Тренировочные занятия проводятся в спортивных комплексах «луч» и » уралец»
Содержание:
- Виды катан и их разновидности
- Биография
- Конструкция меча
- Почему катана — меч
- Кровожадные клинки Мурамасы
- Кодати
- Основные характеристики катан
- Особенности катаны
- Вид
- Дайсё – большой и маленький меч
- Отличие японской катаны от европейских аналогов
- История публикации
- Кусанаги-но цуруги
- Тати
- Викадзаси
- Пистолет-пулемёт «Вал» в массовой культуре
- Семизубый меч
Виды катан и их разновидности
Существуют следующие виды катан:
Есть еще старинные и современные разновидности катан. Но последние могут быть не хуже качеством, чем существующие несколько веков, поскольку секреты их изготовления сохранены и используются японскими мастерами.
Короткая катана
Короткая катана – это меч вакидзаси. Оба носили парой на левой стороне пояса, и назывался комплект «дайсе».
Вакидзаси имеет:
Маленькая катана всегда находилась при своем обладателе, если он оказывался в чужом доме. А большую в этом случае нужно было снять с пояса и положить рядом.
Тактическая катана
Параметры Tactical Katana Machete:
Металлическая часть сделана из углеродистой стали. Рукоять изготовлена из полипропилена, и на ней имеется рисунок отделки настоящей катаны. В комплекте есть также тканевый чехол с пластиковой отделкой.
Скрещенные катаны
Скрещенные катаны – ничто иное, как символ готовности к бою. Но в реальности увидеть оба орудия в руках обладателя именно в таком положении невозможно. Использовать дайсе одновременно нельзя. Перекрещенные мечи отмечаются лишь на графических изображениях, фамильных гербах, символизируют воинскую доблесть рода самураев.
Почему сохранилось так много древнего оружия
Японцы трепетно относились к оружию, передавая его в каждом роду потомкам. Самурайские мечи отличались высоким качеством, богатой отделкой, поэтому были достоянием семьи наравне с землями и денежным имуществом. Соответственно, и хранились они бережно, много орудий дошло до наших дней.
Есть и другие причины обилия экземпляров мечей:
Биография
У Татсу Ямаширо трагическая история, потеряв все, чем она дорожила, она стала инструментом для мести. Татсу родилась и выросла в Японии, её родители одобряли увлечения юной девочки боевыми искусствами. Очень серьезно относящаяся к обучению, она быстро познавала мастерство владения мечом и искусство рукопашного боя. Всегда проявляя интерес в ее к системе ценностей Самурая, она много читала о старых воинах
Ко времени как маленькая девушка выросла в молодую женщину, Татсу получит выдающиеся навыки в различных видах боевых искусств.Однажды, внимание Татсу привлекли два молодых парня, братья Ямаширо, и восхищалась обоими братьями, Масео и Такео Ямаширо. Татсу узнала братьев получше и заботился о них обоих в какой-то степени, однако она поняла, что начала влюбляться в Масео
С началом печального поворота в жизни Татсу её родители скончались по неизвестным причинам. Позже, Татсу и Масео признались о любовь друг к другу и скоро объявили о их планах сыграть свадьбу. Однако, Такео воспринял такой поворот в жизни не очень хорошо и вскоре после того, как Татсу и Масео объявил о своём браке, Такео ушел и присоединился к преступным бандам Якудзы. Он также усложнил связи Татсу и Масео с остальной частью клана Ямаширо и вскоре вся семья ненавидела их обоих. В то время как, Такео планировал отомстить Масео, а тем временем Татсу стала женой Масео.
У счастливой пары было два ребенка, которые, оказалось, мальчиками близнецами, которых они назвали Юки и Рейко. В то время как Такео состоял на службе у Якудзы уже в течение нескольких лет и теперь на его руди вытатуирован дракон. Такео по-прежнему проявлял интерес к экзотическому оружию и приобрел себе пару катан, однако одна из которых имела мистическое происхождение и имена название Похититель Душ (Soultaker), древний меч с магическими способностями. Такео приступил к тренировкам и планировал использовать его, чтобы наконец-то отомстить своему брату и его новой семье. Похититель Душ оказался в руках Генерала Карнза (Karnz), который позже будет на службе у Брата Бедлама и продал мечи ему.
Такео искал Масео и напал на него в его собственном доме, во время сражения начинается пожар, и в то время как Масео отвлекся на своих детей, Такео убил своего брата мечом Похититель Душ. Татсу появилась как раз в то время и видела как умирает её муж, ей удалось разоружить Такео. Когда Такео сбежал, она пытается спасти своих детей, в это время, она услышала голос своего мужа, душа которого был заключена в меч (Похититель Душ), он сообщил ей, что спасать детей уже было поздно. Татсу с ужасом наблюдала, что её дом сгорал дотла вместе с её детьми, Юки и Рейко. Татсу дала клятву отомстить, она начала тренироваться, возвращая любовь к боевым искусствам. Позже, она переехала в Америку, где намеривалась использовать свои навыки в борьбе за справедливость. Она решила использовать облачения Самурая, став линчевателем под псевдонимом Катана и началась охотиться за Такео, чтобы отомстить.
Конструкция меча
Конструкция катаны имеет множество элементов
Катана принадлежит к сложносоставным мечам, изготавливаемым из нескольких металлов. Часто берется два сплава — мягкий для сердцевины и твердый для внешней стороны. Итоговая конструкция оружия подразделяется на множество элементов, определяющих качество меча.
Общий вид катаны имеет слегка изогнутую форму. Образуемая дуга имеет больший радиус, нежели у предшественника — тати. Изгиб меча (сори) — следствие эволюции японского оружия и техники боя. Длительное время в данном направлении велись эксперименты, пока не была достигнута текущая вариация.
Лезвие
Составные элементы лезвия катаны
Совмещение мягкой (вязкой) сердцевины и твердой (жесткой) оболочки обеспечивает оружию долговременную остроту и вязкость. В ином случае твердая сталь была бы хрупкой, а мягкая быстро стачивалась бы.
Лезвие катаны затачивается только с одной внешней стороны. Многочисленные мифы приписывают самурайским мечам феноменальные способности вплоть разрубания железа и камня. Тщательно обработанное и закаленное лезвие катаны действительно отличается высокой прочностью, однако его свойства часто преувеличены.
Катана не имеет четко выраженных стандартов по изгибу, сечению, толщине и прочим элементам. Они отличаются в зависимости от мастера, кузнечной школы и назначения клинка. К примеру, против лат меч делался тяжелее с клинообразным сечением, а против незащищенных доспехами противников подходил тонкий клинок.
Рукоять
Элементы рукояти
Изготовление рукояти считается завершающим этапом создания меча и следует после шлифовки клинка. Крепление рукоятки на хвостовике производится посредством конического бамбукового клина. Несмотря на внешнюю простоту конструкции, выделяют несколько составных элементов рукояти:
- хабаки — муфта, фиксирующая положение меча;
- цуба — гарда;
- сэппа — шайбы над и под гардой;
- фути — муфта между гардой и рукоятью;
- самэгава — покрытие рукояти;
- цуко-ито — тесьма оплетения;
- мэнуки — декоративные вставки;
- касира — колпачок на конце рукояти.
Первичное покрытие рукояти выполняется из кожи ската или иного морского животного. В качестве тесьмы используется шелк или кожа, для декоративных украшений — шерсть. Современные мечи отделывают искусственным шелком. Все украшения и декоративные элементы выполняют в одном стиле.
https://youtube.com/watch?v=ZvqF6e97gYQ
Заточка
Заточка катаны производится вместе со шлифовкой, нередко этот процесс осуществляет другой мастер — тогиси. Сперва он полирует и точит клинок оружия грубыми камнями, постепенно переходит к более тонким. Данная процедура занимает около 120 часов.
По мере заточки мастер определяет структуру металла и технику ковки. На данном этапе устраняются мелкие недочеты, возникшие в процессе изготовления. Важным аспектом в работе выделяют сохранение стиля кузнеца, изготовившего клинок. Особенно это должно учитываться в декорировании оружия и его эстетической красоте.
Гравировки
Гравировки наносится мастером после шлифовки на незакаленные участки меча. Данный элемент считается декоративным, боевые катаны редко украшаются. На современном оружии гравировку выполняют преимущественно на буддийские тематики.
Габариты и вес
Сравнение размеров японского оружия
Катана не имеет точных стандартизированных габаритов и веса. Ручное изготовление оружия подразумевает индивидуальность каждого меча. Однако имеются определенные рамки, по которым катаны выделяют среди других видов японского оружия.
Длина клинка варьируется от 60 до 75 см (2-2,5 сяку). Полная длина с рукоятью составляет от 85 до 105 см. Если длина меньше установленного размера — это вакидзаси. Если больше — о-катана. При наличии большего изгиба и размера меч классифицируется уже как тати.
Почему катана — меч
Японская катана(или японский тати — разница только в оформлении деталей монтировки и способе подвеса к поясу) — это двуручный меч со слабоизогнутым клинком(средняя глубина изгиба эдосского клинка — от одного до трёх см). Нередко встречались примерно или даже строго прямые клинки. Рукоять не имеет ни обратного S-образного изгиба, ни клювовидного навершия, характерных для сабли. Гарда представлена плоским овальным диском, который называетсяцуба», она обеспечивает необходимую защиту кисти и упор при нанесении колющего удара.
(Источник фото)
Очевидно, чем шире руки расположены на рукояти, тем сильнее эффект. Эта особенность двуручного оружия позволяет завершить траекторию силового удара в определённой точке без необходимости замыкать круговое движение. Это даёт возможность, например, перевести рассекающее действие в колющее без опоры в другой клинок.
На ту же тему Шпаги звон и стон фаната — 10 киногероинь с мечами
Даже первое знакомство с техникой традиционного кендзюцу(«искусства меча») и историческими приёмами двуручного Langschwert’a сразу выявляет их неотразимое сходство. Практически идентичные боевые позиции, аналогичные принципы нанесения ударов, неотличимые способы работы в соединении, удары навершием, приёмы противостояния в клинче и частый переход в борьбу с использованием меча для броска наземь или ущемления сустава.
Средневековых бойцов Европы и Азии объединяло общее понимание. Затянутого в доспех камакурского самурая или бургундского gent d’armes убить двуручным мечом, скорее всего, не удастся вообще. Наиболее вероятным сценарием схватки двух мечебойных броненосцев будет сваливание одного на землю, обездвиживание в партере и завершение схватки неразлучным мизерикордом(кинжалом с узким сечением клинка для проникновения между сочленениями рыцарских доспехов. — Прим.ред.).
ЧитаемСказание о Ёсицуне»(эпос начала 13 века) и находим яркие описания:
Он выхватил свой меч длиной в три сяку девять сунов(сяку — примерно 30 см, 1 сун — 1/10 сяку, итого длина лезвия равна 117 см. — Прим. автора); лезвие молнией блеснуло над его головой, и он с воинственным рёвом двинулся напрямик в наступление…
Какухан шёл на него, ревя, подобно слону, полирующему бивни. И, словно разъярённый лев, ждал его Таданобу. И вот Какухан налетел, распалённый жаждой битвы, и принялся рубить с огромной силой справа и слева, словно бы стремясь начисто скосить противника…
Какухан, размахнувшись мечом, открыл бок, и, как глупый ещё ястребёнок ныряет в клетку за кормом, так Таданобу, нагнувши голову, стремглав скользнул вперёд и ударил. Почувствовав удар, громадный монах решил, что ему пришёл конец, и обильный пот выступил у него на лбу(удар в панцирь ни к чему не привёл, противник не ранен. — Прим. автора)…
Он взмахнул мечом и с силой обрушил удар на макушку шлема Какухана. Тот отшатнулся. Таданобу, выхватив из-за пояса короткий меч, подскочил к нему вплотную и сделал выпад. Остриё угодило по внутренней стороне нашейника. … Таданобу изогнулся и ударил вновь. Меч лязгнул по крепёжной пластине нашейника, но голова Какухана осталась цела(несколько ударов по шлему были неэффективны. — Прим. автора)…
И когда он поднялся на ноги, Таданобу размахнулся и ударил. …Удар с треском расколол переднюю часть шлема Какухана вместе с наличником и разрубил напополам его лицо. Когда Таданобу выдернул меч, Какухан рухнул как подкошенный».
Ещё больше сходств в технике и тактике применения больших мечей длиной от полутора до двух метров — у японских но-дати и европейских montante. Бойцы, подготовленные владеть такими клинками массой от 2,5 до трёх кг, взламывали ряды копейщиков и в одиночку расшвыривали группы противника, как медведь разбрасывает стайки собак.
Таким образом, если речь идёт о длинноклинковом оружии, с исторической и функциональной точек зрения принципиальным является деление на одноручные и двуручные.
Классификация оружия лишь по форме клинка представляется мне близорукой.
Конструктивная и прикладная разница не позволяет отождествить эти предметы.
Классическая сабля — это оружие лёгкого кавалериста. Её появление и распространение в Европе XVII века связано с популярностью венгерской гусарской, а затем польской уланной конницы и распространением кавалерийского боя в стиле hit and run.
Кровожадные клинки Мурамасы
Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.
Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.
Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса — это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.
Кодати
Название переводится как «маленький тати». Кодати — японское холодное оружие, которое нельзя отнести ни к длинным, ни к коротким мечам. Это, скорее, что-то среднее. Благодаря размерам его легко и быстро можно выхватить и прекрасно фехтовать. Универсальность меча, обусловленная размерами, позволяла использовать его и в ближнем бою, где движения стеснены и на расстоянии.
Лучше всего кодати сравнить с вакидзаси. Хотя их клинки сильно отличаются (у первого он шире), техника владения похожа. Длина одного и другого также схожа. Кодати был разрешён для ношения всем, так как не мог относиться к длинным мечам. Его часто путают с вакидзаси по причинам, описанным выше. Кодати носился, как и тати, то есть изгибом вниз. Самураи, использовавшие его, не брали второе холодное оружие в дайсё благодаря его универсальности. Японский меч боевой не требовался в связке.
В Японии было создано большое количество мечей, точного определения для которых не существовало. Некоторые, относящиеся к маленьким, могли носиться всеми людьми. Самурай обычно сам выбирал виды мечей, которые использовал в связке дайсё. Мечи вытесняли друг друга, так как новые обладали лучшими характеристиками, ярким примером служат тати и катана. Качественно изготовленные великими мастерами, эти мечи являлись настоящими произведениями искусства.
Основные характеристики катан
Реальные характеристики холодного оружия, распространенного на Японском архипелаге, заметно отличаются от представленных через кино, аниме. Частично это связано с экзотичностью культуры, мифами, которыми овеяно самурайское сословие. Недавние исследования доказали, что по качеству европейские клинки нередко не уступали изготовленным на островах. Особенность катаны – техника ее применения, то есть нанесение врагу режущих ударов и лишь в редких случаях уколов.
Благодаря форме орудие применимо для быстрого нанесения длинных порезов, а вес таков, что клинок прорезает традиционный японский доспех. Прорезать им железо, другой сходный по прочности материал практически невозможно.
Катаны овеяны мифами
Строение
Японский меч долго сохраняет заточку, прочен и остер, не подвержен ржавчине, не ломается. Эти качества объясняются его строением. Острота, твердость обеспечивается мартенситом в составе стали, но это соединение – причина ломкости, хрупкости материала. Чтобы избавиться от недостатков, внутренний слой делали из низкоуглеродной стали, сверху накладывали высокоуглеродный. Для работы использовали U-образно сложенный твердый стальной брусок, в который вваривали мягкий металл. Комбинированный брус – материал для ковки заготовки.
Реже использовали заготовку из мягкого металла в форме литеры U, в которую вваривали твердую сталь, или делали боковые дополнительные вкладки из материала средней твердости.
Известнейший японский кузнец – Масамунэ
Чем крупнее меч, тем сложнее его конструкция. Для коротких лезвий достаточно одного вида металла.
Вариации конструкций:
- мару (для танто, вакидзаси) – дешевый одинарный клинок из одного сорта материала;
- кобусэ – упрощенная конструкция, применимая, если нужно изготовить много предметов невысокого качества;
- хонсаммай – самая частая, характеризующаяся боковыми усиливающими пластинами и гарантирующая готовому предмету высокую прочность, неподверженность слому за счет отсутствия закалки обуха;
- сиходзуме – конструкция с железной полосой для защиты обуха;
- макури – упрощенный вариант с мягким внутренним бруском, цельной твердой оболочкой;
- варихатэцу – гибкий простой вариант;
- орикаэси саммай – прогрессивный хонсаммай;
- гомай – меч с твердой сердцевиной и мягкой оболочкой, дополнительно защищенной твердой сталью;
- сосю китаэ – самый сложный вариант из 7 слоев. Сюсю китаэ наиболее известен как стиль работы кузнеца Масамунэ.
Сталь для меча
Классический вариант для катаны – рафинированная сталь, для изготовления которой используется железистый песок, очищенный при высоком нагреве. В результате получается чистое железо. В прошлом для работы использовали прямоугольные печи татара, дававшие железо с содержанием углерода 0,6-1,5%. Для дополнительной очистки разработана техника складывания – трудоемкая, но дающая отличные результаты. Преимущество технологии – отсутствие в материале серы, фосфора, снижающих качество стали.
С 17 столетия лучшим материалом для клинков на Японском архипелаге становится намбан тецу – сталь, завезенная европейцами. Оружие содержит до 1,5% углерода, отличается твердостью. Благодаря примесям кремния клинок гибок, имеет хорошую ударную вязкость.
Для катаны применима рафинированная сталь
Особенности катаны
Как выглядит настоящая японская катана, сейчас знают все. Это длинный клинок с характерным изгибом и традиционной японской односторонней заточкой. Не стоит думать, что катана – это единственный японский меч, их существовало много разновидностей.
Если рассматривать мечи в проекции европейской классификации, то катана не будет считаться полноценным мечом. Это типичная сабля, так как она имеет одностороннюю заточку и изогнутый сабельный клинок. Но так как держат катану двумя руками, то и относят её к мечам. Кстати, одной рукой фехтовать катаной очень тяжело, так как у неё баланс именно двуручного оружия. Только выдающиеся воины древности умудрялись фехтовать не только одной рукой, но даже и с двумя катанами. Самым известным из таких мастеров был Миямото Мусаси, но это был настоящий гигант, даже по современным меркам, а в средневековой Японии он и вовсе выглядел сказочным великаном. Рост Мусаси был 192 сантиметра.
Изготовление клинка для катаны
Некоторые современные учёные сравнивают шашку с японским мечом катаной, но это сравнение неуместно, так как шашкой и катаной работают по совершенно разной технике. Кстати говоря, в Японии мечами принято называть почти любое клинковое оружие. Даже копьё нагината относится к мечам, хотя это оружие больше напоминает европейскую глефу.
Рукоять самурайской катаны традиционно обтягивалась кожей ската или акулы, после чего оплеталась шёлковым шнуром. Под оплёткой находились менуки – специальные литые украшения, служащие одновременно для более чёткого и надёжного хвата рукояти.
Рукоять катаны
Изготавливается настоящий японский меч месяцами, и ничто не требует в Японии такого строгого соблюдения традиций, как процесс ковки боевого клинка. Обязательные белоснежные одежды мастеров символизируют очищение и перерождение человека, впервые взявшего в руки традиционный японский меч. Ковка, шлифовка, матирование и скрупулезная окончательная полировка – только так, вручную, как и много веков назад рождается настоящее произведение оружейного искусства.
Катана с её приспособленностью к быстрым секущим разрезам очень эффективна против противника без доспехов. Каковыми и были самураи, ронины, простолюдины и бандиты мирной эпохи Токугава — когда изогнутые мечи и стали главным символом и воплощением духа самурайского сословия.
Вид
Настоящие японские мечи должны обладать не только острым лезвием и прочностью, но ещё и долговечностью. Они не должны ломаться при сильных ударах, а также долгое время обходится без заточки. Углерод даёт твёрдость, однако при этом меч теряет в эластичности, а значит, становится хрупким. Кузнецы в Японии изобретали различные формы, которые бы смогли обеспечить и эластичность, и стойкость.
В конечном счёте было решено, что многослойность решает проблему. Традиционная техника подразумевает изготовление сердцевины клинка из низкоуглеродной стали. Остальные слои обладают упругостью. Различные комбинации и способы помогают создать такой японский меч. Боевой клинок должен быть удобен определённому воину. Также кузнец может изменить вид стали, который сильно влияет на весь меч. В общем, катаны могут сильно отличаться друг от друга из-за вышеописанных причин.
Конструкции клинков из-за сложности в изготовлении стоят по-разному. Например, самый дешёвый подразумевает использование одного сорта стали. Обычно используется для создания танто. А вот сосю китаэ — наиболее сложная конструкция, она имеет семь слоёв стали. Образцовая работа, созданная с её применением, является произведением искусства. Одним из первых сосю китаэ начал использовать кузнец Масамунэ.
Дайсё – большой и маленький меч
Известно, что самурай носил два меча – длинный и короткий. Такая пара называлась Дайсё (букв. “больший и меньший”) и состояла из Дайто (“большего меча”), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето (“меньшего меча”), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.
Кусунгобу – кинжал для ближнего боя
Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) – 95-120 см, короткий – Сето (Вакадзаси) – 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси – на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей – около 3-х см, толщина спинки – 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она “цуба”.
Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке – Катанакакэ.
Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них – Ко-катана (кокатана) – вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.
Кокатана разновидность катаны
Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта – кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.
Катана – это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:
- Тати – меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.
- Танто – малый самурайский меч.
- Козука – японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.
- Та-чи – однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.
Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати – “полевой меч” с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было – поражение конных войск.
Нодати
Отличие японской катаны от европейских аналогов
Дайсё — сочетание большого и малого клинка
Культурные традиции и способы ведения боя особенно проявляются в изготавливаемом оружии. Ключевые отличия европейских и японских мечей заключаются во внешнем виде и их назначении.
Полуторные мечи Европы, которым катана больше соответствует по габаритам, наносили рубящие удары. Данное оружие считалось основным и определяло превосходство воина в бою.
Самурайский меч нередко считался вспомогательным оружием к луку. Им наносили режущие удары, поединок был рассчитан на скорость и главенство первого удара. В прямом столкновении с европейским полуторным мечом катана проигрывает — он тяжелее, шире, а качество стали не уступало японскому оружию.
Много мифов связано с технологией изготовления самурайских мечей, на основе которых катанам приписывают фантастические свойства. Особенно эта тема и мифы популяризируются в массовой культуре.
Для японских мастеров основная сложность изготовления заключалась в получении очищенного металла. С XVI века кузнецы стали использовать европейскую импортированную сталь, что значительно облегчило изготовление самурайских клинков.
Многие строят выводы о качестве японских мечей по количеству сохраненных образцов. В Европе нет большого количества оружия, сохранившегося в хорошем состоянии до наших дней. Из-за этого ошибочно делается вывод о его низком качестве.
Сохранность японских клинков обусловлена традициями и тщательным уходом за оружием, передававшимся из поколения в поколение. Меч становился достоянием семьи, имел свою историю. По преданиям, в нем заключались духи всех прежних владельцев.
В Европе подобное отношение к оружию проявилось в меньшей степени. В определенной степени это объясняется доступностью ресурсов для изготовления новых клинков. Сам процесс ввиду лучшего технического развития также отличался большей простотой и меньшим количеством времени.
История публикации
Катана впервые появилась в The Brave and the Bold # 200 (обложка датирована июлем 1983 года) и была создана писателем Майком В. Барром и художником Джимом Апаро . Она часто является членом «командных» публикаций, таких как « Бэтмен и аутсайдеры» , « Хищные птицы» (в эпоху New 52) или даже « Отряд самоубийц» (в эпоху возрождения DC).
В феврале 2013 года Катана получила собственную серию, написанную Энн Ноченти, а также искусство Алекса Санчеса. DC считает эту книгу частью «Четвертой волны» новых 52 названий . Катана длилась десять выпусков. Последний выпуск был выпущен 11 декабря 2013 года.
Кусанаги-но цуруги
Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. — «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги — «меч, собирающий облака рая».
Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.
Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз — даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.
Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.
Тати
Длинный японский меч, который вытеснила катана, в своё время был довольно популярным. Фундаментальные отличия между ними можно было обозначить ещё на этапе создания клинка — использовалась различная конструкция. Катана обладает гораздо лучшими показателями, однако и тати заслуживает внимания. Носить длинный меч было принято лезвием вниз, на поясе его закрепляла специальная перевязка. Ножны чаще всего обматывались во избежание повреждений. Если катана была частью гражданской одежды, то тати — исключительно военной. В паре с ним шёл меч танто. Также тати часто использовался в качестве парадного оружия на различных мероприятиях и на дворах сёгунов и императоров (первых ещё можно назвать князьями).
Если сравнивать с той же катаной, то у тати клинок более изогнут, а также длиннее, около 75 см. Катана же прямая и относительно недлинная. Рукоятка тати, как и сам меч, довольно сильно изогнута, что и является главной отличительной стороной.
Тати имел и второе название — дайто. В Европе его обычно произносят «дайкатана». Ошибка из-за неправильного прочтения иероглифов.
Викадзаси
Это короткий японский меч. Традиционный вид холодного оружия был довольно популярен среди самураев. Часто его носили в паре как раз с катаной. Длина клинка фактически делала его не мечом, а скорее, кинжалом, она составляет порядка 30-60 см. Весь же вакидзаси был около 50-80 см, в зависимости от предыдущего показателя. Малая кривизна делала его похожим на катану. Заточка была односторонняя, как и у большинства японских мечей. Выпуклость сечения гораздо больше, чем у катаны, поэтому мягкие объекты резались резче. Отличительной особенностью является рукоять квадратного сечения.
Вакидзаси был очень популярен, многие школы по фехтованию учили своих воспитанников использовать его и катану одновременно. Меч называли хранителем своей чести и относились к нему с особым уважением.
Однако главным преимуществом катаны являлось свободное ношение вакидзаси абсолютно всем. Если лишь самураи имели право использовать длинный меч, то короткий часто брали с собой ремесленники, рабочие, купцы и другие. Благодаря немалой длине вакидзаси его часто использовали как полноценное оружие.
Пистолет-пулемёт «Вал» в массовой культуре
Любой вид вооружения с уникальными техническими и специальными характеристиками, а особенно если он применяется спецназом, находит место в работах сценаристов и режиссеров при создании кинокартин, не меньшим спросом — при написании видеоигр. Так, в отечественном кинематографе «Вал» можно встретить:
кинокартина «Война» сценариста и режиссера А. Балабанова, где герой артиста А. Чадова использует АС «Вал» с ПСО-1 во время захвата расположения боевиков, а также герой С. Бодрова при отходе от места проведения операции;
Кадр из фильма «Война», герой А. Чадова с автоматом «Вал»
- в фильме «Спецназ» (режиссеры А. Малюков, В. Никифоров) этот вид вооружения используют в бою персонажи «Док» и «Якут»;
- кинофильм «Личный номер» (режиссер Е. Лаврентьев), где основой сюжета стали события 2002 года на просмотре мюзикла «Норд-Ост», подразделения специального назначения имели на вооружении АС «Вал»;
- в телесериале «Десантура» (режиссеры О. Базилов, В. Воробьёв) бесшумный автомат Вал использовался, как вооружение персонажей офицеров Кудинова, Лощилина и предводителя группы боевиков.
Сегодня существует не менее двадцати шести видеоигры, где одним из видов оружия представлен «Вал». Наиболее известны «S.T.A.L.K.E.R.», «Battlefield», «Payday», «Wargame: Red Dragon», «7.62», «Combat Arms» и «Бригада Е5». Наиболее ярко бесшумный автомат представлен 3D моделью оружейного симулятора в компьютерной игре «World of Guns: Gun Disassembly».
Видеоигра Warface ClanWar
Семизубый меч
Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Страны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия — на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка — поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. — «Семизубый меч»).
Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров.
Описание точно такого же клинка встречается в Нихон сёки, древнейшем труде по истории Японии: согласно легенде, семизубый меч был преподнесён в дар полумифической императрице Дзингу.
Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли. Дмитрий Зыков