Адмирал трибуц (бпк)
Содержание:
Биография
В 1918 году добровольно вступил в ряды ВМС. После Гражданской войны окончив Высшее военно-морское училище и Военно-морскую академию, служил на Балтийском флоте на линкоре «Марат» а позже и на эсминце «Яков Свердлов». С февраля 1938 года — начальник штаба Балтийского флота. В апреле 1939 года был назначен командующим флотом. 28 января 1940 года присвоено очередное воинское звание флагман 1-го ранга, 4 июня 1940 года переаттестован в вице-адмиралы.
В первые годы Великой Отечественной войны руководил действиями сил флота, который содействовал сухопутным войскам на приморских направлениях, в обороне Таллина, Ханко, Моонзундского архипелага, нарушал коммуникации противника в Балтийском море.В августе 1941 года руководил Талинским переходом. В котором потери в боевых кораблях во время Таллинского перехода составили 19 единиц а потери транспортов и вспомогательных судов составили 43 единицы. Главное причиной гибели судов были мины 15 боевых кораблей и 16 транспортов и вспомогательных судов. Принял участие в организации и осуществлении обороны Ленинграда, на всех её этапах (1941—1943), взаимодействуя с сухопутными войсками в операциях, проводившихся Красной Армией.
В 1943 был повышен в полные адмиралы. По инициативе Трибуца были созданы группы морской артиллерии, вместе с артиллерией Ленинградского фронта наносили мощные ответные удары и уничтожали наиболее активные вражеские батареи. В 1943—1944 годах участвовал в разработке и проведении операций по разгрому противника и прорыву блокады в районе Ленинграда, а также в Выборгской, Свирско-Петрозаводской наступательных операциях, в ходе которых содействовал войскам Ленинградского и Карельского фронтов огнём кораблей и береговой артиллерии, высадкой морских тактических десантов, действиями морской авиации.
Командуя флотом в десантной операции по овладению островами Моонзундского архипелага оказывал содействие приморским флангам в наступательных операциях в Прибалтике, Восточной Пруссии и Восточной Померании.
С марта 1946 года до мая 1947 года командовал 8-м ВМФ (СБФ).
С 28 мая 1947 — заместитель главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. В июне 1948 года его отозвали в Москву. В сентябре 1948 — январе 1949 — стал начальником Управления военно-морских учебных заведений и старший морской начальник в Ленинграде. В марте 1949 — декабре 1951 — начальник Гидрографического управления ВМФ СССР. В июне-сентябре 1948 и январе-марте 1949 года оставался в распоряжении главкома.
С января 1952 года перешёл на должность начальника кафедры и факультета Военной академии Генштаба им. К. Е. Ворошилова. Сначала — начальник кафедры надводных кораблей, с августа 1953 — начальник кафедры тактики высших соединений, с декабря 1953 по июль 1956 — начальник военно-морского факультета. С июля 1956 по август 1957 — начальник группы исследования оперативно-тактических проблем Главного штаба ВМФ. До февраля 1961 года — адмирал-инспектор инспекции ВМФ Главной инспекции МО СССР.
Уйдя в отставку в 1961 году Трибуц руководил сектором Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ). Находясь в отставке, занимался историей советского флота. Подготовил свыше 200 публикаций, написал 4 книги про непростой труд моряков. По совокупности научных трудов в 1970 году ему присуждена учёная степень доктора исторических наук.
За время службы был удостоен
- 2 ордена Ленина (1940, 1945)
- Орден Октябрьской Революции (1970)
- 4 ордена Красного Знамени (1943, 1944, 1944, 1948)
- 2 ордена Ушакова I степени (1944 — № 1, 1945)
- Орден Нахимова I степени (1945)
- Орден Красной Звезды (1935)
- Медали
- Именное оружие (1930)
Иностранные награды
Орден «Крест Грюнвальда» I степени, Польша (1946)
Литературные труды
- Подводники Балтики атакуют (1963)
- Балтийцы наступают (1968)
- Балтийцы вступают в бой (1972)
- Балтийцы сражаются (1975)
Описание конструкции
Общий вид БПК проекта 11551
Архитектура корабля и конструкция главной энергетической установки, в основном, повторяет прототип — БПК проекта 1155. Внешне наиболее заметное отличие — одна двухорудийная башня универсального калибра в носовой части, вместо двух линейно-возвышенных одноорудийных башен на прототипе
Менее заметное, но очень важное изменение — замена счетверённых ПУ ракето-торпед «Раструб» под крыльями ходового мостика на четырёхконтейнерные ПУ сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». ПВО корабля усилили заменой шестиствольных автоматов АК-630 новейшими зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик»
Из невидимых снаружи, но тоже очень важных усовершенствований — замена гидроакустического комплекса (ГАК) «Полином» более новым ГАК «Звезда», а также основных газотурбинных двигателей на их улучшенную версию. Переработке подверглись обводы корпуса в носовой части (под новый ГАК) и компоновка внутренних помещений.
Корпус и архитектура
Модель корабля проекта 11551, хорошо видны обводы корпуса и массивый бульб
Стальной корпус, подобно кораблям проекта 1155, имеет удлинённый до 2/3 длины корпуса полубак и большой развал шпангоутов в носовой части. Последнее было введно для компенсации негативного влияния массивного бульбового обтекателя мощной гидроакустической станции. Двойное дно по всей длине служит как для целенй непотопляемости, так и для хранения топлива. Установлена активная система успокоения бортовой качки (сокращает размах качки в три раза).
Помещения разделены огнеупорными переборками с применением негорючих материалов. Также для борьбы с пожарами используется стационарная система пенотушения.
Три группы надстроек, расположенных в средней и кормовой частях, изготовлены из лёгкого алюминиево-магниевого сплава. Антенные посты радиотехнических средств корабля, главным образом, размещены на двух мачтах ферменной конструкции.
Энергетическая установка и ходовые качества
«Адмирал Чабаненко» проекта 11551 на ходу в море
Главная энергетическая установка газотурбинная, состоит из четырёх ГТД, работающих на два гребных винта. Двигатели попарно объединены в два агрегата М9Б, каждый из которых состоит из маршевого двигателя ДО90 мощностью 15000 л. с. и основного (также называемого форсажным) ГТД ДТ59 мощностью в 22500 л. с. Таким образом, суммарная мощность каждого из двух агрегатов М9Б составляет 37500 л. с., а энергетической установки в целом 75000 л. с. Каждый агрегат работает на свою линию вала. На экономическом режиме действуют лишь маршевые турбины — более экономичные и отличающиеся большим ресурсом, зато и менее мощные; при необходимости развить полный ход к маршевым подключаются мощные основные турбины. На предшествующем типе «Удалой» вместо М9Б стояли более ранние версии тех же агрегатов — М9, отличающиеся почти вдвое меньшей мощностью маршевых ГТД (8500 л. с. против 15000 л. с.). Таким образом, по сравнению с проектом 1155, на БПК проекта 11551 суммарная мощность ГЭУ возросла на 13000 л. с. (с 62000 до 75000 л. с.) Тем не менее, в этом отношении проект 11551 так и не сравнялся с эсминцами проекта 956, чья паротурбинная установка способна развивать мощность до 100000 л. с., это сказалось и на скорости (29,5 узлов против 33,4 узла у эсминца).
Экипаж и обитаемость
Экипаж корабля состоит из 296 человек (из них 32 офицера). Для размещения экипажа на борту предусмотрены одно- и двухместные каюты для офицерского состава, двух- и четырёхместные каюты для мичманов, а также кубрики на 12 и 14 человек для матросов. Автономность по запасам провизии составляет 30 суток.
Для использования корабля в различных климатических условиях обитаемости БПК уделили существенное внимание. В конструкции предусмотрены помещения для отдыха и занятий спортом, а также лазарет.
В составе ВМФ СССР
БПК «Адмирал Чабаненко»
В конце 50-х годов ХХ века в СССР было принято решение создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проекта 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стали БПК проекта 61. Стоит отметить, что временно в состав ВМФ СССР включались также корабли проекта 61МЭ, которые строились по заказу ВМС Индии. Позже в составе индийского военного флота эти БПК были переклассифицированы в эсминцы.
Дальнейшим развитием БПК проекта 61 стали большие противолодочные корабли с усиленным вооружением — проект 1134 «Беркут», решение о проектировании которых было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР 30 декабря 1961 года.
Позже проект 1134 получил развитие в виде БПК проектов 1134А и 1134Б. Несмотря на большую схожесть названий этих проектов, по сути это были существенно отличающиеся друг от друга корабли.
По тактико-техническому заданию 1972-1973 годов Северным проектно-конструкторским бюро был разработан проект новых противолодочных кораблей проекта 1155. Всего было построено 12 таких БПК.
В середине 1970-х годов в СССР начались работы по созданию нового корабля, который должен был стать ответом на создание в США крупной серии современных эсминцев УРО типа Spruance. Однако созданные эсминцы проекта 956 не удовлетворяли требованию универсальности из-за недостаточно эффективных противолодочных средств. По этой причине на основе БПК проекта 1155 был создан новый проект — большие противолодочные корабли проекта 11551. Всего планировалось построить 10 кораблей данного типа, однако до развала СССР были заложены только 3 из них, а достроен только один — «Адмирал Чабаненко».
Кроме перечисленных типов, к БПК также относили переоборудованные из эскадренных миноносцев боевые единицы — проекты 57А и 56-ПЛО. Также до 1977 года к большим противолодочным относились корабли проекта 1135, которые позже переклассифицировали в сторожевые (СКР).
Список больших противолодочных кораблей ВМС СССР
БПК проекта 57А | БПК проекта 61 | БПК проекта 61МЭ | БПК проекта 1134 «Беркут» | БПК проекта 1134А | БПК проекта 1134Б | БПК проекта 1155 | БПК проекта 11551 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Гневный» (1958) | «Комсомолец Украины» (1960) | «Надёжный» (1977) | «Адмирал Зозуля» (1965) | «Кронштадт» (1968) | «Николаев» (1969) | «Удалой» (1980) | «Адмирал Чабаненко» (1992) |
«Упорный» (1959) | «Сообразительный» (1961) | «Губительный» (1978) | «Вице-адмирал Дрозд» (1968) | «Адмирал Исаков» (1968) | «Очаков» (1971) | «Вице-адмирал Кулаков» (1980) | |
«Гремящий» (1959) | «Проворный» (1962) | «Ловкий» (1979) | «Владивосток» (1968) | «Адмирал Нахимов» (1969) | «Керчь» (1972) | «Маршал Василевский» (1981) | |
«Жгучий» (1959) | «Огневой» (1963) | «Твёрдый» (1983) | «Севастополь» (1969) | «Адмирал Макаров» (1970) | «Азов» (1973) | «Адмирал Захаров» (1982) | |
«Зоркий» (1960) | «Образцовый» (1964) | «Толковый» (1986) | «Маршал Ворошилов» | «Петропавловск» (1974) | «Адмирал Спиридонов» (1983) | ||
«Бойкий» (1959) | «Одарённый» (1964) | «Адмирал Октябрьский» (1971) | «Ташкент» (1975) | «Адмирал Трибуц» (1983) | |||
«Дерзкий» (1960) | «Отважный» (1964) | «Адмирал Исаченков» (1972) | «Таллин» (1976) | «Маршал Шапошников» (1985) | |||
«Гордый» (1960) | «Славный» (1965) | «Маршал Тимошенко» (1973) | «Симферополь» (1987) | ||||
«Храбрый» (1961) | «Стройный» (1965) | «Василий Чапаев» (1974) | «Адмирал Левченко» (1985) | ||||
«Стерегущий» (1966) | «Адмирал Юмашев» (1976) | «Адмирал Виноградов» (1987) | |||||
«Красный Кавказ» (1966) | «Адмирал Харламов» (1988) | ||||||
«Решительный» (1966) | «Адмирал Пантелеев» (1988) | ||||||
«Смышлёный» (1966) | |||||||
«Строгий» (1967) | |||||||
«Сметливый» (1967) | |||||||
«Смелый» | |||||||
«Красный Крым» (1969) | |||||||
«Способный» (1970) | |||||||
«Скорый» (1971) | |||||||
«Сдержанный» (1972) |
Происхождение названия
Происхождение названия «большой противолодочный корабль», очевидно, связано с их назначением — обнаружением и уничтожением подводных лодок противника. С 1965 по 1981 годы Советский Союз не классифицировал свои корабли как эсминцы (кроме ранее построенных). 19 мая 1966 года был официально введён класс «больших противолодочных кораблей». В названный период большинство строящихся кораблей по новой классификации относились именно к большим противолодочным (БПК); строились также малые противолодочные корабли (МПК), противолодочные крейсера (ПКР) и сторожевые корабли (СКР). Это было связано со взглядами на новое назначение кораблей в ракетно-ядерной войне.
Дизайн
«Адмирал Трибуц» — шестой корабль из двенадцати классов проекта 1155 «Фрегат» (также известного как « Удалой» ). Судно обозначено как большой противолодочный корабль ( Большой Противолодочный Корабль , БПК) в соответствии с его основной задачей по противодействию подводным лодкам и эсминцу со стороны НАТО .
Судно имеет длину 163 м (534,8 фута), ширину 19,3 м (63,3 фута) и осадку 7,8 м (25,6 фута). Водоизмещение составляло 6 200 т (6 102 длинных тонны) стандартное и 7900 т (7 775 длинных тонн) при полной загрузке. Мощность обеспечивается четырьмя силовыми установками GTA M-9 мощностью 23000 кВт (31000 л.с.), каждый из которых включает в себя двигатель M-62 мощностью 6300 кВт (8500 л.с.) и M-8KF мощностью 16800 кВт (22500 л.с.), приводящие в действие два гребных винта фиксированного шага. который давал максимальную скорость 29,5 узлов (55 км / ч; 34 миль / ч). Дальность плавания составляла 6882 морских миль (12745 км; 7920 миль) при скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час) и 4000 морских миль (7408 км; 4603 мили) при скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час).
Вооружение
Для борьбы с подводными лодками « Адмирал Трибуц» устанавливает две счетверенные пусковые установки для восьми ракет в противокорабельном комплексе «Метел» вместе с двумя 12-ствольными ракетными пусковыми установками РБУ-6000 для непосредственной обороны. Судно также оснащены два четырехугольный 553 мм (21,8 дюйма) ЧТА-53-1155 торпедных для 53-65K, SET-65 торпедами . В кормовом ангаре размещены два вертолета Камов Ка-27 для борьбы с подводными лодками. Защита от самолетов обеспечивалась восемью ракетами 3К95 «Кинжал », установленными в вертикальных пусковых установках, дополненными 100-мм (4 дюйма ) пушками АК-100 ДП и четырьмя 30-мм (1,2 дюйма) пушками АК-630 Гатлинга.
Электронная война
Судно оснащено системой воздушного и надводного поиска MR-760 Fregat-MA (по классификации НАТО Top Plate), воздушно-надводной системой MR-320V Topaz-V (Strut Pair) и MR-212 / 201-1. Навигационные РЛС «Вайгач-У» вместе с РЛС управления огнем МР-350 «Подкат» («Кросс-меч») и К-12-1 («Горячая вспышка»). Гидролокационный комплекс МГК-355 «Полином» (объединяющий носовые гидролокаторы «Конская челюсть» и гидролокаторы переменной глубины «Конский хвост») дополнен двумя противодиверсионными гидролокаторами МГ-7 «Браслет» и системой подводной связи МГ-35 «Штиль-2».
Общие сведения
При проектировании новых БПК в 1970-е годы конструкторы постарались максимально учесть опыт строительства и службы предшествующих серий кораблей этого класса, устранив присущие им недостатки и применив наиболее совершенные и перспективные образцы вооружений. Газотурбинная энергетическая установка нового поколения, отличаясь компактностью и экономичностью, должна была сбалансировать проект, позволив уложиться со всем необходимым вооружением и оборудованием в пределы ограниченного водоизмещения. БПК проекта 1155 «Фрегат» получились мощными и современными боевыми единицами, вполне эффективными для задач ПЛО. Задуманные для совместной работы с эсминцами проекта 956, они взаимно дополняли боевые возможности друг друга, обеспечивая широкий спектр задач от охранения океанских соединений и противолодочной борьбы до поддержки десантов.
После 1991 года, в условиях резкого сокращения оборонных расходов и списания большей части корабельного состава, именно БПК этого проекта остались в числе немногих активно продолжающих службу кораблей российского флота. Вплоть до настоящего времени БПК проекта 1155 образуют основу океанских соединений ВМФ России, при необходимости обеспечивая эскорт более крупных боевых единиц (авианосного или ракетных крейсеров) в дальних походах и демонстрируя отечественный Военно-Морской флаг в различных точках Мирового океана.
«Адмирал Спиридонов», однако, был не так удачлив, как другие корабли его типа, и прослужил недолго: уже в 1993 году его перевели в резерв 2 категории, а в 2002 году исключили из состава флота и утилизировали.
Служба
Введён в состав ВМФ 18 февраля 1986 года.
В 1986—1990 годах нёс боевую службу в Индийском океане и Персидском заливе.
18 — 23 ноября 1987 года посетил порт Аден (Южный Йемен), 16 — 21 мая 1990 года — Пинанг (Малайзия).
В 2001 году совершил визит в порт Сосебо (Япония). В 2004 году совершил визит в порт Ипгхоп (Республика Корея)
В 2005 году в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота совершил дальний морской поход с деловым визитом в Вишакхапатнам (Индия), где 14 и 20 октября принял участие в совместном российско-индийском учении «Индра-2005», после чего посетил ряд портов: 28 октября — Танжиприок (Индонезия), 4 ноября — Черги (Сингапур), 15 ноября — Саттахип (Таиланд) и 27 ноября — Дананг (Вьетнам).
С 30 июля по 15 октября 2009 года в составе отряда кораблей Тихоокеанского флота (танкер «Борис Бутома», морской буксир МБ-99) участвовал в миссии ООН по борьбе с пиратством у берегов Сомали. За время патрулирования в Аденском заливе провёл 13 караванов, 101 судно из 26 стран мира. Дальний поход длился 141 сутки (с 29 июня по 16 ноября 2009 года). Деловые заходы в порты Виктория (Республика Сейшельские острова), Келанг (Малайзия). 16 ноября прибыл во Владивосток.
С 29 июня по 8 июля 2010 года принял участие в морской части оперативно-стратегических учений Восток-2010. В рамках первого эпизода с борта корабля в воздух был поднят вертолёт Ка-27ПЛ, который обнаружил подводную лодку «противника» и передал данные о ней на корабли противолодочного охранения корабельной ударной группы — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» Северного флота, гвардейский ракетный крейсер «Москва» Черноморского флота и корабли охранения. В четвёртом эпизоде артиллерийским огнём прикрывал высадку морского десанта.
25 июля 2010 года корабль принял участие в параде кораблей на рейде Амурского залива во Владивостоке в рамках празднования Дня ВМФ.
27 июля 2010 года в заливе Петра Великого Японского моря совместно с большим противолодочным кораблём «Адмирал Пантелеев», эсминцем «Хиэй» и фрегатом «Дзинцу» морских сил самообороны Японии принял участие в российско-японских учениях по поиску и спасению корабля, терпящего бедствие в открытом море.
15 января 2012 года сформирован 7-й по счёту отряд в составе БПК, морского буксира МБ-37, танкера «Печенга», для несения службы по охране судов в Аденском заливе.
26 марта 2012 года завершена 3-х месячная служба отряда, проведено 5 конвоев. 11 апреля корабль зашёл в порт Хошимин, затем отправился в воды Жёлтого моря для проведения российско-китайских учений «Морское взаимодействие 2012»
24 апреля 2012 года — начало совместных учений с Китаем, с участием с российской стороны трёх БПК «Адмирал Трибуц», «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», в учениях разыграны условия по отражению воздушных атак, штурм вод, опасных от подводных лодок, осуществлены практические стрельбы из реактивных бомбомётных установок, нанесение ударов по морским целям, проведены поисково-спасательные действия по спасению захваченного судна
С 2012 года БПК «Адмирал Трибуц» находился на плановом ремонте на «Дальзаводе». Передача корабля флоту состоялась в июле 2016 года.
С октября по ноябрь 2016 года отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Трибуц» ЭМ «Быстрый» и БМТ «Борис Бутома» нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах, после чего БПК «Адмирал Трибуц» и БМТ «Борис Бутома» с официальным визитом посетили порт Саттахип Королевства Таиланд. 6 декабря корабли покинули Таиланд. С 14 декабря 2016 года корабль принял участие в российско-индийских военно-морских учениях «Индра Нэви–2016».
6 января 2017 года БПК «Адмирал Трибуц» и танкер «Борис Бутома» зашли в порт Манилы для пополнения запасов продовольствия и отдыха. В порт прибыл президент Филиппин Родриго Дутерте, который осмотрел корабль и поприветствовал «российских друзей».
С 1 апреля 2019 года совершает дальний морской поход с заходами в порты государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Принял участие в российско-китайском военно-морском учении «Морское взаимодействие-2019».
«Адмирал Трибуц» в бухте Золотой Рог