Оружие самураев все его разновидности
Содержание:
- Тати
- Хондзё Масамунэ
- Что такое боевые ножи Танто
- Виды катан и их разновидности
- Кодати
- История танто в Японии
- Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера
- История появления
- Клинки Танто в японской культуре
- Внешний облик утигатаны
- Кодати
- Как же создавали катану?
- Похожие предметы
- Изготовление
- История изготовления
- Собственно танто
- В доме и на улице
Тати
Длинный японский меч, который вытеснила катана, в своё время был довольно популярным. Фундаментальные отличия между ними можно было обозначить ещё на этапе создания клинка – использовалась различная конструкция. Катана обладает гораздо лучшими показателями, однако и тати заслуживает внимания. Носить длинный меч было принято лезвием вниз, на поясе его закрепляла специальная перевязка. Ножны чаще всего обматывались во избежание повреждений. Если катана была частью гражданской одежды, то тати — исключительно военной. В паре с ним шёл меч танто. Также тати часто использовался в качестве парадного оружия на различных мероприятиях и на дворах сёгунов и императоров (первых ещё можно назвать князьями).
Если сравнивать с той же катаной, то у тати клинок более изогнут, а также длиннее, около 75 см. Катана же прямая и относительно недлинная. Рукоятка тати, как и сам меч, довольно сильно изогнута, что и является главной отличительной стороной.
Тати имел и второе название — дайто. В Европе его обычно произносят «дайкатана». Ошибка из-за неправильного прочтения иероглифов.
Хондзё Масамунэ
В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.
Конечно, это чистейшей воды вымысел — Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.
Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.
Что такое боевые ножи Танто
Оригинально танто (短刀= тан «короткий» + то «меч»)— традиционный японский короткий нож, доступный гражданским (в отличие от длинной катаны). Национальное достояние Японии. Боевые ножи Танто во всех странах считаются холодным оружием. В безопасной форме (из пластика, дерева, резины и т.п.) используется в восточных боевых искусствах.
Традиционный набор самурая — танто, вакидзаси и катана
В европейской классификации танто:
- по размеру — кинжал;
- по заточке — нож.
В классическом понимании ножи Tanto — это именно меч.
Нож Tanto по-японски — хамоно (刃 «лезвие, клинок» + 物 «изделие, вещь»). Несмотря на то, что и в «хамоно», и в «танто» по два иероглифа, первый воспринимается как одно слово «нож», второй — как словосочетание с ключевым словом «меч».
Второе значение танто — особая форма клинка для современных ножей:
- боевых;
- тактических;
- складных и пр.
Толстый кончик танто — залог прочности ножа даже при нецелевом использовании С классическим танто эта форма имеет мало общего, однако является популярной и широкоупотребительной благодаря своей прочности.
Виды катан и их разновидности
В наше время есть два типа катаны – боевая и сувенирный товар, причем основная часть представленных на рынке относится ко второй категории. В эпоху расцвета холодного оружия ситуация обстояла иначе.
Подвиды катаны:
- танто – вспомогательный короткий нож (не длиннее трети метра);
- вакидзаси – короткая катана, используемая в паре с основной и предназначенная для применения в тесном помещении (клинок – 30-60 см);
- тати – меч с острой частью от 75 см, популярный до появления катаны и используемый в конном бою (максимальная длина клинка – 225 см);
- ниндзя-то (синобигатана) – оружие с укороченной режущей частью, утолщенными ножнами с отделениями для вспомогательных инструментов;
- цуруги – старинные мечи с прямыми клинками, наточенными с обеих сторон;
- гун-то – произведенные на заводах мечи первой половины 20 века (использовались в армии, моряками);
- боккен – деревянный тренировочный тип;
- нагината – клинок, насаженный на древко длиной 2 м. Хотя в международной классификации оружие не относится к мечам, по японской системе оно принадлежит этой категории.
Сувенирная катана
Кодати
Название переводится как «маленький тати». Кодати — японское холодное оружие, которое нельзя отнести ни к длинным, ни к коротким мечам. Это, скорее, что-то среднее. Благодаря размерам его легко и быстро можно выхватить и прекрасно фехтовать. Универсальность меча, обусловленная размерами, позволяла использовать его и в ближнем бою, где движения стеснены и на расстоянии.
Лучше всего кодати сравнить с вакидзаси. Хотя их клинки сильно отличаются (у первого он шире), техника владения похожа. Длина одного и другого также схожа. Кодати был разрешён для ношения всем, так как не мог относиться к длинным мечам. Его часто путают с вакидзаси по причинам, описанным выше. Кодати носился, как и тати, то есть изгибом вниз. Самураи, использовавшие его, не брали второе холодное оружие в дайсё благодаря его универсальности. Японский меч боевой не требовался в связке.
В Японии было создано большое количество мечей, точного определения для которых не существовало. Некоторые, относящиеся к маленьким, могли носиться всеми людьми. Самурай обычно сам выбирал виды мечей, которые использовал в связке дайсё. Мечи вытесняли друг друга, так как новые обладали лучшими характеристиками, ярким примером служат тати и катана. Качественно изготовленные великими мастерами, эти мечи являлись настоящими произведениями искусства.
История танто в Японии
Производство мечей в Японии делится на определенные периоды времени:
- Джокото (древние мечи, примерно до 900 года нашей эры)
- Кото (старые мечи примерно 900–1596 гг.)
- Синтоизм (новые мечи 1596–1780 гг.)
- Синсинто (новые новые мечи 1781–1876 гг.)
- Гендейто (современные мечи 1876–1945)
- Синсакуто (недавно сделанные мечи с 1953 г. по настоящее время)
Хэйан Муромати
Tant made Сошу Юкимицу. Период Камакура . Национальное достояние . Токийский национальный музей
Танто Хьюги Масамунэ, 24,8 см, Масамунэ без подписи, ранее принадлежал Исида Мицунари , который передал его своему зятю; Танто был украден во время битвы при Сэкигахара Мизуно Кацусигэ, губернатором провинции Хьюга периода Камакура, Мемориальный музей Мицуи, Токио.
Танто был изобретен в середине периода Хэйан . С началом периода Камакура танто стали более эстетичными, а хира и учи-сори танто стали самыми популярными стилями. Ближе к середине периода Камакура появилось больше мастеров танто , что увеличивало количество оружия, и стиль канмури-отоси стал преобладать в городах Киото и Ямато. Из-за стиля, введенного тати в поздний период Камакура, танто начали выковывать длиннее и шире. Внедрение веры Хатимана стало заметно в резьбе на рукояти примерно в это время. Хамон (линия нрав) аналогично тому , что из тати , за исключением отсутствия Чёжи-midare , который является nioi и utsuri . Его место заняли гуноми-мидаре и сугуха .
В эпоху Северного и Южного дворов танто выковывали до сорока сантиметров, в отличие от обычной сяку (около тридцати сантиметров) в длину. Лезвия становились тоньше между ура и омотэ и шире между ха и мунэ . В то время преобладали два стиля хамона : более старый стиль, который был тонким и артистичным, и более новый, более популярный стиль. С началом периода Муромати постоянные боевые действия привели к массовому производству клинков, а это означало, что с повышенным спросом производились клинки более низкого качества. Лезвия, изготовленные на заказ, по-прежнему были исключительного качества, но средний клинок сильно пострадал. По мере приближения конца периода средний клинок сужался, а кривизна уменьшалась.
Катана происходит от сасуга (刺刀), разновидности танто, используемой низшими самураями, сражавшимися пешком в период Камакура. Их основным оружием была длинная нагината, а сасуга — запасное оружие. В период Нанбоку-тё, который соответствует раннему периоду Муромати , было популярно длинное оружие, такое как Одачи , и вместе с этим сасуга удлинялась и, наконец, стала катаной .
Момояма до раннего периода Эдо
Танто «Hōraisan Котетс» выкован Нагасоном Котетсу является одним из Šanto Нихона .
Примерно двести пятьдесят лет мира сопровождали объединение Японии , в котором не было необходимости в клинках. В этот период были изобретены как катана, так и вакидзаси , которые заняли место танто и тати как наиболее часто используемой пары оружия, и количество кованных танто сильно сократилось. С этого периода танто часто украшали великолепными украшениями. Из танто и вакидзасьте кованые в этот период, три шедевров называются Nihon Šanto (Три лезвием в Японии).
Поздний период Эдо
В период Эдо к старым танто прикрепляли великолепные крепления . Tanto выкован Хасеб Kunishige. Период Нанбоку-чо . (вверху) Крепление Танто , Поздний период Эдо. (Нижний)
В этот период все еще было выковано несколько танто, и те, которые были выкованы, отражали работу эпох Камакура, Намбокучо или Муромати. Суйсинси Масахиде был одним из основных участников создания танто в это время. В настоящее время в бою используются только доисторические танто.
Мэйдзи представить
Многие танто были выкованы перед Второй мировой войной в связи с восстановлением власти Императора. Члены Императорского Двора снова начали носить наборы тати и танто, и количество существующих танто резко увеличилось. После Второй мировой войны из-за ограничений на ковку мечей производство танто сильно упало. Американский и европейский интерес к японским боевым искусствам со времен войны создал спрос на танто за пределами Японии с 1960-х годов по настоящее время.
Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера
Первый Мастер — Масамунэ. Родился в конце 11 века в провинции Сагами, где и работал. Его по праву можно считать самым известным оружейником Японии. Приобрел известность тем, что создал свою технику изготовления мечей — Сосю. Оружие по этой технологии изготавливалось по строгим канонам. Основой меча являлись четыре сваренные между собой полоски стали, которые складывались вместе и выковывались пять раз, в итоге количество слоев в клинке становилось равно 128. Этой техникой пользовалось не одно поколение его учеников. По преданиям, Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, так как их нельзя было подделать.
Второй Мастер — Мурамаса. Основатель целой династии оружейников из провинции Исэ. Его мечи славились своей невероятной остротой. Мастер был недоволен политикой проводимой тогдашним правителем Японии и в каждый свой меч вкладывал проклятья для императорской семьи. По этой причине в 17 веке мечи Мурамаса были запрещены и их уничтожали, а хранившие их люди подвергались гонениям вплоть до смертной казни. Возможно поэтому ходит преданье, что мечи Мурамасы — кровавые мечи и могут пробудить жажду крови во владельце. До наших дней сохранились лишь четыре меча Мурамаса, один из которых носит титул самого острого меча в мире, который состоит из 25000 слоев стали.
Этих мастеров связывает одна легенда — каждый из оружейников воткнул свой меч в дно реки поросшей лотосом, цветы лотоса проходили невредимыми мимо меча Масамунэ, тогда как меч Мурамасы разрезал их на мелкие части. В данном поединке Мурамаса признал победу Масамунэ, так как по японской философии меч не является оружием агрессии, а оружием мира и создан, что бы прекращать войны.
Катана ручной работы Samurai Sword Katana, стоимость — 5248,37 руб.
История появления
Искусство ковки, обработки многослойной стали появилось в Японии позже, чем в соседних странах, поэтому вплоть до VII века оружие импортировалось из Китая или Кореи. Когда японским кузнецам удалось освоить технику изготовления, появились первые японские мечи — обоюдоострые и прямые.
IX-XII вв. принесли многочисленные междоусобные столкновения. Самураи стали выдающимся сословием, меч для них приобрел статус не только оружия, но и символа. Оттачивалась технология изготовления холодного оружия. Оно приобрело выгнутую форму из-за необходимости ведения конных боев.
Эпоха Камакура, длящаяся с XII по XIV век, стала расцветом искусства производства японских мечей. У самураев появились доспехи, что принесло новые требования к оружию. Мечи приобрели большую ударную силу, немного изменилась форма. Теперь они применялись преимущественно для пеших сражений, потому их требовалось держать обеими руками. Это было время экспериментов, многие кузнецы придумывали уникальные технологии изготовления, которые не дошли до наших дней.
С XIV до XVI века (период Муромати) велись многочисленные войны, требующие разного оружия. Поэтому появились новые виды самурайских мечей. А вот плачевная финансовая ситуация, в которой оказались многие кланы, не позволяла платить за это большие деньги. Поэтому качество холодного оружия значительно упало.
В XVI веке (эпоха Момояма) появились короткие мечи. Самураи стали носить пару оружия дайсё (большой–малый). Это катана и вакидзаси. Из-за размеров первый чаще использовался на открытом воздухе либо в больших помещениях, второй – в стесненном пространстве. Однако, потребность в оружии в целом уменьшилась, потому что междоусобицы пошли на спад. Теперь ношение мечей стало всего лишь признаком статуса, частью традиционного костюма. Поэтому оружие стали декорировать различными способами, отчего нередко страдали боевые качества. Этот период также получил название Эпохи новых мечей.
А со второй половины XIX века стартовала Эпоха современных мечей. Оружие этого периода получило название гэндай-то. Носить на себе мечи стало запрещено, что привело к упадку производства. В начале XX века начались мероприятия по возрождению культурного наследия страны, неотъемлемой частью которого является японский меч. И сегодня это — символ, изготовление которого — настоящее искусство.
Клинки Танто в японской культуре
Клинки Танто исторически — это не нож, а именно меч, поэтому чаще всего носился в ножнах:
- у воинов — за поясом, справа;
- у женщин — в рукаве, веере или за поясом оби.
Самурай до 14 в. вооружался парой мечей — дайсё («большой-маленький»):
- Дайто («большой меч танто») — основной, больше 66 см.
- Сёто («маленький меч») — дополнительный, 33-66 см.
Иногда японский меч танто использовали вместо сёто.
Пара вещей, отличавших самурая от обычных людей — большой и маленький меч. Угадайте, от какого произошёл танто
В 14 в. вооружение самурая видоизменилось:
- вместо дайто — тати, потом — катана;
- вместо сёто — вакидзаси, иногда — танто.
Разница тати и катаны в том, что первый носили на привязи к поясу, а второй засовывали за пояс Со временем танто вошёл в воинский набор на постоянной основе, третьим пунктом. Он расценивался именно как боевое оружие, поэтому и применялся соответственно:
- для добивания врага;
- для битвы в тесном помещении;
- для отрезания голов;
- для самоубийства (воины-мужчины, женщины, дети);
- для самообороны (торговцы, ремесленники, монахи и прочие путешественники).
Сейчас танто — культурное наследие.
Единственные разрешённые применения:
- церемонии бракосочетания императорской семьи;
- восточные единоборства.
Внешний облик утигатаны
Меч имеет своеобразный изгиб в области клинка, за счёт которого утигатану можно быстро извлечь из ножен. Делается это легко, даже если воин пребывает в неудобной позиции. Такая легкость и естественность использования позволила создать отдельное направление боевых искусств, которое получило название тай-дзюцу.
Англоязычные граждане именуют меч uchigatana, что объясняется нестандартностью произношения.
Надо отметить, что популярность оружия отмечается не только в реальной жизни, но и в компьютерных играх. Например, этот меч можно увидеть у героев игры Dark Souls. Здесь он играет роль одного из наиболее необычных и интересных видов оружия.
Масса и длина
Средняя длина меча приближается к отметке в 1 м. Вес составляет около 3 кг (обычно он варьируется от 2,8 до 2,9 кг). Рукоять имеет длину 30 см.
Клинок имеет толщину приблизительно 5 мм. Его затачивают, в соответствии с традициями производства японского холодного оружия. Заточка рассчитана на то, чтобы с одного удара лишить соперника головы.
Кодати
Название переводится как «маленький тати». Кодати — японское холодное оружие, которое нельзя отнести ни к длинным, ни к коротким мечам. Это, скорее, что-то среднее. Благодаря размерам его легко и быстро можно выхватить и прекрасно фехтовать. Универсальность меча, обусловленная размерами, позволяла использовать его и в ближнем бою, где движения стеснены и на расстоянии.
Лучше всего кодати сравнить с вакидзаси. Хотя их клинки сильно отличаются (у первого он шире), техника владения похожа. Длина одного и другого также схожа. Кодати был разрешён для ношения всем, так как не мог относиться к длинным мечам. Его часто путают с вакидзаси по причинам, описанным выше. Кодати носился, как и тати, то есть изгибом вниз. Самураи, использовавшие его, не брали второе холодное оружие в дайсё благодаря его универсальности. Японский меч боевой не требовался в связке.
В Японии было создано большое количество мечей, точного определения для которых не существовало. Некоторые, относящиеся к маленьким, могли носиться всеми людьми. Самурай обычно сам выбирал виды мечей, которые использовал в связке дайсё. Мечи вытесняли друг друга, так как новые обладали лучшими характеристиками, ярким примером служат тати и катана. Качественно изготовленные великими мастерами, эти мечи являлись настоящими произведениями искусства.
Как же создавали катану?
Самурай-сварщик в течение времени, когда он находился в мастерской, не мог есть мясную пищу, употреблять алкоголь, иметь сексуальные отношения. Иногда изготовление катаны занимало несколько месяцев (отметим, что техника создания японского меча не меняется на протяжении тысячи лет). Сначала листы стали складывались вместе, заливались раствором из глины и воды, затем сверху посыпались золой, чтобы весь шлак вышел из металла. Затем сталь раскаляют, чтобы куски прилипли друг к другу.
Далее идет уже знакомая всем работа кузнеца – молотом кусок стали расплющивают, затем складывают – такая процедура повторяется неоднократно. Затем в состав добавляют сталь более мягкого состава, чтоб клинок не сломался при сильной нагрузке. Затем катане придается форма, потом клинок обрабатывается жидким раствором глины, чтобы избежать окисления. Следом идет процесс закалки – сталь накаляют до предела выдержки металл, затем охлаждают. На завершающих этапах идет заточка лезвия ( с одной стороны), полировка. Катана готова.
Не стоит думать, что катана была единственным мечом самураев. Ее носили в сочетании с другими колюще-режущими орудиями. Более короткий меч назывался вакидзаси (общая длина с рукоятью – от 50 до 80 см).
Присутствовал также традиционный японский кинжал танто (общая длина с рукоятью – около 50 см). Еще одним изогнутым японским мечом является тачи, который был немного длиннее катаны. Тачи носили подвешенными на шнурах от пояса. Такого рода меч предпочитали воины верхом на лошадях, где достаточная длина клинка обеспечивала досягаемость, необходимую для битвы с пешим самураем.
Примечательно, что первые японские мечи были не местные, так сказать – они были импортированы из Китая и Кореи. Их изготавливали обоюдоострыми и прямыми, без различных изгибов. Ранние мечи, созданные японцами, были просто имитацией прямых мечей из Китая и Кореи. Они назывались джокото,или древними мечами. Традиционный японский меч изменился с прямого на изогнутый. Изогнутый клинок можно было извлечь из ножен быстрее, он также был более эффективен, как рубящее оружие при использовании всадником.
Впервые японцы начали свое производство около 2000 лет назад.
Тогда случился казус – воин Мусоши Килалотамен заснул перед костром, не заметив, что его клинок оказался частично в огне. Он проснулся о того, что горел уже его плащ, и начал быстро тушить его. Заодно пытался остудить раскаленный докрасна меч кастрюлей, попавшей под руку.
При ударе кастрюли о металл углерод укрепил сталь, и меч стал еще крепче. Конечно, это легенда, но кто знает, вдруг в ней есть и частица правды? Доподлинно неизвестно, когда именно японцы стали ковать свои мечи, но без сомнения, они превзошли всех мировых мастеров в этом деле. Ковка катаны не была делом рук только одного мастера – один занимался лезвием, другой – полировкой, третий создавал рукоять (обтягивая ее кожей).
Читатель может задать вопрос – как же воины проверяли новый меч? Насколько он удобен в обращении, а лезвие остро? Ответ прост – катану, перед тем, как начать использовать в военных походах, тестировали на осужденных. Подробности лучше опустить – все-таки не фильм ужасов.
Похожие предметы
Название | |
---|---|
Bound Katana (Скованная Катана) | |
Common Item – Katana (Обычный Предмет – Катана) | |
Fantasy Katana Not in Use (Фантастическая Катана) | |
Unidentified Katana (Неопознанная Катана) | |
Bound Katana Focus (Скованная Катана) | |
Bound Katana Critical Damage (Скованная Катана) | |
Bound Katana Haste (Скованная Катана) | |
Bound Katana*Katana (Скованная Катана*Катана) | |
Bound Katana*Raid Sword (Скованная Катана*Меч Налетчика) | |
Bound Katana*Spirit Sword (Скованная Катана*Меч Духов) | |
Bound Shamshir*Katana (Скованный Шамшир*Катана) | |
Bound StormBringer*Katana (Скованный Громовержец*Катана) | |
Common Item – Katana*Caliburs (Обычный Предмет – Катана*Экскалибур) | |
Common Item – Katana*Katana (Обычный Предмет – Катана*Катана) | |
Common Item – Katana*Raid Sword (Обычный Предмет – Катана*Меч Налетчика) | |
Common Item – Katana*Samurai Long Sword (Обычный Предмет – Катана*Длинный Меч Самурая) | |
Common Item – Katana*Spirit Sword (Обычный Предмет – Катана*Меч Духов) | |
Common Item – Katana*Sword of Delusion (Обычный Предмет – Катана*Меч Иллюзий) | |
Common Item – Katana*Sword of Limit (Обычный Предмет – Катана*Меч Рубежа) | |
Common Item – Katana*Sword of Nightmare (Обычный Предмет – Катана*Меч Кошмаров) | |
Common Item – Katana*Tsurugi (Обычный Предмет – Катана*Цуруги) | |
Common Item – Shamshir*Katana (Обычный Предмет – Шамшир*Катана) | |
Common Item – StormBringer*Katana (Обычный Предмет – Громовержец*Катана) | |
Event – Katana*Katana (Ивент – Катана*Катана) | |
Katana Focus (Катана) | |
Katana Critical Damage (Катана) | |
Katana Haste (Катана) | |
Katana Blade (Клинок Катаны) | |
Katana*Caliburs (Катана*Экскалибур) | |
Katana*Katana (Катана*Катана) |
2008—2020, Linedia — база знаний и энциклопедия игры Lineage 2 на русском языке: квесты и описания, прохождения и статьи, вещи и монстры, классы и расы, пособия и гайды, скилы и умения.
Изготовление
Как и любой японский меч, катана обладает сложной конструкцией. Процесс изготовления может занимать несколько месяцев, однако выходит настоящее произведение искусства. Вначале куски стали, сложенные вместе, заливаются раствором из глины и воды, а также посыпаются золой. Это необходимо для того, чтобы шлак, который образуется в процессе плавки, впитывался. После того как сталь раскалена, куски соединяют.
После начинается самый сложный процесс — ковка. Куски многократно расплющиваются и складываются, тем самым давая углероду равномерно распределиться по заготовке. Если сложить 10 раз, то получится 1024 слоя. И это не предел. Зачем же это нужно? Для того, чтобы твёрдость клинка была одинаковой. Если же будут значительные перепады, то в условиях больших нагрузок велика вероятность обламывания. Ковка длится несколько дней, за это время слои достигают воистину большого количества. Структура клинка создаётся благодаря композиции полос металла. Это и есть первоначальный его вид, впоследствии он станет частью меча.
Во избежание окисления наносится тот же слой глины. Затем начинается закалка. Меч разогревается до определённой температуры, которая зависит от вида металла. После этого происходит мгновенное охлаждение. Режущая кромка становится твёрдой. Затем производят заключительные работы: заточка, полировка. Мастер тщательно работает над клинком много времени. В конце, когда края стали плоскими, он работает маленькими камнями, которые удерживаются одним или двумя пальцами, некоторые используют дощечки. Сегодня стала популярна гравировка, которая обычно передаёт сцены с буддийской тематикой. Производятся работы над рукояткой, занимающие ещё несколько дней, и катана готова. Опасен этот японский меч. Название можно отнести к большому количеству представителей, которые отличаются друг от друга.
История изготовления
В США как раз шло массовое увлечение японскими единоборствами, и ножевые мастера этим воспользовались.
Год | Событие | Изображение | |
1978 | Американский китаец Боб Лам создаёт нож, похожий на самурайский меч в миниатюре, с японским же названием – танто. | ||
1979 | Индивидуальные кузнецы подхватили манеру. Благодаря высокому спросу, изготовление танто поставлено на поток. | Увеличение моделей «танто» на рынке. | |
1980 | Фил Хатсфилд продвигает упрощённую версию танто – с грубой стамесочной заточкой и простяцкой рукояткой (иногда хвостовик был просто обмотан длинными шнурками, пропитанными эпоксидкой). | Мастер фехтования Обата Тоширо разрубает циновки из рисовой соломы (татами омотэ). Морские котики (спецназовцы из Navy SEAL) заказывают танто именно у Фила Хатсфилда (и получают их за полцены). | |
1981 | Эрнест Эмерсон разрабатывает и налаживает серийное производство складных танто. | Опять-таки для «морских котиков». На ноже – уйма ультрамодных атрибутов, в том числе фиксатор и клипса. | |
1982 | Линн Томпсон из «Cold Steel» налаживает массовое производство танто – как обычных, так и складных. | Пробивает несколько раз подряд дверь машины, обшивку самолёта, металлические бочки. Испытывает смертоносность на мексиканской свиноферме.
Формирует миф об особенной прочности и пробивательности. |
Предложенные чертежи ножей с размерами показывают, что каждое изделие индивидуально, оно неповторимо, и хорошо «по своему».
Определяемся с формой изделия. Технология изготовления ножа одинакова для любого из выбранного варианта.
Этот?
Или этот?
Или еще?
Подбор материала:
- сталь, Р6М5 (инструментальная сталь) имеет достаточную твердость, хорошо держит заточку. Можно использовать 65Г (углеродистая сталь) или кусок рессорной стали (обязательно чистая пластина без коррозии, от бывшей в употреблении автомобильной рессоры стоит отказаться). Пластину выбирайте таким образом, чтобы после черновой обработки сохранился намечаемый контур готового изделия
- дерево (дуб, орех, груша, береза, бук, красное дерево и другие породы) советуем использовать при изготовлении рукояти
- заклепки диаметром четыре или шесть миллиметров
- латунная или бронзовая пластина толщиной три или четыре миллиметра
Инструмент, приспособления:
- набор сверл
- набор напильников (плоский, круглый)
- наждачная бумага (номер сто двадцать и двести сорок)
- наждак и электрическая дрель
- струбцина
- верстак и тиски
Если верстака нет, то его можно сделать, самому своими руками, конструкция одного из простых вариантов описана в статье .
Технология изготовления.
- Переносим чертеж ножа с бумаги на металлическую пластину, строго выдерживая все размеры.
- По выбранному контуру обтачиваем заготовку. Делаем отверстия под заклепки.
- Выводим спуски режущей кромки клинка. Закрепляем полученную заготовку к верстаку (можно шурупами в отверстия под заклепки). При помощи плоского напильника или наждака, стачиваем метал под нужным углом (каждуюй сторону) к центру заготовки (будущая кромка лезвия). После окончания черновой обработки переходим к чистовой обработке при помощи наждачной бумаги.
- Закалка. Разводим во дворе костер. Когда образовался хороший жар, помещаем заготовку ножа в угли костра. Процесс нагрева длится около пятнадцати минут. Через каждые две, три минуты вытаскиваем заготовку на несколько секунд. Сталь должна нагреться до красно-вишневого цвета. Готовность нагрева проверяйте при помощи магнита. Если сталь перестала притягиваться магнитом, нагрев необходимо прекратить. Опускаем медленно разогретую заготовку в масло (режущей кромкой вниз) на две трети ширины клинка и держим около минуты, масло должно погаснуть. Затем полностью погружаем остальное. Если перестал идти дым, заготовку вынимаем. Сделать это нужно, не торопясь.
- Отпуск производим в разогретой духовке. Температура нагрева — четыреста градусов. Выдерживаем сорока пять минут.
- Чистовая обработка. Шлифуем и полируем клинок. Из латунной пластины выпиливаем овал и проделываем отверстие под хвостовик клинка. Изготавливаем из выбранной породы древесины рукоять, в которой просверливаем отверстия под заклепки. Собираем все детали. В собранном виде шлифуем и полируем рукоять.
Изделие готово. Применив технологию изготовления, своими руками сделаем красивый и качественный нож. Чертежи ножей с другими размерами можно посмотреть в статье
Собственно танто
В классификации японских клинков не последнее место занимает Танто, часто ошибочно называемый ножом. Между тем само название составленное двумя иероглифами соответственно звучащими как тан и то, переводится как «короткий меч», чем по сути он и является.
История этого «ножа» знала и взлеты, и падения, что обуславливалось историческими событиями — постоянными сменами настроений с более милитаристских на менее и обратно.
Рождение танто относят к периоду Хейян (794 — 1185 г. н. э.). Оружие этой эпохи носило чисто утилитарный характер, и первые мечи-ножи выглядели грубо, однако уже в раннем периоде Камакура танто становится предметом высокого искусства. Именно к этому периоду относятся самые известные клинки, изготовленные мастером Ёсимитсу. Образцы этой эпохи отличаются не только высокими боевыми, но и художественными качествами.
Филигранная работа над внешним видом объясняется тем, что художественный вид рукояти, цубы и ножен давал его владельцу возможность продемонстрировать свой достаток и вкус, поскольку воины не имели права носить иных украшений, а малый меч и танто практически всегда, за исключением наиболее важных дворцовых церемоний, оставались при хозяине. Длинные мечи, согласно этикету, полагалось оставлять у входа в любой чужой дом.
Особенно ярко художественное декорирование клинков выдвинулось на первый план после указа о запрещении ношения оружия простолюдинами. К этому же моменту (1588 г.) относится разделение оружейных мастеров на тех, кто продолжал изготавливать собственно клинки и тех, кто занимался изготовлением оправы и украшением оружия, порой доходя до ювелирного искусства. По внешнему виду мечей, носимых самураем (а все оружие старались декорировать в едином стиле – орнамент ножен, цубы и других деталей различались лишь размером), можно было сказать, к какому клану он принадлежит.
В доме и на улице
Как известно, в Японии существует огромное количество традиций, многие из которых непосредственно касаются холодного оружия. Например, входя в дом, воин никогда не снимал короткий японский самурайский меч. Вакадзи оставался в ножнах как напоминание о боевой готовности гостя. С катаной (длинным мечом) было по-другому. Его самурай держал в левой руке, если опасался за собственную жизнь. В знак доверия он мог переложить его в правую. Когда воин садился, он также не расставался с мечами.
На улице самурай носил катану в ножнах, которые называются сая. Монтаж для меча назывался косираэ. Если была необходимость, то воин вообще не расставался с катаной. Однако в мирное время длинный меч оставлялся дома. Там он хранился в специальном монтаже сирасая, который создавался из необработанной древесины магнолии. Она была способна защитить клинок от коррозии.
Если сравнивать катану с российскими аналогами, то она более всего напоминает шашку. Однако благодаря длинной рукоятке первая может быть использована двумя руками, что и является отличительной особенностью. Полезным свойством катаны можно назвать то, что с её помощью также легко наносить колющие удары, так как изгиб клинка небольшой, а лезвие острое.