Зарождение и довоенное развитие японской авиации

Авиация флота Японии

Японская морская авиация подразделялась на палубную авиацию и авиацию берегового базирования. Высшими оперативными объединениями морской авиации Японии являлись:

  • флот — кантай,
  • воздушный флот — коку кантай,
  • региональный флот — хомен кантай.

Основной тактической единицей палубной авиации был сентай — 36-64 самолета (обычно с двух авианосцев). В коку кантай входило несколько сентаев. Позже вместо сентая основной тактической единицей стал кокутай (корпус). Как и в армейской авиации (см. выше по тексту), к наименованию тактической единицы морской авиации иногда добавлялось название типа входивших в него самолетов:

  • истребители — сентоки,
  • пикирующие бомбардировщики — кьюко-ку,
  • торпедоносцы — райгекики,
  • бомбардировщики — дзубаку,
  • дальние бомбардировщики — енкийоки,
  • разведчики — тейсацу,
  • поплавковые истребители — фурато сентоки,
  • летающие лодки — хико.

В наименованиях тактических единиц, которые предназначались для выполнения конкретных задач, часто употреблялось место их назначения (или место базирования).

Самолеты Императорского флота Японии

Палубные истребители Палубные пикирующие бомбардировщики
Палубные торпедоносцы и бомбардировщики Палубные разведывательные самолеты
Истребители наземного базирования Ночные истребители
Бомбардировщики наземного базирования Патрульные бомбардировщики
Разведывательные самолеты Транспортные самолеты
Учебно-тренировочные самолеты Самолеты специального назначения
Летающие лодки Истребители-гидропланы
Разведывательные гидросамолёты Гидросамолеты специального назначения

Обозначения самолетов авиации флота Японии

В начале Второй мировой войны в японском флоте имелись две системы обозначения самолетов — длинное и короткое. В первом варианте (длинная система обозначения) брались две последние цифры текущего года по японскому летоисчислению: если для 1940 года соответствует 2600 год, то обозначение имело вид — тип 0 (здесь же уточним: в армейской авиации — тип 100). Если нужно было обозначить модификацию самолета Японии, то в длинном обозначении использовался двухзначный номер: тогда первая цифра обозначала номер модификации, а вторая — номер модификации двигателя. Таким образом, например, модель 11 — это первая серийная модификация, модель 21 — вторую серийная модификация с первоначальным двигателем, тогда как модель 22 — это уже вторая модификация с новым типом двигателя. В случае обозначения дополнительных доработок одной модификации использовались иероглифы («Ко», «Оцу» или «Хей») или латинские буквы (a, b, c).

  • S — «Сасебо»,
  • Si — «Сова»,
  • V — «Воут»,
  • W — «Ватанабе» (позднее «Кюсю»),
  • Y — «Йокосука»,
  • Z — «Мизуно».

Номер модели данного самолета находился в конце буквенно-цифровой комбинации. Если в самолет вносили незначительные изменения, то модификацию обозначали латинской буквой. Когда, в с течением времени менялось назначения самолета, то дописывалась буква (через дефис) в соответствии с новым применением. В ходе второй мировой войны на флот для дополнительного обозначения самолетов стали использовать также и собственные имена самолетов, это было сделано в том числе и с целью соблюдения режима секретности, чтобы скрыть от противников назначение машины.

Конечно, для европейцев подобная система обозначения самолетов кажется сложной, и со второй половины 1942 года союзники начали давать японским самолетам второй мировой войны собственные наименования. Вначале все истребители получили наименование «Зеро», а бомбардировщики — «Мицубиси». Но с лета 1944 года был введен другой принцип наименования японских самолетов:

  • истребители получили мужские имена,
  • бомбардировщики, разведчики и транспортные самолеты — женские (название транспортников начиналось с буквы «Т»),
  • тренировочные самолеты — названия деревьев,
  • планеры — птиц.

Армейская авиация Японии

Декабрь 1941 года. До нападения на Перл-Харбор армейская авиация Японии насчитывала примерно 4300 самолетов, а морская авиация — около 3000 самолетов. Основной единицей армейской авиации стал в то время был хикосентай (или просто сентай) — эквивалент группе или полку, и состоявший обычно он состоял из трех или более чутаев (эскадрилий) и одного сентай хомбу (штабного звена).

  • Сентай обычно насчитывал 27 — 49 самолетов. В состав чутаев входило 3-4 сотаев (звеньев), в каждом из которых было по 3 самолета.
  • От 3 до 5 сентаев объединялись в хикодан (крыло или бригаду) под руководством генерал-майора или полковника.
  • Хикосидан (дивизия) состояла из 2-4 хикоданов, а также других подразделения (такие как тренировочные сентай или отдельные подразделения, непосредственно подчинявшиеся командованию хикосидана).
  • Кокугун (воздушная армия) состояла из 2-3 хикосиданов.

К названию каждого формирования добавлялось наименование типа входящих в него самолетов:

  • истребители — сен-токи,
  • легкие бомбардировщики — кейбаку,
  • тяжелые бомбардировщики — дзу-баку,
  • разведчики — тейсацу,
  • учебно-тренировочные самолеты — пенсуки.

Также надо отметить существование отдельных подразделений, действовавших независимо от частей регулярной авиации:

  • независимая боевая группа или полк — докорицу хикотай,
  • независимая эскадрилья — докорицу чутай.

Эти подразделения обычно присоединялись непосредственно к авиадивизии или воздушной армии, иногда, в случае необходимости, придавались в подчинение меньших подразделений.  Из нескольких тренировочных чутаев и не менее одного инструкторского сентая состояли учебно-тренировочные подразделения, в задачу которых входила также и охрана воздушного пространства над Японскими островами, кроме, разумеется, подготовки летного состава.

Обозначения самолетов армейской авиации Японии

С 1932 года все армейские самолеты получили обозначение «Ки» («китай» — конструкция) и порядковый номер (к примеру: Ки-61). Модели самолета обозначались римскими цифрами, самолеты одной модели, кроме того, различались в зависимости от модификации дополнительным иероглифом (позже их заменили латинскими буквами): «Каи» (а) — изменения в конструкции планера, «Ко» (b) — изменение силовой установки, «Оцу» (с) — изменение в оборудовании или в назначении самолета, «Хей» (d) — изменение в вооружении.

Помимо короткого обозначения использовалась и нумерация по годам принятия образца на вооружение, включавшая краткое описание назначения самолета. Нумерация велась по японской системе летоисчисления, в обозначении самолета указывались только последние цифры года. Так, самолет, принятый на вооружение в 1939 году (то есть в 2599 году по японскому летоисчислению) имел обозначение тип 99, принятый на вооружение в 1940 году (или в 2600-ом) — тип 100, а принятый на вооружение в 1942 году (или в 2602 г.) — тип 2 и так далее. В результате длинное обозначение выглядело, например, так:

  • Ки-61-Ia — истребитель армейский тип 3 модель 1А (тип 3 по году 2603),
  • Ки-61-Ib — истребитель армейский тип 3 модель 1В.

Кроме короткой и длинной систем обозначений, начиная с вступления Японии во Вторую мировую войну, самолеты получали также и короткие названия, которые применялись для различных целей (как то: запутать разведслужбы союзников).

Самолеты Императорской армии Японии

Истребители Ночные и тяжелые истребители
Бомбардировщики Разведывательные самолеты
Транспортные самолеты Учебно-тренировочные самолеты
Штурмовики Самолеты специального назначения

IMAM Ro.57. Италия

Муссолини, реализуя свои амбициозные планы, потребовал от авиапроизводителей создания тяжелого истребителя для сопровождения бомбардировщиков. Кроме того, самолет предполагалось использовать в качестве перехватчика и барражирующего истребителя, на что одномоторные истребители явно не годились по запасу топлива. 

В итоге появился герой нашего короткого рассказа: IMAM Ro.57. 

Сказать, что самолет был выдающимся, в общем и целом нельзя. Однако, как и все итальянские самолеты того времени он обладал весьма приличной аэродинамикой и управляемостью. Двигатели, которые устанавливались на самолет, не были способны дать истребителю выдающуюся скорость. Очень сильно подкачало вооружение, которое состояло всего из двух 12,7-мм пулеметов, установленных в носовой части фюзеляжа.

В целом самолет получился «на отвали». Особенно в плане вооружения. Если сравнить с одноклассниками, то IMAM Ro.57 был слабейшим в этом плане в своем классе. Несмотря на это Regia Aeronautica не собиралась отказываться от этого проекта и предложила фирме IMAM доработать самолёт.

В результате в 1941 году была создана модифицированная версия IMAM Ro.57bis, оснащенная двумя 20-мм пушками и тормозными решетками, что дало самолету возможность сбрасывать бомбы с пикирования. К сожалению силовая установка осталась прежней (два Fiat A.74 RC.38, мощностью 840 л.с. каждый), что привело к дальнейшему снижению летных характеристик.

Это имело серьезные последствия для судьбы самолета: первоначальный заказ на 200 самолетов Ro.57 был пересмотрен в сторону уменьшения до 90 самолетов. Планировалось, что выпуск Ro.57 составит 50-60 машин, но было уже ясно, что этот самолет уже не нужен: в 1939 году это еще был хороший перехватчик со слабым вооружением (два 12,7-мм пулемета), четыре года спустя (за время от опытного образца до серийного производства) это была уже устаревшая машина даже с усиленным до двух 20-мм пушек вооружением.

Самолет принял участие в боевых действиях, но из-за откровенно слабого вооружения не показал каких-либо результатов. В результате боевых действий до капитуляции Италии дожили всего четыре экземпляра Ro.57. 

Достоинства: маневренность

Недостатки: вооружение, которое не позволило машине стать реальным истребителем

«Юнкерс Ю-87» (Junkers Ju 87)

«Юнкерс Ю-87» — это пикирующий бомбардировщик и штурмовик с двухместной кабиной и одним мотором. Немецкая модель выделялась крылом «перевернутая чайка». Из-за такой конфигурации и в сочетании с неубирающимся шасси немецкий бомбардировщик во время пикирования издавал характерный рев.

«Юнкерс Ю-87» отличался низкой скоростью и малым запасом хода. Но, несмотря на такие характеристики, данный аппарат считался одним из лучших бомбардировщиков нацистской Германии из-за точности метания.

«Юнкерс Ю-87» выпускался в 10 модификациях с 1937 по 1944 год. За этот период немецкая промышленность произвела более 5,7 тысячи экземпляров бомбардировщика. Инженеры также создали несколько специализированных версий «Юнкерс Ю-87», предназначенных для поражения танков, кораблей и другой военной техники.

Наступление 1941–42 годов

Бомбардировка центра Британского Гонконга японской авиацией, Гонконгская оборона, 8 декабря 1941 года

Карта японского наступления с по 1942 год

Императорский флот Японии внезапно напал на Перл-Харбор, Оаху, Гавайи, в воскресенье утром, 7 декабря 1941 года. Тихоокеанский флот и ВВС США понесли значительные потери. Основная цель атаки состояла в том, чтобы вывести Соединенные Штаты из строя на достаточно долгое время, чтобы Япония смогла создать свою давно спланированную империю в Юго-Восточной Азии и защищаемые буферные зоны. Однако, как опасался адмирал Ямамото, атака не нанесла серьезного ущерба ВМС США, при этом были проигнорированы такие приоритетные цели, как три авианосца Тихоокеанского флота в море и жизненно важные береговые объекты, разрушение которых также могло бы нанести существенный вред флоту. Из более серьезных последствий, общественность США сочла нападение варварским и предательским актом и сплотилась против Японской империи. Соединенные Штаты вошли в Европейский театр и Тихоокеанский театр в полном составе. Четыре дня спустя Адольф Гитлер и Бенито Муссолини объявили войну Соединенным Штатам. После нападения на Перл-Харбор японцы начали наступление на союзников в Восточной и Юго-Восточной Азии, с одновременными атаками на Британский Гонконг, Таиланд, Британскую Малайю, Голландскую Ост-Индию, Гуам, остров Уэйк, острова Гилберта, Борнео и Филиппины.

К 1942 году Японская империя начала наступление в Новой Гвинее, Сингапуре, Бирме, Юньнани и Индии, Соломоновых Островах, Тиморе, Острове Рождества и Андаманских островах.

Карта Кентербери, Новая Зеландия, подготовленная японскими военными после нападения на Перл-Харбор.

Наступление в Юго-Восточной Азии

Кампании в Юго-Восточной Азии предшествовали годы пропагандистской и шпионской деятельности, проводимой в этом регионе Японской империей. Японцы поддерживали свое видение Великой восточноазиатской сферы сопроцветания и «Азии для азиатов» для жителей Юго-Восточной Азии, живших под европейским колониальным правлением в течение нескольких поколений. В результате многие жители некоторых колоний (особенно Индонезии) встали на сторону японских оккупантов из антиколониальных соображений. Однако этнические китайцы, которые стали свидетелями последствий японской оккупации на своей родине, не встали на сторону японцев.

Японские войска маршируют по улицам Лабуана, Борнео 14 января 1942 года

Гонконг сдался японцам 25 декабря. В Малайе японцы разбили армию союзников, состоящую из британских, индийских, австралийских и малайских войск. Японцы смогли быстро продвинуться вниз по Малайскому полуострову, вынудив союзные войска отступить в сторону Сингапура. У союзников не было прикрытия с воздуха и достаточного количества танков; японцы имели господство в воздухе. Потопление HMS Prince of Wales и HMS Repulse 10 декабря 1941 года привело к тому, что восточное побережье Малайи было занято японцами и лишилось британской военно-морской мощи в этом районе. К концу января 1942 года последние силы союзников пересекли пролив Джохор и вошли в Сингапур. На Филиппинах японцы оттеснили объединенные филиппино-американские силы к полуострову Батаан, а затем к острову Коррехидор. К январю 1942 года генерал Дуглас Макартур и президент Мануэль Кесон были вынуждены бежать из-за наступления японцев. Это стало одним из самых страшных поражений, понесенных американцами, в результате чего более 70 000 американских и филиппинских военных попали в плен к японцам.

Победившие японские войска маршируют по центру города, Сингапурская оборона, февраль 1942. (Фото из Имперского военного музея)

15 февраля 1942 года Сингапур из-за подавляющего превосходства японских сил и тактики окружения пал перед японцами, что привело к крупнейшей в истории капитуляции военнослужащих под командованием Великобритании. Приблизительно 80 000 индийских, австралийских и британских солдат были взяты в плен, вместе с 50 000, взятыми во время японского вторжения в Малайю. Многие позже использовались на принудительных работах на строительстве Бирманской железной дороги. Сразу после вторжения в Британскую Малайю японские военные устроили этническую чистку по отношению к китайскому населению.

Затем японцы захватили ключевые зоны нефтедобычи на Борнео, Центральной Яве, Маланге, Чепу, Суматре и Нидерландской Новой Гвинее, нанеся поражение голландским войскам. Однако саботаж союзников помешал японцам восстановить добычу нефти до довоенного пика. Затем японцы укрепили свои линии снабжения, захватив ключевые острова Тихого океана, включая Гуадалканал.

M

Имя Убивает Классифицировать Услуга Награды Примечания
Хидео Маэда 13 KIA 17.2.1944 г.
Коичи Магара 8 KIA 14.9.1942 г.
Акио Мацуба 16 + 2 в Китае Лейтенант младший чин IJN
Дзиро Мацуда 7 + 2 в Китае
Масао Масуяма 17
Морио Мацуи 21 год KIA 18.05.44
Сусуму Мацуки 6, 2 вероятных, 3 общих
Момото Мацумура 13 KIA 25.8.1944 г.
Хиденори Мацунага 16 KIA 23.4.1945
Эйтоку Мацунага 16
Хиденори Мацунага KIA 23/4/45
Кагемицу Мацуо 10 KIA 23.12.1943 г.
Тошио Мацуура 5 + 10 в Китае KIA 2.12.1943 г.
Ёсими Минами 6 + 9 в Китае Лейтенант IJN KIA в нападении камикадзе 25.11.1944
Ёсидзиро Минэгиши 6 + 3 в Китае KIA 6.2.1944
Масоа Миямару?
Горо Миямото 26
Зенджиро Мияно 16 KIA 16.6.1943
Масахиро Мицуда 16
Кадзунори Миябэ 6 KIA 3.11.1943 г.
Хидео Миябе 12
Исаму Миядзаки 13 Умер в 2012 г.
Гитаро Миядзаки 11 + 2 в Китае KIA 1.6.1942 г.
Исаму Мочизуки 7 Лейтенант IJN KIA февраль 1944 г. в наземных действиях
Мицугу Мори 5 + 4 в Китае Лейтенант младший чин IJN Умер в 1960 г.
Хидео Моринио 8 + 1 в Китае
Ютака Мориока 5
Тооо Мориура 8 KIA 25.10.1942 г.
Нобору Муне 14 KIA 19.11.1944 г.
Кадзуо Муранака 7 + 1 в Китае
Канэёси «Кинсуке» Муто ( я: 武 藤 金 義) 23 + 5 в Китае прапорщик IJN KIA 24.07.1945 г.

Перспективные винтовые самолеты

Чтобы иметь возможность ответить на вызов, авиастроительная компания Nakajima AircraftCompany сосредоточилась на разработке и подготовке для серийного производства Ki-87 – высотного истребителя, который должен иметь мощное вооружение, приводиться в движение одним двигателем (оснащенным системой с турбонаддувом)  мощностью 2400 л.с. Максимальная скорость, которую мог бы развить самолет должна быть не менее 440 миль/ч (708 км/ч). Однако, проблемы, возникшие, с двигателем, привели к тому, что серийное производство самолетов было отложено. В итоге, был выпущен лишь один прототип Ki-87. Между тем, Tachikawa (другая авиационная строительная компания Японии) ведет разработки Ki-94-II — аналогичного истребителя, предполагаемая максимальная скорость которого – 450 миль/ч (724 км/ч). Поскольку выглядело это весьма многообещающе, был сделан заказ на производство 18 опытных Ki-94-II. Однако, первый полет был запланирован лишь на 18 августа 1945 года (т.е. три дня спустя после капитуляции Японии).

Истребитель Kyushu J7W1 Shinden («Сотрясающая молния»), ориентировочно 1945 г

Другие компании, такие, например, как Kawasaki и Mitsubishi также не теряли времени даром. В тот период, как в стадии постройки, так и в виде «бумажных проектов» находилось много других перспективных винтовых истребителей. Но, пожалуй, самая необычная схема ЛА была у, построенного для Императорского флота Японии, истребителя Kyushu J7W1 Shinden(аэродинамическая схема «утка», при которой у ЛА горизонтальное оперение расположено впереди основного крыла), приводимого в движение шести лопастным толкающим винтом. С располагавшимся в задней части гондолы двигателем, и рулем высоты (в передней части), J7W1 был единственным самолетом, такой аэродинамической схемы, заказ на производство которого, во время Второй мировой войны был сделан кем-либо из воюющих сторон. Идея такой необычной компоновки принадлежала капитану технического штаба японского флота Цуруно Масаёси (Masaoki Tsuruno), который надеялся, что впоследствии, поршневой двигатель с толкающим винтом будет заменен на радиальный 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-43 12 (MK9D) мощностью 2130 л.с. Как бы то ни было, но в июне 1944 года было выдано разрешение и начались работы над столь необходимым высотным истребителем, в котором так отчаянно нуждалась Япония. Десять месяцев спустя был готов первый прототип (всего их было построено два). К сожалению для Японии, из-за проблем, связанных с вибрацией двигателя и сильным реактивным моментом винта, летные испытания были отложены до начала августа 1945 года. При предполагаемой максимальной скорости 466 миль/ч (750 км/ч) Shinden мог бы стать сильным противником, а уж оснащенный реактивным двигателем (модификация J7W2), и тем более.

11 августа 1945 г. Истребитель-бомбардировщик Nakajima Kikka («Orange Blossom») перед своим вторым (но прерванным) полетом. В кабине находится летчик-испытатель Lt. Cmdr. Susumu Takaoka. Перед крылом и сзади, недалеко от хвоста, видны члены обслуживающей технической команды.

Як-9

Як-9 стал самым массовым самолетом, который производился в 40-х годах на территории СССР. За это время советские конструкторы создали 22 модификации летательного аппарата, из которых 15 поступили в соответствующие армейские подразделения.

Такой популярности способствовало то, что Як-9 отличался простотой конструкции. Самолет состоял не только из алюминия: часть деталей изготавливалась из древесины. Як-9 после внесенных изменений стал способен противостоять немецким «Мессершмидтам». Но последние выигрывали схватки с советским самолетом на больших высотах.

За время производства Як-9 получил:

  • 5 типов двигателей;
  • 6 вариантов топливных баков;
  • 7 видов вооружения;
  • 2 варианта оборудования специального назначения.

Также советские войска использовали Як-9 с двумя разновидностями крыльев: смешанные и цельнометаллические.

S

Имя Убивает Классифицировать Услуга Награды Примечания
Сёго Сайто 26 KIA 02.07.44
Тиёси Сайто 7 KIA 07.02.1943
Сабуро Сайто 18
Тосио Сакагава 49 КИФА 19.12.1944
Сабуро Сакаи ( я: 坂 井 三郎) 69 Лейтенант младший чин IJN Умер 22.09.2000 г.
Иори Сакаи 9
Такао Сакано 10
Дзюнъити Сасай ( я: 笹 井 醇 一) 54 Лейтенант младший лейтенант-командир (посмертно) Орден Золотого коршуна KIA 26.8.1942, по прозвищу «Рихтгофен Рабаульский»
Томокадзу Сасай 10
Ёсиичи Сасаки 6
Исаму Сасаки 38 Букошо (2-й класс)
Масао Сасакибара 12 прапорщик IJN
Хитоши Сато 8 KIA 11.11.1943
Гонношин Сато 5 KIA 11.04.45
Мицугу Савада 12, 1 общий KIA 03.05.1943
Эйдзи Сейно 15
Хироши Секигучи 7 + 1 общие
Киёси Сэкия 11 KIA 24.06.44
Хироши Шибагаки 13 KIA 22.01.1944
Рикио (Рикия) Шибата 13 + 14 в Китае 18.12.1944
Сэкидзэн Шибаяма 13
Сигэру Сибукава 15
Ёсио Сига 6 Лейтенант командир IJN
Масами Сига 6
Ясухиро Шигемацу 10 KIA 07.08.1944
Кацума Сигеми 8 KIA 02.04.1943
Кендзи Шимада 27 МВД 15.09.1939
Масааки Шимакава 8, 12 общие Мичман IJN Умер 25.09.1997.
Киёси Симидзу 12 KIA 26.01.45
Кадзуо Симидзу 18
Такеши Симидзу 9
Юкио Симокава 19
Хиромити Шинохара ( я: 篠 原 弘道) 58 Уорент-офицер второй лейтенант (посмертно) IJA KIA 27.08.1939 по прозвищу «Рихтгофен Востока»
Тосио Сиодзура 20
Ёсидзиро Сирахама 11
Нагао Шираи 13 (в том числе 11 х Б-29)
Тошихиса Сиракава 9 KIA 22.09.1943
Аяо Сиране
Наохару Широмото
Хиронодзё Шишимото
Тадаши Шоно
Токуя Судо
Тошиюки Суэда
Кадзуо Сугино ( я: 杉 野 計 雄)
Шигео Сугио
Шоичи Сугита ( я: 杉 田庄 一) 120
Теруо Сугияма
Мотонари Сухо
Тадао Суми Букошо (1-й класс)
Гоичи Сумино
Минору Сузуки
Хироши Сузуки
Киёнобу Сузуки 9 Мичман IJN KIA 26.10.1942 г.

Истребитель «Брюстер F2A Буффало»

Недалеко от Мурманска находится арктическое озеро Куолаярва. В течение четырех лет в нем проводились поисковые работы, которые в 1998 году все же увенчались успехом. На дне водоема был обнаружен финский истребитель с названием «Брюстер F2A Буффало» и это единственный во всем мире экземпляр самолета, который сохранился. Управлял им известный пилот Лаури Пекури. Во время войны его истребитель был подбит советским самолетам, отчего Пекури пришлось совершить вынужденную посадку на замерзшее озеро.

В этом бою пилот финского истребителя сбил два советских самолета, но мотор его истребителя был выведен из строя одним из снарядов. Сам пилот после посадки успел спастись, а вот «Брюстер F2A Буффало» пошел ко дну. Подняли истребитель, который смог хорошо сохраниться, на сушу через несколько десятилетий. Такую находку сперва отправили Финляндию, где выставляли в Центральном музее авиации, а через некоторое время переправили в Соединенные Штаты Америки, где он стал экспонатом одного из военных музеев.

А

Имя Убивает Классифицировать Услуга Награды Примечания
Кеничи Абэ (阿 部 健 市) 10 (пять вместе) Главный старшина IJN Пережил Вторую мировую войну.
Такахидэ Айои (相 生 高 秀) 10 Командир IJN 5 побед во Второй китайско-японской войне ; позже служил вице-адмиралом в JMSDF
Садааки Акамацу (赤松 貞 明) 27 Лейтенант младший чин IJN 11 побед во Второй китайско-японской войне
Сатору Анабуки (穴 吹 智) 39 Сержант-майор IJA Позже служил подполковником в JGSDF.
Кацуми Анма (安 間 克 巳) 27 IJA KIA 8 апреля 1942 г.
Ёситугу Арамаки (荒 蒔 義 次) 5 IJA
Ёсисуке Арита (有 田 義 助) 5 IJN
Мицудзо Асаи 7 IJA
Дзиро Асано (浅 野 二郎) 10 IJA
Томита Атаке (阿 武 富 太) 10 IJN

Филиппины

Когда японцы напали на филиппинский архипелаг, их авиация с большим успехом атаковала американские аэродромы. Большим сюрпризом для американцев стала потеря в первые дни кампании  большей части своей авиации, включая самые современные самолеты — Curtiss P-40 и Boeing B-17 — из числа находившихся на островах. На Филиппинах бои продолжались почти шесть месяцев, и японские войска смогли найти немного самолетов в летном состоянии.

Поэтому не удивительно, что на Филиппинах из числа захваченных японцами могли быть использованы только два тяжелых бомбардировщика Boeing B-17D (40-3069 и 40-3095 из 19-й бомбардировочной авиагруппы), причем эти машины были восстановлены за счет «каннибализации» оставшихся нелетными других машин. 8 декабря 1941 года оба четырехдвигателльных самолета были сильно повреждены в ходе налета вражеской авиации на аэродром Кларк-Филд (Clark Field) и после этого американцами не ремонтировались. Со своей стороны японцы, воспользовавшись обломками оставленных на аэродроме разбитых самолетов, смогли восстановить B-17. После восстановления эти два бомбардировщика были доставлены в Японию, где был представлен на нескольких выставках трофейной авиатехники союзников (в июле 1942 и апреле 1943 года).

Само собой разумеется, что технический институт Императорской армии самым тщательным образом изучил эти самолеты. Затем в июде 1942 года они использовались для обучения летчиков-истребителей ПВО. В частности один из бомбардировщиков Boeing B-17D совместно Ki-27 из 244-го сентая во время авиашоу, организованного на базе Тёфу (Chōfu), выполнили показательный воздушный бой. Другой B-17 (на этот раз модификации E) был захвачен в Голландской Ост-Индии и использован японцами (об этом самолете далее в статье).

Также на Филиппинах было захвачено несколько истребителей (Curtiss P-40 и Seversky P-35), но точное число пока установить не удалось. Истребителям P-40 японцы нашли применение, тогда как машины компании Александра Прокофьева-Северского, скорее всего, остались не у дел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector