Ракеты фау
Содержание:
Представление
Зондирующие ракеты V-2 имели длину 47 футов (14 м), диаметр 5 футов 5 дюймов (1,65 м) и весили 28 000 фунтов (13 000 кг) с полной загрузкой жидкого топлива, составлявшей две трети этого веса. Топливо было израсходовано в первую минуту полета, создавая тягу в 56 000 фунт-сила (250 кН). Максимальное ускорение 6 G s было достигнуто при минимальной массе топлива непосредственно перед выгоранием, а вибрационные ускорения были аналогичной величины во время полета с двигателем. Скорость при выгорании составляла приблизительно 5000 футов (1500 м) в секунду. Ракета обычно имеет небольшой непредсказуемый угловой момент при выгорании, вызывая непредсказуемый крен с тангажом или рысканием, когда она движется вверх примерно на 75 миль (121 км). Типичный полет обеспечивал 5-минутное окно наблюдения на высоте более 35 миль (56 км).
Тактико-технические характеристики
Жидкостный ракетный двигатель работал на 75 % этиловом спирте (около 4 тонн) и жидком кислороде (около 5 тонн) и развивал тягу до 270 кН, обеспечивая среднюю скорость полёта в 1700 м/с (6120 км/ч). Дальность полёта достигала 320 км, высота траектории до 100 км. Боевая часть, содержащая до 830 кг аммотола, размещалась в головном отсеке. Основные параметры ракеты приведены в таблице ниже:
Общая длина ракеты, мм | 14 030 | |
---|---|---|
Диаметр корпуса, мм | 1650 | |
Диаметр по стабилизаторам, мм | 3558 | |
Масса незаправленной ракеты с боевой частью, кг | 4000 | |
Масса стартовая, кг | 12 500 | |
Количество расходуемых веществ | масса спирта (75%), кг | 3900 |
масса жидкого кислорода, кг | 5000 | |
масса перекиси водорода, кг | 175 | |
масса перманганата натрия, кг | 14 | |
масса сжатого воздуха, кг | 17 | |
Расход топлива, кг/с | 127 | |
Пропорция смеси (спирт/кислород) | 0,81 | |
Тяга двигателя на старте, кг | 25 000 | |
Ускорение на старте, g | 0,9 | |
Температура в камере сгорания, °C | ~2700 | |
Давление в камере сгорания, атм. | 15,45 | |
Давление зажигания (сверх давления в камере сгорания), атм. | 2,4 | |
Скорость истечения топлива, м/с | 2050 | |
Время набора скорости звука, с | 25 | |
Время работы двигателя, с | 65-80 | |
Тяга перед отсечкой топлива, кг | 4200 | |
Ускорение перед отсечкой топлива, g | 5 | |
Скорость ракеты в конце работы двигателя, м/с | 1450 | |
Координаты ракеты к моменту отсечки подачи топлива | по высоте, км | 25 |
по горизонтали, км | 20 | |
Дальность стрельбы практическая, км | 274 | |
Дальность стрельбы максимальная, км | 380 | |
Высшая точка траектории, км | 80-90 | |
Скорость падения (у земли), м/с | 450 | |
Масса головной части, кг | 1000 | |
Масса взрывчатого вещества, кг | 730—830 | |
Действие у цели при тротиловом снаряжении | диаметр воронки, м | 25—30 |
глубина воронки, м | 15 | |
Отклонение от цели | по проекту (КВО), км | 0,5—1 (0,002—0,003 от дальности) |
реализовано, км | 4,5 система управления «LEV-3» (полигонные испытания); 2,0 система радиокомандного управления «Leitstrahlstellung» (полигонные испытания);
±10—20; 4,5—6 по данным Редстоунского арсенала (США) |
|
по результатам отстрела в 1947 году 11 ракет собранных в СССР, км | ±5 |
Значение в освоении космоса
Копия первой ракеты «Фау-2» в музее Пенемюнде
Картинка из фильма «Девушка на Луне», нанесённая на основание ракеты (копия первой ракеты «Фау-2» в музее Пенемюнде)
Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. В первой половине 1944 года с целью отладки конструкции был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров.
С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет «Фау-2» начинались как некоторые американские (программа Hermes), так и советские ракетные программы.
Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2, созданных на основе конструкции «Фау-2». Однако серьёзного влияния на последующую китайскую ракетную программу выпуск Р-2 не оказал. Действительное её развитие началось с освоения Р-5М и гептиловых ЖРД конструкции Исаева, имеющих иную генеалогию.
По мнению историка освоения космоса и куратора лондонского музея космических технологий Дуга Милларда (Doug Millard), все достижения в освоении космоса, включая высадку на Луну, были сделаны на основе технологий Фау-2.
Технические характеристики
Приведём основные данные обоих образцов германского «оружия возмездия».
Fi 103 (Фау-1) | A-4 (Фау-2) | |
Стартовая масса, кг | 2200 | 12500 |
Масса топлива, кг | 540 | 9760 |
Масса боевой части, кг | 700-1000 | 730-830 |
Максимальная скорость, км/ч | 656 | 522 |
Максимальная дальность, км | 286 | 320 |
Отклонение от цели, км | 0.9 (проектное) | 5,0 (по результатам советских испытаний) |
Несложно заметить, даже не вдаваясь в детали, что «Фау-2», доставляя даже меньший заряд взрывчатого вещества, по общей массе намного превосходила примитивный самолёт-снаряд. Можно сказать, что если рейх ещё мог позволить себе выпуск крупных партий «Фау-1», то сборка «Фау-2» экономике легко не давалась.
Ещё в конце войны американцы скопировали «Фау-1» и приняли на вооружение под названием JB-2. Американская ракета выгодно отличалась от «Фау-1» наведением по радиокомандам и стартом с помощью компактных пороховых ускорителей.
Применение ракет «Фау» само по себе можно считать удачным. Даже с учётом того количества «Фау-1», которое выходило из строя или уничтожалось средствами ПВО, затраты на своё производство они оправдывали. А вот «Фау-2», хотя и кажутся более эффективным оружием из-за невозможности перехвата и высокого процента удачных запусков, стоили гораздо дороже.
А производство баллистических ракет оттягивало на себя и ценные ресурсы. Например, для того, чтобы обеспечить топливом одну «Фау-2», надо было переработать на спирт около 30 тонн картофеля. И это в то время, когда нехватка пищи становилась ощутимой.
Ни о каких точечных ударах по стратегически важным объектам не приходилось даже и говорить. Массированные бомбардировки были бы более результативными – но осуществлять их Германии было нечем. А главное – время, когда Британию можно было принудить к выходу из войны, к 1944 году ушло безвозвратно.
В период, когда Вермахт выгоняли из Франции, удары по жилым кварталам скорее могли вызвать желание поскорее покончить с противником. Зато после войны немецкими наработками в области ракетного оружия в полной мере воспользовались страны-победители.
Технические характеристики
Поскольку характеристики ФАУ 1 и ФАУ 2 несколько отличались друг от друга, приведем их отдельно.
Технические характеристики ракеты ФАУ 1
- Максимальная скорость полета — от 550 до 660 километров в частности;
- Максимальная дальность полета: 240 километров;
- Практический потолок: 2700 метров;
- Масса в снаряженном состоянии: 2160 килограмм;
- Масса боевой части: 830 килограмм;
- Точность попадания (КВО), в километрах: 0,9;
- Длина ракеты: 8,325 метров;
- Размах крыльев: 5,37 метра.
Технические характеристики ракеты ФАУ 2
- Стартовый вес ракеты: 12800 килограммов;
- Вес носимого горючего: 8760 килограммов;
- Вес боевой части: 980 килограммов;
- Длина: 14,3 метра;
- Наибольший диаметр: 1,65 метра;
- Размах стабилизаторов: 3,52 метра;
- Наибольшая скорость: 1560 метров в секунду;
- Наибольшая дальность полета: 260-320 километров;
- Максимальная высота полета: 188 километров;
- Количество двигателей: 1;
- Тяга: 25 400 килограмм в секунду;
- Удельная тяга: 100 килограмм в секунду;
- Полная тяга: 27 250 килограмм в секунду.
Ежедневные обстрелы
Жужжащий звук самолета-снаряда жители Лондона впервые услышали ранним утром 13 июня 1944 года. В тот день по Англии немцы выпустили 10 «Фау-1».
Image caption
Боеголовка ракеты содержала около тонны взрывчатки, которая вызывала сильные разрушения
Только четыре из них долетели до Британии, и одна упала в лондонском районе Бетнал Грин, убив шесть человек.
После этого бомбы стали падать на Англию ежедневно. Самым тяжелым днем оказалось 2 июля 1944 года, когда Ла-Манш пересекла 161 ракета «Фау-1».
Всего было запущено около десяти тысяч «Фау-1», из которых лишь около трех тысяч долетели до Англии.
Около шести тысяч человек погибли в результате взрывов этих ракет, были полностью разрушены около 20 тысяч домов.
С этим читают
Боевое применение
Для защиты от Фау-1 использовано около 2000 аэростатов заграждения (оригинальное цветное фото 1942 года)
За применение Фау-1 отвечал специально созданный 65-й армейский корпус . Боевое развёртывание ракет началось в 1943 году, с подготовки нескольких стартовых позиций во Франции. С инженерной точки зрения представлялись более выгодными хорошо защищённые железобетонные стартовые комплексы («тяжёлые» позиции), в то время как с военной точки зрения предпочтительнее были рассредоточенные «лёгкие» позиции. В итоге было принято компромиссное решение об оборудовании 4 «тяжёлых позиций» (Бункер Сиракур и Бункер Брекоэрт) и 96 «лёгких». Фактически ни одна тяжёлая позиция так и не была завершена, и все запуски осуществлялись с лёгких.
13 июня — первое боевое применение Фау-1, удар нанесён по Лондону. Одновременно были запущены 10 Фау-1, из которых 5 упали сразу после старта или во время полёта, судьба ещё одной осталась неясной, до Англии долетели 4 ракеты, но на Лондон упала только одна из них. При её падении на район Бетнал-Грин (Туэр-Хамлетс) 6 человек погибли и 9 получили ранения. В первые недели совершалось до 40 запусков ракет ежедневно, к концу августа количество пусков доведено почти до 100. После вторжения союзников в Нормандию, захвата или уничтожения бомбардировками большей части наземных установок, количество пусков значительно уменьшилось и только в декабре 1944 года вновь стало превышать 40 пусков в сутки. С января 1945 года количество пусков по Англии снижалось, последний осуществлён 29 марта 1945 года.
К 29 марта 1945 года 10 492 было запущено по Англии (из них 8 892 с наземных пусковых установок и 1 600 с самолётов); 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными. Тем самым, на каждую достигшую Лондона ракету приходилось 10 погибших или раненых лондонцев. В городе было разрушено около 23 000 зданий и до 100 000 получили различные степени повреждений. Также атакам Фау-1 подвергались Портсмут, Сауптгемптон, Манчерстер и ряд других британских городов. В завершающие месяцы войны немцы усиленно атаковали самолётами-снарядами важные центры Западной Европы — Льеж (3 141 пуск), Антверпен (2 183 пуска), Брюссель (151 пуск), Париж.
Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb), из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
Достоверных случаев применения Фау-1 по советским войскам не зафиксировано. Советское командование ПВО, тем не менее, считало реальными попытки такого применения по важнейшим промышленным центрам СССР, изучало опыт борьбы союзников с ними и готовило части ПВО к отражению таких ударов (известны крупномасштабные учения ПВО с реальными целями, имитирующими атаки Фау-1 на Ленинград, осенью 1944 года).
Всего к концу войны немцы изготовили около 25 000 единиц Фау-1.
Таран (воздушный), Супермарин Спитфайр и Фау-1. Спитфайр (справа) кончиком крыла «подцепляет» и переворачивает V-1 (слева); гироскопы ракеты не в состоянии вернуть её после этого на курс, она падает
Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались английской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. Двигатели часто отказывали до достижения цели и также вибрация двигателя часто выводила ракету из строя, так что около 20 % Фау-1 падали в море. Хотя конкретные цифры варьируются от источника к источнику, британский доклад, опубликованный после войны, показал, что на Англию были запущены 7547 Фау-1. В докладе указывается, что из них 1847 были уничтожены истребителями, 1866 были уничтожены зенитной артиллерией, 232 были уничтожены аэростатами заграждения и 12 — артиллерией кораблей Королевского ВМФ.
Прорыв в военной электронике (разработка радиовзрывателей для зенитных снарядов[когда?] — снаряды с такими взрывателями оказались в три раза эффективнее даже при сравнении с новейшим для того времени радиолокационным управлением огнём) привёл к тому, что потери немецких самолетов-снарядов в налетах на Англию возросли с 24 % до 79 %, в результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась.
История
Экспериментальная станция «Куммерсдорф-Запад» была расположена между двумя артиллерийскими полигонами Куммерсдорфа, примерно в 30 километрах к югу от Берлина, в редком сосновом лесу провинции Бранденбург. Там работали офицеры и специалисты, было лучшее испытательное оборудование, для которого разработали методику испытаний, имелись стенды для ракет на твёрдом и жидком топливе.
В 1930-е годы на полигоне Куммерсдорф Вернер фон Браун попал в подчинение к капитану Дорнбергеру, вместе с которым он трудился много лет. Дорнбергер ведал до этого разработкой реактивных снарядов на бездымном порохе. Начиная с 1937 года фон Браун приступил к испытаниям больших ракет на полигоне «Пенемюнде» острова Узедом на Балтийском море, который начали строить в 1935 году.
Первое испытание ракеты произошло 21 декабря 1932 года, в работе принимал участие инженер-испытатель и конструктор Вальтер Ридель из , расположенной в городке Бритц. Инженер Артур Рудольф предложил отделу вооружений полностью автоматизированный двигатель на жидком топливе, с тягой 295 килограммов и временем горения шестьдесят секунд. В августе 1932 года во время неудачного демонстрационного полёта ракета, построенная группой Ракетенфлюгплац, вертикально поднялась на 30 метров, затем резко легла на горизонтальный курс и рухнула в лес. Этот ракетный двигатель был первым из разработанных, созданных и испытанных на полигоне. Он был сделан из меди, сферические ёмкости с кислородом и спиртом располагались наверху, отделённые от камеры сгорания, снабженной системой охлаждения.
Проект ракеты был разработан конструкторами Робертом Луссером (фирма Fieseler) и Фритцем Госслау (фирма Argus Motoren). Проект Fi-103 предложен Техническому управлению Министерства авиации совместно обеими фирмами в июле 1941 года. Во время работ по проектированию, а позже и на испытаниях, возникла необходимость в стабилизации ракеты в полёте, поэтому её оснастили гироскопом и установили стабилизаторы.
Производство ракеты начато в конце 1942 года, на острове Узедом (расположенном в Балтийском море, напротив устья реки Одер). Во время Второй мировой войны на острове был концлагерь, рабочая сила заключенных которого и была использована на предприятиях по производству Фау-1.
Наиболее эффектным достижением разведки Армии крайовой (АК) была разработка исследовательского центра и заводов в Пенемюнде, на которых собирали ракеты «Фау-1» и «Фау-2». Первая информация о происходившем там была получена осенью 1942, а в марте 1943 года в Лондон был отправлен подробный рапорт. Это позволило англичанам 17-18 августа 1943 года провести массированную бомбовую атаку, что на несколько месяцев приостановило производство «чудо-оружия».
После войны
Фотографии планеты Земля, сделанные 24 октября 1946 года на суборбитальной ракете V-2
После войны американскими оккупационными властями из Германии в США в разобранном виде было вывезено около 100 готовых ракет. В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes. В 1946—1952 годах армия США осуществила 63 пуска ракет с исследовательскими целями; один запуск произведён с палубы авианосца.
Первые фотографии планеты Земля, непосредственно из космоса, были сделаны 24 октября 1946 года на суборбитальной ракете V-2, запущенной в США (полёт № 13) с ракетного полигона White Sands. Самая большая высота (65 миль, 105 км) была в 5 раз выше, чем на любой фотографии, сделанной до этого полёта; фотографии делались каждые полторы секунды.
Советские оккупационные власти в Германии как минимум до 1952 года вели программу испытательных запусков скопированных с «Фау-2» образцов ракет и её модификаций на полигоне Пенемюнде, который теперь обслуживал советскую ракетную программу.
Пуски ракет Фау-2 в июне 1944 года
Дата | Ракетодромы | Информация о ракете |
---|---|---|
1944/06/01 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 17558 |
1944/06/01 | Близна | Герм.; 4×V-2: 17776, 17779, 17780, 17781 |
1944/06/02 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 4140 |
1944/06/03 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 17656 |
1944/06/05 | Близна | Герм.; V-2, 17777 |
1944/06/06 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 17746 |
1944/06/06 | Близна | Герм.; 2×V-2: 17772, 17802 |
1944/06/07 | Пенемюнде, № 10 | Герм.; V-2, 17557 |
1944/06/08 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 4171 |
1944/06/08 | Пенемюнде, № 10 | Герм.; V-2, 17747 |
1944/06/09 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 4159 |
1944/06/10 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 4158 |
1944/06/11 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 4209 |
1944/06/11 | Пенемюнде, № 10 | Герм.; V-2, 17725 |
1944/06/13 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 4089 |
1944/06/14 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 4172 |
1944/06/14 | Пенемюнде, Oie | Герм.; V-2, 17727 |
1944/06/14 | Близна | Герм.; 2×V-2: 17809, 17796 |
1944/06/15 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 17840 |
1944/06/15 | Близна | Герм.; V-217995 |
1944/06/16 | Близна | Герм.; 5×V-2: 18022, 18024, 18025, 18027, 18028 |
1944/06/17 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2m 17839 |
1944/06/17 | Близна | Герм.; 9×V-2: 18026, 18029, 18030, 18031, 18032, 18035, 18037, 18038, 18042 |
1944/06/18 | Пенемюнде, Oie | Герм.; V-2, 18012 |
1944/06/18 | Близна | Герм.; 12×V-2: 18033, 18039, 18047, 18048, 18050, 18051, 18056, 18058, 18059, 18060, 18061, 18041 |
1944/06/19 | Близна | Герм.; 3×V-2: 18040, 18043, 18044 |
1944/06/20 | Пенемюнде | Герм.; V-2, 4177 |
1944/06/20 | Пенемюнде, Oie | Герм.; V-2, 18014 |
1944/06/20 | Пенемюнде, № 10 | Герм.; V-2, 17940 |
1944/06/20 | Близна | Герм.; 13×V-2: 18046, 18049, 18062, 18064, 18065, 18066, 18067, 18068, 18069, 18070, 18073, 18079, 18080 |
1944/06/21 | Пенемюнде, Oie | Герм.; V-2, 18017 |
1944/06/21 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 17939 |
1944/06/21 | Близна | Герм.; 3×V-2: 18052, 18057, 18093 |
1944/06/22 | Пенемюнде | Герм.; V-2, 4157 |
1944/06/22 | Близна | Герм.; 6×V-2: 18053, 18054, 18091, 18092, 18094, 18103 |
1944/06/23 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 18007 |
1944/06/24 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 17657 |
1944/06/24 | Пенемюнде, Oie | Герм.; 2×V-2: 18016, 18013 |
1944/06/24 | Близна | Герм.; 4×V-2: 18072, 18087, 18097, 18098 |
1944/06/25 | Близна | Герм.; 2×V-2: 18085, 18086 |
1944/06/26 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 18008 |
1944/06/26 | Пенемюнде, Oie | Герм.; V-2, 18015 |
1944/06/26 | Близна | Герм.; 5×V-2: 18096, 18099, 18113, 18114, 18116 |
1944/06/27 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 4208 |
1944/06/27 | Близна | Герм.; 6×V-2: 18115, 18120, 18123, 18124, 18125, 18126 |
1944/06/28 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 4167 |
1944/06/28 | Близна | Герм.; 5×V-2: 18112, 18117, 18118, 18121, 18122 |
1944/06/29 | Пенемюнде, № 7 | Герм.; V-2, 4173 |
1944/06/30 | Пенемюнде, № 10 | Герм.; V-2, 4211 |
1944/06/30 | Близна | Герм.; 2×V-2: 18089, 18108 |
Как развивались боеприпасы
Исторически первым и главным артиллерийским средством поражения было простое ядро. Глиняные горшки с горящей нефтью и калёные ядра уже можно было считать зажигательными боеприпасами, ну а первым осколочно-фугасным оружием была артиллерийская бомба, снаряжённая порохом. Взрыв пороха разрывал чугунный корпус на множество осколков, поражающих живую силу в определённом радиусе. В уменьшенном виде такое оружие стало ручными гранатами.
До 19 века развитие шло очень медленно, а затем осколочные боеприпасы потеснила шрапнель. Этот снаряд с помощью дистанционного взрывателя детонировал над позициями противника, поражая его круглыми пулями. Развитие фугасных снарядов дало новый импульс появление мощных взрывчатых веществ. В ходе русско-японской войны российским кораблям тяжелейшие разрушения наносили японские снаряды, имевшие мощное фугасное действие.
Хотя слово фугас происходит от лат. focus — огонь, огня при разрыве может не быть вовсе, это обобщающее название включающее и зажигательные боеприпасы и боезаряды при взрыве которых образуется большой объем газов и, как следствие – огромное давление, которое и является разрушающим фактором.
Люфтваффе активно применяло тип боеприпасов, известный как “Minengeschoss” – снаряды калибра 20-30 мм из тонкой стали с очень высоким содержанием взрывчатого вещества. Осколков он практически не давал, но разрываясь внутри конструкции самолёта, наносил ему фатальные повреждения. Сильно уменьшенным фугасным снарядом можно считать разрывные пули.
Кумулятивные боеприпасы используют эффект Монро – если в заряде сделать выемку, то сила взрыва будет концентрироваться в её направлении. А если выемку облицевать металлом, то взрыв сформирует из металла гиперзвуковую струю, которая и пробивает броню.
https://youtube.com/watch?v=X9AgsWgyiJg
В ходе Великой Отечественной Войны такие заряды пригодились противотанковых мин и орудий с невысокой баллистикой. В послевоенные годы начался новый виток развития вооружения, связанный с появлением объёмно-детонирующих и термобарических боеприпасов.
Развёртывание
С момента создания «Фау-2» в германском командовании велись споры по поводу схемы развёртывания ракет. Ракета заправлялась быстроиспаряющимся жидким кислородом, получение которого велось на специальных предприятиях. Поэтому, с технической точки зрения, разумно было развёртывать ракеты на стационарных позициях в непосредственной близости от заводов жидкого кислорода и запускать сразу же после заправки.
Военные, тем не менее, критически отнеслись к этой концепции. Их главным аргументом было превосходство авиации союзников в воздухе, делавшее любые стационарные позиции ракет слишком уязвимыми для массированных бомбардировок. По мнению военных, запуск ракет должен был осуществляться с мобильных быстро перемещающихся позиций, которые было бы трудно обнаружить и уничтожить.
Позиция военных тоже имела ряд недостатков, главным из которых были очевидные сложности с обслуживанием ракет на мобильных позициях, меньшая вероятность успешного запуска в полевых условиях и главное — сравнительно меньший темп запуска ракет с полевых позиций, чем с оборудованных стационарных комплексов. Тем не менее, военные настаивали на своём, утверждая, что любые стационарные комплексы будут подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, которые если и не разрушат их полностью, то затруднят до крайности запуск ракет.
В конечном итоге, спор был разрешён в пользу стационарных комплексов вмешательством лично Гитлера, испытывавшего симпатии к грандиозным проектам. По его приказу было начато строительство нескольких гигантских заглублённых бункеров, каждый из которых должен был представлять собой защищённый от бомбардировок комплекс, предназначенный для предстартовой подготовки, заправки и запуска ракет в максимально быстром темпе.
Строительство нескольких подобных конструкций было начато в 1943, но не доведено до конца:
- Купол Визерне
- Бункер Эперлек
Как и предсказывалось военными, интенсивные воздушные бомбардировки союзников с применением 5-тонных бомб «Толлбой», падающих со сверхзвуковой скоростью и заглубляющихся в землю на большую глубину перед детонацией, сделали невозможным завершение строительства стационарных позиций. Колоссальные вложенные в них ресурсы были израсходованы напрасно. Хотя при этом не надо забывать, что противодействие этой угрозе потребовало привлечения также больших ресурсов Британии и США.
Ввиду очевидного фиаско концепции стационарных пусковых бункеров Гитлер изменил своё мнение и согласился на развёртывание ракет на мобильных позициях. Специально для запуска «Фау-2» был разработан установщик, называвшийся «майлерваген», который доставлял ракету на позицию и ставил её вертикально на стартовый стол.