому борту самолёта.

14 мая 1949 года вопрос принятия на вооружение первого реактивного фронтового бомбардировщика обсуждался на специальном заседании у И. В. Сталина. На заседании было принято решение о серийном производстве бомбардировщика на заводах № 30 в Москве, № 64 в Воронеже и № 166 в Омске. Одновременно решено увеличить скорость полёта Ил-28 до 900 км/ч за счёт установки более мощных двигателей ВК-1 со взлётной тягой по 2700 кгс.

8 августа 1949 года доработанный самолёт с новыми двигателями ВК-1 вновь вышел на испытания, по результатам которых было рекомендовано принять машину на вооружение и начать серийную постройку. Войсковые испытания проводились на первых построенных машинах в Московском ВО.

1 мая 1950 года состоялся публичный показ Ил-28 — в воздушном параде над Красной площадью участвовал целый полк этих самолётов. В 1950 году был построен первый экземпляр учебного самолёта Ил-28У.

В 1951 году вышел на испытания торпедоносец Ил-28Т. В 1954 году поступил на вооружение разведчик Ил-28Р.

В 1953 году производство самолётов было развёрнуто ещё на авиазаводах № (50 машин) и № 23 (2 машины). Объединенные усилия пяти предприятий позволили довести годовой выпуск Ил-28 до 1558 машин. При этом цена бомбардировщика оказалась ниже, чем у истребителей МиГ-15 или МиГ-17.

Всего с 1949 по 1955 год было выпущено 6635 бомбардировщиков Ил-28 различных модификаций.

Итог

В мае 1949 г. у И. В. Сталина состоялось специальное заседание, на котором детально рассматривались характеристики самолета Ил 28. Ознакомившись с представленными данными и выслушав точку зрения военных, Сталин постановил Ил-28 принять на вооружение советской армии. С целью увеличить скорость самолета до 900 км/ч,конструкторы решили установить на него более мощный двигатель ВК-1, взлетная тяга которого составила 2700 кгс. В августе уже доработанный Ил-28 был направлен на государственные испытания повторно. Тестирование состоялось в Московском ВО.Широкой общественности показать самолет Ил 28 (фото данной авиационной единицы в статье) решили в День Победы в 1950 г. над Красной площадью.

С этим читают

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector