В чем разница между талибом, шахидом и моджахедом. простое объяснение непонятных терминов

Роль женщин

Женщины также играли роль в афганских моджахедах, часто путешествуя с ними, чтобы готовить еду или стирать одежду, но также принимали участие в контрабанде оружия. Было много сочувствующих женщин, которые поощряли своих мужей, сыновей или других членов семьи мужского пола принять участие в войне против захватчиков. Однако женщины в Афганистане были разделены между двумя сторонами, многие из которых также поддерживали Демократическую республику, где они пользовались социальными привилегиями. Женщины-беженцы также сочиняли и читали ландаи (традиционные афганские стихи) о войне.

Зарегистрирована одна женщина-военачальник моджахедов, Биби Айеша (по прозвищу Кафтар , что означает «голубь»), которая действовала в провинции Баглан .

Терминология[править | править код]

Душман (афганский моджахед), пленённый советским десантом.

В европейских языках термин «моджахед» часто воспринимается как синоним понятия «исламский боевик», «террорист» (см. исламистский терроризм). Во многом это связано с тем, что моджахедами себя именовали многие вооружённые противники политики европейских государств, прибегавшие в том числе и к террору (например, душманы — афганские моджахеды). Аналогично понимаются и термины «джихад» и «шахид», ставшие широко известными на Западе именно в связи с войнами и терроризмом. Сами арабоговорящие обычно считают это некорректным и используют для террористов иные обозначения в отрицательном ключе.

Моджахедами обычно называют членов современных незаконных, но довольно хорошо организованных и вооружённых организаций, испытывающих влияние радикальной исламской идеологии. Близкий по смыслу термин в средневековых контекстах — гази (производное от газават).В начале XX века в Средней Азии действовали также басмачи.

Талиб

Вот если бы кто-то составлял сканворд, то слово «Талиб» он бы зашифровал так:

Действительно, талиб – это участник движения Талибан (запрещенной в России организации), т.е. исламистского движения, возникшего в Афганистане в 1994 году.

Талибы были настолько успешны, что в 1996 году им удалось взять верховную власть в стране и продержать ее до самого прихода армии США.
Именно с исламистами Талибана и воевали американцы.

Распространение талибана летом 2020 года. Инфографика RIAFAN.RU

Вообще же, исламистских движений, кроме Талибана, насчитываются десятки по всему миру. Вот только самые известные из них:

  • ХАМАС – в Палестине
  • ИГИЛ – в Ираке и Сирии
  • Братья-мусульмане в Египте
  • Аль-Каида – во всем мире
  • Хезболла – в Ливане
  • Национальный конгресс в Судане
  • Партия исламского возрождения в Таджикистане
  • И многие другие

Да, большинство указанных выше организация запрещены в России и по всему миру (например, Аль-Каида долго время считалась террористической организацией №1).

Но вместе с тем хочется отметить, что исламизм и терроризм – это, все-таки, не синонимы. Да, часто исламисты прибегают к терроризму, но это не является их обязательным качеством.

[править] Биография

Без пыток жизнь была бы не жизнь – признания командира «Торнадо»

Моджахед в клетке читал рэп и угрожал прокурору Аллахом

Родился 1 ноября 1995 года в Бресте. Отец — бывший военный, мать — бухгалтер. По словам Ляшука, его отец является потомственным чеченцем, мать — украинкой.

Известно, что Даниил Ляшук учился в Высоковском государственном сельскохозяйственном профессионально-техническом колледже. В армии Белоруссии не служил.

В 2011 году вступил в фанатскую группировку («фирму») «No Comments», объединяющую фанатов брестского футбольного клуба «Динамо». Принимал участие в драках «No Comments» с фанатами из других «фирм». В 2012 году начал писать рэп под псевдонимом «Deni Mad», записал несколько клипов. В ряде своих песен пропагандировал расистские идеи. Впрочем, это не помешало ему записать несколько треков совместно с антифашистами.

В 2013 году приехал в Севастополь. После присоединения Крыма к России Ляшук уехал из Севастополя в Брест. Позднее в том же году приехал в Санкт-Петербург. Работал охранником в ночном клубе. В октябре 2014 года уехал из Петербурга, прибыл на территорию Украины, там вступил в добровольческий батальон «Торнадо».

По некоторым данным, Ляшук может быть причастен к нескольким ограблениям, совершенным в Петербурге незадолго до его отъезда.

В конце 2014 году прибыл на Украину, вступил в батальон «Торнадо», организованный Русланом Онищенко. В батальоне Ляшук использовал позывной «Моджахед». 19 января 2015 года в ходе боев в районе станицы Луганская получил ранение.

18 июня 2015 года министром внутренних дел Украины Арсеном Аваковым батальон «Торнадо» был расформирован. Ряд бывших бойцов, включая комбата «Торнадо» Руслана Онищенко, были арестованы. Даниилу Ляшуку удалось скрыться. Он был объявлен в розыск. 9 сентября 2015 года Ляшук был арестован в гостинице на Обуховской трассе под Киевом. При задержании у него было изъято удостоверение, выданное на имя «Аль-Такбир Даниял Александрович».

Ему были предъявлены обвинения, предусмотренные частью 1 статьи 255 («Создание преступной организации с целью совершения тяжкого или особо тяжкого преступления или участие в ней, или участие в преступлениях, совершаемых такой организацией»), частью 5 статьи 27 («Пособничество в совершении преступления или его сокрытие»), частью 2 статьи 365 («Превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровождалось насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями»), частью 3 статьи 146 («Незаконное лишение свободы или похищение человека, совершенные в составе организованной группы, или повлекшие тяжкие последствия») и частью 2 статьи 127 УК Украины («Пытки, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или должностным лицом с использованием своего служебного положения»). По данным следствия, в период между 13 марта и 2 апреля 2015 года Ляшук принимал участие в похищении и пытках 10 человек.

Комментируя задержание Ляшука, главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос назвал его «самым опасным и жестоким бойцом батальона Торнадо» и заявил, что Ляшук собирался присоединиться к ИГИЛ.

По состоянию на август 2016 года Ляшук находился в Лукьяновском СИЗО.

В апреле 2017 года Оболонский районный суд города Киева приговорил Даниила Ляшука к 10 годам лишения свободы.

Взгляды

Еще в юности не пил, не курил, занимался спортом.

Симпатизировал неонацистским идеям. На теле Ляшука есть множество неонацистских татуировок. По словам одного из его сослуживцев по батальону «Торнадо», «у него там и черепа, и свастика, и Бог знает что». Также у него наколота свастика и девиз войск СС «моя честь называется верность». Затем в какой-то момент Ляшук заявил, что «язычество — единственная истинная вера». После этого он набил на теле скандинавские узоры, дубовые листья и валькнут (треугольник Одина). Примерно в 2014 году из язычника стал исламистом.

Один из бывших сослуживцев Ляшука сомневается, что он действительно разделял идеи ИГИЛ, поскольку, скорее всего, не знал их. Другой боец «Торнадо» заявил, что у Ляшука каша в голове. Оба сошлись на том, что исламизм Ляшука был всего лишь образом.

Кто такие моджахеды?

Это нерегулярные вооруженные формирования, целью которых является борьба за веру. Они имеют радикальную направленность. То есть для решения своих задач они применяют холодное и огнестрельное оружие. С начала своего существования, а они сформировались в конце 70-х годов, моджахеды считались повстанцами, которые воюют против вторжения врагов-иноверцев на территорию их стран. Самой многочисленной группой является афганская.

Собираются формирования из местных мужчин, которые не задействованы в регулярной армии. Естественно, армия моджахедов требует постоянного и немалого финансирования, поэтому они часто заинтересованы в переделе власти и сфер влияния. Кроме афганских существуют еще сирийские и чеченские формирования.

Что такое джихад?

На самом деле, все немного сложнее. Ислам – очень сложная и многогранная религия, которая имеет множество течений и школ. В Коране джихад – это одно из основных понятий, которое означает не столько войну против носителей другой религии, сколько проявление усердия в защите ислама и утверждения его в мире. Джихад не следует отождествлять с агрессией и насилием.

Любое распространение (мирное) идей ислама среди людей – это также джихад, а человек, который совершает его – моджахед. Согласно Корану, каждый правоверный мусульманин не должен жалеть сил и материальных средств на подобные цели.

Если говорить еще шире, то джихад – это постоянная борьба, которую каждый мусульманин должен вести против собственных страстей и пороков. Или, если хотите, против дьявола, который ежесекундно искушает человека. Любой правильный и благородный поступок – это тоже своего рода джихад. Если вы увидели, что у человека из кармана выпали сто долларов и вернули ему их, то, значит, вы преодолели искушение и победили.

Кстати, если проанализировать все значения слова джихад в Коране, то становится понятно, что оно в подавляющем большинстве случаев не несет призывов к насилию. Часть из них подразумевают борьбу за Бога (веру) в духовном смысле, чаще всего джихад – это защита своей земли или имущества, и только несколько раз это понятие связано с борьбой против представителей других религий.

Хозяева своему слову

Период с 1918 по 1922 годы был временем наивысшего расцвета басмаческого движения. Начавшееся в Ферганской долине, оно быстро охватило весь северный Туркестан и начало распространяться дальше, на запад, в сторону Бухары. Именно в это время в лидеры басмачей выбились Ибрагим-бек, Мадамин-бек, Иргаш, Курширмат, Махкам-ходжа, Муэтдин-бек, Джунаид-хан и другие. Было время, когда общее число басмачей в Туркестане и его окрестностях достигало 150 тысяч человек, а под их контролем находились обширные территории. В частности, в 1921 году Ибрагим-беку удалось взять Душанбе – во многом благодаря тому, что он на какое-то время заключил союз с представителями Бухарской народной советской республики.

Подобная тактика отличала многих лидеров басмаческого движения. В те или иные моменты, когда им было выгодно, они пользовались готовностью советской власти амнистировать тех, кто готов был сложить оружие или с винтовкой в руках перейти ей на службу. Договоры с «неверными» басмачи, как правило, рассматривали как ничтожные и легко отказывались от них, как только возникала возможность вернуться к прежнему образу жизни.

Впрочем, такая практика имела и обратную сторону. С течением времени все большее число рядовых басмачей после сдачи в руки советской власти действительно отказывалось от вооруженной борьбы и участия в грабежах. С каждым разом уводить за собой людей басмаческим лидерам удавалось все с большим трудом. Более того, отказываться от участия в «борьбе с неверными» начали и крупные фигуры — такие, например, как Мадамин-бек. В 1919 году он контролировал фактически всю Ферганскую долину, а уже в марте 1920-го заключил мирный договор с советской властью. Бывшие сподвижники не простили ему этого: при попытке склонить их к отказу от басмачества Мадамин-бек был убит вместе с немногочисленным отрядом сопровождения.

Моджахед

А вот с моджахедами в том же самом Афганистане более 9 лет воевал СССР. В нашем списке это слово, пожалуй, имеет самое большое количество синонимов:

  • Моджахед
  • Джихаддист
  • Муджахедин
  • Душман
  • Басмач и т.д.

Все эти слова обозначают примерно одно и то же, просто с разными оттенками: Мусульманин, участвующий в священной войне за Ислам.

Такая религиозная война у мусульман называется «Джихад» (отсюда и слово «джихаддист»).

Чтобы было понятнее, можно сказать, что христианские Крестовые походы – это примерно то же самое, что и джихад. Соответственно, моджахед – это «крестоносец». Конечно, очень грубое сравнение, но некая аналогия прослеживается.

Вообще, моджахеду не обязательно участвовать в войне при помощи автомата или танка.

Моджахедом может быть женщина, которая рожает воинов для Джихада. Мулла, который читает молитвы. Крестьянин, который кормит солдат. Учитель, врач, рабочий – кто угодно, кто помогает войне.

Есть даже такой вид моджахедов, как «секс-джихаддистки» (Джиха́д ан-ника́х). Это девушки, которые едут на войну, чтобы сексуально удовлетворять моджахедов. Это я сейчас не шучу, такое явление действительно присутствовало (в том же ИГИЛе).

Таких моджахедок называют «невестами джихада». Многие религиозные деятели критикуют подобное поведение, однако у самих боевиков есть формальное оправдание: они называют его «жена на день». То есть это, с их точки зрения, не блуд, а самые настоящие священные узы (просто не на всю жизнь, а на несколько часов).

Карикатура на Невест джихада

[править] Источники

  1. ↑ Бывшая девушка брестского «Моджахеда» рассказала о нём «Вечёрке»
  2. «ИГИЛ несет свет и радость»
  3. ↑ История добровольца из Беларуси: «Мне было больно, когда Крым „оторвали“ от Украины»
  4. ↑ Как неонацист из Бреста объявил джихад России и отправился воевать в Украину
  5. ↑ Футбольний фанат, репер, боєць-доброволець, ісламіст — чотири життя «торнадівця» «Моджахеда»
  6. ↑ Украинского моджахеда ждут в Петербурге
  7. Матиос: Под Киевом задержан боец роты «Торнадо» Моджахед, подозреваемый в пытках и изнасиловании
  8. Фотография удостоверения, выложенная в фейсбуке Матиоса
  9. Військова прокуратура повідомила про затримання «найнебезпечнішого» бійця роти «Торнадо»
  10. «Нравится прокуроров обижать? Тогда получай!», — в суді побили бійців «Торнадо»
  11. «Я выйду и буду насиловать твой труп…» Садисты из украинского добровольческого батальона «Торнадо» снискали снисхождение украинской Фемиды

Идеология и стратегия aфганских душманов (моджахедов)

  • Главной линией и основой политической платформы в пропаганде идеологии душманов была декларация основного принципа: «Долг каждого афганца — защищать от неверных свою Родину — Афганистан и свою веру — священный ислам».
  • Объединение под знаменем священного ислама всех правоверных мусульман: «…Во имя Аллаха, долгом каждого благоверного мусульманина является священная война — Джихад, для этого ему надлежит идти и убивать неверных, только тогда его душа сможет войти во врата рая».
  • Духовные и политические лидеры душманов уделяли особое значение ведению политической пропаганды и агитации в рядах вооружённых отрядов и среди местного населения. Политическими партиями моджахедов и зарубежными спонсорами на эти цели тратились значительные средства.
  • В пропагандистской борьбе за поддержку местного населения душманами была одержана безоговорочная победа.
  • Моджахеды в рамках решения ближайших боевых задач действовали в составе различных по масштабу групп: небольших мобильных отрядов, значительных по численности группировок и крупных формирований.
  • Иногда различные по численности, боеспособности, оснащённости и степени организации вооружённые формирования, помимо главной цели — изгнания «шурави» и свержения действующей власти, преследовали свои частные и финансовые интересы.
  • Часто внутренние противоречия между политическими партиями, их лидерами и главарями (полевыми командирами), связанные с разделом сфер влияния и преимуществом в распределении зарубежной спонсорской помощи, приводили к вооружённым столкновениям между самими душманами.
  • Однако, несмотря на различные противоречия, связанные общей целью моджахеды были способны оперативно мобилизовать значительные силы и средства, организуя единое взаимодействие формирований для ведения масштабных боевых действий на широком фронте, как единое военизированное объединение.
  • Каждый год численность членов вооруженных формирований душманов, начиная с конца 1979 года — момента ввода ОКСВА, росла в геометрической прогрессии. К моменту вывода ОКСВА в 1989 году она превышала 250 тысяч человек.
  • На всем протяжении войны 1979—1989 годов в правительственных кругах, в рядах командования армии, МГБ, МВД ДРА, среди местного населения моджахеды имели широко разветвлённую и хорошо организованную разведывательную сеть.
  • Отряды душманов создавались по географическому, партийному, национальному, конфессиональному, родо-племенному признакам, их действия координировались и управлялись авторитетным командованием местных полевых командиров и местных лидеров, что позволяло действовать слаженно и результативно.
  • Целью ведения вооружённой борьбы моджахедов с ОКСВА, государственной властью и вооружёнными силами ДРА являлся вывод советских войск и свержение просоветского правительственного режима в Афганистане .


Моджахеды (душманы) переходят афгано-пакистанскую границу, 1985 год.

Шахид

Это слово чаще всего употребляется в значении «пояс шахида», вследствие чего возникает ошибочное мнение, что шахид – это просто террорист.

На самом же деле, шахид – это мусульманин, который жертвует собой ради веры, родины, чести или семьи. То есть на наш манер шахидом можно назвать даже Пушкина, т.к. он погиб за честь, или Зою Космдемьянскую, т.к. она погибла за родину.

Вообще, в христианской понимании, шахид – это «мученик». Весь контекст испортили именно исламские террористы, которые приравняли себя к мученикам. Хотя многие священнослужители не считают террористов-смертников – шахидами. Истинное значение этого слова более положительное.

История джихада

История малого джихада насчитывает уже более XIV столетий. Первый джихад объявил еще пророк Мухаммед, когда совершал походы на другие племена и города Аравийского полуострова (начало VII века).

Мусульмане неоднократно объявляли джихад против своих противников. Например, афганские моджахеды объявили войну англичанам во время Первой англо-афганской войны в середине XIX века. В конце XX столетия джихад был объявлен советским войскам, вторгшимся в Афганистан.

Несколько слов следует сказать о значении слова «моджахед». Его также можно трактовать по-разному. В широком смысле моджахед – это человек, чьи усилия или борьба подходит под одно из определений джихада. Моджахед должен вести свою борьбу ради славы Аллаха, а не для денег, честолюбия или мести. Это определение подходит не только воину, но и священнику или учителю, которые несут знания или слово Бога людям. Даже мать, правильно воспитывающая своего ребенка, — это тоже моджахед. Однако не слишком корректно так называть террористов в Сирии или Афганистане, которые режут безоружным заложникам головы или заживо сжигают людей.

Во время Первой мировой войны джихад России и остальным странам Антанты объявила Турция. Впрочем, этот призыв не слишком подействовал на мусульман, которые массово участвовали в восстаниях против Османской империи.

Во время следующей мировой войны джихад нацистской Германии объявили мусульмане СССР.

Джихад был объявлен СССР после вторжения в Афганистан. Первый джихад современной России был объявлен после начала войны в Чечне. Последний раз он был объявлен в конце прошлого года террористической группировкой ИГИЛ, после начала российских бомбардировок Сирии.

Оборудование

Различное вооружение моджахедов захвачено Советской армией

Большинство оружия моджахедов было советского образца; в основном это те, которые были поставлены их спонсорами, и меньшее количество, захваченное у советских или афганских военных. В 1981 году стало известно, что сопротивление использовало безоткатные ружья (китайские 83 мм, Blo, 70 мм). Также использовались советские 82-мм минометы , британские минометы и китайские минометы Type 63 . Двухствольные Type 58 китайской постройки были замечены в меньшем количестве. Винтовки Ли-Энфилда , АКМ египетского производства и СКС китайского производства также использовались ими.

Начиная с 1985 года, они стали получать тяжелое оборудование, такое как базуки и крупнокалиберные пулеметы, а также лучшее снаряжение для холодных зим, такое как снегоступы и лыжные палатки. Собранные средства или помощь со стороны США, Китая и Саудовской Аравии способствовали укреплению движения моджахедов к 1987 году.

Переносная ракета класса «земля -воздух» » Стингер » была впервые использована моджахедами в сентябре 1986 года и, по мнению некоторых, стала поворотным моментом в войне. Некоторые военные аналитики считали, что это «изменит правила игры», и для его описания был придуман термин «эффект Стингера». Однако эти статистические данные основаны на самоотчетах моджахедов, надежность которых неизвестна. Однако один российский генерал заявил, что Соединенные Штаты «сильно преувеличили» потери советской и афганской авиации во время войны.

Воины Кокандской автономии

Началом басмаческого движения можно считать восстания, прокатившиеся по Средней Азии в 1916 году. Поводом стал царский указ о призыве «инородцев», как называли жителей среднеазиатских регионов империи, на тыловые работы. До этого они вообще не подлежали призыву, но нехватка людей в армии заставила царское правительство пересмотреть эту практику. Привыкшие к тому, что солдатчина им не грозит ни в каком виде, жители Средней Азии усмотрели в новом порядке покушение на их традиционные свободы и права и взялись за ружья.

Эти отряды стали одной из главных вооруженных сил, поддержавших установление в конце 1917 года так называемой Кокандской автономии. Одним из ее первых внешнеполитических шагов стало провозглашение независимости Туркестана. Со стороны советской власти было большой ошибкой допустить подобное развитие событий: идея национальной независимости привлекла на сторону Кокандской автономии многих жителей Средней Азии. Когда 22 февраля 1918 года автономия была ликвидирована, разгромленные отряды ее сторонников начали действовать самостоятельно, опираясь на поддержку местного населения.

Именно эти банды и можно считать первыми басмаческими формированиями. Убеждая дехкан в том, что именно эти отряды будут отстаивать их независимость и свободу, басмачи быстро переключились с идеи свободного Туркестана на идею свободного мусульманского Туркестана. Увы, доказательством их заявлениям служили в первую очередь неверные шаги новой советской власти. Ее представители, особенно присланные из европейской части России, категорически настаивали на том, что в новых органах самоуправления не должно быть представителей мусульманского духовенства, а хорошо бы и мусульман вообще.

Такие действия не могли не привести к всплеску вооруженного сопротивления новой власти. На этой волне и поднялись лидеры басмаческого движения, охота за которыми позднее стала одной из важнейших задач органов государственной безопасности Средней Азии и соединений Красной армии. Успешно решить ее удалось лишь после того, как советские руководители среднеазиатских республик начали пересматривать прежние подходы к управлению регионом, на что ушло почти четыре года.

Виды джихада

Это понятие одно из самых сложных и многогранных в исламе.

Существует несколько видов джихада. Самым важным из них является так называемый джихад сердца. Он означает борьбу человека со своими пороками или нафсом (животной составляющей). Считается, что, не победив в этой борьбе, человек не может стать ближе к Богу и проповедовать идеи ислама другим людям. Этот вид джихада можно назвать «базовым».

Следующим уровнем этого понятия является джихад языка. Он означает, что верующий может нести идеалы ислама другим людям, призывая их жить согласно мусульманским правилам. Однако чтобы проповедовать, верующий сам должен побороть страсти и пороки, то есть пройти джихад сердца.

Еще более высоким уровнем данного понятия является джихад руки. Он означает, что человек с еще более высоким развитием может пресекать чьи-то неправильные действия. Например, карать преступников. То есть человек не просто проповедует (джихад языка), а активно действует.

Самым последним уровнем является джихад меча. К нему можно прибегать только в крайнем случае, если других способов решения вопроса уже не осталось. То есть, насилие разрешено использовать, если ни слово, ни действие не дает результатов.

Есть и еще одна классификация джихада, которая основывается на хадисах. В ней различается большой (духовная борьба) и малый джихад. К малому джихаду как раз относится вооруженная борьба, которую правоверные должны вести для защиты своей земли, близких, собственной жизни и, конечно же, защиты ценностей ислама (в самом широком понимании этого слова). Чаще всего, моджахед – это человек, который идет по пути малого джихада.

То есть, в теории все выглядит довольно мирно и весьма благопристойно, но на практике термин «джихад» чаще всего все-таки употребляется в отношении борьбы с неверными.

Не следует забывать и исторический контекст, в котором это понятие применялось. Пророк Мухаммед действительно делал упор на мирные стороны джихада, но после этого последовали столетия активной экспансии мусульман (отнюдь не мирной) и борьба с многочисленными врагами, которые угрожали исламскому миру. Здесь можно вспомнить и монгольское нашествие в Средние века, которое стало настоящим потрясением для мусульман, и Крестовые походы, предпринятые против Востока Европой. Именно в этот период призыв к джихаду стал одним из основных мобилизационных факторов для последователей пророка Мухаммеда.

Исламский фундаменталист (ИФ)

Ну, добьем до цифры 7 🙂

Фундаменталисты в общем смысле – это те, кто пропагандируют откат назад, возвращение к истокам. Соответственно, ИФ – это исламисты, которые призывают мусульман вернуться к основам Ислама и жить так, как жили первые мусульмане в Средние Века.

Наиболее радикальные ИФ выступают против прогресса, науки, образования, искусства (особенно художественного и музыкального). Хотя, есть фундаменталисты и менее строгие (например, они сейчас управляют Ираном).

****

Ну, что ж. Надеюсь я вас не запутал еще сильнее и теперь вы примерно понимаете, что означают все эти термины. Буду рад вашему лайку, если было интересно читать. Заранее спасибо и до связи!

Союзники и финансирование

Раненые афганские партизаны прибыли на базу ВВС США Нортон для лечения, 1986 год.

Моджахедов активно поддерживали Пакистан ( ISI ) и Соединенные Штаты ( CIA ), а также поддержку в основном со стороны Саудовской Аравии и Китая, тогда как более скрытую поддержку оказывали Великобритания, Египет и западногерманский BND . Фракция «Хезб-и Ислами Гулбуддин» получила львиную долю оружия от ISI и ЦРУ. Операция ЦРУ « Циклон» была названа «самой крупной и самой секретной операцией» за всю историю. Пакистан контролировал, какие повстанцы получали помощь: большую часть финансирования получили четыре «фундаменталистские» фракции. Большой объем финансирования также поступил от частных доноров и благотворительных организаций из арабских государств Персидского залива .

Как объявляется джихад и правила ведения войны в исламе

Естественно, что не каждый мусульманин может объявить джихад и пойти на войну. Такое решение принимается уважаемыми богословами, которые должны детально разобраться в ситуации и только потом высказать свою волю. Решение должно быть принято консенсусом.

В случае агрессии джихад объявляется по умолчанию, и участвовать в нем должен каждый мусульманин.

Кстати, в Коране даны четкие правила ведения боевых действий, они во многом противоречат тому, что сегодня террористы делают в Сирии и Афганистане. Исламское право, которое основано на Коране, излагает правила, обязательные для мусульман во время военного джихада.

В них запрещается убийство и наказание мирных граждан, особенно женщин, стариков, детей и священников. Также в этих правилах говориться о соблюдении соглашений и договоров с неприятелем и стремлении к скорейшему прекращению конфликтов.

Без инклюзива

Забихулла Муджахид 7 сентября также уточнил, что объявленный состав кабмина — временный. В следующем, постоянном правительстве талибы постараются представить все слои афганского общества. В нынешнем же посты достались лишь представителям талибов.

Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров говорил, что новое афганское правительство должно «отражать весь спектр афганского общества» — как талибов, так и различные этнические группировки, то есть не только пуштунов, но и хазарейцев, узбеков, таджиков. В этом смысле назвать новый кабинет министров инклюзивным нельзя, считают эксперты.

— Я видел в списке только двух представителей другого этноса, но они в любом случае члены движения «Талибан». Поэтому вряд ли можно говорить об инклюзивности, как о ней заявляет международное сообщество, — сказал «Известиям» директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар. — В список вошли в основном религиозные деятели. Много вопросов вызывает то, что в правительстве доминирует клан Хаккани: один из его представителей до сих пор находится в розыске. И этот вопрос встанет перед странами, когда они будут решать, признавать ли новую администрацию.

Среди членов кабмина выделяется Кари Фасихуддин, этнический таджик из северной провинции Бадахшан. Его назначили начальником штаба армии. По мнению афганского журналиста Абубакара Сиддики, это назначение может быть наградой Фасихуддину за его роль в захвате северного Афганистана и Панджшера.

Прокатный Афганистан:

Фото: REUTERS/West Asia News Agency

При этом до сих пор нет ясности о форме правления: если это будет тот же вариант, что и в 1990-е годы во времена Исламского эмирата Афганистан (частично признанное государство под контролем талибов), то наиболее важную роль будет играть Верховный совет

И здесь стоит обратить внимание на то, кто войдет в этот орган, подчеркнул эксперт

Вызывает вопрос и временность нынешнего состава правительства. Сколько он просуществует, непонятно.

— На мой взгляд, это хитрость со стороны талибов. Если такой состав «прокатит», то речь будет идти о минимальных изменениях, — считает Омар Нессар. — Могу сказать, что в этом составе люди, которые считались представителями мирного крыла, не доминируют.

Специалист по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов заявил «Известиям», что инклюзивность своего правительства талибы докажут тем, что возьмут на должности заместителей министров представителей национальных и религиозных меньшинств.

При этом эксперт не исключил, что в случае некоторой негативной реакции со стороны международного сообщества новые власти в Кабуле могут передать какую-то министерскую должность представителю другой этнической общины, но в целом политическое представительство правительства и главные лица в большинстве ведомств будут пуштунами.

— Обычно под инклюзивностью подразумевается состав, который представляет всё разнообразие общества. В демократических странах полная инклюзивность не нужна, потому что тот, кто выиграл выборы, имеет право на власть. Поскольку талибы ничего о выборах не говорят, возникает вопрос, как будут представлены группы с иными взглядами, — сказал «Известиям» Иван Сафранчук.

По его оценке, у нового руководства страны своя интерпретация инклюзивности: они готовы работать для всего общества, но это не значит, что они готовы к разнообразию в правительстве. Особенно на фоне развернувшихся в Афганистане протестов: 7 сентября на фоне сообщений о взятии последнего оплота сопротивления в Панджшере в Кабуле начались стихийные демонстрации, в которых есть пострадавшие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector