Буревестник птица. описание, особенности, виды, образ жизни и среда обитания буревестника

Распространенные виды буревестника

В семействе буревестниковые выделяют два подсемейства – Fulmarinae и Puffininae.

Представители первого (Fulmarinae) мало и плохо ныряют, корм добывают в самых верхних слоях воды. Полет у них скользящий, планирующий.

Северный гигантский буревестник

Самая большая птица в семействе. Длина клюва – около 10 см, крыла – до 55 см. Клюв желтовато-розового цвета, с коричневым или красным концом. Окрас оперения у взрослых особей тёмно-серый, белесоватый в области подбородка и головы, с белыми пятнышками на голове, грудке и шее. У молодняка перья темнее и без белых пятен.

Вид распространен на юге Атлантического, Тихого, Индийского океанов. Гнездится на острове Южная Георгия.

Южный гигантский буревестник

Длина тела птицы около 100 см, размах крыльев до 200 см. Масса от 2,5 до 5 кг. Клюв жёлтого цвета с зеленым концом.

Существуют два варианта окраса птицы – темный и светлый. У светлых оперение белое,  с редкими черными перышками. У темных – серо-коричневого цвета, с белесеой головой, шеей и грудкой, украшенных коричневыми пятнышками.

Встречается на юге Атлантического, Тихого, Индийского океанов. Гнездится на островах вблизи Антарктиды.

Антарктические буревестники

Буревестник среднего размера. Длина тела у него около 45 см, размах крыльев до 110 см, масса 0,5-0,8 кг. Оперение светло-серебристо-серое на спинке и белое на брюшке. Крылья по верху двухцветные: коричнево-бурые с белой полосой посередине. Клюв тёмно-коричневый. Ноги голубые с черными коготками.

Ареал обитания вида включает побережье Антарктиды.

Капские голубки или капские буревестники

Масса птицы от 250 до 300 г, длина тела около 36 см, размах крыльев до 90 см. Крылья широкие, хвост короткий, закруглённый. Верхняя сторона крыльев украшена чёрно-белым рисунком с двумя большими белыми пятнами. Голова, подбородок, бока шеи и спина черного цвета.

Вид распространен в субантарктической зоне.

Снежный буревестник

Небольшая птица с длиной тела от 30 до 40 см, размахом крыльев до 95 см, массой до 0,5 кг. Оперение чистое белое с маленьким тёмным пятнышком около глаза. Клюв черный. Ноги голубовато-серого цвета.

Обитает на побережье Антарктиды.

Голубой буревестник

Маленький вид с размахом крыльев до 70 см. Оперение серое на спине, голове и крыльях. Верх головы белесый. Клюв голубого цвета. Ноги голубые с розовыми перепонками.

Распространена птица на субантарктических островах в районе мыса Горн.

Виды подсемейства Puffininae летают, планируя и часто взмахивая крыльями. Эти птицы отлично ныряют за добычей под воду.

Вестландский буревестник

Длина тела птицы до 50 см. Клюв характерной крючкообразной формы. Окрашена птица полностью в черный цвет.

Встречается только в Новой Зеландии.

Малый или обыкновенный буревестник

Длина тела от 31 до 36 см, масса 375-500 г. Размах крыльев до 75 см. Окрас спинки варьируется от серого до чёрного цвета, брюшко белое. Крылья  по верху чёрные или сероватые, внизу белые с чёрной каемкой. Клюв голубовато-серого цвета, черный на конце.

Вид гнездится в северной Атлантике.

Тонкоклювый буревестник

Размах крыльев около 1 м. Оперение тёмно-бурое, практически черное, живот светлый.

Вид распространен на острове Тасмания, около побережья Австралии, на тихоокеанских островах.

Большой пестробрюхий буревестник

Длина тела птицы до 51 см, размах крыльев до 122 см. Спина окрашена в тёмно-коричневый цвет с белой полоской в области затылка и белыми перьями на хвосте. Животик белый. На голове заметна чёрно-коричневая шапочка. Клюв черный.

Обитает в южной Атлантике.

Серый буревестник

Длина тела от 40 до 50 см, размах крыльев около 110 см. Окрас оперения темно-серый или темно-коричневый, почти черный. Нижняя сторона крыльев серебристая.

Гнездится птица на южных островах Тихого и Атлантического океанов.

Естественные враги буревестника

Фото: Как выглядит буревестник

Буревестники – крупные птицы, которые могут постоять за себя, поэтому естественных врагов у них не много. Южнополярный поморник часто разоряет гнезда, поедает яйца и неокрепших птенцов, если родители куда-то удалились. Также эти птицы конкурируют с буревестниками за пищу, поэтому между ними могут происходить серьезные стычки.

Завезенные на территории гнездовья крысы и кошки также представляют опасность для гнезд и птенцов. Но детеныши буревестников тоже обладают своими средствами защиты. Испытывая страх, птенец стреляет струей зловонной жидкости изо рта, которая моментально отпугивает любых хищников. Эта жидкость маслянистая, тяжело смывается и долго пахнет, что осложняет дальнейшую охоту возможного хищника.

Также мелким видам буревестников могут угрожать некоторые рыбы и морские львы. На них могу напасть акулы или другие крупные морские обитатели, когда буревестник погружается в воду за добычей или когда просто плавает по волнам. Под водой эти птицы беззащитны, поэтому являются легкой жертвой.

Гигантский буревестник

Это самый большой из семейства буревестниковых. Размером он бывает до 80 и более сантиметров, а размах крыльев может достигать более двух метров. В основном это птицы темной окраски с серо-коричневым, а иногда черновато-бурым оперением. Голова и шея более светлая, клюв мощный с острыми краями, длиной до 10 сантиметров, желтого цвета и зеленоватым концом. Вообще окраска оперения и клюва с возрастом у этих птиц меняется, а неизменную окраску гигантские буревестники приобретают примерно к 7 годам. Именно по расцветке можно угадывать их возраст.

Но есть среди них и альбиносы, у которых оперение белое. Голова птиц этого вида светлая, на шее и груди есть коричневые крапинки, а в отдельных местах по телу присутствуют чёрные перья. В остальном они не отличаются от своих серых собратьев.

Гигантские буревестники практически всеядны и основной их пищей является всякая падаль. Это и погибшие морские животные и птицы. В море они поедают рыбу, кальмаров, антарктический криль, экскременты ластоногих и все что попадается на плаву. Иногда пристраиваются к рыболовным судам и сопровождают их, поедая сбрасываемые в море отходы от разделки рыбы. Гигантские буревестники практически самые сильные птицы в Антарктиде, а если учесть что здесь нет сухопутных хищников, то их роль и выполняют эти огромные прожорливые птицы. Довольно часто они занимаются самым настоящим разбоем. Воруют яйца пингвинов и птиц, Нападают на птенцов и поедают трупы павших пингвинов. Иногда убивают птиц помельче, в том числе буревестников и небольших пингвинов. На фото видно как ведет себя этот разбойник.

Гнездятся гигантские буревестники обычно на открытой местности. Самка откладывает одно единственное яйцо, которое по размерам раза в три больше куриного. Высиживают его родители поочередно, сменяя друг друга для того что бы подкормиться. Через два месяца из яйца вылупляется птенец, которого они еще три с лишним месяца выкармливают. Гигантские буревестники кормят своего птенца по ночам, потому что днем они заняты охотой. Птенец гигантского буревестника растет очень быстро. К тому же он отличается большой активностью и даже проявляет агрессивность. Стоит к нему приблизиться какой-нибудь птице, он не только не убегает, а наоборот нападает сам. На врага он выплевывает едкую, отвратительно пахнущую жидкость чем заставляет того ретироваться. Так что даже в отсутствие родителей он вполне может постоять за себя.

А когда наступает осень, гигантские буревестники улетают в более теплые северные районы, предоставляя птенцов самим себе. Поневоле молодые буревестники, что бы выжить сами учатся и летать и добывать себе корм. Когда они немного подрастут и окрепнут, они самостоятельно летят на север, где присоединяются к другим взрослым буревестникам.

У гигантских буревестников есть удивительное чувство, которое наука пока еще не может объяснить. Ведь от места, где они рождаются, часто буревестники улетают за тысячи километров, но при этом, каким то образом, они всегда находят дорогу назад. Был проведен эксперимент, когда одного молодого буревестника увезли за 5000 километров от места гнездовья. После того как его выпустили он через 12 суток был уже дома. Просто не вероятно как он мог ориентироваться, ведь в этих местах он не был ни когда, но тем не менее это факт. Суровую Антарктику не возможно представить без этой удивительной птицы.

Характер и образ жизни птицы буревестник

Почему так называется птица буревестник? Все банально просто. Они, как и чайки заблаговременно могут почувствовать, плохие погодные условия ожидаются или хорошие. Если буревестник сел на воду, значит будет прекрасная погода. И наоборот, если он постоянно кружит над волнами, то вскоре будет буря.

На фото тонкоклювый буревестник

Буревестник страшный воришка. Он хитро и нагло может утащить у пингвина яйцо. Кроме этого, они большую опасность представляют и для маленьких пингвиненков, особенно, когда испытывают сильный голод. Об этом хорошо известно пингвинам, поэтому они всегда на чеку.

Птенцы же самих буревестников наглые и агрессивно настроенные. К таким забиякам лучше не подходить близко. Дело в том, что у буревестников в желудке вырабатывается специальная маслянистая, отвратительно пахнущая жидкость, которую выплевывает птица на того, кто, возможно, может ей угрожать.

Отмыться от этой жидкости непросто. За один раз они маленький птенец может выплюнуть четверть литра. Сколько ее есть в запасе взрослых особей страшно даже догадываться. Но есть и не агрессивно настроенные буревестники. Например, буревестник тонкоклювый. Гнезд они не строят. Они живут в норах на обрывистых берегах.

На фото птица снежный буревестник

Как и многие другие представители трубконосых птиц ноздри буревестника открываются в роговые трубочки. Говорят, что с помощью этих ноздрей из организма птиц выходит лишняя соль. Также благодаря таким ноздрям буревестники защищены от попадания воды. Благодаря конечностям, которые имеют перепонки и находятся сзади, птицы умеют быстро передвигаться по воде.

На поверхности суши они передвигаются неловко с помощью клюва и изогнутых крыльев. Все описания птицы буревестник говорят о его силе, мощи и красоте. Буревестники создают пары. Хотя большую часть времени они держатся в одиночестве. В весеннее время, когда надо лететь на место гнездования они находят свою пару.

На фото птенец буревестника

Испытания[править | править код]

Впервые о ходе испытаний ракеты заявил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года, заявление сопровождалось видеороликом пуска ракеты.

В июле 2018 года Министерство обороны России провело брифинг и продемонстрировало видео с испытаниями и цеха с ракетами. Представитель Минобороны заявил, что создание ракеты идёт по плану.

В мае 2018 года американский телеканал CNBC опубликовал заявление анонимных источников о том, что, согласно отчёту неназванных разведывательных структур США, испытания ракеты в конце 2017 года были неудачными. Это заявление подверглось критике: в частности, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Виктор Мураховский заявил, что источники издания приняли за аварии этап бросковых испытаний.

В августе 2018 года CNBC опубликовал статью, где сообщил подробности испытаний ракеты, проводившихся с ноября 2017 по февраль 2018 года. В качестве источника сведений вновь была указана неназванная разведслужба США. В частности, сообщалось о подготовке операции по поднятию со дна Баренцева моря ракеты с ядерным двигателем, упавшей в ходе одного из неудачных испытаний. Издание The Diplomat дополнило статью CNBC спутниковыми снимками предполагаемого испытательного полигона. Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко назвал новость специально «срежиссированным вбросом, за которым стоят те структуры Пентагона, которые проводят информационные операции в киберпространстве».

В начале февраля 2019 года американские издания The Diplomat и Business Insider на основании неизвестных источников в разведке США заявили о возобновлении испытаний крылатой ракеты на полигоне Капустин Яр; испытания охарактеризованы как частично успешные. В феврале 2019 года Business Insider, комментируя 13-е по счёту испытание, заявил, что «ракета до сих пор не функционирует должным образом». Со ссылкой на разведку США сообщается, что лишь одно испытание за всё это время было успешным.

По официально не подтверждённым данным ТАСС, в январе 2019 года прошли успешные испытания ядерной энергетической установки для крылатой ракеты комплекса «Буревестник».

В сентябре 2019 года CNBC со ссылкой на неназванные источники в американской разведке заявил как минимум о пяти завершившихся неудачей испытаниях «Буревестника» в период с ноября 2017 по 2019 год. Эта информация была опровергнута военным экспертом Игорем Коротченко. Он расценил заявления американских СМИ о неудачах при испытаниях крылатой ракеты «Буревестник» как информационную операцию, направленную на дискредитацию российской «оборонки». Несмотря на имеющиеся проблемы, ракету планируется поставить на вооружение к 2025 году.

В сентябре 2019 года эксперт Павел Иванов выразил мнение, что испытания ракеты идут параллельно на двух или трёх полигонах: на Новой Земле, в Капустином Яру и, возможно, в .

Предполагаемая авария в ходе испытанийправить | править код

8 августа 2019 года на военном полигоне вблизи села Нёнокса и посёлка Сопка (Архангельская область) произошёл взрыв, в результате которого погибли пять учёных-испытателей и ещё три человека пострадали. В Северодвинске, находящемся в 30 км от этого места, был зафиксирован кратковременный (с 11:50 до 12:20 по московскому времени) скачок радиационного фона до 2 мкЗв/ч при 0,11 мкЗв/ч. По данным Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, повышение гамма-излучения на постах автоматизированной системы контроля радиационной обстановки было связано с прохождением облака радиоактивных инертных газов. Повышенный уровень бета-излучения наблюдался не только в Северодвинске, но и в Архангельске, в период 9 — 11 августа.

По утверждению Минобороны и корпорации «Росатом», на полигоне взорвался жидкостный реактивный двигатель, в котором использовался радиоизотопный источник питания. Эта же версия была приведена в газете «Известия».

Эксперты по ядерному оружию из Института международных исследований Миддлбери Джеффри Льюис и Энн Пеллегрино на основе спутниковых фотографий и косвенных данных высказали мнение, что несчастный случай произошёл во время испытаний крылатой ракеты с ядерной установкой «Буревестник». Позднее президент США Дональд Трамп заявил, что взорвавшимся изделием была именно ракета «Буревестник», при этом в администрации президента не подтвердили и не опровергли возможный факт испытания крылатой ракеты с ядерной установкой, военные эксперты выразили мнение, что сделанное Трампом заявление основано не на докладах разведки, а на публикациях СМИ.

Проблемы навигации, управления и наведения

Не менее сложные вопросы необходимо решить при создании системы управления полётом. По моему скромному мнению это возможно только с использованием элементов «искусственного интеллекта». При полёте над океаном отсутствуют наземные ориентиры. Поэтому там навигация выполняется с помощью ГЛОНАС. Систему GPS мы исключаем: в условиях войны она для нас будет недоступна. При потере сигналов ГЛОНАС, например, от воздействия противника, навигация должна выполняться на основе автономной астроинерциальной системы. Возможно, она разработана на основе астроинерциальной системы Л-14МС, установленной на бомбардировщике Ту-160.

При выходе на континент возможна корректировка навигационной системы по наземным ориентирам. Далее, полёт происходит с использованием системы отслеживания рельефа местности. Принцип действия системы состоит в том, что по фотоснимкам, выполненным с помощью разведывательных ИСЗ, составляются трёхмерные карты полёта крылатых ракет к различным объектам. Информация о выбранном маршруте закладывается в память бортового компьютера. Вдоль маршрута выбирается несколько районов коррекции. Для этих районов составляется особенно подробная 3D-модель подстилающей местности. В районах коррекции крылатая ракета с помощью бортового радиовысотомера отслеживает рельеф местности и сравнивает эти данные с параметрами, заложенными в бортовой компьютер. Затем автоматически определяется место ракеты, величина отклонения от проложенного маршрута и способ исправления имеющихся ошибок. Далее ракета летит в режиме радиомолчания к следующему району коррекции, где процедура повторяется. И так до поражения цели. Система ГЛОНАС в данном случае выполняет вспомогательную роль — обеспечивает крылатой ракете полёт на малых высотах, применяясь к рельефу местности. Это повышает скрытность, затрудняет обнаружение ракеты противником и увеличивает точность попадания в цель. Понятно, что в память компьютера может быть заложено несколько маршрутов и несколько потенциальных целей. Выбор цели выполняется по команде с земли.

В условиях многосуточного полёта (допустим, что Буревестник может летать неделю) возникает ещё одна проблема – в полёте ракета может попасть в шторм. Понятно, что зону урагана лучше обойти. Есть ли на борту Буревестника аппаратура для обнаружения опасных явлений погоды? Время покажет. В мультипликации МО, показанной при выступлении В.В. Путина, было показано, как ракета обходит зоны ПВО противника. Вопрос: какими средствами Буревестник будет обнаруживать эти зоны? Или эти данные ракета будет получать с земли?

Чем питается буревестник?

Фото: Птица буревестник

Буревестник – хищная птица. Для постоянного поддержания энергии в огромном теле, которое сутками находится в полете, буревестник нуждается в огромном количестве белка. Поэтому, помимо мелкой рыбешки, в его рацион входят всевозможные ракообразные и головоногие моллюски – особенно, кальмары. Иногда буревестники преследуют рыболовные суда. Там они могут не только отдохнуть, но и поживиться рыбой из сетей. Также буревестники охотно едят падаль, воруют пищу у других хищных птиц и млекопитающих.

Особо крупные виды буревестников способны охотиться и на суше. В основном они разоряют гнезда чаек, пингвинов и других птиц, поедая яйца. Но бывает, что они нападают даже на птенцов пингвинов или детенышей морских котиков. Крупному буревестнику ничего не стоит заклевать детеныша ластоногих, пока мать находится на охоте.

Особым пунктом в питании буревестников является криль. Благодаря особенностям клюва, позволяющим фильтровать соленую воду, буревестники, планируя прямо у поверхности воды, зачерпывают воду в клюв, фильтруют ее и поглощают питательный криль на ходу. Это позволяет им выживать даже в голодное время. Буревестники активно охотятся лишь по ночам. Плотно прижав крылья к телу, они, подобно ракете, погружаются в воду в месте, где заметили стаю рыб. Быстро вылавливают несколько рыб, поглощают их прямо под водой и выплывают с рыбешкой в клюве. Максимальная глубина, на которую погружаются эти птицы – 8 метров.

Ядерный двигатель

Пытаясь раскрыть “тайну” ядерного двигателя, многие специалисты в России и за рубежом предполагают, что он произошел от известной советской разработки – твердотопливного ракетного двигателя РД-0410.

Действительно, с 1965 по 1985 годы по этому двигателю был проведен колоссальный объем работ, в результате которых удалось создать образец двигателя массой около 2 тонн (с радиационной защитой), удельной тягой около тонны и рабочим ресурсом работы – 1 час. С таким коротким временем работы крылатая ракета вряд ли далеко улетит и тем более не сможет летать неограниченное время, согласитесь. Кстати, у нас на основе РД-0410 получились надежные ядерные энергоустановки для космических аппаратов, но это тема для отдельной статьи. Поэтому продолжу про крылатую ракету.

Неуловимые: какие советские самолеты не смогли догнать ВВС Израиля

В качестве прародителя двигателя для “Буревестника” мог выступить только авиационный двигатель, а точнее – ядерная авиационная установка с прямоточным или турбореактивным двигателем. Разработки таких двигателей велись в СССР и США с 50-х годов прошлого века.

Пионерами в разработке таких двигателей стали американцы, начавшие в 1946 году проект NEPA (Nuclear Energy for the Propulsion of Aircraft – ядерная энергия для авиационной силовой установки). Затем были проект AEC (Atomic Energy Commission) и масштабная программа ANP (Aircraft Nuclear Propulsion, самолет с ядерной энергетической установкой), в рамках которой разработали экспериментальные реакторы ASTR и Р-1, а также провели испытательные полеты летающих лабораторий на основе бомбардировщиков В-36. Однако в 1961 году программа ANP была закрыта президентом США Кеннеди, который через официальное письмо уведомил о том, что у самолета с ядерной установкой в ВВС США нет перспективного будущего.

В СССР такие разработки начались в 1947 году с научно-исследовательских работ, результатом которых стало Постановление Совета Министров СССР № 1561-868 от 12 августа 1955 года, согласно которому к работам по созданию самолетов с ядерными авиационными двигателями (ЯАД) привлекались авиационные КБ – Мясищева, Туполева и Лавочкина, а также ведущие КБ в области двигателестроения – Кузнецова, Люльки и Бондарюка. Наиболее перспективным решением в создании ЯАД оказался проект ОКБ А. М.Люльки, в котором рассматривались ядерные турбореактивные двигатели в двух вариантах: “соосной” схемы и схемы “коромысло”.

Реактивный таран: как Су-15 сбил самолет-нарушитель с военным грузом

Несмотря на то, что это решение было вполне годным для установки на самолеты, работы над “атомолетами” был прекращены, так как не было найдено решение безопасной “наземной эксплуатации и защиты экипажа, населения и местности в случае вынужденной посадки самолета с ЯАД”. Результаты работ положили на полку архива, с которой их достали тогда, когда в области разработки компактных ядерных реакторов Россия стала единственной страной в мире.

Да, на “Буревестнике” стоит ЯАД с компактным ядерным реактором – созданный благодаря современным российским технологиям, который позволяет крылатой ракете лететь неограниченное время с дозвуковой скоростью на любое расстояние.

Описание и особенности

Внешний вид этих птиц говорит о склонности к длительным морским перелетам. Размах крыльев у отдельных видов составляет 1,2 метра, длина тела — 0,5 метра. Семейство буревестников входит в отряд буревестниковых или трубконосов.

Отличительным признаком, определившим вхождение в этот отряд, явилось строение ноздрей. Они расположены в вытянутых хитиновых трубочках, расположенных поверх клюва.

Птица сложена пропорционально. Буревестник на фото демонстрирует свои аэродинамические качества. Форма тела обтекаемая. Крылья длинные, узкие. Стиль полета “бреющий”. Буревестник не летит, а скользит, совершая редкие взмахи. Ветер, отраженный от волн, создает дополнительную подъемную силу, экономит энергию птиц.

Буревестники мало связаны с сушей. На это указывают перепончатые лапы. Они сдвинуты назад относительно центра тяжести птицы. Пригодны, скорее, к гребле, чем к хождению по земле. Задние пальцы на них полностью деградировали.

Нижняя часть тела окрашена в светлые тона: серые, белые. Верхняя — в более темные: серые, почти черные, коричневые. Что позволяет птице оставаться малозаметной на фоне неба и моря. Есть отдельные виды полностью темные, почти черные.

Ярким узором на верхней части крыльев и на голове могут похвастаться птицы, относящиеся к виду пестрые буревестники и капские голубки.

Ракета-невидимка

Основной критике в западной прессе подвергаются именно «Посейдон» и «Буревестник» – наиболее эффективные образцы из созданных в последнее время. «Посейдон» невозможно перехватить или уничтожить современными средствами поражения ВМС США, «Буревестник» невозможно обнаружить и перехватить после старта современными радиолокационными и оптико-электронными средствами обнаружения и целеуказания. Ракета 9М730 «Буревестник» как призрак появляется на мгновение и исчезает также мгновенно. Ее можно обнаружить со специализированных спутников DSP-4 только в момент старта, пока работает стартовый твердотопливный ускоритель – это не более трех секунд. Но в отличие от МБР они ее сразу же потеряют. А МБР они довольно успешно обнаруживают и отслеживают из-за длительного активного участка – по времени от 180 до 300 секунд, что достаточно для построения математической модели траектории. Неудивительно, поскольку изначально именно для обнаружения стартов МБР эти спутники и предназначались. В отличие от обычной КР типа «Томагавк» или «Калибр», чей крейсерский полет проходит на высоте шесть тысяч метров как одной, так и другой, только конечный участок маршрута (порядка 80 км у «Томагавка») проходит на высотах от 30 до 150 метров в зависимости от рельефа местности в районе цели. Такой профиль полета, он называется High-Low (большая-малая высота), является классическим для всех КР – от противокорабельных до стратегических. Для дозвуковых и околозвуковых КР оптимальная крейсерская высота полета (эшелон) – шесть-семь тысяч метров. На этой высоте ракета проходит наибольший путь с наименьшим расходом топлива. Примеры ракет, летающих на этом эшелоне: уже упомянутые «Томагавк» и «Калибр» всех модификаций, стратегические КР воздушного базирования Х-101/102, Х-555, AGM-86B ALCM, а также противокорабельные П-500 (4М80) «Базальт», П-1000 (3М70) «Вулкан», П-35 (4М44) «Прогресс» и т. д. Для сверхзвуковых ракет (со скоростями полета – М=2,5–3,0) оптимальным эшелоном считается 12–14 тысяч метров. Именно на этой высоте проходят большую часть пути противокорабельные КР П-700 (3М45) «Гранит», П-800 (3М55) «Оникс» и стратегические ядерные ASMP, ASMP-A (ASN4G). Для гиперзвуковых ракет (со скоростями полета от М=5,0 и выше) оптимальным считается эшелон 28–30 тысяч метров.

Фото: u-f.ru

Дальность полета ракет «Томагавк» официально для конвенционального варианта – тысяча английских миль (1600 км), эта величина является операционной дальностью, учитывающей такие факторы, как маневрирование вокруг защищаемых районов, отклонения от курса в целях пролета над заранее предусмотренной территорией (районы корректировки) для обновления информации в системах инерциального наведения, вертикальное маневрирование для ухода от препятствий, требования к запасам топлива, пролет на более высоких по сравнению с оптимальной скоростях через защищаемые районы и полет на малых высотах. Прямолинейная аэродинамическая дальность полета «Томагавка» составляет чуть более двух тысяч километров при условии, что весь полет проходит на больших высотах, где расход топлива для ТРДД втрое ниже, чем на малых и сверхмалых высотах.

«Буревестник» весь маршрут полета, вне зависимости от его длины, будь то 10 тысяч или 20 тысяч километров, проводит на высотах от 50 до 100 метров на крейсерской скорости порядка 800–850 километров в час. Вероятно, максимальная скорость в силу специфики работы ядерного ВРД может доходить до 1100–1300 километров в час. Американский физик Джефф Терри назвал предполагаемую мощность ядерного двигателя ракеты 766 киловатт, что вполне сравнимо с мощностями компактных ядерных силовых установок нового поколения. Тысяча лошадиных сил мощности соответствует тяге порядка тысяче килограммов. Что вполне достаточно для дозвуковой КР со стартовым весом 4500–5000 килограммов. Ракете не требуется полет на большой высоте, он демаскирует ее. Тем самым «Буревестник» лишен главного недостатка всех существующих стратегических КР, дозвуковых, сверхзвуковых и даже гиперзвуковых, которые легко обнаруживаются на маршевых участках полета задолго до подхода к цели. «Буревестник» обладает практически неограниченным резервом дальности, что позволяет ему обходить зоны ПВО (A2/AD) без особых проблем, входить в воздушное пространство вероятного противника с любого направления. На территорию США, к примеру со стороны мексиканской границы.

Стержневая боеголовка ЗУР 9М317

Стержневая боеголовка ЗУР 9М317 представляет собой пучок заостренных стержней, иногда сваренных между собой.

Особенностью стержневых БЧ является то, что цель поражается за счет нанесения ущерба при прямом попадании или дистанционном подрыве. Поражающим элементом является разлетающееся с высокой скоростью стержневое кольцо, которое формируется при взрыве БЧ. В зависимости от конструкции БЧ (со связанными или несвязанными косоуложенными стержнями) стержневое кольцо может быть сплошным или состоящим из отдельных элементов.

Стержневые БЧ состоят из корпуса У, стержней 2, уложенных по боковой поверхностью в один или два ряда и соединенных между собой поочередно с помощью сварки так, что они образуют сложенную пружину, обечайки 3, закрывающей стержни, демпфера 4, заряда ВВ 5 и гнезда для установки ПИМа и дополнительного детонатора 6.

При инициировании от ПИМа дополнительного детонатора 6 обеспечивается срабатывание заряда ВВ. Под действием образующихся продуктов взрыва стержневая пружина, расширяясь в радиальном направлении, образует кольцо, которое за счет высокой кинетической энергии обеспечивает повреждение цели или поражение её уязвимых агрегатов. Стержневое кольцо в БЧ с несвязанными косоуложенными стержнями (НКС) образуется за счет того, что стержни одновременно с радиальным разлетом разворачиваются. Демпфер в стержневой БЧ изготовляется из инертного материала и предназначен для предотвращения разрушения стержней в процессе их взрывного метания.

Кинетика стержня такова, что он может перебить даже титановые ребра жесткости. У такой БЧ есть и еще одно преимущество — ракете не требуется абсолютная точность — она подрывается до контакта с целью, и стержни разлетаются в направлении цели конусом. Даже если непосредственно в цель попадет 2-3% этих стержней, цель выводиться из боя.

Особенности питания буревестника

— Реклама —

Рацион буревестника состоит из маленькой рыбы, моллюсков, ракообразных. Больше всего птица любит лакомиться сельдью, шпротами, сардинами, каракатицами.

Охотится буревестник, в основном, по ночам, когда его добыча всплывает в верхние слои воды. При этом птица сначала внимательно высматривает мелкую рыбку, после чего резко ныряет за ней в воду. Максимально буревестники могут погружаться на 6-8 м. Клювом они процеживают морскую воду, оставляя съедобный остаток.

Так как такая добыча пропитания требует от птицы много усилий, буревестники часто «хитрят» и находят себе корм, сопровождая китов или рыболовецкие судна.

Социальная структура и размножение

Фото: Серый буревестник

Половой диморфизм у буревестников не выражен. У некоторых видов самка незначительно меньше самца, но иногда даже такого различия нет. Поэтому сами буревестники определяют самку или самца по определенным звуковым сигналам и телодвижениям.

Птицы объединяются в большие колонии, где ищут себе пару. Такие колонии могут достигать миллиона особей. Это затрудняет поиск хорошего места для гнезда, поэтому буревестники много дерутся между собой на комфортную территорию. Драки между буревестниками продолжаются и за право спаривания с самкой. Крайне редко буревестники образуют устойчивые пары, которые не распадаются несколько лет.

После того, как самка выбрала себе самца, начинаются брачные игры. Самец приносит самке подарки — камни и ветки для постройки гнезда. Вместе они создают гнездо, после чего происходит спаривания и кладка одного яйца. Самка оставляет яйцо на попечение самца, а сама улетает на месяц и кормится в море. На момент ее возвращения птенец уже вылупился, поэтому она принимается кормить его переваренной пищей их специального зоба. Отец может улететь в море для кормежки, но регулярно возвращается, чтобы подкармливать самку и подрастающего птенца.

Оставлять его одного опасно – другие буревестники по необоснованным причинам могут убить детеныша. Небольшие буревестники взрослеют к двум месяцам, крупные – к четырем. Повзрослевшие птенцы улетают из гнезда и забывают родителей. Всего эти птицы живут не менее 15 лет, но самый долгожитель прожил в неволе до 50.

Размножение и потомство

Как правило, взрослые буревестниковые возвращаются на знакомые места размножения, даже если они расположены очень далеко. Слишком жесткая конкуренция существует на территориях гнездований в больших и слишком переполненных колониях птиц, расположенных на малых островах.

На береговой зоне между всеми гнездящимися представителями буревестниковых, существуют достаточно сложные церемонии, а сами птицы не только дерутся, но также громко кричат и кудахтают. Такое поведение является типичным для птиц, старающихся отстоять свою территорию.

Типовые особенности птичьих гнезд имеют некоторые заметные различия у разных видов буревестниковых. Например, альбатросы предпочитают очищать поверхность, а затем строить почвенную и растительную насыпь. Буревестники гнездятся непосредственно на уступах, а также на уровне почвы, но значительная их часть, наряду с качурками, способна рыть специальные норы в мягком грунте или использовать достаточные по размерам природные трещины.

Самцы часто остаются на страже гнезда на протяжении нескольких суток, тогда как самки кормятся на море или отправляются в рекуперативное кормление. Объединившиеся в пару птицы не кормят друг друга, а поочередно инкубируют яйцо на протяжении 40-80 дней. Появившиеся на свет птенцы в первые дни питаются нежной и жирной пищей в виде полупереваренных морских организмов, отрыгиваемых взрослыми птицами.

Птенцы буревестниковых растут достаточно быстро, поэтому немного повзрослев, способны в течение нескольких дней оставаться без присмотра родителей. Детеныши малых видов начинают летать примерно через полтора месяца после рождения, а более крупные виды совершают свой первый полёт приблизительно через 118-120 дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector