В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером
Содержание:
- Строительство
- Проект 23560 Лидер (Россия)
- Литература и источники информации
- Корабли проекта 956 «Сарыч»
- Описание конструкции
- Самый быстрый в мире
- Варианты исходного проекта
- Послевоенное время[править | править код]
- Модернизации и переоборудования
- Примечания
- Литература[править | править код]
- Литература и источники информации
- Описание конструкции
- Развитие эсминцев в начале ХХ века[править | править код]
- Общие сведения
- История создания
- Примечания
Строительство
В начале лета 1975 года было начато строительство первой модели проекта 956 – эсминца «Современный». Согласно изначальному плану, в перспективе должно было быть построено до 50 таких суден. В 1988 году это количество уменьшили до 20 единиц. Но и этого показателя СССР не смог достичь – ВМФ получил лишь 17 экземпляров корабля. Каждый эсминец проекта 956 строился в среднем четыре года.
Чтобы увеличить объем выпуска, была предпринята попытка наладить строительство эсминцев на Николаевском заводе им. 61 Коммунара. Однако в 1986 году от такой идеи отказались, а два заложенных корпуса корабля законсервировали. К моменту распада СССР было построено 14 эсминцев. Остальные три достраивались в РФ.
В постройке суден использовали секционный метод сборки корпуса. На момент строительства головного судна его стоимость составила порядка 90 млн рублей. Следующие два судна стоили примерно также (последним дорогим кораблем был эсминец «Отличный»), а дальнейшие корабли подешевели на 20 млн. Причиной этого стала освоенность технологии и налаживание производственного процесса.
Изначально боевой корабль создавался сугубо под нужды советского флота. Никто не собирался продавать новейшее судно за рубеж. Тем не менее после распада Советского союза отсутствие финансирования привело к поиску сторонних заказчиков. Тем более что к началу «нулевых» вооружение «Сарычей» начало устаревать.
Проект 23560 Лидер (Россия)
макет эсминца Лидер
Проект эскадренного миноносца (или, скорее, крейсера) с ядерной силовой установкой для ВМФ России. В апреле 2020 года было объявлено, что работы над проектом перспективного эсминца для российского флота будут завершены, однако уже в июне глава ОАК объявил о продолжении проектных работ.Эсминец будет иметь длину 230 метров, его полное водоизмещение составит 19000 тонн. Он будет вооружен 64 ячейками для ракет типа Калибр-НК, Оникс и Циркон. Кроме этого на корабле будет установлен морской вариант ракетного комплекса ПВО С-500 на 56 ячеек, ракетный комплекс Редут-М на 16 ячеек, установлена система ПВО Панцирь-М и противоторпедная система Пакет-НК.
Литература и источники информации
Литература
Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.
Павлов А. С. Эсминцы первого ранга. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. — 40 с.
Ссылки
- Страница «Википедии» об эсминце «Осмотрительный»
- Фотографии ЭМ «Осмотрительный» на navsource.narod.ru
- Статья А. Розина о деятельности советского ВМФ в Персидском заливе
- Рассказ Ю. Н. Романова о ракетных стрельбах с участием ЭМ «Боевой» и «Осмотрительный» в 1989 году
- История и характеристики эсминцев проекта 956 «Сарыч»
- Статья А. Шишкина с анализом проблем эксплуатации ГЭУ эсминцев проекта 956
- О современном состоянии эсминцев проекта 956 в блоге navy-korabel
Корабли проекта 956 «Сарыч»
Название корабля | Дата спуска на воду | Дата списания | Примечания |
«Современный» | 18.11.1978 | 30.09.1998 | |
«Отчаянный» | 29.03.1980 | 30.09.1998 | |
«Отличный» | 21.03.1981 | 30.09.1998 | |
«Осмотрительный» | 24.04.1982 | 30.09.1998 | |
«Безупречный» | 25.06.1983 | 20.07.2001 | |
«Боевой» | 4.08.1984 | в 2010 | |
«Стойкий» | 27.07.1985 | 30.09.1998 | |
«Окрылённый» | 31.05.1986 | 30.09.1998 | |
«Бурный» | 30.12.1986 | В ремонте | |
«Гремящий» | 30.05.1987 | 18.12.2006 | |
«Быстрый» | 28.11.1987 | В составе КТОФ | Корабль «Быстрый» самый старый из кораблей проекта, находящийся в строю |
«Расторопный» | 4.06.1988 | Списан | На утилизации |
«Безбоязненный» | 18.02.1989 | В резерве | |
«Гремящий» | 30.09.1989 | Списан | |
«Беспокойный» | 9.06.1990 | В резерве ДКБФ | |
«Настойчивый» | 19.01.1991 | В составе ДКБФ | Флагман Балтийского флота |
«Адмирал Ушаков» | 28.12.1991 | В составе КСФ | |
«Внушительный» | 17.10.1987 | Разделан на металл | |
«Ханчжоу»«Важный» | 27.05.1994 | Входит в состав ВМС Китая | |
«Фучжоу»«Вдумчивый» | 16.04.1999 | Входит в состав ВМС Китая | |
«Буйный» | — | Постройка прекращена | |
«Тайчжоу»
«Внушительный» |
27.04.2004 | Входит в состав ВМС Китая | |
«Нинбо»
«Вечный» |
23.06.2004 | Входит в состав ВМС Китая |
Описание конструкции
По конструкции «Современный» — классический ракетно-артиллерийский корабль с полубачным корпусом, посередине которого смонтирована надстройка с одной дымовой трубой и большей частью антенных постов. Артиллерийские башни и пусковые установки зенитных комплексов расположили в диаметральной плоскости корпуса линейно-возвышенно для обеспечения оптимальных секторов стрельбы, а мощные противокорабельные ракеты главного ударного комплекса разместили наклонно по бортам. Вертолётную площадку и ангар подняли на крышу надстройки в районе миделя эсминца, поскольку более традиционное размещение вертолёта на корме существенно ограничило бы сектор обстрела для кормовой башни универсального калибра. Ангар выполнили телескопически надвигаемым на вертолёт.
Одной из важнейших задач этих эсминцев при их проектировании в 1970-х годах считалась огневая поддержка десантов, поэтому они получили непревзойдённое среди боевых кораблей своего времени артиллерийское вооружение из четырёх универсальных 130-мм орудий в двух башнях. Благодаря автоматическому заряжанию каждый эсминец типа «Современный» по весу выстреливаемых в минуту снарядов превосходил даже тяжёлые крейсера времён Второй мировой войны, приближаясь по этому показателю к линкорам-дредноутам.
130-мм башня АК-130 и система управления огнём «Лев», вид сбоку
Помимо артиллерии, эсминцы получили также мощное ракетное вооружение из восьми сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». Из-за высокой скорости и малой высоты полёта эти ракеты вплоть до недавнего времени были практически неуязвимы для ПВО западных флотов. Недостатком же эсминцев проекта 956 принято считать невысокие возможности ПЛО относительно современников: сравнительно маломощная гидроакустическая станция, только торпеды и глубинные бомбы в качестве противолодочного оружия. Предполагалось, что в составе соединений флота эсминцы типа «Современный» будут действовать совместно с БПК, которые обеспечат полноценное ПЛО.
Неполная универсальность в значительной мере была обусловлена применением паротурбинной силовой установки на советских эсминцах, в то время как большинство советских и зарубежных боевых кораблей уже строились с более лёгкими и компактными газотурбинными двигателями (ГТД). Вместе с тем следует отметить, что паровые турбины вместо ГТД существенно уменьшили стоимость постройки и эксплуатации кораблей проекта 956, к тому же хорошо освоенные промышленностью и личным составом агрегаты КТУ обеспечили энергоустановке в целом более надёжную и безотказную работу при большей мощности .
Самый быстрый в мире
Закладка эсминца состоялась 19 июля (1 августа по н. ст.) 1910 года на Путиловском заводе. Незадолго до этого командующий Балтийским флотом вице-адмирал Николай Эссен обратился к государю с просьбой присвоить новому кораблю имя «Новик». Так назывался бронепалубный крейсер, который героически сражался с японцами в битве у Корсакова, но не сумел прорваться к Владивостоку и был затоплен экипажем. Тот крейсер получил имя в память об 11-пушечном парусно-винтовом корвете, ходившем в плавания в середине XIX века. Само же имя «Новик» означало новобранца, дворянского, боярского или казачьего сына, поступившего на военную службу; в том числе именно этим термином обозначали молодых людей, отправленных за границу для изучения морского дела.
4 (17 по н. ст.) апреля 1911 года корабль зачислили в списки флота, а через два месяца уже спустили на воду. На испытаниях выяснилось, что расчетную скорость в 36 узлов эсминец не развивает, и его, сняв вооружение, отправили в Германию, чтобы немецкие специалисты добились выполнения условий контракта. Эта модернизация заняла три месяца, после чего «Новик» легко преодолел заданную ему планку. Во время испытаний в 1913 году средняя скорость составила 36,82 узла, наибольшая – 37 узлов. Для того времени это был абсолютный мировой рекорд!
Вернувшийся домой корабль вооружили, установив на него четыре 102-миллиметровые полуавтоматические пушки (тоже одни из лучших для того времени), четыре пулемета «Максим» и четыре двухтрубных торпедных аппарата. Кроме того, «Новик» мог принимать на борт до 50 якорных мин. Все это делало его непревзойденным кораблем, равных которому другие флоты не имели. Неслучайно уже после начала Первой мировой войны немцы конфисковали подготовленные по русскому заказу турбины для серийных эсминцев типа «Новик» и достроили вокруг них восемь своих эсминцев. Они стали лучшими кораблями этого класса в немецком флоте, но в бою со своим прародителем два из них – V-99 и V-100 – в итоге потерпели поражение, хотя и сражались двое против одного.
Варианты исходного проекта
Эсминцы «Далянь» и «Хэфэй» изначально строились как корабли управления (тип 051Z) с рядом изменений в проекте. В частности, получили увеличенную надстройку, чтобы разместить оборудование и боевые посты для ZJK-1 и центра управления ПВО C3I. Кроме того, эсминцы в этом варианте получили трёхкоординатную обзорную РЛС дальнего обнаружения «Тип 381А».
Последние эсминцы серии, «Чжанцзянь» и «Чжухай», планировались к закладке в конце 1980-х годов. Новые эсминцы проекта 052 в Китае тоже разрабатывались, но нехватка опыта и недостаточно развитая на то время судостроительная база КНР сильно осложняли эту задачу, так что уже отработанную серию проекта 051 решили продолжить. Изначальная конструкция на тот момент уже была слишком очевидно устаревшей, поэтому для последних кораблей серии разработали существенно обновлённый проект 051S — в сотрудничестве с британскими инженерами и в расчёте на британское же вооружение и системы управления огнём. Однако реализовать этот проект не удалось, сотрудничество с западными специалистами было прервано и пришлось ограничиться лишь частичной модернизацией с опорой на собственные разработки. Этот проект, по которому в итоге строились «Чжанцзянь» и «Чжухай», получил обозначение 051G. В нём главное вооружение из шести устаревших ПКР HY-2 сменили восемь более новых ракет YJ-8, а также заменили универсальные 130-мм орудия и 37-мм зенитные автоматы образца 1950-х годов на более современные их аналоги в закрытых автоматизированных установках. Существенно был изменён также состав бортового радиоэлектронного оборудования, в частности — установлена новая обзорная РЛС, а также гидроакустические станции.
Послевоенное время[править | править код]
В конце 1940-х — начале 1950-х гг основываясь на опыте, полученном во время войны, был построен ряд эсминцев с традиционным вооружением. Они были значительно большими по размеру, чем корабли времён 2-ой мировой, вооружены полностью автоматизированным главным орудием, радаром, сонаром, а также оружием для борьбы с подводными лодками, таким как бомбомёты БМБ-1 в СССР и Squid на Западе. К этим проектам относятся советские эсминцы проектов 30 («Скорый») и 56 («Котлин»), английские проекта «Дэринг» (англ. Daring), американские проекта «Форест Шерман».
Некоторые устаревшие корабли были модернизированы для борьбы с подводными лодками и им был продлён срок эксплуатации, для того, чтобы избежать дорогостоящего строительства новых кораблей.
Модернизации и переоборудования
Модернизированный эсминец «Далянь»: видны контейнеры новых ПКР, а также ПУ ЗРК на месте кормового 37-мм автомата
В 1987 году головной эсминец «Цзинань» в экспериментальном порядке был перестроен по типу 051H. При этом было демонтировано артиллерийское вооружение в кормовой части, а взамен установлена вертолётная площадка и ангар на два вертолёта вместе с соответствующим оборудованием и авиационным боезапасом. Авиагруппу составили два лёгких вертолёта Z-9, строящиеся в Китае по французской лицензии.
В 1991 году «Сиань» и «Кайфэнь» прошли модернизацию с заменой кормового 37-мм автомата на ЗРК «Кроталь» французского производства, при этом было обновлено и частично заменено радиоэлектронное оборудование.
В 1999 году тот же «Кайфэнь» вновь модернизировали, на этот раз заменив главный комплекс из шести ПКР HY-2 в поворотных ПУ на шестнадцать крылатых ракет YJ-83 в фиксированных транспортно-пусковых контейнерах. Также на более современные модели были заменены и зенитные автоматы.
В ходе службы большинство эсминцев проекта 051 также прошли полные или частичные модернизации главного вооружения аналогично «Кайфэню».
Примечания
- Приведена полная дальность на 18 узлах; наибольшая дальность составляет 5340 миль.
- Встречаются неверные данные о численности экипажа ЭМ пр. 956 в 296 человек, в то время как реальная численность по штату мирного и военного времени превышала 300 матросов и офицеров. На головном «Современном» экипаж состоял из 343 человек, на остальных эсминцах серии это число было таким же или большим, в зависимости от модификаций штатного вооружения и оборудования.
- Распространено мнение, что котлы эсминцев проекта 956 чрезмерно требовательны к условиям эксплуатации. Однако котлы и этих и аналогичных типов в советском ВМФ эксплуатировались с начала 1970-х годов на крейсерах и БПК нескольких проектов без особых нареканий, существенных проблем до 1991 года не было и на эсминцах проекта 956, что подтверждается их длительными боевыми службами в отрыве от ремонтной базы. Основная причина вывода паротурбинных эсминцев из строя флота после 1991 года — ухудшение общей ситуации с поддержанием в строю корабельного состава, а также прекращение производства водогрейных трубок для котлов. Выработавшие свой ресурс трубки после исчерпания складских запасов стало не на что менять, и ради поддержания в строю небольшой части кораблей начали снимать сохранившиеся трубки с остальных. Ставшие таким источником запчастей эсминцы, как правило, обратно в строй уже не вводились.
- Мишень, имитирующая КР «Москит», в США была впервые успешно перехвачена экспериментальной противоракетой только в 2014 году — спустя более 30 лет после принятия «Москита» на вооружение ВМФ СССР.
- В феврале 1988 года на некоторое затихание боевых действий в Персидском заливе отреагировали даже страховые компании, понизив для идущих в залив судов страховой взнос за риск.
- В. А. Нечипуренко на «Осмотрительном» лишь исполнял обязанности командира, не будучи утверждён в этой должности.
Литература[править | править код]
- Энциклопедия военной техники. Эсминцы и эскортные корабли: Свыше 300 эсминцев, канонерских лодок и эскортных кораблей всего мира. ISBN 5-17-005060-7.
- Теодор Роско, В схватке с «волчьими стаями». Эсминцы США: война в Атлантике. ISBN 5-17-025375-3, 5‒9660‒0334‒3.
- Теодор Роско, Сильнее «божественного ветра». Эсминцы США: война на Тихом океане. ISBN 5-17-026036-9, 5‒9578‒1335‒4.
- С. В. Патянин, Эсминцы ВМС Великобритании. Справочник. Часть 1. ISBN 5-8172-0088-0.
- Ю. В. Апальков, П. П. Васильев, Боевые корабли японского флота. Эсминцы и миноносцы. 10.1918 — 8.1945 гг. Часть I. Справочник. ISBN 5-8172-0046-5. Часть 2: ISBN 5-8172-0051-1.
- Патянин С. В. Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии 1879‒1945 гг.
- Грановский Е., Морозов М., Дашьян А. Германские эсминцы в бою в 2-х частях. Действия эскадренных миноносцев ВМФ Германии в 1939—1945 г.г.
- Г. И. Хорьков, Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне.
Литература и источники информации
Литература
Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.
Павлов А. С. Эсминцы первого ранга. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. — 40 с.
Романов Ю. Н. Боевые мили. Хроника жизни эскадренного миноносца «Боевой». — Уфа: ХАН, 2007. — 330 с. — ISBN 978-5-87308-235-3
Ссылки
Фотографии ЭМ «Стойкий» на navsource.narod.ru
Страница «Википедии» об эсминце «Стойкий»
Статья А. Розина о деятельности советского ВМФ в Персидском заливе
Группа ветеранов эсминца «Стойкий» в социальной сети
История и характеристики эсминцев проекта 956 «Сарыч»
Об истории и современном состоянии эсминцев проекта 956 в блоге navy-korabel
Описание конструкции
Корпус
Схема эсминца HMS Ardent.
Сравнительные характеристики корпусов эсминцев типов W, А, HMS Amazon и лидера HMS Codrington | |||||
---|---|---|---|---|---|
Характеристика | Эсминцы типа W | HMS Amazon | Эсминцы типа А | HMCS Skeena иHMCS Saguenay | HMS Codrington |
Водоизмещение стандартное (т) | 1090-1140 | 1352 | 1370-1380 | 1358 | 1560 |
Водоизмещение полное (т) | 1490-1550 | 1812 | 1807-1819 | 1834 | 2044 |
Длина (м) | 91,44 | 95,06 | 95,09 | 94,19 | 105 |
Ширина (м) | 9,22 | 9,61 | 9,84 | 9,84 | 10,29 |
Полная осадка (м) | 2,92 | 3,44 | 3,73 | 3,73 | 5,8 |
Энергетическая установка и ходовые качества
Паровая турбина Parsons
Схема паровой турбины Parsons.
ГЭУ эсминцев типа A по сравнению с HMS Amazon — проще и надежнее — так как отказались от самостоятельных турбин крейсерского хода, вместо которых в корпусе турбин высокого давления предусмотрели ступени аналогичного назначения. В результате, снизилась экономичность и общая мощность ГЭУ, но британцы выиграли в эксплуатационной надежности, а цена эсминца за счет более простой машины снизилась на 15-20%. Размещение ГЭУ — линейное, две паровые турбины Parsons размещались в общем машинном отделении, а три котла с пароперегрева́телем — в изолированных отсеках. Каждая из турбин вращала свой вал гребного винта.
На пяти эсминцах были установлены «Адмиралтейские» паровые котлы, которые имели рабочее давление пара в 21 кгс/см2 при температуре в 316°C, а на двух (HMS Anthony и HMS Ardent) — паровые котлы Yarrow, которые отличались от «Адмиралтейских» меньшим (на 2 кгс/см2) рабочим давлением пара при той же температуре. На HMS Acheron в качестве эксперимента установили более экономичные паровые котлы Thornycroft, которые имели рабочее давление пара в 35 кгс/см2 при температуре 399°C и меньший удельный расход топлива 0,27 кг/л.с.•ч (против 0,36 кг/л.с.•ч у «Адмиралтейских»). Несмотря на то, что ВМС других крупных держав начали использовать котлы с более высоким давлением и температурой, эксперимент сочли неудачным из-за сложности в обслуживании и ненадежности конструкции и вплоть до 1942 года на британские корабли продолжали установку проверенных временем «Адмиралтейских» паровых котлов с более низкой температурой и давлением. Кроме того на протяжении всей службы ГЭУ HMS Acheron страдала от механических проблем.
Турбины развивали полную мощность в 34 000 л.с., которая позволила превысить более чем на 2 узла проектную скорость в 33 узла. Полная заправка топлива в 394-396 тонн обеспечивала эсминцам возможность действовать на дальности до 4800 морских миль при ходе в 15 узлов.
Эсминцы для Канады отличались от построенных для Великобритании. И хотя на них было дополнительно 51 тонна топлива, ГЭУ имела на 2000 л.с. меньшую мощность, а их паровые котлы не были оборудованы пароперегрева́телями, они имели такую же дальность плавания и скорость хода.
Сравнительные характеристики ГЭУ и ходовых качеств эсминцев типов W, А, HMS Amazon и лидера HMS Codrington | |||||
---|---|---|---|---|---|
Характеристика | Эсминцы типа W | HMS Amazon | Эсминцы типа А | HMCS Skeena иHMCS Saguenay | HMS Codrington |
Мощность ГЭУ (л.с.) | 27000 | 41446 | 34000 | 32000 | 39000 |
Скорость (узл) | 34 | 37,86 | 35 | 31 | 37,74 |
Скорость при полной загрузке (узл) | 30 | 33 | 31 | 27 | 33 |
Запас топлива (т) | 370 | 433 | 394-396 | 445-447 | 427 |
Дальность плавания (миль, на 15 узлах) | 3210 | 3310 | 4800 | 5000 | 5000 |
Экипаж и обитаемость
В мирное время общая численность экипажей британских эсминцев типа А составляла 138 человек, а в военное время она увеличивалась до 162. На канадских эсминцах служил 181 моряк, а на лидере HMS Codrington — 185. Общее расположение жилых помещений значительно улучшили по сравнению с предшествующими типами, а также приспособили к плаванию в тропиках.
Сравнение численности экипажей эсминцев типов W, А,HMS Amazon и лидера HMS Codrington | |||||
---|---|---|---|---|---|
Эсминцы типа W | Эсминец HMS Amazon | Эсминцы типа А | HMCS Skeena и HMCS Saguenay | HMS Codrington | |
Экипаж (человек) | 127 | 145 | 138 | 181 | 185 |
Развитие эсминцев в начале ХХ века[править | править код]
На рубеже XIX—XX веков в конструкции эсминцев появляются паровые турбины. Первым эсминцем с паровой турбиной стал английский «Вайпер» (англ. HMS Viper), построенный в г. На испытаниях он достиг скорости в 36 узлов. Хотя сам «Вайпер» вскоре разломился пополам и затонул во время шторма, английский флот заказал ещё несколько эсминцев с паровыми турбинами. К г они уже были широко распространены.
Американский эсминец «Перкинс» проекта «Полдинг» (1909 г).
В 1905 г Англия начала строить эсминцы, работающие не на угле, а на нефти (проект «Трайбл» (англ. Tribal)). Флоты других стран тоже со временем стали переходить на нефтяное топливо, например Соединённые Штаты в проекте «Полдинг» (англ. Paulding) в г, Россия в проекте «Новик» в 1910 г.
Между 1890 и 1914 гг эсминцы стали значительно больше: водоизмещение возросло с первоначальных 300 т до 1000 т. Так как конструкция эсминцев была направлена на то, чтобы поместить как можно более мощные двигатели в как можно более лёгкий корпус, корпуса эсминцев часто делали из очень тонкой стали (вплоть до 3 мм).
При вооружении эсминцев окончательно отказались от подводных неподвижных торпедных аппаратов и перешли к палубным многотрубным аппаратам на вращающемся основании. Для управления стрельбой стали использовать специальные oптические прицелы, закрепленные на вращающейся платформе аппарата. Более совершенным становится и главное ударное оружие эсминца — торпеда. Ее диаметр увеличился со 180 до 450 мм, а вес боевого заряда достиг 100 кг. Резко возросла дальность действия и скорость торпед.
На ранних эсминцах жизненное пространство для экипажа было очень ограниченным. На эсминцах класса «Хэвок» не было предусмотрено спальных мест для отдыха экипажа, даже офицеры спали в креслах в кают-компании. Дым и конденсат паров делали жизнь экипажа весьма некомфортабельной. Первым британским классом эсминцев, имеющим отдельные каюты для офицеров, стал «Ривер» в 1902 г.
Общие сведения
Головной корабль типа А — HMS Acasta.
Появившиеся в 1930-х годах эсминцы типа А были резко раскритикованы высшим флотскими командирами как слишком большие и слишком дорогостоящие.
Большие, слишком большие и дорогие. Небольшим выигрышем в скорости, которого можно достичь только в спокойном море, можно пренебречь, а предпочтение должно отдаваться мореходности. Мореходность это основа в прикрытии флота и защите конвоев — скорость превалирует лишь когда эсминец совершает торпедную атаку Адмирал H.F.Oliver, главнокомандующий Атлантическим флотом. |
Экономность британцев привела к тому, что по характеристикам их эсминцы уступали аналогам, которые строились в это время ведущими морскими державами:
-
Японские эсминцы типа Fubuki (проекта 1923 года) имели большее водоизмещение в 1750/2070 тонн и лучшее вооружение (три двухорудийные артустановки 127-мм орудия Type 3 и три трёхтрубных торпедных аппарата).
-
Немецкие эсминцы типов «1934» и «1934А», имели водоизмещение в 2232 и 2270 тонн соответственно, а их вооружение составляли пять 127-мм орудий SKC/34 и два четырёхтрубных торпедных аппарата.
-
Американские эсминцы типа Benson 1938 года по сравнению с эсминцы типа А имели водоизмещение на 200 тонн больше, они были вооружены были пятью 127-мм орудиями Mk.XII и двумя пятитрубными торпедными аппаратами.
С учетом полученных данных, по мнению Адмиралтейства, эсминцы со стандартным водоизмещением в 1350 тонн не могли противостоять большим зарубежным эсминцам. Поэтому в Великобритании в 1936 году перешли к выпуску гораздо более крупного типа Tribal и увеличили водоизмещение выпускавшихся «стандартных» эсминцев, серию которых открыл тип А. Так, в 1936-37 годах у эсминцев типов J, K и N водоизмещение составило 1650 тонн, количество орудий выросло до 6, кроме того были усилены многие тактические элементы.
Тем самым строительство эсминцев типа A было завершено, что не помешало им отличиться во Второй мировой войне. Из одиннадцати кораблей четыре героически погибли:
- HMS Acasta (Н09) и HMS Ardent (Н41) — в известном Бою в Норвежском море 8 июня 1940 года;
- HMS Acheron (Н45) подорвался на мине и затонул 17 декабря 1940 года;
- HMS Achates (Н12) был уничтожен 31 декабря 1942 года в «Новогоднем бою» немецким крейсером Admiral Hipper.
- HMS Codrington (D65) затонул в порту Дувра в результате налёта люфтваффе 27 июля 1940 года;
- HMS Arrow (Н42) получил критические повреждения 4 августа 1943 года при пожаре стоявшего рядом на рейде транспорта с боеприпасами SS Fort La Montee;
- HMCS Skeena (D59) разбился во время шторма 25 октября 1944 года.
HMS Active (Н14)HMS Antelope (Н36)HMS Anthony (H40)HMCS Saguenay (D79)
История создания
Тип Mahan продолжал программу обновления легких сил американского флота, начатую в 1932 году постройкой эсминцев типа Farragut. Финансирование строительства началось в 1934 году в рамках программы NIRA, средства на постройку последних двух кораблей серии были предусмотрены актом Винсона-Трэммела.
Проект нового эсминца был разработан компанией Gibbs & Cox и основывался на проекте Farragut. Поскольку Генеральный совет флота рассматривал эсминцы в первую очередь как носители торпедного оружия, новые корабли должны были представлять собой увеличенные «фаррагуты» с дополнительным четырехтрубным торпедным аппаратом, что доводило число торпедных труб до двенадцати. Необходимость размещения столь мощного вооружения создавала серьезные проблемы с компоновкой, потому в ходе обсуждения проекта выдвигались различные предложения по ослаблению артиллерии.
Одним из рассматривавшихся вариантов была замена универсальной артиллерии на орудия, предназначенные только для борьбы с надводными кораблями. Считалось, что для горизонтальных бомбардировщиков быстроходные эсминцы и без того являются неудобными целями, а для защиты от пикирующих бомбардировщиков предпочтение отдавалось зенитным пулеметам. Альтернативный вариант предполагал отказ от пятого 127-мм орудия, но флот на него не согласился: согласно взглядам ВМС США, американские эсминцы должны были быть способны эффективно действовать против эсминцев противника, для чего желательно было иметь более мощную артиллерию.
В конечном счете, в проекте удалось совместить и пять универсальных орудий, и три четырёхтрубных торпедных аппарата, хотя это потребовало перекомпоновки артиллерийского вооружения по сравнению с Farragut. При этом удалось избежать большого роста водоизмещения, поэтому эскадренные миноносцы типа Mahan относили к подклассу так называемых 1500-тонных эсминцев, первыми представителями которого стали эсминцы типа Farragut, а последними – эсминцы типа Benham, строительство которых завершилось в 1939 году.
Примечания
- Приведена полная дальность на 18 узлах; наибольшая дальность составляет 5340 миль.
- Встречаются неверные данные о численности экипажа ЭМ пр. 956 в 296 человек, в то время как реальная численность на всех кораблях проекта — более 300. На «Боевом», по данным его командира Ю. Н. Романова, экипаж во время службы составлял 364 человека; построенный следующим «Стойкий» имел ту же штатную численность экипажа, которая могла быть ещё увеличена за счёт группы ОСНАЗ, занимавшейся радиоразведкой.
- Мишень, имитирующая КР «Москит», в США была впервые успешно перехвачена экспериментальной противоракетой только в 2014 году — спустя более 30 лет после принятия «Москита» на вооружение ВМФ СССР.
- Распространено мнение, что КТУ эсминцев проекта 956 чрезмерно требовательна к условиям эксплуатации: якобы, поэтому в строю сейчас сохранилось намного больше газотурбинных БПК проекта 1155, чем котлотурбинных эсминцев проекта 956 при одинаковом возрасте кораблей. Однако котлы и этого типа в советском ВМФ эксплуатировались с начала 1970-х годов на крейсерах и БПК нескольких проектов без особых нареканий, существенных проблем до 1992 года не было и на эсминцах проекта 956, что подтверждается их многомесячными боевыми службами и большой наплаванностью. Основная причина их вывода из строя с 1992 года — обвальное сокращение оборонных расходов, что привело, кроме прочего, к прекращению производства водогрейных трубок для котлов. Таким образом, выработавшие свой ресурс трубки стало нечем менять, и ради поддержания в строю небольшой части кораблей стали снимать сохранившиеся трубки с остальных. Ставшие таким источником запчастей эсминцы, как правило, обратно в строй уже не вводились.
- КСИР (Корпус стражей исламской революции) — добровольческая военная организация, созданная в Иране после революции 1979 года.
- «Мэйдэй» (англ. Mayday) — один из общепринятых сигналов бедствия при голосовой передаче по радио, аналогично коду SOS при передаче азбукой Морзе.
- Встречаются упоминания о том, что за время боевой службы 1987 года «Стойкий» подвергался обстрелам и даже устранял боевые повреждения впоследствии (в частности, А. С. Павлов в «Эсминцах 1 ранга» пишет о 16-ти пробоинах в корпусе). М. Ю. Волк, который в звании капитана 3 ранга в то время командовал эсминцем, эти сведения не подтверждает: на самом деле «Стойкий» не подвергался обстрелам.
- При попытке пуска система управления выдавала сигнал «Неисправность», ракета «Москит» не запускалась. Во время поиска неисправности выявили, что отказ возник по причине заводского брака — один из проводов пусковой установки был припаян не на тот контакт. Ранее дефект себя никак не проявлял, но перед стрельбами 1988 года практическую ракету зарядили в ту трубу контейнера, из которой до того ни разу ещё не стреляли. В дальнейшем ошибку монтажа устранили и следующие стрельбы провели без нареканий.
- В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы корабля. Ввиду недолгой службы эсминца на нём успело смениться всего два командира.