Подробный обзор баллистической ракеты р-1, ее особенности

Содержание:

История создания

У истоков создания первой советской баллистической ракеты Р-1 лежит германский аналог V-2, который активно применялся в 1944-45 гг. для обстрелов территории Великобритании. Спустя несколько месяцев после прекращения боевых действий начались поиски сотрудников предприятий, которые выпускали V-2, а также готовых образцов.

В это же время было произведено уточнение зон оккупации Германии, в результате чего к СССР отошел район Тюрингии, где ранее располагались предприятия по выпуску V-2. Но американские войска сумели вывезти все оборудование и техническую документацию, а также всех ведущих специалистов.

Именно так и попал в США Вернер фон Браун, который впоследствии стал «отцом» американской космической программы. Советские специалисты, осмотрев предприятия, обнаружили только фрагменты ракет, к которым не имелось никакой технической или чертежной документации.

Весной 1946 года команда «Выстрел» переформировывается в 2 института, перед которыми стояла задача создания советской копии V-2.

Для ускорения хода работ широко привлекались немецкие специалисты, которых вывезли из Германии. Основная часть конструкторских работ велась в НИИ-88, который размещался в подмосковном Калининграде (ныне – Королев). Уже в середине осени 1946 года на полигоне Капустин Яр стали выполняться испытательные запуски собранных и восстановленных V-2.

Поскольку советские конструкторы осознавали бесперспективность копирования немецкой ракеты устаревающей конструкции, то они заранее начали прорабатывать перспективные проекты оружия с отделяемой боевой частью. Для отработки механизмов разделения и тестирования новых узлов была создана модификация ракеты Р-1А, которая была готова к полетам в конце весны 1949 года.

В конструкции Р-1А появился несущий бак для топлива, при этом кислородный резервуар оставался выполненным в виде отдельного модуля.

Протестированные решения позднее применили в ракете Р-2, а построенные экземпляры Р-1А применялись для исследования верхних слоев атмосферы. Всего было произведено 6 пусков по баллистической и вертикальной траекториям.

Дополнительно проводились исследования механизма распространения свехдлинных волн в разреженной атмосфере. В 1955-56 гг. на испытания поступила последняя версия Р-1Е, на которой проверялась возможность разгона отделяемой части пороховыми ускорителями. Версия Р-1М, представляла собой глубокую модернизацию ракеты Р-1, в 1955 году была выполнена серия тестовых пусков. Но развития проект не получил из-за появления более перспективных моделей ракетного вооружения.

Технические характкристики ракеты Р-1 8А11

Показатель Значение
Длина ракеты 14,6 м
Диаметр ракеты 1,652 м
Размах стабилизаторов 3,564 м
Стартовая масса 13,4 т
Забрасываемый вес 1,075 т
Максимальная дальность 270 км
Точность, КВО 1,5 км
Тип головной части моноблочная, неотделяемая
Количество боевых блоков 1
Масса взрывчатого вещества 785 кг
Система управления автономная, инерциальная
Способ старта газодинамический, за счет маршевого двигателя
Количество ступеней 1
Маршевый двигатель однокамерный ЖРД РД-100/8Д51
Масса двигателя 950 кг
Подача топлива турбо-насосный агрегат
Горючее 75% этиловый спирт, 4085 кг
Окислитель жидкий кислород, 5160 кг
Масса топлива 9,245 т
Тяга 27/31 тс
Удельный импульс 2021/2366 м/с
Время работы двигателя 65 с
Скорость в момент выключения двигателя 1465 м/с

Ракета Р-1

Цифрами обозначены:

  1. головная часть;
  2. бак горючего;
  3. тонельная труба с расходным трубопроводом горючего;
  4. бак окислителя;
  5. приборный отсек;
  6. хвостовой отсек;
  7. аэродинамический стабилизатор;
  8. газоструйный руль.

Особенности

В условиях спешки, в связи с жесткими требованиями к срокам разработки и желанием Гитлера наращивать объемы бомбардировок Лондона, разработка Вернера фон Брауна, ракета Фау-2, имела много недостатков — 20 % собранных ракет отбраковывалось, половина запущенных ракет взрывалась, кроме того отклонение от цели составляло около 10 км. Поэтому при воссоздании Фау-2 требовалось произвести анализ выявленных в ходе запусков недостатков и учесть их при работе над советским вариантом ракеты Р-1, а только потом принять на вооружение.

Р-1 была модификацией Фау-2. Дальность у нее была не 250, а 270 км, была установлена автоматическая инерциальная система управления (конструктор системы управления — Н. А. Пилюгин). Были применены другие материалы: в немецкой ракете использовалось 87 марок и сортаментов стали и 59 цветных металлов, в Р-1 — 32 и 21 соответственно.

Пуски

Пуски проводились с полигона Капустин Яр.

Первые две установки с приборами ФИАР-1 были запущены 24 мая 1949 г в 4 часа 40 минут на пятой ракете Р-1А. Из-за неисправности парашютной системы контейнеры при приземлении разрушились.

После доработки парашютной системы 28 мая 1949 г. в 4 часа 50 минут был проведён второй подобный эксперимент на шестой ракете Р-1А. Были получены положительные результаты.

Пуски ракеты Р-1А, при которых была достигнута высота 102 км, показали большую перспективность ракетных геофизических исследований и позволили наметить их расширенную программу. При Президиуме Академии наук был учрежден координационный межведомственный комитет под председательством академика А. А. Благонравова. Входя в состав этого комитета, С. П

Королев уделял первостепенное внимание всем вопросам, связанным не только с созданием геофизических ракет, но и с методикой исследований, разработкой научной аппаратуры

Геофизические ракеты Р-1Б, Р-1В, Р-1Д и Р-1Е

Уже на ракете Р-1А для физических измерений параметров верхней разряженной атмосферы установили приборы системы,
условно названной ФИАН-1. Это были первые геофизические эксперименты. Полученные данные послужили базой для подготовки
широкой программы научных исследований по геофизике в интересах Академии наук СССР и разработки модификаций ракеты Р-1,
специально предназначенных для этой цели (Р-1Б, Р-1В, Р-1Д и Р-1Е).
Все четыре пуска ракеты Р-1Б в июле — августе 1951 года были вертикальными, из которых один оказался неудачным.
На борту ракеты находились подопытные животные в специальном герметичном отсеке, исследовалось их поведение в условиях
невесомости. 22 июля 1951 года впервые на ракете Р-1В успешно летали собаки Дезик и Цыган.
Ракета Р-1В отличалась от ракеты Р-1Б только тем, что вместо аппаратуры ФИАН-1 монтировалась парашютная система спасения
корпуса ракеты. Всего было проведено два пуска в июле — августе 1951 года.

На ракете Р-1Д в отличие от ракет Р-1Б и Р-1В, где подопытные животные спасались вместе с герметичным отсеком на парашюте,
каждая из двух собак катапультировалась в скафандре, смонтированном на специальной тележке, имеющей парашютную систему и систему
жизнеобеспечения. Кроме того, на ракете Р1-Д вместо отсека с аппаратурой ФИАН-1 была установлена аппаратура для исследования
распределения по высоте плотности ионизации в ионосфере и изучения распространения сверхдлинных волн в атмосфере
и космическом пространстве. Три пуска ракет Р-1Д проводились в июне — июле 1951 года, и все были удачными.
При пусках ракеты Р1-Е была сделана еще одна попытка найти конструктивное решение, обеспечивающее спасение корпуса
ракеты. Для этой цели на головной части установили три пороховых ускорителя, сообщавшие ей скорость отделения около 12 м/с.
Однако этого оказалось недостаточно. Новый конструктивный вариант системы спасения корпуса ракеты заключался в использовании
пиропушки, которая должна была не только вводить в действие вытяжные купола парашютов, но и одновременно освобождать
парашютные пакеты, в которые были уложены основные купола парашютов. Всего провели шесть пусков с января 1955 по апрель
1956 года, четыре из которых были удачными.

Пуски ракет Р-1 8А11 в 1954 году

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1954/03/11 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 1820
1954/03/16 Капустин Яр СССР; 2×Р-1 8А11: 1916, 1920
1954/03/20 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 1918
1954/04/23 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 1720
1954/04/24 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 1910
1954/04/26 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 1912
1954/04/29 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 2120
1954/05/03 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 1620
1954/05/04 Капустин Яр СССР; 2×Р-1 8А11: 1420, 2020
1954/05/07 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 220
1954/05/21 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 120
1954/06/11 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 12-1953
1954/06/12 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 720-1952
1954/06/14 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 14-1951
1954/08/02 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 320
1954/08/27 Капустин Яр СССР; 2×Р-1 8А11: 520, 420
1954/10/30 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, Д21-14
1954/11/30 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 1915 (1953)
1954/12/01 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 620

Примечания

  1. , с. 9.
  2. советская разведка смогла добыть лишь фрагментированные части разрушенных Фау-2, ни одна рабочая или хотя бы частично рабочая Фау в руки советских инженеров не попала
  3. хотя, согласно характеристикам Фау-2, максимальная дальность полёта составляла 320 км
  4. Черток Б. Е. Ракеты и люди. — 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999. — С. 329. — 416 с. — 1300 экз. — ISBN 5-217-02934-X.
  5. , Из отчета 2-го дивизиона 72-й инженерной бригады РВГК о проведенных спецработах в условиях низких температур (январь-февраль 1954 г.), с. 341-347.
  6. , Докладная записка М. И. Неделина М. С. Малинину о сформировании 233-й инженерной бригады РВГК от 14.12.1954 №1181711сс, с. 375-376.

История создания

Р-1А — первая из модификаций ракеты Р-1, построенной под руководством С. П. Королева советской баллистической ракеты дальнего действия на жидком топливе. Прототипом Р-1 была трофейная немецкая ракета А-4 (ФАУ-2), созданная во время второй мировой войны Вернером фон Брауном.

Ракета Р-1А была специально разработана для проверки ряда новых узлов и главным образом для отработки механизма отделения головной части в конце активного участка траектории, что предполагалось использовать в конструкции ракеты Р-2.

Поскольку многие организации проявили интерес к использованию новой ракеты для своих целей, программа экспериментов была существенно расширена.

Для проведения работ использовали восемь трофейных ракет А-4, которые полностью перебрали, установили хвостовые отсеки собственной конструкции, а также механизм отделения головной части.

Подготовка ракеты Р-1А к лётным испытаниям началась в январе 1949 г. на временной испытательной площадке НИИ-88 и закончилась 11 февраля. Летные испытания ракеты проводились на полигоне Капустин Яр и закончились 28 мая 1949 г. с положительными итогами.

Главный этап эксперимента по отработке механизма отделения головной части проводился при пусках по баллистическим траекториям, обеспечивался специальными гироприборами и сопровождался телеметрическими измерениями. Использовались радиолокаторы с активным сопровождением для гарантированного получения информации. Поэтому на корпусе ракеты устанавливался специальный передатчик. А после отделения головной части сигнал передавала телеметрическая система ФИАР.

Были запланированы вертикальные пуски двух ракет с оптическими визуальными средствами наблюдения за поведением головной части на пассивном участке в случае положительных результатов при полетах по баллистическим траекториям. Эти же ракеты предполагалось использовать для исследования верхних слоев атмосферы с помощью прибора ФИАР-1, разработанного в Геофизическм институте АН СССР (ГеоФИАН) для взятия проб воздуха на большой высоте. Прибор был помещён в специальный контейнер в виде цилиндра, соединенного со спасательным устройством типа «летающая бомба». Контейнер закладывался в мортиру, установленную на хвостовом отсеке, и на заданной высоте выбрасывался с помощью сжатого воздуха. Контейнеры отстреливались после прекращения работы двигателя ракеты с тем, чтобы на чистоту проб и замеры характеристик воздуха не влияли газы, обильно выделяемые ею в разреженное окружающее пространство. Через 4 с начинался забор проб атмосферы. Для облегчения поисков после приземления контейнер снабжался радиопередатчиком. На каждой из двух ракет, предназначенных для вертикальных пусков, устанавливались по две мортиры и по два прибора ФИАР-1.

На ракете Р-1А также предусматривалось исследование влияния газовой струи двигателя на прохождение радиоволн. Эти эксперименты имели непосредственное отношение к разработке систем радиоуправления для ракет Р-2 и Р-3. Предполагалось настраивать двигатель на меньшую тягу, чтобы отношение начального веса к тяге примерно равнялось принятому для ракеты Р-2.

Пуск трофейной германской баллистической ракеты дальнего действия V-2 на полигоне Уайт Сэндс 24 января 1947 года

24 января 1947 года в 00:22 GMT (в 17:22 по местному времени 23 января) со стартового комплекса 33 (англ. Launch Complex 33) ракетного полигона Уайт Сэндс (англ. White Sands Proving Ground, штат Нью-Мексико, США) произведен пуск трофейной германской баллистической ракеты дальнего действия V-2 (A-4, Фау-2).

Пуск проводился в рамках программы «Гермес» (Hermes) по разработке баллистических носителей. Осуществляли пуск полигонные команды армии США. Пуск выполнен по заказу и в интересах компании «Дженерал Электрик».

Подготовка ракеты V-2 (Фау-2). 24 января 1947 года.

Баллистические приборы

Системы и приборы ракетного полигона

  • Теодолиты: два фототеодолита «Mitchell»; восемь кинотеодолитов «Askania».
  • Камеры: три широкоугольные баллистические камеры Bowen-Knapp? две камеры Ballistic stations?
  • Телескопы: один кинотелескоп Touching Telescopes?
  • Радиолокационные установки: один модифицированный радар противовоздушной обороны SCR-584, работающий в диапазоне частот децеметровых и сантиметровых длин волн.
  • Четыре станции доплеровской системы траекторных измерений.

Бортовые системы и приборы

  • Радиолокационный маяк для ракет AN/APN-55 (XE-2), работающий в диапазоне частот децеметровых и сантиметровых длин волн.
  • Приемопередатчик системы «Довап» (DOVAP transceiver) — доплеровская система траекторных измерений (Doppler velocity and position).
  • FM радиоприемник AN/ARW-17 для отсечки подачи топлива в двигатель по радиокоманде с земли.
  • Приборы контроля работы ракетного двигателя.

Инструменты восстановления данных

Телеметрия: 23-х канальная телеметрическая система PXTA-501 (PPM/AM system pulse position modulation – amplitude modulation – система фазово-импульсно-модулированной и амплитудно-модулированной несущей), подготовлена в Военно-морской исследовательской лаборатории (англ. Naval Research Lab, NRL); 28-ми канальная Hermes PWM-FM system (PWM – pulse-width modulation – широтно-импульсная модуляция).

Ракета собрана персоналом фирмы «Дженерал Электрик» накануне пуска в сборочных залах ракетного полигона Уайт Сэндз из трофейных деталей и агрегатов немецких ракет. Ракета № 19. Вес сухой ракеты с боевым отсеком 4146 кг, стартовый вес ракеты 12862 кг, вес полезной нагрузки 997 кг.
Успешный пуск. Угол тректории при пуске 0 градусов. Угол программированной траектори 7 градусов. Отсечка работы двигателя вследствие израсходования топлива через 59 секунд. Полное выключение двигателя произошло на высоте 23,5 км (14,6 mi) при скорости 2300 футов в секунду (701 м/с). После выключения двигателя, корпус ракеты стал вращаться вокруг своеей оси со скоростью до 80 оборотов в минуту. Ракета достигла высшей точки траектории полёта через 188 секунд. Продолжительность полёта 239 секунд.

Ракета достигла поверхности земли в точке на расстоянии 16,5 км (10,3 mi) к северу и 20 км (12,4 mi) к западу от стартовой позиции. Максимальная высота полёта ракеты 49,9 км (31 mi). Место падения ракеты зафиксировано средствами оптического наблюдения. При ударе о землю взорвались остатки топлива. Ракета полностью разрушилась.

Обработка данных

Баллистические данные:

  • запись даных о траектории фототеодолитами «Mitchell» от 0 до 239 секунд;
  • удовлетворительные данные от широкоугольных баллистических камер Bowen-Knapp;
  • камеры Ballistic stations использовались только для тестирования;
  • кинотелескоп Touching Telescopes отслеживал полёт до высшей точки траектории;
  • нет записи даных доплеровской системы траекторных измерений;
  • запись даных о траектории радарами от 0 до 239 секунд.

Телеметрические данные:

спорадические данные телеметрической системы в момент отсечки двигателя, также в момент опрокидывания ракеты после достижения высшей точки траектории, в завершающей части полёта хорошие телеметрические данные.

Пуски ракет Фау-2
Предыдущий Следующий
1947/01/10 1947/02/20

Оценка проекта

Ракетный комплекс Д-4 с ракетой Р-27 для вооружения подводных лодок проекта 667А стал ответом на американскую программу «Поларис». По своим тактико-техническим характеристикам ракета Р-27 стала аналогом ракеты «Поларис A1», а моноблочный вариант ракеты Р-27У аналогом «Поларис A2». Вариант ракеты Р-27У с тремя боевыми блоками уже существенно уступал своему аналогу «Поларис A3» по дальности. При этом советские ракеты были приняты на вооружение на 8—10 лет позже и имели худшие показатели точности (КВО). В 1970 году США приняли на вооружение ракету «Посейдон C3» с разделяющейся головной частью с десятью блоками индивидуального наведения, что позволило им резко повысить эффективность своих морских стратегических ядерных сил.

Отличительной особенностью советских ракет было то, что на них использовались ракетные двигатели с жидким топливом и они были одноступенчатыми, а американские ракеты создавались с твердотопливными двигателями и были двухступенчатыми. Советские ракеты были немного легче, но при этом имели большие габариты. Более высокой по сравнению с американскими ракетами была и взрывопожароопасность.

Французские ракетостроители избрали американский путь и создавали свои первые ракеты — M1/M2 и M20 — двухступенчатыми с твердотопливными двигателями. По своим тактико-техническим характеристикам эти ракеты соответствовали моноблочным вариантам ракет Р-27 и Р-27У, обладали сравнимой точностью и были приняты на вооружение на несколько лет позже, чем Р-27.

Небольшая дальность советских ракет обусловила необходимость боевого патрулирования советских ПЛАРБ в зонах действия мощных сил противолодочной обороны ВМС США и НАТО, что снижало боевую устойчивость советских ракетоносцев. Несмотря на ряд недостатков, СССР удалось создать достаточно эффективный стратегический ракетный комплекс. На ракете Р-27 был опробован ряд новых технических решений. Использование этих наработок на ракетных комплексах с ракетами Р-29 и Р-29Р в дальнейшем позволило ликвидировать отставание от США.

Поларис A1 Поларис A2 Поларис A3 Р-27 Р-27У Посейдон C3 Р-29 M1 M20
Страна
Год принятия на вооружение 1960 1962 1964 1968 1974 1970 1974 1972 1976
Максимальная дальность, км 2200 2800 4600 2500 3000 2500 4600 7800 3000 3200
Забрасываемый вес, кг 500 500 760 650 650 >650 2000 1100 1360 1000
Тип головной части моноблочная РГЧ РТ моноблочная РГЧ РТ РГЧ ИН моноблочная
Мощность, кт 600 800 3×200 1000 1000 3×200 10×50 1000 500 1200
КВО, м 1800 1000 1900 1300—1800 800 1500 1000
Стартовая масса, т 12,7 13,6 16,2 14,2 29,5 33,3 20
Длина, м 8,53 9,45 9,86 9,65 10,36 13 10,67
Диаметр, м 1,37 1,5 1,88 1,8 1,49
Количество ступеней 2 1 2 2 2
Тип двигателя РДТТ ЖРД РДТТ ЖРД РДТТ
Тип старта сухой мокрый сухой мокрый сухой

Пуски ракет Р-1 8А11 в 1953 году

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1953/03/01 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 1020
1953/03/05 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 319
1953/03/19 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 820
1953/05/11 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 220
1953/07/06 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 420
1953/10/16 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 820
1953/10/17 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 520
1953/10/19 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 320
1953/10/20 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 620
1953/10/26 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 720
1953/10/27 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 1020
1953/10/28 Капустин Яр СССР; 2×Р-1 8А11: 920, 1220
1953/11/12 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 1120
1953/11/15 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 1320
1953/11/24 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 1520

Тактико-технические характеристики самолета Р-1

— Главный конструктор: Поликарпов Н. Н.- Первый полёт: лето 1924- Конец эксплуатации: 1936- Единиц произведено: 2457 (по другим данным 2656)

Экипаж самолета Р-1

— 2 человека

Размеры самолета Р-1

— Длина: 9,24 м- Размах крыла: 14,024 м- Площадь крыла: 45,0 м² (обоих крыльев)- Нагрузка на крыло: 49,2 кг/м²

Вес самолета Р-1

— Масса пустого: 1441 кг- Нормальная взлётная масса: 2191 кг- Масса топлива во внутренних баках: 360 кг

Двигатель самолета Р-1

— 1 × жидкостного охлаждения М-5- Мощность двигателей: 1 × 400 л. с. (1 × 294 кВт)- Тяговооружённость: 134 Вт/кг

Скорость самолета Р-1

— Максимальная скорость: 202 км/ч (у земли)- Посадочная скорость: 90 км/ч- Время набора высоты: 2000 м за 10,2 мин- Время виража: 30 с- Длина разбега: 250 м

Дальность полета самолета Р-1

— 700 км

Практический потолок самолета Р-1

— 4800 м

Вооружение самолета Р-1

Стрелково-пушечное:  — наступательное: 1 × 7,62 мм пулемёт ПВ-1- оборонительное: 2 × 7,62 мм пулемёта ДА-2 или «Льюис»

Боевая нагрузка: до 400 кг

Пуски ракет Р-1 8А11 в 1949 году

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1949/09/10 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-1
1949/09/11 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-2
1949/09/13 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-11
1949/09/14 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-4
1949/09/17 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-8
1949/09/19 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-5
1949/09/20 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-9
1949/09/23 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-15
1949/09/28 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-10
1949/10/03 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-14
1949/10/08 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-16
1949/10/10 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-12
1949/10/12 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-7
1949/10/13 Капустин Яр СССР; 2×Р-1 8А11: II-13, II-17
1949/10/14 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-18
1949/10/15 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-19
1949/10/18 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-23
1949/10/19 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-22
1949/10/22 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-20
1949/10/23 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, II-3

Пуски ракет Р-1 8А11 в 1956 году

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1956/01/21 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 101-1951
1956/01/24 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 465-1951
1956/02/13 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 431-1951
1956/02/14 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 453-1951
1956/03/28 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 0316-1952
1956/04/16 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 0317-1952
1956/06/30 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 5112-1951
1956/07/20 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 5301-1951
1956/07/24 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 0409-1952
1956/07/26 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 0311-1952
1956/07/28 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 0307-1952
1956/10/24 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 102
1956/10/25 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 103
1956/10/26 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 104
1956/11/12 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 303
1956/12/06 Капустин Яр СССР; Р-1 8А11, 103

Примечания

  1. Карпенко, Уткин, Попов, 1999, с. 9.
  2. советская разведка смогла добыть лишь фрагментированные части разрушенных Фау-2, ни одна рабочая или хотя бы частично рабочая Фау в руки советских инженеров не попала
  3. Советские инженеры получили на руки из поверженной Германии скудный улов. Удалось достать лишь детали, из которых впоследствии были собраны два десятка ракет. Причем чертежи и расчеты отсутствовали. https://svpressa.ru/post/article/105022/
  4. «…Все началось с привезенных после войны из Германии ФАУ-2, точнее — с их восстановления. Американцам досталось много готовых ракет, в СССР смогли вывезти в основном их отдельные части. Надо было все восстанавливать…» (Виктор Александрович Сахаров) https://lenta.ru/articles/2017/04/13/r7/
  5. хотя, согласно характеристикам Фау-2, максимальная дальность полёта составляла 320 км
  6. Лев Копелев «Хранить вечно» Глава тридцать пятая. Опять Бутырки. Опять трибунал
  7. 12Черток Б. Е. Ракеты и люди. — 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999. — С. 329. — 416 с. — 1300 экз. — ISBN 5-217-02934-X.
  8. Ивкин, Сухина, 2010, Из отчета 2-го дивизиона 72-й инженерной бригады РВГК о проведенных спецработах в условиях низких температур (январь-февраль 1954 г.), с. 341-347.
  9. Ивкин, Сухина, 2010, Докладная записка М. И. Неделина М. С. Малинину о сформировании 233-й инженерной бригады РВГК от 14.12.1954 №1181711сс, с. 375-376.

Примечания

  1. , с. 9.
  2. советская разведка смогла добыть лишь фрагментированные части разрушенных Фау-2, ни одна рабочая или хотя бы частично рабочая Фау в руки советских инженеров не попала
  3. хотя, согласно характеристикам Фау-2, максимальная дальность полёта составляла 320 км
  4. Черток Б. Е. Ракеты и люди. — 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999. — С. 329. — 416 с. — 1300 экз. — ISBN 5-217-02934-X.
  5. , Из отчета 2-го дивизиона 72-й инженерной бригады РВГК о проведенных спецработах в условиях низких температур (январь-февраль 1954 г.), с. 341—347.
  6. , Докладная записка М. И. Неделина М. С. Малинину о сформировании 233-й инженерной бригады РВГК от 14.12.1954 №1181711сс, с. 375—376.

Варианты обслуживания в составах «Гранд Сервис Экспресс»

ТК «ГСЭ», основанная в 2002 году, первая из частных компаний получила право перевозить пассажиров по российским железным дорогам. Специализация фирмы – чартерные рейсы для вип-клиентов в вагонах «Гранд де Люкс». Сотрудники «Гранд Сервис Экспресс» обслуживали поезда, следующие не только по территории России, но и СНГ и стран Балтии. Также составы этого перевозчика регулярно курсируют по маршруту Москва – СПб – Москва.

С декабря компания начала обслуживать ж/д сообщение с Крымом, используя поезда «Таврия», по двум маршрутам:

  • Москва – Симферополь – Москва;
  • СПб – Севастополь – СПб.

Вагоны СВ

В категории есть два разряда: 1Ф и 1Т. Общими для них являются система кондиционирования и современные туалеты в вагоне, а также предоставление чистого белья. Отличия в том, что в классе 1 Ф разрешено перевозить питомцев, а в 1Т – нельзя. Однако пассажирам 1Т выдают санитарно-гигиенические наборы, а питание входит в цену билета.

Купейные вагоны

В категории тоже 2 тарифа: 2Т и 2У. В вагонах есть кондиционер и биотуалеты, пассажирам выдают комплекты постельного белья. В вагонах 2У разрешено брать с собой живность, а в 2Т – нет, но там выдают пакетики с зубной щеткой, пастой и мылом, а также кормят по расписанию.

Плацкартные вагоны

Здесь только один класс обслуживания с маркировкой 3Э. Клиенты могут рассчитывать на общие биотуалеты и кондиционирование. Животных внутрь не допускают.

Серия «Гранд» — люксовые вагоны

Уникальные комфортабельные вагоны серии «Гранд» своими интерьерами напоминают, скорее, уютный отель, а не поезд. Обслуживание на высшем уровне, включающее все необходимое для того, чтобы в поездке у вас не было никаких проблем. В рамках поезда «Гранд Экспресс» несколько типов вагонов с приставкой Гранд:

  • Империал – 1И;
  • Империал Сингл – 1Н;
  • де Люкс – 1А (4-5 купе);
  • Гранд – 1М (6 купе);
  • Сингл – 1Г.

Маркировка люксовых поездов этой серии указывает, скорее, не на класс сервиса, а оформление вагона, так как перечень сервисов во всех типах гранд-вагонов практически одинаков:

  • В купе имеются все удобства: личная туалетная комната с душем, раковиной и унитазом с биде, кондиционер, телевизор, сейф, Wi-Fi, розетки на 200 Вольт;
  • Широкое ложе шириной 110 см;
  • Пассажирам выдают постельное белье, тапочки, журналы на выбор, комплект для умывания, доступ к мультимедийному порталу.
  • В цену билета включено питание, блюда приносят в номер на фарфоровой посуде. Есть детское меню и специальные устройства для безопасности малышей. Также гость может заказывать чай, кофе, соки и воду без ограничения.
  • Особая услуга – трансфер на такси. Плюс по запросу проводник может подготовить деловой костюм к выходу.

Путешествуя в таких условиях, вы и не заметите, как пролетят часы в пути.

Серия «Премиум» 1Е и 1Л

Здесь вас ждут общие кондиционеры и туалеты в вагоне, уютный и комфортабельный интерьер. В каждом купе имеется:

  • Умывальник;
  • Розетки на 220 Вольт;
  • Телевизор.

Пассажирам премиум класса предоставляются тапочки, комплекты для умывания и чистки зубов, белье, пресса, доступ к мультимедийному порталу и Wi-Fi, трансфер на такси, горячее питание по установленному меню.

1 класс

В вагонах данной категории имеется общее кондиционирование, биотуалеты, розетки на 220 Вольт, Wi-Fi. Пассажирам Базового тарифа (1Д) полагается, белье, доступ к мультимедиа-порталу и возможность просмотра ТВ. На тарифе Стандарт (1У) к этому перечню услуг добавляются тапочки, питание и санитарно-гигиенический набор. В тариф Бизнес (1Б) входит все вышеперечисленное, плюс трансфер на такси.

Эконом

В вагонах эконом есть три варианта обслуживания:

  • Дополнительный (2Л) – общие туалеты и кондиционер, выдача постельного белья;
  • Базовый (2К) – к набору выше добавлен телевизор, доступ к медиа-порталу, розетки, Wi-Fi;
  • Комфорт (2Э) – кроме базового набора, пассажир получит горячее питание, тапочки, комплект для утренней гигиены, газеты.

Краткая история создания

Мотоцикл Yamaha R1 берет своё начало с модели 1988 года FZR1000, которая внесла ряд серьезных обновлений для всего сегмента, среди которых облегченная алюминиевая рама «DeltaBox», увеличение мощности двигателя, 5-клапанный цилиндр. Улучшения управляемости и тормозных качеств.

Затем, через 4 года был выпущен промежуточный вариант спортивного мотоцикла CBR900RR Fireblade, модель сразу стала популярна в своей среде. Хоть и была менее мощной версией FZR1000, зато весила меньше и имела укороченные габариты.

Вариант с синей расцветкой имел невероятный успех среди гонщиков-любителей.

В течение 15 лет модель Yamaha R1 подвергалась значительным изменениям, и в техническом оснащении, и по показателям мощности двигателя. К примеру, в 2000 годах корпус стал более стремительной и агрессивной формы, с лучшей обтекаемостью, увеличивая скорость и уменьшая сопротивляемость.

Ссылки

  • [www.energia.ru/energia/launchers/rocket-r1a.html Экспериментальная ракета Р-1А. Средства выведения. Сайт РККЭ]
  • [epizodsspace.no-ip.org/bibl/tvorch-nasl-kor/03.html Творческое наследие Сергея Павловича Королёва]
  • [epizodsspace.narod.ru/bibl/vetrov/korolev-delo/05-01.html Г. С. ВЕТРОВ. С. П.КОРОЛЕВ И ЕГО ДЕЛО]
  • [epizodsspace.testpilot.ru/bibl/tm/1981/rn5.html ПЕРВЫЕ ГЕОФИЗИЧЕСКИЕ. «Техника-молодежи» 1981 № 5, с.28-29]
  • [epizodsspace.no-ip.org/bibl/vestnik-an/1957/6-issled.html А. А. БЛАГОНРАВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕРХНИХ СЛОЕВ АТМОСФЕРЫ ПРИ ПОМОЩИ ВЫСОТНЫХ РАКЕТ.] «Вестник АН СССР» 1957, № 6, с. 25-32.
  • [biblioteka.org.ua/book.php?id=1121020116&p=15 Остерман Лев. Течению наперекор]
: неверное или отсутствующее изображение Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить иллюстрации.К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)
  • Викифицировать статью.
  • Добавить иллюстрации.К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector