Подводные лодки типа «вирджиния»

Многозадачность

Обе лодки приспособлены к выполнению самых разных задач.


К-560 «Северодвинск»

Достоинство «Ясеня», которое определяется его вооружением, — способность бороться в том числе с авианосными соединениями. «Вирджинию» они интересуют мало — за практическим отсутствием их у потенциальных оппонентов (на тех, что есть, хватит и собственных авианосцев ВМС США). «Противокорабельные» возможности для неё сочли излишними.

На «Ясене», в свою очередь, с этим не заморачивались. Для специальных операций у ВМФ России есть свой набор специальных лодок. Например… Впрочем, эээ… замнем.

Рейтинг:

«Ясень» — 4 «Вирджиния» — 4

Минно-торпедное вооружение

Все АПЛ типа Virginia оснащены 4-мя 533-мм торпедным аппаратом для 26 торпед Мк 48 ADVCAP Mod 6. Торпеды «Gould Mark 48» разработаны для поражения надводных целей и скоростных подводных лодок. Использует активную и пассивную систему самонаведения. Также эти торпеды оборудованы системой многократной атаки, которая применяется при потере цели. Торпеда самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку цели. Торпеда обладает дальностью до 38км при скорости хода 55 узлов или до 50км с скоростью 40 узлов. Максимальная глубина погружения — 800 метров.

Для подводных лодок, также предусмотрено использования вместо торпед ракет «Гарпун» — это малогабаритная ракета имеет дозвуковую скорость полёта, осколочно-фугасную боевую часть массой 225 кг, максимальная дальность стрельбы зависит от носителя, модификации ракеты и целеуказания и составляет от 90 до 220 км (280 км у модификации SLAM, а ряд не принятых на вооружение версий ракеты имел и большую дальность).

Запуск ракеты «Гарпун»

Торпеда Мк 48 ADVCAP

Общие сведения

Ударные АПЛ типа Virginia являются улучшенными многофункциональными атомными подводными лодками с применением технологии «Стелс» предназначенными для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций.

Несмотря на то что для замены АПЛ типа «Лос-Анджелес», составляющих основу американских многоцелевых АПЛ была разработана АПЛ «Си Вулф» («Морской волк»), предназначенная в основном для борьбы с Советскими АПЛ, её слишком высокая стоимость, а также изменение стратегических приоритетов, привели к выработке ВМС США требований по созданию новой, меньшей ударной АПЛ нового поколения.

Скрытность

Обе лодки изготовлены с учётом почти векового опыта борьбы подводников за скрытность и малошумность, но компромиссные решения есть у обоих типов.

«Вирджиния», созданная с оглядкой на экономию бюджета, достаточно компактна — подводное водоизмещение около 7900 тонн. С одной стороны, это снижает шумность за счёт сокращения омываемой водой площади поверхности корпуса. С другой — не позволяет эффективно применить ряд новейших разработок в области звукоизоляции агрегатов и механизмов. Тесно!

Кроме того, «Вирджиния», традиционно для американцев, лодка однокорпусная — её прочный корпус не прикрыт снаружи вторым, лёгким корпусом-оболочкой. Из-за этого обтекатели части систем выступают снаружи корпуса и вносят свою лепту в образование предательских пузырьков. Шум от их схлопывания может выдать лодку неприятельскому акустику. Отчасти скрытность улучшает водомётный движитель — «архимедов винт», который позволяет значительно снизить шум по сравнению с традиционными винтами, но — ценой низкой скорости хода.

«Ясень» более крупный — почти 14000 тонн под водой. Это обусловлено и двухкорпусной конструкцией субмарины, и набором вооружения и оборудования. Размеры, с одной стороны, повышают вероятность обнаружения акустическими средствами: больше площадь поверхности корпуса, омываемая водой, — больше шума. Магнитными средствами «Ясень» обнаружить тоже проще — большая масса стали. С другой стороны, почти на полметра больший внутренний диаметр прочного корпуса даёт выигрыш во многие сотни кубов полезного объёма. Это позволяет разместить «шумящие» агрегаты и средства шумоподавления оптимальным образом, максимально сократив утечку звуков.


К-560 «Северодвинск» (фото: Источник)

Традиционно для российского подплава «Ясень» имеет двухкорпусную конструкцию. В итоге снаружи остаётся значительно меньше выступающих деталей, чем у американской субмарины: максимум возможного убран из потока в межкорпусное пространство, что повышает обтекаемость и снижает уровень шума.

Впрочем, это не сильно повредило. Современные агрегаты и мощные «шумодавы» в сочетании с отличными гидродинамическими характеристиками делают «Ясень» значительно тише по сравнению с «Щуками-Б» — многоцелевыми лодками предыдущего проекта 971. С учётом того, что поздние лодки 971 проекта считаются более тихими, чем тот же «усовершенствованный Лос-Анджелес», «Ясень» превосходит «Вирджинию» по этому параметру.

Рейтинг:

«Ясень» — 4,5 «Вирджиния» — 4

Постройка и испытания

Постройка первых многоцелевых АПЛ нового типа осуществляется на двух американских верфях: Newport News Shipbuilding и Electric Boat. При этом предусмотрена достаточно широкая кооперация обоих предприятий: Electric Boat выпускает модули реактора, центрального поста и еще 7 функциональных секций для всех кораблей, a Newport News Shipbuilding — рубку, кормовой отсек, жилой модуль, модуль вспомогательных механизмов и еще 6 секций.

Окончательная сборка корпусов АПЛ, оснащение их дополнительным оборудованием, испытания и передача в состав ВМС будут производиться на этих же верфях: первого и третьего — в Гротоне, второго и четвертого — в Ньюпорт-Ньюс. В настоящее время в планах ВМС США предусмотрена постройка 7 АПЛ типа Virginia, при планах довести количество АПЛ в серии до 30.

Конструкция

Схема АПЛ типа «Вирджиния» Уровень шумности АПЛ класса «Вирджиния» находится на уровне АПЛ «Сивулф», и более низкий чем у российских АПЛ 3-го поколения проекта 971 «Щука-Б». Для достижения этого уровня в конструкции «Вирджиния» используются новые «глушащие» покрытия, система изолированных палуб и новая конструкция энергетической установки. Для уменьшения уровня шума гребной винт установлен в кольцевом обтекателе (фенестроне), глубиною примерно соответствующем диаметру винта.

Впервые в мировой практике на лодке отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. Инфракрасный лазер используется в качестве дальномера.

Для обнаружения мин используется необитаемые автоматические аппараты с временем автономной работы до 18 часов и разрешающей способностью сонара 10 см.

За рубкой находится шлюзовая камера, через которую могут выйти на поверхность 9 боевых пловцов.

Серия подводных лодок «Вирджиния Блок III», примерно на 20% переработана для снижения цены и повышения эксплуатационных характеристик. Изменения коснулись носовой части, где двенадцать индивидуальных ракетных пусковых установок были заменены на две установки большого диаметра револьверного типа, каждая из которых способна запустить до шести крылатых ракет типа «Томагавк». Подобная схема пусковых установок уже применяется на АПЛ «типа Огайо», переоборудованных под крылатые ракеты «Томагавк».

История

Проектирование серии началось в конце 1980-х годов, головная лодка нового типа — SSN-774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году.
Предполагалось, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», строившиеся с 1976 по 1996 год (первоначально планировалось замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение лодкам типа «Вирджиния»).

5 мая 2007 года во время торжественной церемонии по вводу АПЛ SSN 776 «Гавайи» в боевой состав флота министр ВМС Дональд Винтер заявил:

Планируется, что «Гавайи» будет нести службу в Азиатско-тихоокеанском регионе.

3 мая 2008 года в Уилмингтоне (штат Северная Каролина) торжественно введена в состав ВМС США четвёртая АПЛ SSN 777 «Норт Кэролайн».

В июне 2008 года завершено строительство пятой подводной лодки. Ею стала SSN 778 «Нью-Гэмпшир». Принятие на вооружение состоялось 28 августа 2008 года.

28-29 августа 2008 года в Мексиканском заливе были проведены испытания в ходе которых из вертикальных пусковых установок были запущены две ракеты «Томагавк» модификации Block III и Block IV, также из торпедного аппарата была запущена ракета модификации Block III. В ходе испытаний в реальном масштабе времени отрабатывалось перепрограммирование цели.

В 2010 году сообщалось, что звукопоглощающее покрытие на подводных лодках оказалось неустойчивым к воде: происходит отслоение материала от корпуса подлодок, что снижает звукопоглощение. При неполном отслоении листы покрытия сами становятся источником шума.

31 июля 2010 года в Гротоне была спущена на воду 7я лодка — SSN 780 «Миссури» (англ.)русск..

7 августа 2011 года в городе Ньюпорт состоялась передача ВМС США восьмой в серии подводной лодки SSN 781 «Калифорния». Включение в состав флота намечено на октябрь.

В апреле 2014 года был подписан контракт с компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding на строительство десяти атомных подводных лодок модернизированной версии Block IV. Сумма сделки составила $17,6 млрд и стала крупнейшей для контрактов на строительство подводных лодок.

29 октября 2016 года состоялся ввод в строй 13-й ПЛ этого типа SSN-786 «Иллинойс», ценой 2,7 миллиарда долларов.

20 октября 2018 года на верфях в Ньюпорт-Ньюс (штат Виргиния) и Гротоне (штат Коннектикут) прошли церемонии спуска на воду ещё двух АПЛ класса «Вирджиния» — «Делавэр» и «Вермонт».

Радиоэлектроника и гидроакустика

В этом вопросе обе лодки близки.

Цифровые интегрированные системы боевого управления открытой архитектуры с графическими интерфейсами, гидроакустические комплексы с носовыми антеннами большой площади, протяжённые конформные антенны по бортам, буксируемые антенны и т. д, и т. п, и др.

Оборудование обоих типов лодок регулярно совершенствуется, при этом оно уже доказывало работоспособность, причём не только на испытаниях. Есть и свои фишки — например, «Вирджиния» не имеет традиционного перископа. Вместо этого на подлодке установили штангу с видеокамерами. Видеокамеры есть и у «Ясеня», но оптический канал остался. Кроме того, управление лодкой в целом на «Ясене» значительно более автоматизировано — что традиционно для отечественных атомных субмарин начиная с 1960-70-х годов.

Рейтинг:

«Ясень» — 5 «Вирджиния» — 4,5

Мобильность и энерговооружённость

Нацеленность на охоту за субмаринами и спецоперации у побережья не требует высоких скоростей. Полный ход «Вирджинии» ограничен, по различным данным, 26-27 узлами. «Ясеню» такое ограничение не подходит. Уже упоминавшаяся задача борьбы с надводными кораблями требует большой скорости хода — авианосное соединение в зоне боевых действий может маневрировать на скоростях более 30 узлов. Это и определило требования к подводной скорости лодок проекта 885, способных «укладывать стрелку» за 33 узла (по некоторым данным, до 35).


USS Virginia (SSN-774) (фото: Michael Payne) У «Вирджинии» рабочая глубина — 250 метров, предельная — за 300. «Ясень» ныряет более чем на 400 метров в рабочем режиме и почти на 600 — в предельном.

Обе субмарины оснащены реакторами с повышенной продолжительностью службы активной зоны и блочными паротурбинными установками, что облегчило и удешевило их обслуживание. Тепловая мощность реактора S9G на «Вирджинии» — 150 мегаватт, ОК-650В на «Ясене» — около 200. Мощность на валу — около 30 мегаватт на «Вирджинии» и 50 на «Ясене». Эта разница, в сочетании с винтом, оптимизированным под высокие скорости, и обеспечивает разницу в ходе. В обоих случаях значительная часть мощности главной энергетической установки требуется для работы систем жизнеобеспечения и другого оборудования, включая вооружение лодок.

Рейтинг:

«Ясень» — 5 «Вирджиния» — 3

Примечания

  1. 12 В США введена в строй новейшая боевая подлодка, strana.ru, 3 мая 2008
  2. Пентагон предоставил General Dynamics и Northrop Grumman заказ на постройку 8 субмарин, rbc.ru, 23.12.2008
  3. 12 Navy gets $2.7B attack submarine sponsored by Michelle Obama
  4. 12 ВМС США получили новую атомную подводную лодку
  5. 12 ВМС США получили новую подводную лодку почти за $3 млрд
  6. 12 ВМС США получили новую атомную подводную лодку
  7. 12Березин, Алексей ВМС США получили новую подлодку класса «Вирджиния».РИА Новости (05.05.2007). Проверено 29 сентября 2007. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  8. ВМС США приняли на вооружение четвертую подлодку класса Virginia, lenta.ru, 25.02.2008
  9. В США построена новейшая ударная подводная лодка, 22 июня 2008
  10. В США построена новейшая боевая подлодка с атомной силовой установкой, 22 июня 2008
  11. ВМС США досрочно получили атомную подлодку «Нью-Гэмпшир», lenta.ru, 29.08.2008
  12. 12 Подлодка «Вирджиния» ВМС США запустила первые «Томагавки», lenta.ru, 05.09.2008
  13. АПЛ Virginia расклеились. warcyb.org.ru (25.09.2010). Проверено 12 августа 2011.
  14. В США спустили на воду новую ударную подлодку (01.08.2010). Проверено 1 августа 2010. Архивировано 29 февраля 2012 года.
  15. ВМС США получили ударную подводную лодку California
  16. ВМС США купили подлодок на 18 миллиардов долларов, lenta.ru, 29 апреля 2014
  17. US Navy Fact File. Attack Submarines, на 10 сентября 2010 года.
  18. Uss North Dakota
  19. ВМС США приняли первую подлодку модифицированного проекта «Вирджиния»
  20. ВМС США получили 12-ю «Вирджинию». Центральный военно-морской портал (5 августа 2015).
  21. Virginia-Class Block III Submarine USS John Warner (SSN 785) Commissioned (англ.). navyrecognition.com (4 August 2015). Проверено 5 мая 2020.
  22. В США началось строительство 13-й многоцелевой АПЛ типа «Вирджиния»
  23. Illinois
  24. Мишель Обама спустила на воду новую подлодку
  25. ВМС США получили новую атомную подводную лодку. Проверено 28 августа 2020.
  26. В США заложили 14-ю АПЛ типа «Вирджиния»
  27. https://www.navy.mil/submit/display.asp?story_id=67975
  28. Заложена 15-я подлодка класса «Вирджиния»
  29. США заложили 16-ю многоцелевую атомную подводную лодку класса «Вирджиния»
  30. https://newsroom.huntingtoningalls.com/releases/virginia-class-submarine-indiana-launched
  31. «Атомные подводные лодки типа „Вирджиния“», vorkuta.ru
  32. «„Морские волки“ и надводные „хорьки“», nvo.ng.ru, 21.01.2000
  33. Future USS North Dakota (SSN 784), First Block III Virginia Class Submarine Delivered to US Navy
  34. «Россия и США продолжают атомную подводную гонку», lenta.ru, 23.05.2006

Скрытность

Обе лодки изготовлены с учётом почти векового опыта борьбы подводников за скрытность и малошумность, но компромиссные решения есть у обоих типов.

«Вирджиния», созданная с оглядкой на экономию бюджета, достаточно компактна — подводное водоизмещение около 7900 тонн. С одной стороны, это снижает шумность за счёт сокращения омываемой водой площади поверхности корпуса. С другой — не позволяет эффективно применить ряд новейших разработок в области звукоизоляции агрегатов и механизмов. Тесно!

Кроме того, «Вирджиния», традиционно для американцев, лодка однокорпусная — её прочный корпус не прикрыт снаружи вторым, лёгким корпусом-оболочкой. Из-за этого обтекатели части систем выступают снаружи корпуса и вносят свою лепту в образование предательских пузырьков. Шум от их схлопывания может выдать лодку неприятельскому акустику. Отчасти скрытность улучшает водомётный движитель — «архимедов винт», который позволяет значительно снизить шум по сравнению с традиционными винтами, но — ценой низкой скорости хода.

«Ясень» более крупный — почти 14000 тонн под водой. Это обусловлено и двухкорпусной конструкцией субмарины, и набором вооружения и оборудования. Размеры, с одной стороны, повышают вероятность обнаружения акустическими средствами: больше площадь поверхности корпуса, омываемая водой, — больше шума. Магнитными средствами «Ясень» обнаружить тоже проще — большая масса стали. С другой стороны, почти на полметра больший внутренний диаметр прочного корпуса даёт выигрыш во многие сотни кубов полезного объёма. Это позволяет разместить «шумящие» агрегаты и средства шумоподавления оптимальным образом, максимально сократив утечку звуков.


К-560 «Северодвинск» (фото: Источник)

Традиционно для российского подплава «Ясень» имеет двухкорпусную конструкцию. В итоге снаружи остаётся значительно меньше выступающих деталей, чем у американской субмарины: максимум возможного убран из потока в межкорпусное пространство, что повышает обтекаемость и снижает уровень шума.

Впрочем, это не сильно повредило. Современные агрегаты и мощные «шумодавы» в сочетании с отличными гидродинамическими характеристиками делают «Ясень» значительно тише по сравнению с «Щуками-Б» — многоцелевыми лодками предыдущего проекта 971. С учётом того, что поздние лодки 971 проекта считаются более тихими, чем тот же «усовершенствованный Лос-Анджелес», «Ясень» превосходит «Вирджинию» по этому параметру.

Рейтинг:

«Ясень» — 4,5 «Вирджиния» — 4

Скрытность

Обе лодки изготовлены с учётом почти векового опыта борьбы подводников за скрытность и малошумность, но компромиссные решения есть у обоих типов.

«Вирджиния», созданная с оглядкой на экономию бюджета, достаточно компактна — подводное водоизмещение около 7900 тонн. С одной стороны, это снижает шумность за счёт сокращения омываемой водой площади поверхности корпуса. С другой — не позволяет эффективно применить ряд новейших разработок в области звукоизоляции агрегатов и механизмов. Тесно!

Кроме того, «Вирджиния», традиционно для американцев, лодка однокорпусная — её прочный корпус не прикрыт снаружи вторым, лёгким корпусом-оболочкой. Из-за этого обтекатели части систем выступают снаружи корпуса и вносят свою лепту в образование предательских пузырьков. Шум от их схлопывания может выдать лодку неприятельскому акустику. Отчасти скрытность улучшает водомётный движитель — «архимедов винт», который позволяет значительно снизить шум по сравнению с традиционными винтами, но — ценой низкой скорости хода.

«Ясень» более крупный — почти 14000 тонн под водой. Это обусловлено и двухкорпусной конструкцией субмарины, и набором вооружения и оборудования. Размеры, с одной стороны, повышают вероятность обнаружения акустическими средствами: больше площадь поверхности корпуса, омываемая водой, — больше шума. Магнитными средствами «Ясень» обнаружить тоже проще — большая масса стали. С другой стороны, почти на полметра больший внутренний диаметр прочного корпуса даёт выигрыш во многие сотни кубов полезного объёма. Это позволяет разместить «шумящие» агрегаты и средства шумоподавления оптимальным образом, максимально сократив утечку звуков.


К-560 «Северодвинск» (фото: Источник)

Традиционно для российского подплава «Ясень» имеет двухкорпусную конструкцию. В итоге снаружи остаётся значительно меньше выступающих деталей, чем у американской субмарины: максимум возможного убран из потока в межкорпусное пространство, что повышает обтекаемость и снижает уровень шума.

Впрочем, это не сильно повредило. Современные агрегаты и мощные «шумодавы» в сочетании с отличными гидродинамическими характеристиками делают «Ясень» значительно тише по сравнению с «Щуками-Б» — многоцелевыми лодками предыдущего проекта 971. С учётом того, что поздние лодки 971 проекта считаются более тихими, чем тот же «усовершенствованный Лос-Анджелес», «Ясень» превосходит «Вирджинию» по этому параметру.

Рейтинг:

«Ясень» — 4,5 «Вирджиния» — 4

Представление участников

С американской стороны: атомная подводная лодка типаВирджиния». Субмарины этого типа делают для ВМС США с 1999 года, головная — SSN-774 Virginia — вошла в строй в 2004 году. За прошедшие 13 лет флоту передали 15 лодок трёх серий, четыре находятся на разных стадиях постройки. В общей сложности планируется построить 48 субмарин, 33 из них — до 2030 года. Они должны полностью заменить в составе флота подлодки типаЛос-Анджелес» иусовершенствованный Лос-Анджелес» 1970-1990-х годов.

USS Virginia(SSN-774)

Вирджиния» — многоцелевая подлодка, но её основное назначение — борьба с подводными целями и проведение специальных операций.

С российской стороны: атомная подводная лодка проекта 885(шифрЯсень»). ГоловнойЯсень» был заложен ещё в 1993 году, но работы практически сразу встали из-за недофинансирования. Строительство возобновилось уже во второй половине 2000-х годов после коренной переработки проекта под новое оборудование и вооружение. Атомный подводный крейсер К-560Северодвинск» спустили на воду в 2010 году и передали флоту в 2014-м. Заложенная в 2009 году АПЛ К-561Казань» в настоящее время проходит испытания. Ещё пять субмарин, заложенные в 2013-17 гг., находятся на различных стадиях постройки — их передадут флоту в 2019–2023 годах.

К-560Северодвинск»(фото: Олег Кулешов)

Ясень» — тоже многоцелевая лодка, но её главная задача — борьба с надводными кораблями противника и уничтожение наземных целей крылатыми ракетами разных типов.

Сравнивать участников конкурса будем по нескольким основным параметрам: скрытность, ударные возможности, мобильность и энерговооружённость, уровень бортовых систем, способность выполнять различные задачи, комфорт для экипажа и, конечно, серийность.

Поехали.

Состав серии

Название Верфь Заказан Начало работ Заложен Спущен В строю Порт приписки
Block I
1. SSN-774 «Вирджиния» GDEB 30.09.1998 08.1997 02.09.1999 16.08.2003 23.10.2004 Гротон
2. SSN-775 «Техас» NNSB 30.09.1998 09.1998 12.07.2002 09.04.2005 09.09.2006 Перл-Харбор
3. SSN-776 «Гавайи» GDEB 30.09.1998 10.1999 27.08.2004 17.06.2006 05.05.2007 Перл-Харбор
4. SSN-777 «Норт Кэролайн» NNSB 30.09.1998 03.2001 22.05.2004 05.05.2007 03.05.2008 Перл-Харбор
Block II
5. SSN-778 «Нью-Гемпшир» GDEB 14.08.2003 01.2004 30.04.2007 21.02.2008 25.10.2008 Гротон
6. SSN-779 «Нью-Мексико» NNSB 14.08.2003 01.2004 12.04.2008 18.01.2009 27.03.2010 Гротон
7. SSN-780 «Миссури» GDEB 14.08.2003 12.2004 27.09.2008 20.11.2009 31.07.2010 Гротон
8. SSN-781 «Калифорния» NNSB 14.08.2003 01.2006 01.05.2009 14.11.2010 29.10.2011 Гротон
9. SSN-782 «Миссиссиппи» GDEB 14.08.2003 02.2007 09.06.2010 13.10.2011 02.06.2012 Гротон
10. SSN-783 «Миннесота» NNSB 14.08.2003 02.2008 20.05.2011 03.11.2012 07.09.2013 Гротон
Block III
11. SSN-784 «Норт Дакота» GDEB 22.12.2008 03.2009 11.05.2012 29.08.2013 29.08.2014 Гротон
12. SSN-785 «Джон Уорнер» NNSB 22.12.2008 03.2010 16.03.2013 10.09.2014 01.08.2015 Норфолк
13. SSN-786 «Иллинойс» GDEB 22.12.2008 03.2011 02.06.2014 11.10.2015 29.10.2016
14. SSN-787 «Вашингтон» NNSB 22.12.2008 09.2011 22.11.2014 13.04.2016
15. SSN-788 «Колорадо» GDEB 22.12.2008 06.2012К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1633 дня ] 07.03.2015
16. SSN-789 «Индиана» NNSB 22.12.2008 16.05.2015
17. SSN-790 «Южная Дакота» GDEB 22.12.2008 4.04.2016
18. SSN-791 «Делавэр» NNSB 22.12.2008 30.04.2016
Block IV
19. SSN-792 «Вермонт» GDEB 28.04.2014
20. SSN-793 «Орегон» GDEB 28.04.2014
21. SSN-794 «Монтана» NNSB 28.04.2014
22. SSN-795 «Хайман Джордж Риковер» GDEB 28.04.2014
23. SSN-796 «Нью-Джерси» NNSB 28.04.2014
24. SSN-797 «Айова» GDEB 28.04.2014
25. SSN-798 «Массачусетс» NNSB 28.04.2014
26. SSN-799 «Айдахо» GDEB 28.04.2014
Block IV
SSN-802 — SSN-804

Сравнительная оценка

Отечественным аналогом лодок типа «Вирджиния» являются близкие по основным размерам и скорости хода АПЛ проекта 885 «Ясень» (тип «Северодвинск»).

«Сивулф» «Ясень-М» «Вирджиния» «Астьют» «Сюффрен»
Внешний вид
Годы постройки 1989 год—2004 год 2009 год—н.в. 1999 год—н.в. 2001 год—н.в. 2007 год—н.в.
Годы службы 1997 год—н.в. 2021 год—н.в. 2004 год—н.в. 2010 год—н.в. 2020 год—н.в.
Построено 3 3 (9 план) 19 (30 план) 4 (7 план) 1 (6 план)
Водоизмещение надводное (т) 7460 8600 7080 6500 4755
Водоизмещение подводное (т) 9130 13 800 7925 7800 5300
Количество ТА / ПУ ракет 8 (50) / — 10 (30) / 8 (32—40) 4 (25) / 12 (12) 6 (38) / — 4 (20) / —

Серийность

Здесь-то собака и пороется.

Как уже сказано,Вирджиний» американцы хотят наклепать 48 штук.Ясени» ограничат семью корпусами к 2022-23 году(хотя могут добавить заказ ещё на три-четыре лодки). Впрочем, в большом количестве их и не собирались делать. Массово будут строить многоцелевую лодку следующего поколения, более компактную и не столь впечатляющую по арсеналу. Какой она окажется? Когда узнаем — напишем новый сравнительный отчёт.

Рейтинг:

Ясень» — 3Вирджиния» — 5

Итоговый рейтинг:

Ясень» — 31,5Вирджиния» — 29,5

Близко? Как посмотреть. Главное достоинство американской лодки — массовость, и здесь, конечно,Ясень»Вирджинии» не конкурент. С другой стороны, должен ли люксовый седан быть таким же массовым, как малолитражка? Свою крупносерийную лодку ВМФ России ещё получит, и, конечно, её мы тоже оценим.

Спорить будем?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector