«все живы»: ракетоносцы «белые лебеди» вернулись на энгельсскую авиабазу из-за границы
Содержание:
Примечания
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 января 2012.
- ВВС был поставлен первый из трёх самолётов в 2008 году
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 мая 2008.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 августа 2007.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 декабря 2007.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 декабря 2007.
- ↑
- ↑
- По данным пресс-релизов Спецстроя России
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 апреля 2016.
- Авиация и космонавтика. Вчера, сегодня, завтра. Научно-популярный журнал ВВС. Специальный выпуск 2004 г. Дальняя авиация России
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 августа 2008.
- ↑
- По моим сведениям, погибло от 4 до 6 членов экипажей двух самолётов. Одна деталь: катапультирование летчиков возможно после катапультирования штурмана. У него парализовало сознание, он вцепился в подлокотники кресла, и командир был вынужден катапультировать его сам. После чего остальные члены экипажа благополучно катапультировались и остались живы. Штурман так до земли и падал вместе с креслом. А второй экипаж погиб, так как самолёт взорвался в воздухе. Были публикации в местной (г. Саратов) прессе, в том числе фотографии с места падения обломков самолётов. (Воспоминания человека, знакомого с обстоятельствами катастрофы)
Вооружение ТУ-160 «Белый лебедь»
Изначально ТУ-160 строился как ракетоносец — носитель крылатых ракет с ядерными БЧ большой дальности, предназначенными для нанесения массированных ударов по площадям. В дальнейшем предусматривалась расширение и модернизация номенклатуры возимых боеприпасов, о чем свидетельствуют трафареты на створках грузотсеков с вариантами подвески огромной номенклатуры грузов.
На вооружении ТУ-160 стоят стратегические крылатые ракеты Х-55СМ, которые применяются для поражения стационарных целей, имеющих заданные координаты, их ввод осуществляется перед вылетом бомбардировщика в память ракеты.
- Ракеты располагаются по шесть штук на двух пусковых барабанных установках МКУ-6-5У, в грузовых отсеках самолета.
- В состав вооружения для поражения на малой дальности могут быть включены гиперзвуковые аэробаллистические ракеты Х-15С (по 12 на каждую МКУ).
В 2018 году в Казани решили рассмотреть возможность начала выпуска нового ТУ-160 на мощностях КАЗа. Эти планы сложились вследствие образования нынешней международной обстановки. Однако это сложнейшая, но решаемая задача. Были утеряны некоторые технологии, кадры, но, тем не менее, задача вполне осуществима, тем более имеется задел – два недостроенных самолета. Стоимость же одного ракетоносца составляет порядка 250 миллионов долларов.
После соответствующего переоборудования бомбардировщик может оснащаться и свободнопадающими бомбами различного калибра (до 40 000 кг), включая разовые бомбовые кассеты, ядерные бомбы, морские мины и другое вооружение. Состав вооружения бомбардировщика в перспективе планируется значительно усилить за счет применения высокоточных крылатых ракет новейшего поколения Х-101 и Х-555, которые имеют увеличенную дальность, а также предназначены для поражения как тактических морских и наземных, так и стратегических целей почти всех классов.
Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.
Впечатления очевидцев
Что касается материально-бытовых условий службы, то солдаты проживают в казармах стандартного типа. Они укомплектованы кроватями, тумбочками и шкафами для хранения парадной формы. В казарме есть комната для сушки и глажки верхней одежды. Душевая находится на этаже. Работает столовая, офицеры и солдаты питаются вместе. Раз в неделю служащие в/ч 06987 получают летный паек, у офицеров он зависит от количества вылетов. На территории части также есть чипок и церковь. За частью – достаточно многочисленный военный городок с развитой инфраструктурой: есть парикмахерская, клуб, кафе, салоны связи и филиал Сбербанка. Местные называют его летный городок, или Лётка, от Энгельса его отделяет бетонный забор.
Подготовка к учебно-тренировочному полету
Недалеко от части – летное поле. Перед началом вылетов военнослужащие проходят обязательный курс обучения на виртуальных тренажерах. После этого начинается учебные полеты по специальному маршруту и заправка. Полеты осуществляются 2-3 раза за неделю. Для обучения военнослужащих ВВС есть несколько самолетов:
экипажи летчиков стратегической и морской авиации занимаются на ТУ-134 УБЛ, штурманы – на ТУ-134 УШС, есть учебно-боевые истребители Л-39 и самолеты АН-26 ВСР для занятий стрелков-радистов. Есть как дневные, так и ночные вылеты. Присягу новобранцы в/ч 06987 принимают по субботам, о дате и времени сообщают родственникам по телефону. Увольнительные после присяги предоставляются до 19.00 под залог паспорта родителей или жены. В остальное время согласовать время приезда можно с командиром подразделения.
Учебно-тренировочные полеты авиационной группы 6950-й авиационной базы
Мобильными телефонами можно пользоваться только по выходным. Рекомендуют приобретать сим-карты с тарифами для Саратовской области. Также бойцам выдают сим-карты МТС с тарифом «Позвони маме».
Денежное довольствие служащие в/ч 06987 получают на карту ВТБ-24. Банкомата на КПП нет, он находится на территории летного городка, в торце дома 83-а. Также в Лётке работает филиал Сбербанка России. Многие открывают карту «Моментум» на свое имя и передают ее солдату. Военный госпиталь находится недалеко от авиабазы, на территории части работает медсанчасть, в летном городке есть амбулатория.
6950-я авиабаза г. Энгельс
История
Предшественницей соединения была 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия. В 2009 году она была переформирована в 6950-ю гвардейскую авиационную базу, больше известную как авиабаза Энгельс-2. Сегодня аэродром в/ч 06987 – единственное в Российской Федерации место дислокации стратегических бомбардировщиков ТУ-160.
В 2012 году начала проводиться реконструкция аэродрома, на сегодня он оборудован дополнительной взлетно-посадочной полосой, установлены средства охраны и системы видеонаблюдения. Авиабаза находится в постоянной боеготовности. При ней работает музей авиации.
Аварии и катастрофы[править | править код]
22 августа 1955 года произошла катастрофа бомбардировщика М-4. Сразу после взлёта на высоте 25-40 метров самолёт свалился на крыло и взорвался, ударившись о землю. Погибли все 8 членов экипажа.
26 июня 1956 года сразу после отрыва от ВПП упал на землю бомбардировщик М-4. Погиб экипаж в составе 6 человек.
13 мая 1975 года потерпел крушение стратегический бомбардировщик 3М. На высоте 5000 метров началось задымление самолёта, после чего произошёл взрыв. Погибли 6 человек.
8 августа 1984 года разбился ещё один 3М. В режиме набора высоты загорелся двигатель, самолёт потерял устойчивость и столкнулся с землёй. Погибли пять человек.
16 мая 1992 года при перелёте в Семипалатинск на высоте 8 тыс. 100 метров в 220 км восточнее Саратова над п. Октябрьский столкнулись два самолёта 3МС2. 11 человек погибло. Всего экипаж 2-х машин составлял 14 человек. Один из заправщиков развалился в воздухе, никто из членов экипажа не спасся. Четверо лётчиков другого «борта» катапультировались. Трое, майор Сергей Челяпин, старшие лейтенанты Владимир Баев и Андрей Савко выжили, у четвёртого, капитана Александра Мостового, не сработало отделение от кресла. Эти самолёты накануне, 9 мая, участвовали в параде в Москве, где выполнили манёвр «смена ведущего и ведомого». Именно при выполнении этого манёвра 16 мая 1992 года и произошло столкновение.
18 сентября 2003 года в 11:04 московского времени стратегический бомбардировщик Ту-160 «Михаил Громов» с бортовым номером «01» разбился в Советском районе Саратовской области, в сорока километрах от аэродрома. Самолёт совершал плановый облёт после замены одного из четырёх двигателей. Катастрофа произошла из-за пожара на борту Ту-160 — загорелся один из двигателей под правым крылом. На борту машины находились четверо членов экипажа: командир Юрий Дейнеко, второй пилот Олег Федусенко, а также штурманы Григорий Колчин и Сергей Сухоруков. Все они погибли.
История
В 1930 году на пустыре в 1,5 км от Энгельса началось строительство школы военных летчиков . 14-я школа летчиков была открыта в Энгельсе 15 декабря 1930 года. На объекте работало около 10 тысяч человек. 16 февраля 1932 года это место совершил первый самолет У-2 Поликарпова . Сообщается, что в тот же день училище было переименовано в Энгельсское летное училище. К 1936 году Энгельсское военное авиационное училище было одним из лучших летных училищ в стране. Студенты летали на самолетах Поликарпова У-2 , Поликарпова Р-5 и CSS. До Второй мировой войны в училище подготовлено несколько тысяч летчиков. Многие из них участвовали в гражданской войне в Испании , участвовали в битвах на Халхин-Голе и в советско-финской войне (1939–1940) . За участие в боях семеро школьников были удостоены звания Героев Советского Союза .
В начале Великой Отечественной войны училище имело на вооружении самолеты Поликарпов У-2 , АНТ-40 , Пе-2 и другие. За годы войны Энгельсское летное училище отправило на фронт 14 полков. Среди них было три женских полка (в том числе « Ночные ведьмы» ), в которых служила майор Марина Раскова . За боевые подвиги 190 ученикам школы присвоено звание Героя Советского Союза.
В начале 1950-х годов было начато строительство нового аэропорта «Энгельс-2» с бетонной взлетно-посадочной полосой протяженностью 3 км и шириной 100 м, поэтому к сентябрю 1954 г. школа Энгельса была переведена в город Тамбов. . 15 декабря 1954 года была создана 201-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия в составе 79-го, 1096-го и 1230-го авиационных тяжелых бомбардировочных авиационных полков (ТБАП). Личный состав полков формировался путем отбора лучших специалистов Дальней авиации , выпускников военных училищ и академий. В том же 1954 году район Энгельса был закрыт от наземных наблюдений с Запада.
Первые бомбардировщики Мясищев М-4 прибыли в Энгельс 28 февраля 1955 года. В мае 1957 года прибыл первый модернизированный бомбардировщик 3М . В 1957 году 79-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк был переведен в Украинку и передан в 73-ю тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию . Постепенно бомбардировщики М-4 и 3М были преобразованы в воздушные заправщики. Дозаправка в воздухе значительно увеличила дальность полета бомбардировщиков, что расширило их возможности. Примерно в 1960 году 1230-й авиационный тяжелый бомбардировочный полк был переименован в 1230-й авиационный полк дозаправки топливом . Бомбардировщики 3М входили в состав Дальней авиации до 1985 года, а затем были уничтожены в соответствии с соглашением о сокращении наступательных вооружений. 3МС-II и 3МН-II, переоборудованные в танкеры, находились на вооружении гораздо дольше — до конца 1993 года и до их замены на более совершенный Ил-78 .
Первый серийный Ту-160 на базу должен был поступить в 1987 году, но он достался Прилукам , чьи подразделения имели опыт работы с Туполевым Ту-22М . Первые три Ту-160 не в Прилуках были включены в 1096-й тяжелый бомбардировочный авиаполк в 1992 году. К 1994 году в Энгельсе было пять бомбардировщиков Ту-160, и в том же году 1096-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк был переименован в 121-й тяжелый бомбардировочный авиаполк. Полк, перенимая его цвета и традиции. В 1998 году обмен информацией по договору СНВ- 1 показал, что у него имеется 20 действующих бомбардировщиков Ту-95 и шесть бомбардировщиков Ту-160 , все с крылатыми ракетами.
С 1999 по 2001 год база получила восемь Ту-160 из Украины, оплаченных снижением цен на газ. Последние два прибыли 21 февраля 2001 года. 184-й гвардейский тяжелый бомбардировочный авиаполк был переформирован на базу 1 сентября 2000 года с использованием самолетов Ту-95МС, переданных из Моздока . К 2007 году на базе было 14 бомбардировщиков Ту-160 , 20 бомбардировщиков Ту-95 и неизвестное количество бомбардировщиков Ту-22М .
Строительство новой взлетно-посадочной полосы, параллельной существующей, было завершено в 2015 году вместе с поддерживающей сетью рулежных дорожек, коммуникационными, электрическими и метеорологическими системами. Новая взлетно-посадочная полоса сможет обслуживать все самолеты ВВС России.
Лента
20:37
Семь фактов об имущественном вычете при покупке квартиры
19:31
Пропавшую в Саратове пенсионерку в варежках нашли
18:33
Некоторым категориям бюджетников с 1 октября повысят зарплату
17:24
В Саратовской области прозвучит сигнал «Внимание всем!»
16:31
Двое детей и трое взрослых пострадали в ДТП на трассе под Саратовом
15:35
На Саратовскую область надвигаются гроза и сильный ветер
14:25
Жительница Энгельса отдала мошенникам 23 тысяч рублей за меховую жилетку и сапоги
13:33
В оросительном канале Балакова найдено тело неизвестного мужчины
12:35
За прошедшие сутки от ковида скончались еще 24 жителя Саратовской области
11:51
В Саратове две женщины пострадали в столкновении трамвая и маршрутки
11:28
Где сегодня в Саратове нет воды
10:06
Плюс 299. Среди заболевших ковидом в Саратовской области 36 детей
9:14
Когда ребенок может получить материнский капитал
8:14
Дмитрий Шнайдер сегодня отмечает день рождения
7:18
Гороскоп на 26 сентября 2021 года: Овны, время для вечеринок
6:00
Воскресенье в Саратове будет дождливым
21:15
Одной строкой: 25 сентября 2021 года
20:24
Московские врачи рекомендуют «удаленку» для беременных саратовчанок
19:42
Президент хочет, чтобы Володин вновь возглавил Госдуму
19:02
Спасатели нашли в аткарском лесу потерявшихся грибников
18:34
Директор школы высказалась о дистанционном обучении
17:56
В Саратове пожарные эвакуировали жильцов старого дома
17:11
Саратовские родители поддержали введение дистанционного обучения
16:37
У лицея в Саратове иномарка врезалась в трамвай
15:41
На Шехурдина «Газель» на полном ходу въехала в дерево
13:07
Обращение Радаева к жителям Саратовской области
12:48
В Саратовской области от коронавируса умерли ещё 26 человек
12:38
Школам Саратовской области рекомендовано уйти на «дистант»
12:23
Волонтеры ищут пенсионерку с платком и в варежках
11:03
В Саратовской области кроссовер протаранил забор
10:10
В список заболевших ковидом попали ещё 296 жителей Саратовской области
9:57
День города
Вольску исполнился 241 год
7:22
Гороскоп на 25 сентября: Касается всех Львов
6:00
Синоптики рассказали о погоде в Саратовской области на сегодня
22:30
Одной строкой: 24 сентября 2021 года
22:08
Саратов. Сегодня | 24 сентября
21:58
Под Саратовом три человека погибло при столкновении фуры и легковушки
21:30
На Танкистов появилась выделенная линия для трамваев
20:55
Панков: Главная задача — оправдать доверие жителей
20:27
Школы Саратова с понедельника уходят на дистанционное обучение
20:14
В Саратове вводятся дополнительные коронавирусные ограничения
19:51
Саратовец лишился денег при устройстве на работу в Москве
19:17
В Саратове открыли мемориальную доску Герою Владимиру Безбокову
18:45
В Ленинском районе до полуночи отключили холодную воду
18:18
Панков: Уникальный город Шиханы-2 отмечает сегодня свое 200-летие
17:53
На набережной Саратова подключили фонари
17:32
Стало известно, когда в Саратовскую область придет бабье лето
17:03
В Саратове на 17:00 пробки в 8 баллов
16:46
Продажа мест на кладбище и вымогательство: У саратовских ритуальщиков изъяли более 14 миллионов рублей
16:11
В субботу саратовцев ждут на ярмарках выходного дня
Музей Дальней авиации[править | править код]
Именно на этом Ан-2 тренировались первые советские космонавты
Экспонат музея — самый большой в мире самолёт-заправщик ЗМС-2
Экспонаты времён Второй мировой войны
На авиабазе Энгельс расположен Музей Дальней авиации. Этот уникальный музей под открытым небом был открыт 6 сентября 2000 года. Ежегодно его посещают более 5000 человек.
В экспозиции музея находятся:
- самолёты: Ил-62, ЗМС-2, Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ту-95, Ту-22, Ту-134, Л-29, Л-39, Ту-22М3;
- крылатые ракеты: Х-55, Х-22НА, Х-20М, КСР-2УД;
- авиабомбы: ФАБ-9000М, ФАБ-5000М, ФАБ-3000М, ФАБ-1500М, ФАБ-500М, ФАБ-250М, ФАБ-250ТС, САБ-250Т, ОФАБ-250, НОСАБ-100ТК, ДОСАБ-100ТК;
- исторически ценные предметы: атрибутика Дальней авиации России, памятные фотографии, обломки редких самолётов.
В фондах музея содержатся также книги для отзывов, записи в которых оставляли президенты Б. Н. Ельцин и В. В. Путин.
Для музея выделено помещение, где представлены модели самолётов, стенды, иллюстрирующие историю Дальней авиации, приборные панели самолётов, авиационное вооружение.
Директор музея — майор запаса Сергей Александрович Воронов.
Применение
До 2001 года бомбардировщики применялись исключительно для нужд ВВС РФ. В боевом состоянии находились все 15 единиц техники. Шесть ракетоносцев имели на своём борту ядерные боеголовки. В 2002 г. Минобороны заключил соглашение с Казанским авиазаводом на модернизацию этих 15 бомбардировщиков. В 2007 в отремонтированном состоянии находилось 14 летательных аппаратов (один разбился во время испытаний). С 2008 по 2017 было изготовлено ещё 2 военных самолёта. Сейчас их количество — 16 штук. Модернизированные воздушные судна Ту-160 М появились в 2016. До 2019 все летательные аппараты должны быть модернизированы до стандарта М.
В 2008 г. два военных самолёта с учебным вооружением отправились в Венесуэлу. Их полёт сопровождали истребители Су-27. В Венесуэле боевые машины совершили тренировочные вылеты над нейтральной водной поверхностью Атлантического океана. После выполнения миссии вернулись на свой аэродром под г. Энгельс.
Боевые летательные аппараты применялись в Сирии в 2015 г. для урегулирования военного конфликта. Боевые самолёты осуществляли вылеты и уничтожали вражеские цели. Удары наносились современными ракетами Х-555.
Вы считаете Ту-160 устаревшим “музейным экспонатом”?
ДаНет
Реестр самолётов
В продолжение традиций, начатых в отечественной авиации в конце 20-х — начале 30-х годов XX века, некоторым самолётам присваиваются собственные имена. Ту-160 называют в честь Героев Советского Союза и людей, непосредственно связанных с Дальней авиацией, Ту-95МС — в честь городов.
Ту-160
Именные Ту-160 | |||
---|---|---|---|
Б/н | Название | В честь кого назван | |
01 | «Михаил Громов» | Громов, Михаил Михайлович | разбился в 2003 году |
02 | «Василий Решетников» | Решетников, Василий Васильевич | |
03 | «Павел Таран» | Таран, Павел Андреевич | |
04 | «Иван Ярыгин» | Ярыгин, Иван Сергеевич | |
05 | «Александр Голованов» | Голованов, Александр Евгеньевич | |
06 | «Илья Муромец» | Илья Муромец | |
07 | «Александр Молодчий» | Молодчий, Александр Игнатьевич | |
08 | «Виталий Копылов» | Копылов, Виталий Егорович | принят 29 апреля 2008 года |
10 | «Николай Кузнецов» | Кузнецов, Николай Дмитриевич | наречён 9 августа 2008 года |
11 | «Василий Сенько» | Сенько, Василий Васильевич | |
12 | «Александр Новиков» | Новиков, Александр Александрович | |
14 | «Игорь Сикорский» | Сикорский, Игорь Иванович | наречён в августе 2012 года |
15 | «Владимир Судец» | Судец, Владимир Александрович | |
16 | «Алексей Плохов» | Плохов, Алексей Александрович | |
17 | «Валерий Чкалов» | Чкалов, Валерий Павлович | |
18 | «Андрей Туполев» | Туполев, Андрей Николаевич | |
19 | «Валентин Близнюк» | Близнюк, Валентин Иванович |
Ту-95МС
Именные Ту-95 | |||
---|---|---|---|
Б/н | Название | Город, в честь которого назван | |
10 | «Саратов» | Саратов | |
11 | «Воркута» | Воркута | |
12 | «Москва» | Москва | |
15 | «Калуга» | Калуга | |
16 | «Великий Новгород» | Великий Новгород | |
19 | «Красноярск» | Красноярск | наречён 22 августа 2010 года |
20 | «Дубна» | Дубна | наречён 5 июля 2008 года |
21 | «Самара» | Самара | наречён 9 августа 2008 года |
28 | «Севастополь» | Севастополь |
Ваш визит
Как добраться
- Из Саратова на проходящих автобусах (Ивантеевка, Новоузенск, Степное, Палласовку и др.) до Энгельса.
- Из Энгельса (с железнодорожного вокзала) до летного городка на автобусах № 284-а, ориентир остановки – самолет возле проходной.
- Можно доехать на такси: 8 (845-3) 71-18-11; 8 (845-3) 90-99-90. Просите довезти до Лётки или до воинской части.
Где остановиться
- Гостиница «Дорожная». Отель эконом-класса на 25 номеров. При гостинице есть магазин. Телефон для бронирования: 7 (845-3) 77-11-86;
- Гостиница «Новый век». Парк-отель с сауной, рестораном и баром. Телефон для бронирования: 8 (845-3) 79-57-75;
- Гостиница «Восток-99». Мини-отель на 5 номеров. Телефон для бронирования: 8 (845-3) 56-98-37;
- Гостиница «Эльдорадо». Номера класса «люкс» и «полулюкс». Телефон для бронирования: 8 (845-3) 56-24-77.
Бронь жилья нужно делать заранее.
6980-я гвардейская авиационная база 1-го разряда (в/ч 69806)
800-я авиационная база (в/ч 42829)
196-й военно-транспортный авиационный полк (в/ч 41486)
Аэродром Чкаловский (в/ч 15650-16)
Музей Дальней авиации
Именно на этом Ан-2 тренировались первые советские космонавты
Экспонат музея — самый большой в мире самолёт-заправщик 3МС-2
Экспонаты времён Второй мировой войны
На авиабазе Энгельс расположен Музей Дальней авиации. Этот уникальный музей под открытым небом был открыт 6 сентября 2000 года. Ежегодно его посещают более 5000 человек.
В экспозиции музея находятся:
- самолёты: Ил-62, 3МС-2, Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ту-95, Ту-22, Ту-134, Л-29, Л-39, Ту-22М3;
- крылатые ракеты: Х-55, Х-22НА, Х-20М, КСР-2УД;
- авиабомбы: ФАБ-9000М, ФАБ-5000М, ФАБ-3000М, ФАБ-1500М, ФАБ-500М, ФАБ-250М, ФАБ-250ТС, САБ-250Т, ОФАБ-250, НОСАБ-100ТК, ДОСАБ-100ТК;
- исторически ценные предметы: атрибутика Дальней авиации России, памятные фотографии, обломки редких самолётов.
В фондах музея содержатся также книги для отзывов, записи в которых оставляли президенты Б. Н. Ельцин и В. В. Путин.
Для музея выделено помещение, где представлены модели самолётов, стенды, иллюстрирующие историю Дальней авиации, приборные панели самолётов, авиационное вооружение.
Директор музея — майор запаса Сергей Александрович Воронов.
Информация для мамы
Посылки и письма
6950-я авиабаза г. Энгельс
Адрес части: 413101, Саратовская область, г. Энгельс-1, войсковая часть 06987, ФИО солдата, наименование подразделения (узнайте у военнослужащего).
Адрес почтового отделения: 413101, Саратовская область, г. Энгельс-1, ул. Летный городок, 41. Отделение находится на территории военгородка, солдаты получают посылки по предъявлению военного билета. На почту водят группами, по 5-10 человек.
Контактные телефоны
8 (845-3) 74-99-69 – коммутатор части;
8 (845-2) 73-51-46 – справочная госпиталя;
8 (845-3) 72-28-77 – телефон почтового отделения.
Аэродром авиабазы
Музей
На авиабазе Энгельс находится Музей дальней авиации. Этот уникальный музей под открытым небом был открыт 6 сентября 2000 года. Ежегодно его посещают более 5000 человек.
В музее представлены:
- самолеты: Ил-62 , 3МС-2 , Ан-2 , Ан-12 , Ан-24 , Ту-95 , Ту-22 , Ту-134 , Л-29 , Л-39 , Ту-22М3 ;
- крылатые ракеты: Х-55 , Х-22НА , Х-20М , КСР-2УД ;
- бомбы: ФАБ-9000 М, ФАБ-5000 М, ФАБ-3000 М, ФАБ-1500 М, ФАБ-500 М, ФАБ-250 М, ФАБ-250 ТС, САБ-250 Т, ОФАБ-250 , НОСАБ-100ТК , ДОСАБ-100 ТС;
- исторически ценные предметы: атрибуты Дальней авиации России, памятные фотографии, фрагменты редких самолетов.
В музее также хранятся книги для рецензий, записи о которых оставили президенты Борис Ельцин и Владимир Путин .
Для музея выделен зал, в котором представлены модели самолетов, стенды, иллюстрирующие историю дальней авиации, приборные панели самолетов и вооружение самолетов.
Директор музея — майор заповедника Сергей Александрович Воронов.
Аварии и катастрофы
22 августа 1955 года произошла катастрофа бомбардировщика М-4. Сразу после взлёта на высоте 25-40 метров самолёт свалился на крыло и взорвался, ударившись о землю. Погибли все 8 членов экипажа.
26 июня 1956 года сразу после отрыва от ВПП упал на землю бомбардировщик М-4. Погиб экипаж в составе 6 человек.
13 мая 1975 года потерпел крушение стратегический бомбардировщик 3М. На высоте 5000 метров началось задымление самолёта, после чего произошёл взрыв. Погибли 6 человек.
8 августа 1984 года разбился ещё один 3М. В режиме набора высоты загорелся двигатель, самолёт потерял устойчивость и столкнулся с землёй. Погибли пять человек.
16 мая 1992 года при перелёте в Семипалатинск на высоте 8 тыс. 100 метров в 220 км восточнее Саратова над п. Октябрьский столкнулись два самолёта 3МС-2. 11 человек погибло. Всего экипаж 2-х машин составлял 14 человек. Один из заправщиков развалился в воздухе, никто из членов экипажа не спасся. Четверо лётчиков другого «борта» катапультировались. Трое, майор Сергей Челяпин, старшие лейтенанты Владимир Баев и Андрей Савко выжили, у четвёртого, капитана Александра Мостового, не сработало отделение от кресла. Эти самолёты накануне, 9 мая, участвовали в параде в Москве, где выполнили манёвр «смена ведущего и ведомого». Именно при выполнении этого манёвра 16 мая 1992 года и произошло столкновение.
18 сентября 2003 года в 11:04 московского времени стратегический бомбардировщик Ту-160 «Михаил Громов» с бортовым номером «01» разбился в Советском районе Саратовской области, в сорока километрах от аэродрома. Самолёт совершал плановый облёт после замены одного из четырёх двигателей. Катастрофа произошла из-за пожара на борту Ту-160 — загорелся один из двигателей под правым крылом. На борту машины находились четверо членов экипажа: командир Юрий Дейнеко, второй пилот Олег Федусенко, а также штурманы Григорий Колчин и Сергей Сухоруков. Все они погибли.
Реестр самолётов
В продолжение традиций, начатых в отечественной авиации в конце 20-х — начале 30-х годов XX века, некоторым самолётам присваиваются собственные имена. Ту-160 называют в честь Героев Советского Союза и людей, непосредственно связанных с Дальней авиацией, Ту-95МС — в честь городов.
Ту-160
Именные Ту-160 | |||
---|---|---|---|
Б/н | Название | В честь кого назван | |
01 | «Михаил Громов» | Громов, Михаил Михайлович | разбился в 2003 году |
02 | «Василий Решетников» | Решетников, Василий Васильевич | |
03 | «Павел Таран» | Таран, Павел Андреевич | |
04 | «Иван Ярыгин» | Ярыгин, Иван Сергеевич | |
05 | «Александр Голованов» | Голованов, Александр Евгеньевич | |
06 | «Илья Муромец» | Илья Муромец | |
07 | «Александр Молодчий» | Молодчий, Александр Игнатьевич | |
08 | «Виталий Копылов» | Копылов, Виталий Егорович | принят 29 апреля 2008 года |
10 | «Николай Кузнецов» | Кузнецов, Николай Дмитриевич | наречён 9 августа 2008 года |
11 | «Василий Сенько» | Сенько, Василий Васильевич | |
12 | «Александр Новиков» | Новиков, Александр Александрович | |
14 | «Игорь Сикорский» | Сикорский, Игорь Иванович | наречён в августе 2012 года |
15 | «Владимир Судец» | Судец, Владимир Александрович | |
16 | «Алексей Плохов» | Плохов, Алексей Александрович | |
17 | «Валерий Чкалов» | Чкалов, Валерий Павлович | |
18 | «Андрей Туполев» | Туполев, Андрей Николаевич | |
19 | «Валентин Близнюк» | Близнюк, Валентин Иванович |
Ту-95МС
Именные Ту-95 | |||
---|---|---|---|
Б/н | Название | Город, в честь которого назван | |
10 | «Саратов» | Саратов | |
11 | «Воркута» | Воркута | |
12 | «Москва» | Москва | |
15 | «Калуга» | Калуга | |
16 | «Великий Новгород» | Великий Новгород | |
19 | «Красноярск» | Красноярск | наречён 22 августа 2010 года |
20 | «Дубна» | Дубна | наречён 5 июля 2008 года |
21 | «Самара» | Самара | наречён 9 августа 2008 года |
28 | «Севастополь» | Севастополь |